Картина Озеро Русь Левитана

«озеро» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), над которой он работал в 1899—1900 годах. «озеро» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), над которой он работал в 1899—1900 годах.

Описание картины Озеро (Русь) Левитана: анализ, материалы для сочинения

Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость»3435. В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба». Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью». С. Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединяя в её живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня и – декоративно- монументального начала, роднящего «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи.

Озеро имеет извилистую форму. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер. По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури. Небо также превосходное.

Описание картины 
Левитана Озеро

Описание картины Левитана Озеро

Основу цветовой гаммы картины составляют сине-голубые, коричнево-зелёные, жёлтые и фиолетовые тона. Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, ). Это полотно стало лебединой песнью Левитана. Русь» была очень высоко оценена критиками. Деревня» и «Тишина»40. По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс1826.

Болезнь сердца, давно беспокоившая Левитана, начала быстро прогрессировать. Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро»2324. От него не скрывали серьезности положения. Некоторая его часть на картине не видна, она скрывается за правым берегом. Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной20.

Примечания для Озеро 
 (картина Левитана)

Примечания для Озеро (картина Левитана)

Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см инв. Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и «Март» и «Свежий ветер.

Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см, 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см, Ж-123, приобретён в 1961 году у московского коллекционера А. В. Гордона, до этого был в собрании Н. А. Соколова). Кроме ранее экспонировавшихся произведений – выставленные впервые и среди них – неоконченная картина «Озеро. В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. Слободка», «Лунная ночь. Картина написана в 1895году. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть». Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ)121516.

По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний»51. Ещё один этюд, «Озеро.

Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни». Свежесть передана художником в импрессионистической непосредственности. Кроме того, она перекликается с другими его поздними работами, в первую очередь со знаменитым полотном «Над вечным покоем». «Озеро Русь» — основное произведение живописца поздней поры.

По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника Бориса Липкина, в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури. После этого он побывал в коллекциях И. И. Трояновского, К. И. Трояновской, В. Н. Виноградова и О. Ф. Виноградовой, а в 1968 году был приобретён Третьяковской галереей11. Однажды в мастерскую Исаака Ильича зашел Антон Павлович Чехов. Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, ), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро».

Ссылки на Озеро 
 (картина Левитана)

Ссылки на Озеро (картина Левитана)

В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 36, 5см инв. Последняя работа художника. Художник внес лишь небольшие изменения, стремясь наиболее полно и достоверно воспроизвести все особенности натуры. Натурой послужило озеро в Тверской губернии, куда часто ездил художник. Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве. Имение принадлежало семье Олениных— Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина— государственного секретаря и президента Академии художеств) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной.

По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь». Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп месте: на берегу очень высоко громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба»21. Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи. Она вселяет в нас надежду в то, что впереди у России радостное и светлое будущее. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось— он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. «Озеро.

На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. Данная картина заражает своей лиричностью. Среди них находилось большое полотно под названием «Озеро. Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, Ростовский областной музей изобразительных искусств).

Ж-552). По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — «лебединой песне» Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть»49. По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь Русью, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь»27. 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см инв. Звание академика Академии художеств Левитан получил около года назад. Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего». Композиция построена по трём планам.

Эта работа относится к пейзажу настроения и каждый природный образ в ней одухотворен и осмыслен человеческими размышлениями и чувствами. На картине изображен солнечный осенний день. Картина «Озеро.

Композиция построена по трём планам. Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно вот таким образом Левитан изначально хотел назвать его «Русью». Одним из наиболее прославленных художников-пейзажистов был И. Левитан. На картине изображена белая колокольня, стоящая на высоком берегу реки. Весна» (холст, масло, 1898, 91 59см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро».

В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см инв. Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода»52. По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс. В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». Картина открывает нам торжествующую и величественную мощь природы.

В 1894 году Левитан закончил картину «Над вечным покоем» (холст, масло, 150 206см, ГТГ), на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка). Они выкрашены в золотистый цвет. По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость».

Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см инв. Русь» стало итогом его многолетних исканий в изображении родной страны. По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. Слободка», «Лунная ночь. Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ). Деревня» и «Тишина».

9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства до этого был в собрании И. А. Морозова) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12, 5 27, 3см инв. Особую выразительность, а так же масштабность и широту придают эти плывущие облака. Мастер хочет передать нам идеальное состояние природы, когда она счастлива. На всем его протяжении видно четкое отражение небесных объектов. Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). Зритель видит замысловатые облака, плывущие по голубому бездонному небу.

И только потом понимаешь, что это отражение неба мерцает на рябе воды. Левитан умер 22 июля 1900 г., прожив почти сорок лет.

На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. Русь» даже в таком виде бесспорно принадлежит к наиболее значимым произведениям художника. Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого41. Волга», относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни»53.

Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок». Русь» считается одной из самых крупных картин художника. Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь».

Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». Конечно же, художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (Иван Никитин) и именно вот таким образом особенно добивался монументального лиризма образа, соединения в живописном решении почти импрессионистической непосредственности ощущения свежести и яркости солнечного дня ранней осени с декоративно-монументальным началом, роднящим «Озеро» с традициями старинной фресковой живописи. Художник так и не завершил это творение, так как умер. Над окончательным вариантом картины Левитан работал в Москве.

Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 62см, ГРМ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 80см, Ростовский областной музей изобразительных искусств)1217. Большое разлогое озеро омывает берега небольшой деревушки. Его голубизна просто ослепляет даже без солнечных лучей.

В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 36, 5см инв. Русь» (1900). Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж. Одновременно основная для позднего периода Левитана. В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро.

Одна ты несёшься по ясной глазури»)2728. Русь». По совету врачей он ездил на лечение в Италию, Швейцарию, Германию. Облака не просто плывут по нему, они как будто вообще выходят за рамки картины.

Художник вкладывал в это полотно свою выстраданную, благословляющую любовь к жизни и стране, природа которой столь «широко по лицу земли в красе царственной развернулася» (И. Размер и широкий размах пейзажной перспективы наполнен философским смыслом. Литературовед Андрей Турков писал, что замысел Левитана был, возможно, в какой-то мере связан с его работой над иллюстрированием собрания сочинений Пушкина издание которого к 100-летию со дня рождения поэта готовил Пётр Кончаловский. Хочется оказаться на дальнем берегу и прыгать, резвиться на солнышке.

Левитан в своей работе хочет соединить монументальность с легкостью и декоративностью. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице Елене Карзинкиной от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это— приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь»22. В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро» и сочинённость изображённого на нём пейзажа искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем».

Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок»3132. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17, 6 26, 2см инв. В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов. В этой картине Левитан особенно сближает идею чистого пейзажа с земной жизнью человека.

По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода». Мне, несомненно, нравится эта картина. По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость». Искусствовед Владимир Петров отмечал, что в полотне «Озеро» Левитан добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить в нём «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи3454. 5341, поступил в 1917 году из собрания семьи М. А. Морозова и М. К. Морозовой)46, «Последние лучи. Не зря Левитан очень любил свою родину и воспевал ее в своих пейзажах.

Несмотря на то, что эта работа Левитана до конца не закончена, полотно «Озеро. Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. Глядя на эту картину, невольно испытываешь радость и чувство гордости за свой край. Блистательно написанные мастером пейзажи отличаются сложными цветовыми решениями, которые могут передать осеннюю красоту природы. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен» и он «смотрится как реальная натура прежде всего»30. И хотя вода кажется теплой, а солнце светит по-летнему, заливая луга ярким светом, но наступает пора осени.

Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии, включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 128см, ГРМ). На написание данной картины было потрачено много времени. В 1894 году Левитан закончил картину «Над вечным покоем» (холст, масло, 150 206см, ГТГ), на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка). В картине «Озеро. Летом ученики Левитана выезжали на этюды.

Художник умер, не успев завершить данную работу. Зритель видит, как по небу плывут великолепные золотистые облака, причудливо отражаясь в озере. В картине все подчеркнуто весомо, материально ощутимо. Ещё один этюд, «Озеро. На картине так же изображены деревья и сочные луга. «Озеро. В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы».

По словам Манина, в этом произведении «желание уловить меняющееся состояние атмосферы, переменчивость красок мира, подвижность воздуха, равно как и эскизная манера фиксации чувств и переживаний, явили собой результат иного метода осмысления мира», а «былой масштаб мышления заменился зорким восприятием природных явлений, улавливанием их погодных состояний». Для изображения полей и лугов используются жёлто-коричневые и зелёные цвета, листва деревьев написана в оранжево-коричневых тонах, в селениях на противоположном берегу озера видны красно-коричневые дома, выделяются белые пятна церквей. В начале 2000-х годов искусствовед Фаина Мальцева писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности».

На берегу виднеются колокольни ярко белого цвета, сочные зеленые луга, осенние деревья. Однако, даже в своем незаконченном виде, она производит огромное впечатление. Голубизна воды настолько яркая и чистая, что даже, кажется, видно дно. Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. Именно в конце 1890-х годов художник работал над иллюстрациями к произведениям Александра Сергеевича Пушкина и прочитав его стихотворение «Последняя туча рассеянной бури», в фантазиях художника зародился новый пейзажный мотив.

Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. Цвета художник использовал очень яркие и сочные. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности»43. В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 163см, ).

По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место» эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности». Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Московской губернии, недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне— в черте города Солнечногорск), на берегу озера Сенеж1819. Я, например, нахожу эту картину романтичной. Небо изображенное Левитаном, несет в себе особый смысл. Можно окунуться в прохладное озеро, а потом бежать домой, не смотря под ноги. Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»).

Русь» отличается отсутствием композиционной структуры, как другие полотна художника. Левитан работал очень вдохновенно. Левитан соединил буйство летних красок с осенними оттенками родной природы.

Деревня» и «Тишина». В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. В 1901 г. прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве.

В Ялте встретились два совсем не старых, но очень больных человека. Ж-552). В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 189847 или 1898—189948, 48, 6 69, 7см)47.

В настоящее время картина «Озеро» выставлена в зале 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов33. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В Государственной Третьяковской галерее есть три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 18см, 5341, поступил в 1917 году из собрания семьи М. А. Морозова и М. К. Морозовой), «Последние лучи.

Именно вот таким образом на полотне заметны следы переделок и переработок. Ещё один этюд, «Озеро. Работа «Озеро. Одна ты несёшься по ясной глазури»). Слободка», «Лунная ночь.

Ветреный день», находится в собрании. В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эксиз Исаака Левитана к картине «Озеро» (холст, масло, 1898 или 1898—1899, 48, 6 69, 7см). В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. На высоком берегу заметны колокольни белого цвета.

В своей книге «Русский пейзаж» искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. Все предметы обобщены, так как Левитан пишет картину широкими мазками. В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 163см, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева). Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета»44. Картина «Озеро» написана широкими, большими мазками, уже знакомым нам образом обобщающими формы предметов. Возможно, художник намеренно выбрал день «бабьего лета», когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета».

Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, как бы начинающие в России пластику искусства нового века». Писателю была отправлена телеграмма: «Сегодня жди знаменитого академика».