Картина Питер Брейгель Старший Вавилонская Башня

Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств. Картина «Вавилонская башня» наполнена десятками важных исторических фрагментов, которые лаконично изобразил Питер Брейгель-Старший. Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде.

История одного шедевра: «Вавилонская башня» Брейгеля-старшего

Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам. Да и даже не одна.

Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города и перспективы всего проекта весьма печальны. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Ту, что представлена здесь, называют Большой Вавилонской башней.

Картина очень реалистична и повествовательна. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио. Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства.

И Ясперс создает нежданную дефиницию: «мыслящий человек сам находился в развитии, которое и есть история» – эта искомая цельность тоже миф, смысл в процессе, так происходит и неизбежное «преодоление истории», она не принадлежит к совершенному – к безусловным вещам. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы.

Картина Вавилонская 
башня Питера Брейгеля

Картина Вавилонская башня Питера Брейгеля

В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. 1. Художник создал несколько картин на этот сюжет. Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу).

На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе. Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды.

Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки людей, в результате чего они перестали понимать друг друга и строительство не могло продолжаться дальше. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. Второй вариант почти вдвое меньше первого. Всё здание построено неровно, нижние этажи начинают рушиться, а сама башня начинает крениться в сторону и в скором времени готова обрушиться полностью. Существуют две картины Питера Брейгеля Старшего на сюжет Вавилонской бани. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Но есть ли такая единая истина – и единая история.

Картина Вавилонская 
башня: описание

Картина Вавилонская башня: описание

Люди находят смысл в искании единства исторического процесса, нужно преодоление той «разнообразной жизни», которая не могла быть приведена к единой истине и морали, единая история, цельный процесс. Маленькие рабочие, которые трудятся на постройке, больше похожи на муравьёв, которые вознамерились построить самый большой в мире муравейник и не для того, чтобы в нём жить, а для того, чтобы потешить собственную гордыню и показать своё исключительное превосходство. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду – дань происхождению притчи.

Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш – небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами).

Питер Брейгель Старший 
"Вавилонская башня": 
описание картины

Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня": описание картины

У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов.

В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню – ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников.

«Вавилонская башня» 
картина Питера Брейгеля 
Старшего

«Вавилонская башня» картина Питера Брейгеля Старшего

Представляется интересным, что, судя по некоторым деталям изображенного, Брейгель видит причины неудачи, постигшей столь «масштабный проект», не столько во внезапно возникших сверхъестественным образом языковых барьерах, сколько в ошибках, допущенных в процессе строительства. Картина очень реалистична и повествовательна. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. Как тут не вспомнить библейский сюжет.

Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Здесь Брейгель попытался показать немного другую сторону неудачи строительства. Здесь Брейгель не только избегает такого эффекта, но идет дальше – он, для которого природа была несравненно прекраснее человека ищет теперь в ней человеческое начало. Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес».

3. Это совпадение не может быть случайным. Всё потому, что это полотно публикуется практически везде и всюду, начиная от книг библейского содержания и заканчивая учебниками для детей младших классов. Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене.

Описание картины 
«Вавилонская башня»

Описание картины «Вавилонская башня»

«Вавилонская башня» – одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Но нет гармонии и в самой башне. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». Самая ранняя из них не сохранилась.

Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта. По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится.

У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете. У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней.

Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. 2. «Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению. Вторая выполнена в меньшем размере и потому названа Малой. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше.

лет назад. 4. Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию.

Вавилонская башня, Питер Брейгель Старший, 1563

«Вавилонская башня» – знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. Вспомним библейское сказание. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями.

Таким образом, картина Вавилонская башня отражает архитектурные образы двух древних цивилизаций – Рима и Месопотамии. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли».

Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Но нет гармонии и в самой башне. Однако после 1500 года ситуа ция изменилась.

Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. «Вавилонская башня» — одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей.

А на заоблачной вершине царит полный хаос. Ведите познание от химии и истории к человеку.

Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее («Малая Вавилонская башня» Роттердам), башня абсолютно подавляла человеческое начало.

«Вавилонская башня» 
Брейгеля Старшего: 
Скрытые символы

«Вавилонская башня» Брейгеля Старшего: Скрытые символы и политическая сатира, зашифрованные в библейском сюжете