Картина Пустынник Нестерова
Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Картина Михаила Нестерова Пустынник: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«Пустынник», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины
Художник относится к ним как к живым существам. Л. Толстой сравнил Христа с «итальянским тенором», а картину назвал «панихидой русского православия».
Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Учился в МУЖВЗ (1877-81 и 1884-86) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1881-84) у П. П. Чистякова. Окружающая природа служит лишь подтверждением этому.
Она – лична, порывиста, пылает, а не теплится". Зато фигура Борея – вся движение, полет, порыв. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ.
Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски. С другой стороны – славянофилы видели в них истинных носителей «русского духа», силу, которая одна лишь может защитить Россию от надвигающейся с Запада угрозы, экспансии западных ценностей. Человеческие фигуры появились позже. Куда идем. На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». Красота – она под ногами, как бы говорит мастер. Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва).
Сочинение по картине Нестерова Пустынник
Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. Художник Исаак Левитан, очарованной ее поэтичностью, сказал Нестерову, что он "заставил его примириться с монахами". Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию. Все церковные заказы отпали. Портрет рожден страхом за ее жизнь и потребностью запечатлеть любимые черты.
Краски портрета строги. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет. Исчерпал себя и миф о Святой Руси. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.
Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), русский и советский художник.
Однако в самой картине нет движения и динамики. Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет. Родители были людьми глубоко верующими. Художник был расстроен, т. к. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах.
Описание картины Нестерова «Пустынник»
Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем. Человек сливается с окружающей природой, становится ее частичкой. Улыбка скитальца говорит нам, что он по-настоящему счастлив. В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. И лицо светится каким-то детским счастьем.
Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы. В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный. Нестеров, по свидетельству художника В. Н. Бакшеева, во время учебы в Московском Училище живописи зачитывался романами Мельникова-Печерского, «восхищаясь поэтическими картинами русской природы и старинного русского быта». Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире.
Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»
Он как бы прислушивается к тому, что говорит ему рябина, каждая травинка. Ему хорошо и приятно даже в этой обстановке. Это была не первая его попытка. В выражении глаз – неподдельное вдохновение творца. Раз в год монастырский собор выносил решение изловить для нужд монастыря определенное количество медведей, оленей, зайцев, лисиц. Художник относится к ним как к живым существам.
Состоянием полной гармонии наполнено полотно. Образ отшельника прост и понятен: неровно выточенная трость, промокшие лапти, длинные, тронутые временем волосы и взгляд, в котором читаются мудрость и одухотворённость. В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса. Название этой работы "Под Благовест" было придумано писателем В. С.
В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Почти все крупные фигуры написаны с натуры. Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В. М.
Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва). Такой увидел ее художник.
Только одна картина – Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)
Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Пустынник одет в потрепанную, старую, но при этом аккуратную одежду. Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой». Вдали виднеется уютная церковь.
Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. Его лицо обрамляет седая борода, в руке трость, а на лице легкая улыбка. Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова.
Член ТПХВ (с 1896, экспонент с 1889). Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. Первая крупная работа живописца. Внешне имеет "свое лицо", абсолютно законченное, русское.
Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Это смысловой центр картины. Жена, Екатерина Петровна Нестерова изображена в интерьере киевской квартиры. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские герои.
В конце концов мастер добился желаемого результата. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита.
Только одна картина — Михаил Васильевич Нестеров «Пустынник» (1888-1889)
Он рад первому снегу, несильному морозцу, разлитой вокруг благодати. И он «портретирует» ее внимательно и проникновенно. Соловьевым.
Иным настроением проникнут портрет дочери Ольги. Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа. Картину объявили неудачей. Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно. Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи.
Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу.
Композиции предшествовала длительная подготовительная работа. Старец слегка наклонил голову. На правом плане обращает на себя внимание Христова невеста с горящей свечой в руке.
Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы. В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва). Для этого требуются годы упорного труда и душевной борьбы, но результат стоит того. Последним его произведением стал пейзаж Осень в деревне – уголок русской природы.
Нестеров мастерски изобразил в картине полное единение человека и природы. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. В коричневато-сером колорите картины еще сохраняется воздействие передвижнической живописи, но это уже неповторимый нестеровский мир Святой Руси. Сочинение по картине М. В. Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов.
Сочиненин по картине Нестерова Пустынник
Все это сливается с пустынником в единый одухотворенный мир. Художник передает созвучие погруженной в духовное созерцание души и заповедной, не тронутой цивилизацией природы. В полной мере это относится к его Пустыннику. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах.
Пейзаж Нестерова – это пейзаж среднерусский, скорее северный. В природе – утверждает художник – ничто не безлико. Он счастлив, так как все законы природы, смена времен года – она незыблема и постоянна. «Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной.
