Картина Анна Ахматова
Одной из лучших картин Альтмана, написанных в дореволюционный период его творчества, является портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Портрет Анны Ахматовой»
Но искусство не обмануть. Ида Рубинштейн. Среди портретов Ахматовой работы Елены Данько есть миниатюрные изображения ее профиля. я сама заметила в нем большую перемену, когда мы встретились в 1911 году. В этом контексте строки Ахматовой «Подожди, я тоже мраморною стану» из стихотворения «А там мой мраморный двойник» Наталья Лянда рассматривает как возможный разговор Ахматовой и Модильяни о его будущей скульптуре в мраморе, о которой она могла знать.
В 1917 году состоялось открытие выставки. Победа духа главной героини. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя.
В 1921 г. Юрий Анненков сделал в один день два портретных наброска Ахматовой. И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность. Что ни один из его русских друзей так бы не поступил.
В 1964 году впервые были опубликованы воспоминания Анны Ахматовой (1889 – 1966) о её парижском знакомстве с Амедео Модильяни (Amedeo Clemente Modigliani, 1884 – 1920). Голлербах определял эти стихи как «портретный жанр» (был среди них и «автопортрет» Ахматовой) и наряду с ними поместил в антологии живописные портреты Ахматовой работы Натана Альтмана и Кузьмы Петрова-Водкина, рисунок Юрия Анненкова, силуэт Евгения Белухи, фарфоровую статуэтку, созданную Натальей Данько и расписанную Еленой Данько и т. д. Эта книга -- поздний отзвук Серебряного века, для которого преломление личности сквозь призму искусства было необходимой формой жизнетворчества.
- Анна Андреевна Ахматова в живописи
- Анна Ахматова в изобразительном искусстве
- Анна Ахматова и художники (Модильяни и другие)
- Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)
О, как они ошибались. Он написал её такой, какая она к нему пришла для позирования. Спокойные прогулки в Люксембургском саду. Neiswander, музей в Миннеаполисе), Сьюзан Кросс (Susan Cross, Музей Гугенхейма в Нью-Йорке), Джефри Вайсс (Jeffrey Weiss, Национальная галерея в Вашингтоне). Что он никому не позволит На них теперь смотрели с любопытством. Еще раньше проговорилась муза.
Голос у него стал обиженным, сварливым. Заговорили. Ей трудно было подниматься по крутой лестнице и Анна Ивановна поручила Коле-маленькому, если Коли-большого рядом не будет, носить Анну вверх и вниз на руках. Моди писал ей «всю зиму» безумные письма из которых она «запомнила несколько фраз».
- Анна Ахматова: галерея портретов (фото)
- «Пленительная дружба муз» Анны Ахматовой и Натана Альтмана
- Женщина, лежащая на кровати (Анна Ахматова)
- Описание работы «Женщина, лежащая на кровати (Анна Ахматова)»
- 9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой
Бродить по ночному Парижу — его любимое занятие. В любом случае они имеют ценность -- хотя бы ценность документа. ". Некоторые настойчиво развивают тему их романтических отношений.
Вдруг 12 рисунков были узнаны как изображения Ахматовой. Анна больше не отрицала своей любви к итальянскому художнику Амадео Модильяни. Портрет Иды Рубинштейн. Царственная красота юной поэтессы приводила в восторг его утонченный вкус. Он изобразил «самую худую женщину Петербурга», как она сама себя называла, монументальной, подобной египетскому сфинксу. К тому же Лянда удалось найти «пары» – когда какое-то событие или переживание в творчестве одного часто находило соответствие в творчестве другого.
Сейчас его картины на различных аукционах оцениваются в миллионы. Заметила его сразу, по пристальному взгляду. Она грустила, мечтала, писала (теперь самые знаменитые) стихи о любви, в которых «легким облачком» поселился он, буквально ставший ее «музой»:В пушистой муфте руки холодели. Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное.
