Картина Угрюмова
На представленном фото мы можем рассмотреть воцарение Михаила Федоровича Романова на царствование и написана эта картина была художником Угрюмовым Григорием Михайловичем. В вопросе имеется фото, на котором мы видим картину Григория Ивановича Угрюмова под названием "Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 мая 1613 года". Современники считали Угрюмова родоначальником русской исторической картины. Именно Угрюмов первым среди русских художников создал историческую картину исполненную смысла, близкого и понятного современникам.
Г. и. угрюмов писал картины на исторические и религиозные сюжеты, портреты. Обе картины Угрюмов должен был представить не позднее 1799 года. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Григория Угрюмова. За эту картину и за картину Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года 18 августа 1800 года Угрюмов получил звание профессора.
Картина Григория Угрюмова Испытание Силы Яна Усмаря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. За свою картину Угрюмов был удостоен звания академика. Угрюмов преподавал, передавая мастерство написания исторической картины талантливым художникам, ставшим в последствии известными по всей России и за её пределами.
Описание картины угрюмова избрание михаила федоровича на царство
Проведя четыре года в Риме, Угрюмов в 1790 возвратился в Россию и летом 1791 был приглашен в Академию художеств преподавателем в класс исторической живописи и для фактического руководства им. Как и все ведущие художники своей эпохи, У. писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810, ныне ГРМ). А после создания картины «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» современники единодушно признали его достойным наследником великого Лосенко и первейшим среди русских исторических художников живописцем. Писал также портреты. «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет. »– так прочитывается смысл композиции.
Почти без изменений перенесена из него в картину голова, да и сама фигура главного героя жест «благодетельной десницы» восходит к «Медному всаднику» воин, наклонившийся к трофеям, повторяет античного «Точильщика», весьма любимого художниками. Энергичным жестом он указывает на группу идущих перед его конем пленников. Достойное место среди этих композиций занимает и знаменитый портрет Дмитрия Левицкого «Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия» (1783, ГРМ), скрытый дидактический смысл которого все-таки не выводит его за границы жанра аллегорического портрета. В конце XVIII столетия императором Павлом I художнику Г. И. Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского.
Исторические картины Григория Ивановича Угрюмова
Записки историко-бытового отдела Государственного Русского музея. Одинакое мнение, поданное дворянством и донским атаманом, решило дело: Михаил Федорович был провозглашен царем. Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). Голова Петра тщательно скопирована с портрета Натье. Одна из них прижимает к себе ребенка.
Рядом стоят жены Едигера, молодые и прекрасные. Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков» (1793 г., ГРМ). Основная битва внутри города произошла 2 октября у мечети ханского дворца. Художник, неразрывно связанный с Академией художеств, ее верный сын и честный слуга. Выделив эту группу цветом, художник подчеркнул идею народолюбия, ратного подвига «в защиту малых сих» – как основного предназначения властителя.
Эти картины отличает высокое мастерство исполнения, хотя попытка художника преодолеть каноны классицизма за счет по-возможности достоверного изображения места действия и реальных героев не вполне удалась: изображенные сцены отличаются условностью и несколько напыщенной театрализованностью. Михаил Федорович (1596–1645) – первый русский царь из династии Романовых. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. Художник так строит композицию, что мы видим сразу две фазы движения: прочитываем – от падающего мускулистого полуобнаженного человека к князю Владимиру – диагональ, в которую вписывалось в предшествующий миг тело могучего животного и перечеркивающую ее горизонталь – параллельное плоскости холста положение быка в момент, когда Усмарь останавливает и разворачивает его. Пребывание за границей не проходит даром. Но смысла, по-видимому и не следует искать: появление этих персонажей – результат несколько наивной попытки сделать изображение более «жизненным». Его поощряли монархи – ЕкатеринаII, ПавелI и АлександрI. Почему художник признанный, бывший в расцвете сил, не получает заказов в том «прекрасном» начале «дней Александровых».
- Угрюмов Григорий ИвановичКартины и биография
- Патриарх русской живописи Григорий Угрюмов: на выставке в честь 250-летия – ангелы, цари, купцы и силачи
- Григорий Иванович Угрюмов 1764–1823
- Картина Испытание Силы Яна Усмаря Григория Угрюмова
- Угрюмов Григорий Иванович (1764-1823)
- ОТКРЫТОЕ ОКОШКО – блог Романовой Аллы-Алёны
В теории жанровая иерархия выстаивается на иных основаниях. После этого Ян Усмарь вышел на бой против печенежского богатыря, «и схватились и удавил муж печенежина руками до смерти». По окончании академического курса в 1785г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787г. Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского. Веками бурлящая, словно котел, под плотно прикрывающей ее крышкой власти, она временами взрывается саморазрушительно и долгие десятилетия не может прийти в себя, переживая последствия бунта, «бессмысленного и беспощадного». Радищева и драматическая судьба автора дошла до Угрюмова в пересказе друзей и знакомых.
Самый большой и детально проработанный эскиз хранится в фондах Третьяковской галереи. Владимир приказал испытать юношу. Событие принадлежало к столь седой старине (в «Летописце» оно идет под 992 годом), что пытаться достоверно передать «костюм» эпохи казалось уж вовсе невозможным. » И пришёл к нему киевский кожемяка и рассказал про своего младшего сына – Яна Усмаря (другие варианты написания – Усмошвец, Усмович или Ушмовец), который большим ростом не отличался, но был столь силён, что мог разодрать кожу руками.
Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (1797-99). Последуй художник сюжету «Избрания», картина утратила бы главного героя: Михаил Романов на избрании не присутствовал. С. 40, 43). Глинка утверждает, что есть «основания предполагать, что портрет был передан в Канцелярию Московского университета в середине ХIХ века Софией Алексеевной Раевской, внучкой Ломоносова» (Там же. Но само представление о жанрах или «родах» живописи было иным: они иначе дифференцировались их иерархия имела иные основания, нежели в последующих системах. Это учебное пособие вышло в Петербурге в 1793 году. Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800, ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен.
- Русские художники: Угрюмов Григорий Иванович
- Баловень судьбы – Григорий Угрюмов
- Коллекция Государственного Русского музея
- Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года
- Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года
- Примечания для Угрюмов, Григорий Иванович
Когда Яна Усмаря привели к князю Владимиру, ему устроили испытание с быком (волом), которое тот с честью выдержал: «и побежал вол мимо него и схватил его рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила рука». По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. чин 14 класса и знак дворянского достоинства). Его престарелый отец пережил сына на полтора года. По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. Писал также Г. И.
На первый взгляд, портрет университетского музея обнаруживает тот же первоисточник: вскинутая в правом повороте голова, перышко в руке Но вот первая, казалось бы, совсем мелкая незначительная деталь: «бородка» пера обломана. Примером официального парадного портрета может служить известный «Петр I» работы А. П. По словам искусствоведа Нонны Яковлевой, «движение остановлено в тот естественный, но почти неуловимый глазом момент, когда перед решительным рывком замирают на миг наливающиеся каменным напряжением мускулы человека». Поза полководца, выражение его лица полны решимости. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев.
Гравюра с Фемидой и книги на столе – законодательную и просветительскую деятельность. Он, вероятно, следовал призыву своего современника, теоретика А. А. Писарева, писавшего в то время: «Нужно, чтобы историческая картина служила не только в пользу зрителя, но еще и пленяла». Притом избирают на том самом заседании, где отклоняется предложение ввести в статус «членов–покровителей», список которых возглавляет имя Александра I. Угрюмов становится членом масонской ложи «Избранный Михаил». Ускорить его созревание не удается. Несомненно испытав влияние Лосенко, Угрюмов усваивает его уроки по той «наглядной школе», которую оставил он своим современникам и в классе исторической живописи под руководством тогдашнего ректора Г. И. В 1805 году художник избран почетным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», образованного в 1801 году – впоследствии его членами станут Кондратий Рылеев и Александр Пушкин.
Был принят в 1770г. Встал первоочередной важности вопрос: куда вывезти художественные сокровища Петербурга. Фигура воина, упавшего навзничь, находится примерно в том положении, в котором оказался бы сам Усмарь, если бы он не справился с быком, – этот приём соответствует неоднократно применявшемуся в живописи «методу одновременного показа стадий движения».
С. 49). Козлова и его помощников – П. И. Воистину, сова Минервы вылетает ночью, дабы осмыслить события, потрясшие души и сердца. Кроме того, входят в моду «родовые галереи» – разновидность развитого «родословного древа», особенно ценимого представителями новой знати, выдвинувшейся при Петре. Методические новшества не могли не сказаться и на обучении основного контингента учащихся.
- Словари и энциклопедии на Академике
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ
- Напишите отзыв о статье Угрюмов, Григорий Иванович
- Отрывок, характеризующий Угрюмов, Григорий Иванович
Основное внимание Академии обращалось на класс исторической живописи. В 1794 году Угрюмов написал картину «Испытание силы Яна Усмаря» и был признан за нее академиком. Они с большой тревогой наблюдают за ходом поединка, готовые прийти на помощь. Был принят в 1770 г. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств.
Автор знал и помнил привычки портретируемого. Учился в петербургской АХ (1770-85) преподавал там же (с 1791 ректор с 1820), среди учеников – А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. И. Иванов, О. А. Кипренский. По возвращении в Петербург (1790) Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: Торжественный въезд Александра Невского в город Псков (1793), Взятие Казани войсками Ивана Грозного (1797—1799), Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (не позднее 1800). За эту картину Григорий Иванович в 1797 был признан академиком. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. е. А меж тем наступил закат Екатерининского века. Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка.
Муравьев выражает отношение к художнику как прямому продолжателю и живописных и педагогических традиций Лосенко и пишет: «Потерю его («Живописца Андромахи») заменяет нам художник Взятия Казанского картинами, Отечеству посвященными. В передаче этого сюжета Угрюмов исходил из официальной (совершенно неверной) трактовки историками того времени этого события: якобы Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа. Для замка и были заказаны Угрюмову два огромных полотна. 21 апреля 1770 года он определил сына в воспитательное училище при Академии художеств. Свет и цвет впервые стали для него средством эмоционального воздействия. Он приказывает царю встать с колен. В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения.
Его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802, ГТГ) и купца Водовозова (1814, ГРМ) с портретами Астаповых (1827) и Д. Соболева (1834, все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова. Кутузов в это время был в действующей армии. Среди них и «Покорение Казани царем Иваном Васильевичем, картина, писанная Угрюмовым и хорошо сгруппированная, а также Венчание на царство Михаила Федоровича Романова, деда Петра Великого, очень хорошо исполненная картина Угрюмова, заслуживающего место между лучшими историческими живописцами своего времени» (Коцебу 1801. За программную картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» получил золотую медаль и четыре года прожил в Италии как пенсионер академии. 1764–1823. Затем они были вновь доставлены в Академию.
С. 41). Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты. Это не обозначение времени создания произведения. Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами. В колорите превалируют «рубенсовские» теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом.
В 1805 году художник избран почетным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», образованного в 1801 году – впоследствии его членами станут Кондратий Рылеев и Александр Пушкин. Глинка в своей книге, посвященной иконографии Ломоносова и сам высоко оценивал портрет). Он пишет главным образом купцов, как, например, Серебрякова и его жену (1813, Третьяковская галерея), Устинова, Мартына Глухова, Харичкина, Хворинова (местонахождение этих портретов неизвестно), Водовозова (1814, Третьяковская галерея) и др. Удивительная страна – Россия.
За эту картину в 1797 Угрюмов получил звание академика. В семье купца, новатора, что дало возможность стать депутатом по составлению и редакции нового Уложения. Возможно, для их изображений художник использовал дошедшие до его дней портреты. Шереметева, созданным И. П. Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. В 1785 Угрюмов получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т.
Первым в Академии он давал задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядело конкретнее и яснее. В честь этой победы князь Владимир заложил на месте битвы город Переяславль.
Радищева и драматическая судьба автора дошла до Угрюмова в пересказе друзей и знакомых. Лучшие картины В. И. Художник, оным занимающийся, должен иметь то превосходное ума просвещение и то отменное искусство, каковых от него требуют изображения высоких или важных деяний» (Там же) Исторический художник признается достойным сравнения с «великими бытописателями и стихотворцами, прославлявшими дела великих людей, дабы вперить в нас добродетели их» (Там же). Осада и взятие Казани русскими войсками под руководством Ивана Грозного в 1552 году завершили третий Казанский поход (июнь – октябрь 1552) и положили конец существованию самостоятельного Казанского ханства.
С. 89). Старовым, украшенный скульптурой Ф. И. В большинстве случаев работы такого рода выполняются по заказу. Воспроизводит торжественный эпизод в полном соответствии с описанием оного в «Русском времяннике, сиречь летописце» изданном в Петербурге в 1790 году. Художник правдиво передал образ грубого и упрямого человека. Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800).
Ломоносов значительно моложе, чем у Преннера интеллектуальнее, портрет несет на себе след живых наблюдений или воспоминаний: это лицо «умное, гордое, смелое» (Высказывание Анциферова приводит М. Е. Однако, насколько можно судить по дошедшим до нас образцам «большого исторического рода», украшения у героев действительно различные, а вот «движения» и внешний облик разнятся менее заметно. чин 14 класса и знак дворянского достоинства). На картине изображен коленопреклоненный хан в окружении жен и детей, плененные воины.
Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. В Академию Угрюмов попадает благодаря – или, во всяком случае, – в связи с одним из грандиозных начинаний императрицы: «русская Минерва», как именует ее Дидро, собирает в Петербурге представителей всех сословий (исключая, разумеется, крепостное – помещичье и монастырское крестьянство) на заседание Комиссии по составлению Нового Уложения – свода законов Российской империи. по: Зонова З. Т.
В картине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Пособий для написания картин на исторические темы не существовало. Большой интерес представляет этот эскиз и с живописной стороны.
Угрюмов реализовал очерченные в теоретической модели параметры «большого исторического рода» и проложил пути дальнейшего развития русской исторической живописи, пойдя далее рекомендаций Урванова. Иван Грозный, величественный и неприступный, в то же время великодушен. В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Впервые живопись рассматривается как обоснованная иерархия «родов» в сочинении Ивана Урванова под развернутым по тогдашнему обычаю названием: «Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах.
Черкасского – тестя П. Б. Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800). Зато во множестве появляются аллегории, прославляющие современное правление, такие как «Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств» Стефано Торелли (1770, ГРМ). Более точное название: «Вступление Иоанна IV в завоеванную у татар Казань» написана по заказу Павла I для Михайловского замка (Санкт-Петербург), до 1801 находилась в Воскресенском зале.
Но само представление о жанрах или «родах» живописи было иным: они иначе дифференцировались их иерархия имела иные основания, нежели в последующих системах. Хотя одна из работ по-своему примечательна. Вероятно, Угрюмов как депутат работал в одной из этих комиссий.
Юноша схватил его за бок и вырвал кусок кожи с мясом. Глинка в своей книге, посвященной иконографии Ломоносова и сам высоко оценивал портрет). Остальное – дело художественной одаренности, любознательности и трудолюбия. «Набольшие» люди торговали страной, делили между собой ее богатства.
Однако, насколько можно судить по дошедшим до нас образцам «большого исторического рода», украшения у героев действительно различные, а вот «движения» и внешний облик разнятся менее заметно. Фигура воина, упавшего навзничь, находится примерно в том положении, в котором оказался бы сам Усмарь, если бы он не справился с быком, – этот приём соответствует неоднократно применявшемуся в живописи «методу одновременного показа стадий движения». Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Кутузов в это время был в действующей армии.
Он должен уметь изобразить «добродетели, страсти и пороки согласно с повествованием и располагать всякое историческое представление выгодно для картины», для чего «потребны ему остроумие и память, дабы не только ведать исторические и преданием возвещаемые деяния, но знать и обычаи относительные ко временам сих приключений. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Акимова. В теории жанровая иерархия выстаивается на иных основаниях. Тем более старательно автор использует все возможности соблюсти достоверность – хотя бы в «костюме», то есть в соответствующей месту и времени обстановке.
Похоронен Угрюмов на Смоленском кладбище. В марте того же года посольство «от всей Русской земли» прибыло в Кострому, где в Ипатьевском монастыре жили сосланные при Борисе Годунове Михаил с матерью, чтобы пригласить 17-летнего юношу на царство. А меж тем наступил закат Екатерининского века. Трудно предположить, что ученики Академии ничего не знали ни о чудесах пышных победных празднеств в Москве на Ходынском поле в июне 1775 года, ни о казни «вора Емельки» – Емельяна Пугачева на Болотной площади, неподалеку от Ходынского поля, 10 января того же победного 1775 года.
Главным наставником его был Д. Левицкий. Прошло два десятилетия со смерти Лосенко, еще работал над своей первой картиной «Торжественный въезд Александра Невского во Псков» молодой Угрюмов, а автор «Руководства» уже ставит перед собой задачу «наконец собрать и привести в род системы все то, что мог узнать из своих и чужих опытностей» (C. Впервые живопись рассматривается как обоснованная иерархия «родов» в сочинении Ивана Урванова под развернутым по тогдашнему обычаю названием: «Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах. Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством. Несколькими годами ранее в книге «Понятие о абсолютном живописце» (СПб., 1789) Архип Иванов в главке «Историческая верность существенная ли есть принадлежность живописи. » утверждает, что хотя художник и «обязан наблюдать верность» истории, но «сия его обязанность не относится к существенности живописи» и добавляет: «Если я пожелаю научиться истории, то не стану в рассуждении сего советоваться с живописцем, который не иначе как по случаю историк» (Там же.
Соколова и И. А. Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767), затем в Петербурге, куда переехал двор. Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию.
Угрюмов же, напротив, стал действительно живым звеном передачи традиции. Автор единственной, но весьма добросовестной и даже скрупулезной монографии, посвященной иконографии М. В. Ускорить его созревание не удается.
Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798), затем профессора исторической живописи (1800), членство в академическом совете (1803) и прибавку к жалованию. Наиболее востребованными оказываются, естественно, портреты Петра Великого. Тот же поворот, тот же редингот, тот же парик – без пышных буклей. На первый взгляд, портрет университетского музея обнаруживает тот же первоисточник: вскинутая в правом повороте голова, перышко в руке Но вот первая, казалось бы, совсем мелкая незначительная деталь: «бородка» пера обломана.
Какое выражение силы в Печенежском единоборце. За эту картину Григорий Иванович в 1797 был признан академиком. Но пробыл в этой должности он недолго и вскоре умер.
Л., 1928. Современники считали, что «он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника» и это, по-видимому, верно. Впрочем, по свидетельству современников, «император остался совершенно доволен» (Петров П. Н. Рядом стоят жены Едигера, молодые и прекрасные. Селиновой). Веками бурлящая, словно котел, под плотно прикрывающей ее крышкой власти, она временами взрывается саморазрушительно и долгие десятилетия не может прийти в себя, переживая последствия бунта, «бессмысленного и беспощадного».
И этой идее суждено повториться более полнозвучно в картине для Михайловского замка. 976). Этот юноша скорее напоминает святого изображавшегося на русских иконах. Но сделаться им было нелегко. Григорий Иванович Угрюмов.
Композиционная схема отдаленно напоминает иконографию «Сретения» Рублева, причем место Спасителя–младенца в центре занимает спаситель России – царь Михаил. Послы приехали в Кострому в вечерни, дали знать Михаилу о своем приезде и он велел им быть у себя на другой день. Записки историко-бытового отдела Государственного Русского музея.
Следующий пик «высшего рода живописи» – постдекабристская пора правления Николая 1, время отнюдь не лучшее для русской мысли и русского художества. В 1794 получил звание «назначенного» в академики, а через год приступил к разработке программы на тему «Испытание силы Яна Усмаря» (1796, ГРМ). Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Действие разворачивается на фоне церковного интерьера. Отказывается от фризового построения, разворачивает шествие по пологой восходящей диагонали, навстречу взгляду европейского зрителя и таким образом еще «замедляет» грациозный шаг белого коня.
Несомненно испытав влияние Лосенко, Угрюмов усваивает его уроки по той «наглядной школе», которую оставил он своим современникам и в классе исторической живописи под руководством тогдашнего ректора Г. И. Нева с кораблями и Петропавловская крепость за окном – основание флота и северной столицы. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Можно предположить, что история выхода в свет крамольного сочинения А. Н.
Так, различие между «большим историческим» и малым – «домашним», а также тем, который И. Урванов определяет как батальный («частных баталий») состоит в том, что «хотя изображение также бывает из многих фигур имеющих многоразличные положения, однако их свойства и страсти слегка означаются, а не абсолютною выработкою, по причине мелкости сих изображений а ежели баталическое представление будет состоять в больших фигурах, то уже оное причисляется к большему историческому роду» (Урванов И. Руководство. Перед царем склонились побежденные татары, среди них царь Едигер и его семья. – многое об истинном положении России, впервые вслух произнесли слово в защиту «мертвого в законе» крепостного крестьянина.
В честь этой победы князь Владимир заложил на месте битвы город Переяславль. Но у этой линии были и ответвления. Учился будущий художник у Д. Г. Левицкого и И. А. Акимова. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии.
В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр. И на самом деле, огромное полотно, в котором звучал мотив рыцарственного великодушия победителя к побежденным, весьма любезный склонному к самообольщению императору, но отнюдь не чуждый и художнику (вспомним пленных рыцарей у стремени Александра Невского), написано достаточно равнодушной, хотя и вполне профессиональной рукой. Когда Яна Усмаря привели к князю Владимиру, ему устроили испытание с быком (волом), которое тот с честью выдержал: «и побежал вол мимо него и схватил его рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила рука». Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Среди этих работ картины «Детские вакханалии» и «Смерть Лукреции» (1783 г. ).
Художник, оным занимающийся, должен иметь то превосходное ума просвещение и то отменное искусство, каковых от него требуют изображения высоких или важных деяний» (Там же) Исторический художник признается достойным сравнения с «великими бытописателями и стихотворцами, прославлявшими дела великих людей, дабы вперить в нас добродетели их» (Там же). Высший род живописи, как отмечает автор «Руководства», «требует гораздо большего знания, нежели другие роды и к нему принадлежат предметы всех прочих родов. Но русский схватил печенега, удушил его могучими руками и мертвого бросил «о землю». Резонанс картин Угрюмова был по тем временам огромен.
М., 1966. Так, различие между «большим историческим» и малым – «домашним», а также тем, который И. Урванов определяет как батальный («частных баталий») состоит в том, что «хотя изображение также бывает из многих фигур имеющих многоразличные положения, однако их свойства и страсти слегка означаются, а не совершенною выработкою, по причине мелкости сих изображений а ежели баталическое представление будет состоять в больших фигурах, то уже оное причисляется к большему историческому роду» (Урванов И. Руководство. С 1791 года преподавал в Академии художеств в классе исторической живописи. На миг словно окаменела в напряжении центральная группа, пронизанная внутренним динамизмом и в то же время уравновешенная «разрешенностью» столкновения разнонаправленных сил.
Сюжет «Венчания» 11 июля того же 1613 года в Успенском соборе – торжественный и для живописца самый что ни на есть выигрышный: пышная красочная церемония давала простор кисти. »18 И пришёл к нему киевский кожемяка и рассказал про своего младшего сына — Яна Усмаря (другие варианты написания — Усмошвец, Усмович или Ушмовец), который большим ростом не отличался, но был столь силён, что мог разодрать кожу руками17. В этой градации можно услышать отголоски «учения о трех штилях», активно воспринятого литературою, тем более что Урванов оговаривает необходимость «отделять важные действия от прочих, употребляя слог простой или благородной, смотря по свойству или состоянию изображаемых лиц ибо неприлично простолюдинам иметь движения и украшения свойственныя благородным особам той же картины» (Там же. Какое достоинство в Победителе Казани. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии.
Не исключено, что художник исполнял мягкое пожелание венценосной бабушки. Материалом к написанию картины «Испытание силы Яна Усмаря» для Григория Угрюмова послужила «Повесть временных лет». Впрочем, по свидетельству современников, «император остался абсолютно доволен» (Петров П. Н. С. 36). На картине изображен коленопреклоненный хан в окружении жен и детей, плененные воины.
– многое об истинном положении России, впервые вслух произнесли слово в защиту «мертвого в законе» крепостного крестьянина. Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767), затем в Петербурге, куда переехал двор. Пафос «Усмаря» усиливается горячей живописностью произведения, его насыщенностью цветом игрой светотени. Шереметева – из того же собрания. В такую пору русский престол и впрямь представлялся не слишком привлекательным местом. Так появились полотна «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство».
Во времена Александра I заказов на исторические картины он больше не получал, но продолжал разрабатывать интересующие его темы из национальной истории в эскизах: например, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (начало 1800-х, ГТГ). В описании замка, сделанном в феврале-апреле 1801 года Августом Коцебу, есть указание, что «в обширной зале, отделанной под желтый с пятнами мрамор», «висят шесть больших исторических картин, вышиной в восемь аршин и шириной приблизительно в шесть». Владимир и его дружина победили в этом бою. Опустившись на колени, он взывает к милости победителя. Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, – ректора Академии.
После этого Ян Усмарь вышел на бой против печенежского богатыря, «и схватились и удавил муж печенежина руками до смерти». Несколько иначе, с большей свободой написан Угрюмовым «Портрет неизвестного» (Русский музей). Пребывание за границей не проходит даром. Эта работа, а также копия с картины Гвидо Рени «Беседа преподобного Антония Египетского и Павла Фивейского» доставили ему большие похвалы как в Риме, так и на родине.
Основная битва внутри города произошла 2 октября у мечети ханского дворца. Одна из них прижимает к себе ребенка. Слева – простой народ, также переживающий за исход испытания. На такой подвиг изображенный Угрюмовым хрупкий подросток явно не способен.
Именно эта «закваска» определяет активность внутренней жизни личности, качественного уровня ее вписанности во время, взаимооотношений с ним – того, что именуется миропереживанием и ложится в основу индивидуального мировоззрения. Угрюмов портреты современников, расписывал церкви и соборы Петербурга. Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. Тем более старательно автор использует все возможности соблюсти достоверность – хотя бы в «костюме», то есть в соответствующей месту и времени обстановке.
Родился в Москве. Среди них и «Покорение Казани царем Иваном Васильевичем, картина, писанная Угрюмовым и хорошо сгруппированная, а также Венчание на царство Михаила Федоровича Романова, деда Петра Великого, очень хорошо исполненная картина Угрюмова, заслуживающего место между лучшими историческими живописцами своего времени» (Коцебу 1801. Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила.
Шереметев, державу – князь В. И. Даже 1812 год не побудил мастера к созданию исторического полотна. Мартоса.
Хотя одна из работ по-своему примечательна. Шубина.
«Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), удостоенная Малой золотой медали, – первое самостоятельное историческое полотно молодого художника – свидетельствует, как и положено, об усвоенном в школе мастерстве. Прежде всего он открыл Рисовальное училище для вольноприходящих (1798). Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года и Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (1797-99). Эскиз отличает от картины более свободная, нарядная и выразительная живопись. О «Покорении Казани» автор описания отзывается сдержанно – как о картине «хорошо сгруппированной».
Единство устремлений связывает обе фигуры. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Зато во множестве появляются аллегории, прославляющие современное правление, такие как «Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств» Стефано Торелли (1770, ГРМ). Так же он должен ведать состояние души человека и происходящие от страстей движения. Склонность ли к самообольщению, свойственная императору в весьма причудливом сочетании с подозрительностью, невозможность ли даже допустить мысль о том, что какой-то художник осмелится напоминать о том, чьей волей Романовы оказались на троне, тому причиной, но картина была высочайше одобрена. Главные фигуры выделены при этом светом и более ярким цветом.
Разоренная после Смутного времени с бесконечной сменой властителей на русском престоле, с хищной польско-литовской интервенцией, Россия получила «семибоярщину». Казалось бы, расцвет исторической живописи обеспечен. «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), удостоенная Малой золотой медали, – первое самостоятельное историческое полотно молодого художника – свидетельствует, как и положено, об усвоенном в школе мастерстве. С. М. Соловьев.
В самые темные дни павловской деспотии идея почти крамольная. В 1785 году за программу «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени – «колориста» и «пластика», чтобы усвоить и то и другое качество. А пока – летом 1791 года Угрюмов принят на вакантное место преподавателя в класс исторической живописи, выполняет по заказу государыни плафон «Апофеоз Петра» для купола беседки «Храм розы без шипов» в парке Александровой дачи под Павловском и получает заказ на создание двух произведений для вновь отстроенного Троицкого собора Александро-Невской лавры – образа «Вознесение Христово» и картины «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1791, ГРМ).
В 1820 году Угрюмов стал ректором класса исторической живописи. Слева – простой народ, также переживающий за исход испытания. Прошло два десятилетия со смерти Лосенко, еще работал над своей первой картиной «Торжественный въезд Александра Невского во Псков» молодой Угрюмов, а автор «Руководства» уже ставит перед собой задачу «наконец собрать и привести в род системы все то, что мог узнать из своих и чужих опытностей» (C. 1). Одно из полотен, «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» (1799, Русский музей, Санкт-Петербург) изображало въезд Ивана Грозного в покоренную Казань.
Высший род живописи, как отмечает автор «Руководства», «требует гораздо большего знания, нежели другие роды и к нему принадлежат предметы всех прочих родов. 1). Казань пала, хан Едигер был захвачен в плен, его воины казнены. Условия ли великой спешки тому виною (как раз в эти дни Академия вызвала великий гнев самодержца медлительностью выполнения его заказов) или в самом деле и в первом и во втором случае мотив был навязан сверху и не тронул чувств художника, но глуховатая по колориту (если не считать расцвеченности одежд ханских жен) картина изобилует «цитатами».
История же допетровской Руси для любознательной и умевшей из всего извлекать рациональное зерно Екатерины имеет скорее научный интерес. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами.
Более точное название: «Вступление Иоанна IV в завоеванную у татар Казань» написана по заказу Павла I для Михайловского замка (Санкт-Петербург), до 1801 находилась в Воскресенском зале. Особенно ощутимо влияние картины Лосенко «Жертвоприношение Авраама», вполне, впрочем, объяснимое сходством мотива: чудесное спасение людей небесным посланником. С. 49). Угрюмов был выдающимся педагогом.
Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Как и все ведущие художники своей эпохи, Угрюмов писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810 г., ныне ГРМ). Училище находилось под покровительством Петербургской Академии художеств. Событие принадлежало к столь седой старине (в «Летописце» оно идет под 992 годом), что пытаться достоверно передать «костюм» эпохи казалось уж вовсе невозможным. Ранее написанный эскиз «Избрания» (Третьяковская галерея) приятнее по колориту, чем сама картина. Большую помощь оказал Угрюмов А. В. Ступину, который при его содействии создал первую русскую провинциальную художественную школу в Арзамасе из которой вышли впоследствии многие выдающиеся художники, в том числе и великий В. Г. Перов.
Такие портреты редко «оживали», если не вмешивался случай, как это было с циклом портретов предков П. Б. В 1802 году в дополнении к Уставу Академии было предложено ежегодно задавать программы из русской истории, что налагало и на профессуру особые обязательства. Соколова и Г. И Козлова он остается преподавателем класса исторической живописи.
Да еще – глубины из детства и юности сохраненных впечатлений – духовно-нравственной «закваски» личности идущей от взрастившей его среды. Несмотря на недоверие к «московского государства людям», послы уговорили Михаила, «и в мыслях не желавшего воцариться в таком великом государстве», не снимать с себя «воли Божией». В большинстве случаев работы такого рода выполняются по заказу.
Куда важнее для живописца работать так, «чтоб никакого не было упущенияв подражании натуре, которое составляет существенность живописи» (Там же. Его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802, ГТГ) и купца Водовозова (1814, ГРМ) с портретами Астаповых (1827) и Д. Соболева (1834, все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова. Особенно ощутимо влияние картины Лосенко «Жертвоприношение Авраама», вполне, впрочем, объяснимое сходством мотива: чудесное спасение людей небесным посланником. Он должен уметь изобразить «добродетели, страсти и пороки согласно с повествованием и располагать всякое историческое представление выгодно для картины», для чего «потребны ему остроумие и память, дабы не только ведать исторические и преданием возвещаемые деяния, но знать и обычаи относительные ко временам сих приключений. Со знанием дела изображает воинское снаряжение и церковные облачения. Как и все ведущие художники своей эпохи, У. писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810, ныне ГРМ). Светом и цветом выделены две группы, образующие вместе с центральной фигурой пирамиду.
СПб., 1826. В описании замка, сделанном в феврале-апреле 1801 года Августом Коцебу, есть указание, что «в обширной зале, отделанной под желтый с пятнами мрамор», «висят шесть больших исторических картин, вышиной в восемь аршин и шириной приблизительно в шесть».
Такие изображения создаются как «сочиненные» – комбинированные из копии и необходимой атрибутики и мимикрируют под натурные, чаще всего парадные портреты. Самые знаменитые его картины: «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» и «Взятие Казани войсками Ивана Грозного», написанные для Михайловского замка по заказу императора ПавлаI и картина «Торжественный въезд Святого Александра Невского во Псков» – это полотно ему заказала императрица ЕкатеринаII – находящаяся в Александро-Невской лавре. Посланные им в Петербург копии с картин П. Веронезе и Г. Рени были приняты по достоинству. Главный герой, как и положено, на белом коне в красном плаще. Главным наставником его был Д. Левицкий.
Светом и цветом выделены две группы, образующие вместе с центральной фигурой пирамиду. «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет. »– так прочитывается смысл композиции. Материалом к написанию картины «Испытание силы Яна Усмаря» для Григория Угрюмова послужила «Повесть временных лет». Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Энергичным жестом он указывает на группу идущих перед его конем пленников. Притом избирают на том самом заседании, где отклоняется предложение ввести в статус «членов–покровителей», список которых возглавляет имя Александра I. Угрюмов становится членом масонской ложи «Избранный Михаил».
В Академию Угрюмов попадает благодаря – или, во всяком случае, – в связи с одним из грандиозных начинаний императрицы: «русская Минерва», как именует ее Дидро, собирает в Петербурге представителей всех сословий (исключая, разумеется, крепостное – помещичье и монастырское крестьянство) на заседание Комиссии по составлению Нового Уложения – свода законов Российской империи. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора. Произведения Угрюмова, при всей их театральности и композиционной условности, свойственной исторической живописи классицизма, присуще тяготение к темам национальной истории, к героической взволнованности образов (Избрание Михаила Фёдоровича на царство, Взятие Казани – оба 1800, ГРМ). В картине Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. По окончании академического курса в 1785г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787г.
Уменье внимательно изучать натуру выступает здесь с еще большей силой и убедительностью. Так официально определяется расширенный – оценочный – смысл термина «исторический»: «исторически значимый», а не «удаленный во времени, принадлежащий прошлому». И на самом деле, огромное полотно, в котором звучал мотив рыцарственного великодушия победителя к побежденным, весьма любезный склонному к самообольщению императору, но отнюдь не чуждый и художнику (вспомним пленных рыцарей у стремени Александра Невского), написано достаточно равнодушной, хотя и вполне профессиональной рукой. А меж тем этот «род» в Академии указом 1795 года признан важнейшим: все иные рассматриваются как подчиненные ему.
Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). В 1794 получил звание «назначенного» в академики, а через год приступил к разработке программы на тему «Испытание силы Яна Усмаря» (1796, ГРМ). О природном царе Михаиле Федоровиче, – отвечал атаман. Даже 1812 год не побудил мастера к созданию исторического полотна.
А впереди – романтическая свобода ничем не стесненного развития «в хорошую или дурную сторону». Но все усилия оказываются напрасными.
В этом отношении он шел в ногу с современными европейскими мастерами, правда, еще не приблизился к работе на открытом воздухе. Среди этих работ картины «Детские вакханалии» и «Смерть Лукреции» (1783 г. ). Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г.
Первая – томно–печальные, очевидно, обсуждающие великодушие русского князя крестоносцы, резко контрастирующие с привычным для нас образом «псов» и воплощающие идею благородной рыцарственности противников (эта идея впоследствии окажется весьма близкой Павлу и в полную силу прозвучит в одной из картин Михайловского замка). С. 19). Более того, он помещает слева совсем уж «неканоническую» группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. Не исключено, что художник исполнял мягкое пожелание венценосной бабушки.
Пятнадцать лет он провел в Академии художеств как ученик. Да это и не это было важно в работе по программе. Угрюмов явно использует упомянутый выше эскиз для «Александра Невского».
Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Какое достоинство в Победителе Казани. В 1785 Угрюмов получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. е. По возвращении в Петербург (1790) Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: Торжественный въезд Александра Невского в город Псков (1793), Взятие Казани войсками Ивана Грозного (1797—1799), Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (не позднее 1800). Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова и доктора И. К. Каменецкого.
Козлов, П. И. Но у этой линии были и ответвления. Самый большой и детально проработанный эскиз хранится в фондах Третьяковской галереи. Художник, наполненный любви Отечества, он достоин предавать бессмертию славу Российских героев, – писал о нем почетный любитель Академии М. Н. Муравьев. » И пришёл к нему киевский кожемяка и рассказал про своего младшего сына – Яна Усмаря (другие варианты написания – Усмошвец, Усмович или Ушмовец), который большим ростом не отличался, но был столь силён, что мог разодрать кожу руками. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г.
Или преподнести ей поучительный урок. 976). Пенсионер АХ в Риме (1787-90).
Судить о ней трудно – портрет М. И. И оно неуловимо напоминает другое лицо – с автопортрета Ф. И. Муравьев выражает отношение к художнику как прямому продолжателю и живописных и педагогических традиций Лосенко и пишет: «Потерю его («Живописца Андромахи») заменяет нам художник Взятия Казанского картинами, Отечеству посвященными. Это привело к победе древнерусского войска: «и кликнули русские и побежали печенеги и гнались за ними русские избивая их и прогнали». С. 41), что противоречит сведениям, приводимым очевидцем события (Курбский, 1902.
Вельможа, заложив – по моде своего времени – основы родовой портретной галереи, «стремился к тому, чтобы со стен на него глядели знатные персоны, связанные с ним или с его отцом узами родства или дружбы» (Станюкович В. К вопросу о картинных галереях русских вельмож XVIII века. Он писал иконы для Казанского собора и для собора в Одессе. Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков (1793, ГРМ). Ломоносова, – М. Е. Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. Правую руку он приложил к сердцу, а левой как бы отмахивается от предложения. – картин Угрюмова.
Именно эта «закваска» определяет активность внутренней жизни личности, качественного уровня ее вписанности во время, взаимооотношений с ним – того, что именуется миропереживанием и ложится в основу индивидуального мировоззрения. После этого Ян Усмарь вышел на бой против печенежского богатыря, «и схватились и удавил муж печенежина руками до смерти». Испытание силы Яна Усмаря, картина Григория Угрюмова // Северное сияние. В Русском музее проходит выставка к 250-летию со дня рождения одного из мастеров русской живописи— Григория Угрюмова (1764–1823).
Какое выражение силы в Печенежском единоборце. Угрюмов Григорий Иванович был одним из первых российских художников исторического жанра. Уловил ли молодой царь подтекст – не такой уж и крамольный. Так же он должен ведать состояние души человека и происходящие от страстей движения. Кожемяку и его отца Владимир сделал знатными людьми. Почти без изменений перенесена из него в картину голова, да и сама фигура главного героя жест «благодетельной десницы» восходит к «Медному всаднику» воин, наклонившийся к трофеям, повторяет античного «Точильщика», весьма любимого художниками. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством.
Во времена Александра I заказов на исторические картины он больше не получал, но продолжал разрабатывать интересующие его темы из национальной истории в эскизах: например, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (начало 1800-х, ГТГ). За эти монументальные произведения их автор в 1800 году получил звание профессора. В 1785 году он получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. Так официально определяется расширенный – оценочный – смысл термина «исторический»: «исторически значимый», а не «удаленный во времени, принадлежащий прошлому». Русская живопись XVIII века увлеченно осваивает образ человека. Вельможа, заложив – по моде своего времени – основы родовой портретной галереи, «стремился к тому, чтобы со стен на него глядели знатные персоны, связанные с ним или с его отцом узами родства или дружбы» (Станюкович В. К вопросу о картинных галереях русских вельмож XVIII века.
Федор Никитич Романов-Юрьев – двоюродный брат царя Федора Иоанновича, последнего из Рюриковичей. Резонанс картин Угрюмова был по тем временам огромен. До того лишь «назначенный», 5 октября 1795 года он получает программу для картины на звание академика и пишет «Испытание Яна Усмаря»: «В присутствии Великого князя Владимира российский воин – сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком»»»». Это день русской победы на реке Чернишне в сражении, положившем начало контрнаступлению русской армии под Москвой. Они также говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции. По словам искусствоведа Нонны Яковлевой, «движение остановлено в тот естественный, но почти неуловимый глазом момент, когда перед решительным рывком замирают на миг наливающиеся каменным напряжением мускулы человека». А главное – живой смелый взгляд блестящих, освещенных еще не ушедшей мыслью глаз.
Несколькими годами ранее в книге «Понятие о совершенном живописце» (СПб., 1789) Архип Иванов в главке «Историческая верность существенная ли есть принадлежность живописи. » утверждает, что хотя художник и «обязан наблюдать верность» истории, но «сия его обязанность не относится к существенности живописи» и добавляет: «Если я пожелаю научиться истории, то не стану в рассуждении сего советоваться с живописцем, который не иначе как по случаю историк» (Там же. Будущий царь долго отказывается. Теперь, в этой по сути первой собственно исторической картине художник проявляет полную художественную самостоятельность. Преннера. С. 40, 43).
Именно в угрюмовском, вольном и творческом, духе будут рисовать в Академии Кипренский и Брюллов. Но по дремучим русским лесам еще бродили шайки разбойников, жгли и грабили села и деревни. Антропова, созданный по заказу Синода (1770, ГРМ). Меч, лежащий между ними, как бы закрепляет эту связь. Иван Грозный, величественный и неприступный, в то же время великодушен.
В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. С ним, казалось, пришло время расцвета исторической живописи. Копирование антиков считалось единственным путем к постижению «идеально-прекрасного». Гравюра с Фемидой и книги на столе – законодательную и просветительскую деятельность.
Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора. Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. Шубина (ГРМ). Потому национально-историческая живопись снова утрачивает свою актуальность.
Угрюмов стал реформатором всей педагогической системы в Академии художеств. За спиной Яна Усмаря стоят его отец и брат. Он придумывал задания на смешанные техники (сангина и уголь). Парадоксально ли. Вторжение Наполеона в Россию на время прекратило эту полезную деятельность Общества.
Глядя на картину, нетрудно представить, как непросто было вырвать кусок шкуры из массивной туши быка, оказывавшего явное сопротивление. Сочинено для учащихся художником И. У». А пока – летом 1791 года Угрюмов принят на вакантное место преподавателя в класс исторической живописи, выполняет по заказу государыни плафон «Апофеоз Петра» для купола беседки «Храм розы без шипов» в парке Александровой дачи под Павловском и получает заказ на создание двух произведений для вновь отстроенного Троицкого собора Александро-Невской лавры – образа «Вознесение Христово» и картины «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1791, ГРМ). Но больше ни одной картины из истории России Угрюмов не написал. Русская историческая наука делала в то время свои первые шаги.
Картина построена по правилам академической классической композиции. Соколова и Г. И Козлова он остается преподавателем класса исторической живописи. Отказывается от фризового построения, разворачивает шествие по пологой восходящей диагонали, навстречу взгляду европейского зрителя и таким образом еще «замедляет» грациозный шаг белого коня. Ломоносова, – М. Е. Со знанием дела изображает воинское снаряжение и церковные облачения. Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св.
Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Правую руку он приложил к сердцу, а левой как бы отмахивается от предложения. Условия ли великой спешки тому виною (как раз в эти дни Академия вызвала великий гнев самодержца медлительностью выполнения его заказов) или в самом деле и в первом и во втором случае мотив был навязан сверху и не тронул чувств художника, но глуховатая по колориту (если не считать расцвеченности одежд ханских жен) картина изобилует «цитатами». С. 537) и гроза Академию миновала.
Первая – томно–печальные, очевидно, обсуждающие великодушие русского князя крестоносцы, резко контрастирующие с привычным для нас образом «псов» и воплощающие идею благородной рыцарственности противников (эта идея впоследствии окажется весьма близкой Павлу и в полную силу прозвучит в одной из картин Михайловского замка). Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. Почетный любитель Академии Н. М.
Раздались голоса недовольных: Кто принес такую грамоту, кто, откуда. Советует Урванов также наблюдать за телодвижениями людей в «мыльнях», так как «они самою натурою производимы и таковыми иногда бывают, каковые даже искусному художнику редко на мысль притти могут». – спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Император лично утвердил тематику картин для Воскресенского зала.
А его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802 г., ГТГ) и купца Водовозова (1814 г., ГРМ) с портретами Астаповых (1827 г. ) и Д. Соболева (1834 г., все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова. Осада и взятие Казани русскими войсками под руководством Ивана Грозного в 1552 году завершили третий Казанский поход (июнь – октябрь 1552) и положили конец существованию самостоятельного Казанского ханства.
Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552г. И оно неуловимо напоминает другое лицо – с автопортрета Ф. И. Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800 г., ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. Личность предстает в ней разными гранями: в петровскую эпоху – как государственная в елизаветинскую – гедонистическая в екатерининскую – как просвещенная, культивированно разумная в конце века наступает черед частного человека, это время сентиментализма с его культом нежных чувств и простодушных радостей жизни. Потому национально-историческая живопись снова утрачивает свою актуальность. На него выпустили разъяренного быка.
Т. 1. За картину «Испытание силы Яна Усмаря» (1796) художник получает звание академика. Фигура его особо выделена среди других членов посольства.
С. 27). Автор знал и помнил привычки портретируемого. Угрюмов родился в Москве.
Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова и доктора И. К. Каменецкого. Сюжет «Венчания» 11 июля того же 1613 года в Успенском соборе – торжественный и для живописца самый что ни на есть выигрышный: пышная красочная церемония давала простор кисти.
Усвоенный первыми поколениями русских художников пиетет перед «поэтами живописи» превращал судьбу исторического живописца в желанный профессиональный ориентир. С. 49). Рядом с ним его воины с поднятыми вверх пиками. А главное – живой смелый взгляд блестящих, освещенных еще не ушедшей мыслью глаз.
Именно этот момент изобразил на полотне Григорий Угрюмов. И дело было не только в официальном признании исторической живописи вершинным «родом», не только в медалях, пенсионерстве и заказах двора. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Кутузова кисти Угрюмова утерян.
Портреты Серебрякова и его жены передают типы чисто русских людей. Куда важнее для живописца работать так, «чтоб никакого не было упущенияв подражании натуре, которое составляет существенность живописи» (Там же. Нужно сказать, что в «умозрении» автор, явно имея вкус к теории и систематизации, был куда основательнее, нежели в «опытах». Он вел занятия поочередно с И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др. Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна.
Одно оставалось неизменным – тот профессиональный престиж, каким пользовался в Академии художеств исторический художник. С. 41). Он, вероятно, следовал призыву своего современника, теоретика А. А. Писарева, писавшего в то время: «Нужно, чтобы историческая картина служила не только в пользу зрителя, но еще и пленяла». Под его руководством хотел заниматься Карл Брюллов.
Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Облагороженный исполненный внутренней значительности, образ много теряет в своей жизненной убедительности даже в сравнении с очень несовершенным натурным оригиналом и проигрывает рядом с посмертным же портретом князя А. М.
Нева с кораблями и Петропавловская крепость за окном – основание флота и северной столицы. «Отступление Сигизмунда дало досуг заняться избранием царя всею землею. Аргуновым.
Рядом с ним его воины с поднятыми вверх пиками. Одна из самых лучших работ Угрюмова — картина «Испытание силы Яна Усмаря» (1796–1797, Русский музей, Санкт-Петербург).