Картина Тициана
Последняя картина Тициана – «Оплакивание Христа» (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576. Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо дЭсте: «Праздник Венеры», «Вакханалия» (обе в Прадо), «Вакх и Ариадна» (Лондон, Национальная галерея). Картина изображает юмористичную интерпретацию Тицианом безмятежного античного мира, главными героями которой являются Вакх и дочь царя Миноса — Ариадна.
Все элементы картины существуют в особой вселенной Тициана, ведь в данной работе уже прослеживается оформившийся стиль художника. В самом конце своего творческого пути Тициан написал небольшую картину с изображением волхвов, поклоняющихся младенцу Христу, который сидит на коленях у Богоматери. Творчество Тициана нередко ставят в один ряд с картинами Рафаэля и Микеланджело, а подробности биографии художника до сих пор интересуют и искусствоведов и просто ценителей прекрасного.
Тициан – художник, который посвятил свою жизнь созданию картин на тему Священного Писания. Последняя картина Тициана – Оплакивание Христа (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576. В 1538 году Тициан создал еще один свой шедевр «Венера Урбинская» (1538) – одну из многочисленных картин с обнаженной женской фигурой изображающих идеал женской красоты Тициана.
Значимой эта тема была и для Тициана Вечеллио, который возвращался к этой картине пять раз, создав несколько схожих картин. Примерно к тому же времени относится большая эрмитажная картина Тициана Бегство в Египет, во многом еще близкая по духу Джорджоне. В это время картины Тициана отмечает глубокий психологизм.
Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо дЭсте: Праздник Венеры, Вакханалия (обе в Прадо), Вакх и Ариадна (Лондон, Национальная галерея). Компания АртФото изготовит репродукции картин Тициана в любой из техник. Тициан выполнил несколько заказов для папы Павла III из семьи Фарнезе, среди которых «Папа Павел III и его внуки Оттавио и кардинал Алессандро Фарнезе» (1545-1546), эту картину сочли слишком вызывающей и она не была закончена. Через некоторое время картина была испорчена и Тициан, не без препирательства с братией, переписал ее.
Тициан (Тициано Вечеллио), биография, живопись, картины, росписи
Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Но если в Альфонсе было настоящее понимание искусства, он должен был остаться доволен тем, что для него создал венецианский художник ибо эти произведения дышат такой жизнью, такой сияющей красотой жизни, в сравнении с которыми самая хитроумная и тонкая поэтика должна была показаться мертвенной. 2 Здесь же, в той же комнате Феррарского дворца, находился и Триумф Бахуса, писанный в чисто рафаэлевском вкусе Гарофало (ныне в Дрездене). Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве.
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Возможно именно этот портрет упоминается в письме урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди как Дама в синем. Ему подражают им восхищаются. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Это три большие картины и закончить их необходимо было в масле. Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа.
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Много и охотно художник писал женские портреты. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.
Мало кто был равен Тициану по дарам, которыми щедро наградил его Господь. Франциска. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель. На тот момент написания этой картины Тициан занимался живописью уже более пятидесяти лет и в этот период своего творчества обратился к исследованию трагедии и человеческих страданий, передать которые в своих работах он пытался в первую очередь с помощью цвета. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа.
Этой картине Тициан посвятил не один месяц работы. Приехал в Венецию в юношеские годы. Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. От его фигуры, закутанной в меховой плащ, скромного черного колета, печального взгляда веет отрешенностью и одиночеством.
Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. На ней на фоне прекрасных видов и роскошной рощи изображение Богоматери на пути в Египет. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро».
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. к творчеству мастера.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине «Любовь земная и небесная» (Рим, галерея Боргезе). Ассунта Тициана полна героического пафоса. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски.
Художник одет в простую и дорогую одежду. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Картина «Введение Марии во храм» (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. На другой – множество прекрасных амуров и детей в различных позах.
В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Именно он любил передавать такие пышные кроны деревьев, стада, пасущиеся на полях, светлые дали в глубине.
Цвет – одно из основных средств выражения. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
Колорит – контрастный. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло.
Как в России недавно ненароком нашли картину Тициана
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.
Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
Мюнхенская версия картины «Коронование терновым венцом» (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана.
Биография Тициана Вечеллио и его картины
Теперь она выставлена в Вашингтоне. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом.
венецианский художник эпохи Возрождения. Общество Тициана составляли также выдающиеся люди эпохи близкими друзьями художника были: известный литератор Пьетро Аретино и талантливый архитектор Якопо Сансовино.
В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Это должно служить иллюстрацией к Филострату. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро». ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Кто изображен на картине – загадка.
11 картин Тициана, которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни
Эта работа новатора. Герой картины показан величественным, например, в глаза бросается массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора.
Имя венецианского живописца Тициана Вечеллио стоит в одном ряду с величайшими гениями итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Но фигура Христа величественно господствует в композиции, почти полностью заполняя ее, выделена мощным аккордом розово-красных и синих тонов его одеяний. Вот таким образом, чтобы достигнуть легкости в работе над колоритом и композицией картины, художнику необходимо набить руку на эскизах.
Эти своего рода упражнения помогают отточить художнику свою манеру живописи, вырабатывают вкус, дают возможность освободиться от «вымученности» изображения. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Тициан поистине мыслил краской.
Описание картины Тициана «Флора»
Картину Тициана «Венера Урбинская» (1538, Уффици) можно сопоставить с «Венерой» Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Прометей, терзаемый орлом, прикованный к Кавказу, Сизифа, катящего свой камень в аду, Тития, которого пожирает коршун.
Топ-3 самых известных картин Тициана
У Тициана нагота возвышенна и благородна. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Библейские мотивы по-прежнему доминировали в работах художника, однако главным мотивом стала красота человеческого тела — такого, каким его задумал бог. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му.
Главнокомандующий войсками Венецианской республики предстает здесь в великолепных доспехах, с жезлом главнокомандующего, но его немолодое усталое лицо — это скорее лицо мыслителя, а не полководца. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса.
Он чувствует себя независимым.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. В картинах Тициана, писанных на протяжении дальнейших тридцати лет (1515-1545), юношеская свежесть постепенно исчезает, они становятся менее непосредственными, менее горячими в них появляется больше расчета или же, наоборот, они становятся менее отделанными, менее законченными. Новаторство произведения – в его живописном строе.
Но на самом деле и эти картины не столько повествуют о чудесах любимого ученика св. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.
Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне «Венера» (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе «Сельский концерт» (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера.
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Из соображений цельности и пейзажу не предоставлена та отвлекающая внимание роль, которая поражает в предыдущей, менее зрелой работе. В то время абсолютно не принято было изучать античность и, Джан Беллино, как и другие художники страны, создавали свои работы, срисовывая с натуры, причем манера рисунка не отличалась изяществом, она скорее была резковатой, сухой и вымученной. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Тициан придавал значение оттенкам цвета их смешению, плавным или контрастным переходам.
Венера перед зеркалом (картина Тициана)
Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Художник Тициан работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови.
В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. После он пишет картины на античные мотивы, которые предназначались для Королевы Марии. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. То, что набросок позволяет предварительно составить композицию, оценить сочетание разных составляющих будущей картины, посмотреть, как из частей будет складываться целое, Тициан не учитывал.
Живопись Тициана (картины, фрески, гравюры)
Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы. У Джорджоне, у Лотто много личного интимного. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. В 1581году он продал её вместе с другими картинами Кристофоро Барбариго (Cristoforo Barbarigo) из Венеции, от которого её унаследовал его сын, Андреа Барбариго (Andrea Barbarigo).
Он всегда зарабатывал много, ему охотно и щедро платили за его вещи. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. В десять лет живого и способного мальчика отправили к его влиятельному дяде в Венецию.
- 10 самых известных работ Тициана
- Картины Тициана с описанием и названиями
- Картины Тициана: фото и описание
- Итальянская живопись ициан Вечеллио (1488-1576)
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Как выглядел гениальный мастер в 1567 году
- Ранняя алтарная работа (1518 – 1526 годы)
Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 – династия дЭсте в Ферраре несколькими годами позже – семейство Гонзага в Мантуе в 1530-х годах – семья Ровере в Урбино. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Для росписи другой стены, был приглашен Джан Беллини.
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Франциска, сколько дают нам красивые и впечатляющие сцены жизни венецианской аристократии. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
С ее помощью он намечал подготовительный рисунок, определял форму, выбирал и сопоставлял тона. В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Святой Петр изображен в роще, среди громадных деревьев. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж.
- «Портрет Карла с собакой» (1533 год)
- Словари и энциклопедии на Академике
- Галерея драгоценностей Государственного Эрмитажа
- Профессиональный фотограф и мистификация
- Общееколичествопросмотровстраницы
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы.
Это правда, творения из ряда вон выходящие. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Вдруг кисть густым слоем краски делает темпераментный мазок по форме предмета и вот засиял хрустальный сосуд, вырванный из темноты лучом света. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие.
Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. С небес на коленопреклоненную фигуру исходит чудный свет.
По обе стороны от нее – невероятно тщательно исполнены Грация и Красота. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов. Прекрасная женщина представлена величавой исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. На выставке в Москве можно увидеть еще один из самых прекрасных женских образов в истории мирового искусства – на этой картине изображена другая незнакомка в богатом одеянии из синего бархата, но также, как и Флора, с пышными золотистыми волосами, собранными в косу вокруг головы.
В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения. «Конный портрет Карла V» (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.
Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Едва только зашло солнце, как по воде заскользили бесчисленные гондолы, наполненные прекрасными женщинами. Так называли современники Тициана. Другими становятся и живописные приемы. «Положение во гроб» (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Члены семьи Пезаро с достоинством преклоняют колени у подножия трона под покровительством Святого Франциска, патрона церкви Фрари, а слева виден коленопреклоненный Якопо Пезаро в сопровождении закованного в латы Святого Георгия с огромным розово-красным штандартом, повернувшего голову к укрывшемуся в тени турку. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Все эти работы показывают насколько осмысленной стала работа живописца, какое место он отдавал в ней собственному пониманию мира, своим религиозным переживаниям.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато.
В 1566 году Вазари, прибыв в Венецию, посетил Тициана, как своего лучшего друга. И, как в прежние времена, остроумного, способного поддержать блестящую беседу. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Герои были изображены в натуральный рост.
Эта композиция считается самой завершенной из тех, что были созданы Тицианом. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Обучаясь, Тициан перенимает те же приемы.
Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Петра Мученика, который был написан в церкви Сан Джованни Паоло. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Последние годы жизни Тициан провел в Венеции исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филипа II Испанского. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело).
1487–1576 гг. Рядом с ней находится в рубище св. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Картина была написана Тицианом в 1550-х годах, когда художнику было более 60 лет. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины.
Это отразится в его автопортретах. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».
Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. В «Портрете Франциска I» (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.
Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Большинство из наиболее известных людей города были там. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе».
У них родился сын Персей. На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния. Этот способ разумен, красив и поразителен. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».
Конечно, герцог щедро вознаградил художника, кстати, Тициан написал с него портрет, где герцог опирается рукой на большую пушку. Обе картины пришлись по душе хозяину. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника.
Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. И к тому же один из самых больших его портретов.
На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. В величаво-спокойной позе Венеры, в плавных очертаниях ее тела, в самом композиционном решении холста ощутима та приподнятость, которая делала образ венецианки олицетворением земной, чувственной красоты, возвышенной и идеальной. Картина «Флора» (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент.
Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность. Необычно исполнение картины.
Вернемся к произведениям Тициана. Он послал за Тицианом, которого считал отличным художником. После смерти Тициана в 1576 году картина перешла по наследству к его сыну Помпонио Вечеллио (Pomponio Vecellio). В парижской версии картины «Коронование терновым венцом» (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Он становится для Тициана и Сансовино одним из ближайших друзей. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах. Может быть, Альфонс был, со своей стороны, прав. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести.
Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Над темным морем он несет её на Крит. Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи».
Воплощением этого позднего стиля является картина «Похищение Европы» (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. У подножия трона изображен величественный апостол Петр — напоминание о том, что славная победа над турками была одержана венецианцами вместе с римским Папой — земным наместником апостола. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
Созданные им образы обладают мощными силами. Как несокрушимая колонна стоит гибнущий Себастьян и, кажется, весь мир охвачен трагедией его безвременной кончины: темное тревожное небо сливается с землей, вдали – мерцающие красные отблески Отдельные формы неразличимы, все слилось в великолепный поток мазков у ног струится дым костра и его отсветы, так же как зарево пожара играют на теле юноши тысячью неуловимых оттенков. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. В это время художник писал в основном портреты.
Петра. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Картина «Вознесение Богоматери» («Ассунта»), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте).
В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Неизвестен тот факт, что в 1528 году художник выигрывает конкурс на роспись алтаря в доминиканской церкви Санти Джованни е Паоло.
Серебряную вышивку на камзоле можно было рассмотреть до каждой петельки серебряной нитки. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера.
Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Принято даже в нем видеть отца современного, то есть самоценного, пейзажа и если это не совсем точно (так как Италию в создании самоценного пейзажа опередили германские школы живописи, а самого Тициана – Джорджоне), то все же Тициану действительно принадлежит та заслуга, что он дал идеально прекрасные отражения отношения художника к природе, нечто стихийно-захватывающее и увлекающее. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. На неоконченном «Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536 – 37), Урбино (1542 – 44), Риме (1545 – 46) и Аугсбурге (1548 и 1550 – 51). Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники.
Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Глаза, подернутые слезами, устремлены к небу, губы слегка приоткрыты, будто она шепчет молитву. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Маркуолы, в зале мессира Андрее Лоредано.
Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Однако Беллини не закончил картину, так как был уже в достаточно преклонном возрасте. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти.
Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Но сущность искусства Тициана остается прежняя.
Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Многие знатные жители Венеции, не зная, что Джорджоне прекратил работу над фасадом и что роспись выполнял Тициан, а он уже снял часть лесов с работы, поздравляли Джорджоне, по-дружески хвалили работу, говорили, что часть работы над лавками (которую выполнил Тициан), значительно лучше фасада над Большим каналом (который расписывал Джорджоне). В женских образах мастер не ищет психологической глубины. В течение почти трёх веков картина оставалась в собственности семьи Барбариго в их дворце на Гранд-канале — палаццо Барбариго5. Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина». Напротив того, все сплочено и сжато в одно целое.
Сложно, если не сказать мучительно, каждый раз, когда художник пишет картину, держать перед собой модель (неважно одетую или обнаженную). Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело.
к творчеству мастера. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине «Даная» (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. Праздник Венеры надлежало написать согласно великому авторитету в вопросах художества, древнему софисту Филострату кроме того, художник должен был изобразить Вакханалию и Встречу Вакха с Ариадной2.
В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Благодаря приказу Карла Пятого был написан алтарный образ Троицы. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Крупные, вылепленные с большой пластической энергией складки одежд подчеркивают одухотворенность прекрасного, спокойного, чуть печального лица Спасителя написанное легкими, прозрачными, почти сливающимися мазками, оно как бы светится изнутри излучая кротость и легкую печаль. Следует отметить образ св.
Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).
Ученик Тициана Пальма Младший описал, как долго и тщательно работал старый мастер над этими картинами, нанося мазок за мазком, оценивая результат с некоторого расстояния и нередко втирая краски пальцами. Вернувшись в Венецию, Тициан, возможно несколько неожиданно для себя, оказался в роли ведущего венецианского живописца. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото — такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати.
Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Тот же, стремящийся к славе и успеху, блестяще написал еще две сцены в этой зале. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек».
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Другой монах, бегущий по направлению к зрителю испуган близящейся смертью. Его клиентами были Карл V испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино и другие не менее известные личности. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
Он был исключительно здоров и удачлив, от судьбы видел только счастье и благополучие. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Тициан (Тициано Вечеллио Tizianо Vecellio), 1476/77 или ок. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом).