Картина Сватовство Гусара
Картина Сватовство майора: описание картины
Зауервейда, пользовался советами К. П. Таким образом создается своего рода композиция движения. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. В комнату вбежала сваха и докладывает о приезде жениха. Однажды к Брюллову принес свои рисунки молодой офицер Павел Андреевич Федотов.
Хозяин засуетился поскорее застегнуться. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ).
Описание картины Сватовство майора
Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Все не столь однозначно с Купцом. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Оконченная картина. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. Кошка замывает гостей».
Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.
У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Настал день – и он снова пришел со своими работами к Брюллову. Люди начнут улыбаться, кланяться друг другу, говорить неискренние слова. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье.
Смущенная невеста бросилась вон из комнаты. Повинуясь воле художника, зритель переходит от персонажа к персонажу, все они оказываются связанными между собой жестом или позой.
Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора». Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его.
По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Подобные браки случались тогда повсеместно. Однако на этапе подготовки к съемкам возникла проблема с названием: Питер давно был Ленинградом, а слово «ростовщик» вообще многим было непонятно. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Ах, уж эта кулебяка.
Описание картины «Сватовство майора»
Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить. Её образ является связующим звеном между майором, в сторону которого направлено движение её руки и купцом, к которому обращён её взгляд. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы.
Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления. Тогда круг их становится обширнее они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепияно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни»25. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему.
В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение50. Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. Комизм ситуации, как точно отмечает известный специалист по истории костюма доктор искусствоведения Раиса Мардуховна Кирсанова, в том, что "родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Армейский майор – это, как правило, командир батальона.
Однако Александра Осиповна – фрейлина императрицы, знаменитая красавица и умница, собеседница Пушкина, Гоголя, Жуковского, Лермонтова. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.
Ведь на столе наготовлены разные угощения. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Вместе с гравером Е. Е. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры.
Мать решительно схватила ее за подол. Подобных вопросов возникает множество. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. Известно, что Федотов даже делал наброски продолжения картины, в которых молодая семья приезжает в родительский дом невесты, но завершать эту работу художник почему-то не стал. 58, 375, 4. В частности, на одном из таких набросков изображена старуха-приживалка, а отдельно— её рот с редкими зубами59. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.
«Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Столы накрыты, приготовлено вино, служанка вносит пирог.
О знаменитой картине "Сватовство майора"
Шли годы. Печалясь о людях, Федотов рассказывал, в каком плохо устроенном мире приходится им жить. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Она немолода и, по-видимому имеет достаточно опыта в своём деле— правда, в кругу незнатных особ42.
Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Сейчас майор переступит порог – и все в комнате изменится, будто на волшебной картинке.
Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»
Все действующие лица, принимающие участие в изображённой на картине комедии брака, пронизаны единым действием. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Хозяин, суетливо застегивая сюртук, спешит навстречу гостю. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.
Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.
Описание картины Федотова «Сватовство майора»
Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Интрига этой занимательной театральной истории одновременно закручена и проста. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. А богатый купец не жалеет денег, чтобы породниться с дворянином. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе.
П. А. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. / Никогда с ними я не бывала». И все же появление майора вызвало переполох.
Мюзикл-водевиль «Сватовство гусара» — это театральный римейк одноименного музыкального фильма, в котором блистали звезды советского кинематографа Михаил Боярский, Елена Коренева и Андрей Попов. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом».
Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.
Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. А что может быть актуальнее вечного конфликта «любовь и деньги». В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.
Сватовство гусара (1979): пресс-центр
На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Жених еще за дверью. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Ведь он жених. 58. 3 x 75. 4 смГосударственная Третьяковская галерея«Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Со слезами на глазах он пожимал руки младшего товарища.
Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. В юности «забрили лоб». Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.
- Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
- История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
- Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
- Георгиевская лента и Сватовство майора
- Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
- Сватовство майора и шутовство художника
Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Браки по расчёту вообще самые крепкие.
Тогда Геннадий Гладков, вспомнив картину Федотова «Сватовство майора», предложил назвать будущий фильм «Сватовство гусара». В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.
