Картина Леонардо Да Винчи Монолиза
Леонардо да Винчи "Мона Лиза": описание картины
Благодаря этому модель смеётся над зрителями с такой нежностью, грацией и превосходством, что, глядя на неё, взрослые люди робеют, будто школьник рядом со знатной дамой». А. С. Пушкина в Москве. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке.
«Мона» переводится как «госпожа». () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Загадка картины «Моны Лизы» Леонардо да Винчи
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Которых у Моны Лизы нет. Он приходит в музей. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи».
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Всё новое – это хорошо забытое старое. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Далеко не всем она кажется таковой. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Техника сфумато давала возможность оживлять пейзажи и удивительно тонко передавать игру чувств на лицах во всей ее изменчивости и сложности. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон.
В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. Она славилась не только своей красотой, но и мужеством, за что современники прозвали ее «Воительницей». В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
История одного шедевра: «Мона Лиза» да Винчи
«Джоконда» – не портрет. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Кстати, во время экспонирования полотна в Японии выставку посетили 1, 5 млн человек (1974 год) и этот рекорд посещения художественной выставки еще не побит. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Она вздохнёт.
Доска (тополь), масло. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Улыбка Моны Лизы в рекламе: Hubba Bubba. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Но она ли на картине.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
золотых экю. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось.
Сочинение по картине Мона Лиза (Джоконда) Леонардо Да Винчи
Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри.
Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу. В ХХ ст. Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать своё растущее могущество. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».
Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Мона Лиза из Лувра явно старше. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр
Мона Лиза» (1503-1519). После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Поездки только закрепили успех и славу картины.
Посередине: Дама с горностаем. Будем считать, что мне повезло. Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды.
Собственно портретные работы 15 века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались еще внешней и внутренней скованностью. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах Леонардо да Винчи, созданных им в первые годы пребывания в Милане. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Все детали ее исполнены с величайшим усердием.
Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Но самой таинственной и загадочной остается его «Мона Лиза». Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Мне захотелось приоткрыть тайну «Джоконды», а также понять, почему эта картина современна даже в XXI веке, почему художники, писатели, режиссеры и другие деятели искусств пишут о ней свои произведения, создают инсталляции (в искусстве инсталляция – это пространственная композиция, оригинальный арт-объект, создаваемый из самых разных, подчас очень неожиданных, деталей, бытовых предметов и элементов). В рекламе бельгийского магазина для художников Schleiper к картине приложен чек на все ингредиенты.
У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун.
Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»16. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Именно тогда посетители смогли оценить, насколько точно и тонко были подобраны тона картины – лазурное небо, чёткая линия гор на горизонте и яркая зелень древесных крон идеально оттеняют нежную кожу красавицы. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Но эта особенность картины связана не с воплощением некоего таинственного начала или с другими подобными же измышлениями, а рождена ее поразительной художественной глубиной. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. Исходя из этого противоречия, сторонники подлинности «Айзелуортской Моны Лизы» утверждают, что это и есть незавершенная картина, написанная по крайней мере при личном участии Леонардо и переданная заказчику, а в Лувре находится более поздний вариант, сделанный Леонардо для себя. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души.
Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. В 1957 году итальянец Карло Педретти выдвинул иную версию: на самом деле это Пачифика Брандано, еще одна любовница Джулиано Медичи. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. В данном случае Моне Лизе было дано пробудить в Леонардо такое вдохновение, что он создал одно из прекраснейших сокровищ мира.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. На его стихи есть неплохие песни. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка».
Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа»11. Леонардо да Винчи. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.
Он не отдал щит крестьянину, для которого просил сына расписать щит, а продал его за приличные деньги. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. По словам Джорджо Вазари, раннего биографа многих художников эпохи Возрождения, Леонардо начал писать «Мону Лизу» в 1503 году, но «оставил её незавершенной». Кажется, что её губы сейчас разомкнуться.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Достоверной информации о происхождении картины нет.
Под картиной "Мона Лиза" обнаружили скрытый портрет
Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Он создал 25 снимков, которые ещё два года обрабатывали специальными программами, сверяя полученные данные с историческими документами. Ключ к решению загадки, которую пытаются разгадать герои романа, лежит через знаменитые работы Леонардо, в том числе и через картину «Мона Лиза».
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины.
Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Сумма к оплате – 35, 01 евро. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Никто не знает, кто обрезал картину. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Это одно из чудес этого портрета.
() Джоконда— не портрет. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет.
Сочинение по картине Леонардо Да Винчи Мона Лиза (Джоконда) описание (описание)
Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. В конце жизни художник, достигнувший вершин мастерства, не утратил страсти к доведению до совершенства всего, чего касался. В романе на пуленепробиваемом стекле, закрывающем «Джоконду», появляется таинственная надпись: «Так темен обманный ход мысли человека». Как было с Малевичем.
Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Состав является статическим, но открытым. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.
Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо. Так улыбка Моны Лизы и сам ее образ, а также пейзажный фон широко встречаются в рекламе. Цели он достиг – результат оказался столь пугающим, что испугался сам отец. Умерла знаменитая авантюристка и куртизанка в 1509 году в возрасте 46 лет.
Смысл этой улыбки остаётся загадкой для нас и посей день. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Музей – это публичное заведение. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
Главный секрет Моны Лизы – ее улыбка – до сих пор не дает покоя ученым
Разве что Рафаэль. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Vincenzo Peruggia). Еще одна схожая версия.
Самые невероятные и интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи
И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Никто не знает, кто обрезал картину. Цель этого похищения не выяснена однозначно. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона.
Н. Гращенков, российский искусствовед, специализировавшийся на искусстве итальянского Ренессанса, считал, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Что можно увидеть по ту сторону «Джоконды», неизвестно, но факты говорят за себя: она доводила посетителей как до агрессии, так и до самоубийства.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари.
Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы с огромной горы ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет).
Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Исходящее от картины «Мона Лизы» ощущение силы – это гармоничное сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. О матери Леонардо почти ничего не известно.
Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Ученым удалось разгадать эту загадку. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить.
Мона Лиза – 1503-1506 Леонардо да Винчи
1503-1519 гг. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Так, красавица на картине скрывает голову под вдовьей траурной вуалью – а между тем богатый флорентийский торговец Франческо Джокондо прожил 79 лет.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Грустит она или улыбается.
Мистическая тайна картины Леонардо да Винчи Джоконда
Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Также Вазари говорит о бровях.
В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Анализ произведения искусства Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
Принадлежит к позднему периоду его творчества. Но это уже дело вкуса. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
придумал загадочную улыбку Джоконды. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).
Учёные обнаружили «улыбку Моны Лизы» на ещё одной картине Леонардо да Винчи
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Недаром так долго трудился Леонардо над «Джокондой» в своём стремлении добиться «совершенства над совершенством» и, кажется, он достиг этого.
Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Во второй половине XX и в XXI веках наблюдается вторжение великих шедевров живописи в рекламный бизнес. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. да там толпа. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Вот это уже серьёзная несостыковка.
Описание картины (Мона Лиза)
Все детали её исполнены с величайшим усердием. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Тот не мог жениться на безродной, а взял в жены девушку из знатной семьи с приданым, но та оказалась бесплодна.
Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам.
Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Эту картину надо просто один раз увидеть. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы.
Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Это уже дама, которой за 30-35 лет. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года Краков, Национальный музей) изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро и портрет музыканта (около 1485 года Милан, Амброзианская библиотека). Мона Лиза (фрагмент).
Десять главных секретов Джоконды
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. 76х53 см.
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Мотивом такого неразумного поступка оказалась вовсе не страсть к наживе, а патриотическое желание вернуть итальянскую жемчужину на родину. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.
Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. По словам Генри Ф. Пулитцера, несколько экспертов пришли к выводу, что шея «Айзелуортской Моны Лизы» уступает в изобразительной технике этой детали на других полотнах Леонардо да Винчи. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Увлечение Леонардо объясняется другим.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Произведение это известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи.
Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах – в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном.
Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Я имею ввиду его черный квадрат. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Из элитарного произведения искусства Джоконда превратилась в фетиш массовой культуры. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Кроме того известно, что она способствует возникновению синдрома Стендаля. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности.
История создания картины «Мона Лиза»
Голова слегка повёрнута10. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Но не надо заострятся на одной картине, так как существует огромное количество превосходных работ, которые действуют на вас еще сильнее.
Название этого района и дало имя картине. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Рот, уголки губ, где розовый оттенок переходит в естественный живой цвет лица, написаны так превосходно, что кажутся не нарисованными, а как бы живой плотью и кровью. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной.
Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Так и с данной статьей. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы.
Эта загадка практически решена. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda).
Поверьте на слово, что вполне достаточные, чтоб видеть и понимать состояние женщины в вершинах ее удовлетворенности. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Меня удивило, что он маленький.
В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Тем не менее, полностью законченный портрет «некой флорентийской дамы» упоминается находящимся в частном владении Леонардо в 1517 году, незадолго до смерти живописца. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать.
Первая волна эпидемии прошла в начале века, после знаменитого похищения шедевра из Лувра, вторая волна – после ее мирового турне. В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Леонардо долго добивался нужного впечатления.
В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Но юность стремится к внешнему яркому эффекту. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане.
Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу
Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушка Лиза Джерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Таким объектом вполне можно назвать картину Леонарда да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая.
По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Этот призыв довел жажду взломать шифры картины до мании. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Все дело в существовании у человека двух «систем» зрения: центральной и периферической. Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. Я увидел то, что написал, тем более, когда я пришел к этому своему убеждению, мне было очень сродни состояние влюбленности и взаимности. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней.
История картины и её приключения
История искусств очень сложная вещь. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Я сама увлекаюсь живописью, люблю рисовать, вот таким образом эта картина заинтересовала меня. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Справа: Мона Лиза.
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдована так же, как все в природе.
То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Он использовал в работе все страшное и ужасное, что только смог найти – ящериц, змей, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам».
