Картина Рубенса Фото
Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)
В результате 23-летний фламандец оказался на службе Мантуанского двора и, едва появившись в Италии, получил покровителя, жалованье и относительно высокое общественное положение32. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. В картинах этой серии представлена вся жизнь Марии Медичи, начиная от рождения и кончая примирением с сыном в 1625 году.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Соперничество кончилось трагедией. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.
Петер Пауль Рубенс и его картины (16)
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Рубенс внёс в портрет движение и жизнь, свободу живописной формы и богатство цвета, обогатил его своим чувством большого стиля, усилив значение фона— пейзажного или архитектурного— в подаче образа в общем, сделал портрет достойной задачей подлинно монументального искусства»65. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. 4 июля Мадрид дал на это согласие, после письма от инфанты, что Рубенс не допускал утечки сведений и не искажал информации.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. Например, будущую тёщу своего сына Сусанну Фоурмен Рубенс, начиная с 1620 года, писал шесть раз, даже чаще, чем жену123.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены.
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. В разгар приготовлений Рубенса отозвали в Мантую, но вмешался Шипионе Боргезе и художнику разрешили остаться до следующей весны. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
Кто такие рубенсовские женщины: описание, картины и интересные факты
Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Портрет демонстрирует несомненную близость Рубенса тех лет к старой голландской школе, заложенной ван Эйком. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность.
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Патрон признавал его высочайшее дарование и позволял ощущать себя мэтром: например, только он был допущен к чтению итальянских дневников Рубенса с описанием его впечатлений и технических находок. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия.
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
Питер Пауль Рубенс – биография и картины
Так или иначе, отрицать факт аппетитных округлостей на теле Лопес пока никто не осмелился. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Рубенс не стал конфликтовать с послом, а вместо этого уехал в Эскориал копировать коллекцию полотен Тициана, насчитывавшую более 70 картин.
картина, Питер Пауль Рубенс, мифология,, Праздник Венеры обои (фото, картинки)
Конечно, певица опровергает эту информацию. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
8 знаменитых девушек с рубенсовскими формами
За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Эта картина, с рельефной проработкой фигур, является у Рубенса одной из самых классицистских117.
После июльских событий 1631 года Мария Медичи бежала из пределов Французского королевства и укрылась в Хагенау. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
Слишком скудно. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Большую долю его творчества заняли и различные пейзажи.
В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. В 1609 году Рубенс и Ян Брейгель исполнили портрет эрцгерцогской четы, причём Брейгель писал пейзаж на заднем плане. Парис решил похитить Елену.
Из Рима Рубенс проехал к старшему брату в Верону, где изобразил себя с братом их коллегу Иоганна Вовериуса и учителя Юста Липсия, а также своего ученика Деодато дель Монте на фоне мантуанской реки Минчо. Измерительные инструменты в его руках позволили критикам называть героя картины географом или архитектором. В городе он остановился в престижной гостинице и скоро свёл знакомство с дворянином из свиты Винченцо I Гонзага, поскольку герцог Мантуи прибыл на карнавал из Спа, где проходил лечение. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
Две картины -"Три грации" – Рафаэль и Рубенс
Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Поместье позволило Рубенсу приобрести титул сеньора, высший возможный для него социальный статус, с которого начинается эпитафия на надгробии217.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199.
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Художник дважды был женат. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.
Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Слаженная команда выполняла множество заказов от аристократов, включая работу «История Марии Медичи» для королевского дворца Франции. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Галерея картин Питера Пауля Рубенса
Губерта, Диану на охоте и подобное. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.
Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Рубенс и себя не раз писал в ней.
Известные картины Питера Пауля Рубенса
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна.
Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. 1750).
- 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
- Рубенс Питер ПаульКартины и биография
- Неизвестные факты об известных художниках 7 часть
- Прибытие Марии Медичи в Марсель Питер Пауль Рубенс
- Елена Фоурмен со своими детьми Питер Пауль Рубенс
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Ещё в 1618—1619 годах Рубенс вёл переписку с английским государственным деятелем и художником-любителем Дедли Карлтоном.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Эффект, производимый на зрителя его картинами, вполне можно сравнить с охапками цветов в то же время ему удалось избежать эффекта вызывающе-ярких тонов, чего вполне резонно можно ожидать от такого буйства красок»228229.
- Осенний пейзаж с замком Стен Питер Пауль Рубенс
- Похищение дочерей Левкиппа Питер Пауль Рубенс
- Снятие с креста Питер Пауль Рубенс
- Картины и репродукции Питера Пауля Рубенса
- 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс
- Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре». Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении. Ее очаровательные черты возникают в целом ряде религиозных и мифологических картин Рубенса, где Елена предстает перед нами в образах Венеры и Девы Марии.
