Картина Рериха Град Обреченный

Знаменитая картина Николая Рериха Град обреченный, давшая название роману братьев Стругацких, осталась непроданной на русских торгах в Лондоне наряду с некоторыми другими полотнами Рериха и Ивана Айвазовского, обещавших стать топ-лотами. Картина Николая Рериха Град обреченный: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

«Град обреченный» картина Рериха

Змей, который является символом и образом Сатаны, также отлично вписывается в эту теорию. Если бы вы могли знать больше того малого, что знаете. Крепостные стены Вавилона охранял огромный спящий змей. Все жители Города говорят на одном языке и свободно понимают друг друга. «Степан Петрович (Яремич), вероятно, передал мою записку о школе.

Пусть сменит мертвую букву будущее единство знания и духа. За юг условно принимается сторона пространства, направленная на Солнце. Отряд приходит в заброшенный город. Это вторая, третья и последняя четверти ХVIII века. Самым дорогим лотом стала картина Василия Кандинского «Белый шум».

Первый мне особенно понравился — в нем есть строительство. И опыт, основанный на наследии пушки и насилия, не есть достижение. Все же доехали отлично.

Ладога с бесчисленными скалистыми островами — очаровательна». Дикари, они воюют с женщинами и с детьми. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом. Уже в 1915-м предвоенные картины художника, созданные в 1912—1914 годах, — такие, как «Небесный бой», «Меч мужества», «Ангел последний», «Крик змия», «Град обреченный», «Зарево», «Дела человеческие», «Короны», — стали восприниматься как прозрения о мировом столкновении цивилизаций, падении империй и «закате Европы». Приготовляете неумолимо.

Описание картины 
Николая Рериха «Град 
обреченный»

Описание картины Николая Рериха «Град обреченный»

Андрей и Дональд возвращаются в Город, потеряв мусорные баки. Наличие Наставника не скрывается, но общение с ним относится к сфере интимного. Во всю комнату был накрыт чайный стол, в конце которого кипел самовар Приглашенные все больше наполняли комнату, продолжая разговоры, начатые в передней при встрече. Один из критиков тех лет А. И. Отсюда и подобие чистилища и Хрустальный Дворец – подобие восточного рая с гуриями.

Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Рабочие названия романа— «Новый Апокалипсис» и «Мой брат и я» (что свидетельствует о первоначальной автобиографичности задуманного произведения). Как и образ Кацмана – образ Учителя, созидающего Храм, строитель Храма человеческого духа. При моей дальнозоркости такое положение разрушает все надежды. Эти знаки царской власти в свое время, пройдя через руки византийских правителей, оказалась во владении московского царя (Ивана Грозного, как утверждается в одной из версий легенды).

Среди собравшихся я увидел художников Александра Бенуа, Билибина, Добужинского, Петрова-Водкина, Рериха, архитекторов Фомина, Щуко, потом вошли певец Ершов, художник Нарбут и другие Чтобы начать общую беседу, для которой все собрались, А. М. Горький предложил всем сесть за стол. Разумеется идея охраны памятников культуры у Рёриха выходила за рамки юриспруденции, становясь своего рода эстетическим манифестом. Кто-то разочаровался и бежит от действительности, с которой не смог ужиться на Земле, кто-то прибыл сюда по идейным соображениям (например, как Воронин, который жаждет строить светлое коммунистическое будущее), кто-то— от страха, просто из любопытства или скуки. Однако «оперный» характер этих картин не говорит о том, что сам художник не придавал им провидческого смысла, не мнил себя оракулом всемирной битвы, разворачивающейся не только на земле, но и в заоблачных сферах. Напиши о твоих настроениях и работах». Года три накапливали – по крупицам – эпизоды, биографии героев, отдельные фразы и фразочки выдумывали Город, странности его и законы его существования, по возможности достоверную космографию этого искусственного мира и его историю – это было воистину сладкое и увлекательное занятие, но все на свете имеет конец и в июне 1969-го мы составили первый подробный план и приняли окончательное название – «Град обреченный» (именно «обречЕнный», а не «обречённый», как некоторые норовят произносить). Официальная дата его завершения— 27 мая 1972 года.

