Картина После Бани Пластов
Описание картины Аркадия Пластова «Весна»
Поет жаворонок. Весна будто вспоминает об осени». С размаху, словно подкошенный, упал в густую траву парень. Они были созданы во время войны (1942—1943). Вверху картины, над колхозным застольем и транспарантом «Жить веселее», возвышался портрет вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. Источник освещения зрителю неизвестен. В бане», однако в настоящее время они не используются1917.
И все-таки звенит, зудит какая-то тревожная нотка в этой пасторали. Можно расценивать творчество А. А. Пластова как идеологическое, называть художника «певцом эпохи коллективизации», но внимательный зритель увидит в его полотнах ту Россию, которой она больше никогда не будет. Только минуту назад как безумный он мчался наперегонки с веселым псом. Не надо писать красиво, надо писать правду и она будет прекраснее любых фантазий. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Но такие мастера, как Пластов поднимают этот стиль до таких высот, какие и не снились многим современным «постмодернистам».
Гобелен (тканая картина) Рудольфа Хеймрата «Субботний вечер»
Холст Алексея и Сергея Ткачевых «Семейная баня» 1982-83 годов передает всю красу и быт семьи. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. В этой доскональности, подлинности весь пафос самой творческой судьбы Пластова. Они очень близки по мировосприятию его картинам.
Научный сотрудник Третьяковской галереи Евгения Яркова отмечает, что скромность быта героев картины «перебивается» потоком золотого света. Глядя на эту картину, хочется говорить о ее целостном образе.
Некоторые биографы, в том числе Авдонин-Бирючёвский, близко знавший художника, называли персонажей картины матерью и дочерью24, Эвелина Полищук воспринимала их как сестёр1. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос» Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь. Старая деревня». Три года сельской школы. Не помню сам.
Молодая женщина на картине становится олицетворением русской весны19. Но полотно и краски манили к себе. И вот таким образом с его холстов глядит на современника правда.
В свое время работы Пластова попали в самые разные музеи, в том числе и в столицы СНГ. А вокруг – красота осенней природы. Родился в 1893 году в Ульяновской области, с. Прислониха. Какие-то работы, считавшиеся утраченными, вдруг стали обнаруживаться. Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца.
Проучившись три года, Аркадий поступил в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества) на отделение скульптуры. Прежнее, дофевральское, примитивное представление о революции безвозвратно покинуло меня. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия – Фашист пролетел (1942). Молодая девушка, выбежав из деревенской баньки, заботливо одевает маленькую девочку.
Он выделяет на полотне обнажённую фигуру женщины. Он сумел разглядеть в рабочих и крестьянах ту неподдельную красоту, которую вряд ли заметит городской житель. На картинах изображающих эту сцену, свет иногда представлен в виде дождя из монет. Его полотна 50-х и 60-х годов представляли собой, по словам художественного критика, «сокровенный, страстный шёпот души художника»12. Устал. Беззаботная юность. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы.
Пластов Аркадий Александрович картины
Свет у Пластова — не сюжетный элемент, как в картинах с изображением Данаи (под видом золотого дождя к своей возлюбленной проник Зевс), а композиционный приём. Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе. В подобных картинах, где герои находятся в непосредственном общении друг с другом, художнику редко удавалось достичь достоверности и выбрать соответствующую интонацию. Корина. «Первый снег» изображает приход зимы. Убитый подросток.
Сталина в 1953 году, в период «развенчания» его культа личности (ХХ съезд компартии), Аркадия Александровича Пластова попросили убрать портрет вождя Сталина с картины колхозный «Праздник урожая», которую приобрёл в своё собрание Государственный русский музей (ГРМ). Старая деревня»1. Архипова, Ф. А Малявина, К. А. Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Нам известен оздоровительный природный эффект пара.
Но никак никому не удавалось упасть на траву, как хотелось отцу. Пластов – природный реалист. Коровина.
Русская баня в фотографиях и картинках в разные времена
Народный художник СССР (1962). Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение. Вспомним, что «революционное развитие» странным образом не затрагивало в искусстве время суток: когда смотришь фильмы той поры, кажется, что в Стране Советов нет ни ночи, ни дня, а бесконечно длится солнечный полдень. Ранние его опыты в этом жанре — картины «Суббота» и «Трактористки». Очень интересный и искренний человек открывается.
Ее длинные и густые волосы можно сравнить с величественными волнами океана. Как самый грамотный из односельчан, он сразу был избран в сельсовет, в комитет бедноты, участвовал в организации помощи голодающим. Отмечалось, что полотно якобы «жизненно не оправдано» и вызвано желанием автора передать чисто живописный эффект обнажённого тела на тёмном фоне. По мнению искусствоведа, эта деталь соотносит «Весну» с мифом о Данае, который является классическим для жанра «ню». Лицо героини дышит оживлением, движения её тела и рук гармоничны22.
0 Пластов Аркадий Александрович картины
Но еще сорок лет неустанного труда – и число его произведений приблизилось к 10 000. К таким картинам относятся, например, Лето (1958) и Полдень (1961). Юноша сдернул рубаху, раскинулся, подмяв луговые цветы.
Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». «Весна» была представлена на некоторых первых выставках под другими названиями — «Старая деревня», «В старой деревне», «Весна в старой деревне», «В бане», «Весна. Но хочется верить, что «короли, снова сидящие над миром и делающие его», действительно что-то почувствовали. Как она туда попала, никто не знает. Маленькой натурщицей стала Нина Шарымова. После смерти И. В.
Как не упомянуть искусство массажа вениками. Действительный член АХ СССР (1947). Только во второй половине 1920-х гг. Художник позже запечатлел её на картине «Молодые», где она с мужем идёт по сельской улице1.
Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Именно это и не дает отвести взор наблюдателя от завораживающего зрелища. Зачем. Научная сотрудница Третьяковской галереи Э. А. Полищук настаивала (не называя имени), что и этот персонаж имел конкретный прототип — пятнадцатилетнюю девочку из Прислонихи, которая с малых лет неоднократно позировала Пластову.
В этом мире нет теней, ведь солнце застыло в зените. Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям. Среди работ Аркадия Пластова также выделяется и картина Весна (1051). 5 января Аркадий Александрович писал супруге из Москвы: «4 дня назад сделал акварелью эскиз той картины, для которой уже целый год собираюсь делать с тебя этюды, — это нагая женщина одевает в предбаннике ребёнка, летом это будет сделать необходимо»2. Художник и искусствовед В. И. Костин в книге, вышедшей в 1956 году, писал, что картина на первых же выставках вызвала много вопросов к автору, споров и противоречивых оценок. Ощущение тепла создаёт идущий из бани пар, а холода — покрытая снегом земля.
Яркие цвета его работ будто утверждают: жизнь прекрасна и каждый её миг важен. Это действие напоминало ритуал10. И как бывает в симфонии, когда после напряженного крещендо каждый инструмент оркестра, вложив всю силу, сочность и своеобычие своего голоса в общий поток звуков, отдыхает в мерном, ласковом адажио, так и в полотне «Сенокос» мудрый художник, рассыпав перед зрителем драгоценную мозаику цветоносного июньского травостоя, дает отдохнуть глазу, раскинув перед ним волшебный ковер озаренной солнцем поляны. Одна из первых его работ, показанных публично («Колхозная конюшня»), вдруг обнаружилась в Англии в частном собрании. В «Весне» же: «образно-смысловая линия строится на тонких эмоциональных направлениях, связующих действие в единое целое, которое невозможно расчленить или прервать. Труд тяжелый, от зари до зари, труд, радостный плодами своими.
Вы так упорно заставляли меня, его (Сталина), туда поместить, теперь пусть остаётся навсегда. Вот откуда эти смелые яркие краски — от иконописной школы. Девочка, которую одевает женщина, «сжала губы и вздернула носик от удовольствия»16. Он был по-мужицки основателей и трудолюбив, вот таким образом ненавидел щелкоперов и верхоглядов.
Старая деревня», в негодовании он сорвал с неё надпись «Старая деревня», оставив только «Весна»20. Начался мучительный сбор материала. Позанимавшись в мастерской И. Машкова, поступил в Строгановку (Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище). Нищета крестьянского быта в картине (баня топится по-чёрному, нет электричества, минимум удобств) имела второстепенное значение для автора, но её изображение в 1950-е годы было также воспринято неодобрительно6.
После экспрессивности и неистовости картин, характерных для 1930-х годов, насыщенных «страстью и яростью», вслед за драматичными «Сенокосом» и «Жатвой», созданными в 40-е годы, Пластов перешёл к созданию картин, проникнутых гармонией человека с миром. Интересны и иллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков. Картина «Весна», с этой точки зрения, стала одной из первых попыток решить эту художественную проблему. Глаз, пронзительно острых, порою лукавых, порою гневных.
