Картина Васнецова Призвание Варягов

Васнецов Виктор «Призвание варягов»

Старший, Рюрик, начал княжить в Новгороде. Однако вне зависимости от связи со Старой Руссой «варяги-русь» могли участвовать в призвании других «варягов-руси», поскольку в летописях упоминается о том, что местное население и до призвания Рюрика платило дань неким варягам, а археология фиксирует скандинавское присутствие на данной территории уже с середины VIII века10. Однако норманизм как обоснование пресловутого «интернационализма» стал в 1920-е годы господствующим учением в борьбе против «извечного великорусского шовинизма». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Имя реки, в свою очередь, осталось от ранее проживавших здесь балтийских племен35. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерево, Гнездово, Шестовица и др. ) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов).

«Словарь русского языка XI—XVII веков», опираясь на большое число примеров из исторических источников, определяет «нарядъ» как «порядок, устройство, правопорядок, организация», «деятельность по устройству, организации чего-либо, руководство, управление, надзор», «приказание о посылке на работу, на службу, задание, назначение, приказ, распоряжение» и др. Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение. Рассказ о призвании варягов в Повести временных лет, по мнению исследователей, восходит к сказанию, бытовавшему в княжеско-дружинной среде, он может быть неточным и неверным в деталях, кроме того, он подвергся летописной переработке (дата, упоминание некого варяжского племени русь, фраза «взяли с собой всю русь» и др. ), но в целом отражает реальную историческую обстановку. Выражение «наряда въ ней нтъ» понимается, как указание на отсутствие порядка. Лингвисты Р. А. Агеева, В. Л. Васильев и М. В. Горбаневский считают, что первоначальное название города (Руса) происходит от гидронима — реки Порусья, которая в древности называлась Руса. Кузьмин исключительно славянские названия, например: Новгород, Изборск, Белоозеро (последнее к тому же было расположено в землях угро-финского племени веси, куда еще не проникли славяне). Именно Байер вывел три главных принципа, к которым впоследствии обращались все норманисты.

Укажите какой эпизод 
славянской истории 
запечатлен на картине

Укажите какой эпизод славянской истории запечатлен на картине васнецова призвание варяжских князей

Вот таким образом любая роль славян в строительстве собственного государства решительно отвергалась. Учитывая то, что книга шведа вышла в 1615 году, получается, концепция о варяжском влиянии была описана аж за век до немцев. Известны договор 878 года в Ведморе между королем Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумом, договор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королем Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине Сены, Хрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения. Существует мнение, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало, а известие о них – результат неправильно поданного летописцем иностранного текста, который сообщал, что Рюрик пришел к славянам со своим домом (княжеским двором, знатью) – «сине-хус» и дружиной – «тру-воринг».

Вывод о славяноязычии варягов вытекает также из того, что города, которые они основали по своему приходу в Северо-Западную Русь, носят, на чем правомерно акцентировал внимание А. Г. К тому же тогда шел четкий курс в правящих кругах – сближение с Западом. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик, слова18: варяги, колбяги, гриди, тиун, вира, стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и другие. Так историк Арист Аристович Куник (1814-1903) упоминает интереснейшего персонажа – шведского путешественника Петра Петрея де Эрлезунда (Peter Petreus de Erlesund), который в труде «Московская хроника» (Regni Muscowitici Sciographia, Стокгольм, 1615) провел происхождение русов-варягов от германоязычных балтийских племен.

Репродукция картины 
Призвание варягов

Репродукция картины Призвание варягов

Правда, полагаться на Петрея де Эрлезунда надо с опаской. Ему принадлежат росписи киевского Владимирского собора. Нельзя писать верную историю, опираясь на личные предрассудки и политическую конъюнктуру. Наибольшие споры вызывает этническая принадлежность призванных на княжение варягов.

Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора (др. -рус. Теперь мы знаем, что государственность у восточных славян возникла раньше «призвания варягов». О более раннем названии поселения ничего не известно.

репродукция картины 
«Призвание варягов»

репродукция картины «Призвание варягов»

Пришедшие в 1917 году к власти большевики полностью уничтожили старый порядок, объявив господство «интернационализма». Аргументация Миллера и Байера связывала Россию с Европой едиными корнями, а значит, Империя могла участвовать в большой политике по праву «равного брата». Другой ученый, Глеб Сергеевич Лебедев, называл славян самым мореходным народом той эпохи и на обширном примере доказывал их культурное превосходство перед «дикими», как он выражался, саксами.

Он вольно обращался с источниками, комментировал их на свой лад, специально не приводил «ненужные» ему факты. И по теории Петрея де Эрлезунда скандинавский король получался не завоевателем, а полноправным наследником, пришедшим забрать земли «братского» русского народа, оставшиеся без хозяина после вымирания шведской династии Рюриковичей. Так имеется значительное смысловое совпадение летописного призвания варягов с эпизодом из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трём братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти».

