Картина Левитана Озеро Русь

«озеро» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), над которой он работал в 1899—1900 годах.

Описание картины Озеро (Русь) Левитана: анализ, материалы для сочинения

На картине так же изображены деревья и сочные луга. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. «Озеро Русь» — основное произведение живописца поздней поры. В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 1898 или 1898—1899, 48, 6 69, 7см). Одним из наиболее прославленных художников-пейзажистов был И. Левитан. Последняя работа художника.

Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть». Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака.

Описание картины 
Левитана Озеро

Описание картины Левитана Озеро

Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве. По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс. Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни»53.

Слободка», «Лунная ночь. На картине изображен солнечный осенний день. По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь». Левитан в своей работе хочет соединить монументальность с легкостью и декоративностью.

Зритель видит, как по небу плывут великолепные золотистые облака, причудливо отражаясь в озере. В 1901 г. прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Озеро имеет извилистую форму. Слободка», «Лунная ночь. «Озеро. В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. Его голубизна просто ослепляет даже без солнечных лучей.

Он сумел обогатить пейзажную живопись поэтическим восприятием, многообразием тем и эмоциональной глубиной. Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, Ростовский областной музей изобразительных искусств)1217. В 1894 году Левитан закончил картину «Над вечным покоем» (холст, масло, 150 206см, ГТГ), на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка). Болезнь сердца, давно беспокоившая Левитана, начала быстро прогрессировать. Одна ты несёшься по ясной глазури»)2728.

На картине изображена белая колокольня, стоящая на высоком берегу реки. Левитан работал очень вдохновенно. Картина «Озеро. На высоком берегу заметны колокольни белого цвета.

Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». Деревня» и «Тишина»40. Одна ты несёшься по ясной глазури»). Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, Ростовский областной музей изобразительных искусств). От него не скрывали серьезности положения. По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс1826.

С. Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединяя в её живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня и – декоративно- монументального начала, роднящего «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности». Летом ученики Левитана выезжали на этюды. Большое разлогое озеро омывает берега небольшой деревушки. Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни».

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Русь» отличается отсутствием композиционной структуры, как другие полотна художника. Можно окунуться в прохладное озеро, а потом бежать домой, не смотря под ноги. Здесь же сочные зелёные луга, яркие осенние деревья и желтые поля и всё это переполнена приподнятым, одухотворенным звучанием. Слободка», «Лунная ночь.

Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». Ж-552). Данная картина заражает своей лиричностью. Деревня» и «Тишина». В картине «Озеро.

Литературовед Андрей Турков писал, что замысел Левитана был, возможно, в какой-то мере связан с его работой над иллюстрированием собрания сочинений Пушкина издание которого к 100-летию со дня рождения поэта готовил Пётр Кончаловский. Ещё один этюд, «Озеро. Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ). Именно вот таким образом на полотне заметны следы переделок и переработок. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы».

После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов. На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи. В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь». Противоположная сторона покрыта слегка пожелтевшей травой, которая напоминает, что осень не за горами.

Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури. Несмотря на то, что эта работа Левитана до конца не закончена, полотно «Озеро.

Не зря Левитан очень любил свою родину и воспевал ее в своих пейзажах. По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода». В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 36, 5см инв.

Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж. Русь» была очень высоко оценена критиками. На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Левитан соединил буйство летних красок с осенними оттенками родной природы.

На берегу виднеются колокольни ярко белого цвета, сочные зеленые луга, осенние деревья. По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость». Хочется оказаться на дальнем берегу и прыгать, резвиться на солнышке. Основу цветовой гаммы картины составляют сине-голубые, коричнево-зелёные, жёлтые и фиолетовые тона.

Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро»2324. В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. Глядя на эту картину, невольно испытываешь радость и чувство гордости за свой край. Размер и широкий размах пейзажной перспективы наполнен философским смыслом.

Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ)121516. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета»44.

Небо также превосходное. Натурой послужило озеро в Тверской губернии, куда часто ездил художник. Он отметил стремление художника запечатлеть переменчивость мира игру красок, движение воздуха.

В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см, 5341, поступил в 1917 году из собрания семьи М. А. Морозова и М. К. Морозовой), «Последние лучи. Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см, 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см, Ж-123, приобретён в 1961 году у московского коллекционера А. В. Гордона, до этого был в собрании Н. А. Соколова). Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури.

Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета». Именно в конце 1890-х годов художник работал над иллюстрациями к произведениям Александра Сергеевича Пушкина и прочитав его стихотворение «Последняя туча рассеянной бури», в фантазиях художника зародился новый пейзажный мотив. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см инв. Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». Ветреный день», находится в собрании. Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок»3132.

Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см инв. В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо. В этой картине Левитан особенно сближает идею чистого пейзажа с земной жизнью человека. В Ялте встретились два совсем не старых, но очень больных человека.

Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. Русь» считается одной из самых крупных картин художника.

Композиция построена по трём планам. Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см инв.

По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость»3435. Звание академика Академии художеств Левитан получил около года назад. В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей».

Русь» стало итогом его многолетних исканий в изображении родной страны. Левитан хотел назвать картину «Русь», но сомневался и говорил одному из своих учеников: « только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь». В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь»27. Ж-552).

В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба». Композиция построена по трём планам. Облака не просто плывут по нему, они как будто вообще выходят за рамки картины. Писателю была отправлена телеграмма: «Сегодня жди знаменитого академика».

По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода»52. Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашел Антон Павлович Чехов. В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 36, 5см инв. Более того, в какой-то мере синтезированным оказалось и состояние природы: с одной стороны, жёлтый цвет листвы деревьев и сжатых полей указывает на то, что дело происходит осенью, а с другой — освещение и облака выглядят совсем по-летнему. Русь». Все предметы обобщены, так как Левитан пишет картину широкими мазками. В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба»21.

Голубизна воды настолько яркая и чистая, что даже, кажется, видно дно. Мне, несомненно, нравится эта картина. Это полотно стало лебединой песнью Левитана. Они выкрашены в золотистый цвет. Некоторая его часть на картине не видна, она скрывается за правым берегом.

По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний». В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обобщающими формы предметов. По совету врачей он ездил на лечение в Италию, Швейцарию, Германию. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года.

Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого. Работа «Озеро. Ещё один этюд, «Озеро. Свежесть передана художником в импрессионистической непосредственности. Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ).

В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 163см, ). Картина написана в 1895году. В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 163см, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева). Ещё один этюд, «Озеро.

Картина открывает нам торжествующую и величественную мощь природы. Русь» даже в таком виде бесспорно принадлежит к наиболее значимым произведениям художника. Она вселяет в нас надежду в то, что впереди у России радостное и светлое будущее. В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 189847 или 1898—189948, 48, 6 69, 7см)47.

Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. Художник умер, не успев завершить данную работу. Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, ). По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний»51.

Левитан умер 22 июля 1900 г., прожив почти сорок лет. Русь» художнику в очередной раз удалось передать всю глубину русской природы, ее богатства. «Озеро. По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость». Среди них находилось большое полотно под названием «Озеро. Кроме того, она перекликается с другими его поздними работами, в первую очередь со знаменитым полотном «Над вечным покоем».

Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. Художник так и не завершил это творение, так как умер. Цвета художник использовал очень яркие и сочные.

Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего»30. Зритель видит замысловатые облака, плывущие по голубому бездонному небу. Я, например, нахожу эту картину романтичной. Художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (И.

И только потом понимаешь, что это отражение неба мерцает на рябе воды. В 1894 году Левитан закончил картину «Над вечным покоем» (холст, масло, 150 206см, ГТГ), на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка). Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь»22. 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см инв. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень.

Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого41. Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью».

По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности»43. Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи3454. В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. Особую выразительность, а так же масштабность и широту придают эти плывущие облака. После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов33.

9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см инв. За озером, на дальнем берегу, панорама деревень, пашен, лесов. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (Иван Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня ранней осени с декоративно-монументальным началом, роднящим «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. Деревня» и «Тишина».

По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть»49. Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве. Небо изображенное Левитаном, несет в себе особый смысл.

Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью». На всем его протяжении видно четкое отражение небесных объектов. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см инв. Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж1819.

Одновременно основная для позднего периода Левитана. Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок». Русь» (1900). На написание данной картины было потрачено много времени. Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, ), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро».

Однако, даже в своем незаконченном виде, она производит огромное впечатление. Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной20. Мастер хочет передать нам идеальное состояние природы, когда она счастлива. Художник наполнил пейзаж торжественно-величественной мелодией бесконечно любимой им русской природы. Ж-123, приобретён в 1961 году у московского коллекционера А. В. Гордона, до этого был в собрании Н. А. Соколова).

Солнце на картине не было изображено, но невидимый источник света залил широкое, размахнувшееся во все стороны, струящееся пространство. В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. Свободное дыхание земли чувствуется в сильном округлом ритме пологих холмов. Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро».