Картина Шишкина О Природе
Лесная природа в картинах Ивана Шишкина
Благодать. Обратите внимание на проселок на переднем плане, заросший полевыми цветами. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы.
Но облачное небо уже начинает светлеть. На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Шишкин становится одним из самых последовательных выразителей его позитивной программы, его идейно-художественных принципов в области пейзажа. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859).
Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. – Вы тоже попали под дождь. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.
В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Внушительные дубы достойны восхищения. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа.
Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Шишкин тяжело переносил утрату и лишь через 7 лет женился во второй раз. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
Самые знаменитые картины Шишкина
Чтобы представить себе особенности шишкинской живописной системы, можно воспользоваться сравнением этого превосходного произведения с высшим достижением раннего периода творчества В. А. Серова в области пейзажа – его этюдом Заросший пруд. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Удивительный старик этот Шишкин. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Однако дюссельдорфский пейзаж, как и дюссельдорфская школа живописи в целом, были весьма традиционны, недостаточно самобытны и по сути немного дали такому пытливому художнику, как Шишкин. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.
Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста
В окрестностях Москвы. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Над землей летят ласточки, в воздухе слышно гудение шмелей, опыляющих цветы. Работа над картиной происходила в 1889 году.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. Пейзаж носит пространственный характер. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Этюд Полдень. Именно в новаторском творческом методе прежде всего и выразились индивидуальность художника, своеобразие его эстетических принципов, что определило вклад Шишкина в искусство, позволивший И. Н. Крамскому еще в 1872 году назвать его верстовым столбом в развитии русского пейзажа1.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. – взволнованно ответил художник. Именно с картины «Рубка Леса» началось глобальное увлечение художника изображения русского леса.
Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем.
Художник Шишкин Иван Иванович: картины и их описание
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Богато нюансирован цвет. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Картина также находится вКиевском музее русского искусства.
Густые кроны бросают на них тень. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. Картина эта называется «Первый снег» (1875).
Широта лесных просторов, увиденных с возвышенности, громадность неба, отразившегося в далеком голубом озере, – вот то поэтическое начало, которое захватывает зрителя. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года.
Она укрепила его интерес к пейзажу и, видимо, повлияла на создание одной из самых ранних его картин Ночь на Каме. Сейчас в нем находится Дом-музей И. И. Домотканово (1888). Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Он носит романтический характер. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Портрет художника И. И. Шишкина, 1873, Третьяковская галерея, Москва.
Пышные кроны озаренных солнцем деревьев, могучие стволы, обильная листва, густая трава – все свидетельствует о полноте жизненных сил, настраивает на радостное восприятие природы. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста).
Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин.
Это была ювелирная работа. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Порой этюды Шишкина пользуются большей любовью и популярностью, чем законченные картины. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Своими работами первой половины шестидесятых годов Шишкин органично вошел в систему современной ему европейской живописи. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа.
Иван Шишкин: самые известные картины великого русского пейзажиста
Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире.
То была, по меткому выражению Крамского, живая школа, основанная на глубоком постижении форм природы, на безукоризненном владении техникой рисунка, на поисках новых средств художественной выразительности. В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие.
Любовь к природе в произведениях Шишкина
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года.
Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. Все они были написаны под Петербургом. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
Рожь. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. И только колорит пейзажей И. Шишкина отличался изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев.
Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Все имеет значение в гармоничном мире природы. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. Он кропотливо изучает натуру. Среди долины ровныя. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин.
Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие
Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными.
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива.
Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. Сиверская (1883. ).
Художник Шишкин: картины с названиями
Он писал о художнике: Шишкин – художник народный. 1881 г. Дорога во ржи. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1.
Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Природа насыщена сырым воздухом. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу.
Большую часть картины занимают серые облака. Сказывалось, по-видимому, несколько одностороннее преподавание Мокрицкого, художника довольно скромного дарования, очевидно, не уделявшего живописи должного внимания в занятиях с учениками. Его любовь к родине особенно эффектно проявилась во время посещения кабака в Мюнхене, где сидевшие за соседним столиком семеро немцев, глядя на него, бросили презрительное "руссише швайн" (русская свинья). Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1.
Его творческое наследие огромно. Во второй половине десятилетия, в период нового осмысления им задач пейзажной живописи, происходит становление его аналитического творческого метода, основанного на пристальном изучении натуры, на безграничном пиетете к ней, на убеждении в неисчерпаемых возможностях ее познания. Третьяков считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Сосны придают картине величественное звучание.
Сочинение: описание картины Шишкина «Сосновый лес»
Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Они давали богатый натурный материал.
Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Один из самых совершенных – Берег моря. Они касаются главным образом передачи пространства: его увеличивают и растянувшееся теперь в обе стороны ржаное поле и еще более высокое по отношению к земле небо с величаво плывущими кучевыми облаками и поднимающимися над ними легкими перистыми облачками и хорошо различимая, а не теряющаяся в глубине дорога, которая словно влечет вдаль к светлой излучине реки, служащей как бы продолжением этой дороги. Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Лучшей вещи он не писал1.
Шишкин Иван Иванович, картины, биография, творчество
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя» (1883), «Лесные дали» (1884). Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Сердце замирает от боли». Иван Иванович Шишкин был плодовитым художником. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. В Елабуге сохранился дом, в котором жила семья Шишкина. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы.
Описание картин Шишкина и его художественного стиля
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину.
Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Мастер смело экспериментировал.
В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. В первую половину жизни единственной страстью Ивана Шишкина была живопись. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно.
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Во многом еще наивный провинциал, он впервые увидел картины исполненные маслом, на проходившей в 1852 году в Москве выставке кавказских горных видов Л. Ф. Лагорио и марин И. К. Айвазовского, среди которых был и прославленный Девятый вал. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. Одно только безусловное подражание природе, – отмечает он в своей ученической тетради, которую ведет в 1852 – 1853 годах, – может вполне удовлетворить требованиям ландшафтного живописца и главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, – вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии1.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Натурализм поднялся здесь до своих вершин. Какая необычайная картина. Русское богатство". Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины.
Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. Даже Павел Михайлович Третьяков покупал у Шишкина этюды для своей галереи. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. В картине 1867 года В церковной ограде. Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо.
Они дают себя знать еще в некоторых произведениях Шишкина, особенно в тех, где он варьирует мотивы исполненных за границей пейзажей. 1. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. В окрестностях Москвы» (1869).
Иван Иванович Шишкин: картины с названиями, расположенные в Третьяковской галерее
Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Другая не менее популярная картина Шишкина – это «Полдень в окрестностях Москвы», где изображена дорога, слева от которой раскинулось поле, а справа – лес, а над ними необычное небо. Невероятная тишина царит в пейзаже. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения.
Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. 60. ).
Ближе всего к зрителю – просторное поле. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Все сковано морозом и погружено в тень. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. Но вернёмся к картине. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче.
Пейзаж отличает эпическая величавость, вместе с тем в нем ощущаются и мягкие, задушевные ноты. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком. Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов.
- Смотреть галерею Шишкина Ивана Ивановича
- ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ЧАСТЬ 1- ИВАН ШИШКИН
- Картины — Шишкин, Иван Иванович
- Картина Сосновый лес, Шишкин, 1889
- Картины и репродукции Ивана Ивановича Шишкина
- Потрясающий пейзажист Иван Иванович Шишкин
- Вид вокрестностях Дюссельдорфа, 1865
Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры.
Художник их штудировал прямо в лесу. Последняя работа автора является наиболее известной. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. Два последних десятилетия XIX века стали временем наивысшего расцвета таланта пейзажиста, самым важным, самым плодотворным периодом его творчества. «Сосновый бор.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881).
Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Разумеется, пускаться здесь в какое-то подобие анализа его творчества – с моей стороны и самонадеянно и глупо будет. Потому приведу один исторический анекдот (вроде как в старом значении этого слова). С 1857 года Шишкин продолжил образование в Императорской академии художеств и в 1860-м был отмечен большой золотой медалью за два вида местности Кукко, на Валааме. Ну и, пожалуй, самое знаменитое и популярное произведение – это «Утро в сосновом лесу», где лес, туман, каждая травинка и листик выполнены с невероятной точностью.
Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Шишкин создал целый ряд выразительных, полнокровных пейзажей: «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы» (1887), «Мордвиновские дубы» (1891) и др. Рожь, 1878. Картина «Корабельная роща» считается одной из вершин творчества художника.
- Сосны, освещенные солнцем, 1886
- Самое интересное в виде мозаики
- Все Картины Ивана Шишкина по алфавиту
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
И рожь и сосны и раскалённое небо в намечающихся облаках – за всем прочитывается русской жизни смысл. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин.
Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Говорил: "Сейчас только понял, что не туда попал. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры.
В Академии художеств к середине XIX века сложилась пейзажная школа классико-романтического направления, долгое время возглавлявшаяся профессором М. Н. Воробьевым. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). Для того чтобы получить пятна различной силы тона, мастер дополняет игловой офорт акватинтой. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции.
- Самостоятельная практика Шишкина
- «Полдень в окрестностях Москвы»
- «Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»
- «Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»
- Самые известные полотна Шишкина
- Полотно Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Его увлекала техника, он занимался археологией историей, стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное. Однако коллекционер Третьяков стер его подпись и велел, чтобы картина стала полноценным детищем Ивана Шишкина. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений.
«Утро в сосновом лесу» постоянно экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. В кругах передовой интеллигенции возрос интерес к социальным проблемам, все большее признание получала материалистическая эстетика. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
- Как найти по фамилии участника ВОВ в современных архивах
- Кляр для рыбы: пошаговые и простые рецепты
- Секреты клавиатуры: как писать символами, которых нет на клавиатуре
- До скольки можно шуметь в квартире по закону РФ
- Гироскутер: что это такое, как выбрать и правильно им управлять
Ольга стала ученицей Шишкина, а в 1880 г. – его второй женой. При этом графическое начало, как и во многих работах мастера той поры, явно берет верх над живописным.
Женщина, жена, мать, вместе с тем талантливая художница. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
- Как избавиться от укусов комаров за 5 минут
- Как отследить местоположение телефона: реальные методы
- Сочинение-рассуждение на тему «Экология»
- Сочинение на тему: «Мой котенок»
- Сочинение на тему: «Защита окружающей среды»
- Цветы в творчестве Ивана Шишкина
Он во многом близок к наброскам серии, но отличается значительно более крупными размерами и более сложной проработкой неба. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова).
Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть.
Человек Шишкина прикреплён к земле. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость. Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства.
Это его царство и тут он не имеет соперников, он – единственный. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Над землёй летают ласточки. Шишкин сдержан и величественен. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года.
Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве.
Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. Сейчас эти мечты стали явью. Он знал русскую природу и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза.
В период обучения в Академии художеств продолжало активно формироваться мировоззрение Шишкина, которое складывалось под воздействием освободительных идей, широко распространявшихся в русском обществе. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор.
На своих полотнах он изображал дикорастущие полевые, луговые и лесные цветы. Все вокруг погружено в зимний сон.
Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Всё это, конечно, способствовало его широкой известности. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России.
Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. На какое-то время он перестал писать и пристрастился к алкоголю. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог.
Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Иван Шишкин родился в городе Елабуге Вятской губернии (в настоящее время это территория республики Татарстан). Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места.
Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России.
До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь.
Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. Шишкин принадлежал к кругу той передовой академической молодежи, которая воспитывалась на идеях прогрессивной материалистической эстетики и литературы и восставала против искусства, чуждого современности, против казенно-бюрократических порядков. И еще более показательно для отношения Шишкина к прославленному маэстро то, что, приехав в 1862 году за границу, молодой художник не спешил, как многие академические пейзажисты, посетить его мастерскую, а, напротив, увидев одно из его произведений в Берлине, записал в дневнике: Калям очень плох1. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.
Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. Окрестности Москвы. Почему художник рисовал преимущественно лесные рощи непонятно, ведь есть очень много природных картин, но это его выбор, это как когда-то Айвазовский решил для себя рисовать одно только море. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Русское богатство. Еще при жизни Ивана Шишкина окрестили званием «Царь леса» и понятно почему, ведь среди многочисленных его картин больше всего лесных пейзажей в разное время года. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. Взору открываются огромные массивы лесов.
Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане.
Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). Впрочем, кто знает, может быть, в те годы получила поддержку склонность Шишкина к своеобразной портретное пейзажных образов. В 1891 году в стенах Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина, на которой было представлено более 600 этюдов, рисунков и гравюр.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. Художник одушевляет деревья. Именно из любви Шишкина к природе родились образы, которые давно стали своеобразными символами России.
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Иван Шишкин (1832-1898). Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. От этого пронзительная любовь художника к русской природе уходила в тень.
Все полно жизни. Художник долго выбирал животное, которое могло бы стать символом русского леса: кабан, лось или медведь.
Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. На всем словно лежит серый налет. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Помещенное почти в центре, оно организует пространство, однако в основе этого решения – отнюдь не рассудочная академическая схема. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа.
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Пленэризм получил у Коровина дальнейшее развитие, выразившееся в еще большем очищении, высветлении и освежении цветовой гаммы, что видно в его раннем звонком по цвету этюде Последний снег, свидетельствующем об обостренно чувственном восприятии природы, трактованной с подлинно живописным темпераментом. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869). 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. И Шишкин не останавливался на достигнутом. – Гроза застала меня дома.
Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Пейзаж отличают естественность почерпнутого в натуре композиционного построения, точность деталей, повествовательность. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Шишкин не облагораживал природу. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо.
Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Приближается страшная гроза. Одно из них – Сосна. Ее иногда называют картиной-завещанием. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец.
Его восхищение природой с годами не притупляется.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. Однако декоративное обрамление на переднем плане в виде кружева листвы и ветвей, рассчитанная уравновешенность искусственная зеленая тональность, четкая фиксация планов попали в картину из академического пейзажа.
Родился в Елабуге в семье небогатого купца. К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля.
Не разрешалось писать картины на собственный сюжет. В 1895 году Шишкин исполнил картину, явившуюся вариантом этого рисунка, которую так и назвал Кама близ Елабуги. Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). На опушке.
Не ограничиваясь критикой, художники стремились противопоставить отрицательным явлениям положительный идеал, который они видели в народе, его жизни, в русской природе. И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало». Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895).
Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком.
В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе.
Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Валаам (1858, 59. Его творчество отвечало задачам новой реалистической школы живописи, развивающейся по пути все более глубокого проникновения в жизнь и поисков положительных идеалов.
Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.
Первое место занимает Шишкина Рожь1. Таковым является Иван Иванович Шишкин. В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень.
1885 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. Окрестности Москвы.
Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. ", которое можно считать классическим по полноте художественного образа, завершенности, монументальности звучания. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой.
Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Их он стремился передать как можно конкретнее. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова.
В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии.
Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей. И только на пейзажах Шишкина она заговорила множеством оттенков и звуков. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя.
Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. «Иван Иванович.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Служа искусству, для блага ближнего живи – явились своего рода эстетическим кредо прогрессивной художественной интеллигенции. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Суд оправдал россиянина.
На одной из самых известных его картин – «Рожь» – одна деталь заставляет некоторых исследователей сделать предположение о том, что она не написана с натуры, а добавлена преднамеренно. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ".
Парит. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию.
Его отец был купцом, культурным человеком. В этот период художник создает картины, которые позже назовут его программными произведениями, жизнеутверждающими и прославляющими красоту русской природы. Изображена Кама близ Елабуги. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
Это одно из самых совершенных произведений художника.
Он поддерживал его влечение к рисованию, уделял особое внимание внеклассным занятиям начинающего художника, приучал зорче всматриваться в окружающее. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. Работал в Германии и Швейцарии, а также посетил Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.
Но живопись спасла его от отчаяния.
Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. Таковы «Сосновый бор. Природа выражает музыку человеческой души.
По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Легкие тени скользят по коре, падают на землю. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. » «Нет, я вышел под дождь. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля.
На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Передвижники). В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса.
Несмотря на большие размеры пейзажа, его строгую законченность и своеобразную живописность, художник не стремится имитировать картину, умело используя средства графики. Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает.
Эта картина – очень светлая и яркая. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. На косогоре (1880).
В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Думается, что можно.
Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Конечно, Шишкин не писал ярких красивых садовых цветов. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
На тот момент Шишкину было уже 36 лет, а его избраннице – 21 год. Радостный, ликующий расцвет природы – так можно было бы выразить идею этого монументального произведения. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом.
В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Так писались и «Сосновый бор.
Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство.
В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). У него умерли сыновья. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Недаром его называли швейцарским Поттером. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
В природе нет для него крупного или мелкого. Важно отметить и сходство их оценочных позиций: обширная, плодоносная, цветущая природа у Аксакова сродни исполненной жизненных сил природе Шишкина. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Успешно занимаясь в Академии, Шишкин все же жаловался Мокрицкому на тревожное состояние души, на передрягу в мыслях и чувствах, вызванных неясностью творческих задач. Иван Иванович Шишкин — великий русский художник, родился 13 января 1832 года в городе Елабуга. Мачтовый лес в Вятской губернии".
Автор словно утверждает значительность темы. Дружеское общение Шишкина с возглавлявшим Артель И. Н. Крамским, крупнейшим художником-новатором, глубоким мыслителем, убежденнейшим борцом против фальши и косности академизма, сыграло исключительную роль в его дальнейшем развитии, в формировании у него прогрессивных взглядов на искусство, высокой художественной культуры, в понимании нравственно-воспитательной миссии художника в современном обществе. Его картина поет. Коллеги часто упрекали Шишкина за скрупулезность деталировки. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Однако в полной мере это желание сбывается лишь в восьмидесятые годы, когда художника с новой силой захватила тема мощи природы. Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника.
По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. Каждое из них вызывало интерес зрителей. И еще новое – приближенность изображения к зрителю.
Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальность. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ.
В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно.
Он любил лес, а не сад. Для своих детей это был самый нежный, любящий отец, особенно пока дети были маленькие. Это дерево навсегда стало символом русской земли. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны.
Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив.
Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Известный русский критик В. В. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией.
Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы).
Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. Процесс отбора идет даже на этой стадии. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. И именно Шишкину предстояло в дальнейшем сыграть одну из ведущих ролей в этом поступательном движении искусства на пути реализма. – спросила она. Быть грозе.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Это довольно большая по размеру картина: 139213см. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя.
На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Природа может облагородить человека и непосредственно и в воспроизведении ее искусством. Это было время тесной дружбы двух художников. Высокое небо со светящимися по контуру кучевыми облаками – не просто фон, а важный компонент пейзажного образа, который имеет выраженный национальный характер.
Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. На опушке соснового леса.
Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Больше всего полотен Ивана Шишкина находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Отличающий его лиризм определяется прежде всего самим мотивом пейзажа – уютная, приветливая, устланная зеленым ковром лужайка с извивающейся среди цветов тропой, уходящей в глубь молодого лиственного леса. Нужно подчеркнуть, что, решая свойственные искусству своего времени задачи, усложняя приемы письма, Шишкин по-прежнему не изменял собственной манере и стилю живописи: сохранял строгость рисунка, проработанность контура, особую пластичность формы.
Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Рожь.
Полный деталей, он рассчитан на долгое рассматривание. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин.
Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Чувствуются глубина оврага, глушь. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. И вот там якобы имело место вот что.
Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Впереди художника ждали новые достижения. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Последнюю свою работу он так и не закончил.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. О его рисунках постепенно узнала вся школа. К своим занятиям он относился со всей серьезностью: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Член-учредитель ТПХВ (см. Особенный, тихий, погожий выдался день.
