Картина Колокольчики Гончарова Наталья

Русские картины побили рекорд на

От согнувшейся бабы из этой картины шла прямая дорога к еще более грузной фигуре из «Сбора плодов», наклоненной над кучей яблок. Затем Наталья оформила несколько книг, как художник-иллюстратор, в том числе и «Сказку о царе Салтане», своего правнучатого дяди А. С. Пушкина. Искусство моей страны несравненно глубже и значительней, чем все, что я знаю на Западе. Она ведь училась сначала на скульптурном отделении, но ее учитель и будущий муж Михаил Ларионов, как она сама говорила, «открыл ей глаза на ее глаза». Гончарова охотно лепит из глины, Ларионов в «Автопортрете в тюрбане» (около 1907, ГТГ) изобразил себя рядом с рельефом, вырезанным им из деревянной колоды4.

В «Натюрморте с попугаями» (1902) мы видим (вверху) статуэтку вышеупомянутой Хины и только затем переходим к оперениям пестрых птиц, разложенных на светлой скатерти, движемся вниз с наклоном стола, пока не соскальзываем вместе со скатертью к самому низу. Апостолы — это скорее ее размышления на традиционную евангельскую тему.

– 2млн). Картина стояла в мастерской Гончаровой, когда ее посетила в 1928 году Марина Цветаева. Ее интересуют стародавние традиции иконопись, лубок. Успех продажи холста известного художника во многом зависит от его корректной оценки. В 1939 году художница даже организовала выставку «Испанки и магнолии».

В начале 1910-х годов Наталья вместе со своим мужем и друзьями, художниками-авангардистами, организовали несколько выставок, которые назывались «Бубновый валет» (1911 г. ), «Ослиный хвост» (1912 г. ), «Мишень» (1913 г. ) и просто «4» (1914 г. ), поскольку эта последняя выставка по очередности и правда была четвертой. Так называвший её Ларионов считал, что она маловато работает и был явно не прав. А у нее был родной брат. Еще одна пара справа — это пара несчастливая исполненная какой-то меланхолической грусти. Шли поиски индивидуальных и очень разных решений, нередко более динамичных по композициям (Ларионов, Сапунов, Константин Коровин) и потому могли живее восприниматься и композиционные приемы идущие от Гогена.

Поскольку Гончарова выросла в деревне, в небольшом семейном имении, картины на крестьянские сюжеты стали ядром ее ранних работ. Регулярно участвовала в парижских салонах «Салоне Тюильри» и «Салоне Независимых». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Оценки работ Гончаровой в отношении традиций религиозной живописи расходятся.

Почему картины самой 
дорогой сегодня 
художницы мира Натальи

Почему картины самой дорогой сегодня художницы мира Натальи Гончаровой 100 лет назад арестовывали прямо на выставках

Фигуры из ее сюжетов, навеянных впечатлениями от таитянок Гогена, воспринимаешь все же как тульских крестьянок – это относится к изображениям баб из «Хоровода» (1910, Серпуховской историко-художественный музей) или к написанным еще раньше фигурам из «Сбора плодов». Гоген в своих полотнах имел в виду не глубину, но прежде всего плоскость картины. Объединение «Ослиный хвост» было создано в противовес европейскому художественному влиянию и воздействию, с целью создания и укрепления позиций независимой русской школы современного искусства. Этот цикл тоже относят к вершинам творчества Гончаровой. Газета Голос Москвы от 25 марта писала: Вчера после собрания вошедшие могли любоваться выставкой, устроенной у эстетов.

Наверху – «мистический глаз», помещенный в середину цветка, ниже – поставленная на кресло корзина с подсолнухами с возбужденно вскинутыми или, наоборот, поникшими лепестками и, наконец, внизу (уже и вовсе нейтральное) сиденье тяжелого кресла. Это полотно было написано Гончаровой во время Первой мировой войны. В столице Наталья поступает в училище живописи, ваяния и зодчества. В «Цыганке» Ларионова (1908, частное собрание, Франция) такой же, как и в гогеновском «Сборе плодов», контраст затененного переднего плана и залитого солнцем второго аналогичный прием и в «Сборе плодов» Гончаровой (1908, ГРМ), в котором следует видеть откровенный Hommage одноименному сюжету Гогена. Полотно насыщено первозданной энергией, не случайно в восточных традициях павлин рассматривается как символ изобилия, бессмертия, царской роскоши. Эту вещь сравнивают с работами Дюрера и Эль Греко.

