Картина Портрет Напольного Гетмана
Описание картины «Портрет напольного гетмана»
Луи Каравак (1684–1754)О жизни Каравака до его приезда в Россию сохранилось немного сведений. Но все ли выяснено. После возвращения становится придворным художником. Современники писали о хорошем воспитании и образовании царевны, владевшей несколькими иностранными языками, покорявшей всех окружающих красотой, весёлостью и изяществом. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе.
Считается, что именно Мари Анн Колло была автором головы Петра. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Никитин любил царя.
Скульптор Этьен Фальконе работает над памятником Петру – знаменитым Медным Всадником. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Произведения западноевропейской живописи украсили царские хоромы.
Портрет напольного гетмана (1720-е годы), грм
Поза гетмана спокойна, верхняя одежда по-домашнему расстегнута, он погружен в себя. Он был первым российским государем, который отправился в путешествие за границу. И. Никитин «Портрет напольного гетмана».
Ему было тогда двадцать пять лет. Среди многочисленных паридворных муузыкантов Анны Иоановны были особо ею любимые бандуристы. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. В этом же ряду – и Николай Константинович Рерих (1874-1947) – передовой художник, ученый, видный общественный деятель. Почтовая марка СССР из серии «Русская живопись XVIII – начала XIX веков».
В своем творчестве он стремился проникнуть в глубь веков, в живой и целостный мир далеких предков, связать его с поступательным развитием человечества, с идеалами гуманизма, героики и красоты ("Заморские гости", 1902, "Город строят", 1902). Иван Никитин (1680-е – 1742 (. )) Иван Романович (. ) Никитин родился, предположительно, в Москве, в 1680-х годах, в семье священника. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью.
Русская портретная живопись века
Главное внимание художник сосредотачивал на лицах. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.
Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Первоначальное образование он получил, возможно, в Оружейной палате. И. Н. И. Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия.
Перед нами портрет барона Сергея Григорьевича Строганова (1707-1756). Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Возможно, как говорится в каталоге Русского музея, это название граничит с чинами, которые существовали в Польше и Литве в начале XVIII века: главнокомандующий назывался «коренной» гетман, а его заместитель – «польный» (но всё же не «напольный»). Лицо Натальи Алексеевны грустное и даже несколько строгое, без условной улыбки.
В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Портрет датируется 1722 годом, когда художник сопровождал царя в астраханский поход. Помимо портрета императора, он выполнял и другие заказы. Пётр очень любил сестру.
На обороте картины существует надпись: «портрет наполно неоконченный». Художник прибыл очень быстро и увидел царя, только что испустившего последний вздох. Царь изображён в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова.
Успенский собор (1475 – 1479), возведенный под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, был главной русской святыней, символизировавшей всю православную церковь. Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Он включил в оформление фасадов московского храма ряд характерных деталей владимиро-суздальского зодчества – перспективные порталы, аркатурный фриз и др. Считается, что он родился в Гаскони – области Франции на границе с Испанией. Одним из таких подающих надежды начинающих художников был Иван Никитин.
Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Портрет необыкновенный, в 20-х годах XVIII столетия подобной живописи мы не знаем.
1972 Картмаксимум Живопись Никитин Портрет напольного гетмана
Их писали русские мастера имена которых до нас не дошли. В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам».
Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Природный ум ясно запечатлен в его лице. Новизна не только в том, что в соборе нет хоров.
Портрет Елизаветы ПетровныДочь Петра I – будущая российская императрица Елизавета Петровна (1709–1761). Посмотрим портреты, которые он выполнил до отъезда. Действительно, почему Украина.
Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос. Для сравнения вспомним, что в Западной Европе человек стал в центре искусства уже в XII – XIII веках. Обратиться к Польше: польская армия имела напольных гетманов. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям.
Прасковья Ивановна (1694–1731) была младшей дочерью единокровного брата Петра I – Ивана Алексеевича, который считался соправителем Петра, но в управлении никакого участия не принимал, так как был болен и умер молодым. Реформы Петра изменили весь уклад жизни в России. А это далеко не каждый представитель древнего боярского рода делал охотно.
