Картина Верещагина Караван Вьючных Животных Описание
Список картин Василия Верещагина
Каменистые кручи, кое-где покрытые скудной растительностью, переходят в сверкающий белизной массив ледника. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. Вот некоторые из образов индийцев, запечатленные в верещагинских этюдах этого времени (1874–1876). Жители деревни нередко вспоминают о былом величии.
Лихорадка заставила его уехать в Петербург, а потом в Париж. Верещагин уговорил посла позировать и сделал его карандашный портрет. «Верещагинское творчество вливалось мощным потоком в общую борьбу передовой русской интеллигенции против российской полукрепостнической действительности, — пишет А. К. Лебедев. — Картины Верещагина привлекали внимание к героическому русскому солдату, то есть к тому же простому русскому народу, обрекаемому на тяжкие испытания войны, часто бросаемому на произвол судьбы и гибнущему в неведомых краях». Доведенный до отчаяния народ поднимался на вооруженную борьбу против колонизаторов.
По этому поводу М. М. Антокольский писал В. В. Стасову из Рима (8 октября 1874 года): «к сожалению, Петербург доказывал, что когда в море поднимается буря, то у них достаточно грязи для забавы. В пути можно было наткнуться на конный отряд бухарцев. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Положение путешественников осложнилось. В крепкой пружинистой фигуре кули чувствуется сила, выносливость, ловкость. Орудия защитников дали залп картечью.
На картине Василия Васильевича Верещагина вы видите караван вьючных животных
Командир отряда распорядился о ночлеге в небольшой крепости Чампандзи. Он наследовал престол после бездетного брата. Дальше Верещагиных ожидали труднопроходимые горные тропы и перевалы.
Самый главный лама монастыря находился в Лхасе при далай-ламе. Их Верещагин во множестве встречал на улицах индийских городов.
К тому же поездка в Среднюю Азию была небезопасной. С другой стороны прямо против Кремля разлилось огненное море по всему Замоскворечью. Итак, газетная баталия завершилась не в пользу верещагинских недругов.
Узнав о подвиге художника, спасшего товарища, командующий сказал ему при встрече: «Спасибо, спасибо за Эмана». Вскоре повторилась почти такая же история с преследованием противника, рукопашной схваткой где-то в лабиринте переулков и вовремя подоспевшими солдатами. С первой встречи оба понравились друг другу, разговорились. Здесь художника ждало разочарование. Когда Е. К. Верещагина почувствовала себя лучше, караван тронулся дальше. Дело едва не закончилось судебным процессом между художником и Лорчем.
Мюнхен — столица Баварии — был в то время крупнейшим культурным центром Южной Германии. Но переводчик преждевременным выстрелом спугнул медведей и охота не увенчалась успехом.
Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Верещагин удалился от шума и расположился на ночлег под сенью дерева с гнездами аистов. Лазоревая масса горного массива переходит в вершины, подсвеченные золотистым отблеском заката. Особенным нападкам подвергались три картины: «Забытый», «У крепостной стены.
Верещагин написал караван яков, груженных солью. Оно, по мнению художника, в Туркестане было еще более жалким, чем в Турции и Иране. Дети должны расти на родине. Он загорелся намерением устроить большую «Туркестанскую выставку», первую такого рода, чтобы познакомить общественность со Средней Азией.
Восток на картинах художника Василия Верещагина
Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Его болезнь продолжалась уже четыре месяца и не поддавалась никаким местным врачевателям. Этому грандиозному замыслу не суждено было реализоваться из-за начавшейся русско-турецкой войны, на которую отправился художник.
Около деревни на возвышении располагался старинный монастырь Добди. Сделка, однако, не состоялась. Охотник ушел и пропал. «Мы не делим ни его разочарований, ни подозрений, ни критических взглядов и смеем думать, что г. Верещагин с честью может оставаться в семье русских художников, что бы ни думал об этом г. академик Тютрюмов», — говорилось в заключение заявления одиннадцати.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости», например, отмечала их большое техническое достоинство, прекрасное владение кистью и колером. Опять бесконечные почтовые станции, просторы казахских и омских степей. Это решение академического совета можно объяснить двумя причинами. В 1877—1878 годах — участник действующей армии в русско-турецкой войне, тяжело ранен.
Нарядные участники церемонии — это не индийский народ, а только свита махараджи. Большинство этих живописных работ принадлежит к самым красивым созданиям во всем творчестве Верещагина. Вблизи деревни Хемис находился большой монастырь. Командующий и его свита расположились в самаркандском дворце эмира.
Полы убраны туркестанскими коврами, вдоль стен расставлены предметы обихода, на стенах – оружие, а на картинах и этюдах представлена природа страны, ее люди, архитектура, сценки быта, в которых раскрываются обычаи и нравы историческое прошлое и настоящее этого края. Поездом они добрались до Аллахабада, расположенного у устья Джамны. В записках, состоявшего в Тверском ополчении, князя А. А. Шаховскаго, под заглавием «Первые дни в сожженной Москве», можно прочитать во всех подробностях, что представляла собою после ухода французов вся Москва вообще и в частности Успенский собор.
Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения.
Самая значительная работа в туркестанской серии верещагинских картин — «Апофеоз войны» (1871–1872). За первой попыткой штурма последовала вторая, третья. Всадники догнали ее и осыпали бранью. За телами коней, образующих оборонительный круг, лежат солдаты. Граф Сегюр пишет: «ночью его приближенные слышали его стоны и крики он громко признавался, что бедственное положение его солдат разрывает его сердце на части и, что, не смотря на это, он не может спасти их иначе, чем продолжительным пребыванием в каком-нибудь месте но где же остановиться им, не имеющим ни военных, ни съестных припасов, ни оружия. ».
Но есть в этих нищих дервишах и импозантных стражниках и нечто общее. У врага многократный численный перевес. Верещагин и здесь заинтересовался любопытным явлением природы и принялся за этюд.
» (1872) также отражено реальное событие, участником которого был Верещагин. Первый министр передавал вопросы короля, а скорее всего задавал их за него. На большее у задававшего их фантазии, как видно, не хватило.
В нем было много монахов и учеников-послушников. Русские власти запретили рабовладение. Потерявший очки Эман сослепу заехал в ров.
Художник Верещагин Василий Васильевич, картины с описанием – батальная историческая и жанровая живопись
Однако Академию он не закончил. А здесь, в Москве, вместо всяких льстивых приветствий только гул и треск страшного пожара. Их уносят на носилках, очевидно, для обряда погребения. Не ведая об опасности, безоружные русские солдаты беспечно разбрелись по долине.
Конь Верещагина споткнулся о него и художник тоже слетел, но успел удержать узду., т. е. С погонщиками волов пришлось расстаться. В пестрой, разноликой толпе мы видим и богатых всадников и дервишей в остроконечных шапках с кружками для подаяния и купцов и бедный трудовой люд — колоритные и достоверно-убедительные образы. После непродолжительного отдыха художник стал писать этюды окрестных заснеженных гор.
отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Другая картина индийской серии — «Великий Могол, молящийся в мечети, в Дели» — также выполнена технически превосходно.
Верещагин потратил большие средства, но к его приезду мастерская так и не была готова. Его можно резюмировать кратко все для себя — ничего для других.
Очередная военная командировка Василия Васильевича Верещагина оказалась последней. Непосредственные строители мастерской также оказались людьми недобросовестными, вымогателями. Новая феодальная верхушка так же жестоко угнетала трудовое население, как и прежняя. Поймали также довольно много рыбы. Художник стал отстреливаться. Вот, например, картина «Опиумоеды».
Возможно, сожжение трех картин было уступкой, компромиссом со стороны художника. В картине «У крепостной стены. Эти чувства улавливаются и в лицах солдат, суровых и мужественных. Здесь были не только взявшиеся за оружие горожане, но и солдаты бухарского эмира.
Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. В отношении российских соседей он проводил вероломную, недружелюбную политику. Прусская военщина всячески возносила победителя французов фельдмаршала Мольтке и в особенности творца и вдохновителя прусской милитаристской политики, «политики крови и железа», канцлера Отто фон Бисмарка. Сходство художник улавливал, разумеется, не в каких-то внешних, формальных аналогиях, а в народной самобытности, яркости.
Описание картины «Верблюд во дворе караван-сарая»
Художник высоко оценил многовековую индийскую культуру. В Петербурге Верещагин оставался недолго. Пришлось отбиваться врукопашную от наседавших на него повстанцев. Русские окружены со всех сторон и вражеское кольцо продолжает сжиматься.
Вскоре он заснул. Кашмирцы бьют здесь рыбу копьями. Пороховой дым застлал все впереди. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. Когда его пленила женственность Лидии Васильевны.
Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Встретились еще раз, потом еще и еще. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать.
«Торжествуют»: картина в деталях
В первый же день осады комендант крепости отправил гонца из местных жителей к генералу Кауфману с донесением и просьбой о подмоге, посылал он гонцов и в последующие дни, но ответа все не приходило. Вероятно, кто-то распустил слух о всемогуществе русских гостей, которые могут и врачевать. Ну, ничего не меняется, хоть и больше 100 лет прошло.
В выражении его лица угадывается борьба между скупостью и страстью приобретательства. Один из русских, офицер, стоит во весь рост, другой привстал на колени. «Все было ограблено и разрушено: рака святого митрополита Петра не существовала и мы, собрав обнаженные от одежды и самого тела остатки его, положили на голый престол придела гробница над бывшими еще под спудом мощами митрополита Филиппа была абсолютно ободрана, крышка сорвана от самого купола до пола, кроме принадлежавшего к раке св. Вот таким образом Верещагин отказался от первоначального своего намерения дать картине название «Апофеоз Тамерлана».
Лама оказался семейным человеком исключением из общих правил. Положение начинало принимать серьезный оборот.
Он собирался написать по меньшей мере два цикла картин об Индии, в одном показать величие и разнообразие ее природы, виды архитектуры – «прекраснейшие монументы», в другом, состоящем из 20-30 полотен, – «историю заграбастания Индии англичанами». Прусский король Вильгельм стал теперь германским императором. Невдалеке шли бои и пускаться в путь без сильной охраны было рискованно.
На картин в в верещагина вы видите караван вьючных животных
Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Да и вооружены они были старыми кремневыми ружьями. Встретились, словно старые знакомые. Разбудил его какой-то подземный гул.
Горшельдт не принимал реализма безоговорочно. Посетив оренбургскую тюрьму, Верещагин заинтересовался выразительными лицами двух осужденных, татарина и башкира и сделал их портретные зарисовки. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту – на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям.
Некоторых больных притащили на носилках. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Это они сами. Приехав в Петербург для устройства своей новой выставки, Верещагин первый сделал шаг, чтобы познакомиться со Стасовым и навестил его в Публичной библиотеке. Выразительна картина «В Индии. В качестве топлива жгли кизяк и степные кустарники.
Приблизившись к русскому отряду, они предлагают сдаться. Об этом художник и хотел сказать своим правдивым полотном. Старый переводчик-огнепоклонник еще раньше возвратился домой.
Многие из них — это вполне законченные произведения. А между тем давно ли. Между тем в моем распоряжении находится лишь тридцать казаков и вы, добрейший соотечественник, конечно, не захотите отнять их у меня.
Верещагин сожалел, что не смог участвовать во взятии города. Н. Каразин слышал от лиц, присутствовавших при осмотре выставки царем, что АлександрII, подойдя к трем крамольным картинам, «сделал недовольную гримасу и с выражением крайнего неудовольствия в голосе заметил следовавшему за ним художнику: В моей армии таких случаев быть не могло и не может» Нет оснований не верить этому свидетельству. Из Дели Верещагины возвратились в Агру. Высвеченная фигура охотника выписана на фоне внутреннего убранства юрты. Людоед» тематически служит продолжением предыдущей. Всего на ней было представлено тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка. Человека, принципиально отказывавшегося от наград и званий.
Игнорировать художника, быстро завоевавшего славу и признание, было невозможно. Из Ташкента Верещагин прежде всего отправился в Ходжент. При этом незамужние женщины уходили в монастырь. А уже в то время, когда художник находился в Индии, восстания крестьян происходили в районах Путны и Ахмаднагара. И вдруг на них надвинулась конная лавина бухарцев. Зато много такой войны, о которой не принято говорить.
Они носят длинные кофты из синей и черной материи. «Кутч-Банья» — человек с живыми, хитроватыми глазами, знающий себе цену и, как видно, умеющий за себя постоять. Подобных превращений мало можно указать в истории искусства». «Этот индийский владыка уже так низко пал, что считает за честь и счастье сидеть рядом на одном слоне со своим европейским барином и из верноподданнической услужливости и покорности велел даже выкрасить розовой краской все великолепные каменные здания Джайпура», — писал В. В. Стасов.
В крупнейших индийских городах появляются вывески британских фирм, банков. Но это было настоящим выходом из огня да в полымя. Напряженные фигуры солдат передают нетерпение, тревогу ожидания и решимость выиграть бой.
Прибрежная часть города быстро принимала европеизированный облик. На одном из пустынных перегонов Василий Васильевич подвергся нападению бандита, который, как полагал Верещагин, был в сговоре с ямщиком и, чтобы отделаться от злоумышленника, художник вынужден был применить оружие. С первых же дней она стала пользоваться у зрителей неизменным успехом.
Вопрос: На картине Василия Васильевича Верещагина вы видите караван вьючных животных
Сначала художник замышлял написать серию из десяти полотен, но выполнил только семь. Он решил отойти от классицизма. На месте Тургеня лежали одни развалины. Не известно, чем бы все это кончилось, если бы не подоспели на помощь русские солдаты.
Маслом Верещагин писал пока еще нечасто. Верещагин бросился навстречу отступающему взводу с криками: «Стой, стой. » — и оказался в самой гуще схватки. Нам ничего неизвестно, как поступали с французскими солдатами, уличенными в поджоге, грабеже или другом деянии, плохо совмещающемся с понятием о воинской чести вероятно, смотрели сквозь пальцы и самое большее, если капрал давал хорошего «раза» по затылку. Офицеры посылали нескольких солдат, но те отнекивались, один толкал вперед другого — смерть почти верная. Затрубили сбор и отряд стал выстраиваться, чтобы двинуться в обратный путь.
С наступлением сумерек то тут, то там можно было увидеть алое зарево. Местные жители встречали русского, как мог заметить художник, не всегда дружелюбно. Верещагинские «Двери Тамерлана», символизирующие средневековый восточный деспотизм, вызвали восторженные отзывы В. В. Стасова и И. Н. Крамского.
«Ночь на реке в Кашмире», «Вечер на озере», «Вечер в горах» передают красоту горных пейзажей в разное время суток, при различном освещении. Одному все же удалось добраться до штаба Кауфмана. По моему мнению, это — событие. И. Н. Крамской в письме к художнику К. А. Савицкому по этому поводу писал: «В обществе пошлом постоянно притворяющемся, достаточно человеку самые простые вещи назвать громко настоящим именем, чтобы произвести скандал неописуемый».
Предвидя возможное недружелюбие англичан, Верещагин заранее принял некоторые меры. Эмир, тучный, коренастый, любуется грудой отрубленных голов павших в бою русских солдат, доставленных во дворец в качестве «трофеев». И везде, где бы он ни находился, он писал свои замечательные полотна. Верещагин отправился вслед за русскими войсками. В свою очередь и его мюнхенский друг дорожил мнением Василия Васильевича о своих полотнах, однако это не исключало определенных идейных разногласий между обоими художниками.
Мысль художника о том, что захватнические, колониальные войны приносят бедствия и страдания не только покоренным народам, но и солдатам-завоевателям, которых заставляют воевать во имя чуждых им интересов, заложена в его картине «Забытый солдат». Визит принца в Индию преследовал далеко идущие политические и пропагандистские цели. Вскоре стало известно, что все они, кроме одного, были схвачены людьми эмира и казнены.
на картин в в верещагина вы видите караван вьючных животных
Но яростный лай и вой собак не дал уснуть. Это следы многовековой культуры, созданной руками людей и уничтоженной ордой завоевателей. Василий Васильевич Верещагин учился в Морском корпусе. В глубине идет уборка павших русских солдат, сложенных в правильный ряд. Все присутствовавшие при этом были изумлены дерзостью прапорщика.
Были и поколотые пиками и порубленные шашками. Он путешествовал по Западным Гималаям – в мусульманский Кашмир, перекресток древнейших путей Азии и в Ладак, средоточие буддийских монастырей и памятных ступ, область, прозванную «малым Тибетом». Здесь был один из центров индийского народного восстания 1857–1859 годов.
Картина «Нападение врасплох» (1871) изображает нападение неприятеля на тот самый русский отряд в горной долине, за которым наблюдал с крутого обрыва бухарский дозор. Около 40 этюдов приобрел Третьяков, дополнив свою коллекцию искусства Верещагина. Это бескровное взятие прежней столицы Тимура произошло 2 мая 1868 года. Приходилось бросать работу и готовиться к возвращению. Главой баварских реалистов в живописи был в то время Вильгельм Лейбль, портретист и жанрист. Он работал над бытовой исторической, портретной и пейзажной живописью.
Это скифы. ».
Окружающая местность была пустынной, малонаселенной. А тем временем потери защитников крепости росли день ото дня. Верещагин успешно передает пространство изображает атмосферу, яркость солнечного света. В Новом Чиназе стоял русский гарнизон.
10 самых страшных картин художника
Одним из них было Кульджинское ханство. Из всех картин туркестанской серии особо выделяется картина под названием «Апофеоз войны», написанная в период с 1870 по 1871 годы и которая хранится в Третьяковской галерее. Перед нами великолепная галерея дворца Тимура в Самарканде с легкими резными колоннами.
Работу над «Индийской поэмой» художник начал в 1876 году с ее заключительной страницы — с картины изображающей торжественный въезд принца Уэльского в Джайпур. В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Василий Васильевич узнал о представляющейся возможности поехать в Туркестан от старого друга Бейдемана.
Эту сцену Верещагин видел лично и сделал ряд зарисовок. Пожалуй, лучший из этих этюдов — «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», передающий восхищение художника одним из самых выдающихся шедевров средневековой индийской архитектуры. Когда вихрь пронесся, Василий Васильевич закончил этюд с видом на озеро.
Выражая настроения сановных и военных кругов, газета «Московские ведомости» издававшаяся махровым реакционером М. Н. Катковым, выступила с крикливой статьей, в которой Верещагин обвинялся не только в антипатриотизме, но и в том, что он действовал заодно с врагами русской армии. По ночам и утрам становилось очень холодно, особенно на перевалах. После осмотра Аллахабада Верещагины на поезде добрались до Баникпора.
Монастырские строения гималайских буддистов вписываются в суровые горные пейзажи. Архитектура этого памятника интересна своеобразным сочетанием индийских и арабо-мусульманских элементов. Пусть войдут. Картина «Продажа ребенка-невольника» (1872)— это гневный протест художника против рабства и самой омерзительной его формы — торговли детьми. Досчатые надгробия могил московских архипастырей были обнажены». Верещагин послал охотника поторопить носильщиков или хотя бы принести теплое одеяло и ящик с провизией.
Во второй половине апреля супруги Веещагины были уже в Бомбее и поселились в отеле «Бельведер-хилл». Своими еще неясными планами путешествия в Индию Верещагин поделился со Стасовым. Революционные бои 1848 года, прокатившиеся по Германии, как и по другим западноевропейским странам, не на шутку встревожили немецкие имущие классы. Художник не хотел связывать себя никакими правительственными заказами. Вскоре после появления клеветнической статьи в газете «Пионер» это письмо пришло из Лондона в адрес Верещагина. За оба раза пребывания в стране Верещагин побывал в Бомбее на западном и в Мадрасе на ее восточном побережье, в городах центра страны – Агре, Дели и других, посетил знаменитые древние храмы Эллоры, высеченные в скалах и молодой по индийским меркам город Джайпур, созданный в XVIII веке волей правителя-магараджи по математически строгому плану.
С носильщиками было много хлопот. Видимо, соображения материального порядка сыграли здесь далеко не последнюю роль. У одной женщины может быть 5 мужей. В Индии Верещагин получил извещение о том, что совет Петербургской Академии художеств присвоил ему 30 апреля 1874 года звание «профессора по живописи», минуя пять предшествующих званий — внеклассного художника, классного художника первой, второй и третьей степеней, академика, чего, как правило, не удостаивались другие кандидаты в профессора.
Описание картины Василия Верещагина «Апофеоз войны»
По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. При нем был неизменный альбом, который день ото дня пополнялся рисунками.
Картина «После неудачи», по мнению искусствоведов, более проста и выразительна, чем предыдущая. У каждого монаха была своя небольшая келья с балкончиком. Русских уже топчут конями, рубят шашками. Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Поворачивая такой барабан, верующий как бы произносит слова молитвы и доносит их до богов.
Описание картины Василия Верещагина «Мавзолей Шах-и-Зинда»
Царская цензура запретила воспроизводить картину «Забытый» на страницах печатных изданий, в виде гравюр или репродукций. Ночью на стоянках путешественники засыпали под вой шакалов. В небольшом городке Дарджилинге сделали привал.
Они сблизились, а потом и подружились. Комендант Заамина, как сообщает Верещагин, наотрез отказался пропустить его дальше. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный и без тени малейших надежд. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть.
Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя». Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Но вот послышались чьи-то шаги.
Художник и рисовальщик, Горшельдт сначала создавал охотничьи сцены, а потом увлекся батальной живописью. Для этой цели он, еще находясь в Индии, договорился о покупке земельного участка в предместье Мэзон-Лафит и о постройке на нем просторной мастерской. Впрочем, не всегда удавалось сохранять сдержанный тон. Случай довольно типичный для бюрократических и полицейских нравов европейских монархий.
От Лахора еще проехали некоторое расстояние по недавно построенной железной дороге, а дальше продолжили путь на почтовых лошадях, по знаменитому древнему Императорскому пути, по которому в течение тысячелетий передвигались купцы, путешественники, паломники, завоеватели. Крепость была ветхой, полуразрушенной и вряд ли в ней можно было долго продержаться, если бы пришли сюда из Кульджи значительные ханские силы. Первая из этих работ находится ныне в музее города Калькутты в Индии, вторая – в музее Бостона в США.
«Да здравствует император. » несется в воздух, крик восторга прорезывает тишину, воцарившуюся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова ринуться в кровавую сечу, несется в вечернем воздух, достигая до слуха великого императора. Ведь художник осмелился показать суровую правду о войне, тяжелых потерях, которые несли русские солдаты из-за просчетов командования. Оно знакомит с повседневной жизнью Средней Азии. Художника не пугали опасности и утомительность долгой поездки. Вода в озере была настолько горько-соленой, что никакая рыба в ней не водилась.
В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. В общем нестыковка какая-то. «Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх» передает суровую природу горного края.
Французы отступали по разоренной местности. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Ехал он мимо развалин старинной крепости Каштегермен, через Ходжент, Ура-Тюбе, Заамин. Пилоти писал полотна на исторические сюжеты. С восторженными отзывами о выставке выступили влиятельная столичная газета «Санкт-Петербургские ведомости» и некоторые другие органы печати.
Отсюда они двинулись к станции Шошаль, отклоняясь от тибетской границы. «Потом Наполеон, пишет некий чиновник Кербелецкий, пришедши несколько в себя, садится на лошадь и въезжает сам в Москву, в которую последовала за ним и конница, стоявшая до того вне заставы но, проехав Дорогомиловскую, Ямскую слободу и приблизясь к берегу Москвы реки, останавливается на правой стороне улицы, на береговом косогоре, сходит с лошади и опять расхаживает взад и вперед, но только уже покойнее. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). По представлениям верующих, ветер, развевая полотнища, доносит слова молитв до богов.
