Картина Преображение Рафаэль
«преображение»— последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году. Картину Преображение Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя. Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом. Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков.
Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля.
Преображение – 1518-1520 Рафаэль Санти картины
В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Санти использовал знаменитую историю из библии. Иероним со львом, его главным признаком. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей.
Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. XXI, 16, 17). Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. 9:37).
Преображение Господне: фрески и картины
Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы.
Последняя картина Рафаэля Преображение
Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы.
На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Справа от Богоматери – Св. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Как говориться в писании взял Иисус с собой троих апостолов Петра, Иакова и Ииакима и повел их на высокую гору, где преобразился перед ними, представ в светлом образе, в окружении божественного ореола. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов.
11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух.
Сочинение по картине Рафаэля «Преображение Христово»
В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Его прижизненная слава, да и прошедшее с тех пор время показали, что ставка была сделана правильно. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы.
Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». А после его смерти она боялась умереть». Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство».
Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы. Спустившись с горы, апостолы и Иисус встречают толпу людей, которые сопровождают отца и его сына, одержимого дьяволом, чтобы обратиться к Христу с просьбой о его излечении. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю.
Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Для своей картины художник использовал хорошо известный библейский сюжет описанный в евангелиях, который повествует о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера.
У левого ангела внизу картины видно только одно крыло. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. В ноябре 1798 года картина была выставлена в Большом салоне, а 4 июля 1801 года заняла центральное место в экспозиции из 20 картин Рафаэля в Большой Галерее Лувра, по которой в 1810 году прошла свадебная процессия Наполеона и Марии-Луизы Австрийской, запечатлённая живописцем Бенжаменом Зиксом6. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо.
Описание картины Рафаэля Санти «Преображение Господне»
Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы.
«Преображение» -это два контрастных мира. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Он парит в облаках, освещённых его сиянием.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Картина Рафаэля «Преображение» (описание)
- Преображение Господне в искусстве и живописи
- Преображение Репродукции Рафаэля Санти
- Картина Рафаэля "Преображение" 3
- Рафаэль Преображение Описание Картины
- Рафаэль Санти Преображение: описание
Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли.
Рафаэль похоронен в Пантеоне. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Это пророки Моисей и Илия.
Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля.
Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ) : он предписывал скупать ценные предметы искусства. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов.
- Преображение Господне глазами художников
- Рафаэль Санти Преображение Христово
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Живой Журнал Олега Алиева: "Геральдика и Жизнь"
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. К слову, гробницу художник выбрал себе сам, а его ученик Санти Лоренцетти поставил статую Девы Марии исполнив этим желание своего учителя.
Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте» или «Вознесении Марии» — алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение».
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Они вместе пошли на высокую гору, где Господь трансформировался, представ в образе, облаченном светом, вокруг которого был ореол. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
Христос появляется в вихре белого света. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Большую безвкусицу трудно даже вообразить.
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть.
В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Возможность изучить картину получили многие известные художники. придать ей еще большей убедительности.
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа).
В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи.
В ноябре 1798 года картина была выставлена в Большом салоне, а 4 июля 1801 года заняла центральное место в экспозиции из 20 картин Рафаэля в Большой Галерее Лувра, по которой в 1810 году прошла свадебная процессия Наполеона и Марии-Луизы Австрийской, запечатлённая живописцем Бенжаменом Зиксом. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.
Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал».
Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Св. Композиция строго симметрична.
Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.
Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была».
Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера.
Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Санти использовал знаменитую историю из библии. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо.
«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов.
Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Шумно потому, что многолюдно. 17:5). Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю.
Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении.
чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства.
Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Это удовольствие предназначалось только для знати, широкой публике предлагалась религиозная живопись в Эскориале, монастырско-дворцовом комплексе, построенным королём Филиппом II, сыном Карла V. Филипп II был известным коллекционером живописи и за свою жизнь он собрал прекрасную коллекцию из более 1600 работ испанских и европейских художников.
А можно к этому событию подойти со стороны его воздействия на человека, подробно разглядеть, кто как реагирует на небывалое – это случай Рафаэля и его мастерской. В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще – просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света.
Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана.
Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Женщина изображена в холодных тонах, с голубой накидкой на розовом, залитом солнцем одеянии, в позе figura serpentinata, с плечами и бёдрами, развёрнутыми в противоположных направлениях, напоминающая Леду с утраченной картины Леонардо да Винчи, копию которой Рафаэль делал во Флоренции.
В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Приглушённая цветовая гамма полотна построена на контрасте тёплых жёлтых и холодных зелёных тонов, где единственное яркое пятно – кардинальская одежда Иеронима.
Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Преклонив колено в контрапосте, она образует композиционную связку между группой апостолов и семейством одержимого отрока, не замечаемая никем, кроме Матфея. Возможность изучить картину получили многие известные художники.
С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration).
Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Справа от Богоматери – Св. Согласно ветхозаветной легенде, Товия с помощью подаренной Архангелом Рафаилом рыбы вылечил слепоту своего отца Товита.
Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом.
В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья.
И театра далеко не в последнюю очередь.
Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Окутывающее его фигуру сияние – то самое «облако светлое» – озаряет остальных персонажей.
В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. А после его смерти она боялась умереть». Художественный язык религии – это образы святых. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью».
Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. В основу сюжета положена известная библейская притча о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения.
С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е.
Работы Рафаэля оказались среди наиболее востребованных сокровищ, разыскиваемых агентами Наполеона по поручению специального комитета Национального конвента, членами которого были художники Жан-Батист Викар, собравший обширную коллекцию из захваченных картин и Антуан-Жан Гро, влияние Рафаэля на которого несомненно. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).
В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Завершал картину Джулио Романо. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. Художественный язык религии – это образы святых. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5.
Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании».
Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана.
А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. придать ей еще большей убедительности. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий.
В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен.
И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10.
За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским.