Картина Лосенко
В 1770 году на выставке в Петербургской академии демонстрировалась картина А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда». Осенью 1765 года Лосенко отправляет в Петербург картину Авраам приносит в жертву сына своего Исаака (ГРМ), более выразительную в цвете, чем Чудесный улов рыбы. За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором.
В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов». За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором. Картина стояла на мольберте в мастерской Лосенко до самых последних дней его жизни5.
До появления полотна Ф. А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824) картина Лосенко считалась эталоном исторической классицистической школы. Картина стояла на мольберте в мастерской Лосенко до самых последних дней его жизни.
Описание картины Антона Лосенко «Авель»
Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в "Гекторовом прощании" (как называли картину современники). Лагрене. Однако у Лосенко образ Владимира, в отличие от исторической концепции, полон раскаяния.
Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко. В нем выразились ранние поиски образа героя. Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира. Новый, богатый мир раскинулся пышно и многообразно перед растерянным взором юного Лосенко.
Этой идее подчинено все решение картины. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Волкова (1763). Победители не упустили возможности поиздеваться над побежденными. Весь портрет полон тайной, запретной жизни.
Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить. Общий характер картины остается театрально-условным. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города».
Антон Павлович Лосенко и его картины
Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). Гамма красок строже и лаконичнее. по: Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины XVIII столетия. А. Лосенко «Чудесный улов» (1762). При этом, по словам искусствоведа Авраама Кагановича, «лицо Гектора, его фигура не вызывают в памяти античный прообраз, они так же реальны, как и модель, которой несомненно пользовался художник». Одежда Гектора, включая его плащ, написана в живописных традициях XVIII века и более напоминает барокко, чем классический стиль, а в его внешности «гораздо больше реальной простоты, чем эпического величия».
Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет — «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей). В Русском музее также хранится подготовительный рисунок к образу плачущей служанки, выполненный на небольшом удлинённом в вертикальном направлении листе, а также набросок к трём фигурам из правой группы, который исполнен карандашом с применением мела. Преследуемый, утомленный, опечаленный измученный тьмою академических пустяков, ни в какой Академии не касающихся профессора, Лосенко не в состоянии коснуться кисти: его погубят несомненно.
Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий. В возрасте тридцати шести лет А. П. «Владимир и Рогнеда» (1770) стала первым известным полотном на сюжет русской истории (новгородский князь Владимир, не добившись согласия полоцкого князя Рогвольда на брак с его дочерью, с помощью военной силы осуществляет свое желание). Талант и высокие человеческие качества способствовали тому, что после написания имевшей успех картины А. П. Молодой человек недавно возвратился из-за границы.
Он полностью отдает себя многогранной деятельности. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. В конце 1750-х гг. На плечо накинута мантия коричневого бархата, показанная крупно, без лишних складок, что придаёт портрету парадность.
И здесь проявились его художественные способности. Главное содержание образа Гектора у Лосенко в том, что он «полон силы, веры в победу высокого патриотического порыва». Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. Прожив здесь несколько дней, Лосенко отправляется в Москву, к И. И. Шувалову, со своими картинами и ученическими рисунками, которые Шувалов представил Императрице, гостившей в то время в Москве по случаю коронации.
Вслед за окончашем «Владимира с Рогнедой», приобретенного Императрицей, Лосенко начинает, по её же заказу, «Гекторово прощание». По-видимому, художника привлекал этот «образ чувствительной женщины, трогательной своей добротой и искренностью переживаний», который рассматривался как «вполне реальный образ простого человека из народа»16. Искусствоведы полагают, что Лосенко мог также пользоваться трудом итальянского историка XIII века Гвидо де Колумны под названием «История о разорении Трои, столичного града Фригийского царства из разных древних писателей собранная»— ко времени написания картины появилось уже несколько изданий этого труда на русском языке8. Только два рисунка — подготовительный этюд к «Авелю» и «Человек со связанными руками» — вносят диссонанс в эту характеристику. Особенно примечательна последняя работа. Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника. По сюжету Владимир здесь просит прощения у Рогнеды-пленницы за то, что огнем и мечом пошел на ее землю, убил отца и братьев и против воли взял ее в жены (или собирается взять: судя по литературному объяснению Лосенко, это их первое свидание).
Антон Лосенко работал над полотном по заказу императрицы Екатерины II3. История становилась как бы средством иносказания. Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750 – 1770-х годов. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой». Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII – первой трети XIX века. Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). Воины и слуги составляют пассивную «толпу», которой противопоставлены активные «герои».
Главное содержание образа Гектора у Лосенко в том, что он «полон силы, веры в победу высокого патриотического порыва». Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра. Ему принадлежат лавры основоположника исторической живописи в России.
Этой высокой идее подчинено все решение полотна. И форма объема лепится не столько цветом, тонкой разработкой внутренних сто градаций, сколько светотенью.
Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Правая группа состоит из пяти фигур. В отличие от картины и живописного эскиза, на этом рисунке Гектор находится слева от Андромахи и служанки, вытянув правую (а не левую) руку33. Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе.
После смерти Лосенко эти особенности построения картины были взяты на вооружение его учениками и «развиты в неписанную систему композиционного мышления, оказавшую влияние на последующую историю русской исторической живописи»6. Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года).
Прощание Гектора с Андромахой (картина Лосенко)
Вас. М, 1963. Т. 17. Но, несмотря на декламационность и патетику, в картине Лосенко много искреннего чувства.
он учился певческому искусству, служил в придворной капелле. Давида (1785), явившейся образцом произведения неоклассицизма. И. И. Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу. Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. Лосенко – составитель учебного пособия для АХ Изъяснение краткой пропорции человека. На картине Лосенко архитектурный образ древнего города выглядит весьма грандиозно— «высокая стена с рядом дорических колонн, огромные, в античном духе ворота и крепостные башни на втором плане создают впечатление подлинного величия»24.
В произведениях Лосенко 60-х гг. В том же году произведен в адьюнкты. Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. Появление первых исторических картин совпало со временем становления исторической науки.
С. 123). Искусствовед Авраам Каганович называл полотно зрелой работой, в полной мере демонстрирующей «высокие профессиональные способности художника как композитора, рисовальщика и живописца», а также «его метод ведения картины и взгляды на закономерности построения исторического полотна». Он стоит около Андромахи, держась правой рукой за маленькую ручку своего сына.