24 марта 1910 года Гончарова выставила несколько картин в Обществе Свободной Эстетики. Так вот, эта Наталья Гончарова стала художницей и о ней пойдет рассказ в этой статье. А напомнил о художнице Наталье Сергеевне Гончаровой не далее как 29 мая нынешнего года, знаменитый и чрезвычайно престижный аукцион Sotheby"s, на котором картина Натальи Гончаровой под простым названием «Колокольчики» была продана по непростой цене 2, 9 миллиона фунтов стерлингов. Гончаровой предъявляются обвинения в распространении порнографии («явно соблазнительных картин»). Но это Андрей зря Кто б отказался, если сам Бенуа приглашает к сотрудничеству на «Золотом петушке».

Так считается. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет». Это программная работа для Гончаровой. На них были изображены обнажённые женщины, напоминающие скифских каменных баб, подобных палеотическим Венерам. В этой же технике выполнен «Лес» (1913), который хранится в собрании Тиссен-Борнемиса в Швейцарии.

Наталья Гончарова, 
делатель картин

Наталья Гончарова, делатель картин

Поднос — любимый сюжет художников круга «Бубнового валета». Отсутствие краски обозначает небытие. Ведь уже в ее «Крестьянках, сажающих картофель» (1907-1908, ГТГ) появились кучи картофеля, похожие на каменные валуны, на которые столь же похожи и фигуры работающих женщин. Ноланд работала над этой инсталляцией в привычной для себя технике.

Она продлилась лишь один день и была закрыта. Позднее она напишет «о большой любви в понимании окружающего мира и декоративности в его передаче», характерной «для жителя Востока, в том числе и славянина» 8 (курсив мой. Отклики на картины Гогена очевидны и в живописи обоих художников. У творческих людей «серебряного века» фантазия была что надо. Полотно Алексея Явленского Натюрморт с иконой и цветочным горшком (350-500тыс. ) может украсить не только русские торги, но и любой аукцион модернизма.

Здесь всё слишком серьёзно и нет места игре игривости иронии и, к сожалению, чувству юмора. – период примитивизма в творчестве Гончаровой. Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее). В то время как Гогену приходилось придумывать фигуры никому не известных таитянских божков, Гончарова опиралась на изваяния «русских» (как она выражалась) «каменных баб», лепя из глины (в настольных размерах) свои собственные их варианты. В этой картине главную роль вновь играет цвет.

Наталья Гончарова 
художница картины

Наталья Гончарова художница картины

В жизни художницы настали светлые времена, что отразилось на холсте. Натюрморт «Фрукты и гравюра» (1907-1908, Тульский музей изобразительного искусства) соединил ее впечатления от «Натюрморта с попугаями» и от «Подсолнечников». Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Влияние натюрмортов Гогена проявилось у Гончаровой не только в подборе предметов. Именно благодаря Цветаевой сохранилось так много писем и воспоминаний о Гончаровой. Но выглядит всё это ярко и декоративно. Здесь увлечение пастелью почему-то не мешает фовизму и «глубокому цвету», плоская декоративность не противоречит футуризму и лучизму (ларионовской версии футуризма) импрессионизм и сезанизм примитивизму и так далее.

Холст «Натюрморт (Колокольчики)» также имеет отличную историю: участвовал в выставках Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, Нью-Йорка и других крупных городов, принадлежал Александре Томилиной. Иллюминация Кремля относится к серии работ, написанных под впечатлением празднеств в честь коронации Николая II в 1896 году: художник наблюдал за огнями, освещавшими стены и соборы Кремля, с сумерек (когда они только разгорались) и до глубокой ночи. Работала она и как художник-оформитель театральных и оперных спектаклей.

На это наложена странная форма, которая кажется колышущейся. Пейзажи, пронизанные светом испанки, запоминающиеся лица ("Разносчица апельсинов"), невероятно современные эскизы костюмов, глубина понимания человека (портрет Ларионова) – иду в Третьяковку. В результате возник целый цикл «Сбор плодов», выполненный в абсолютно оригинальной манере. В ней Гончарова смешала последниевеяния европейского искусства (она изучала полотна Гогена, Матисса, Пикассо) и собственноеновое направление – лучизм. Гончарова Наталья Сергеевна — известная русская художница, авангардистка.

А как в этот период эволюционировало творчество музы Явленского Марианны Веревкиной, показывает ее Ночная рыбалка в Асконе (150-200тыс. ). «Осенний вечер» — очень сумрачная картина. Примером этих художественных поисков служит картина «Лучистское построение» (1913). Это вещь в чем-то парадоксальная.