Одна из самых восхитительных его работ – «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», которая принесла художнику звание академика. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности.
В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. Свойства художника: трезвость, умеренность во всем, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище». Мотив дороги, как бы символизирующий у художников обличительного направления трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкина абсолютно иное, радостное звучание.
Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). Иван Иванович, не дождавшийся от них ни объяснений, ни извинений, принялся обрабатывать их кулаками и железным шкворнем (металлическим прутом). Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность.
Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Задний фон мрачен.
Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Художник сумел вложить в это произведение свое представление о Родине, что придало ему особую значительность. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. Небо, земля и вода — три самые главные стихии, гармонично дополняющие друг друга, — вот главная идея картины. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в них чего-то особенного.
Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева.
Он оставил нам не только законченные картины, но и десятки тысяч рисунков, этюды. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Оба они шли от своих натурных наблюдений, у обоих очень спокойное и любовное повествование о природе, подлинно живое ее восприятие. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы.
Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Дело в том, что в России в начале 60-х годов XIX в. началась эпоха Великих реформАлександра II – было отменено крепостное право, проведены другие реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел Виктор Цой. Вид на острове Валааме (1860).
1866 г. Этюд. Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х годах в русской живописи «пейзажа настроения».
И они не менее ценны и красивы. Картина Хвойный лес. И, как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес.
Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Офорты Шишкина, стилистически и по содержанию близкие его живописи, способствовали возрождению этого вида гравюры в России. Облик этот был многолик. Пожалуй, самые знаменитые картины Шишкина знает каждый: «Утро в сосновом лесу», «Рубка леса», «Рожь», «Еловый лес», «Сосновый лес», «Дебри», «Пасека».
Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Воздух словно напоен теплом. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Иван Шишкин часто видел данный пейзаж вживую, так как в деревне все просыпались до рассвета. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала.
В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». Крамским. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе.
Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Колорит здесь играет решающую роль.
Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Картины Шишкина разбросаны по всему миру. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Эту технику художник освоил еще за границей. Вечер, многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе.
Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Проникновенно-правдиво воспроизведены здесь свободно разместившиеся на прогретой солнцем сухой почве стройные деревья. Женщина под зонтиком на цветущем лугу. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Однако на самом деле эти пейзажи вряд ли можно назвать идиллическими.
А их было немало.
Вертикали пересекаются косыми линиями. Третьяковская галерея, Москва.
Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу.
О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. Вместе с группой коренных передвижников – учредителей и руководителей Товарищества – Шишкин прошел большой и славный путь. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему.
Для истинного живописца не бывает больших и малых сюжетов. Получив за картину «Вид на острове Валааме. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Природа – сама благородство. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Божия Благодать. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И.
В 20 лет он отправился в Москву поступать в Училище живописи и ваяния. Иван Иванович Шишкин был женат дважды. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
Картина буквально звучит и пахнет. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Стасов называл Шишкина царем леса. А правда ли, нет ли со шкворнем – не копал.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Два накренившихся дерева по краям как бы сосредоточивают внимание на центральной части картины, где изображены вывороченные с корнями, падающие ели. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. В произведении видны стремление художника к пластической трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище.
По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Больше Шишкин в Европу не ездил. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре.
Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Правда, трактует он его спокойно и сдержанно.
Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. Мери-Хови.
Написанные в Мюнхене без предварительной натурной работы четыре картины не удовлетворяют его. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864). Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Он суров, величествен, но доступен.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Раздолье, простор, угодье. К ним относятся Уголок заросшего сада.
Шишкин же был пока что на пути к этому. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). Лесной пейзаж кажется необъятным.
Сложную и многообразную жизнь леса раскрывает Шишкин в исполненной широкой кистью картине Бурелом, созданной в 1888 году после поездки в вологодские леса. 1882 г. Художественная галерея, Львов.
Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. Собирательный образ ясной, по-своему торжественной природы рождает представление о просторах возделанной человеком земли, о созидательной силе крестьянского труда. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку.
Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись.
В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). И. Н. Крамской.