Описание картины 
«Град обреченный»

Описание картины «Град обреченный»

Непонятно, то ли это иной мир (или мир иной. ), то ли какое-то иное измерение, то ли вообще искусственно созданная среда в карманной вселенной. А мы творений духа временные стражи. Эти предложения были прообразом того международного соглашения, которое впоследствии будет доработано художником вместе с видными парижскими юристами, представлено в Лигу Наций и — после нескольких международных конференций — ратифицировано 15 апреля 1935 года в Вашингтоне как «Пакт Рёриха», а затем, уже после смерти автора, ляжет в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятой 14 мая 1954 года. Как писал Б. Стругацкий, задачей их произведения было показать, как «под давлением жизненных обстоятельств кардинально меняется мировоззрение молодого человека, как переходит он с позиций твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве, без какой-либо опоры под ногами».

Мы видим последние мгновения мирной жизни горожан. Он писал: «Что бы ни было, завтрашний день несет новое, вчерашняя жизнь не повторится. В том «охранительском» проекте проявилась его художественная позиция, позиция пассеиста «Мира искусства» и противника футуризма: в то время как футуристы приветствовали машину войны, готовую разрушить старый мир, он отстаивал антиавангардистские принципы его сохранения. Ведь время все равно удалит личность.

Уже по составу было понятно, что просуществовать эта организация долго не сможет. Украинские покупатели тоже заинтересовались китайским фарфором. Внешне лавка представляет собой жалкое зрелище, но для «истинных немцев» в ней «находятся» практически все необходимые продукты первой свежести. Этот остов долгие века будет напоминать потомкам о том, что все преходяще. Коллекционеры стремятся пополнить свои собрания значимыми работами знаменитых художников прошлых веков. Многие века стоял он незыблемой твердыней, окруженный скалами.

«Неужели и нам придется спасаться на островах — от кого. Дома Андрей обнаруживает, что к компании присоединился фермер Давыдов— «дядя Юра»— и Кэнси. Мешок рж муки — 250 р., кило масла — 22руб. В 1915 году в Петрограде на выставке «Мира искусства», где среди прочих предвоенных «пророческих» картин был показан «Град обреченный», Максим Горький назвал Рёриха «величайшим интуитивистом современности», предсказавшим мировую битву народов.

Та же пароходная пристань. Город в романе описан как идущий с севера на юг между обрывом и Жёлтой стеной. Небеса мрачны, как перед грозой. Будущее города ясно – от него останутся лишь стены, замкнутые в кольце гор. Оно произвело на писателя такое неизгладимое впечатление, что он назвал Николая Рериха «величайшим интуитивистом современности». В эскизах к постановкам 1900-х и первой половины 1910-х нетрудно найти почти все те символистские штампы — кровавые небеса, небесные бои, огненных змиев, неприступные крепости, латников с мечами, — которые затем так потрясут зрителей 1915 года в «пророческой» предвоенной живописи. В общем, есть некое пространство, очень большое, но ограниченное. Отчего вы все утеряли. Особенно фарфора периода правления Канси и Цяньлун.

Картина Град обреченный 
Николая Рериха

Картина Град обреченный Николая Рериха

В 1915 году на выставке «Мира искусства» в Петрограде экспонировались шесть работ серии: «Зарево», «Крик змия», «Град обречённый», «Короны», «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится», «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого». Таким путем без громоздких классов мы все же сохраним идею единого искусства. Никто не ждет угрозы. Следующими появляются Фриц Гейгер и его «личный дружок» Отто Фрижа, третий день работающий помощником министра профессиональной подготовки. Не случайно в одноимённом с картиной очерке «Победа», написанном в мае 1945 года, Рерих видит образ будущей России в сотрудничестве народов, которое должно обеспечиваться именно через «культурную связь» и «обмен искусства». Ярко выделяется лишь источник угрозы – багровый дракон, кольцом окружающий город.

