Картина Левитана Грачи Прилетели

История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова

Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. Кисти Алексей Кондратьевича принадлежат многие прекрасные полотна. Описывая её сюжет, Левитан писал: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько берёзок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни.

В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Лишь к 1873 году полотно перестает «путешествовать» с одной выставки на другую. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели».

И первые вестники весны – грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Своей трехмерностью, глубиной притягательна эта картина. Это скорее эскиз по памяти».

Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Это было единственное произведение на выставке, в котором Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93.

Вскоре картина «Грачи прилетели» (конец 1871 года) была впервые представлена публике в первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Вот так жил и творил Саврасов. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии).

Сочинение по картине 
Саврасова Грачи 
прилетели 2, 4,

Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс

В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Между тем в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок южных краев, ничего такого, к чему приучены были тогда ценители «изящной природы» и «романтических ландшафтов». Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95.

Саврасова в Молвитино. Сто великих картин мира. Б. В.

Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Краевед Николай Зонтиков считал эту версию более правдоподобной— в том смысле, что Саврасов вряд ли отправился бы в такое отдалённое место один, без знакомых, — но при этом отмечал, что вряд ли целью этой поездки был осмотр сусанинских мест, которые находились не в Молвитине, а в районе села Домнино, деревни Деревеньки и Исуповского болота43. Затем в 1882 году его уволили с работы.

А Бенуа даже охарактеризовал самого мастера на основе этой картины: «Очевидно, в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочих своих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Каменевых – от всего порядочного, но далеко не передового в искусстве, – жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам природы, до него никем еще из русских живописцев не расслышанным» Бенуа А. «История русской живописи в 19 веке». Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены.

Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Картина была написана с величественного здания Воскресенской церкви. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.

«Грачи прилетели» 
картина Саврасова

«Грачи прилетели» картина Саврасова

Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». В картине воплотилось два начала – жизнь и смерть. Работа над полотном началась в Костромской губернии в деревне Молвитино (в современности Сусанино). Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485.

«Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Картина выгодно отличалась от других полотен художников – современников Саврасова. Белоцерковский писал: Чтобы показать нищету крестьян, художник решил рядом с колокольней и церковью поставить убогую избёнку.

Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Описание картины вот таким образом включает в себя не только очевидные детали, но и то, что может додумать наблюдатель. Именно передвижники сделали русскую природу основной темой своих пейзажей. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе, пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу» Ионина Н. А.

Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели».

Грачи прилетели, 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов, 1871

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

Все торопливые грачи резвятся в воздухе, суетятся и лишь одна маленькая птичка сидит у корней одной из березок. Ужаснее картину представить трудно. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. По такому этюду не сделаешь картину.

Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Это скорее эскиз по памяти».

Картина Алексея 
Саврасова «Грачи 
прилетели»

Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Проектом реставрации в 1976 году было предусмотрено установить в холодном храме Воскресенской церкви иконостас, вывезенный ранее реставраторами из храма села Попкова Галичского района и в разобранном виде сложенный в подклете Богоявленского монастырского собора в Костроме (как раз там, напомним, где были погребены владельцы Молвитина Салтыковы, в том числе, наверняка и строитель Воскресенского храма П. М. Сколько было таких сел в России. Для многих художник остался автором только одной картины. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Но в феврале 1871 года умирает его дочь (третья по числу умерших детей в семье Алексея Кондратьевича). В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины.

Береза всегда имеет свой рисунок. На переднем плане – рыхлый грязный снег. В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена – со своей вечной темой обновления жизни. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина.

Описание картины 
Алексея Саврасова 
«Грачи прилетели»

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Имеет философский смысл картина «Грачи прилетели». За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. Если так оно и получилось, то очевидно, что художник мог поехать в Костромскую губернию только после своего возвращения из Москвы в Ярославль. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Перед вами авторское повторение 1879 года. Судьбоносным для Алексея стал 1871 год именно тогда проводилась экспозиция Товарищества передвижных художественных выставок, в организацию которой он внес посильный вклад. С. 282. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу.

Береза всегда имеет свой рисунок. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Именно тоска и потеря словно отразились в картине Саврасова. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48.

Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. «Грачи прилетели» – назвал свою картину Алексей Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Но гениальная картина не сделала ее создателя счастливым.

Картина «Грачи прилетели» (холст, масло, 62х48, 5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва) А. К. Саврасова, была написана в 1871 году. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. У зрителя создавался образ хрупкой, нежной, тонкой неяркой русской природы, которая, однако, прелестна.

Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало.

Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Да, действительно, больше всего одним полотном знаменит Саврасов. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный».

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Необходимо заметить, что Коровин и Левитан были учениками Саврасова, они восхищались своим преподавателем и всю жизнь были ему благодарны.

Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Есть околица села Костромской губернии, холодный сырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже повеяло предчувствием весны, почерневший снег с проталинами, березки – и то не «девицы-красавицы», а искривленные, но упрямо и жадно тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церковка с колокольней, равнина, мерно уходящая вдаль, к синеющей на горизонте полоске леса. Какая простота. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов и барон Клодт и И. И. Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны.

Вернувшись в Москву, художник уже в мастерской внес новые подробности и доработал композицию. «Грачи» стали новаторством в живописи, при этом несколько статичные пейзажи Шишкина и Куинджи терялись на фоне работы Саврасова. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.

При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Именно — Жизни, а не просто «естественного окружения» человека. Не изобразил ли Алексей Кондратьевич в лице маленького грачика собственную тоскующую душу. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи».

Саврасов Алексей 
Кондратьевич «Грачи 
прилетели»

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»

Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства. Свое творение Алексей Кондратьевич дорабатывал уже в Москве.

Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Необычное название села понравилось художнику и он подтвердил, что именно туда, а когда крестьянин предложил его подвезти, то согласился40. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием».

Точные даты этого путешествия неизвестны и их определение затруднено ещё одним обстоятельством— отсутствием детальной информации о поездке Саврасова в Москву, которая состоялась в марте того же года. По этому поводу высказывались разные версии. Однозначно ответить нельзя. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Ранней весной 1871 года художник начинает рисовать этюды для новой картины. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине.

Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Автор этой статьи Б. В. Саврасов считается основоположником лирического пейзажа в русской живописи, характерным образцом которого является и картина «Грачи прилетели».

Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Необходимо основательно к этому подготовиться. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился.

В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Картины Саврасова многим приходились по душе, благодаря им художник стал знаменитым в определенных кругах, многие к нему относились как к настоящему таланту, мастеру своего дела. «Грачи прилетели» стала символом всего творчества художника. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник.

Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Верхний пояс, охватывающий примерно половину холста, занят светлым небом, в цветовой гамме которого преобладают холодные голубые тона. боярином Г. И. Кто знает, а быть может маленький скворец является самим Саврасовым. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь.

Картина «Грачи прилетели» – самая лучшая в его работах, но отнюдь не единственная. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Саврасов быстро становится знаменитым. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе.

Саврасовъ. Исследователи творчества Саврасова не имеют однозначного ответа на вопрос о том, почему из Костромы художник направился именно в Молвитино, расположенное более чем в 50 верстах к северу от губернского центра. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Это скорее эскиз по памяти. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

Новая веха в изобразительном 
искусстве, создание 
картины «Проселок»

Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Такие моменты бывают, когда, например, человек идет по улице в зимней одежде, он суров и погружен в свои мысли. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. По такому этюду не сделаешь картину. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание.

Пейзаж, теперь общеизвестный, был увиден живописцем в Костромской губернии, в Буйском уезде, в селе Молвитино. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа. В нижней части этюда была подпись: «А. Этюды к этой картине были написаны в селе Молвитино Костромской губернии (в настоящее время посёлок Сусанино Костромской области). Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году.

Такова краткая история написания картины «Грачей». Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Именно два чувства сложились в «духе» картины – ее ауре: это печаль и радость нового весеннего пробуждения. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. По такому этюду не сделаешь картину. Центральная группа берёз является основой композиции. пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу».

О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине Грачи прилетели. Именно надломленность художника позволяет картине Саврасова «Грачи прилетели» получить неповторимую прелесть печали и тоски. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: "С натуры нельзя так написать.

Сочинение: Описание картины Пластова «Первый снег»

Он тусклый и потому не дает блики на свету. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Но эта заурядность кажущаяся.

Жил в нищете и одиночестве Саврасов. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое.

Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». А потом все-таки сбежит. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22.

Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Многие любители живописи, которых поразила тонкая динамичность картины «Грачи прилетели», едут туда только для того чтобы сравнить церковь на полотне и материальный прототип. «Грачи прилетели» показывает в полной красе прелесть России, не нагромождая в себе торжественность, как это было у Шишкина или романтическое приукрашивание оттенков, как делал это Куинджи.

Сочинение-описание 
картины Грачи прилетели 
Саврасова для 2

Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса

Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника.

Это было настоящей трагедией для него. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Он обращается к переходным, переменчивым состояниям природы, показывает некое противостояние зимы и весны, тепла и холода.

С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины. Картина «Грачи прилетели» и то на какое-то время забылась. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Церковь была построена в конце XVIII века. Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели».

Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. В Третьяковской галерее хранится одноимённый вариант-повторение 1894 года (бумага грунтованная тонированная итальянский карандаш, соус, растушка, проскребание, 33 23см инв. Береза всегда имеет свой рисунок По такому этюду не сделаешь картину. Несколько голых берез – кривых и изломанных.

Описание настроения 
картины Грачи прилетели

Описание настроения картины Грачи прилетели

Как они красивы». Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. 156. Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь.

Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Также на них заметны птичьи гнезда. Статичные пейзажи Куинджи и Шишкина сразу потеряли статус новаторских. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем.

В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В.

Может маленький грач разыскивает в талой земле корм, а может у него просто поломано крыло. и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта. Темный, золотистый купол церкви в полотне «Грачи прилетели» описанию картины добавляет надежду, словно сам Бог присутствует в пейзаже.

Через четыре года Саврасов стал академиком, а в 1857 году удостоился чести преподавать живопись в родном учебном заведении. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины. (Шишкин).

Картина Саврасова 
Грачи прилетели

Картина Саврасова Грачи прилетели

Интересно, что церковь сохранилась до сих пор. Береза всегда имеет свой рисунок. Поездки оставляли глубокий след в его душе. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».

Это скорее эскиз по памяти". Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Продолжим осматривать картину. Выразительно и тоскливо полотно «Грачи прилетели», описание картины этой целое приключение, осознание чего-то большого, великого.

Картина Грачи прилетели 
Саврасова

Картина Грачи прилетели Саврасова

В 1844 году юноша поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и оканчивает его в 1854 году. «Грачи» стали открытием в живописи. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны.

От первого варианта оно отличается чуть более насыщенным цветом. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8.

И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах».

Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. А однажды княгиня Мария Николаевна попросила его изобразить живописную местность возле ее дачи, расположенной недалеко от северной столицы. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»» Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века.

Грачи прилетели 
описание картины

Грачи прилетели описание картины

Родился Алексей Саврасов 12 мая 1830 года. Можно сказать, что именно картина «Грачи прилетели» Саврасова сделала его знаменитым. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35.

Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Тяжело заболевает жена. Художник создает новые эскизы и этюды полотна и довершает картину в Москве.

– Оденешь его – опять пропьет все. Стр. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Скорее всего именно такие горькие размышления послужили причиной алкоголизма, который развился у художника.

Заказать репродукцию 
картины Грачи прилетели

Заказать репродукцию картины Грачи прилетели

Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна.

Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. С. 319. Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. На среднем плане мы видим серое пятно.

Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка.

  • ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
  • Эффект бескрайнего пространства
  • Творчество, заказы известных людей
  • Работа и страсть к путешествиям

Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Полотно не только поразило современников живописца, но и пронесло его славу сквозь года. Отец был небогатым торговцем-галантерейщиком.

Салтыков). Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся.

к – О том, что это было за время, напоминает отрывок из статьи в районной газете, посвящённой столетию приезда А. К. Молвитино»36. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Трудно описать какой успех имела в свое время эта картина.

  1. Алкоголизм и увольнение с работы
  2. Сочинение на тему: «Как я провел летние каникулы»
  3. Сочинение-рассуждение: «Любимая природа»
  4. Сочинение на тему: «Зима в нашем дворе»

В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68.

РЖ-627)90. Но знакомые отмечали, что он часто бывает печальным и угрюмым: вероятно, он думал о своей странной творческой судьбе. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8.

«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Осенью 1857 года женился Саврасов на Софье Герц. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей.

  1. Рядом расположены достопримечательности
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Один из самых известных русских пейзажей – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях.

Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ 
Алексей Саврасов

Здесь была показана особая глубина цвета, «хрупкость» деталей, озаренных неповторимыми полутенями. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. «Грачи прилетели», это маленькое полотно, становится возможностью художника открыть миру всю нежность и любовь к рано умершей дочери. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно.

Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны.

По предположению художника и искусствоведа Игоря Грабаря, высказанному в период подготовки к выставке, этот этюд мог быть написан Саврасовым позже, по памяти: «По такому этюду не сделаешь картины. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. На той же выставке присутствовали работы таких известных мастеров пейзажного жанра, как Алексей Боголюбов, Михаил Клодт и Иван Шишкин. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. 27192)386.

Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».

Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Саврасов входил в Товарищество передвижных художественных выставок. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью.

В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. После возвращения из Молвитина Саврасов работал над картиной в Ярославле13, а затем дорабатывал композицию в Москве14, куда он возвратился в начале мая. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27.

Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.

Это скорее эскиз по памяти». Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613.