Галереи, серии картин, портретов
Эта картина, в сущности, первое произведение, посвященное отечественной истории. Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. В 1773 г. он начал работу над картиной «Прощание Гектора с Андромахой». Правая группа состоит из пяти фигур. В 1772 создал учебное пособие «Изъяснения краткой пропорции человека», ставшей настольной книгой не одного поколения будущих художников.
Композиция – фризовая, строится наподобие многофигурной мизансцены классицистического спектакля. Лосенко создал первую композицию на национальную тему – «Владимир и Рогнеда» (1770).
- Лосенко Антон Павлович – великий русский художник
- "Ломоносов русской живописи": Антон Павлович Лосенко – художник исторического жанра второй половины в
- Антон Павлович Лосенко 1737–1773 К 275-летию со дня рождения
- Творчество Лосенко Антона Павловича
- Русский художник Лосенко Антон Павлович
- Теория и история искусства: Музеи мира
- Русские художники: Лосенко Антон Павлович
Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле. Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным. Происходил из купеческой семьи. Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица со смиренным и скорбным лицом.
Это сказалось как в этюдах обнаженной натуры ("Авель", Харьковский музей "Каин", ГРМ), так и в завершенных живописных полотнах с их локальным цветом, выверенностью в передаче анатомии, преобладанием линеарно-пластического начала в моделировке. Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников. Лирический дуэт пленяет мелодией линий их гибкостью, точностью и певучестью. В 1764 г. Лосенко даже пытался принять участие в конкурсе на Большой приз, дающий право пенсионерства в Италии.
В то время не считали нужным интересоваться индивидуальными наклонностями будущих «жрецов Аполлона», живописцев, скульпторов, резчиков, граверов не искали, а создавали. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. При этом, по словам искусствоведа Авраама Кагановича, «лицо Гектора, его фигура не вызывают в памяти античный прообраз, они так же реальны, как и модель, которой несомненно пользовался художник».
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Лосенко Антон Павлович, русский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Игровое занятие – «Маленький эксперт»
- Мастер-классы по созданию кукол-мотанок, ткачеству поясов или соломоплетению
Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой. У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко – «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Идейный замысел обеих картин сложился на почве тех общественно-политических и моральных 39представлений, которые развились в русской культуре 1750 – 1770-х годов под влиянием идей просветительской философии и с наибольшей яркостью воплотились в поэзии и драматургии А. Сумарокова и литераторов его круга. Идеи патриотизма и гражданственности, долга перед родиной, служения государству, самопожертвования ради общественного блага составляют основное содержание передовой русской литературы этого времени. В картине Владимир перед Рогнедой (1770, ГРМ) в рамках условно-академической системы образов художник делает попытку передать сложный этический конфликт, живые человеческие чувства.
Вьена. Аргунову. Аргунову. Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал. По приезде в Париж Лосенко определили в мастерскую директора Королевской академии Жана Рету — одного из последних преемников барочного искусства Лебрена. Живо ощущают торжественность момента соратники героя.
Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи. Лосенко предлагают написать картину на звание академика. В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам).
- Карта гостя Национального художественного музея
- В Национальном художественном музее Республики Беларусь действует программа Карта Гостя
- Новая развлекательно-познавательная экскурсия для детей «Самые-самые»
- Напишите отзыв о статье Лосенко, Антон Павлович
- Отрывок, характеризующий Лосенко, Антон Павлович
- Словари и энциклопедии на Академике
- Рисунок акварелью собирателя открыток
Каин – одно из самых ясных и лаконичных произведений художника. Это была «Смерть Адониса» — картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами. Олег был разбит Ярополком и погиб при бегстве с поля боя. усложнённость композиций и патетика в духе позднего барокко (Чудесный улов рыбы, 1762, ГРМ) сочетаются с тенденциями классицизма (Зевс и Фетида, 1769, ГРМ). Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры.
Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Но возложенные на него педагогические и административные обязанности почти полностью отвлекли его от творчества и ускорили его кончину. Один из самых жестких сюжетов, посвященных Владимиру, рассказывает о тех временах, когда он, будучи еще новгородским князем (следовательно, язычником) посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом — князем Рогвольдом. Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского.
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом. Художник сдержал свое обещание: в марте 1768 он начал писать «Три академпческие фигуры», две из которых «Каин» и «Авель» — вместе с копией «Правосудия» Рафаэля были отправлены в конце 1768 г. с И. И. Шуваловым, посетившим в это время Рим, в Петербург. Спас Рогнеду ее маленький сын. В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью.
Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». Историзм картины условен и фантастичен. Ее совершенный профиль уподоблен античной камее.
С него начинается стойкая и непрерывная традиция «исторического жанра», которая сразу закрепилась в системе академического искусства и на долгие годы предопределила пути развития русской исторической живописи. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет.
Она не удерживает супруга, а вдохновляет его на подвиг. Через три года княжения старшие братья поссорились, началась война.
Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени. Государственный Русский музей (Петербург)Картина написана на библейский сюжет: «Во время оно, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. С. 152). Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы.
Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. В этом портрете есть некий шарм, что-то такое, что заставляет вспомнить близко и остро русский театр 18 века, живой и жизненный, то истинно пышный, то мишурный, но всегда увлекающий театр «Le dsespoir dArmide» и «Le Faune enchan», театр «высоких трагедий», веселых комедий и «пастушечьих драм. Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки. Второй вариант картины находится в Государственной Третьяковской галерее в МосквеФёдор Григорьевич Волков (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца.
Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась. Картина мастерски скомпонована.
Идея патриотического долга раскрывается в незаконченной картине Лосенко Прощание Гектора с Андромахой (1773, ГТГ). Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел». Лосенко — «Чудесный улов», в котором художник изображает рыбаков и Христа, способствовавшего отменному улову.
Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути. Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец. В 1758–1760 учился в ИАХ у Л. -Ж. Естественно, что Владимир и Добрыня «исполнися» ярости.
И не его вина, что помощь опоздала. Он кажется таким нежным и любящим влюбленным романтическим героем – жертвой обстоятельств. К своим педагогическим обязанностям Лосенко относился строго и серьезно.