В числе топ-лотов также панно Бориса Кустодиева «Фейерверк. Накоплял мечтания свои. Перед мэрией суетятся чиновники, жители в исподнем требуют объяснений. На совещании шеф научной части чилиец Кехада требует отдать приказ о возвращении в Город. Отчего тупоумны и недоброкачественны вожди ваши.

Если бы вы только могли уразуметь это. Впервые главы из романа публикует журнал «Радуга» — с января по апрель 1987г. До двух миллионов — пейзаж Ивана Шишкина «Песчаный берег». Ван символизирует человека, уставшего от власти и ответственности, человека ищущего покой. Сама идея «Града» возникла у писательского дуэта еще в 1967г., во время работы над «Сказкой о Тройке».

По словам Вана: «Лучше всего быть там, откуда некуда падать» и далее: «Но это обязательно. Было 25 мороза по Реомюру.

«Картина Николая 
Рериха «Град обреченный», 
написанная в 1914

«Картина Николая Рериха «Град обреченный», написанная в 1914 году, явилась пророчеством первой мировой войны»

Глупость надо искоренить. Откуда изгнание свободы и замена ее тиранией. Какие волны воплощений вам предстоят. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. А может быть, этот сантимент более неуместен.

Есть мысль (неисправимый оптимизм) о новых формах сокращенной школы, но ведь их не дадут провести в жизнь. На севере, куда герои отправляются в последних частях, преобладают пугающие явления – люди с отрезанными языками, запершиеся в своих квартирах и погибшие от голода граждане, ходящие статуи и другие странности. Творчество Рерих в полной мере реализует в себе подобный синтез. Воочию фронтов Германской, как ее называли тогда в России, войны Рёрих не видел: в 1914—1915 годах жил в Петербурге, а с декабря 1916-го по рекомендации врачей поселился на Ладожском побережье в Сортавале (тогда — Сердоболь) и встретил Февральскую и Октябрьскую революции в карельской глуши.

Экспедиция, которой командует Андрей, углубилась в неизведанные районы мира Эксперимента. Откуда восстание против знания и стремление к равнению по убожеству, по невежеству. В августе я отказался от директорства и остался попечителем школы.

Люди устали, отряд, готовившийся к полярным холодам, оказался в условиях тропической жары и безводья. Николай Рерих был очень хорошо знаком с этой легендой, так как ее описал в одной из своих статей («Византизм и Россия») его близкий друг, Владимир Соловьев. Точно так же как работы с иконописными мотивами — «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится» (1914), «Три радости» (1916), «Пантелеймон Целитель» (1916) — будут ретроспективно восприняты как моление о мире, а «космические» видения в «Знамении» и «Велениях неба» (обе — 1915) — как пророчества о послевоенном обновлении Земли.

Если хотите, возьмите у моего брата мою августовскую записку о школе. В Городе кипит паника. Лейтмотивы эти связаны как с историко-археологическими и мифологическими увлечениями художника, так и с работой в театре, особенно — над сценографией «батальных», «героических» опер на древнерусские и древнегерманские сюжеты, как то «Князь Игорь», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Валькирия», «Тристан и Изольда», где сполна пригодились его познания в археологии и иконографии. Многие в нем разочаровываются прежде всего как в средстве инвестиции. Как и все россияне, живем, проживаем запасы, вернее проедаем, а что впереди.

А кому-то предлагают Эксперимент как альтернативу смерти. В экспедиции зреет бунт. Сейрахуоне, гостиница в Сердоболе, оказалась совсем пустой.

В особой цене китайские фарфоровые вазы. Наставники не раскрывают секретов Города и Эксперимента. На юге – напротив, высокая влажность, там расположены фермерские хозяйства и болота. Откуда пришло самоуничтожение.

Град обреченный 
Рериха не нашел 
покупателя на аукционе

Град обреченный Рериха не нашел покупателя на аукционе в Лондоне

Именно так, с большой буквы. Вы поймете ее и прочувствуете, особенно конец. Вы убиваете душу народа. Ночное небо не освещено луной, на нем не видно звезд.

Когда пройдет — бог знает. Прочувствовал ее. Пусть человечество очистится и твердо уничтожит негодяев и глупцов им верящих.

Художник: Рерих 
Николай КонстантиновичГрад 
обреченный

Художник: Рерих Николай КонстантиновичГрад обреченный

Попав в мэрию, в одном из кабинетов Андрей встречает Наставника, убеждающего и несколько пристыжающего молодого человека— Дональд не гангстер, в этот момент он собирает отряд добровольцев для борьбы с обезьянами, а пистолет выменял на чёрном рынке, так как привык ходить с оружием в кармане. Изя пытается найти информацию о здешних землях в найденных архивах. Именно подобный образ «культурного вождя», защитника культуры и искусства был очень близок Рериху и исповедуемой им философии. 13 марта комиссия была утверждена Исполкомом Совета рабочих и солдатских депутатов под названием «Комиссия по вопросам искусства», а Временным правительством — как «Особый совет по делам искусств».

Когда уселись, Горький встал и сказал о задачах настоящего совещания. Его покупку рассматривают прежде всего как выгодную инвестицию. Приходы Общества те же, а расходы ушестерились — формула ужасная в своей ясности.

Николай Рерих картина 
«Град обреченный»

Николай Рерих картина «Град обреченный»

Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире. 20 лет спустя, накануне следующей мировой войны, его credo будет сформулировано так: «Искусство объединит человечество Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью Предстали перед человечеством события космического величия. Вот как нас раскидало. В три — пять миллионов оценено монументальное полотно Василия Верещагина «Жемчужная мечеть в Дели» размером четыре на пять метров. — Одна из наиболее интересных работ на предаукционной выставке — мистическая картина Николая Рериха «Град обреченный», — говорит директор отдела русского искусства «Сотбис» в Лондоне Джо Викери. Среди других проданных лотов русских торгов – предметы декоративно-прикладного искусства, в том числе фирмы Фаберже, а также иконы.

Жители крепости мирно спят, уверенные в своей безопасности. Свои. Ведь солнце и звезды были те же над вами. В прошлый приезд познакомился с Плехановым и Кропоткиным. В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. Свои, свои. По преданию, греческому царю Льву и его друзьям удалось проникнуть в Вавилон и завладеть инсигниями Навуходоносора (в том числе шапкой Мономаха).

  1. Николай Рерих, Град Обреченный, 1914
  2. ПРЕЧИСТЫЙ ГРАД – ВРАГАМ ОЗЛОБЛЕНИЕ
  3. Научно-философское обществоМир через культуру
  4. Эзотерика от братьев Стругацких
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Что общего с социализмом имеют дикие орды большевиков и им присных, с ярким тяготением к грабежу и насилию. В центре композиции расположена белесоватая, словно покрытая саваном, скала. А через день его опубликовали в «Известиях Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». Школа распускается, а мне, строителю, можно ли в роспуске участвовать. Как бы то ни было, есть несколько принципиальных моментов: во-первых, цели Эксперимента людям, участвующим в нём, совершенно неизвестны (а по мнению некоторых из них, Эксперимент, если и имел какую-либо цель, давно её утратил и вышел из под контроля) во-вторых, таинственные Они, ведущие Эксперимент, отправляют в одно место людей из разных стран и времён.

Единственным реалистическим изображением современной войны в творчестве Рёриха считается картина «Партизаны» (1943) впрочем, реалистичность и современность этого сюжета — бородатые иконописные старцы в белых клобуках и маскхалатах притаились среди елей в снежных горных лесах, то ли карельских, то ли гималайских, — вызывают сомнения. Каждодневную работу передал Химоне. Некоторое время полотно находилось в личной коллекции Максима Горького. Где ваш инстинкт, который даже собакам властно предъявляет природно-разумные требования.

Продажи восточного декоративно-прикладного искусства переживают небывалый подъем. Тем не менее в глазах современников Николай Рёрих стал одним из самых глубоких художников войны, как позднее Александр Блок станет одним из самых глубоких поэтов революции. Профессия до отбытия: не упоминается. Но за это убийство вы заплатите безмерно и бесконечно.

Предлагали мне продать нидерландцев, но разве друзей продают. В этом случае дракон символизирует невозможность выбраться из вражеского окружения. Все герои произведения попадают в Город из разных стран и разного времени. Свои.

и т. д. Вагон оказался не топленным — испортились трубы. Ото всего уходил в свою работу. Какие бездны откроются перед вами. И показательно, что главный герой Андрей Воронин с Изей Кацманом уходит из этого рая.

  • «Монументальное полотно Василия Верещагина «Жемчужная мечеть в Дели» оценено в три — пять миллионов долларов»
  • «В особой цене сейчас китайские фарфоровые вазы»
  • Николай Рёрих и Первая мировая война
  • Основные особенности описываемого мира

Высказываются различные версии: от «аквариума», куда поместили людей и наблюдают за ними, до первого круга Ада. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Если бы вы знали, что вы себе готовите. Затем Наставник призывает Андрея к действию и отправляет на улицу. Подпись Н. К. Рериха стояла под многими обращениями и постановлениями как совета, так и комиссии.

Особая удача — приобрести вазу имевшую отношение к императорскому двору. Конечно, бабушки и тетушки считали такую морозную поездку сумасшествием. Как известно, параллельно с Академией художеств он окончил юридический факультет Петербургского университета, защитив диплом на экзотическую тему «Правовое положение художников в Древней Руси». Было составлено «Воззвание о сохранении произведений искусства», проект воззвания о сохранении художественного наследия в этот же вечер подписал Исполком Петросовета. Дождь бьет в окна.

Осенью 1914 года он впервые выступил в жанре военного, а точнее — антивоенного, агитационного плаката: выполненная в лубочной стилистике хромолитография «Враг рода человеческого» изображала Вильгельма II в виде кайзера-дьявола на фоне двух средневековых городов — бельгийского Лувена, где германская армия бомбардировала университет со знаменитой библиотекой и французского Реймса, где от артиллерийского обстрела сильно пострадал фасад собора. Так как он по сути смерть для человека ищущего. Откуда в вас эта безмерная дикость. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Кому все это нужно.

Николай Рерих, Град 
Обреченный, 1914

Художник был потрясен известиями о военных разрушениях в Бельгии и Франции. Убийство души народа и знания непростимо. Вернее, антисеттинг. Живу в Сердоболе, больной — опять ползучее воспаление. Некто или нечто на сугубо добровольных началах отбирает людей и переправляет куда-то. И вот этот человек ищущий и является настоящим героем романа.

Входы и выходы закупорены, нет и малейшей надежды на спасение. Роман был написан в шесть заходов в течение двух с четвертью лет. Какие же темные силы все это съели. Нужно нам самим и тому неведомому народу, которому остатки (в виде старинной картины) перейдут. Проводится Эксперимент.

Его заявленная стоимость — три — четыре миллиона долларов. Несколько комично выходит. В 1930-е годы произведение попало в собрание рижского коллекционера. Беспечность и бездумье во все времена жестоко карались. — Созданная в 1914 году, она явилась художественным пророчеством первой мировой войны.

Тем самым картины Рериха выражают идею универсальности и единства мировой культуры. Природа и смысл их так же неясны. Об этом говорит то, что глубокой ночью на стенах нет часовых, в окнах погашены огни. Темы прозрений, откровений и духовных исканий Рёриха обыкновенно уводят пишущих в мистические и/или конспирологические рассуждения, но, оставив в стороне его политическую и сектантскую деятельность, можно заметить, что батально-апокалиптические лейтмотивы свойственны рёриховской живописи с самого начала, буквально с дипломной работы в Академии художеств «Восстал род на род» (1897). Комитет это считает временным, но я-то знаю, что к прежнему нет возврата. Он тайно вывез картины, часть из которых оставил себе.