Описание картины Ивана Никитина «Портрет напольного гетмана»
Проходит много лет. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Никитин умер зимой, в начале 1742 года, во время долгой и утомительной дороги из Сибири. В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» – автопортрет Ивана Никитина. Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице. Лицо царя смуглое и моложавое. Портрет написан незадолго до её смерти.
- Картины — Никитин, Иван Никитич
- Иван Никитин: жизнь и творчество художника
- Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
- Коллекция Государственного Русского музея
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Вывод. Фиораванти тщательно изучил русскую архитектуру и глубоко проникся ее спецификой. () В Успенском соборе получили дальнейшее развитие лучшие традиции русского храмового зодчества. Вскоре художник выполняет другой заказ – он пишет портрет сестры Петра – царевны Натальи Алексеевны (1673–1716).
Каравак работал преимущественно портретистом. Наталья Алексеевна была годом моложе Петра, но рано умерла. В этом зале мы видим овальный портрет Петра I (1672–1725), предположительно созданный Караваком.
Как мы знаем, она была тоже скульптором и помогала Фальконе в работе над памятником. Он был сыном солепромышленника Г. Д. Строганова, впоследствии камергер и генерал. Портрет напольного гетмана (достоверно не известно, кто изображен на картине) отличается небывалым для русской живописи того времени реализмом и психологизмом, глубиной погружения в модель. Но важен сам факт всё более усиливающегося интереса к человеку.
Можно только предполагать. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Затем портрет перешёл к её дочери, внучке Фальконе, баронессе Мари Люси де Янкович. Царь поселил его в доме, расположенном недалеко от дворца.
Получили распространение портреты, так называемые парсуны (от слова «персона»). Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели. Необычна его биография. При нём, с 1685 года, начала работать известная Славяно-греко-латинская академия. Они могут даже превосходить их.
Молодой человек недавно возвратился из-за границы. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. На марке изображена репродукция картины Ивана Никитича Никитина (1860-е – 1742) «Портрет напольного гетмана» (1720-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Значительное место занимало в ней изобразительное искусство. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Юный вид Елизаветы позволяет предположить, что ей здесь 16-17 лет. Гетман явно переживает какое-то тяжёлое событие в своей жизни, – поражение войска, смерть близких людей или клевету и несправедливость.
Царь Алексей Михайлович уделял много внимания образованию. Само название «Напольный гетман» вызывало некоторое недоумение. Жил в Тобольске, где работал как иконописец и писал портреты, которые до нас не дошли. Пётр с большим уважением относился к художнику и, как известно, будучи за границей, познакомившись с ним и его работами, писал жене, что надобно ему заказывать портреты, чтобы все знали – и у нас, в России «есть добрые мастера». Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ.
Пётр умер 28 января 1725 года после затяжной болезни почек, осложнённой сильной простудой. По возвращении из-за границы, при жизни Петра и до вступления на престол Анны Иоанновны, художник много и интенсивно работал. Mы не знаем точно, кто конкретно изображен на портрете. Как только на престол вступила в ноябре 1741 года Елизавета Петровна, она сразу же велела отыскать любимого художника своего великого отца и возвратить его. Главным является зальный характер помещения, его единство и нерасчлененность. Можно предположить, что это определение перешло в название. Никитин показал человека, глубоко погружённого в свои переживания.
Окончив работу, Фальконе покинул Россию, взяв портрет с собой. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. Художнику предстояло ещё многому научиться. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии).
Он – представитель уже нового российского общества, вполне европеец. Приковывает к себе внимание живой взгляд тёмнокарих глаз Петра. У царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны было три дочери – Екатерина, Анна (будущая русская императрица Анна Иоанновна) и Прасковья. После его смерти в Париже в 1791 году портрет перешёл к его невестке, Мари Анн Колло.