Самым дорогим лотом 
русских торгов стала 
картина Натальи

Самым дорогим лотом русских торгов стала картина Натальи Гончаровой

Серия состояла из 9 частей, сохранилось 7, причем вещи оказались в разных музеях. Перед нами авторский сюжет Апокалипсиса, основанный на откровении Иоанна Богослова. Вспомним Зинаиду Серебрякову, у которой крестьянки похожи на античные статуи. В большинстве это все же калужские или тульские бабы и только фигура с корзиной в руках (из сюжета со сборщицей, склоненной над грудой плодов) кажется сошедшей с одного из полотен французского мастера. Это «Натюрморт с фруктами» (Гончарова подарила это полотно поэту Гийому Аполлинеру), ушедшее с торгов за 4, 5 млн долларов и «Натюрморт с персиками и красными цветами», проданный за 2, 28 миллиона долларов (по нижней границе эстимейта). Аукционную коллекцию MacDougalls возглавляет Вид Венеции. Затем Гончарова обратилась к лучизму, основателем которого стал ее супруг. В Третьяковской галерее представлено две картины этой серии (вторая посвящена стилю русской вышивки).

Если представить себе подобный собор, то сцены из 1900-х годов вроде «Хоровода» или «Сбора плодов», более повествовательные по мотивам, можно было бы вообразить на его северной или южной стенах, тогда как фигуры 1910-1911 годов, подобные «Евангелистам» (1911, ГРМ), – в абсиде или на столбах, где по традиции размещались более лаконичные изображения. До продажи полотно находилось в частной коллекции. Особенно это место: «Помню белую молочную лошадь света». Каждый цикл состоит из девяти картин.

Цена картин и рекорды 
продаж на аукционах

Цена картин и рекорды продаж на аукционах

От иконы, от лубка, от деревянной игрушки, от подносов (которыми увлекались их соратники по «Бубновому валету»), от вышивок, от платков. Это довольно редкий в творчестве Гончаровой образец бытового жанра. В «Испанке» проявилось мастерство Гончаровой как театрального художника: в композиции была передана мощная энергия испанского танца. При этом ей удалось сочетать детализацию театральных декораций и упрощение, присущее абстрактному искусству. В «Испанке» проявилась радикально новая техника, которую позже назвали театральным конструктивизмом. Гончарова стала одним из редких примеров гонения на художников в дореволюционной России. – Г. П. ), а об изваяниях из скифских могильников предпочитала (как уже упоминалось) говорить как о «русских» каменных бабах.

Но известно несколько ипостасей этой удивительной женщины и Художника. Это очень плоская живопись, она абсолютно не натурна и фантазийна. Очень неплохо для русского художника «серебряного века», только надо учитывать, что советской гражданкой Наталья Гончарова никогда не была и даже ни разу за всю свою жизнь не посещала СССР. По итогам торгов «Импрессионисты и мастера XX века» в 2006 году «Сбор яблок» установил рекорд для русской живописи. Правда, кто купил картину, не известно: покупатель пожелал остаться неизвестным. В тот момент, когда была написана эта работа, художница увлекалась импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом и футуризмом, но особенно ощутимо в ней влияние Гогена. Виктурина после этих событий уволилась из Третьяковской галереи по собственному желанию39.

Скупка, продажа 
и экспертиза картин 
Гончаровой

Скупка, продажа и экспертиза картин Гончаровой

К той же группе вновь обретенных ценностей можно отнести и произведения еще одного представителя русской эмиграции – Бориса Григорьева на выставке будет его Русская крестьянка 1923 года (300-500тыс. ). Второе и главное в этой картине — цвет. В ее понимании лучизм приобрел вещественную форму, воплощаясь в структурах, призванных отразить окружающую среду.

Подобно бретонкам Гогена, персонажи Гончаровой будут все более казаться то вылепленными из глины, то вырубленными из дерева и тоже с «непропорционально большими руками и ступнями». Я искала эту лошадь. Во многих его вещах, в частности, в «Пейзаже с павлинами» (1892 из собрания Морозова) изображения строятся планами, расположенными друг над другом: над павлинами в нижней части картины – человеческие фигурки и хижина, еще выше – пейзаж с деревьями и горами, зрительно не более удаленными от нас, чем пара павлинов внизу. Так цыганка с отвисшими грудями, – пожалуй, ответ на величаво-стройную, почти статуарную «Женщину, держащую плод» (1893 из собрания И. А. Сто лет назад, в 1913 году, на её персональной выставке в Москве было показано более 700 картин. «Салют, Салли. » – яркая и солнечная картина.

Она была представлена на выставках в Париже, Берлине и других городах. Где-то преобладают теплые цвета, где-то холодные. Гончарова обращалась в 1912–1913-е годы.

Ее критиковали за использование авангардных техник в изображении религиозных сюжетов. Когда она говорит, что исходит от иконы, это не стоит воспринимать буквально. Игнатий Нивинский в бытность профессором ВХУТЕМАСа учил Александра Дейнеку. По этой картине можно предугадать особенности ее будущего творческого мышления.

