Картина Озеро Русь
Сочиненин по картине Ромадина Лесное озеро Недавно посетив Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, я наткнулась на одну очень интересную репродукцию. Кроме того известно, что существует несколько вариантов картины «Озеро», одна из которых находиться в Русском музее и ещё две: в Государственной Третьяковской галерее и эскиз в музее искусств Нижнего Новгорода.
Описание картины Озеро (Русь) Левитана: анализ, материалы для сочинения
Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве. Композиция построена по трём планам. Деревня» и «Тишина». Ж-552). Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака.
На картине изображена белая колокольня, стоящая на высоком берегу реки. Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем».
Слободка», «Лунная ночь. В Ялте встретились два совсем не старых, но очень больных человека. В начале февраля 1900 года художника в его мастерской навестил учёный-естествоиспытатель Климент Тимирязев, который пришёл с женой и сыном. Данная картина заражает своей лиричностью. Основу цветовой гаммы картины составляют сине-голубые, коричнево-зелёные, жёлтые и фиолетовые тона. Летом ученики Левитана выезжали на этюды.
Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни»53. Облака не белые, они имеют оттенок фиолетового цвета, а там, где на них падают солнечные лучи еще и золотого. От него не скрывали серьезности положения.
Они выкрашены в золотистый цвет. Небо также превосходное. Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». Можно окунуться в прохладное озеро, а потом бежать домой, не смотря под ноги. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов.
Описание картины Левитана Озеро
В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». Среди них находилось большое полотно под названием «Озеро. Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета»44.
В 1901 г. прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов. В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба». Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обобщающими формы предметов. В 1894 году Левитан закончил картину «Над вечным покоем» (холст, масло, 150 206см, ГТГ), на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка).
Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего»30. Впоследствии полотно неоднократно реставрировалось— в частности, перед персональной выставкой Левитана 1938 года, проходившей в Москве36, а также в 1958 году, когда работу по восстановлению картины проводил ведущий реставратор Государственного Русского музея Ананий Бриндаров373839. Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве. Зритель видит замысловатые облака, плывущие по голубому бездонному небу. По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода»52.
По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость». Русь» (1900). По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. Ветреный день», находится в собрании Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности»43. Одновременно основная для позднего периода Левитана. Его голубизна просто ослепляет даже без солнечных лучей.
Именно вот таким образом на полотне заметны следы переделок и переработок. Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью». В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний». Болезнь сердца, давно беспокоившая Левитана, начала быстро прогрессировать. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень.
По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс1826. Ещё один этюд, «Озеро. Небо изображенное Левитаном, несет в себе особый смысл. Хочется оказаться на дальнем берегу и прыгать, резвиться на солнышке. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см инв. Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь»22.
Русь» считается одной из самых крупных картин художника. По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс. Именно в конце 1890-х годов художник работал над иллюстрациями к произведениям Александра Сергеевича Пушкина и прочитав его стихотворение «Последняя туча рассеянной бури», в фантазиях художника зародился новый пейзажный мотив. Деревня» и «Тишина»40. В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба»21.
Картина написана в 1895году. Однако, даже в своем незаконченном виде, она производит огромное впечатление. По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь». Художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (И.
После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов33. На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. Глядя на эту картину, невольно испытываешь радость и чувство гордости за свой край.
Русь» даже в таком виде бесспорно принадлежит к наиболее значимым произведениям художника. Последняя работа художника. Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи3454. Озеро имеет извилистую форму. В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей».
По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода». Звание академика Академии художеств Левитан получил около года назад. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см инв. Левитан работал очень вдохновенно. Свежесть передана художником в импрессионистической непосредственности.
Не зря Левитан очень любил свою родину и воспевал ее в своих пейзажах. По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть»49. Как и сама картина, он экспонировался на посмертной выставке художника, проходившей в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году. Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). Несмотря на то, что эта работа Левитана до конца не закончена, полотно «Озеро. Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета».
Для изображения полей и лугов используются жёлто-коричневые и зелёные цвета, листва деревьев написана в оранжево-коричневых тонах, в селениях на противоположном берегу озера видны красно-коричневые дома, выделяются белые пятна церквей. Русь» отличается отсутствием композиционной структуры, как другие полотна художника. Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. Ж-552). Одна ты несёшься по ясной глазури»)2728. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Большое разлогое озеро омывает берега небольшой деревушки.