Как педагог Лосенко прошел все ступени академических званий: академик, адъюнкт-профессор, профессор (первый русский профессор класса исторической живописи) он был даже директором Академии художеств. Эта картина стала началом русской школы исторической живописи. Недаром для Владимира позировал актер И. А. Дмитревский игравший князя на сцене. Сам сюжет (возможно избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма идеями общественного долга.
Однако из этого сватовства вышел страшный скандал. Вероятно, это граничит с тем, что её образ был не вполне закончен художником— в частности, лицо и глаза Андромахи «только подготовлены для живописи», а на её одежде можно заметить «обилие намеченных и ещё не выявленных складок». Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову. Сохранился и ряд рисунков, созданных Лосенко при подготовке к написанию картины.
Сохранился и ряд рисунков, созданных Лосенко при подготовке к написанию картины. В отличие от картины и живописного эскиза, на этом рисунке Гектор находится слева от Андромахи и служанки, вытянув правую (а не левую) руку. Индивидуальной манере художника присущи декоративизм и некоторая архаичность художественных приемов, характерные для многих мастеров середины XVIII столетия (в меньшей степени это проявилось в портрете).
Вторая историческая картина А. П. К элементам оригинального стиля Лосенко, по мнению Савинова, относятся «строгая, чёткая композиция, пространственность построения, сильные контрасты цвета и тени, живописность картины в целом, суровость рядом с эмоциональной приподнятостью, фигуры то в резком движении, то неподвижные». Это определяет их идеальную отвлеченность. Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова.
Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию. Слева расположена группа оруженосцев и воинов со знаменем. В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете.
Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно. Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи. Художник создает произведение на тему из русской истории – "Владимир и Рогнеда" (1770). С 1772 и до конца жизни – директор Академии.
Римский цикл завершает картина Зевс и Фетида (1769, ГРМ), созданная художником втайне от Академии по заказу И. И. Шувалова для графа К. Г. Разумовского. Пережил несколько царствований: Петра Великого, Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, недолгое правление Анны Леопольдовны, работал при Елизавете Петровне, в царствование которой и умер. Ему принадлежит первое учебное пособие – "Изъяснение краткой пропорции человека. Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов.
Последнее произведение подводит итог его обучения уже не у Рету, а у Ж. -М. Плачет прислужница. СПб., 1876. С маленьким сыном на руках, она обращена к Гектору и внимательно вслушивается в его слова, но её внимание производит поверхностное впечатление, а по своему облику «она, пожалуй, самый чуждый персонаж в толпе лосенковских троянцев». Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины. Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину.
Эти характерные мелочи — блестки истинного дарования Лосенко, случайно сюда попавшие. Справа – слуги, держащие шлем, копье и щит Гектора. В 1761 – 1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого. Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века.
Лосенко был прекрасным педагогом. В 1762 г., после почти пятнадцатимесячных занятий в мастерской Рету, ординарнейшего и типичнейшего представителя французского официального искусства 18 века, Лосенко создает «Ловление рыб» — произведение, пришедшееся по вкусу современникам на общем собрании Академии, 28 декабря 1762 г., дан был о нем следующиии отзыв, подписанный Де Ла Моттом, Жиллэ и Кокориновым: «мы обще рассматривали как в рисунке композиции пассии так и колерах в чем во всем находим приобретенную им честь прилежности через пятнадцатимесячное упражнение и талантов которые подают несравненно большую в нем надежду, если дозволено ему будет еще упражняться в иностранных академиях два или три года справедливо сим засвидтелествовать». А. Лосенко. Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. Причем, как и у скульпторов (за исключением разве что И. П. Мартоса и Ф. Ф. Щедрина), хронологическая последовательность произведений совсем не означает поступательного движения от барокко к классицизму. Образ плачущей служанки также принадлежит к центральной группе.
В системе изобразительных средств превалирует линеарно-пластическое начало. Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно. Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета.
Искусствовед Алексей Савинов отмечал, что, как и в своей более ранней картине «Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ), в «Прощании Гектора с Андромахой» Лосенко «соединял великое и простое, театральную приподнятость и жизненную естественность» используя разнообразие художественных приёмов в поисках большей выразительности содержания34. Большой жизненной убедительности Лосенко достиг в портретах: П. И. Шувалов (1760, ГРМ), Ф. Г. Волков (1763, ГРМ, повторение в ГТГ). Можно только предполагать. С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной Владимир и Рогнеда (ГРМ).
Это подчёркивает избранную художником трактовку главного героя, согласно которой он является и любящим отцом и верным гражданином Трои. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена.
Владимир и Рогнеда (1770) стала первым известным полотном на сюжет русской истории (новгородский князь Владимир, не добившись согласия полоцкого князя Рогвольда на брак с его дочерью, с помощью военной силы осуществляет свое желание). Среди наиболее известных полотен мастера — «Зевс и Фетида» (1769), «Владимир и Рогнеда» (1770), «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Все это свидетельствует о том, что Лосенко работая над замыслом, был во власти эстетических норм искусства барокко, воспринятых им у Рету. В 1763 снова отправился в Париж, занимался у Ж. М. Вьена.
Творение Лосенко, резюмировавшее его пенсионерские искания, возвестило о рождении русского классицизма, одного из ответвлений передового направления европейского искусства XVIII века. К элементам оригинального стиля Лосенко, по мнению Савинова, относятся «строгая, чёткая композиция, пространственность построения, сильные контрасты цвета и тени, живописность картины в целом, суровость рядом с эмоциональной приподнятостью, фигуры то в резком движении, то неподвижные»35. Однако подлинно патетичен лишь главный герой – Гектор, в образах всех остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины. Картина «Владимир и Рогнеда» была написана художником на соискание звания академика.
Композиция картины четко продумана и логично выстроена. художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет «Зевс и Фетида» (1769). По-видимому, художника привлекал этот «образ чувствительной женщины, трогательной своей добротой и искренностью переживаний», который рассматривался как «вполне реальный образ простого человека из народа». Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений.
Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой.