Что это – социалистический реализм, «правдивое исторически-конкретное изображение действительности в ее революционном развитии». Как писал Андрей Платонов в рассказе «Фро» : «в мире все было слишком отчетливо видно, ослепительно и призрачно – от этого он казался несуществующим». По мнению филолога и искусствоведа Татьяны Пластовой, в картине «Весна» художнику удалось воплотить идеал телесной и духовной красоты, который живёт в сердце каждого человека и, как правило, не находит воплощения в реальной жизни. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, существует «перекличка настроений» между картинами Аркадия Пластова «Первый снег» (1946, Тверская областная картинная галерея, холст, масло, 146 113см инвентарный номер — ж-130429) и «Весна»: «в потоке ярких солнечных весенних дней мелькнёт один такой вот — тихий, освещённый блёклым ровным светом, полный осенней задумчивости. Здесь он обучался в мастерской И. И. Машкова, а также Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище.
Поэтическим ощущением жизни веет от этого полотна. Родился Пластов в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Пора созревания, надежд и мечты. Картина неоднократно демонстрировалась в начале XXI века на выставках. Веники, как и раньше, применяют березовые, пихтовые, дубовые, липовые. По-своему столь же уникальная серия, как и Русь уходящая П. Д. Картины Колхозный праздник (1937). После окончания художественного училища поступил на скульптурное отделение в МУЖВЗ.
- Картина художника Аркадия Пластова «Весна»
- Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972)
- «Тончайшая отзывчивость сердца к малым людям»
- Багетные работы (рама, подрамник)
- Картины художника Аркадия Александровича Пластова
Враг безделья, он воспел в своих картинах труд крестьянина. Жизнь, однако, внесла свои неумолимые коррективы. Мальчиком Аркадий Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию.
он смог вернуться к профессиональной художественной работе. Пластов выбрал такой сюжет, где нагота представляется зрителю естественной: молодая женщина в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по чёрному», одевает девочку. Такое решение казалось компромиссным.
Пластов сказал: «Нет. Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по-черному». Чтобы скрасить пребывание в семинарии Аркадий много читает и рисует портреты своих однокурсников.
Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Галина Шубина уточняла, что нагота в советском искусстве трактовалась как «форма одежды спортсменов и трудящихся», но в картине Пластова она оправдывается только намёком на особый статус героини, которая аллегорически представляет раннюю весну28. Надо будет найти и прочитать. Федоровский.
Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Аркадия Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948 «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949 произведения Л. Н. Толстого, 1953 рассказ А. П. Чехова, 1954 и др. ), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. «Юность». Известно, что художнику в работе над полотном помогал сын, Николай Аркадьевич1. Он презирал ложь.
Случилось так, что эти «портретики» увидел преподаватель философии, психологии логики и французского языка Вишняков, который решил взять талантливого подростка под свою опеку и начал заниматься с Аркадием теорией живописи. Благодаря Вашему рассказу узнал и полюбил его еще больше. В начале 50-х годов Пластов достиг творческой зрелости. Мария Николаевна Шарымова, мать девочки, была племянницей няни Пластовых Екатерины Васильевны Шарымовой, часто бывала в семье художника, позировала ему иногда многие часы подряд (в том числе для картин «Гуртовщица Маня Шарымова» и «Мама»15).
Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства. Пластов. За это художник подарил ей отрез нарядного шёлка на платье.
Взор ее добрый и спокойный. Видны все атрибуты для приятного провождения в бане. Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе.
Холодноватость, некоторая отстранённость, трогательный образ ребёнка, простота и естественность сюжета ставят это произведение на недоступный для чувственного восприятия пьедестал чистого восторга и целомудренной любви, а авторское название «Весна» (а не «В старой бане», например) подчёркивает её метафоричность31. Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно Фашист пролетел (1942). Кандидат искусствоведения И. И. Филиппова в своей диссертации, посвящённой позднему периоду творчества художника, отмечает, что в отличие от других работ Пластова, где персонажи существуют независимо друг от друга, находятся во власти собственных раздумий, в картине «Весна» драматургия строится на взаимодействии героев — матери и ребёнка. Одна из самых знаменитых и трагических картин Пластова написана в 1942 году и называлась «Немец пролетел».
Он познал всю меру признания. В реализации этой задачи Пластов следовал антиакадемической традиции (она представлена такими картинами, как «Олимпия» Эдуарда Мане и «Ида Рубинштейн» Валентина Серова) — общепринятому идеалу он противопоставлял собственное представление о нём.