По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть». Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи. Слободка», «Лунная ночь. «Озеро.
В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». Левитан умер 22 июля 1900 г., прожив почти сорок лет. «Озеро Русь» — основное произведение живописца поздней поры. Размер и широкий размах пейзажной перспективы наполнен философским смыслом. 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см инв. По совету врачей он ездил на лечение в Италию, Швейцарию, Германию. В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 36, 5см инв.
Левитан много раз переписывал воду с рябью на переднем плане, то добавляя, то убирая кувшинки45. Картина «Озеро.
На всем его протяжении видно четкое отражение небесных объектов. В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 36, 5см инв. Одним из наиболее прославленных художников-пейзажистов был И. Левитан.
Некоторая его часть на картине не видна, она скрывается за правым берегом. На берегу виднеются колокольни ярко белого цвета, сочные зеленые луга, осенние деревья. Левитан соединил буйство летних красок с осенними оттенками родной природы. Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого41.
Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см инв. В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури. С. Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединяя в её живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня и – декоративно- монументального начала, роднящего «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. Все предметы обобщены, так как Левитан пишет картину широкими мазками.
Русь» была очень высоко оценена критиками. Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). Так было и летом 1900 г. Ученики Левитана поселились в Химках, но так и не дождались своего учителя. Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание.
Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок»3132. На картине так же изображены деревья и сочные луга. Натурой послужило озеро в Тверской губернии, куда часто ездил художник. Ещё один этюд, «Озеро.
Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури. Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями.
Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ). Картина открывает нам торжествующую и величественную мощь природы. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. Она вселяет в нас надежду в то, что впереди у России радостное и светлое будущее.
Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной20. Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, Ростовский областной музей изобразительных искусств)1217. В целом художник старался использовать яркие и чистые цвета, при этом даже белые облака были написаны им в разных тонах — желтоватых в освещённых местах и фиолетовых в затенённых. Русь». По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость»3435.
Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (Иван Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня ранней осени с декоративно-монументальным началом, роднящим «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности». Работа «Озеро. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см инв. 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см инв.
На высоком берегу заметны колокольни белого цвета. Я, например, нахожу эту картину романтичной. «Озеро.
Мастер хочет передать нам идеальное состояние природы, когда она счастлива. На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни».
Цвета художник использовал очень яркие и сочные. Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ)121516. Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. В картине «Озеро. Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, Ростовский областной музей изобразительных искусств).
Художник так и не завершил это творение, так как умер. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер.
Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж. Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро»2324. По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний»51.
Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок». В этой картине Левитан особенно сближает идею чистого пейзажа с земной жизнью человека. Художник умер, не успев завершить данную работу. В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо.
В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 1898 или 1898—1899, 48, 6 69, 7см). И только потом понимаешь, что это отражение неба мерцает на рябе воды. Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро». Композиция построена по трём планам. В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 189847 или 1898—189948, 48, 6 69, 7см)47.
Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». Русь» стало итогом его многолетних исканий в изображении родной страны. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание.
Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью». Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж1819. Одна ты несёшься по ясной глазури»). На картине изображен солнечный осенний день. Это полотно стало лебединой песнью Левитана.
В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 163см, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева). В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. Кроме того, она перекликается с другими его поздними работами, в первую очередь со знаменитым полотном «Над вечным покоем». Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь». В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.
По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь»27. Голубизна воды настолько яркая и чистая, что даже, кажется, видно дно. Писателю была отправлена телеграмма: «Сегодня жди знаменитого академика». Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего». Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашел Антон Павлович Чехов.
Особую выразительность, а так же масштабность и широту придают эти плывущие облака. На написание данной картины было потрачено много времени. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. Облака не просто плывут по нему, они как будто вообще выходят за рамки картины.
По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. Все это наполняет нас верой в то, что Россию ждет очень радостное и обязательно доброе будущее. Мне, несомненно, нравится эта картина. Левитан в своей работе хочет соединить монументальность с легкостью и декоративностью. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.