- Картина в технике коллаж Анна Ахматова
- 12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности
- Портреты Анны Ахматовой на границе живописи и поэзии
- Амедео Модильяни и Анна Ахматова: история одной любви
- Анна Ахматова и Амедео Модильяни
Небольшой очерк, написанный спустя полвека, вышел в Италии, в переводе литературного критика Джанкарло Вигорелли (Giancarlo Vigorelli, 1913 – 2005). Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Но он уже был другой: «. Не объясняет, куда же они подевались и сама Анна Андреевна. Кто эта Победа, остается не проясненным.
Вспомнила же о рисунках только в 1921 году, когда узнала, что он умер годом ранее. Их страсть была неудержимой, но по понятным соображениям, недолгой. Моди вдруг притих.
Та же необходимость выразить себя руководила Ахматовой, когда она рисовала свой портрет 30 декабря 1926 г. Конец года, канун следующего -- для Ахматовой это был важный момент: время подведения итогов не случайно она отмечала, что «Поэма без героя» впервые пришла к ней в Рождество 1940 г. Этот автопортрет Ахматовой нельзя назвать «красивым»: в несимметричных глазах зеркального двойника есть что-то безумное. Как в действительности складывались и развивались отношения Ахматовой и Модильяни. Он уже знал, что её не остановит ничто. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. Он сказал, что это низость – говорить при нём на языке, которого он не знает.
По его словам, «поэзия Анны Ахматовой производит впечатление острой и хрупкой». Год летел. Но тот один висел в изголовье ее кровати до конца ее жизни. Сама Ахматова рассказывала, что итальянец сумел произвести на нее впечатление. C виду казалось, что Амадео постарел сразу на много лет.
- Портреты Анны Ахматовой (23 июня 1889 — 5 марта 1966)
- Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)
- «Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)
- «Печальная красавица» (портрет Анненкова)
- «Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)
- В белом платье в белой ночи (портрет Осмёркина)
Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. Законы сцены переносились в жизнь, в которой тоже можно было исполнять многие роли. Комментарием к этому загадочному образу служат слова Ахматовой: «Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи и подозревал, что в них таятся какие-то чудеса». 16 Этот рисунок открывает ахматовскую иконографию -- по крайней мере из того, что сохранилось, ничего более раннего на сегодняшний день неизвестно. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников).
В воспоминаниях поэтессы не найти и намека на какую-то интимность встреч. Во-первых, эти письма не сохранились и никто из биографов Модильяни ни разу не высказал сожаления об утрате столь важного документа. «Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы. »41 -- этот словесный портрет, сделанный самим Анненковым, соответствует лишь гуашному, «декадансному» портрету, дописанному по памяти и как бы «опрокинутому» в дореволюционные годы. Это открытие стало сенсацией, а фраза из воспоминаний Ахматовой, что рисунков было много и что «уцелел тот, в котором меньше, чем в остальных, предчувствуются его будущие ню», получила документальное подтверждение. Хотя это не рисунки и не «камеи», это профильные портреты -- известно, что Ахматова предпочитала и художникам и фотографам позировать именно в профиль. Альтман писал женщину футуристической эпохи, которой сродни урбанистический ритм писал в ней уверенность в себе, здоровье, почти акробатическую гибкость фигуры.
Анна своих привычек не меняла, вставала поздно, строгому распорядку слепневского дома не следовала. Крупная ссора Анны с супругом после его возвращения приблизила встречу влюбленных: она сбежала в Париж к Амадео. Иногда они больше фиксируют ахматовский облик иногда -- состояние. 1921. ), Ольга Глебова-Судейкина -- Коломбиной (Сергей Судейкин. «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти.
Мир признал Модильяни великим художником только через пару лет после его смерти. 1911 год. «Мне нужен ваш адрес, – сказал он безнадёжно, – я всё объясню.
Юную красавицу начинает закидывать письмами заграничный воздыхатель Модильяни, признаваясь в любви и умоляя хотя бы о еще одной встрече. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. Собирая по крупицам сведения о «странном сближении» из писем и воспоминаний современников, Марченко приходит к выводу, что хоть Модильяни и доводилось быть причиной ссор между Гумилёвым и Ахматовой, вовсе не им были заняты в это время мысли юной поэтессы. У пары был медовый месяц.
Ахматова говорила, что рисунки сгорели в царскосельском доме. Набросок, выполненный пером (тушь и черная акварель), можно считать началом второго периода ахматовской иконографии. Да, он был знаком с Ахматовой.
- Представительница «пустой безыдейной поэзии» (портрет Сарьяна)
- «Русская царица» (портрет Лянглебена)
- Рисунок Амадео Модильяни для Анны Ахматовой
- Анна Ахматова «Покинув рощи родины священной»
- Анна Ахматова и Амедео Модильяни: любовь как искусство
- Модильяни рисовал Ахматову, но его любовные письма себе она сочинила сама
Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». Днём они вдвоем бродили по музеям, а по ночам совершали прогулки по городу. Немало споров вызвала документальная повесть – именно так определил жанр своего произведения известный литератор Борис Носик – «Анна и Амедео».
Предполагалось, что они будут лежать. 1910. И дело не в обнажении, а в том эротизме, которым они пылали, глядя прямо в глаза зрителям.
Прижизненные портреты Ахматовой создавались как великими художниками (Амедео Модильяни), так и дилетантами (Георгий Шенгели, Иосиф Бродский). Скорее всего, так. Свидетельство чувств молодых людей — прекрасные рисунки — ню.
Среди остальных встречаются в его работах портреты известных людей и выдающихся личностей, в частности «Портрет Анны Ахматовой», написанный им в 1922 году, когда он впервые в жизни стал отцом. Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. У Лукницкого, по словам его вдовы, головка жила «в старинной круглой коробке из-под пудры». Нет и тени плакальщицы и вещуньи. Воспоминаний о романе, который длился очень короткое время.
Она вскоре уехала в Париж. «Модильяни любил ночами бродить по Парижу и часто, заслышав его шаги в сонной тишине улицы, я подходила к окну и сквозь жалюзи следила за его тенью, медлившей под моими окнами». Положим, она не принадлежит к поэтам особенно веселым, но всегда жалящим». 33 Валерий Брюсов, ругая акмеизм, отмечал при этом: «Стихи г-жи Ахматовой весьма дороги нам своей особенной остротой». 34 Между тем, греческое слово «акмэ», давшее название новой литературной школе, означает «вершина», «острие». Ахматову прозвали тогда «соломенной вдовой». Эту «спокойную важность» в 1911 г. почувствовал и отразил в своем рисунке Модильяни -- в том единственном из шестнадцати, который сохранился у Ахматовой. Анна Ахматова узнала о его славе и смерти случайно через несколько лет. Даты работ и записи Лукницкого показывают, что это происходило, видимо, с 1923 по 1928 гг.
Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. Ведь вопреки нелепому внешнему виду (художник был одет в вельветовые штаны и куртку желтого цвета), его поведение было настолько галантным, а манеры – безупречными, что Анна даже забыла о его наряде. Однако, смерть опять опередила славу. Алла Марченко, к примеру, версию Носика иронично называет не иначе как «суперромантической». Этот портрет долгое время считался единственным, пока в 1993 году в Венеции на выставке произведений Модильяни из коллекции его близкого друга Поля Александра (Paul Alexandre) ни была показана целая серия ранних рисунков художника.
Веер культурных ассоциаций, разворачивающихся при взгляде на прекрасный женский облик, -- явление, характерное для модернизма. 12 Причудливые сравнения возникали и определяли стиль жизни многих «европеянок нежных»: так Любовь Дельмас побывала цыганкой Кармен, Ида Рубинштейн -- раненой львицей с ассирийского рельефа (Валентин Серов. Тогда же итальянская славистка Августа Докукина-Бобель (Augusta Dokukina Bobel) определила среди них восемь, несомненно изображающих Анну Ахматову в виде обнажённой модели. Гипотезу её поддержали некоторые искусствоведы: Дж. Тогда и появились ню, не оставившие тени сомнения в характере их отношений.
Он красноречив сам по себе. Гумилёв сказал по-русски, что пора уходить из этого сарая. Да и сам Чулков переживал в то время приступ влюблённости к Ахматовой. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. Но их знакомство было недолгим и скоро Гумилевы вернулись домой.
Вы ничего не поняли. » – «Я принесу адрес, – сказала она. Видимо вместе с письмами Моди. Позже, найденные «боттичеллевские» линии будут «путешествовать» по всем его живописным ню. Она изумилась и это чувство, смешанное с желанием и восхищением, не мог не заметить ее муж.
Обе скульптурных головки сделаны Ахматовой в период, когда она дружила с сестрами Данько. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат.
Гумилёв улыбался – он-то знал, что этим кончится. В мемуарном эссе 1964 года «Амадео Модильяни» тайна рисунка была приоткрыта: стало понятно «почему». Летом 1911 года Ахматова повстречалась в Париже с поэтом и прозаиком Георгием Ивановичем Чулковым (1879 – 1939), они регулярно виделись в течение трёх месяцев. Не зря позднее он плохо отзывался о Модильяни. В начале 1916 года дом был продан, а архив с рисунками и некоторыми письмами заброшен.
А всего в 1910 было несколько мимолетных встреч. Они обвенчались незадолго до этого — 25 апреля. Художник не успел дописать руки поэтессы. Когда Николай Гумилев вернулся домой, супруги сильно поссорились и Анна уехала в Париж. Говорят, Гумилев понимал, что слишком свободную, захваченную чувственным вихрем жизни, вольнолюбивую Анну, остановить невозможно. Он засыпал Анну страстными письмами и это дало свой результат.
Сама творила миф, как вспоминали слушатели. Как удалось ей удержаться от безумия, для меня непостижимо. Было прощание, последняя их прогулка, последнее кафе, последний парк, последняя ночь. И надо сказать, что эти «античные» изображения выполнены с изяществом, лаконизмом и мастерством, неожиданными для поэта, возможно, ни до, ни после не создававшего скульптуру.
Иногда у него появлялись деньги и тогда он был особенно щедр на «праздник»: дальние прогулки-поездки в Булонский лес и парк Бют-Шамон, кафе. Они провели вместе незабываемых три месяца. Ее муза олицетворяет скорбь. Возник глобальный интерес.
Из 16 рисунков, подаренных ей, она бережно хранила лишь тот, что висел над кроватью. В зарубежной прессе его уже называли «великим художником ХХ века» и сравнивали с Боттичелли (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi, 1445 – 1519). В частности, когда она писала портреты (как и она сама рассказывала), она не только постоянно думала о чисто художественной задаче, она не только духовно сближалась со своей моделью, но как-то по-особенному любовно относилась к ней, — можно даже сказать сильнее — она влюблялась в нее. И в его творчестве, а, тем более, в ее поэтическом становлении слышны и видимы «тени» их любви.
Она много лет позже рассказывала об этой встрече, наполняя каждый раз новым содержанием. К своему Амадео. Лянда полагает, что на этих рисунках изображена именно Ахматова.
Натан Альтман – один из самых ярких представителей русского авангардного искусства. Вспоминаются ахматовские наброски 1960-х гг. О благопристойных воспоминаниях поэтессы откровенней всего высказался Иосиф Бродский: «Ромео и Джульетта» в исполнении царственных особ». Выставку запретили, но за картинами Модильяни начинали охотиться коллекционеры.
Документальных подтверждений немного, вот таким образом то и дело в повести появляются «возможно», «могло бы быть», «вероятно», «кажется». Гумилев вернулся из поездки в Африку. – Я ещё зайду» Гумилёв смотрел на неё с отчаянием. Его друзьями стали Марк Шагал, Осип Цадкин, Давид Штеренберг – те, которые входили в так называемую «монпарнасскую школу» и были светочами нового искусства. Известно несколько небольших «камей» с ахматовским профилем, выполненных Натальей Данько из гипса, пасты, фарфора.
Париж таял и сиял восходящим солнцем. «Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, – эти рисунки дарил мне. Одна. Он весь как-то потемнел и осунулся». Да. Модильяни рисовал Анну.
Эти слова скрывают в себе больше признаний в любви, чем самые громкие возгласы. Был ли он сделан непосредственно с обнаженной Ахматовой, как хочется думать многим или, как утверджала сама Анна Андреевна: «Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома. » (то есть по памяти) — не имеет особого значения. Верится с трудом. Пристойный. Модильяни был не в состоянии сводить Анну куда-либо, вот таким образом они просто прогуливались вечерами по парижским улицам. Держалась она очень уединенно». Не могла проговориться всему миру, что не всегда он просто проходил мимо ее окон.
Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку. Чинные мемуары выглядят почти безлико. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция.
Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Там ее и заприметил Модильяни.
О. А. Судейкина 24 марта 1915 г. ), Саломея Андронникова была «Ленор, Соломинка, Лигейя, Серафита». Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. Он просил, чтобы я окантовала их и повесила в моей комнате». В крохотной мастерской, заставленной холстами, Анна позировала художнику. к драме «Энума Элиш»: на стене магическим образом появляются тени, «В пятне показывается Победа -- худая высокая женщина с сумасшедшими глазами -- в лохмотьях». Ахматова в 1964 году оборвала фразу.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Леон Бакст.
Сама ситуация, когда на глазах Ахматовой изготавливались ее скульптурные изображения, провоцировала на собственные опыты. Возможно, пластилиновый автопортрет, созданный Ахматовой у Данько, появился во время позирования.
Живут они в разных странах, встретились дважды и расстались навсегда. Поездка не состоялась. В искусстве его не интересовало ничего, кроме человека.
Но не только «следы» Модильяни в творчестве Ахматовой и влияние Ахматовой на творчество Модильяни пытаются изучать искусствоведы и литераторы. Все знали, что когда у Моди такой голос «Нам надо идти», – сказала она, послушно вставая. Осенью, приехав сюда, я думаю, ты не откажешься ни от одной из этих задач». 26 Прошло около 40 лет -- и в 1952 г. в вестибюле Национальной галереи в Лондоне состоялось открытие серии напольных мозаик работы Анрепа «Современные добродетели» на мозаичном панно «Сострадание» была изображена Ахматова, «спасаемая ангелом от ужасов войны». 27 Изображение было сделано по памяти: Ахматова и Анреп не виделись с 1917 г. В числе главных качеств стихов Ахматовой первых двух сборников критики называли особую «остротэ». 32 Михаил Кузмин в предисловии к «Вечеру» на четырех страницах шесть раз употребил слова с корнем «остр». Их было шестнадцать.
Вмешался Гумилев и предложил, по-русски, уйти из этого «сарая», чем вызвал у ничего не понявшего Моди раздражение. Тихий дождь, барабанящий по старому черному зонту. Два человека, тесно прижавшись, сидят на бесплатной лавке («я знала его нищим») и читают стихи. Гумилев словно почувствовал соперника: увидел в этой встрече знак судьбы. Миниатюры, созданные самой Ахматовой, заставляют о них вспомнить. Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни. Его жизнь была насыщена событиями и во многом ему сопутствовала удача.
и подошла первая. Встречались в Париже. Она сделает всё, что ей захочется. «Четки», писала Ахматова, вышли «вскоре после того, как окончилась кампания по уничтожению акмеизма». 35 Их выход стал победой акмеизма, победой Ахматовой, триумфом «острого» стиля. Она многократно позировала им: Елене -- для рисунков, Наталье -- для статуэтки, бюста, «камей». Она не могла его не заметить. Нейсвондер (J.
Несмотря на то, что многие из них станут очень похожими друг на друга манерой письма и качеством исполнения, Кузьма Сергеевич пытался передать мазками кисточки по холсту все мельчайшие детали человеческих лиц, которые он написал в этом жанре изобразительного искусства. Критик и филолог Алла Марченко в своём литературном расследовании, опубликованном в 2006 году в журнале «Дружба народов», приходит к выводу, что Ахматова, с первых поэтических опытов умевшая «сливать в одно много-много жизней», в эссе об Амедео Модильяни прибегает к «тайнописи» и искажает некоторые факты. В январе 1920-го туберкулез, алкоголь и наркотики, окончательно подточили его силы. Впервые молодые люди встретились в 1906 году в Париже. Ахматовой удалось найти лишь один сохранившийся портрет. Антология вышла в 1925 г., когда Анне Андреевне Ахматовой (1889-1966) было 35 лет как станет ясно потом, это не была даже середина ее жизни.