Вероятно, это граничит с тем, что её образ был не вполне закончен художником— в частности, лицо и глаза Андромахи «только подготовлены для живописи», а на её одежде можно заметить «обилие намеченных и ещё не выявленных складок»16. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком. У каждого из них Лосенко находил что-нибудь достойное внимания и даже восторга: или «великое согласие колеров» или «експрессии весьма натуральны» или «свет и тени хорошо расположены» или, наконец, «композиция величественна».
Сумарокова, Я. Шуйского и др. ", ставший пособием для нескольких поколений художников. Лосенко точно не иллюстрирует содержание происходящей сцены. Этот портрет считается автопортретом Антона ЛосенкоАнтон Павлович Лосенко – русский художник украинского происхождения. Ле-Лоррена, Ж. -Л. В первом рапорте, посланном из Рима, Лосенко пишет: «Ныне я упражняюсь в рисовании с лучших антиков для совершенства рисунку, также и в Академии для прочих классов, а на будущий год начну рисовать из славных картин для експерсий, композиций и драпери».
Когда отец в присутствии свата спросил Рогнеду: «Хочешь ли за Володимира. » – то она, согласно Повести временных лет, отвечала заносчиво и дерзко: «Не хочу розути робичича, но Ярополка хочю». Развивая свою положительную программу в драматической сцене «Прощание Гектора с Андромахой» (1773), художник рисует силу духа и воли. Цикл «высоких полотен» Лосенко открывается небольшим «Товией с ангелом» исполненным еще у Аргунова.
Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют" (цит. Владимир в данный момент насильник и язычник, но в его лице совсем другие чувства, даже нечто вроде ужаса и сострадания. Он наиболее полно и последовательно воплотил принципы классицизма. К ним относятся юноша, поддерживающий щит, мальчик17 или девушка19 со шлемом Гектора (тем самым, который испугал Астианакса), отвернувшийся от зрителя высокорослый воин в доспехах и с султаном на шлеме, ещё один воин с тёмной бородой, а также молодой троянец, выглядывающий из-за его спины и с восхищением смотрящий на Гектора20.
Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Недаром художник мечтал о поездке в Венецию, чтобы изучать колера армонию. Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности.
М. Э. Фальконе, который был в России недолго, однако прекрасно понял (и испытал на себе) все негативные стороны бюрократической системы Академии (да и государства в целом), писал Екатерине II: "Преследуемый, утомленный, опечаленный измученный тьмою академических пустяков, ни в какой академии не касающихся профессора, Лосенко не в состоянии коснуться кисти его погубят несомненно. По окончании похода царь привёз портрет в Петербург и впоследствии он оказался в Екатерининском дворце Царского Села. Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов. В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768).
Лосенко становится не только академиком, но и профессором и директором Академии художеств. Цитата намеренно приведена в отрывках – Лосенко не иллюстрировал Гомера, а лишь воспользовался отдельными мотивами великой поэмы, вложив в них совсем не то содержание, которое раскрывается в древнегреческом эпосе. В основе замысла Лосенко лежит идея долга перед родиной и героического самопожертвования во имя отечества. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Изображение чернобородого воина считается одним из наиболее удачных в картине, несмотря на то, что он «бесконечно далёк от античного идеала» и скорее воспринимается как продолжение работы Лосенко над крестьянскими образами, которые встречались в его более ранних произведениях. Об этом свидетельствует хотя бы «Изьяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии Художеств Профессора Живописи господина Лосенко для пользы юношества упражняющегося в рисовании изданное».
Это — первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели. Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии.
Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу. Он стоит около Андромахи, держась правой рукой за маленькую ручку своего сына. Можно усмотреть даже определенную русификацию лиц.
И признаны – за картины «Авель» и «Каин» Антон Лосенко становится «назначенным» в академики, а за картину «Владимир и Рогнеда» (1770) получает звание академика и назначение профессором Петербургской Академии художеств. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Следование стилю проявляется во всем: в позах героев их жестах и даже в немыслимых для Полоцка IX века классических колоннах, виднеющихся на заднем плане картины.
Преподавательская работа и директорская должность отнимали у Лосенко много сил. В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны». Художник создает произведение на тему из русской истории – «Владимир и Рогнеда» (1770). Этот парадный портрет, не имеющий параллели в творчестве Лосенко, по существу замыкает портретное наследие художника. Они полукругом обступают главных персонажей.
Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог. Осенью 1762 вызван И. И. Шуваловым в Россию. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. К ним относятся юноша, поддерживающий щит, мальчик или девушка со шлемом Гектора (тем самым, который испугал Астианакса), отвернувшийся от зрителя высокорослый воин в доспехах и с султаном на шлеме, ещё один воин с тёмной бородой, а также молодой троянец, выглядывающий из-за его спины и с восхищением смотрящий на Гектора. С этой картины начинается русская историческая живопись.
Портрет мужчины. Рисунок «отличается большим мастерством исполнения, верностью пропорций и полной ясностью характера модели», он хорошо передаёт движение юноши, а также положение торса и головы. был ознаменован выходом в свет "Краткого российского летописца с родословием" (1760) и "Древней российской истории" (1766) М. Ф. Ломоносова, первых томов "Российской истории" Ф. А. Эмина (1767), "Истории Российской" в четырех томах В. Н. Татищева (1768–1784), семитомной "Истории Российской от древнейших времен" М. М. Щербатова (1770–1791).
Среди них — три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко. А. П. Лосенко родился в семье украинского казака. В выражении чувств (рука Владимира, прижатая к груди Рогнеда с возведенными горе очами и пр. ) еще много театрального, декламационного, много "от оперы". Отослав через И. И. Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида» испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны.
В России А. П. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им и пришли и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». В 1770 г., уже вернувшись в Петербург, художник создал полотно «Владимир и Рогнеда», получив за него звание академика исторической живописи. Та же «Petite Russie» наложила и своеобразный отпечаток на академические картины мастера в них нет усталой, тонкой улыбки искренней неискренности, что сквозит в «Дианах» и «Адонисах» французов героини и воины, наперсники и наперсницы Лосенко — здоровые, крепкие, простодушные люди, «представляющие» по чьему-то приказанию Рогнед и Гекторов.
Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде». Об этом первом пребывании художника в Париже известно мало. В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину – «Прощание Гектора с Андромахой» этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.
Рисунок Лосенко гениалено точный и проникновенный, академический, в лучшем значений этого слова, рисунок художника, много работавшего, много копировавшего старых мастеров и особенно «антиков». Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным. В раннем детстве осиротел. Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. Аргунова.
Девушка отказалась и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. Художнику предстояло ещё многому научиться. Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). В 1760 году молодой художник пишет его портрет (ГРМ), а вслед за тем исполняет портреты поэта и драматурга А. П. Сумарокова (1760, ГРМ), а также актера Я. Д. Шумского (1760, ГРМ). Пocлe его смерти их осталось, судя по описям, более 200 штук самого разнообразная содержания — мифологические сцены, пейзажи, религиозные композиции и «академии». Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов».
Главную идею произведения воплощают только центральные персонажи. Князь собрал рать из наемников варягов, подвластных новгородских словен и чуди (угро-финских племен) и отправился походом во главе этой дружины на Полоцк.
Далее следует стажировка в Италии, копии Рафаэля, качественные этюды и картины состоявшегося художника. В возрасте тридцати шести лет А. П. Крещение Руси – всегда считалось поворотным моментом в развитии Руси.
В общем замысле есть какая-то нотка истинного пафоса истинного размаха. " Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. – Е. А. ) и нарекоша имя еи Горислава». Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора.
Портрет написан незадолго до её смерти. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова. Помимо исторической живописи занимался портретом, создав в этой области несколько выдающихся произведений, в частности портреты И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова (оба — 1760), великого князя Павла Петровича в детстве, Ф. Г. Волкова (оба — 1763). Его последняя картина «Прощание Гектора с Андромахой», его чудесные портреты современников (особенно хорош «Портрет актера Федора Григорьевича Волкова») кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта. Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»).
Но в 16 лет его голос стал ломаться, а затем пропал совсем. Дело в том, что пока братья воевали, в Полоцке укрепился скандинавский конунг Рогволд (Рагнвольд) со своими сыновьями и дочерью Рогнедой (Рагнхильдой). Однако в 1753 г., как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Зачисленный воспитанником в АХ (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.
Зато безусловную ценность представляли его портреты. Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г. ) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок. «Парящий пламенный и нежный сей творец» превратился на портрете в добродушного, ласково улыбающегося господина, одетого в пышный голубой плащ.
Пенсионерским периодом датируется его вариация на тему картины Ж. Жувене "Чудесный улов рыбы" (1762–1763, ГРМ), где Лосенко отказался от барочной патетики французского мастера и как можно проще и естественнее, жизненнее трактовал евангельскую сцену. С 1770 года художник руководил классом исторической живописи. Таинственный, улыбчивый портрет г-жи Хлюстиной, холодный и умелый болонский «Каин», острый, напоминающий лучших испанцев «Шумский», курьёзный «Владимир перед Рогнедою», пышный, театральный «Волков», упадочное «Ловление рыб» – нельзя найти картин XVIII века, более противоположных и далеких кажется, что этот интереснейший цикл — создание целой плеяды мастеров и с тем большим вниманием мы должны отнестись к художнику, совместившему в своей творческой индивидуальности разнообразнейшие художественные устремления этих полотен. Таким образом, главным источником информации для художника была «Илиада», которая изобиловала поэтическими преувеличениями. Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице.
Но, увы, рисунки выдавались на руки ученикам «для упражнения», приходили в ветхость и, с течением времени, вся эта огромная коллекция, среди которой наверно было не мало драгоценностей, сошла «на нет». Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм. Никитин любил царя. Пафос любви и страдания воплощает и цветовое решение картины, контраст красного и золотистого, оливкового и коричневого тонов. В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры.
Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией. В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла. Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Это в большей степени чувствуется в портрете Сумарокова, в котором художник даже на свою модель взглянул чисто по «Ротариевски». Лосенко умирает.
Исход ситуации уже предрешен. Как видно, в поощрениях, медалях у художника не было недостатка. Точно так же на сцене по законам театрального действа эпохи классицизма предписывалось (наставлял актеров А. П. Сумароков) «отдавать преимущество добрым делам, а злодеянию, сколько б оно ни имело успехов, всегда б наконец быть в попрании». Им даны роли немых статистов. Но обширная академическая деятельность подорвала его хрупкие силы.
Так, более ранний "Улов" значительно "классицистичнее" написанных позже "Венеры и Адониса" или "Жертвоприношения Авраама" (четкий треугольник композиции, локальные пятна цвета, более скульптурная моделировка формы). Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. Пётр очень любил сестру. Среди его учеников – П. И. Соколов и И. А. Акимов. Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах.
Но и теперь громовержец полон небывалой нежности и жест его говорит, что готов он бросить к ногам Фетиды все царства земные. И теперь нам извстны только шесть оригинальных рисунков: «Этюд с натурщика», «Скорбящим Помощница», подготовительный этюд к «Авелю», «Человек со связанными руками», «мужская фигура на кресте и «Памятник Петру Великому. Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию. Годы пребывания в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). Искусствовед Авраам Каганович называл полотно зрелой работой, в полной мере демонстрирующей «высокие профессиональные способности художника как композитора, рисовальщика и живописца», а также «его метод ведения картины и взгляды на закономерности построения исторического полотна». За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры.
В 176669 гг. Ее человеческие слабости как бы возложены на служанку, «низкий» ранг которой позволяет откровенное выражение чувств. Лосенко создал ряд портретов деятелей русской культуры: И. И. Добрыня стал позорить дочь Рогволда («поноси дщери его»). Не менее интересен портрет Сумарокова. И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником.
Но Владимир не собирался долго задерживаться на родине скандинавских предков. Лосенко создает образ совсем иного звучания. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель — белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом.
Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно. Но, конечно, главное в этих полотнах навеяно не Россией, чего было бы странно и требовать, а французским академическим искусством 17-18 веков, с когорым Лосенко хорошо познакомился во время своего пребывания в Париже, где им были внимательно осмотрены многие храмы, королевская Академия, Тюильри, Версаль, Пале-Рояль и Люксембург.
И не ошибся: Ярополк завладел Новгородом и поставил там своих управителей – посадников. де Велли, Л. -Ж. -Ф. Образ плачущей служанки также принадлежит к центральной группе. Лосенко Антон Павлович (1737-1779), русский художник. Именно вот таким образом герой живописной классической драмы Антона Лосенко не мог поступить столь безобразно, как он поступил в жизни.