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» – едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы висела в административных помещениях Лувра)19.
Была уволена администрация музея. В первом браке он был женат на Лизе ди Джованни Филиппо де Кардуччи, а во втором – на Катерине ди Мариотто Ручеллиа, которые обе умерли во время родов. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель.
Про картину Леонардо Да Винчи Джоконда Мона Лиза
Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, но воспитывался в доме и отца, вот таким образом получил основательное образование в чтении, письме и счете. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио.
1503-1519 гг. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Описание настроения картины Леонардо Да Винчи – Мона Лиза
Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен.
С полотном также экспериментировали Казимир Малевич, Фернан Леже, Рене Магритт и Сальвадор Дали. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой.
Однако это можно списать на плохую реставрацию. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Существует версия, что картины на самом деле две. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа».
Лиза дель Джокондо: интересные факты
Фигура «Айзелуортской Моны Лизы» очень похожа на фигуру «Джоконды», также совпадают композиция и освещение. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
Считается, что вся новизна исходит из идей прошлого и имеет с ним прямую связь. Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Мона Лиза дель Жвачконда (Приложение 4. 6)Жвачная компания Hubba Bubba на улицах Австралии выставляет плакаты с черно-белыми контурами картин, на которых есть специальные метки – какого цвета жвачку куда лепить.
Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Когда же дошла очередь до фильма, - то тут он вообще начал рассказывать басни, что это гениальное его творчество, но его не поняли и враги плетут козни вокруг него. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения.
Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. Леонардо работал над ним не один год. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Но это чрезвычайно трудная задача.
Критика и недостатки полотна Мона Лиза (Джоконда)
Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Из-за этого она сильно бликует, вот таким образом разглядеть ее иногда бывает проблематично. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе.
Картина Мона Лиза: история «Джоконды»
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Он хватает первое, что подвернулось ему под руки, скажем, камень и раздирает картину, совершая таким образом акт матереубийства. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик.
«Le Petit Parisien» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Тем не менее, лицо «Айзелуортской Моны Лизы» выглядит явно моложе и это позволяет предположить, что она является более ранней версией картины. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Так появилась тема моей работы: «Влияние картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» на современное искусство».
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Дважды выписано «Частичное затмение» газетная вырезка с фрагментом «передается квартира» дополнена коллажами с одним словом – «в Москве» (старая орфография) и зеркально перевернутым «Петроград». Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Казимир Малевич в 1914 году сделал коллаж «Композиция с Моной Лизой», где дважды перечеркнул изображение её репродукции и вверху написал «Частичное затмение». Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Художник не расставался с портретом до самой смерти.
Картина «Джоконда» : критика полотна
О матери Леонардо почти ничего не известно. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов».
Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. После смерти дяди в 1484 году Риарио потерпел поражение в своих претензиях на папство, несмотря на то что Катерина с отрядом солдат сумела овладеть одной из величественных цитаделей Рима – замком Святого Ангела. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» – интересные факты
Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека. Есть мнение, что Леонардо долго писал и Мону Лизу — но сколько точно установить невозможно, так как уже говорилось в описании жизни да Винчи — он переезжал из города в город в один из периодов своей жизни.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Исследователь Игорь Ладов обнаружил в нем цикличность: кажется, стоит провести несколько линий, чтобы соединить края пейзажа. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше.
Это и есть магия великого реалистического искусства Высокого Возрождения. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. В папском дворце Леонардо предоставили мастерскую с подвижными столами и столь любимым им рассеянным светом.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Один японский врач совершенно уверен в том, что у Моны Лизы был высокий уровень холестерина. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Дэн Браун роман и одноимённый фильм «Код да Винчи».
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Это и есть одна из главных тайн изображения. До сих пор остается множество нераскрытых тайн картины. Мона Лиза – автопортрет художника.
Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Несколько интересных фактов о картине и ее судьбе можно увидеть в Приложении 1. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.
Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. ВинченцоПеруджа бесследно исчез во время Первой Мировой Войны, а вслед за ним пропал и офицер, который вёл дело по поиску картины. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. После этих событий картина набрала небывалую популярность.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Одним из средств такой тончайшей нюансировки было характерное Леонардовское «сфумато» – едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. В оценке, которую Вазари дает «Джоконде», – знаменательная исполненная глубокого смысла градация: все совсем как в действительности, но, глядя на эту действительность испытываешь высшее наслаждение и кажется, что сама жизнь не может быть иной.
О жизни и творчестве выдающихся художников
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Леонардо да Винчи. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя.
Я не говорю, что я совершенно прав. Грудь преподнимется. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Джоконда – не только самая известная, но и самая дорогая картина в мире. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи.
Картина "Мона Лиза" Леонардо да Винчи
90 посетителей Лувра приходят туда лишь ради того, чтобы взглянуть на самую загадочную картину в мире – легендарную «Мону Лизу». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин.
Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Леонардо доказывает, что художник стоит выше всего этого, что ценнее всего творческий замысел мастера. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.