Вот таким образом даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину. Булгакова и П. А. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские герои.
Другие картины Михаила Васильевича Нестерова
Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Неудачной оказалась левая часть композиции с изображением Христа и святых. Другой, молодой, – трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", – говорили они о себе. Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу.
Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества. Как бывает с животными, которые уходят умирать в другое место. Даже борода у старца цвета увядшей травы.
Нестерова упрекали в том, что Христос на картине слишком похож на простого человека. Лицо горит. Интересно, что в первом варианте «Пустынника» (1888), принадлежащем Русскому музею, земля занимает меньшую часть холста, ноги старца срезаны рамой. Оба монаха – "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине.
Описание настроения картины Пустынник
Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. О стариках нужно заботиться и проявлять уважение к возрасту, не позволять бездумно собрать вещи и направится в неизвестную путь-дорогу. Художник хотел сказать словами Евангелия: Не войдете в царство небесное, пока не будете как дети. Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую.
Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Зритель вместе с пустынником рассматривает землю. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники – Николай, Сергий и Георгий (Егорий Храбрый – герой русских былин). Явление Христа народу Нестеров решил перевести на русскую почву и показать явление Христа русскому народу.
Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. Откуда мы. Нестеров долго не мог найти модель для отрока. И вслед за стужей обязательно придет тепло. Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым. Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова.
В тот же период среди интеллигенции распространился интерес к старообрядчеству. Затем художник побывал в Греции и Италии. В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. Вся эта толпа движется вдоль берега Волги.
В портретах С. Н. Время согнуло старца, но он не замечает ни бега времени, ни суетности мира. Он превратно ее в нестеровскую девушку. Обостренная композиция яснее выражает мысль художника. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.
Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем. Судьба Флоренского оказалась трагичной. Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.
Нестерова Пустинник. Картины Михаила Нестерова полны правдивости и натуральности. Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю. Елочка для Нестерова – не представитель вида, а «личность». Все, что ему нужно, дает природа: приют, отдых, пищу. Одежда его проста.
Вечереет. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать. Один – аналитический, во многом похожий на портретный этюд. Обычно на картинах Нестерова – весна или осень, реже – зима или лето. Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета.
Описание картины Михаила Нестерова «Пустынник»
Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи. Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Оба лица выражали одно и то же постижение, но по-разному, одному из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. Фигуры святых Нестеров взял из своих прежних работ. С одной стороны, еще с 60-х годов многие искали в старообрядчестве «революционную силу», видели в этом явлении форму протеста существующему порядку. С 1889 года учавствовал в выставках передвижников.
Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Первоначально он написал картину Святая Русь. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная Михаилом Нестеровым во время его жизни в Сергиевом Посаде. По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Похоже, что и для Нестерова он является таковым.
В лучах заходящего солнца горят кресты храма. Он лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости.
- Михаил Васильевич Нестеров» Картины, живопись» Пустынник, 1888-1889
- Картина Пустынник Михаила Нестерова
- Михаил Нестеров: художник, который писал «Душу народа»
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942)
- Нестеров Михаил Васильевич (1862 – 1942)
На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая. Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом. Впоследствии, однако, художник намеренно уйдет от портретности, наделяя монаха обобщенными чертами.
Автопортрет – это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни. Ее композиция созревает в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой лавры. За фигурой писателя он поместил его героя, русского инока Алешу Карамазова. Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова.
- Творчество русского художника Михаила Васильевича Нестерова
- Михаил Нестеров — Пустынник, 1888
- «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890)
- «Любовь ипотеря сделали меня художником»
- «Отрок Варфоломей» и«Святая Русь»
- О жизни и творчестве выдающихся художников
В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. В одной руке старик держит посох, в другой четки. «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков. Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Темные одежды подчеркивают мягкий свет, словно исходящий от лица старика. И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы. Природа и одинокий скиталец слились воедино, они части одного целого.
Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса. На картине к скиту, затерянному в глухой лесистой долине, приходят стар и млад, каждый со своей бедой. Нестеров работал над этим полотном в период между первой русской революцией 1905 года и первой мировой войной 1914 года. У Нестерова это мир идеального старообрядчества. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. Начав с жанровых картин в духе передвижников («Знаток», 1884, ГТГ) и исторических композиций («До государя челобитчики», 1886, частное собрание, Москва), с конца 80-х гг.
Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него. Задача была не из легких.
Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Полотно отличается удивительной гармонией колорита. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. Облик героини, одетой в платье стиля директория с подобием фригийского колпака на голове, напоминающего о Великой французской революции, полон молодой энергии, порыва к действию.
На картине изображен странствующий старец на фоне ранней зимы. В те годы пользовались большим успехом романы П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На Горах», посвященные старообрядцам. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. Нестеров согласился.