На первых порах его сопровождали два попутчика из местной знати. В ней показана красочно-бытовая, праздничная сторона среднеазиатской жизни. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Он не считал их своими единомышленниками и какого-либо влияния с их стороны не испытывал.
И действительно для французов уже наступали черные дни. Казашки в высоких головных уборах из белого полотна продают кумыс. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Женщины Ладакха заплетают волосы в мелкие косы и украшают их бирюзой и жемчугом. Это была тщательная подготовка к дальнему путешествию.
По мере приближения к сиккимской столице дорога становилась все многолюднее.
Это были его собственные слова. Уплата калыма за невесту бытовала у мусульманских народов. Вместо подорожных денег властитель Бухары снабдил своего посла напутствием — «выпутывайся из этого, как сумеешь». Обледенелую дорогу местами занесло глубоким снегом. Пенгонг, расположенный на границе с Тибетом, был конечным пунктом путешествия Верещагиных.
Верещагина обвиняли в «небывальщине», в «клевете на храброе туркестанское воинство». Наполеон, узнав о том, что Кремль остался в полной сохранности, решил возвратиться туда. Владимир Васильевич заведовал там художественным отделом.
Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. С правителем Коканда Худояр-ханом художник так и не встретился. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Хозяин выдавал тринадцатилетнюю дочь замуж.
Описание картины Василия Верещагина «Ночной привал великой армии»
Впоследствии Верещагин описал их в своих путевых заметках и опубликовал сначала в одной из газет, а затем со своими иллюстрациями в майском номере журнала «Всемирный путешественник» за 1874 год. Картина «Двери Тамерлана» переносит зрителя в средневековое прошлое, в эпоху процветания деспотических монархий, может быть самого Тамерлана. Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек.
Путешественники осмотрели храмы, которых было до десятка. Далее Н. Л. Тютрюмов договорился до того, что без зазрения совести ставил Верещагину в вину «компанейский способ» написания картин. Носильщики обвязывали ноги соломой, чтобы не скользить и не падать на обледенелой дороге.
Что за люди. «Эти последние имеют вид настоящих темных и грязных конур с нишами в стенах, войлоком и циновками на полу и глиняным очагом в углу или посередине комнаты, — писал Верещагин, — Тут нет ни стола, ни кровати. Пожалуй, оба привлекали Верещагина только как соотечественники.
Описание картины Василия Верещагина «После удачи»
Все они были переколоты штыками. Какая может быть индивидуальность у бездумных исполнителей чужой воли. Фиксируя свое внимание на достоверности образов и обстановки, Лейбль уходил от острых социальных мотивов, вот таким образом он не смог подняться до той высоты критического реализма, на которую поднялся, например, великий французский художник-демократ Гюстав Курбе.
Возмущенный действиями недобросовестного «приятеля», художник впоследствии порвал с Гейнсом. С начала XVI века этот город стал столицей империи Великих Моголов. С помощью местных властей удалось привлечь предводителя носильщиков, Тинли. Это очень выносливое и полезное животное, так как дает и мясо и жирное молоко и шерсть.
Мне кажется, что сокол намного меньше, чем птица на картине. Городок расположен на горных террасах, многие из них были созданы руками людей. Он все еще надеялся, что правительство купит целиком всю его туркестанскую серию.
Описание картины Василия Верещагина «Триумф»
Их действие должно было относиться к началу XVII века. Александр сейчас уже получил или через несколько дней получит, его любезное и дружеское письмо, отправленное из Москвы. Этот способ лова требует большой зоркости и сноровки. «Мне случалось видеть людей, до того боявшихся быть написанными в моем альбоме, что они поспешно и даже бегом проходили мимо того места, где я рисовал, — вспоминал Верещагин. — Передо мною со всех ног убегали мальчишки, путаясь в своих халатах и крича, что они не хотят быть на тетради».
Дружным Ура. Там художник иногда работал на открытом воздухе. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. "Богатый киргизский охотник с соколом". Однажды Елизавета Кондратьевна едва не упала с лошади, поскользнувшейся на льду. Столько дворцов.
- Поиск слов по маске и определению
- Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904)
- Художник Василий Васильевич Верещагин (152 фото)
- Василий Васильевич Верещагин ( )
- Верещагин: послание человечеству
- История одного шедевра: «Торжествуют» Верещагина
- Василий Верещагин – художник батальных сцен
- Верещагин Василий ВасильевичКартины и биография
В 1901 году выдвигался кандидатом на первую Нобелевскую премию мира. Оказалось, что они предназначались для наказания нерадивых учеников. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». Одиннадцать известных русских художников — Н. Н. Ге, К. Ф. Гун, П. П. Забелло, М. К. Клодт, М. П. Клодт, И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, А. А. Попов, П. П. Чистяков, И. И. Шишкин, В. И. Якоби — опубликовали в газете «Голос» от 5 октября 1874 года короткое заявление, в котором выразили свое возмущение по поводу клеветнических нападок на Верещагина со стороны Тютрюмова, взявшего на себя смелость говорить от имени не своего, а художников вообще. Если индуисты кремировали своих усопших на погребальных кострах, то парсы оставляли их останки на открытых площадках специальных сооружений, так называемых «башен молчания», на растерзание хищным птицам.
Он встретился с Кауфманом, показал ему свои кавказские рисунки. В письме, адресованном предположительно В. В. Стасову, Верещагин назвал цикл «Варвары» «эпическою поэмою, в которой картины заменяют главы, тем более что события из которых соткан сюжет, не все за один раз собраны и составлены в голове автора». С китайской границы Верещагин возвратился в Ташкент.
- Оставить свой комментарий Отменить ответ
«Верещагинской выставке не суждено было дойти до конца спокойно, мирно, как у всех», — писал Стасов. Один из залов отводился под верещагинские работы. Новый Прометей, он слишком многого хотел.
Здесь этим занимаются не только женщины, но и мужчины. Результаты этих усилий были равны почти нулю. Он довольно долго провел на Кавказе, где сумел довести это мастерство до совершенство.
Об этой поездке сам художник не оставил никаких воспоминаний. Лошади постоянно проваливались в снег.
Тысячи французов избивались или забирались в плен. Его сопровождала жена Елизавета Кондратьевна (урожденная Элизабет Мария Фишер), которая вела путевые заметки, ставшие позже основой книги обоих Верещагиных об их поездке. Но перед самым отъездом художник изменил маршрут, выбрав более короткий и дешевый. Здесь паломники совершают ритуальное омовение перед тем, как посетить гробницу. Если же он встречал сопротивление, то пускал в ход кулаки.
Свет на истинное отношение царя к верещагинским работам проливает интересная статья А. Верещагиной и А. Лебедева «Новые материалы к биографии В. В. Верещагина», опубликованная в августовском номере журнала «Искусство» за 1957 год. Эти призраки были солдаты Великой армии. Шелковые тханки — хоругви — с молитвами и образами богов почти сплошь покрывали все стены. Цикл картин, связанных с историей туркестанской войны, Верещагин объединил под общим названием «Варвары». Какое невероятное решение.
«По правде сказать и награждают же английские джентльмены тумаками туземцев, есть от чего сбежать. » — отмечала Е. К. Верещагина. Это полковник Назаров — один из основных руководителей обороны крепости.
Идейная близость помогла им стать друзьями.
Заключительной страницей поэмы должна была стать картина «Процессия английских и туземных властей в Джайпуре» («Будущий император Индии»). Лица их были закрыты чалваном — густой черной сеткой из конских волос. Перед ним ежедневно ставилось кушанье и питье. Здесь на нас смотрит уже абсолютно другое лицо. Когда крики женщины перешли в вой, ей завязали рот и толпа со смехом зааплодировала.
Сварили суп из принесенного петуха. Здесь можно было встретить выходцев из самых различных районов Индии. В узкой горной долине небольшой отряд русских солдат попал в окружение. Но наибольший интерес у него вызывали простые труженики. Все же какой-никакой, но она была защитой от ветра и холода.
Из-за этого главнокомандующий британской армией и другие высокие должностные лица британской администрации осыпали генерала упреками в пособничестве «русскому шпиону». Вся группа была вооружена ружьями и револьверами — для безопасности. Он надеялся, что, может быть, царское правительство купит ее целиком.
Согбенная фигура муллы-проповедника, призывающего к священной войне против русских, передает экстаз религиозного фанатика. Автор обвинял Верещагина в корыстолюбии, пристрастии к саморекламе (бесплатный вход на выставку, продажа каталога по дешевой цене и пр. ), в том, что художник, не обладая высоким мастерством, прибегал к искусственному освещению, дабы преднамеренно скрыть недостатки своих картин. В день памяти святого здесь варят в двух огромных котлах пищу для всех паломников.
Это жители окрестных сел выжигали лес под пашню. Конечно, он полагал, что Император не сможет не воспользоваться этим удобным случаем для переговоров с ним и таким образом, полный мучительного сомнения, ждал ответа от русского Императора.
Лоди переводил. Возвратившись с войсками в Самарканд, Кауфман начал кампанию устрашения.
Давал себя знать и голод. Первыми картинами этой серии должны были стать: «Английские купцы, желающие образовать Ост-Индскую компанию, представляются королю ИаковуI в Лондонском дворце» и «Английские купцы представляются Великому Моголу». И вот началось поддержание в Москве порядка. В Париже его учителем был известный французский художник Жан-Леон Жером. В их числе были минарет Кутб-Минар XIII века и более поздние — крепость Лал-Кила (Красный форт), соборная мечеть Джами-Масджид и другие. В городе царил переполох. Верещагин тоже спешил в российскую столицу.
Пришел даже лама, просивший лекарство от глистов. Вместе со своими братьями он был определён в военно-учебное заведение. Неистовый пожар между тем продолжал свирепствовать и Москва буквально таяла в его пламени. Мертвые, высохшие деревья на месте когда-то цветущих садов.
Песчаная пустыня с цепью невысоких гор вдали. А утром явились два новых посланца от короля с подарками — сладкой мурвой и апельсинами. Костер потух и Елизавета Кондратьевна почти замерзла. В каталоге, выпущенном к открытию выставки, перечню произведений Верещагина была предпослана надпись: «Эти картины не продаются», которая, казалось бы, противоречила общепринятой традиции.
Видимо тут то и кроется причина небольшого несоответствия размеров птицы. Пеший караван по обледенелой тропе двинулся к пастушьей хижине. После того, как русская армия захватила Самарканд и Верещагин перебрался туда вместе со штабом генерала Кауфмана, при котором состоял, у художника завязались дружеские отношения со старшим муллой медресе Шердор.
Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Сойдите, сойдите, — шептал Назаров, но я не сошел, стыдно было, хотя, признаюсь и жутко. — я уже успел спрятаться — десятки пуль влепились в стену над этим местом, аж пыль пошла.
Так ему пришлось пережить землетрясение.
Это не фантазия художника. В последнем отношении особенно характерным по контрасту с Верещагиным представляется портрет Жерара «Наполеон в императорском одеянии» или еще более знаменитое полотно кисти Давида «Коронация Наполеона» – момент, когда он возлагает венец на голову своей супруги императрицы Жозефины. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. «Священник-парс (огнепоклонник)» преисполнен достоинства и благородства.
Ценя Горшельдта, Василий Васильевич не одобрял его пристрастия к условностям, к «приблизительному» изображению солнца в условиях его недостаточно освещенной мастерской. После ее смерти этот титул должен был перейти по наследству к принцу Уэльскому. Обратный путь был значительно легче, хотя накануне ночью тропу замело глубоким снегом. На переднем плане высокогорная растительность — кустарник, трава.
Турки устраивали засады не только у источников, но и на протяжении всего шоссе, шедшего из Габрова, откуда ждали спасительных резервов. Он ездил в Восточные Гималаи – королевство Непал и «страну небесных ступеней» Сикким, совершил восхождение на большую высоту на одной из величайших гор мира – пятиглавой Канченджанге. Кто-то пытается спастись, но тщетно. Мужья могут быть братьями. На переднем плане полотна два конных всадника-парламентера. На озере Верещагин сделал несколько этюдов.
На переднем плане изображена беспорядочная груда тел убитых врагов. «Едва успеваю отогнать одного, другого от себя, как заносят пику над спиной Эмана, третий тычет сбоку, четвертый, пятый сзади — как только я не поседел тут», — писал Верещагин. Ей завязали глаза и один из кули перенес ее на спине. Маститые мастера живописи не очень-то торопились принять приглашение. Солнце, казалось, жгло, но холод был такой, что пальцы едва удерживали палитру.
Прекрасно выписаны образцы индийского традиционного оружия — сабли, круглые выпуклые щиты. В этой серии этюдов привлекает внимание этюд «Кули» с характерным и выразительным образом немолодого, но еще бодрого, мускулистого мужчины, продубленного тропическим зноем. Это был почетный эскорт. Наступило 6-е сентября.
Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Георгиевский крест Василий Васильевич получил за личное мужество, возглавив военный отряд (примерно роту), когда все офицеры были убиты или тяжело ранены и он оказался единственным имевшим военное образование. Его украшали великолепные светские и культовые сооружения. Годы, проведенные художником в Мюнхене, были периодом напряженной, титанической работы. Вот что писал о выставке В. В. Стасов: «Эта выставка (бесплатная) была диковинкой для Петербурга. Он видел умирающих в лазарете, трупы на поле боя изуверскую жестокость противника, возбужденного фанатичными муллами, бессмысленную жестокость Кауфмана, всеобщее ожесточение людей.
Казак рассказал, что тигров здесь водится немало.
Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Сухое дно реки Джумны». Местные жители и здесь приходили в смятение, когда художник пытался делать зарисовки.
Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. Но вид стреляющего револьвера удерживал их от того, чтобы подойти ближе.
Сначала хан отказался принять его под предлогом плохой погоды. На картине запечатлен момент передышки после успешно отраженной атаки. Приближался вечер. Но радость победы испытывают не все. Король был еще совсем юным, лет шестнадцати-семнадцати. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Монахи здесь носили желтые одежды и в отличие от своих сиккимских собратьев принадлежали к другой касте.
Рисовал сокола, но помнил, что птица была больше. Наступило некоторое затишье. Другой этюд из этой серии — «Горный ручей в Кашмире» — рисует несколько мрачноватую глубокую горную долину, поросшую хвойным лесом, с бурным, пенистым потоком. В конце 1870 года Верещагин покинул Туркестанский край.
Монастырь был окружен шестами с длинными полотнищами, сплошь исписанными молитвами. Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. В предисловии к каталогу первой выставки Туркестанской серии Александр Гейнс, приятель и сослуживец Верещагина, описывает их как бродячий хор людей «в конических высоких шапках и типичных длинных халатах иногда сшитых из разноцветных кусков всевозможных материй. Близкий ко двору, Коцебу был баталистом старой школы. Ружей у них было мало.
Лучше сохранился город Аккент (Белое поселение), до которого Верещагин добрался на телеге в сопровождении нескольких казаков. Этого было мало. «Утес на утесе, камень на камне крутизна страшная. Оно было подавлено с беспредельной жестокостью. Как бы то ни было, но Лидия Васильевна, Лида, стала необходима ему ежечасно, ежеминутно, а с рождением первого ребенка, девочки, появились заботы о собственном доме, который хотелось непременно построить в России.
Практиковалось также и долговое рабство. Не удивительно, так как сильная личность всегда приковывает внимание. Летом 1869 года Верещагин путешествовал по Семиреченской области и вдоль границы с Китаем.
В его картинах почти нет атак, маневров и помпезных парадов. Посетил выставку и сам император АлександрII со свитой. В храме возле дверей висели крепкие палки с железными наконечниками. Бухарская артиллерия была брошена на поле боя. «Банья» — представитель одной из индийских сект — иного характера иного социального положения.
С одной стороны, это была вынужденная уступка общественному мнению. За свою жизнь Верещагин объездил практически все страны мира. Комендант, не получая ответа от командующего, начал совещаться с офицерами гарнизона. Там, где-то далеко, на краю поля показался Наполеон, совершавший объезд места битвы.
