Картина Васнецова Призвание Варягов Описание
Васнецов Виктор «Призвание варягов»
Известны договор 878 года в Ведморе между королем Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумом, договор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королем Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине Сены, Хрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения. В ряде поздних источников появление варягов их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия.
В предании летописи не все ясно и достоверно. Слова Тиун, Вира и прочие, которые находятся в Русской Правде, суть древние Скандинавские или Немецкие (о чем будем говорить в своем месте). – VI. Но Тимковский, обаянный шлецерианизмом, находя в этих приведенных нами словах летописи абсолютное неиспровержение идеи скандинаваманов, придумал для соглашения летописи с мнением Шлецера извратить текст под видом исправления так: «реша Руси Чудь, Словене и Кривичи».
Кузьмин исключительно славянские названия, например: Новгород, Изборск, Белоозеро (последнее к тому же было расположено в землях угро-финского племени веси, куда еще не проникли славяне). Для прекращения межплеменных конфликтов, представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры— «от варяг или от полян или от хазар или от дунайчев». На «начальной летописи» дело не остановилось: ее несколько раз переделывали и дополняли, сводя в одно повествование разные сказания и исторические записи, тогда существовавшие в Киеве и других местах. Но в последние годы в двух актах научно-исследовательской экспертизы Института Российской Истории РАН было обращено внимание, что «вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решённым археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно». Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг или от полян или от хазар или от дунайчев», по другой версии — Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен потомок «из чрева средние дочери его Умилы», то есть Рюрик.
Летописи перечисляют народы, которые входят в общность именуемую варягами: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне ини и готе, тако и си» (Повесть временных лет1). Однако в первоисточнике слова «порядок» нет. В 1904 году А. А. Шахматов в своём исследовании показал, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке5.
Ему принадлежат росписи киевского Владимирского собора. В число варягов включены свее (шведы), урмани (норманны), аньгляне (англичане), готе (готландцы). Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. Стал известен как основоположник «русского стиля» в искусстве. При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником— судья, правитель княжества. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами.
О скандинавском происхождении варягов могут свидетельствовать различные иностранные письменные источники, данные археологии и языка. Существование Старорусской руси ещё до призвания Рюрика В. В. Фомин напрямую связывает не только со Старой Руссой, но и с территорией всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь».
Так произошла династия, объединившая под своею властью племена русских славян. «Старорусскую русь», существовавшую, по его мнению, ещё до призвания Рюрика, Фомин локализует на территории всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь»31. Как гласят некоторые полулегендарные источники, после смерти одного из новгородских князей (посадников) на территорию словен пришли варяги. Для того чтобы их прекратить, решено было призвать князя со стороны. Выражение «наряда въ ней нтъ» понимается, как указание на отсутствие порядка.
Укажите какой эпизод славянской истории запечатлен на картине васнецова призвание варяжских князей
Но в 862 г., как гласит «Повесть временных лет», варягов изгнали. – II. И вызвались три брата с своими родами и с дружиною (летописец думал, что они взяли с собою даже все племя русь). Между тем известно, что греки не смешивали знакомое им племя русь с варягами также и арабы, торговавшие на Каспийском побережье, знали племя русь и отличали его от варягов, которых они звали «варангами».
По старинному преданию, первым летописцем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. По краткому, но наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.
В этой повести рассказ был расположен по годам (считая годы или «лета», от сотворения мира) и доведен до 1074 г., до того времени, когда жил сам «летописец», то есть составитель этой начальной летописи. Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). Сие нарицательное имя обратилось в собственное. При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — правитель княжества.
Репродукция картины Призвание варягов
– III. Вот таким образом, чтобы установить истину, следует привлекать и другие источники.
Согласно Лаврентьевскому списку ПВЛ и Новгородской летописи это был Новгород, однако по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев «срубил» Новгород. В ряде поздних источников появление варягов их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Так имеется значительное смысловое совпадение летописного призвания варягов с эпизодом из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трём братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти». Этот сын и был Рюрик.
По краткому и наиболее раннему и авторитетному изложению Повести временных лет, было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси: «И ркоша: «Поищемъ сами в соб князя иже бы володлъ нами и рядилъ по ряду, по праву»1. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Через некоторое время между племенами начались усобицы. Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. И они решили найти себе князя, который бы владел ими и устроил у них справедливый порядок.
Однако вне зависимости от связи со Старой Руссой «варяги-русь» могли участвовать в призвании других «варягов-руси», поскольку в летописях упоминается о том, что местное население и до призвания Рюрика платило дань неким варягам, а археология фиксирует скандинавское присутствие на данной территории уже с середины VIII века10. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик, слова18: варяги, колбяги, гриди, тиун, вира, стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и другие. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Русские имена кажутся Скандинавскими: по крайней мере не могут быть изъяснены иначе.
Имя реки, в свою очередь, осталось от ранее проживавших здесь балтийских племен35. Истоки таких сюжетов прослеживаются у разных народов. Но в последние годы в двух актах научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН было отмечено, что «вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решённым археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно»32. Имена трех Князей Варяжских – Рюрика, Синеуса, Трувора – призванных Славянами и Чудью, суть неоспоримо Норманские: так, в летописях Франкских около 850 года – что достойно замечания – упоминается о трех Рориках: один назван Вождем Датчан, другой Королем (Rex) Норманским, третий просто Норманом они воевали берега Фландрии, Эльбы и Рейна. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси. Значит, люди, называвшиеся русью, говорили по-скандинавски и принадлежали к северогерманским племенам (были «gentis Sueonum», как сказал один немецкий летописец IX в. ) а страна, которую звали Русью по имени этих людей, была страною славянскою.
В Саксоне Грамматике, в Стурлезоне и в Исландских повестях, между именами Князей и Витязей Скандинавских, находим Рурика, Рерика, Трувара, Трувра, Снио, Синия. Соединив мотивы средневековья с атмосферой сказки, преобразовал русский исторический жанр. – IV. Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Другие историки считают, что «варяжская» легенда вполне соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии.
васнецов призвание варягов описание картины
Когда у них появился интерес к прошлому, они стали собирать и записывать ходившие между ними предания о былой жизни славян вообще и русских в частности и стали искать справок в греческих исторических сочинениях (византийских «хрониках»), переведенных на славянский язык. О более раннем названии поселения ничего не известно. Пришли братья Рюрик, Трувор и Синеус. «Наряд» в данном случае рассматривается исследователями как порядок, в том числе правовой порядок, отсутствие которого восполняется заключением договора («ряда») с правителем который должен рядить (править, управлять21) по ряду, по праву (в соответствии с «рядом» — договором и правовыми нормами)910. В этой же летописи сказано, что в Новгороде население постепенно сменилось на варяжское, «а прежде были словене». Д. С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния.
Кроме того, название этого поселения (Руса) известно только с середины XI века, которой датируется берестяная грамота 526: «На Бояне въ Роусе гр (и)вна, на Житоб (о)уде въ Роусе 13 коуне и гр (и)вна истине»34. «нарядникъ» — как «распорядитель, начальник, руководитель», «назначающий людей на работы и следящий за их исполнением»20. Лингвисты Р. А. Агеева, В. Л. Васильев и М. В. Горбаневский считают, что первоначальное название города (Руса) происходит от гидронима — реки Порусья, которая в древности называлась Руса. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской первой летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» (построил) Новгород36. Лебедев датировал возникновение Старой Руссы на рубежа X—XI вв.
А. А. Амальрик считал, что летописная хронология является вымышленной, сказание о призвании варягов было сагой, бытовавшей среди скандинавов в Новгороде и было записано составителем Новгородского свода 1050 года, а Рюрик мог появиться в Новгороде и Старой Ладоге в 920-х — 930-х годах6. Теперь мы знаем, что государственность у восточных славян возникла раньше «призвания варягов». Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области.
Описание картины Виктора Васнецова «Варяги»
Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Старший из братьев Рюрик основался в Новгороде, другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске (близ Пскова). Его свод, носивший название «повесть временных лет», переписывался в разных городах и также дополнялся летописными записями: Киевскими, Новгородскими, Псковскими, Суздальскими и т. д. По исследованным памятникам археолог Г. С. Рассказ о призвании варягов в Повести временных лет, по мнению исследователей, восходит к сказанию, бытовавшему в княжеско-дружинной среде, он может быть неточным и неверным в деталях, кроме того, он подвергся летописной переработке (дата, упоминание некого варяжского племени русь, фраза «взяли с собой всю русь» и др. ), но в целом отражает реальную историческую обстановку.
Но между ними начались усобицы и встал город на город и не стало в них правды. Принципы «русского стиля» развиты им также в области архитектуры и дизайна. Разночтение состоит в склонении слова «русь» во фразе «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» или «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь».
- Виктор Михайлович Васнецов1848-1926
- История государственности в искусстве
- Словене: племя, которое основало Великий Новгород
- Истина Древней Руси и Великой России
- Картина Васнецова "Призвание варяг"
- 1869 Академический рисунок Два натурщика
Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора (др. -рус. Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение. Старший, Рюрик, начал княжить в Новгороде. «Руссов, говорит он именуем и Норманами». Во-первых, по рассказу летописи, Рюрик с варяжским племенем русью пришел в Новгород в 862 г. Между тем известно, что сильное племя русь воевало с греками на Черном море лет на 20 раньше, а на самый Царьград (Константинополь) русь в первый раз напала в июне 860 г. Стало быть, хронология в летописи неверна и год основания княжества в Новгороде летописью указан неточно. В тексте летописи приводятся имена послов от киевских князей в Грецию эти послы — «от рода русского» и их имена не славянские, а норманские (таких имен известно почти сто).
Племенные союзы, в которые входили и словене, в середине IX века платили им дань. Наибольшие споры вызывает этническая принадлежность призванных на княжение варягов. «Словарь русского языка XI—XVII веков», опираясь на большое число примеров из исторических источников, определяет «нарядъ» как «порядок, устройство, правопорядок, организация», «деятельность по устройству, организации чего-либо, руководство, управление, надзор», «приказание о посылке на работу, на службу, задание, назначение, приказ, распоряжение» и др.
Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права, правового обычая. рядъ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской). В былое время варяги, приходя «из замория», брали дань с Новгородских славян, с кривичей и с соседних финских племен. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерево, Гнездово, Шестовица и др. ) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Число летописных сводов постепенно возросло всякая местность имела своих особых летописцев, которые начинали свой труд «повестью временных лет», а продолжали его каждый по-своему излагая историю главным образом своей земли и своего города.