С 1758 г. занимался в Академии художеств. Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства. В ней лишь одна яркая деталь — сброшенные одежды Исаака.
Главным его занятием в Академии было, конечно, преподавание. Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. Они вписаны в классический треугольник и выделены светом. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют.
Шувалова, А. П. Заметим, что тема национальной русской истории задолго до первых основательных исторических трудов и отражения ее в изобразительном искусстве появилась в русской драматургии: достаточно назвать трагедии А. П. Сумарокова "Хорев" (1747) и "Синав и Трувор" (1748). При этом служанка как бы является составной частью образа Андромахи, тесно и неразрывно связанной с ним, неотделимой от него19. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку. Каравак работал преимущественно портретистом.
Давний знакомый Лосенко И. И. Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме. Проходит много лет. А. Лосенко «Владимир перед Рогнедой» (1770)Рогнеда – полоцкая княжна, дочь князя полоцкого Рогволода.
После смерти Лосенко эти особенности построения картины были взяты на вооружение его учениками и «развиты в неписанную систему композиционного мышления, оказавшую влияние на последующую историю русской исторической живописи». Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов». Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году.
Рогнеда тоже героиня, но ее роль пассивная. Лосенко — выдающийся русский художник и рисовальщик раннего классицизма. События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи».
В качестве доказательства успехов Лосенко были показаны его картина Товий с ангелом и портрет придворного музыканта В. Степанова, написанный с натуры. На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. Образ Андромахи, также занимающий центральное место в композиции картины, является, по мнению Кагановича, менее удачным, чем образ Гектора, — в частности, так как «он более других испытал на себе влияние абстрактной классики». Период 1760-х гг.
Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника. Напомним, что композиция Лосенко создана на 12 лет ранее "Клятвы Горациев" Ж. -Л.
Лицо царя смуглое и моложавое. Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. (1772). Занятия у Рету не прошли напрасно.
Смена скандинавского имени на славянское Горислава (производное от слова «горе»), безусловно должно было унизить дочь конунга. На картине Лосенко архитектурный образ древнего города выглядит весьма грандиозно— «высокая стена с рядом дорических колонн, огромные, в античном духе ворота и крепостные башни на втором плане создают впечатление подлинного величия». Одежда Гектора, включая его плащ, написана в живописных традициях XVIII века и более напоминает барокко, чем классический стиль, а в его внешности «гораздо больше реальной простоты, чем эпического величия». Бледный, усталый человек в темно-синем нарядном плаще устремляет на нас с портрета острый, проницательный взгляд.
Здесь он копирует Рафаэля, пишет натурщиков изучает искусство итальянского Возрождения. В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем — киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены. Искусствовед Алексей Савинов отмечал, что, как и в своей более ранней картине «Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ), в «Прощании Гектора с Андромахой» Лосенко «соединял великое и простое, театральную приподнятость и жизненную естественность» используя разнообразие художественных приёмов в поисках большей выразительности содержания.
Рисунок портретен. До конца жизни Лосенко оставался на этом посту.
С маленьким сыном на руках, она обращена к Гектору и внимательно вслушивается в его слова, но её внимание производит поверхностное впечатление, а по своему облику «она, пожалуй, самый чуждый персонаж в толпе лосенковских троянцев». Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II.
Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности. Две основные фигуры – Гектор и Андромаха – выдвинуты вперед и помещены в центре.
От Академии А. Лосенко для продолжения учёбы направили в Париж (1760-1765), где он посещал мастерские Ж. Рету и Ж. -М. И. Гаврилова). Лишенные сюжетной привязки (название, очевидно, лишь повод для изображения великолепной натуры), эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко.
Картина «Владимир и Рогнеда» по силе образов и выразительности характеров несомненно уступает исторической драматургии своего времени. Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. 1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим. Он легко взял город и захватил всю княжескую семью. Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук.
В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа». Весной 978 г. город был взят. А после недолгого возвращения в Россию он два года занимается у Вьена (учителя Ж. — Л. Давида), в живописи которого зарождались новые классицистические веяния. Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. Академия «в разсуждении прилежности и похвальных успехов» разрешила остаться в Париже до 1 ноября и, кроме того, увеличила пенсию до 600 р. денежный вопрос всегда беспокоил Лосенко и прибавка 200 р. обеспечивала несколько месяцев спокойной работы.
Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи. «Волков» по сумрачной гамме грязно-зеленых, красноватых и черных тонов, по лицу, полному какого-то горения, прикрытого маской легкого, чисто актерского высокомерия — боле романтичен. Но, к сожалению, Академия ничего на это не ответила. Цвет, довольно живой в эскизе, в картине скорее играет роль раскраски.
1 апреля 1764 г. художник получил от Королевской Академии 2-ю медаль, но, несмотря на это, несколько месяцев спустя ему не удалось попасть в число конкурентов на «Grand Prix» однако неудача не ослабила его энергии: в то время как конкуренты были заняты экзаменами, художник самостоятельно написал картину (должно быть, «Жертвоприношение Авраамово», отправленное 15 сентября 1764 г. в Петербург), «которую по окончании экзамена носил ко всем профессорам партикулярно, за которую все дали мне хорошую похвалу». Иначе трактованы образы воина и крестьянина. Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.
Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах, упражняется в колерах. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». Искусствоведы полагают, что Лосенко мог также пользоваться трудом итальянского историка XIII века Гвидо де Колумны под названием «История о разорении Трои, столичного града Фригийского царства из разных древних писателей собранная»— ко времени написания картины появилось уже несколько изданий этого труда на русском языке. Рисунков с этого античного памятника было несколько.
Не я один воздыхаю о сделавшейся мне известною судьбе Лосенко. Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил болыпой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама). Художник поместил своих героев перед воротами Трои. Учебные работы Лосенко выполнены сангиной. Гектор воплощает классический идеал мужской красоты.
Лосенко предлагают написать картину на звание академика.
А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. В конце 1760 г. Шувалов отправил в Париж первых пенсионеров Академии — Антона Лосенко и архитектора Василия Баженова. Дело ограничилось разговорами. Рогнеду он принудительно взял в жёны (этот момент изображён на картине). Симон сказал Ему в ответ: Наставник. В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны.
В 1744 был принят в придворный хор в Петербурге. Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем. Оказал влияние на И. А. Акимова, П. И. Соколова, Г. И. Угрюмова. 25-го июня 1770 г., «за композицию представляющую великого князя Российского Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя полоцкого, по побеждении сего князя за противный отказ требованного Владимиром супружества с оною», А. П. Лосенко из «назначенного» произведен в академики, но «собрание видя его превосходный талант, согласно рассудило без баллотирования возвратить ему достоинство адьюнкт-профессора с прежним старшинством какое он в сем званий имел до конфирмования академического устава», а еще через пять дней «по общему собрания согласию произведен из адьюнкт-профессоров в профессоры Антон Павлович Лосенко». Художник с глубоким почтением относится к своей модели.
«Прощание Гектора с Андромахой» — первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств. В сентябре 1767 г. Лосенко сообщает, что начал рисовать с «картин Рафаиловых», а с марта по декабрь 1768 г. будет упражнятся в копюрах в этом же рапорте мы находим интересную просьбу: «Императорская Академия знает о том верно, что Реимские бывшие славные профессоры имели пред прочими Академиками преимущество в рисунке, композиции, експерсии и драпери, а в копюрах натуральных копюрам Армонию и клер обскюр весьма были слабы пред протчими, а почитались в этом Венецияны но как я имею склонность обучаться тому и другому, для чего меня послали, всепокорнейше Академию просить осмеливаюсь дабы мне дозволено было ехать в Венецию и пробыть там для науки то есть с 1 числа будущего марта по 1 декабря 1768 г». Антон Лосенко работал над полотном по заказу императрицы Екатерины II. Темы Священного Писания чередуются у художника с античной мифологией: "Венера и Адонис" (или "Смерть Адониса" 1764, Минск), "Авраам приносит в жертву сына своего Исаака" (1765, ГРМ).
В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда». Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716). Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу.
по: Сб. Сватать Рогнеду и был послан дядя Владимира Добрыня. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762).
Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен. Однако, пожалуй, остров любви был ближе душе художника, чем измышления Расина и Менгса непосредственному характеру выходца из «Petite Russie» более соответствовала свобода барокко, нежели безжалостные каноны классицизма. Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). Ротари. Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. В картине отразились противоборствующие тенденции искусства переходного времени: отзвуки уходящего стиля барокко в повышенной экспрессии и новые веяния классицизма — простота и правда воплощения натуры. Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника.
И касания ее рук легки и трепетны. Это был Э. М. Фальконе. Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем.
Под наблюдением Рету он работает над «Чудесным уловом рыбы», который в декабре 1762 г. был уже отправлен и получен в Петербурге, а «дома» Академия 19 августа того же года награждает Лосенко «адъюнктом». Окруженный еще во Франции атмосферой рождающегося классицизма, Лосенко по приезде в Рим обратился к изучению античного искусства и наследия мастеров, канонизировавших традиции Ренессанса. Этот лирический и трогательный образ как бы предвосхищает изображения крестьянок, созданные в начале XIX века Алексеем Венециановым. Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова. колера натуральны и кистью владено натурально».
На примере последнего произведения Лосенко "Прощание Гектора с Андромахой" (1773, ГТГ), которое художник не успел закончить, можно проследить, как внедрялись классицистические принципы в русскую живопись. Его последняя картина Прощание Гектора с Андромахой, его чудесные портреты современников (особенно хорош Портрет актера Федора Григорьевича Волкова) кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них. Владимир в композиции Лосенко – главный герой.
Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств. Все личное, глубоко человеческое, отступает на второй план. «Прощание» из-за смерти автора, осталось незаконченным и, может быть, благодаря этому оно лишено привкуса, столь обычных в академических композициях Лосенко, холода и мертвенности. Антон Павлович Лосенко (1737 — 1773) происходил из крестьянской семьи. Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом.
«Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения. Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека». Создал первый постоянный русский театр. Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы. Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики.
Отзвуки барокко видны и в портрете "первого российского актера", основателя русского театра Федора Волкова (1763, ГРМ): в контрастном положении фигуры и головы, динамическом движении складок плаща в повышенно декоративном звучании полотна "Смерть Адониса". Неизвестный художник. Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники.
Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог. Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника. Годы пребывания в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания. И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного.
Эти высокие идеалы классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники). Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. Образ Андромахи, также занимающий центральное место в композиции картины, является, по мнению Кагановича, менее удачным, чем образ Гектора, — в частности, так как «он более других испытал на себе влияние абстрактной классики». Особенно удачен был эскиз картины, выполненный маслом (1773, ГТГ).
Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки». Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Она уже примирилась с происходящим и стоически приняла его бремя. Однако характер ее весьма интересен.
Работал в стиле классицизма. Родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) в 1737 г. Рано осиротел. По-видимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. Результатом упорного труда явились, как их называл Лосенко, академические фигуры в величину натурального человека – Авель (1769, Харьковский художественный музей) и Каин (1768, ГРМ).
Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. Можно предположить, что это определение перешло в название.
Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать над исторической темой. В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался». В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг. Многочисленные рисунки Лосенко примечательны точностью лепки форм и тонкостью техники. РИО.
К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. Он во многом образовал их и руководствовал к достижению той отличности, которую некоторые после достойно заслужили», пишет Акимов в «Северном Вестнике». Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца. За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен.
29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Позднее Рогнеда собиралась отомстить Владимиру, а тот хотел ее казнить.
У своих учеников он в первую очередь развивал мастерство рисунка, разработав для них особое руководство (первое, созданное русским художником) — Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй. Малолетний Владимир отправился в Новгород со своим дядей-опекуном Добрыней.
Например, некоторые исследователи полотно "Зевс и Фетида" (1769, ГРМ) считают одним из лучших созданий художника, называя его "величественным, как гомеровский гекзаметр" (Е. Он полностью отдает себя многогранной деятельности. Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц. Художник использовал текст «Илиады» на французском языке из собственной библиотеки.
Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Действие развернуто на городской площади, «у Скейских ворот, перед выходом в поле», но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады». Это передано в жестах, выражении лица и взоре князя, обращенном к Рогнеде. Вскоре по приезду, за «Каина», «Авеля» и «Правосудие», художник признается «назначенным».
У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло. По условиям задания из всех моментов этого события Лосенко был вправе выбрать любой. В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства. В композиционном решении картины явственно сказывается влияние театра. Итак, картина «Владимир и Рогнеда» написана в стиле классицизма с присущими ему элементами театральности и искусственности. Мастер исторического жанра, портретист, рисовальщик. Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера.
Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы. Одновременно начал преподавать в Академии. Важно, что написал ее русский художник Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Здесь уже все соответствует программе классицизма: идея – патриотическое служение Родине, готовность к подвигу и жертве, выраженные в образе Гектора смирение, самопожертвование, антикизированное идеально-прекрасное начало – в образе Андромахи. Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан».
Портрет актёра Ф. Волкова (1763). Второстепенные фигуры выполняют функцию немых статистов, они не участвуют в действии. Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие». Даже слабейшие из академиков, воспринявших традиции Лосенко в конце XVIII века, блещут превосходным рисунком.
Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична. Слеующим было «Жертвоприношение Авраамово» — холодный, парадный ковер в слабых безсильных тонах, написанный с большим мастерством, с большим знанием анатомии но, ведь и «самый высокий художник не есть еще творец». Рисунок «отличается большим мастерством исполнения, верностью пропорций и полной ясностью характера модели», он хорошо передаёт движение юноши, а также положение торса и головы21. Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. Учился в Петербурге в мастерской И. П. Аргунова (1753-58) и в АХ (1758-60 профессор с 1770, директор в 1772-73) пенсионер АХ в Париже (1760-65) и Риме (1766-69).
По сравнению с работами 1760 г. портрет Волкова пленяет пластичностью, отчеканенностью форм, активным контрастом светло-зеленого шелка платья с красным бархатом плаща и особенно душевной открытостью, доверительным контактом модели с художником. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. Он был определен в живописную мастерскую И. П. Хотя деятельность в Академии художеств отнимала много времени и сил, Лосенко начал работу над новой картиной Прощание Гектора с Андромахой (1773, ГТГ) на сюжет из Илиады Гомера. Сколько радости дает живописная прелесть этой пастели. Здесь он пишет свои лучшие в пластическом отношении картины «Каин» и «Авель».
Таким образом, главным источником информации для художника была «Илиада», которая изобиловала поэтическими преувеличениями. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем.
Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге. Лосенко умирает. Государственный Русский музей (Петербург). Лосенко в духе просветительской эпохи, в стиле времени и вкусов, тяготеющих к изображению героического, стремится обелить, оправдать Владимира, показать его раскаяние в делах (или помыслах). В системе жанров Академии художеств исторической живописи отводилось первое место.
С другой стороны этот эклектизм придает созданиям Лосенко некоторый исторический интерес — интерес творческих исканий лучшего русского академика XVIII в., выразителя художественных запросов своих современников, не лишая их в то же время чисто-эстетической пленительности. Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э. -М. Фальконе. Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. «Робичич» – сын рабыни и Рогнеда тем хотела сказать, что она, как свободная знатная скандинавка, не может унизиться до того, чтобы стать невестой сына рабыни и по обычаю разувать своего суженого, предпочитая ему бесспорного в своем происхождении Ярополка.
Перед походом на Киев Владимир пытался породниться с полоцким князем. Тему предложила художнику Академия, предоставив возможность самому уточнить сюжет. «Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже. В 1769 году художник вернулся на родину. Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики. Гораздо более значительной и художественно абсолютной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, – «Прощание Гектора с Андромахой». В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой.
Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин. Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника. В образе этой женщины гораздо больше задушевности и естественности, чем в идеализированном облике ее хозяйки.
Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Справа и слева у края полотна размещены второстепенные персонажи, призванные образовать «раму» и сосредоточить внимание зрителя на втором плане, где развертывается основное событие.
В августе 1753 отчислен из певчих как «спавший с голоса» и направлен обучаться живописи к И. П. Аргунову. Ему было тогда двадцать пять лет. Сначала учителем Лосенко был Иван Аргунов, талантливый крепостной художник, а в 1759 году он становится учеником Академии художеств, организованной всего лишь годом раньше. Действительно, виртуозный рисунок Лосенко может вызвать изумление и восхищение. Изображение чернобородого воина считается одним из наиболее удачных в картине, несмотря на то, что он «бесконечно далёк от античного идеала» и скорее воспринимается как продолжение работы Лосенко над крестьянскими образами, которые встречались в его более ранних произведениях21. Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно.
Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля. Следует перевод молодого Лосенко из хора в ученики к известному живописцу И. П. Остро схвачен характер и передан своеобразный облик актера. К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице. Но, при всей своей искусственности и нарочитости, образ Гектора обладает подлинной силой художественного выражения.
Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Вьена, затем изучал искусство в Риме (1766-1769). В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Успехи его были одобрены. Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. Первые из дошедших до нас портретов Лосенко — «Сумароков» (1760 г. и «Волков» (1763 г — отмечены печатью слишком прилежного изучения творений гр.
Вся картина, написанная свободным, романтическим, дерзостным по тем временам мазком, внушает ощущение какой-то жизненности, радости, любования прекрасным диковинным миром (как, например, сочно выписаны плещущаяся рыба и острая морда собаки в правом углу картины) и, хотя мы имеем расхолаживающие сведения, что «Товия с ангелом» написана «с немецкого оригинала», нужно признать юношу, создавшего такую чудесную копию, стоящую иного оригинала, одаренным и свежим художником, еще не отравленным «академическими яствами». Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. Художник использовал текст «Илиады» на французском языке из собственной библиотеки. По Изъяснению и по рисункам самого Лосенко учился ряд поколений академической молодежи.
Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Единственный женский (пастельный) портрет Лосенко — Нат. Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам. Все эти работы художник исполнил самостоятелено, не имея «особливого себе учителя, следуя в том данными ему советами от Г. Виена и других Профессоров Французской Академии». мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора. Гармоничны приглушенные золотисто-коричневые тона ощутимо движение кисти художника (особенно там, где он пишет лицо и руку), выявляющей фактуру телесного и вещного.