Верещагин в ответ преподнес королю ружье, которое привело молодого монарха и его свиту в восторг. На ней изображена груда черепов, находящихся в пустыне.
После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. Было уже темно, когда нападающие пошли на штурм с хриплым ревом многих тысяч голосов и возгласами: «Аллах. », «Аллах. » В пробоинах и над гребнем стен показались головы противника. Его дипломатическая служба, казалось, символизировала феодальную отсталость эмирата. вот, вот. Пусто и мертво там, где прошла война.
То ли на самом деле вояж в Непал был сопряжен со всякими осложнениями, то ли Симпсон преднамеренно действовал как представитель британских властей, не желавших пускать русских путешественников в пределы Непальского королевства, — было не известно. И вот к художнику со всех сторон стали стекаться люди за советом и лекарством. Две отправные точки, приводящая к абсолютно различным результатам. Героические защитники Дели до последнего сопротивлялись натиску колониальной армии.
Этюд «Гималаи вечером» воспроизводит горный пейзаж на закате солнца. «У крепостной стены. Между тем в основу и этой картины были положены реальные впечатления художника о рейде в пределы Кульджинского ханства в 1869 году. В руках у них длинные посохи и миски или баклаги, сделанные из темной тыквы.
Не сразу его искоренили и в других районах. Путешественников пригласили сесть, поставили перед ними разные сладости. Этот процесс в творчестве Верещагина хорошо подметил Стасов: «Как ни высоко было его искусство уже раньше, во время писания туркестанских этюдов и картин, а теперь он шагнул еще вперед. Картина «После полудня.
Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Буржуазия и юнкерство стали откровенно делать ставку на прусского короля. Тем временем судьба туркестанской коллекции верещагинских картин все еще решалась. «С раннего утра раздается звук трубы из кости человеческой руки, по обыкновенным дням и из предлинного медного инструмента по праздникам, — писала Е. К. Верещагина. — В продолжение целого почти дня идет служба с аккомпанементом медных тарелок, — это все заказные молебны, сопровождаемые приношениями главным образом натурою, так что в промежутках жеванью, чавканью иканью нет конца». Она должна была охватить большой исторический период и состоять из двадцати — тридцати колоссальных полотен. Это, вероятно, те самые «трофеи», которыми любовался эмир во дворе своего самаркандского дворца.
Верещагин поспешил встать и ощутил, как у него под ногами колебалась земля. Недаром Верещагин, несмотря на упоминания о невыносимой жаре и духоте, полчищах москитов, заболевании местной лихорадкой, признается в своей переписке в неиссякаемом интересе к красоте «чудесной страны». Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. Рослый сухопарый индиец присел отдохнуть.
Душевное страдание и ужас обессилили его. Там-то находится старинный Джанекент». Выразительны типы работорговца и богатого покупателя, седобородого старика. Его работы отмечены большой социальной глубиной и заостренностью.
Его поместили в Ногайском караван-сарае. Россия оказалась непобедима. Он получил удар по голове пикой, к счастью неопасный. Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату.
Италия пугала наплывом туристов. К вечеру 4-го сентября Наполеон добрался до Петровского дворца, где очутился в полной безопасности от огня, заливавшего Москву. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма.
Несомненно, он стал бы выдающимся адмиралом Русского флота. Это было сделано при содействии генерал-губернатора Туркестанского края Кауфмана. Они же, а скорее всего Кауфман или Стремоухов, чтобы не впутывать царя-«либерала» в скандальную историю, высказали художнику царское желание об уничтожении наиболее «возмутительных» картин якобы от себя лично. Вражеское кольцо вокруг русского отряда стягивалось. Вошли.
Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. На поле боя видны тела убитых врагов, но редеют и силы обороняющихся. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Собралась толпа зевак.
Здесь женщина продолжала оставаться на положении затворницы, пленницы. И был ПЕРВЫМ в выпуске, что давало преимущества в продвижении по службе. У разных лиц собрал он одежду, украшения, предметы быта народов Туркестана. Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и что же вы увидите.
Мавзолей выстроен на берегу широкой реки и его очертания, отражаясь в чистой воде, придают особую прелесть всему сооружению. Они более щепетильно относились к пище, боялись дотрагиваться до еды иноверцев. Этот необычайно толстый человек пообещал направить рекомендательные послания во все места, через которые русским путешественникам придется проезжать. По его словам, народ там был дикий и подозрительный к европейцам. Вошли. » и «Окружили, преследуют».
Посольство оказалось бы в самом бедственном положении, если бы русские власти не назначили ему денежное содержание. Местная легенда гласит, что мечеть была воздвигнута за столь короткий срок с помощью некой чудодейственной силы. Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878). На пути между Удайпуром и Джайпуром лежит город Аджмер.
Так было сделано несколько кругов. А вскоре возвратился и Василий Васильевич, но не на своих ногах, а на спине другого кули. Миновали перевал Паранг, откуда из ледников вытекает одноименная река. Место действия — Туркестан времен Тамерлана, конец XIV — начало XV века. Многие жаловались на зоб — эта болезнь была широко распространена в Сиккиме.
Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Он был представителем одного из гималайских народов — лепча. Заразившись скарлатиной от своего ребенка, он неожиданно умер. Безудержное ограбление Индии стало одним из главных источников обогащения метрополии.
Кауфман при всей своей свите шельмовал Верещагина и кликушествовал: «Картины его ужасны и граничат с изменой». О героически трудном восхождении на Канчингу Верещагин написал Стасову в одном из писем: «Это время занимался в буддистских монастырях, а допрежь того на высоте 15000 футов чуть не замерз со своею супружницею снег, которым нам пришлось идти последний день подъема на гору Канчинга (28000ф. ) испугал моих спутников и они за нами не изволили последовать.
Как сообщает В. В. Стасов, «очень интересными и замечательными мне казались заметки Верещагина об индийской архитектуре и музыке: не раз в своих письмах он высказывал мне свое удивление близкому сходству их с коренной народной архитектурой и песней древней Руси». Противник предпринял попытку штурма крепости и отступил с большими потерями. Дальше он прибавляет: «гвардия решительно всем овладела, отодвинула чинов армии и жила в полном довольстве, так как после пожара, вернувшись на развалины домов, гвардейцы рылись в подвалах, в которых жители припрятали всякого рода предметы и вот гвардейцы устроили себе лавочки и открыли для армии торговлю чем только можно». Звали этого переводчика Лоди. Местные жители не раз сообщали о разбойничьих шайках, орудовавших в окрестностях. Это короткое письмо Верещагина с отказом от звания профессора Академии было опубликовано в газете «Голос» 11 сентября 1874 года и вызвало бурную и противоречивую реакцию в общественных кругах. Путешествие было небезопасным.
В своих очерках «Из путешествия по Средней Азии» Верещагин писал: «Мне случалось слышать рассказы бывших рабов-персиян о том, как маленькие еще были захвачены туркменами: одни в поле на работе вместе с отцом и братьями, другие просто на улице деревни Истории следующих затем странствований, перехода этих несчастных из рук разбойника-туркменца в руки торговца рабами и отсюда в дома купивших их крайне печальны» На картине «Продажа ребенка-невольника» мы видим сцену торга. Слева от него шагает пеший воин в кольчуге, с копьем.
Фигуры дервишей, в отличие от двух стражей на предыдущем полотне, расположены асимметрично, они жалки, ничтожны. За несколько лет до этого народы Восточного Туркестана (Синьцзяна) поднялись на вооруженную борьбу против тяжелого гнета циньских имперских чиновников и китайских феодалов. У нее несколько необычное название — «Дом двух с половиной дней». К тому же непальские власти вряд ли пустят русских далее чем за десять миль от города. Художник сумел передать дух феодального Востока, его кровавых деспотий.
Этим постройкам в горах противопоставляются изящные памятники эпохи Великих Моголов. Среди подписавшихся был и Коцебу. Встречалось множество сусликов, крупных, величиной с лисицу.