Бравый офицер сватается к купеческой дочке. Только наверняка он «происхождения тёмного». Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.
- "Сватовство майора" и шутовство художника
- Русский музей Дополненная реальность
- Открытка (плейкаст) «Сватовство майора»
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- Самое интересное в виде мозаики
- Коллекция Государственного Русского музея
- Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
- Общееколичествопросмотровстраницы
Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Для большего не хватало грамотности, связей.
По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». С предложением написать к картине по мотивам водевиля Николая Некрасова «Петербурский ростовщик» к композитору Геннадию Гладкову обратилась известный советский кинорежиссер Светлана Дружинина. Важно подбоченясь, он крутит длинный ус. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное.
- Мы рыдаем из-за того, что ты уже уходишь
- Последние комментарии (всего 3)
Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. «Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)»1851г. За эту картину в 1848 художник удостоен звания академикаХолст, масло. Стерпится – слюбится. Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени. Рисунки Брюллову понравились.
Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». А я замечу, что еще он всегда должен быть злободневным.
При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Все присутствующие ждали этого события. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Они вовлекают алчного старика в хитроумную финансовую комбинацию. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3.
Но бедняга и в страшном сне не мог вообразить, до какой степени жаден его будущий тесть. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
Художник так располагает комнату и действующих лиц, что у зрителя создается невольное ощущение, будто он заглянул в окно и увидел переполох, царящий в купеческом доме. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Этой минуты давно ждут. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня».
В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».
В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». / Ой, стыд какой. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Кроме одного.
Ж-4521)8910. На столе разная закуска. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Федотов переработал повторение своей картины. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. — стыд какой.
В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Как пояснение к Сватовству майора Федотовым написана стихотворное произведение — знаменитая Рацея. Картина говорит: О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет живут, Сами работать ленятся, Так на богатых женятся. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Федотов постоянно и упорно трудился. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке.
/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Он промотал состояние и теперь не прочь поправить дела. Это излюбленный приём Павла Федотова. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Более светлое, чем у её матери, платье невесты помогает выделить её из центральной группы в качестве наиболее важного персонажа32. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей.
Брюллова. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. В собрании Государственной Третьяковской галереи была ещё одна копия, написанная Аполлоном Мокрицким. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. А дальше можно предполагать.
Он посоветовал начинающему художнику учиться и работать еще больше. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар.
Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату. Прославленный автор Помпеи, уже стареющий и тяжко больной, восторженно рассматривал их. «Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Крылов. чужой.
В ней борются противоречивые чувства. Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.
Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. Лихой гусар Налимов пламенно влюбился в Лизу, дочь ростовщика Лоскуткова. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Стремясь к гармоничному сочетанию всех элементов картины, Федотов тщательно строит композицию используя классические принципы симметрии и равновесия26. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Служанки шушукаются.
Обе разряжены для приема жениха. Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. А он показывает на входящую сваху. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Муштра, унижения, зуботычины Однако благодаря служебному рвению, начав с рядовых и ломая все социальные преграды, получил-таки с годами первый офицерский чин.
/ Нет, в светлицу уйду. »46. / По-старинному— в сизом платочке. Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства: так отдаленно казалось время, к которому они относились, так изумительны оказывались лица и герои им упоминаемые. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.
В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И. Для наиболее полного раскрытия сути своих персонажей художник придумывает такую ситуацию, при которой каждый герой находится в особых условиях, отдалённых от повседневного существования. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках». Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке.
Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930.
Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41.
Художник ставит ряд очень актуальных для того периода вопросов, связанных с предполагаемым мезальянсом— женитьбой немолодого разорившегося майора на купеческой дочери6. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. 5. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. И здесь – важный момент. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.
Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. Как говорит Геннадий Игоревич Гладков, водевиль должен быть веселым и быстрым, как пуля. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».
Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. А как водится, настоящие гусары благородны, но бедны и выручать прекрасную девицу Налимову и его друзьям приходится ловким обманом.