Затем роман публикуется в журнале «Нева»— в сентябре-октябре 1988г. А начиналось все действительно хорошо. Читатель уже понимает к этому моменту, что Ван— это скромность, возведенная в степень: «Перед ним стояла самая маленькая тарелочка с маленьким кусочком и лежала самая щербатая вилка, а бокал для первача он взял себе с отбитым краем».

И все идеи романа гораздо глубже основной канвы и сверхидеи. Между тем, она разлита в воздухе. Андрей и полковник Сент-Джеймс принимают решение продолжать поход. Востребована живопись музейного уровня. Передо мной страницы К. Гамсуна с его маленькой культурой. Что находится южнее фермерских угодий и болот – неизвестно.

и в феврале-марте 1989года. — Вырос интерес к Востоку. Мне представляется тип свободных художественных мастерских и живописных и прикладных. Ее планируют продать за 7-10 миллионов долларов. Все социалисты (если такие есть) должны восстать и уничтожить озверелые толпы.

Где же свобода и единство. «Весну священную» — с ее синтезом язычества и христианства, Беловодья и «Шамбалы Сияющей», Русского Севера и Гималаев, природы и искусства — можно назвать образом-иконой того всечеловеческого царства «культуры духа», создание которого и пророчил Рёрих в преддверии Второй мировой войны.

Сплошные неразрешенные проблемы и бесконечные заседания на тему: «Об организации Комиссии для приемки дворцового имущества», «О целесообразности эвакуации художественных ценностей из Петрограда», «О запросе Совета рабочих и солдатских депутатов Петергофского района о дальнейшей судьбе сооруженного на средства рабочих, но еще не открытого памятника АлександруII», «О просьбе товарища обер-прокурора Святейшего Синода о доставлении для украшения зала Синода взамен портретов особ царствующего дома картин духовного содержания, принадлежащих бывшему Ведомству Двора», «О судьбе эрмитажных коллекций и коллекций Зимнего дворца, которые передаются Эрмитажу». На картине изображен могучий древний замок. При этом каждый уверен, что разговаривает на своем родном языке. Видимо, роман этот задумывался изначально в значительной степени как автобиографический. Неужели запятнанный человек может стоять во главе чистой идеи.

Пока солнце взойдет — роса очи выест. Для Рериха «народная твердыня» слагается «вождём Культуры» через примат духа и примат культуры8. Вся картина написана темно-синими тонами с редкими вкраплениями белого и красноватого. Высказываются различные версии: от «аквариума», куда поместили людей и наблюдают за ними, до первого круга Ада. Путешествие продолжалось с 1924 по 1928 годы. Отчего замолчал в вас голос природы. «Искусство объединит человечество, – писал Н. К. Рерих, – Искусство есть знамя грядущего синтеза» 15.

Если вообще творчество и строительство будет возможно. Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений» («Листы дневника», 1938). Я знаю, я всё это прошёл». Конечно, говоря о «величайшем интуитивисте» и пожелав приобрести темперу «Град обреченный», которая была ему немедленно подарена, Максим Горький вряд ли мог представить, как далеко уведут Рёриха пацифистские и культуртрегерские идеи и не предполагал увидеть его в роли основоположника новой религии.

"Впервые идея «Града» возникла у нас еще в марте 1967 года, когда вовсю шла работа над «Сказкой о Тройке». Всё странное, происходящее вокруг, герои за неимением достоверных сведений вынуждены объяснять для себя фразой «Эксперимент есть Эксперимент». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Один из таких документов вызвал даже раскол среди членов совета.

«Град обреченный»— роман братьев Стругацких 1972г., который был опубликован только в 1989. Стругацкий). Люди измотаны, обозлены и напуганы— особенно пророчествами Пака о скорой возможной гибели. Концепция романа несколько раз менялась, как менялось и название: «Новый Апокалипсис», «Мой брат и я» (что свидетельствует о первоначальной автобиографичности задуманного произведения) и, наконец, «Град обреченный».