Отмечают наследование Гончаровой традиции лубка и крестьянским представлениям о религии, смешивающим христианские и языческие образы23. Ее творчество тяготеет к примитивизму. А ниже – тяжелое (как в «Подсолнечниках» Гогена) зеленое кресло. Правнучатая племянница жены А. С.

Самые дорогие картины, созданные 
женщинами

Самые дорогие картины, созданные женщинами

На этом автопортрете Гончаровой 26 лет. Выставлено более 20 картин какой-то эстетички Гончаровой. Еще отчетливее то же движение в натюрморте «Подсолнечники». Это ощущение поддерживает миска, которая как будто прикреплена к плоскости.

Для мастера характерны удлиненные фигуры, протянутые вдоль плоскости картины. Это, впрочем, не мешает ее картинам дорожать. По данным Bloomberg, Ноланд – один из трех художников, чьи работы сильней всего подорожали за последние 13 лет ( 5, 488 ). В «Натюрморте с геранью» (1908-1909, ГТГ) композиция построена так же, как и в гогеновском «Пейзаже с павлинами» : ярус алых цветков, сияющих на белом фоне вверху, ниже – ярус листьев герани на фоне развешанных тканей и, наконец, ярус фруктов на фоне стола, зрительно не более приближенных к нам, чем красные герани в верхней части полотна. Гончарова усвоила эти композиционные схемы. Также отмечают сексистский контекст обвинений Гончаровой.

  1. Татьяна Маркина о предаукционных выставках и в Москве
  2. Натюрморт Натальи Гончаровой Колокольчики стал самым дорогим полотном на торгах в Лондоне
  3. Натюрморт Натальи Гончаровой стал топ-лотом аукциона
  4. В Лондоне прошли аукционы русского искусства
  5. Художник: Гончарова Наталия СергеевнаНатюрморт (Колокольчики)
  6. Натюрморт Натальи Гончаровой стал самым дорогим лотом
  7. Путеводитель по выставке Наталии Гончаровой

В 2007 году на аукционе Sothebys это полотно было куплено по телефону за 3млн странно, что владелец решил так скоро расстаться с ней: эта вещь может придать музейное значение любому частному собранию (будет продаваться с эстимейтом 3-4млн). Наконец, причиной судебного разбирательства могло стать место, где проходила выставка. Это сплав традиций Эль Греко и, возможно, раннехристианской катакомбной живописи.

В какой-то мере, как опыт изображения «ничто», эту вещь можно назвать предшественницей «Черного квадрата» Малевича. Суд согласился с такой версией и на этом основании оправдал Гончарову22. Коваленко) – едва ли не вызов целомудренным позам таитянок из «А ты ревнуешь. » (1892, коллекция С. И. Затем ее отец, между прочим, выдающийся математик и архитектор по профессии, перевез свою дочь в Москву, где она очень успешно закончила гимназию и стала учиться скульптуре в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Во-первых, так звали жену Александра Сергеевича Пушкина.

Персонажи собственной картины Гончаровой несимпатичны. Однако исследователи отмечают, что выставку в «Обществе свободной эстетики», одной из самых заметных площадок столицы, лишь отчасти можно назвать закрытым событием1424.

  • Художница Наталья Гончарова на Крымском валу
  • 10 неизвестных: Наталья Гончарова – от иконы до авангарда
  • Выставка Натальи Гончаровой на Крымском валу
  • Наталья Гончарова — амазонка русского авангарда
  • Гончарова Наталья Сергеевна (1881 – 1926) русский авангард
  • Знаете ли Вы творчество Гончаровой

У нас в Третьяковке, в Костроме, в Омске и еще две картины в Центре Помпиду. Выставка была закрыта. Магнолии часто составляли фон для ее испанок. Эта картина является одной из пяти композиций серии «Художественные особенности по поводу павлина» (1910–1911), в которой каждый из трудов основан наотдельномнаправлении. И все же здесь остаются черты пережитого уже кубизма.

Их жизненные цели и взгляды на мир искусства совпадают. Эти работы тесно сопряжены с христианством, в серии «Жатва» особенно сильны апокалиптические настроения, связанные с концом мира и расплатой. Мировое признание пришло к Наталье с ее поздними, уже футуристическими работами, такими как «Велосипедист». Тогда в жизни художницы произошли серьезные перемены. Увидев в «Натюрморте с попугаями» (собрание Морозова) терракотовую статуэтку Хины (таитянской богини Луны), выполненную, бесспорно, самим Гогеном, она очень скоро населит подобными статуэтками свои собственные постановки.