Одна из задач жанра ню — поиск идеала телесной и духовной красоты. Тело молодой женщины просто изливает свет чистоты. Изменилась стилистика его работ— он отошёл от социально обозначенного сюжета. Убежденно и последовательно многие десятилетия живет он не «бок о бок», не рядом, а внутри этого мира, следуя влечению своего сердца и пониманию роли художника, жертвуя всеми соблазнами столичной благоустроенности ради той правды жизни, которая была основой, смыслом и целью его творчества. Наконец один малыш, споткнувшись, как-то неловко растянулся на сухой траве.
Холст под названием «Весна» был написан известным художником Аркадием Пластовым в конце 1954 года, как раз-таки в периоды той самой «хрущевской оттепели». Но тогда в русской деревне было не до политкорректности. Жарко.
Никогда не забыть его обветренного, открытого лица. Цвет ее волос напоминают родные земли, которые только что очнулись от зимнего сна и готовятся вновь подарить людям богатый и хороший урожай. Параллельно учился живописи. То есть его никто не видит.
Все тягости и радости испытал Аркадий Александрович Пластов. Пластов Аркадий Александрович — великий советский художник, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премии, действительный член АХ СССР. В 1943 году картина Пластова «Фашист пролетел» по указанию Сталина экспонировалась на Тегеранской конференции. К нам тогда ходила одна старуха, нянька Степановна.
Интересным фактом является то, что однажды, посещая Третьяковку, Пластов настолько был раздосадован извращением названия полотна, что в сердцах сорвал часть этикетки с названием со словами «Старая деревня», оставив только данное при создании слово «Весна». Не случайно в названиях многих из них есть нечто обобщающее. Она была построена в 1944 году (покрыта тёсом, но предбанник был оставлен открытым2). Стадо (1938), Купание коней (1938) принесли ему известность.
Вот мы тут на выставке показываем маленький «Родник», а большой вариант находится в музее Еревана. Зеленой стеной стоят рядом молодые хлеба. Именно мотив бани делает эту попытку жизненно оправданной. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху.
В середине 1930-х годов Пластов начал выставлять свои произведения. Когда вернулись с этюда домой, отец вмиг набросал эскиз будущей картины. Во время посещения галереи Аркадий Пластов увидел табличку «Весна. И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: Родник (1952), Юность (1953-54), Весна (1954), Лето (1959-60), Ужин трактористов (1951). Прикрыв рукой глаза, он глядит, как высоко в небе вьется вольная птица. Возможно, это легенда. Картина «Весна» была завершена в 1954 году.
Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле – Сенокос (1945). Вместе с замечательным веничком да опытным банщиком время пролетит незаметно и полезно. В них всегда чувствуется большой живописный талант художника. Одних портретов – несколько сотен. Выбор во многом зависит от оздоровительного эффекта, который вы хотите получить. На выставке в Русском музее были представлены черно-белые фотопортреты погибших односельчан Аркадия Пластова, это лица людей, поражающие зрителей силой своего характера: Иван Модонов, Андрей Трифонович Рябов, Михаил Сергеевич Янов, Фёдор Сергеевич Тоньшин, Иван Сергеевич Тоньшин, Петруха Гришин, Степан Платонович Щеглов, Степан Изосимов (Былинин), Сторож Сергей Варламов, Пётр Григорьевич Черняев, Иван Гундоров, охотик Яков Гундоров, Василий Яшогин, старик Герасим Терёхин, кузнец Василий Лотин и другие портреты односельчан.
В картине «Весна» запечатлён день, когда зима уже уходит. Пластов, Аркадий Александрович (1893-1972)-советский художник, «певец советского крестьянства». «Стой, стой. » – вскричал отец. Колористические поиски Пластова ясно ощущаются и в полотне Ужин трактористов (1951). Название заставили изменить: «Фашист пролетел». Буквальный «текст» картины (обнажённая девушка одевает после бани девочку) перекрывается «подтекстом» (красота юности, её энергия, жизнеутверждающий пафос).
На картине изображена собственная баня художника, расположенная около речки Урень. Яркая, горькая, сочная и терпкая, такая, какая она есть. Некоторое время занимался в мастерской И. И. – В его душе кипел справедливый, святой гнев.
В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) вернутся лишь человек 20. В картине На колхозном току (1949) художник утверждает поэзию коллективного труда. Впервые я задумался над политической стороной жизни.
И эти его чувства вылились в картине «Фашист пролетел». Молодая мать с малышом истомленная зноем, в саду, отягощенном плодами. Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. И этот мотив настолько растрогал его, что я увидел слезы на его глазах. Для обучения художественному ремеслу в 1912 году уехал из родного села в Москву.
Он жил в мире и любовался его красотой. Картина наполнена чрезмерной гармонией, которую хочется вдыхать раз за разом. Однажды отец писал осенний этюд. Его палитра становится здесь еще более яркой. Государственная Третьяковская галерея приобрела полотно в 1960-е годы1.
Летний легкий ветерок шевелит колосья, клонит их долу. И мы не смогли привезти картину оттуда. Её очарование — в молодости, простоте, целомудрии, здоровье8. Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА».
Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой», как олицетворение самой России. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой.
Ко мне приходят десятки людей с такими вопросами, отвечать на которые мне и во сне не снилось, а отвечать, разъяснять, помогать разбираться в тысячах небывалых до сего времени вопросах я был вынужден благодаря своему положению самого грамотного человека в селе, положению «своего», которому можно было довериться. После обучения Аркадий Пластов решил не оставаться в Москве и вернулся в родное село, где и прожил до конца своей жизни (умер в 1972 году). В частности, она вошла в экспозицию выставки в Мраморном дворце Русского музея, приуроченной к саммиту «Большой семёрки» в 2006 году3. Её размер — 210 123см. Одним из его наставников был Ф. Федоровский.
Мало у кого в истории живописи найдешь такое слияние природы и человека. Пластов был хорошо знаком с семьёй своей юной натурщицы. Обнажённое тело («розово-перламутровых тонов») молодой женщины с русыми рыжеватыми волосами сопоставляется художником с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с тёплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Лето. Блаженством, которое не повторится, пролетело детство. Сходки чуть не каждый день.
В основном это портреты односельчан. В 1912 году он приехал в Москву.
Главная заслуга Аркадия Пластова – летопись жизни страны: в его работах отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Напротив, создается ощущение, что девушка покрыта длинными белоснежными одеяниями. Завершить работу над картиной автору удалось только в 1954 году11.
Аллегорический характер придаёт картине русская природа25. По воспоминаниям сына великого художника, отец очень негодовал по поводу такого решения. Крохотный синий томик Пушкина – «Капитанская дочка» и кольцовское «Что ты спишь, мужичок» было первое, что я узнал из литературы и что пытался иллюстрировать. Искусство так как мастерски орудовать этим предметом банного обихода надо еще уметь. «Революция (Февральская) застала меня на третьем курсе. - Отец горько переживал войну, – рассказывал мне Николай Аркадьевич, сын художника.
Она выполнена в технике масляной живописи на холсте11. Взаимодействие света и воздуха в пространстве картины даёт эффект сиюминутности. И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни – классически сдержанная и прекрасная Жатва (1945). Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи. Кто знает.
Мастер был прост и внешне доступен. Одним из первых Пластов возвратил изображение обнажённого женского тела в советскую живопись13. Помню в 80-90-х было принято насмехаться над стилем «соцреализма».
Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. С юности мечтал стать живописцем. Причем нам сказали в музее, что хранится оно намотанным на валу.
Тема обнажённого женского тела долгое время была слабо представлена в советской живописи. Да и отход этюдов был громадный. В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Счастливая пора. Произведения Пластова отличаются стремлением к безыскуссности и простоте. Инвентарный номер картины в собрании галереи — ЖС-76318. Огромное, семиметровое полотно «Ярмарка» хранится в Кишиневе. Сюжет в картине — средство выражения мысли, а не самоцель.
Очень интересно было прочитать выдержки из книги А. Пластова. Знал о Пластове, как об одном из самых самобытных мастеров цвета. Оно было одним из самых сильных среди полотей советских живописцев в ту пору. Замысел картины «Весна» относится к 1944 году, а начало работы художника над ней— к январю 1945-го (большую часть войны Пластов прожил в родной Прислонихе1).
С выставками картина объехала многие страны мира. Меткостью передачи натуры и живописно-пластической силой образов отличаются написанные художником портреты колхозников, колхозниц, деревенских мальчиков и девочек Девушка с велосипедом (1955-1956), Девушка с граблями (1957), Ванюшка Репин (1958) и др. Сельские мальчишки помогали ему. Она домовничала у нас, когда отец с матерью уходили в гости на святках, на пасху.