Картина Кустодиева
По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Выше на фото самая знаменитая картина Кустодиева под названием Купчиха за чаем, которую он создал в 1918 году. Картины Кустодиева пользуются огромным спросом в настоящее время.
Кустодиев принимал активное участие в объединении Мир искусства, выставлял свои картины в выставках объединения. За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его и художник написал эту картину. Какое впечатление на народ произвела революция, Кустодиев на своих картинах так богато, как ярмарки и праздники, не отразил. Нашла интересную статью о нескольких очень известных картинах Кустодиева.
Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах. Картина написана в Париже, куда Кустодиев приехал с женой и недавно родившимся сыном Кириллом после окончания Академии. Что Кустодиев хотел выразить в этой картине. Известно, что комнатка, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям.
Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Фон картины настолько похож на масленичные работы Кустодиева, что может показаться увеличенным фрагментом подобной картины. Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Картина написана в Париже. Мудрое лукавство Кустодиева спасло его картины от плакатной однолинейности и в то же время обеспечило ему, обездвиженному, парализованному, признание в Советской России.
Такую ярмарку и изобразил на своей картине Борис Кустодиев. На счету Бориса Кустодиева – 3 картины с названием Масленица. В эту пору Кустодиев увлечённо работает над картинами для серии «Ярмарки». На заднем плане картины Борис Кустодиев изобразил деревню.
И. шаляпин на ярмарке», «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде») — картина русского художника Бориса Кустодиева, написанная в 1922 году. Примерно за год до своей смерти Борис Кустодиев закончил работать над своей сокровенной картиной «Русская Венера» — художник сильно болел, мог работать всего несколько часов в день и потому писал картину целый год. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева. Картина художника Кустодиева Японская кукла была написана в 1908 году, она изображает маленькую Ирину Кустодиеву в момент игры с экзотической японской куклой.
Достаточно известной является и прекрасная картина Кустодиева под названием Степан Разин, написанная в 1918 году. И все-таки Кустодиева знают именно по картинам, где тот же Шаляпин, как он сам признавался, видел "аппетитную сочность краски в изображении русских людей". В 1901 году Репин пишет огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» и к написанию картины привлекает своего лучшего ученика Кустодиева – Борис Михайлович написал 27 портретов для этого полотна.
Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Но бодрость не покидала его. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Живописные автопортреты им созданы в ранние годы, позже, в отличие от А. Я. Головина, например, он обходился только графическими, а если писал себя маслом, то – в групповых портретах (Мир искусства, В Тереме).
Борис Кустодиев: картины с названиями, описание работ, фото
Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.
Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. К лучшему из них принадлежат графический портрет Ирины (1919) и полотно Портрет К. Б. Кустодиева (1922). Кустодиев, очарованный красотой всего русского, национального, с жадностью вбирал виденное. Самый ранний Семейный портрет (1904) он уничтожил, сохранив только группу жены и Кирилла.
Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Возможно. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Любовь к ней отражается в каждой работе. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58.
Эскиз Автопортрет (в шубе) запечатлел художника в пышной шапке и теплой шубе у прилавка с разноцветными игрушками и шкатулками, на фоне заснеженных церквей и башен Троице-Сергиевой лавры. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России.
Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.
Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле
Обращенное к зрителю лицо художника несет печать недавней болезни и физических страданий. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Искусство требует всей жизни.
Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Терем (1910) с фигурами жены и детей. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета».
Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Именно тогда, видимо, Кустодиев рассказал Шаляпину о своём желании написать его портрет, но певец сослался на нехватку времени для позирования, в то же время заручившись согласием художника создать портрет своей жены — Марии Валентиновны Шаляпиной13.
Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Он жил в состоянии радостного возбуждения. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».
Художник Кустодиев – биография и описание картин
Парадокс. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Будто впервые. Впоследствии Шаляпин собирался написать третью книгу, на этот раз о целиком театре, но не успел — он скончался в 1938 году8. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Какова шуба на нем. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.
Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева
По его словам именно так он выражает «чувство стихийности» революционных событий. Просто московский трактир, где купцы дуют чай.
С её помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Так пишет он свою «Монахиню» (1908), всех своих купчих.
Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Проживая в столице, Кустодиев часто выезжает в живописные уголки провинции, чаще всего в городки и села Верхней Волги, в которых из под кисти художника выходили знаменитые образы русского быта и красочные народные типажи.
Кустодиев картины Кустодиевские Барышни
В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами.
К 1912 году замысел портрета уточнился. Только ли в том, что по натуре был Кустодиев удивительно бодрым и жизнерадостным. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни.
Чтобы это показать, несмотря на лёгкий морозец, шуба растёгнута нараспашку— под нею виден строгий концертный костюм. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
Художник Борис Кустодиев: картины и творчество
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. В нижнем левом углу на втором плане видны три фигуры в чёрном: дочери Шаляпина Марина и Марфа, сопровождаемые на прогулку большим другом и личным секретарём артиста, тенором Исаем Дворищиным. На руках у Марины обезьянка. Мотив автопортрета в санях в 1918 году был переработан в композицию Автопортрета с женой (в санях), ныне существующую в нескольких вариантах.
Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели.
Описание картины Бориса Кустодиева «Ярмарка»
Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Созданные мастером как часть хроники его семейной жизни холсты Утро (1904), Сирень (1906), Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной (1908) постигла завидная судьба – картины постепенно стали элементом национальной памяти русских людей, а изображенные в них конкретные люди воспринимаются как обобщенные образы детства и счастливого материнства.
Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. М. Г.
- Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
- Картины — Кустодиев, Борис Михайлович
- Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография
- Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича
- Пышнотелые красавицы Бориса Кустодиева
- Русское искуство: Кустодиев Борис Михайлович
Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. К этому времени мастер уже создал еще один автопортрет с женой – холст Прогулка верхом (1915).
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Вот она – юная и стеснительная невеста (1901), молодая жена, хрупкая и чуть болезненная (1903), счастливая мать первенца Кирилла (1904), она с недавно родившейся, нарядной, как невеста, Ириной на руках (1906), опять с Ириной двумя годами позже в интерьере квартиры на Мясной (1908), в расцвете сил и женской красоты на фоне окна в имении Терем Костромской губернии (1915), парадный портрет женщины, усталой от тягот жизни, в уютной квартире на Введенской (1920) изображение деловой и энергичной, закаленной в сражениях за жизнь женщины 1920-х годов (1926).
- Юлия Прошинская – муза Бориса Кустодиева: История любви-история борьбы
- Все Картины Борис Кустодиев по алфавиту
- «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
- Астраханское детство Бориса Кустодиева
- Художник Константин Юон (1875 – 1958)
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Веселье охватывает всех. К этому времени у них уже родился сын.
Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. И. Шаляпин». Лишь однажды, в холсте На охоте (1905) им была сделана попытка изобразить себя в рост на фоне полей, с собакой у ног, возможно навеянная старинными портретами, но через какое-то время холст был урезан до поясного. А в 20-е годы молодые критики, освоившие приемы вульгарное социологии, повесили на живописца ярлык "последнего певца купеческо-кулацкой среды".
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен
- Книги, графика, плакат, календари, декорации
- Картины Бориса Михайловича Кустодиева
- Пионерская правда против суда Линча
- Он мечтал сыграть Суворова, но прославился ролью Бабы-Яги
- Журнальные утки во французском меню
Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. При этом он условился с Шаляпиным о написании его портрета, для которого ещё во время работы над оперой сделал множество рисунков и набросков. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Именно творческая натура Шаляпина, несмотря на весь красочный и декоративный накал полотна, дала Кустодиеву неисчерпаемые возможности для художественных исканий при решении такой сложной живописной задачи, как образ человека в пленэре, который он не пытался опростить, а наоборот по обыкновению своему усложнял, чтобы полнее выразить творческий замысел53623775047.
Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
- Самое интересное в виде мозаики
- Сайт о жизни и творчестве художника
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Картина Кустодиева«Большевик»: трактовка и описание
Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета.
- Детские образы в творчестве Кустодиева
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26.
Борис Михайлович работал над портретами, применяя разную технику: масло, темперу, цветные карандаши, пастель. Таковы они в полной очарования и изящества пастели Дети в маскарадных костюмах, в скульптуре Дети (обе – 1909), в других картинах и рисунках. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.
Только щеки да нос краснеют». Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Вот кого рисовать-то.
Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон»6. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251.
Таков уже портрет В. В. Матэ 1902 года. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». В характерах своих героев художник подчеркивает непосредственность и прямодушие.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Он не стремится быть правдоподобным в формах — здесь все символично и метафорично, все сочинено. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ).
Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете.
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. А шуба. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает.
В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Я. Билибин, 1901). Это собирательный образ России.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к.
Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). В чем секрет такой влюбленности в праздничную сторону народной жизни.
В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика.
Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
Вспомним, что в отечественном искусстве начала XX века этой теме внимание уделяли В. А. Серов, Л. О. Пастернак, Л. С. Бакст, С. В. Малютин, П. П. Трубецкой, создавшие портреты с сильным жанровым элементом, а Пастернак – еще и бессюжетные жанры, фиксирующие интимные состояния (сцены материнства с мотивами кормления, укачивания ребенка), музицирования, приготовления уроков. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.
Перед нами колоритнейшая панорама из жизни русской провинции. Кустодиев.
В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. Отца своего он почти совсем не помнил. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Зимой 1920-го года Федор Шаляпин как режиссер решил поставить оперу Вражья сила, а декорации поручили выполнить Кустодиеву. «Ярмарка» (1906), «Провинция» (1906), «Праздник в деревне» (1910), «Купчихи» (1912), «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Купчиха за чаем» (1918), «Трактирщик» (1920). Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Нет, конечно.
Силуэт элегантной и по-превосходному пластичной фигуры предельно обобщён, сама она изображена в фас в три четверти во весь рост, а голова повёрнута влево, чуть ли не в профиль5362324445463339474849. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. А может быть именно вот таким образом и стоило. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин».
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14.
Мастер успел создать лишь две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я сбирала». Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46.
Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.
С годами художник все больше стремится к созданию обобщенного, собирательного образа. Что это за город. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству.
Кустодиев твердо решает стать художником. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Зашел с мороза прямо в шубе.
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Названия этих работ абсолютно не вяжутся со словом «смерть», которая вырвала талантливого самописца из жизни и не позволила ему осуществить задуманное. Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. На переднем плане дети катаются на санках.
Чертовски трудно. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Праздничные русские обряды с их внешними атрибутами (костюмами, украшениями игрушками), национальная самобытность — вот почва, на которой произрастало вдохновение Кустодиева-художника.
На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. 3. Е. Серебрякова, в 1910-1920-х часто изображавшая детей, предпочитала чистый портрет, нагую натуру, чистый жанр (преимущественно тихие игры). Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.
Окончив духовную семинарию, Борис отправляется в Петербург с одной только целью – поступать в Академию художеств. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. Вместе с семьей отправляется в Париж. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях.
Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30.
Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства».
По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.