Картина Рябушкина Улица Старой Москвы

Описание картины Андрея Рябушкина «Улица старой Москвы»

«Потешные ПетраI в кружале», пожалуй, самая острая по своей направленности историческая картина Рябушкина. Напоминает провинциальную семейную фотографию картина «Семья купца в XVII веке» (1896, Русский музей, Санкт-Петербург).

Рябушкина воспринимаются как некое красочное видение, возникшее перед взором. Участник выставок общества Мир искусства (с 1900) и Союза русских художников (с 1903). Его отец был иконописцем.

Московская улица 
 века в праздничный 
день

Московская улица века в праздничный день

Тонкая интуиция, фантазия, воображение оживляли это знание в ярких художественных образах. У девушки горделивая, кокетливая осанка. Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект «сиюминутности» минувших времен. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки.

Девушка привлекает внимание своей юной свежестью. Они настоящие хозяева. По нижнему полю на белом фоне расположена подпись, комментирующая изображение (как принято в лубочном построении): «Князь Ухтомский въ битве съ татарами въ 1469 г. на Волге билъ поганыхъ, скачючи по судамъ ослопомъ». Главная тема картин художника — Россия XVII столетия.

Живопись А. П. Само композиционное построение картины напоминает одновременно и фреску и лубок. Его привлекали памятники древнерусской архитектуры, росписи.

Исторические картины 
Андрея Петровича 
Рябушкина

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Эта картина понравилась самому П. Третьякову. Вот почему его картины бесконечно далеки от какого бы то ни было приземляющего бытовизма. Основная их часть создана в 1920-е годы для Музея истории и реконструкции Москвы. За ней стоит пожилая женщина — по-видимому, её мать или сопровождающая. Так требовал «Домострой». Рябушкин не окончил Московское училище.

Родился в семье крестьянина-иконописца, затем учился живописи в Москве и Санкт-Петербурге. Она не из бедной, но и не очень богатой семьи. Хотя ничего волнующего и драматичного не происходит, чувствуется, что в душах стрельцов зреет недовольство новыми «потешными» войсками Петра. Как оказалось, навсегда, с пением пришлось распрощаться. Белизной кожи и нежным румянцем на щеках. В 1893 году Рябушкин создал картину «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (ГТГ).

Рябушкина в монументальной и станковой живописи, в книжной графике. В 19 лет Рябушкин написал первую крупную картину «Крестьянская свадьба». Так на небосклоне русского искусства появилась ещё одна звезда. Здесь тихо и почти безвыездно, занимаясь музыкой и живописью, жил художник. Но появляется новое – отсутствие развернутого действия.

Умер художник скоропостижно от прогрессирующего туберкулёза. Осуществил поездки по многим городам России, по Волге. Последний ответил: «Разрежу на куски, на этюды». Такова композиция «Потешные ПетраI в кружале». Первые большие исторические картины «Потешные Петра I в Кружале» и «Сидение о делах царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» были созданы соответственно в 1892 и 1893 гг. На полотне вновь оживает далекая Москва XVII века. На первый план вынесены сцены мирной жизни.

Преображенский. Она нарядно одета, её лицо выглядит набелённым и насурьмлённым. Здесь нет былой поэтизации русской деревенской жизни., 1902).

Описание картины 
Андрея Рябушкина 
«Московская улица

Описание картины Андрея Рябушкина «Московская улица века в праздничный день»

праздничной стороне крестьянского быта («Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии», 1891, ГРМ), а также жизни Москвы 17в. Она проникнута настроением поэтичности, таинственности, почти сказочности. Все внимание людей обращено на офицера в треугольной шляпе. Одно из самых известных произведений Рябушкина — «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895, Русский музей, Санкт-Петербург).

Отец и старший брат занимались иконописью и будущий художник помогал им в работе. По словам Алпатова, главными отличиями «Московской улицы» от более ранних картин Рябушкина (таких, как «Потешные Петра I в кружале», 1892) являются случайность и непреднамеренность её композиции, а также то, что «вместо коробочного пространства с рассаженными в нём фигурами эта картина носит характер растянутого вширь монументального панно»3132. Друзьям и потомкам А. П. Рядом другой всадник, который, видимо, устраняет пешеходов, мешающих движению начальства. Отчаянность ситуации усугубилась тем, что почти одновременно с этим мальчик осиротел.

Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. При этом «какой-то свет озаряет её лицо с чуть заметной улыбкой», словно находится она не посреди грязной улицы, а «всё ещё там, в храме Божьем, там, где снизошло на неё очистительное просветление»26. Это угрюмая, властная женщина, недобрый взгляд ее колючих глаз устремлен в пространство.

Автор картины изображающий 
московский быт 17 
века

Автор картины изображающий московский быт 17 века

Критик А. Бенуа называл Рябушкина «ясновидцем и правдолюбцем минувших жизней». Все это интересует его давно: еще с 1880-х гг.

В 1882 году художник получил звание классического художника 1 класса. Быстро движется шумная красочная процессия. Именно такой предстает Московская Русь XVII века на картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате». Природа наполнена движением, которое перекликается с оживлением, царящим на улице.

Москва в картинах 
художника Сергея 
Волкова

Москва в картинах художника Сергея Волкова

Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других. Картины «Русские женщины XVII столетия в церкви» и «Семья купца» были показаны на Международной выставке в Париже и принесли автору почетные дипломы. РЯБУШКИН Андрей Петрович, рос. Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Из-под летящей шубки видны изящные золотистые сапожки на каблучке. Он представляет собой «наиболее яркий русский тип», а его «поза, выражение добродушно-спокойного лица являют пример чего-то очень милого и непосредственного»28.

Картины Рябушкина «Русские женщины XVII столетия в церкви» и «Семья купца» были награждены почетными дипломами на Международной выставке в Париже. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Вокруг – нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Среди самых известных исторических полотен А. П. В «Сидении царя Михаила Федоровича» уже в полную меру проявился интерес Рябушкина к художественной стороне русского быта, к национальному декору и орнаментике, составлявшим его неотъемлемую черту. По свидетельствам современников художника, он начал работу над картиной именно с этого придорожного голубца, который служит «красочным камертоном всего колористического строя полотна, организуя определённую гармонию цвета»7.

Причудливо громоздятся живописно-асимметричные деревянные строения древнего города. Поэтичны и остры характеристики различных типов посадских людей того времени. обращен вовне) и неразрывно связан со своим народом. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие.

Зритель как бы наблюдает за сценой из прошлого «сквозь окошко», находясь, как и в ряде других картин Рябушкина, сбоку слева от происходящего действия22. нар. Искусствовед и критик Александр Ростиславов, автор первой книги о жизни и творчестве художника, в связи с этим отмечал, что Рябушкин иногда заражался «чисто художественным интересом к какой-нибудь одной детали», при этом ему была «абсолютно чужда холодная академическая компоновка с предварительным перспективным построением и контурной вырисовкой»25. живописи в Москве (с 1895).

Старая Москва на 
картинах Аполлинария 
Васнецова

Старая Москва на картинах Аполлинария Васнецова

Бенуа при размышлениях о путях развития русской живописи на рубеже XIX–XX вв. А на тесных запутанных улочках царит шумное беспокойство. » (1901). Работа над картиной была закончена в начале 1895 года.

Творческое наследие Рябушкина – исторические полотна и фрески для храмов. Окончив работу над полотном, он сказал: «Вот теперь я только выучился». Обычный холодный осенний денек. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, В. Г. Перова, Е. С. и П. С. Сорокиных (1875-1882), в Императорской Академии художеств у П. П. Чистякова (1882 -1890).

Русская свадьба 
 (мемуары Адама Олеария 
и картины Андрея

Русская свадьба (мемуары Адама Олеария и картины Андрея Рябушкина)

Выучившись, он без труда поступил в Петербургскую Художественную Академию. Живописный этюд художника «Натурщик» (1887, Научно-исследовательский музей Академии художеств) был как один из лучших образцов оставлен в Академии.

Андрей Рябушкин (1861-1904) — русский художник, представитель символизма, мастер исторической картины. Картина «Князь Ухтомский» синтезировала в себе все находки и наработки А. П. АХ (1882–90) уП. П. Андрей Петрович Рябушкин — один из самых ярких русских исторических живописцев той эпохи, когда историко-бытовая живопись поставила перед собой задачу — возрождать и доносить большие эстетические ценности прошлого, утверждать, как абсолютно точно подметила А. Верещагина, «своими специфическими средствами положительное: красоту иной далекой жизни, жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости современности».

Такжесоздал картоны для мозаик храма Воскресения Христова в С. -Петербурге (1896–98) иллюстрировал рус. Начало XVII века. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893-1895). Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Много путешествовал по старинным русским городам (Новгород, Киев, Москва, Углич, Ярославль) изучал в музеях местные древности, копировал фрески, писал этюды.

Рябушкина стали рукописная и старопечатная книжные традиции, обращение к книжной графике. иконописи. По-видимому, горожане идут из церкви после обедни22. После сильного дождя поверхность улицы покрыта водой.

  1. Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904)
  2. Рябушкин Андрей Петрович (1861 – 1904)
  3. Старая Москва Апполинария Васнецова
  4. Картины — Рябушкин, Андрей Петрович
  5. Расология, Антропология, Генетика

Основная их часть создана в 1920-е годы для Музея истории и реконструкции Москвы. Лицо женщины «прекрасно своей особенной национальной красотой»27, но при этом художник не приукрашивает и не идеализирует её образ — её лицо «крупновато, широкоскуло, да и нос её несколько великоват»28. Но как тяжело давался ему этот культ прошлого, как мало кто понимал его в этих исканиях». С 1891 жил в Новгородской губернии, в имении Приволье (1891, 1901) и усадьбе Дидвино (1901-1904). Рябушкин обладал поразительным даром проникновения в жизнь людей далекого прошлого. Из-за того, что «отсутствует единая сюжетная мотивировка движения людей», складывается впечатление, что улица «бурлит народом»: одни перебираются через залитую водой улицу, другие стоят по её краям, третьи движутся на зрителя из глубины картины23. Совершал поездки по старым рус. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину.

К обедне» (1903, ГТГ). Слишком непривычна. На полотне «Московская улица» художник изображает прохладный осенний день «с нависшей тучей, мигающими лужицами, отражающими лазурь неба». По воспоминаниям друзей, сюжет возник у художника по личным впечатлениям, после того как он побывал на одной из крестьянских свадеб. Так будет и в дальнейшем. Отчаянность ситуации усугубилась тем, что почти одновременно с этим мальчик осиротел. С его способностями это было сделать довольно просто.

Этим редким даром он напоминает В. И. Сурикова. Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину Снятие с креста (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза. Кое-где уложены бревенчатые мостки, которые от воды стали скользкими.

  • Андрей Рябушкин: жизнь и творчество художника
  • Историческая живопись Андрея Рябушкина
  • Ностальгический клуб любителей кино
  • Картины художника Андрея Петровича Рябушкина
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии (1891) и исторической композиции Потешные в кружале (1892 изображены солдаты потешных полков Петра 1 и стрельцы в кабаке). Вернувшись из этого путешествия с большим запасом впечатлений и зарисовок, художник поселился в усадьбе «Привольное» под Петербургом, на территории которой для него был построен дом-мастерская. былиныи др. Похожая на групповой портрет, эта композиция в то же время не является им. Она тоже очень богато одета.

Она знает себе цену и бережно несет свое достоинство и красоту. вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше).

  1. Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904)
  2. Московский быт и жанровые сценки от художника Андрея Рябушкина
  3. Картина «Красная площадь в Москве»
  4. Багетная мастерская в центре Москвы

Эта работа по силе и остроте психологической характеристики может быть поставлена только рядом с картиной С. Коровина «На миру». Вихрем красок проносится свадебный поезд. Он не стремится к иллюзорной передаче предметов.

Именно это чувство заставило его идти от документальной точности к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. К числу работ первого типа относится картина 1900 года Улица в Китай-городе. Правее этой группы, у голубца с иконами, сидит нищий «с профессионально-жалостным лицом». Экспонент ТПХВ (с 1892), объединения «Мир искусства» (1901–03), чл.

  1. Заказ паспарту в багетной мастерской
  2. Пластиковые рамки для фотографий
  3. Заказ рамок для дипломов в багетной мастерской
  4. Коллекция Государственного Русского музея

В глубине виднеется фигура боярина, с превеликой важностью сидящего на вороном коне. Хохот и крики уличных зевак, гнусавое пение нищих, восклицания прохожих сливаются с чавканьем и бульканьем грязи под ногами. Иконопись – один из жанров духовной живописи. Такова и «Московская девушка XVII века» (1903, Третьяковская галерея, Москва). Вся процессия охвачена стремительным движением. Белый снег делает её образ более светлым и воздушным.

В 1891 году впервые на выставке передвижников Рябушкин выставил картину «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891, ГРМ). Он прислонился к деревянному столбу и всей своей позой подчеркивает, что он стойко выдержит любопытство и неприязнь окружающих. Когда глядишь на картины «Семья купца XVII века» (1897) или «Шуба с царского плеча» (1902), веришь, что именно такими были русские купцы и бояре.

Андрей Петрович 
Рябушкин (1861–1904)

Верещагина. Основные темы творчества – история допетровской Руси и женская тема. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. За столбик ухватился молодой человек, готовящийся перепрыгнуть через поток грязи.

В их осанке, облике чувствуется удаль, веселье, простодушие. Это свойственно и другим портретным работам Рябушкина. Здесь, в Академии, он раскрыл свой талант полностью. Кажется, что под высокими церковными сводами звучит нежная музыка.

Там, в Привольном, в 1891—1899 годах был написан ряд известных картин Рябушкина, среди которых была и «Московская улица XVII века в праздничный день»111213. Молодой художник, не имевший в то время ни гроша, очень обрадовался этому предложению. Перед ними на золоченом троне инкрустированном драгоценными камнями, сидит царь. Кажется, что героиня Рябушкина думает о чем-то своем, приятном и важном для нее. На левой стороне целая группа беседующих между собой людей. Кажется, что слышишь нестройный шум, царящий на московской улице в дни весенней распутицы. За дипломную картину "Снятие с креста" (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза.

По некоторым сведениям изначально «Московская улица XVII века» была задумана как журнальная иллюстрация и только потом, на основании эскиза, Рябушкин принял решение работать не над графическим произведением, а над большим живописным полотном17. Замечательно написано лицо молодой женщины – жены младшего брата. В один из приездов к родственникам Преображенский решил забрать молодого Рябушкина с собой в Москву, где и определил его на учебу в Училище живописи, ваяния и зодчества (1875-82). Чистякова и В. П.

В самом построении картины художник исходил прежде всего из принципа правдоподобия сцены, не уделяя достаточного внимания декоративно-пространственной цельности полотна. Самая известная из поздних работ Рябушкина – Свадебный поезд в Москве (XVII столетие) (1901). У правого края этой группы находится молодая красавица, с притворной скромностью опустившая глаза. В лицах изображенных на полотне людей отсутствуют черты индивидуальной неповторимости. Эти произведения были приняты на выставки передвижников.

XIX в. В 1891 г. А. П. О художнике Художник А. П. И в этом цветовом звучании присутствует понимание христианской символики цвета. Лицо ее абсолютно невыразительно, оно сохраняет важную неподвижность. В музеях он изучал предметы старины: ткани, домашнюю утварь, костюмы, оружие. Александр Бенуа написал об авторе картины следующее: «Рябушкин именно не «исторический художник» мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней.

Другие пейзажные детали — «поредевшая листва деревьев, синие купола собора, прихотливое сочетание нарядных кокошников кирпичной церковки», в также «спелые гроздья рябин у мостовых», — своими красочными ритмами создают «единый хор с одеждами праздничной толпы»24. В марте того же года полотно, под названием «Московская улица до Петра Великого в праздничный день», экспонировалось на 1-й выставке Общества художников исторической живописи (ОХИЖ), открывшейся в Москве. Об-ва художников историч. Основная их часть создана в 1920-е годы для Музея истории и реконструкции Москвы. Перова и И. М.

Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. На пути из церкви домой она о чём-то задумалась, погрузившись в «свой отнюдь не радостный внутренний мир»24, ничего не замечая вокруг себя и лишь машинально приподнимая подол своей одежды, уберегая его от уличной грязи26. Прянишникова и в петерб.

При виде его вспоминаются миниатюры Лицевого Летописного свода икона «Церковь воинствующая» образ Георгия Победоносца, русский лубок «Битва Еруслана Лазаревича со змеем». Он даже не снял своей треуголки, хотя все остальные без шапок. Эти произведения были приняты на выставки передвижников. Девушка на улице. Однажды во время исполнения «Херувимской» Андрей, пытаясь взять очень высокую ноту, сорвал голос.

Художник передал с тонкой ядовитой иронией чопорную важность и скуку, царящие на подобных «сидениях». По улице, высоко подобрав полы одежд идут люди. Многие исторические полотна А. П. В ней художник и теоретик искусства А. Н.

Выезжал на лечение в Швейцарию на Женевское озеро, посетил города Германии: Дрезден, Мюнхен, Нюрнберг (1903). В них нет развернутого психологического повествования о поступках героев. Член Общества художников исторической живописи. Рябушкина «Боярин» (1896), «В гости» (1896), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Свадебный поезд в Москве» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902), «Московская девушка XVII века» (1903), «Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве» (1897), «Едут.

С простодушным видом все члены семьи как будто позируют художнику. Учился в МУЖВЗ (1875–82) у В. Г. Учился он у талантливых русских художников В. Г. Перова и И. М. В 1899 году Рябушкин окончил одно из самых любимых полотен «Русские женщины XVII столетия в Церкви» (ГТГ). В «Семье купца» он как бы пародирует приемы мастеров парсунных портретов XVII века с их статичностью и орнаментальной ритмикой. Еще немного – и шумный, сверкающий красками поезд исчезнет за «кулисой» сарая.

Рябушкина свободы образной интерпретации прошлого, не позволяющей «превратить историческую картину в наглядное пособие». Сын и ученик иконописца П. В. Слева от него стоит стряпчий, не имевший права сидеть в присутствии бояр. В 1925 году, художник, подводя итоги творчества и своего изучения жизни старой Москвы, пишет большую картину «Красная площадь во второй половине XVII века». Медленно ползущие желтоватые облака напоминают о приближении предзимнего холода. В тесном и темном кабаке (кружале) сидят самые разные посетители.

Прянишникова. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Если раньше он прежде всего стремился точно следовать натуре, то сейчас он ставит еще одну, не менее важную задачу – через общий красочный строй полотна раскрыть «дух истории». С откровенной неприязнью молодой мужик поглядывает на своего старшего брата.

Сравнивая картину «Московская улица XVII века в праздничный день» с полотнами Василия Сурикова искусствовед Виталий Манин писал, что живопись Рябушкина «обращена к абсолютно иной, нежели у Сурикова интерпретации российской исторической жизни» — его произведения неконфликтны и «имеют явственно выраженный бытовой характер, воссоздавая историческую действительность в прозаическом плане». В 14 лет будущий художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. «воочию увидел» запечатленные на полотне и «таинственно ожившие образы Древней Московии». Ближе к центру картины, немного правее женщины в красном охабне изображён молодой парень с волосами «цвета спелой ржи» и светлокожим румяным лицом, обрамлённым светлым воротником. Все другие ждут, что будет дальше. В 1900 году три полотна Рябушкина, включая «Московскую улицу», были частью российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже за них художник был отмечен почётным отзывом выставки125 и получил почётный диплом6.

Как оказалось, навсегда, с пением пришлось распрощаться. творчества и др. -рус. Спустя двенадцать лет, в 1925 году, уже немолодой художник, подводя итоги творчества и своего изучения жизни старой Москвы, пишет большую картину «Красная площадь во второй половине XVII века». По проекту художника для него была выстроена мастерская с небольшим жилым домом.

Почему. Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891) и исторической композиции "Потешные в кружале" (1892 изображены солдаты потешных полков Петра 1 и стрельцы в кабаке).

Судя по одежде, она не из богатых — обычная горожанка, «своя» для тех, кто вокруг неё и вот таким образом она не привлекает внимание окружающих её людей26. История России XVII столетия увлекла художника и он надолго остался в этой эпохе, воспевая не «бунташный» век, а размеренную, освященную традициями жизнь, в которой было свое очарование. Исследователи творчества Рябушкина полагают, что прообразом героини полотна «Московская улица XVII века» могла быть крестьянская девушка с эскиза «Возвращение в праздник из церкви» (бумага, акварель, 65, 8 46, 8см, 1894, ГРМ), а также двух карандашных этюдов к этому эскизу (1894, ГРМ и музей-квартира И. И. Бродского)2429. Недаром в их разговор прислушиваются слуги. «В стиль Рябушкина это чрезвычайно тонкое и легкое по выполнению произведение вносит совсем новые черты — своеобразно переработанную лубочность, выраженную в нежных, светлых красках».

под впечатлением полотен В. И. Правее, на столбике, укреплен четырехгранный киотец с иконами. В гуаши Чаепитие (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом. Живопись его отличается плотностью, локальными пятнами, декоративной четкостью.

Рябушкин впервые выступил в 90-х гг. Рябушкина. Ростиславов увидел в «Князе Ухтомском» образы «Слова о полку Игореве» и старинных русских сказаний о битвах. С искренней симпатией художник изображает женщин на полотне «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899, Третьяковская галерея, Москва).

Для его воссоздания потребовались серьезные научные знания. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил Третьяков и купил картину.

В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам, обращается к деревенским темам, пишет картины: «За водой» (1898), «В деревне» (1902, частное собрание), «Втерся парень в хоровод» (1902, ГТГ), «В деревне. Родился в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Программное полотно Рябушкина на Большую золотую медаль «Снятие с креста» («Голгофа») получилось удачным и сильным по живописному мастерству. Почему. Рябушкин написал замечательную по своему построению, по верности изображения крестьянского быта картину «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». У Рябушкина XVII век — век мирный, патриархальный.

Замечательно лицо женщины: оно молодо и прекрасно своей особенной национальной красотой. Создавая «настроение» торжественности, душевной ясности, художник решает свою главную задачу, связанную с его убежденностью в извечной красоте народа, его обрядов и обычаев. Усадьба принадлежала другу Рябушкина — художнику и музыканту Илье Тюменеву. Среди его картин – «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Едут» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902). Родился в с. Станичная слобода Тамбовской губернии в семье иконописца.

Тогда Третьяков предложил художнику продать ему полотно за 500 рублей. В центре младший сын и его жена. Перед нами характерная семья из старинного московского купечества. Вот одна из крупнейших картин Рябушкина – «Московская улица XVII века» (1896). Это видно по её одежде, в которой всё со вкусом, но нет особой роскоши и излишеств.

Художнику и смешны и любы их тяжеловесные нравы и наивные вкусы. За спиной старика и молодой женщины возвышается фигура приказчика. Рябушкин сам был доволен написанным. При этом, по мнению Манина, у Рябушкина «проза жизни оценивается иронически», а «городские обитатели показаны полусерьёзно, полушутливо»33. Преображенский увёз молодое дарование в Москву и определил в училище. И сейчас его картины находятся в самых известных музеях России.

Отсюда и присутствие в картинах А. П. художник и график. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину. В «Московской улице XVII века» Рябушкин развивает и обобщает принципы построения пейзажа, которые он за несколько лет до этого использовал в небольшой по размеру картине «Воскресный день» («Приглянулась»).

В 1945 году картина была приобретена Государственным Русским музеем12. Слишком непривычна. Как самостоятельный художник А. П. Картина «Московская улица XVII века в праздничный день» была представлена на 1-й выставке Общества художников исторической живописи (ОХИЖ), открывшейся в Москве в марте 1895 года.

Хотя люди передвигаются по улице в разных направлениях, «композиционно всё движение организовано вокруг основной оси», в качестве которой выступает «голубец с иконами в левой части полотна»24. Привлекает внимание фигура женщины в красной одежде. Он держит в руках бутылку с вином. Они проникнуты настроением поэтичности, таинственности, почти сказочности. В руке молодой горожанки — тонкая свеча, на губах играет легкая улыбка.

Изучение летописей исторических материалов и источников давало ему знание эпохи. Под киотцом сидит нищий с профессиональным жалостным лицом. В статье «Андрей Рябушкин — поэт русской старины», опубликованной в 1965 году искусствовед Михаил Алпатов отмечал, что в картине «Московская улица XVII века в праздничный день» можно найти черты, связывающие её с композиционными поисками французских импрессионистов, в частности, с картинами Эдгара Дега.

Так будет и в дальнейшем. Но появляется новое – отсутствие развернутого действия. Правее столбика с иконами гордо возвышается едущий на лошади боярин. Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Картина А. П.

Большая роль в произведении отведена пейзажу. Легко ли моднице на них пробираться через заснеженную улицу. Это было своего рода продолжение того жанра, к которому он обращался в годы учебы в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества и во время обучения в Академии.

Прямо перед ним сидит молодой человек, задавший ему какой-то, вероятно, каверзный вопрос. Значительная роль в произведениях художника посвящена русскому пейзажу. И Рябушкин отправился по старым городам России.

Несмотря на положительные отзывы, художнику не удалось продать картину и он «уступил» её своему другу, художнику-мозаичисту Владимиру Фролову7. Искусствовед Раиса Власова отмечала очевидное сходство этой «пригожей девицы» с героиней картины Рябушкина «Воскресный день» (или «Приглянулась», холст, масло, 38, 8 60, 7см, Новгородский государственный объединённый музей-заповедник)23. Автор красочных жанровых картин, поcвящённых преим.

Сурикова. Андрей Рябушкин решил продолжить дело отца. Рябушкина «Семья купца» перевернула художественное сознание современной ему эпохи.

На это же указывает и место действия. На картине изображена московская улица в осенний день21. Однажды во время исполнения «Херувимской» Андрей, пытаясь взять очень высокую ноту, сорвал голос. Справа от него, чуть отклонившись, сидит его жена с маленьким мальчиком на коленях. В 1901 году написана одна из лучших картин художника «Свадебный поезд в Москве» (ГТГ).

На лицах – печать извечных житейских проблем. Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта – Русские женщины XVII века в церкви (1899).