Остальные картины существуют в пространстве между. Приблизительно в 1999 году в Государственную Третьяковскую галерею принесли на экспертизу картину «Работа в саду» с предположительным авторством Натальи Гончаровой. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). Тем, у кого постмодернизм в крови (мне, например), трудно справиться с искушением обнаружить его в обильном цитировании различных манер и отсутствии кавычек. Она пишет себя не тонкой и хрупкой, а насмешливой и открытой.

  • Наталия Гончарова между Востоком и Западом
  • Наталья Гончарова: жизнь и творчество художника
  • Самая дорогая художница в истории – Наталья Гончарова
  • Вавилонское столпотворение живописи
  • Отправить запрос на изготовление копии
  • Наталья Гончарова — амазонка художественного авангарда
  • Художественные стили Натальи Сергеевны

Она использует образы из СМИ (вырезки из газет, кадры хроники), увеличивает их ис помощью шелкографии, наносит на листы алюминия, а потом вырезает. В 1911-1912 — член группы «Ослиный хвост», в 1913 входила в группу «Мишень». Американка Кэди Ноланд – скульптор и автор инсталляции, работающий в стиле постмодернизма.

Нечто подобное можно сказать и о Гончаровой: ее примитивистские настроения зародились (еще до встречи с Гогеном) тоже под впечатлением от фигур калужских или тульских крестьянок. Данный портрет служит отражением идеи «всёчества» и поиском новых изобразительных средств для передачи характера и особенностей личности. На следующий день полиция накладывает арест на эти работы и картину «Бог», которая, по мнению автора газетной заметки, «хуже, чем порнография тайных карт»1423. В работах «Птица-Феникс» и «Ангелы, мечущие камни на город» тревога достигает своего апофеоза. 1907-1911 гг.

Потом их пути разошлись — Ларионов и Гончарова выделились и организовали группу «Ослиный хвост». Бенуа отметил в холстах Гончаровой «большую и властную» силу, утверждая, что «кучность ее красок» заставляет мечтать об украшенных ею стенах целых соборов9. В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова.

  1. Самое интересное в виде мозаики
  2. Антикварный салон, Санкт-Петербург
  3. Биография и живопись Натальи Гончаровой
  4. Наталия Гончарова: живопись, которую нужно увидеть
  5. Познавательный журнал поможет провести время с интересом и пользой и просто расскажет о сложном

Очень тонкое и точное замечание, это при том, что Михаилу, как и Наталье, было в ту пору всего лишь 18 лет. Наталья послушалась его и занялась живописью, в которой и добилась значительных успехов, а Михаил Ларионов стал ее мужем, с которым она прожила всю жизнь. Между прочим, Михаил Ларионов чуть позже изобрел такой стиль в живописи, который он назвал «лучизм». Почти не удивлена истории о родственных связях – культура закладывается поколениями)). Некоторые из его сюжетов кажутся пародиями на популярные полотна Гогена. Этот факт привлек в художественном сообществе много внимания. Морозова), а позы купальщиц («Деревенские купальщицы», Краснодарский краевой художественный музей им.

Работала с Сергеем Дягилевым над балетными постановками. С 1913 года этот цикл ни разу не собирался в России вместе — до сих пор. Она не только рисовала авангардные картины и занималась графическим дизайном. Щукина).

  1. Интересные факты из жизни художницы

Работа «Пустота» была одним из ее первых опытов, однако подтверждает чутье Гончаровой на требования времени. Оригинала я, правда, не видела, но уверена, белая лошадь света там. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939). Портрет мужа художницы создан в технике «лучизм», к которому Н. С. Света, прими и от меня слова благодарности за интересный рассказ – исчерпывающая и в то же время компактная информация.

Татьяна Маркина 
о предаукционных 
выставках и в

Они познакомились в эмиграции в Париже, в 1928 году. Она занимает особое место в истории беспредметной живописи. Но приходится справляться.

Пушкина и близкая подруга Марины Цветаевой, Гончарова внесла огромный вклад в развитие русского авангарда. Например, фон делится на неравные части и его части контрастируют друг с другом. Гончарова изобразила павлина в десяти различных стилях. По сути, она пользуется постимпрессионистическим принципом дополнительного цвета. Кстати, большие горящие темные глаза у Богоматери и Младенца – вот, наверное, что создает ощущение сходства с древней иконописной традицией.

Сейчас они хранятся в Русском музее. Гончарова также создала несколько произведений в стилистике лучизма, но впоследствии вернулась к примитивным формам в живописи.

Кроме того, экспертиза требуется и из-за огромного количества подделок картин Гончаровой. Она выходит замуж за своего соратника по духу Михаила Ларионова. Думала сначала о серой лошадке из «Ранней весны» (1906), не слишком-то молочной.

В этой картине как нельзя лучше выражено чувство цвета, свойственное Гончаровой. Оттого что к правому нижнему углу эта форма сужается, она кажется дышащей. Эти циклы относят к вершинам творчества Гончаровой. Это работа самого важного и редкого, примитивистского периода художницы. Самые последние беспредметные работы 50-х годов, которые она писала уже в старости, называются «Космическая серия» — они были вдохновлены полетом советского спутника.

В 1915 году художница переехала в Париж. Это ансамбль «Евангелисты», состоящий из четырех картин, написанных маслом. Сегодня это самая дорогая и известная русская художница. К красному добавляется зеленый, к желтому — голубой и синий. Кроме тех, разумеется, которые продаются за огромные деньги на аукционах. Кончаловский и Рерих, раз создав свой стиль, потом почти не менялись (сезаннизм Кончаловского, конечно, ухудшался под гнетом соцреализма кто знает, что было бы, живи он в Париже. ).

«Мытье холста» вызвало сильнейшее отторжение у критики. Вверху вместо гогеновской керамической Хины иконка с Богородицей и младенцем. Она интересна тем, что никогда до сих пор не экспонировалась и известна только по выставке 1929 года. С этого времени она фигурировала в литературе с подписью «местонахождение неизвестно».

Увидев в 1913 году ее персональную выставку, А. Н. С начала 1910-х годов Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань). Кажется, всё. В 1910 году художница открывает для себя кубизм и футуризм, отдельные фрагменты которых вошли в ее творчество. Общая цветовая гамма у нее в это время изменилась. Маленькая абстрактная голова 1934 года показывает, к чему в итоге пришел художник (60-90тыс. ).

После этого она переходит в мастерскую к художнику Константину Коровину, но продолжает заниматься скульптурой. По цвету она тоже выглядит керамичной (настоящая глиняная статуэтка со склоненной женской фигурой отставлена в сторону, на подоконник). «Пустота» — уникальная, в общем, вещь в мировом искусстве, нам практически не с чем ее сравнить.

Художница иллюстрировала книги и создавала театральные эскизы для знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Вдохновение молодая художница черпала, по собственному признанию, у французов. Мне больше нравятся цветаевские письма Гончаровой. Ларионов привязан к витальным силам природы. Они познакомились в училище, где вместе осваивали мастерство художника.

Сегодня полотно входит в собрание немецкой Государственной галереи Штутгарта. Наследие Натальи Гончаровой, неутомимого «делателя картин», огромно. А Марк Шагал, хоть он и жил в Париже, писал только Витебск, все более воображаемый и все более желанный (на выставке будет его гуашь Церковная колокольня 1926 года, 150-200тыс. ). Владимира Бурлюка на портрете 1910 года (Художественный музей, Лион), написанном в бурлюковской Чернянке, еще более явном «Таити», нежели ларионовский Тирасполь, он изобразил в подобающих случаю гогеновских красках, однако в его руку вложил не экзотический плод-сосуд, а гантель (силач Бурлюк вовсю занимался спортом). После первой персональной выставки Гончаровой в «Обществе свободной эстетики» газета «Голос Москвы» публикует анонимный отзыв, в котором две картины («Натурщица с закинутыми за голову руками» и «Натурщица с руками на талии») называются порнографическими22. Столь впечатляющих цифр она добилась в том числе и благодаря проданному за 6, 6 млн «Озвальду». Скульптура изображает Ли Харви Освальда – единственного подозреваемого в убийстве американского президента Джона Кеннеди.

Симбиоз этих двух течений проявляется в иллюстрациях к футуристическим книгам Крученых и Хлебникова «Мирсконца», «Игра в аду», «Взорваль», «Пустынники». И фамилия у нее тоже была Гончарова, а отчество – Сергеевна. Ларионову подобные настроения чужды. Его груши – почти живые создания: в «Ноготках и филокактусах» (1910, Центр Помпиду) они вольготно разбредутся по столу, то неподвижно лежа (как гуси), то поднимая вверх свои шейки.

Бубнововалетцы часто изображали подносы. Эта картина посвящена старшей сестре Митчелл, Салли. Родственница жены Пушкина Натальи Гончаровой (двоюродная правнучка). Первый среди тяжеловесов рынка – несомненно, Иван Айвазовский. Трудно объяснить, почему это не выглядит эклектикой, но не выглядит же. Она всецело сосредоточена на постижении внутренних сущностей (будь то вера, жизнь нации или какая-то формально-смысловая проблема).

И еще одно замечание Цветаевой: «детей нет и быть не может». Ткань, на которой лежит кошка, написана в манере Гогена. Купальщицы, самая крупная из известных работ художника на эту тему, – отличный пример неоклассики, в котором интерес к искусству старых мастеров соединен с опытом кубизма и неопримитивизма (эстимейт 750-900тыс. ). Эта картина считается знаковой для русского авангарда. Даже лубок в прочтении Гончаровой лишён его. Картина так и называется «Московская улица» (1909).

Гончарова Наталья Сергеевна — известная русская художница-авангардистка. Наталья и Михаил стали основателями двух важных русских художественных групп: «Бубновый валет» (1909 – 1911) и более радикального, «Ослиный хвост» (1912 – 1913). Сама Гончарова не имела большого опыта написания обнажённой натуры до 1908 года, когда она стала преподавателем в школе Машкова— именно на занятиях в этой школе были созданы арестованные «Натурщицы»14. и 260-400тыс. Так же, Наталья, работала как графический дизайнер иллюстрировала книги, была членом авангардной группы «Синий всадник».

Еще больший ажиотаж вызвало появление картины «Испанка» в 2010 году на торгах Christies. «Она была такой же умной, терпеливой, чистой, рассудительной и обязательной, как паучиха. И она умела защитить себя», – говорила художница о своей матери. Гигантские бронзовые скульптуры паучих Луизы Буржуа бьют рекорды на аукционных торгах. Последней рекорд принадлежит почти семиметровой «Паучихе» из частной коллекциив долине Напа неподалеку от Сан-Франциско: 8 ноября 2011 года ее приобрелина Christies за 10, 7 млн. Отдельные работы показались цензорам порнографическими (Натурщица с руками на талии, Натурщица с закинутыми за голову руками) и были арестованы. Она переехала из России в Париж, где делала декорации для «Русских балетов» Дягилева.

Белые части — это просто загрунтованный холст. И влияние русского футуризма ясно просматривается в поздних работах Гончаровой. Такой интенсивности цвета нет почти ни у кого из художников в то время. Казалось бы, Гончарова начинает работать все более натурно в конце 20-х — в 30-е годы, что означает отход от ее ранних авангардных поисков. Сейчас нам показывают только самое значительное, отстоявшееся, проверенное временем, провенансом (историей владения) и экспертизой, что в истории с русским авангардом совсем не лишнее.

Это вещь, которой еще никто в России не видел. Эстимейт картины составлял 3-5 миллионов фунтов, однако купили ее на Sothebys по нижней границе за 3 млн (6, 3 млн долларов). Она также вводит элемент орнамента, который идет от народного костюма, а сами крестьянки одеты именно так, как одевались крестьянки Тульской губернии. Интересно, что годом позже в этом же аукционном доме ушли два других натюрморта художницы. Несколько лет назад она наделала много шуму на «Сотбис» и за несколько миллионов ушла куда-то. Но, помнится, читать её текст о двух Натальях Гончаровых нелегко. Уже в заметке, опубликованной «Голосом Москвы», автора особенно возмущает, что нарушать моральные нормы позволяет себе женщина14.

Другими экспертами картина была атрибутирована как подлинная. Ф. А. В предисловии каталога к одной из выставок она писала: Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени, – а также все, что идя от Запада, создала моя родина. Впрочем, в том же году Гончарова регулярно попадает в совсем другие «полосы» пишет незабываемый портрет Ларионова с его розоволицым взводным, лучистого «Лебедя» и самого знаменитого «Павлина под ярким солнцем (стиль египетский)», напоминающего Колизей.

Широкую известность приобрели также серии «Сбор винограда» и «Жатва». В 1910 году была первая выставка «Бубнового валета», где блистала Гончарова и там собрались все — Ларионов, Гончарова, Кончаловский, Машков, Лентулов, Малевич молодой, Кандинский. Немало, хотя не так уж и много. Те же обвинения выдвигают против организаторов выставки: В. Я. Брюсова, И. И. Трояновского, В. О. Гиршмана, К. И. Игуменова, В. А. Серова и даже Андрея Белого, не имевшего отношения к выставке, однако написавшего текст, который обсуждался на ней14.

Картины этой художницы являются одними из самых дорогостоящих в мире. Скульптуру она выбрала потому, что это ведь тоже ручной труд. Лучшими ее творениями стали декорации и костюмы к Свадебке (1923) и Жар-птице (1926) И. Ф. Стравинского. Картина Явленского Медитация.

Это одна из самых темпераментных вещей у Гончаровой. Если смысловые ассоциации Гогена уводили воображение зрителя в глубины его персональной мифологии, то у Гончаровой (на ее раннем этапе) скорее выводили его «на поверхность», в рамки коллективного национального мифа. Интерес к её живописи возник значительно позже, практически после смерти. Помимо живописи, Гончарова увлекалась сценографией и достигла на этом поприще значительных успехов.

Или в одновременной разностилевой разработке темы павлина. И в заседании, говорят, было объяснение этих картин. Марина Цветаева говорила о Гончаровой, как никто другой, лучше всех.

Родилась в семье знатного архитектора и математика Сергея Гончарова, в Тульской губернии. Рука, которой она держит цветы, написана грубой и сильной — это рука художника. Геометрически неправильная форма напоминает что-то органическое и живое. Разворот хвоста павлина также напоминает палитру художника.

До Гончаровой никто так не писал крестьян. Выставка «Между Востоком и Западом» в 2013 году показывала около 400 работ самой знаменитой русской художницы. Обе картины находятся в Третьяковской галерее.

Если фон гогеновского «Сбора плодов» мы во многом ощущаем как сияние мозаичного золота, то гончаровские фоны – как залитые солнцем поляны в саду. Внимание полиции к выставке может объясняться реформой законодательства, которое с 1906 года расширяло возможности цензуры. После поездки в 1916 году в Испанию с Дягилевым для подготовки к «Русским балетам» Гончарова была очарована испанками. И тогда же – горный пейзаж Размышление Николая Рериха, сизо-серый, обобщенный, мистический (300-500тыс. ). Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике».

Здесь мы видим кошку с крошечными котятами, которая позирует на фоне драпировки и подноса. Вообще Гончарова любила рисовать животных — птиц, белок, собак. Здесь художница вводит мотив Феникса — птицы, которая возрождается в огне.

Цикл испанок охватывает много лет. Невесомые фигуры гогеновских аборигенов не столько стоят на поземе, сколько «подвешены» в лучах золотого свечения, фигуры гончаровских крестьянок – прочнее оперты о позем. В общем, египетский павлин совсем не прост. В 1909 году Гончарову отчислили из училища за неуплату счетов за обучение.

Вдохновлялась Гончарова и русской иконописной и лубочной традицией. Его «рыб» не воспринимаешь в качестве nature morte39 ов не потому, что они лежат не на столе, а на траве под ногами: это (как и у Гогена) живая натура и Ларионов всегда оставался верен этому ее свойству. Это цвета, которые усиливают друг друга. Если Гоген после работ в Ле Пульдю все же отправился в далекие страны (как позднее Кузнецов и Сарьян «на Восток»), то Гончарова так и осталась на собственной почве, отождествив с Востоком саму Россию. Самым любимым мотивом Гончаровой с 20-х годов стали магнолии.

Поздние исследователи отмечают, что ни до Гончаровой, ни долгое время после «никто из российских художников не отходил в своем творчестве от традиций изображения священных образов настолько, что их творения можно было бы назвать принципиально новыми и современными интерпретациями»27. Явно передан какой-то обобщенный восточный национальный колорит. В мировом искусстве этот образ имел большое количество значений и интерпретаций.

Настоящей премьерой выглядит для русских торгов имя Игнатия Нивинского известного своей графикой, театральными и оформительскими работами (был декоратором Бородинских торжеств в 1912 году, спустя десятилетие оформлял траурный зал Мавзолея Ленина). Критик Тугенхольд, например, сравнил картины Гончаровой со сквернословными частушками. В долларах это чуть больше, чем 4, 5 миллиона. Весь фон заполнен плотной живописью — синее, лиловое, серое, какие-то углы. Работа резко отличается от ее прежних полотен.

Работа поступила из частной швейцарской коллекции и имела отличный провенанс. Фигуры Гончаровой сильнее укоренены в реальной натуре. В возрасте 10 лет, переехала с семьей в Москву. Однако Наталия не является тенью мужа-художника, она и сама яркая индивидуальность.

Цветаева видела эту серию в мастерской Гончаровой и писала о нем в своем эссе Уличка. В графических работах этого периода художница использовала и лучизм и кубофутуризм. Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных «бабах».

Такая позиция встречается и в поздних исследованиях26. Цветаева анализирует эту картину в своем очерке 1929 года и подробно разбирает ее сюжет. Зато теперь. И так же строились гогеновские натюрморты (я упоминаю лишь те из них, какие художница знала по московским коллекциям). Родилась в 1881 году в с. Архангельское.

Гениально. Следствием этих экспериментов явился «Аэроплан над поездом» (1913). Поздний, но эффектный натюрморт Флоксы в красном кувшине тоже будет на выставке (1960, 285-400тыс. ). Влияние Гогена здесь заметно в том, как ткань не идет в глубину, а поднимается, съедая пространство.