Картина Рембрандта Святое Семейство

На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит игру светотени. Все произведения Рембрандта и в частности картину «Святое семейство» отличает присущая художнику нравственность, душевность, которые на полотне отчетливо чувствуются как что-то явственно присутствующее. Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

«Святое семейство» картина – Рембрандт Харменс ван Рейн

Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Сначала Рембрандта отдают в мастерскую Якова ван Сваненбурга и семья, безо всякого осуждения, оплачивает его обучение. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения.

Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.

Сюжет взят из Нового Завета. Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии. На лице – улыбка. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей.

Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. Он должен был любить не только человека вообще, но и тех живых людей, которые его окружали видеть определенную общность их судеб, чувствовать глубокую связь между ними и собой. Так, Генрих Альдегревер, ученик Дюрера, не раз выгравировал монаха, предающегося блуду с монахиней в лесу, которого вооруженный человек, гонитель католических пороков, обличитель прогнивших римских нравов, застигает в самый ответственный момент совокупление служило правому делу. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее.

«Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.

Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Эрудицию, касающуюся мифологии, разумеется. Мост через канал пуст. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества.

Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.

Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».

Описание картины 
святое семейство 
рембрандт

Описание картины святое семейство рембрандт

Барокко. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов.

Может, нужно было жениться на Хендрикье. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью.

Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Из-под повязки видны его гениталии.

Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям.

Плотник Иосиф за работой, Мария и Дитя, кот у камина. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.

Заказов становилось все меньше. Здесь видны особенности обоих стилей. Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы.

Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее.

Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.

Описание картины 
Рембрандта Харменса 
ван Рейна «Святое

Описание картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Святое семейство»

Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Его интересует не внешнее действие, а внутреннее. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.

В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Он просил за них сто гульденов. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения.

Купить картину Святое 
семейство, Рембрандт

Купить картину Святое семейство, Рембрандт

Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля.

Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек. Вероятно именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен.

Нидерланды (Голландия). На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.

На картине рембрандта 
святое семейство 
изображена женщина

На картине рембрандта святое семейство изображена женщина

В следующем, 1646 году он написал второе «Святое семейство» на холсте, меньшем по размеру в ширину. Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения». Действие происходит ночью в темной спальне. Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Поток людей кажется бесконечным.

Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Рама и красная занавесь, защищающая полотно от света, являются частью композиции. Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс. При всех особенностях протестантского голландского общества того времени, Лейден был городом свободным и миролюбивым. По улице ходили шествия с тремя волхвами.

Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь.

На нем написано лишь равнодушие. И это не замедлит отразиться в творчестве мастера. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Совокупление изображено с необходимой точностью.

У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Эту традицию Рембрандта впоследствии продолжил другой гениальный голландец – Винсент ван Гог, годы жизни 1853-1890-ый. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает.

Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Бог создал море, а голландцы – берега.

Для него художник – это такой же ремесленник. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.

Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.

Так что это не был брак по расчету. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.

То же и у Марка-Антония Раймонди, сделавшего в 1524 году целый сборник гравюр с Джулио Романо: «Юпитер и Семела», «Марс и Венера, захваченные в сеть Вулканом». В феврале 1668 года Титус женился, но спустя семь месяцев умер в возрасте двадцати шести лет. Итак, перед нами – Голландия. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.

Художник не оставил воспоминаний, вот таким образом нам остается только гадать. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин».

Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии. Дела шли все хуже. В силу законов зрительной перспективы поверхность стола выглядит на картине как вытянутая по горизонтали белая трапеция ее коротенькие боковые стороны боковые стороны стола, – если мы их мысленно продолжим вверх, попадут в точку пересечения оси ниши с главной горизонталью картины. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.

Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики. В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье.

При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. В 1635 – 1640 –х гг. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.

Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика.

Стоит только сравнить свет этого фонаря изображенного Рембрандтом, с белыми полосами чистой бумаги, окаймляющими изображение, как станет невозможным рассматривать то и другое как нечто однокрасочное.

На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Великолепный красный цвет бархата на первом плане и сверкающий золотом тюрбан в глубине обеспечивают зрительную четкость в целом строгому изложению сюжета. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо.

Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Художник прибегает к диагональной композиции. В этот неподвижный час, предваряющий ночь, даже дерево не дрожит.

Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.

Наполовину отдернутый полог перед этим семейством отсылает нас к более тонкой мысли. Шонгауэр во второй половине XV века работал в г. Кольмар (Эльзас), где он познакомился с фламандским искусством и путешествуя, с произведениями таких художников как Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гуго ван дер Гус.

Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие.

Он старается умерить силу ударов своего топора. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни.

Мы видим все складки ее покрывала и грубые стоптанные подметки башмаков, но лицо и руки ее скрыты. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. В мастерской он захотел потренироваться в изображении обнаженной натуры.

Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).

И когда мы переводим взгляд вниз, словно прерывается прекрасный сон, уступая место реальной действительности – той, что предстает на передних планах, внизу и справа. Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон.

Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Картинная галерея. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.

Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Удивительна ее судьба.

И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Природа этого света таинственна и непонятна.

Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Картина маленькая. Освободившись, умерла через год.

«Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца.

Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Он чувствовался во всем.

Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Жизнерадостная обстановка, на полу валяется игрушка – волчок и кнутик к нему. Надо сказать, что руководство университета довольно спокойно относится к проделкам студентов.

Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного. Четыре фигуры вокруг Симеона с младенцем застыли во взволнованном молчании – две слева внизу, две справа наверху, в глубине. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.

Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Она отдалась ему и зачала. Можно проследить бег кисти.

Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Там действие происходит под высокими сводами храма, а сама работа выполнена в детальной манере, свойственной периоду молодости, успеха и славы. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени.

Внизу слева, на первом плане, тихо преклонили колени и наклонили головы погруженные в печальную тень Мария и Иосиф, фигура которого срезана краем изображения. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Сваненбург был в то время местной знаменитостью. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем.

Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками.

Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Рембрандт показывает польдер – осушенные и возделанные участки, прорезанные каналами и защищенные дамбами. Но их усилия оказались тщетными. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Эта Семья – неколебимая постройка. Весь – кроме самого первого плана, просцениума перед залом и занавесями и лестницей, где царит глубокая тьма.

В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. На картине Рембрандта в сумерках, между утесов, является к Магдалине босой, весь в белом, с обнаженной головой Христос. Но мы угадываем и в выражении ее окаменевшего лица и в ее напряженной позе и в ее бесшумной походке неизбывное горе, трудно сдерживаемую обиду и ярость, неукротимую волю, рой зловещих замыслов – перед нами раскрывается вся ее истерзанная внутренней борьбой между смирением и страстью душа. Не лишена такой точности и гравюра Гольция «Юпитер, насилующий нимфу Ио», но, чтобы позволить себе выгравировать соитие, нужно было сослаться на Золотой век.

С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров).

Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию.

Рембрандт стал его последним протеже. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров).

Рембрандт «Святое семейство и ангелы», 1645. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.

На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.

Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Холст, масло.

Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль.

Жизнь текла согласно установленному веками укладу. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Пейзажи Рембрандта выделяются своей эмоциональной теплотой, своей одухотворенностью не только в голландской, но и всей европейской живописи и графике семнадцатого века. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла.

Бедра застенчивого натурщика обернуты защитной белой повязкой. Откуда взялась его тяга к религиозной живописи. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей.

Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.

Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.

За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Холст, масло, 117х91. Эрмитаж.

Рембрандт написал это в один прием, его картина подействовала, как мороз. Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой. Законом общества признавалась борьба всех против всех. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.

Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.

Краска ложится густо, часто крупными мазками, но без какого бы то ни было стремления к красивому, артистическому эффекту, свойственному, например, Хальсу, а словно повинуясь глубокому безотчетному чувству. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой.

Исчезли все черты светской утонченности и внешнего блеска, перед нами опять сын лейденского мельника. А что же случилось с Гертье Диркс. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Это словно дружеский знак, рука, протянутая художнику, умершему более десяти лет назад – Хендрику Аверкампу, специализировавшемуся на голландских сценках на льду изображавшему брейгелевские толпы, которые развлекались катанием на коньках, санях игрой в кольф (то есть гольф) на льду.

Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет.

Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Картина «Святое семейство» становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса.

К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом.

Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Всего справа от Христа в полумраке вылеплено не больше двадцати понурых, дрожащих, старающихся не упасть человеческих фигур.

Кругом все застыло – конькобежец, сидящий на земле игроки в кольф, сидящие или стоящие со своими высокими клюшками, корова и пастух – все недвижны на льду.

Не хочешь оставаться на мельнице – не надо. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Но внешне он совершенно спокоен. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам.

Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции. Голландская школа славилась групповыми портретами, а этот предназначался в дар доктору Тюльпу, причем его коллеги рассчитывали предстать на картине в самом выгодном свете. Смерть Рембрандта была очень печальной.

В то время Рембрандту было все интересно. Левой рукой ангел указывает на видение, правую же нежным, ободряющим жестом положил на плечо Даниилу. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы).

Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. 175, 5 x 210, 5 см. Оно доносит до нас человеческие эмоции.

Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Так и решила комиссия Программы, но ее изыскания навлекли на себя огонь критики и в 1993 году Программа прекратила работу.

Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год.

И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Надо думать, что Рембрандт не держал свои папки открытыми, принимая у себя пастора, но эротические произведения входили в число материалов, которые художник мог хранить у себя. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца.

В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью.

Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.

Он решает стать художником. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Господня».

Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною".

Один из них, расправив крылья, витает над колыбелью. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Лицо каждого героя его полотен словно живое.

На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы.

В живописи Рембрандта наступает период покоя. Солнце низко висит перед наступлением ночи. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Этот сюжет часто использовали художники и писатели.

Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники. Безмерная одинокость, трагическая заброшенность, горькая угнетенность переполняют душу царя-псалмопевца.

И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Последний луч приглаживает голубоватый лед, на котором, не решаясь двинуться вперед, остановившись из осторожности, стоит женщина в фартуке, возле нее пристроилась собака. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона.

Этот опыт привел художника к изображению рафинированной перспективы, а также к тщательной передаче деталей, как например, книги на коленях Девы Марии, корзины с виноградом, символом вина евхаристии (то есть крови Иисуса), отрешенной нежности Марии и Иосифа. У него внимательный и веселый вид. Это тень ее плеч и головы. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт.

Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. По-видимому, это эскизная работа.

Вот вам диалог неба и земли. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Помимо религиозного смысла, картина замечательно передает контраст между юностью и старостью, хотя по замыслу роли противоположны.

Младенец стал старше. Он ищет внутренний свет изменяющий личность. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).

Туманные мистические догматы христианского вероучения Рембрандт стремится перевести на язык реальных чувственных образов. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Обе сцены выражают одинаковое любопытство. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров.

Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Гравюра отражает скорее игривый момент, когда, позабыв об учениках, натурщик делает движение, не отдавая себе в этом отчета. Но юноше учеба показалась неинтересной. Она сама стала зимой.

Всех сковал холод. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Отец прижимает сына к груди, прощая его. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.

Кассель. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.

Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением. Что до развязной позы юноши, она означает, что эстамп в корне отличается от академических этюдов, бесстрастно изучающих тело мужчины и женщины в намерении постичь человеческую анатомию во всей ее полноте. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус.

Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил.

Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе.

Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан. На протяжении 1640-х гг.

Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. Историки связывают такой переход с событиями личной жизни автора холста. Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству.

Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Рембрандт отметил, что юноша скучает, сцепив руки под животом. И, однако, это не смирение, не безропотная покорность судьбе, это только глубокое понимание жизни, такое, какая она есть. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.

Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши. То же сверкает в уголках глаз.

Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Его населяли в основном ткачи. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.

Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока.

Осел с сидящей на нем закутанной в тряпье женщиной с младенцем на руках, придерживающей поклажу, послушно следует за тщедушным хозяином. В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели. А Рембрандт ищет что-то свое. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике.

Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Критики обращают огромное внимание на светотени. Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии».

Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. На нем дымится жертва. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть.

Так, он дважды пишет «Святое семейство». Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.

Это было так не похоже на художников того времени. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.

Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Как повествуют евангельские сказания, придя последний раз в этот сад, где он имел обыкновение останавливаться, Христос взял с собой трех учеников.

Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). По-видимому, он стоит на пороге смерти. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа.

Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес. Его образ полон глубокой внутренней значительности. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Взгляд скользит поверх него.

За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Художник с блеском справился с этой задачей: передал индивидуальность каждого и объединил композицию: Тюльп читает лекцию, а слушатели с профессиональным интересом всматриваются в труп казненного преступника.

Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.

Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Лицо его не выражает никакого чувства, никаких ощущений – ни наслаждения, ни вызова. Кепи сидит несколько набекрень.

Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается. Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором.

Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. С описанной нами группы из трех женщин между зрителем и Христом начинается шествие печальных фигур. И опять же семья его поддерживает.

Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. У него тонкие, восточные черты лица он поднялся по лестнице, направо, ведущей в гостиницу, навстречу старой хозяйке, для которой уже приготовлены деньги за будущие заботы о несчастном раненом.

Примечательны пуговицы на кафтане и золотое шитье на роскошном красном плаще, однако взгляд невольно останавливается на руках, написанных энергичными мазками Сикс медленно натягивает перчатку — сколько движения привносит в это художник. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Известно, что эротическая гравюра всегда нуждалась в узаконении через мораль или эрудицию.

Отринув ошеломляющие откровения своих «Страстей Христовых», Рембрандт понемногу выходит на менее зрелищный уровень, обращается к интимным картинам. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Ну что ж, это его путь.

Дела Рембрандта шли плохо. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.

Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе». Борода подстрижена характерно, залихватски.

Деревня тянет к небу несколько бесформенных соломенных крыш, шаткую башню коричневых и серо-белых зимних оттенков. Он приходит откуда-то из потустороннего мира Магдалина первая из тех, кому суждено увидеть его воскресшим. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Почти вся изобразительная поверхность зачернена и тем ярче светится в центре офорта фонарь, который держит в опущенной правой руке первый из входящих слева пастухов. Самоубийство Лукреции упомянуто в древнеримской легенде о причинах падения монархии и установления республики.

Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. У нее простое, миловидное, слегка затененное справа лицо, волосы расчесаны назад на прямой пробор и повязаны светлой тканью. Когда, собравшись с духом, он возвращается домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.

Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Тем более что моральные гарантии предоставлялись антипапистской пропагандой.

Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени.

Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Такова сила света снаружи. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Любовь привела его сюда. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми.

Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной. Скоро гроза пойдет и здесь. Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений.

.