Не попадайся под руку: зашибет. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой. Нет мирской суеты и заботы.
В портрете С. Н. После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом. По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей.
Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим.
И пусть увидят и поймут его люди века XXI. Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова.
Христианство для этого, в сущности, нигилиста, озорника мысли есть несравненная тема. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова. И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия». Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.
Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе. Здесь же церковь, часовенка. Он знает, что скоро осенняя палитра сменится суровой белоснежной зимой. Пейзаж конкретен – это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью. Неторопливое движение странника направлено к зрителю, создавая ощущение встречи в пути.
За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами.
Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. Это ликующий светлый мир. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея.
В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. Его лапти промокли и одет он не так тепло, как подобает. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке. Главное в картине – единство поэтического настроения людей и пейзажа, не нарушаемое критическими нотами. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Еечертами наделяет художник героиню своей картины. Картина изображает отшельника, неторопливо бредущего по тропке пустынного берега реки. Вглядитесь в лицо старца на картине.
Они были рождены любовью и нежностью к близким – жене и дочери. Булгакова и П. А. Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора.
Его героини приходили сюда в переломный момент жизни. Интересно сопоставить две картины Нестерова – "Молчание" и "Под Благовест". Ему нет надобности нести с собой много. Портрет строится на контрасте статики и динамики.
В природе нет броской красоты: пожухлая трава, ветка рябины, елочка, серая гладь озера, далекий лес за ним. Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде. И действительно автор приметил чистого душой и сердцем монаха в Троице-Сергиевой лавре. Так и случилось.
Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. Другой тип портрета – это портрет-обобщение, портрет-биография иногда – портрет-символ. Фигура Борея становится олицетворением мятежной души Мухиной, такой обманчиво скромной, статичной, лишенной внешней патетики. Нестеров в поисках духовно-религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой («Пустынник». Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Румянец волнения окрасил ее щеки.
Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой. Скромно желая всем добра, святой человек отождествляет на картине миролюбие Руси Святой. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша.
Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Залив у подножия Рапирной горы. Зритель не встречает ярких пятен, движения, он серый и пустой из-за надвигающихся холодов, но при этом непревзойдённо поэтичный.
Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Идет война, близится революция.
На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа.
Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Художник относится к ним как к живым существам. Такой-то ты мне и нужна". Тихая умиротворенность сообщается всему пейзажу.
Пришлось переписывать все заново. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. Последнее было весьма близко умонастроениям Нестерова. Краски портрета – светлые, серебристые, выявляют утреннюю свежесть этой бодрой прекрасной старости, утро творчества. Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея». Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком.
Уже кое-где лежит снег, а странник одет в легкую накидку. в том немногом (одна фигура человека, одна елочка, одна гроздь рябины), что изображено в картине, Нестеров открывает поэтическую прелесть подробностей. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта.
Однако, он идет и улыбается тому, что видит. Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей. Он ценит каждый момент этой жизни.
Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества. Но красиво очень, слов нет – и очень волшебно и символично, но и не верится. 1888-89, «Видение отроку Варфоломею», 1889-90, — оба в ГТГ). Вот она эта самая "Святая Русь".
Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке – мученике". Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий. Позже она получила название На Руси (Душа народа).
Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Он – его часть, его продолжение. Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон. Нестеров особенно почитал Достоевского. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши.
Нестеров пытается ответить на вопросы: Кто мы. Но старцу все нипочем. Пейзаж лишён внешней яркости и привлекательности, несмотря на серость и прозрачность пейзаж наделён пронзительной поэтичностью и одухотворённостью. Ей дорога в жизнь, только в жизнь. Нестеров любовно обласкивает кистью каждую его деталь – желтые цветы на первом плане, пушистую вербу, тонкие белые березки, покрытые весенним пухом. На художника снова обрушились критики, которые увидели в картине недоверие к официальному православию и неканоническую «картинность» в изображении Христа и святых.
Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям. Одинокая елка уже почти зачахла, а гроздья красной рябины вот-вот опадут. За девушками следует старуха с девочкой. Таинственный свет белой ночи.
В "Молчании" это расстояние больше и глубже ощущается покой и благодать. Не случайно первоначально картина называлась «Христиане». Руки чешутся написать ее, она согласна". Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея.
Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Сколько в нем одухотворенности. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало.
В нём царит тишина и медлительность, сказочная отчужденность иллюзорного мира. Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси». По его лицу видно, что он живет в полной гармонии с миром. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно.
но и духовное видение эпохи. Трава почти желтая, а водная гладь до сих пор не покрыта льдом. Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось. Вечереет.
В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев. Все предельно просто и это сближает природу и человека. Пройдет много времени и он напишет своему другу: «Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной». Вся природа была для них святым храмом.
Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности.
Ольга вспоминала, что она не была столь печальной.