В 1934 году возобновляется преподавание истории в школах (отмененное большевиками в 1920-е годы), начинается реабилитация национальных традиций. Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права, правового обычая. Но в 862 г., как гласит «Повесть временных лет», варягов изгнали.

Племенные союзы, в которые входили и словене, в середине IX века платили им дань. Вот таким образом, чтобы установить истину, следует привлекать и другие источники. А. А. Амальрик считал, что летописная хронология является вымышленной, сказание о призвании варягов было сагой, бытовавшей среди скандинавов в Новгороде и было записано составителем Новгородского свода 1050 года, а Рюрик мог появиться в Новгороде и Старой Ладоге в 920-х — 930-х годах6. Через некоторое время между племенами начались усобицы. Понятно, что немцы, объединившие свою державу и рвущиеся к гегемонии в Старом Свете, стремились показать себя в качестве главного «исторического» народа Европы.

«нарядникъ» — как «распорядитель, начальник, руководитель», «назначающий людей на работы и следящий за их исполнением»20. В те годы внутренняя политика СССР претерпевает существенные изменения. «Наряд» в данном случае рассматривается исследователями как порядок, в том числе правовой порядок, отсутствие которого восполняется заключением договора («ряда») с правителем который должен рядить (править, управлять21) по ряду, по праву (в соответствии с «рядом» — договором и правовыми нормами)910. В 1904 году А. А. Шахматов в своём исследовании показал, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке5.

васнецов призвание варягов описание картины

А вместе с этим возвращается и антинорманизм – как доказательство особого «славянского пути», особого пути русской нации. Ранняя большевистская партийная демократия перерождается в сталинский культ личности, а вместе с этим происходит «национальный» поворот. По краткому и наиболее раннему и авторитетному изложению Повести временных лет, было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси: «И ркоша: «Поищемъ сами в соб князя иже бы володлъ нами и рядилъ по ряду, по праву»1. Еще Ломоносов отмечал, что немцам Миллеру и Байеру было чуждо все русское. Соединив мотивы средневековья с атмосферой сказки, преобразовал русский исторический жанр.

Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской первой летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» (построил) Новгород36. Хазары не властвовали в России далее Оки: Новогородцы, Кривичи были свободны до 850 года. В число варягов включены свее (шведы), урмани (норманны), аньгляне (англичане), готе (готландцы). Но в последние годы в двух актах научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН было отмечено, что «вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решённым археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно»32. Для того чтобы их прекратить, решено было призвать князя со стороны.

Описание картины 
Виктора Васнецова 
«Варяги»

Описание картины Виктора Васнецова «Варяги»

Кроме того, название этого поселения (Руса) известно только с середины XI века, которой датируется берестяная грамота 526: «На Бояне въ Роусе гр (и)вна, на Житоб (о)уде въ Роусе 13 коуне и гр (и)вна истине»34. Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Традиционно основателями норманнской теории принято считать ученых-немцев русского подданства Готлиба Зигфрида Байера (1694 – 1738) и Фридриха Герхарда Миллера (1705 – 1783). Принципы «русского стиля» развиты им также в области архитектуры и дизайна. По исследованным памятникам археолог Г. С. Лебедев датировал возникновение Старой Руссы рубежом X—XI веков33. Летописи перечисляют народы, которые входят в общность именуемую варягами: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне ини и готе, тако и си» (Повесть временных лет1).

Выступив за разжигание «пролетарской войны», коммунисты сдвинули проблемы древней истории на обочину. рядъ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской). Разночтение состоит в склонении слова «русь» во фразе «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» или «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь». В этой же летописи сказано, что в Новгороде население постепенно сменилось на варяжское, «а прежде были словене». «Старорусскую русь», существовавшую, по его мнению, ещё до призвания Рюрика, Фомин локализует на территории всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь»31.

Как гласят некоторые полулегендарные источники, после смерти одного из новгородских князей (посадников) на территорию словен пришли варяги. Это, конечно, легенда, тем более внесенная в летопись в XI веке, то есть гораздо позже описываемых событий.

  1. Виктор Михайлович Васнецов1848-1926
  2. Истина Древней Руси и Великой России
  3. Словене: племя, которое основало Великий Новгород
  4. История государственности в искусстве
  5. 1869 Академический рисунок Два натурщика

При этом Мельникова и Петрухин указывают на имеющиеся в данном летописном рассказе параллели с традиционными правовыми формулировками. Стал известен как основоположник «русского стиля» в искусстве. Пришли братья Рюрик, Трувор и Синеус. Он, как и Байер, широко опирался на аналогии имен: Рюрик – Рудрих, Синеус – Синаус и т. д.

Некоторые ученые отождествляют Рюрика Новгородского с Рериком Датским, норманнским лидером, совершавшим набеги на страны Западной Европы (до 860). Уважения к славянам они не питали, писали ученые во времена режима «бироновщины», когда повсюду насаждалась немецкая культура.