Картина Купчиха За Чаем Кустодиев

Кустодиев Купчиха за чаем (1918) «Купчиха за чаем» одна из самых известных картин Кустодиева из серии «Купчихи». «купчиха за чаем» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927). Картина «Купчиха за чаем» заключает в себе все своеобразие творческого метода художника Бориса Михайловича Кустодиева. Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Картина «Купчиха за чаем» была написана Борисом Кустодиевым в 1918 году.

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Это они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушившийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Холст, масло. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.

И это показательно. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. И пользовалась спросом публики.

Какова шуба на нем. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.

Мечтая и тоскуя о яркой красоте и полнокровном обилии в 1918 году при разрухе, голоде и холоде, Кустодиев, однако, не лишил картину лёгкой иронии и беззлобной усмешки, которой наполнена вся русская классическая литература от Гоголя до Лескова и которая характерна для многих дореволюционных полотен художника, когда люди ещё и представить не могли себе мысли о том, как достать полагающуюся пайку хлеба, но скучали от тоскливого и однообразного купеческого существования30111532912.

«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Конечно, основной темой выставки стала революционная.

Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена.

Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. При отсутствии постепенного перехода от переднего плана к дальнему, пространство передано неторопливо-спокойными и пластически-плавными ритмическими линиями, сливающимися от периферии в центр композиции, что заостряет внимание зрителя на купчихе как символе старой России и чаепитии как концентрации всего уклада её жизни, в то время как остальные окружающие детали, в том числе кот, купеческая чета, городская панорама и наконец притягивающий внимание зрителя красным пятном арбуз, кажутся лишь приложением к образу, дополнительным повествованием, не лишённым однако большой смысловой нагрузки. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Это всевозможные блюда с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»). Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге.

Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую купеческую Россию. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. В этом он находил свое спасение. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай».

Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.

Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Я. Билибин, 1901). Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков.

Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Наш интернет-магазин предлагает любителям творчества Б. Кустодиева приобрести копию его творения. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.

Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Картина была написана в проблемный для России год. Можно сказать, что купчиха является олицетворением, собирательным образом этого маленького провинциального уездного городка.

Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). После завершения учебы в духовной семинарии в 1896 году Борис поступил в петербургскую Академию художеств. Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния.

Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Вместе с тем время и место действия сюжета картины с исторической точностью определить нельзя, но по костюмам героев можно судить, что это, возможно, 1840-е или 1850-е годы, как в Москве, так и в Калуге, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове или Ярославле, то есть в любом российском древнем городе, в котором жили купцы33. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9.

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома. Кустодиев использовал всего лишь несколько цветов, все из которых собраны на овальной броши купчихи, как на палитре— фиолетовый, голубой, зелёный, жёлтый, красный. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.

Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Но тем живее работало воображение. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными – отец рано умер и заботы о четверых детях легли на плечи матери – все же в доме царила атмосфера любви и счастья. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина.

Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. 1918. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Но тем живее работало воображение. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Она молода, красива, хорошо одета.

Описание картины 
«Купчиха за чаем»

Описание картины «Купчиха за чаем»

Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни.

Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным.

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы. На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»

Зашел с мороза прямо в шубе. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов.

Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Вот кого рисовать-то. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).

Купчиха за чаем 
— Борис Кустодиев

Купчиха за чаем — Борис Кустодиев

Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.

В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. И такие молодцы проглядели революцию. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»

В этом он находил свое спасение. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Чем же была для Кустодиева данная работа. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. А шуба. Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге.

Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.