Николай Рерих оказался среди руководителей «Особого совета по делам искусств при Комиссаре над бывшим Министерством двора и уделов». Идея «Града» возникла в 1967году во время работы над «Сказкой о Тройке», хотя, как отмечает Борис Стругацкий, уже трудно установить, каким был первоначальный замысел и он скорее всего был весьма непохож на окончательную версию. Очень трудно и даже, пожалуй, невозможно восстановить сейчас тот облик «Града», который нарисовали мы себе тогда, в те отдаленные времена.

Одно из условий «переезда» – попадание человека в сложную жизненную ситуацию, приводящую его в отчаяние: плен, бедность, разруха в стране, сложная политическая ситуация, преследование. От своих. Второму, при его добрых глазах, мне трудно вложить в уста его речи из Писем бунтовщика. Андрей успевает обратить внимание на то, что в начале суматохи Дональд расстреливает обезьян из пистолета и начинает от него требовать добровольной явки с повинной в мэрию— ведь добропорядочный гражданин не может иметь оружия, даже полицейским запретили его носить «в связи с участившимися случаями нападения гангстеров на полицейских с целью захвата оружия». Те же интересы малого городка. Полотно «Град обреченный» было создано Николаем Рерихом незадолго до революции – в 1914 году.

Исходя из того, что значительная часть их не удовлетворяет требованиям художественного вкуса, Особый совет по делам искусств при комиссаре над бывшим Министерством двора и уделов и Комиссия по делам искусств, утвержденная при Исполнительном Комитете Совета рабочих и солдатских депутатов, постановили обратиться ко всем правительственным и общественным учреждениям, в ведении которых находится сооружение этих памятников, в особенности предназначенных к увековечению памяти династии Романовых, с настоятельной просьбой приостановить все работы по созданию этих памятников, а о проектах и начатых работах довести до сведения Особого совещания по делам искусств (Зимний дворец)». «Дорогой Александр Павлович, получил Вашу весточку.

«Ван обрёл покой»— говорит Воронину Наставник, когда Вану удаётся остаться на своей любимой работе— должности дворника. Для их понимания безусловно необходимо погружение в язык мировой культуры и искусства. Или приходится прилагать такие усилия удержаться, что лучше уж сразу упасть. Заметим, что накануне и в годы Второй мировой войны Рёрих, оставив гималайские пейзажи, опять вернется к оперно-иконописным сюжетам, складывающимся в очередной «пророческий» цикл: «Святогор», «Башня ужаса», «Ковка меча (Нибелунги)», «Огни победы», «Александр Невский», «Борис и Глеб», «Новгородский погост», «Поход Игоря», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Победа», «Земля славянская». Дороговизна убивает все.

Эти размышления художника легли в основу сюжета. Конфликт улаживается и один из эмигрантов— кореец Пак— присоединяется к экспедиции. Иногда целые поселения стираются ими под ноль, вместе с жителями. Подозреваю, это было нечто весьма непохожее на окончательный мир Эксперимента.

С чего все-таки начался роман "Град обречЕнный" (именно на такое прочтение названия настаивали сами авторы). Как писан об отъезде Рерих: «Решили, поехали. Это было в Доме творчества в Голицыне, там мы регулярно по вечерам прогуливались перед сном по поселку, лениво обсуждая дела текущие, а равно и грядущие и во время одной такой прогулки наткнулись на сюжет, который назвали тогда «Новый Апокалипсис» (о чем существует соответствующая запись в рабочем дневнике). Последним приходит Ван.

Для Рериха комиссия превратилась в безнадежное предприятие. В 1989 году роман выходит отдельным изданием. Всё странное, происходящее вокруг, герои за неимением достоверных сведений вынуждены объяснять для себя фразой «Эксперимент есть Эксперимент».