- Питер Рубенс: последние новости
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- «Рубенсовские женщины» : созданные из молока и крови
- Шедевры, выставленные в Эрмитаже
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
- Общееколичествопросмотровстраницы
Так или иначе, знатоки уверяют, что долго триумф Анны на ледовом Олимпе не продолжался бы из-за ее нестандартной фигуры. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. В Риме он побывал дважды, причём в первый раз приехал туда летом 1601 года, когда герцог командировал его для копирования картин из коллекции кардинала Алессандро Монтальто. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Красный фон перекликается с румянцем на щеках, а ожерелье и кружева создают что-то вроде драгоценной оправы для столь дорогой сердцу художника жены.
Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Картина была подписана обоими художниками104. Многочисленность произведений Рубенса приводит к тому, что рубенсоведам далеко не всегда удаётся проследить историю каждого из них. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Не раз звезда Comedy Woman признавалась, что ей комфортно в своем теле и, что красота «это не торчащие кости, а женственные пропорции», а если она решится на похудение, то этот результат будет умеренным. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
В ходе переговоров с королевой, Ришельё и казначеем аббатом де Сент-Амбруазом были определены сюжеты 15 первых полотен. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно и стала религиозная и мифологическая живопись. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. долларов.
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Все они в один голос восхваляли его острый ум и вели с ним продолжительную ученую переписку. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. 16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель.
Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Ей комфортно в своем теле и меняться ради общественного мнения она не собирается. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Вторая серия осталась неосуществленной. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Художники Возрождения для этого пытались реализовать замкнутую форму имеющую идеальную законченность сферы или цилиндра.
На личной встрече Рубенсу было заказано два портрета и сообщены некоторые подробности о внешнеполитической стратегии Карла I. Далее он совершил короткую поездку в Германию, отчитавшись перед герцогиней. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Эта же комната служила и личным кабинетом. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
В саду росли самые разнообразные растения, какие только Рубенс смог добыть и он был украшен копиями античных беседок, посвящённых Гераклу, Бахусу, Церере и Гонору81. В них начисто отсутствует мистика.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.
Но Рубенс никогда не был педантом. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. В 18 веке она вошла в коллекцию короля Пруссии Фридриха II, а в 1830 году стала частью коллекции музея Берлинеса. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Останется ли Скулкина в своем новом теле или решит вернуть все на свои места, тем более, что друзья и родные всегда требовали «вернуть все как было, так как хорошего человека должно быть много. ». Идеал рубенсовской красоты далек и от классических канонов и от современных представлений о ней.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. В этой двусветной зале шла работа над крупномасштабными заказами— в первую очередь для церквей85. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа».
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Брак был заключён с большой поспешностью.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Покупка обошлась в 93 000 гульденов, но расходы этим не ограничились, поскольку Рубенс снёс башню и подъёмный мост, придав усадебному дому более ренессансный вид. В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов210.
Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Перевернутые урны являются атрибутами древних богов, обитавших в реках 4 континентов мира: Африки, Азии, Европы, Америки.
Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. КОНТИНЕНТЫ.
С наслаждением писал местные пейзажи. Луки214.
Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.
Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном.
Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Существует предположение, что герцог, бывавший ранее в Антверпене, уже был знаком с творчеством Рубенса33. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть.
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя.
Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Художник направил в Рим и Ломбардию агентов, которые копировали для него нужные архитектурные образцы. Как оказалось позднее инициатором этой истории был казначей аббат де Сент-Амбруаз, который хотел заполучить некоторые вещи Рубенса для своей коллекции. Своеобразной особенностью Рубенса-личности и Рубенса-художника была его нелюбовь к портретам. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности».
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Катерину называют «бой-бабой», которая с легкостью сможет и «коня на скаку остановить» и в «горящую избу войти». Также Рубенс создал множество портретов. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Войдя в свиту Винченцо Гонзага в октябре 1600 года, Рубенс вместе со двором отбыл во Флоренцию на заочное бракосочетание младшей сестры супруги герцога— Марии Медичи. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. На боковых створках показаны встреча Марии с Елизаветой и Обрезание Господне, которые решены в праздничных тонах. Особой лиричностью и романтизмом обладали написанные им интимные портреты.
Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.
По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.
И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.
На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Именно его разносторонние интересы и широкий кругозор оказали сильное влияние на личность Рубенса. в грудь.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году. Но не будем о грустном. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. На переднем плане изображены растения, цветущие только осенью, – это позволяет точно определить, к какому времени года относится пейзаж. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Он также выписал себе копии эдиктов, запрещающих дуэли и следил за ходом процесса над аристократами, которые нарушили этот запрет150.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Вокруг её могилы собраны 12 апостолов – некоторые с поднятыми в благоговении руками другие пытаются дотронуться до её сброшенного савана. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Огромное число фигур позволяло располагать их по принципу контраста, причём действия художника выстраивались по принципу театральной мизансцены: композиции Рубенса динамичны и всегда образуют единое целое110. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Игнатия (ныне посвящённой св.
Его однокашниками были дети антверпенской элиты, в том числе Бальтазар Моретус— внук крупнейшего европейского издателя Христофора Плантена. Неужели она была настолько скромна. После смерти его матери, весьма преданной иезуитам, герцог приказал воздвигнуть церковь этого ордена в Мантуе, а Рубенсу заказал картину изображающую поклонение семейства Гонзага Святой Троице. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
Карлу Борромео). Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Королева современной комедии обладает невероятной самоиронией. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты.
28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Речь шла о «Воздвижении креста». Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель.
Единственная подписанная Рубенсом работа этих лет— портрет молодого учёного в чёрном костюме, в котором внимание привлекает моделировка лица. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Пейреск тогда заметил, что картоны могут попасть в руки завистников, которые снимут с них копии.
Брантом пишет: «Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия ибо за эти последние, как и за другие их совершенства их ценят. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
В итоге — плюс 10 кг на весах, большая часть из которых ушла. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Все композиции решены в многолюдном театральном стиле, который может одновременно напомнить и о Веронезе и о Микеланджело. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Но Идас камнем сразил Полидевка. Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году. Отцом Изабеллы был известный гуманист Ян Брант, долгое время занимавший пост городского секретаря, последователь Юста Липсия, который также занимался изданием античных классиков. Бэкингем согласился с этими условиями Рубенс доказал, что пользуется доверием при английском дворе, но в Мадриде к его действиям вновь отнеслись скептически. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
Отпевание состоялось 2 июня. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина.
Современники отмечали, что ко времени поступления к нему Рубенса талант Вениуса клонился к упадку, он чрезмерно увлёкся аллегориями и символами, превращая собственную живопись в подобие ребуса25. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
Как-то актриса призналась, что старается держать себя в форме, но никогда не станет издеваться над собой и худеть до изнеможения только чтобы быть похожей на «рядовую доску». Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Душевное состояние его было таково, что он пожелал на некоторое время уединиться в монастыре и перед обществом предстал только в январе следующего, 1609 года66.
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. В 1628 году Рубенс отправляется в Мадрид для встречи с испанским королем, а в 1629-м — в Лондон для завершения переговоров.
Им тесно в пределах двухмерного пространства. И слава Богу. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Фигуру Анны называют феноменальной, а мужчины готовы весь мир положить к ее ногам.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца.
Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Десятилетием позже Д. Веджвуд отмечал, что, по-видимому, Рубенс лучше, чем какой-либо другой художник в истории искусства достиг мастерства в изображении живой плоти. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение.
Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. создал свою мастерскую. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. К 1568 году эшевен Рубенс не скрывал симпатий к кальвинизму и принял участие в подготовке оранжистского восстания. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Возможно, это труды Сенеки.
Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
На заседании Верховного совета в Брюсселе недовольство фламандского дворянства испанской политикой озвучил именно Рубенс178. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму».
В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. В частности, были убраны бойницы.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Питер Рубенс картины которого украшали множество дворцов знати. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. А ведь оно только одно из многих. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11).
Лекуре, «доходило до угодничества».
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).
Все это я вычитала в аннотации к картине. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. И, несмотря на отсутствие откровенных изображений, Изабелла остаётся для нас настоящей рубенсовской женщиной – его первой любимой женой.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Единственной отрадой было то, что его допустили к коллекциям Фонтенбло и он смог снять копии с полотен Приматиччо и Джулио Романо.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Судя по описаниям, прибор более напоминал термометр и был описан в книге по исследованию атмосферы149.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. На заднем плане в окне виден пейзаж.
С каждым годом тренироваться бы становилось все тяжелее и тяжелее. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной).
По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Казалось бы — современные стандарты красоты диктуют знаменитостям (да и не только им) обладать точеной фигуркой. Певица просто игнорирует нелестные замечания о своем весе и фигуре.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
Она может запросто посмеяться над собой и никогда не обижается на оскорбления, связанные с ее фигурой (да и какому нормальному человеку придет в голову обидеть этого «божьего одуванчика». ). В первую очередь это относилось к мировосприятию139. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.
Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов.
Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Все они без исключения были одобрены заказчиками и цензорами, несмотря на откровенно мирские художественные решения. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
После четырёхлетнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки, а позже, по установившемуся обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе».
Новая поездка в Париж оказалась неудачной. «Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Но судьба распорядилась иначе. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»).
Но что-то дрогнуло во мне. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Рубенс не считается мастером психологического портрета.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. В январе 1627 года Жербье доставил Рубенсу верительное письмо от Бэкингема и проект англо-испанского соглашения. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Представители семейства его отца— Яна Рубенса— были кожевниками, москательщиками и аптекарями, предки матери— урождённой Пейпелинкс— занимались ковроткачеством и торговлей3.
Очень немногие великие художники с большей проникновенностью и уверенностью выражали на своих полотнах поразительную щедрость природы и заключенное в человеке потенциальное счастье. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Рубенс и Иберти предстали перед премьер-министром герцогом Лерма, который принял представленные копии за оригиналы.
Но это не для Адель. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Вот таким образом мастер всячески старался подчеркнуть телесную красоту любимой, например оттенил ее белую нежную кожу, как часто делал, темной шубкой. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими.
Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Все это тайна велика есть.