Еще сохранилась часть дворцовой постройки и укреплений. Этот триптих рассказывает о недобросовестности и безответственности руководителей армии, которые старательно скрывали настоящее положение дел. Один из храмов был убран довольно богато. Он стал приверженцем критического реализма. Не меньше, чем бытовые темы, художника интересовали военные баталии, среди которых живут и трудятся простые люди. До 1871 года Германия представляла собой конгломерат мелких государственных образований.
Все участники похода были награждены. Особенно высоко Стасов оценил картину «Апофеоз войны», назвав ее самой значительной в туркестанской серии. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Итак, решение судьбы туркестанской серии затягивалось. В августовских боях русские и болгары потеряли 3640 человек, потери в завершающем Шипко-Шейновском сражении составили около 5000 человек, а между этими боями потери составили около 10 000 человек. Кстати, художник никогда не стремился выписывать образы врагов шаржированно или гротескно.
Особенно удавались ему картины, написанные с натуры. У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. Императрица даже вздрогнула при первом взгляде на них. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии. У пролома крепостной стены, на переднем плане полотна, груда мертвых тел.
Верещагина – только его личное мнение. Наполеон оказался побежденным. Как только она пришла в себя, решили возвратиться к огню.
Это убитые в недавнем бою бухарцы. Но козла уже и след простыл. О своем времяпровождении Верещагин сообщает нам следующее: «Я ежедневно ездил в город и за город, осматривал мечети, базар, училища, особенно старые мечети, между которыми уцелело еще немало чудесных образцов материала для изучения и рисования было столько, что буквально трудно было решиться, за что ранее приняться: природа, постройки, типы, костюмы, обычаи — все было ново, оригинально интересно». Газета «Голос» за публикацию хлесткого фельетона подверглась административному взысканию — была прикрыта на некоторое время. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Проданная мужчине еще в колыбели, увезенная этим человеком из родительского дома не развитой ни физически, ни духовно, она никогда не жила настоящей полнокровной жизнью, а к приходу зрелости становилась глубокой старухой изнуренной и обессиленной тяжелой работой вьючного животного.
В покорном страхе застыли бессловесные слуги. Все вслушиваются в речь проповедника. Или во время долгих бесед, когда он изумился ее глубоким познаниям в живописи и литературе.
«И в этих исканиях он (художник. — Л. Д. ) достигает замечательных результатов, с большим мастерством передавая марево жаркого индийского дня, атмосферу насыщенного влагой ночного речного воздуха, прохладу горных ущелий, солнечный закат, золотящий снежные шапки заоблачных вершин, — пишет А. К. Лебедев. — Пожалуй, никакой другой европейский художник не передал так правдиво и красиво, с таким широким диапазоном разнообразную индийскую природу в разных ее состояниях, как Верещагин». Что это значитъ. По возвращении из Кашмира Верещагины часть октября 1875 года провели в Дели.
Полотно «У дверей мечети» переносит зрителя в современную художнику эпоху. Сооружение было возведено недоброкачественно, многое пришлось потом переделывать исправлять. Верещагин обещал издать «Альбом картин Туркестанского края».
Это приближался кули с провизией и теплыми вещами. По обе стороны от них два нищих дервиша ищущие насекомых в своих ветхих лохмотьях, контрастируют с великолепием дверного орнамента. Вот таким образом выжить возможно, когда несколько мужчин обеспечивают выживание семьи.
Пика скользнула по бобровой шапке, смягчившей удар. «А что погибло в пожаре старых, чудесной работы разных деревянных дверей, колонок и проч., то и вспомнить досадно. » — с раздражением писал художник.
Картина «Тадж на закате солнца со стороны входа» (1882–1883) варьирует ранее написанный этюд и показывает красоту памятника в ином ракурсе. Верещагину едва удавалось поддерживать огонь сырыми прутьями. Вот тут-то и понадобились ему деньги. Хоть и не ахти какая надежная, но все же защита от всяких случайностей. Кутузов решил спокойно оставаться здесь в ожидании дальнейших событий, вполне уверенный, что «французская армия развалится сама собой».
На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию.
Впереди колонны — офицер, обнаживший саблю. В селениях основным домашним животным был як. Отсюда были хорошо видны горы.
Художника поразила этническая пестрота города. Должно быть, все чувства на войне притупились. А Наполеон был такою личностью. Пока же Верещагин был вынужден временно снять небольшую студию в Отёй, на окраине Парижа.
На полпути к Ходженту, в селении Ногайкурган, путники решили заночевать. Мужчин в это время в деревне не было — они трудились у своего феодала. К дулу пушек привязаны мятежники. Но каждый раз неприятель отступал под залпами картечи с большими потерями. Возможно, он не хотел осложнять отношений с британскими властями. Снова запылал костер. В городе художник встретил посольство бухарского эмира.
Там Верещагина после всяких мытарств отпустили под поручительство знакомых. Верещагин присоединился к отряду и вместе с ним двинулся дальше. На этом переходе им встречалось много диких лошадей серо-розовой расцветки.
Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. На ее раме художник начертал: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Дела вышеупомянутой компании кончились банкротством. Они спускаются с гор по речной долине и подходят к избе пикета.
С 1858 по 1859 года он побывал в Дании, Франции, Англии, плавая на разных кораблях, в том числе на фрегате «Камчатка». Финансовая – чтобы взять девушку в жёны семья должна внести крупную сумму. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. А расцветка у птицы именно соколиная.
Кроме того, король прислал гостям еще несколько баранов, кур и тибетскую лошадь. Предоставим слово искусствоведу для их оценки. На переднем восседает принц Уэльский, будущий император Индии, рядом с местным махараджей.
Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. К тому же было неясно, в чьих руках находится Самарканд. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). В Мюнхене Верещагин вел замкнутый образ жизни.
Бомбей был первой остановкой Верещагиных. Но нападающие не унимались. Ионы, не осталось ни лоскута металла или ткани. На раме картины была сделана художником надпись, которая гласит: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». По мнению искусствоведов, они лучше, профессиональнее работ предыдущей, кавказской серии и этюдов бурлаков. Кругом безлюдье и запустение.
Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Среди носильщиков оказались и женщины. Этой мыслью пронизан этюд «Развалины театра в Чугучаке».
За стеной, очевидно, слышатся голоса противника, заставляющие ожидать штурма. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоющееся на безчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека, сумевшего из полного ничтожества из тьмы безвестности, взойти на царственный престол, это 1804-й год — предвестник еще больших побед, заря неслыханного могущества. Туркестанскую серию картин Верещагина обычно делят на бытовые картины и батальные.
Победителем вышли Стасов и его единомышленники. Ведь они, эти полотна, так не походили на помпезные батальные сцены, украшавшие царские апартаменты в Зимнем дворце. В более поздние времена среднеазиатские ханы, следуя примеру Тамерлана, также возводили «памятники» из черепов поверженных врагов. Когда-то она служила резиденцией прежним сиккимским правителям. 27 сентября 1874 года газета «Русский мир» опубликовала его злобную пасквильную статью.
К зрителю обращено молодое и даже красивое лицо одного из них. Мусульманин считал своим благочестивым долгом подать дувану милостыню. Но доверенное лицо художника — некий комиссионер Лорч оказался заурядным мошенником. Ужасно. Нескольких удалось подстрелить.
Возвращался он в Петербург через Сибирь. Его голова прикрыта от солнца плащом. Их индивидуальность и не интересовала художника. Тогда мне пришлось бы одному защищать крепость».
Располагая удобной мастерской, Верещагин начал усиленно трудиться над созданием «Индийской поэмы», как он сам называл серию своих будущих картин. Когда восстание было подавлено, приятеля Верещагина сбросили с одного из минаретов медресе Шердор — эти минареты видно на заднем плане картины. Вот станция Яныкурган, защищенная полуразвалившейся крепостью.
Яскун, совсем небольшая деревушка у подножия горы, была уже началом Сиккима. После Самаркандской эпопеи художник недолго оставался в Туркестанском крае. Это была изнанка войны, вызывавшая у художника неприятие и отвращение. Те же, кто занимался ручным ремеслом, должен был принести королю лучшие из своих изделий. Клеветник Тютрюмов стал всеобщим посмешищем. В небольшой картине «Богатый киргизский охотник с соколом» (1871) угадывается восхищение художника колоритным народным образом.
Его же предупреждение великим завоевателям по-прежнему остается в силе. Только за первую поездку он сделал около 150 этюдов, как правило, настолько завершенных по образам и характеру воплощения жанровых сцен, пейзажей, архитектурных мотивов или типов жителей Индии, что их можно считать малыми картинами. В ее русском отделе экспонировались этюд Верещагина «Голова ташкентца», серия фотографий с его туркестанских этюдов и картины. Была и влиятельная община парсов-огнепоклонников — выходцев из Ирана. Далее на пути лежал город Туркестан с множеством садов.
Отказавшись от карьеры военного моряка, он продолжил работу как художник. В 1842 году 14 (26) октября в городе Череповце в семье помещика родился Верещагин Василий Васильевич, который являлся великим русским художником, мастером батальных картин. Привлекая некоторые архивные документы и свидетельства близкого к правительственным кругам военного деятеля Д. А. Скалона, авторы вышеупомянутой статьи приходят к выводу, что царь отнесся к картине «Забытый» резко отрицательно и в кругу своих приближенных высказал пожелание уничтожить картину.
Окончательное название картины — «Апофеоз войны» — имело более широкий, обобщающий смысл. В этом городе и по пути к нему Верещагин сделал несколько рисунков. Крупнейшими художниками среди тогдашних мюнхенских академистов были Вильгельм Каульбах и Карл Пилоти. Его приютила в своей кибитке казахская семья. Зато и живности всякой водилось здесь много.
Обычно же ламаистские священнослужители должны придерживаться обета безбрачия. Дорога становилась все более опасной.
Сигнальный рожок призвал всех возвратиться в отряд, прервав сражение. Среди них национальные типажи, жанровые сцены, виды природы, архитектурные памятники.
Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Тут были огромные тюки, коробки, подносы.
Василий Васильевич был первым из русских художников, посетивших Индию. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Комендант снабдил Верещагина небольшим конвоем из четырех вооруженных казаков. Главный обличительный пафос этого произведения направлен против равнодушия людей, притупления человеческих чувств при виде ужасов войны, страданий близких. Были случаи нападений и на русские военные посты. Позже крупными крестьянскими выступлениями была охвачена Бенгалия. Для всех Верещагин был художник абсолютно новый, абсолютно неизвестный» Выдающийся критик-демократ одним из первых подметил новаторство молодого художника.
Рядом брошена корзина, которую он носит на голове. Народа почти не видно, он оттеснен куда-то на задний план. Пресса писала о работах Верещагина как о значительном художественном явлении. Вечером все собравшиеся хором распевали религиозные гимны.
Все это одеяние, эта теплая шапка, эта широкая шуба, этот высоко поднятый воротник, свидетельствуют о немощи человека, который испугался холода они просто не идут Наполеону. И вот все растаяло исчезло, как дым. Командующий не придал этому значения и выступил из Самарканда с основными силами, оставив в крепости лишь небольшой гарнизон. Выставка имела успех и привлекла внимание общественности.
Началась протокольная беседа. Но разве генералам было до этого дело. Горные ландшафты были красивы и живописны. Художник хорошо сумел передать внезапность нападения.
Впоследствии он признался, что, прощаясь с женой, он не рассчитывал больше найти ее живой. На высоких шестах, установленных поперек площади, головы русских солдат. Доводы были убедительными и Верещагин не мог настаивать.
Наконец художник, собрав последние силы, решился идти на розыск людей. На втором плане развалины обезлюдевшего, разгромленного города. Елизавета Кондратьевна никак не решалась ступить на шаткие перекладины. В 1882 – 1883 годах художник предпринял второе путешествие по Индии, продолжавшееся более четырех месяцев. «Жемчужина британской короны», как часто ее образно называли, была главной колонией Великобритании — передовой индустриальной державы мира — и приносила британской буржуазии колоссальные прибыли. В том же 1873 году состоялась Всемирная выставка в Вене. Картина с броской откровенностью политического памфлета выражала гуманистические, антимилитаристские идеалы художника, его ненависть к насилию, варварству, захватническим войнам и завоевателям.
Местность изобиловала куропатками и зайцами. мана. Верещагин симпатизировал этому отважному офицеру и сожалел о его трагической судьбе. В приграничных районах Китая шла война между китайцами и дунганами.
Городок Тургень, окруженный стеной, оказался совсем небольшим. Страдал от лихорадки и сын хозяина дома, где путники встали на постой.
Этюд «Главный храм монастыря Ташидинг (Сикким)» рисует мрачное сооружение, сложенное из крупных неотшлифованных камней, напоминающее скорее крепость. В то время художник много работает над психологическими портретами.
Он был из народа бутиа и хорошо знал горы. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Когда покупка туркестанских картин состоялась, Верещагин объявил, что пять тысяч рублей, вырученных за вход на его петербургскую выставку 1874 года в платные дни, он передает в новгородское земство «на устройство первоначальных школ для девочек и мальчиков, но не для одних последних». Верещагин узнал об этом вечером во время концерта. Всего в монастыре обитало до сотни лам и учеников. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам.
Супруги Верещагины передвигались на малорослых лошадках, купленных в Дарджилинге. Замечательно, что я выбился из сил и положительно заявил об этом прежде, чем моя дорогая спутница, моя маленькая жена, слабая и мизерная (Вы ее видели в библиотеке). Лошадей переправляли выше, там, где река была не столь бурной.
Так в экономику Индии медленно, но упорно и целенаправленно проникает капитализм. Колоритны образы индийских факиров, которых художник запечатлел на нескольких этюдах. На эту роль претендовал король Пруссии из дома Гогенцоллернов. Верещагин и Северцов стали близкими друзьями. Причин много. В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать».
«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». Вот таким образом дорожная повинность тяжелым бременем ложилась на местное население. А над стеной кружат пернатые хищники, предвкушающие легкую добычу.
Картина воспринимается как слава бессмертному героизму русских солдат. Именно простой народ предстал в произведениях Верещагина истинным героем. На некоторое время остановились в Лахоре, чтобы подобрать здесь слуг. Каждый год он наполняется водой, запечатывается и через определенное время вскрывается. Выставка разместилась в трех залах здания Министерства государственных имуществ. Зато после, когда первое изнурение прошло, она, не говоря худого слова, грохнулась. На озере, обмелевшем и зарастающем, было множество диких уток.
Лучшей для себя наградой Верещагин считал благодарность Кауфмана. Пожилой киргиз с красивыми чертами загорелого лица, в ярком праздничном костюме и светлой войлочной шляпе держит на поднятой правой руке охотничьего сокола и любуется птицей. Несколько работ этого художника были приобретены АлександромII. Удивленные и напуганные встречей, они некоторое время неподвижно смотрели друг на друга. Когда же наступил день, разбушевавшаяся пламенная стихия приблизилась к самому Кремлю. «Не взыщите, мы народ небогатый», — извинительно сказал первый министр.
Художник ощущал нечеловеческую усталость и тоску по Родине. Воспоминания (1894) большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981). Однако настигла она его дома 3 апреля 1871 года. «В Индии огнепоклонники, парси, как их называют по памяти прежней родины, расплодились в большое, дружно сплоченное общество, очень влиятельное по трудолюбию и богатству, во всех главных городах полуострова и особенно в Бомбее», — писал о парсах художник. Следующую остановку сделали в монастыре Сангачелинг. Большое место среди индийских этюдов занимают пейзажи.
Путешествие было опасным. И он написал — красками на холстах. Местный комендант удержал художника, пытавшегося отправиться вдогонку отряду. Лама окропил их святой водой. Вот, скрестив ноги, сидит торговец возле своих товаров, сложенных в груду на земле. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди».
Его главная достопримечательность — мечеть X века — частично уже разрушена. В Ташидинге отмечали праздник воды. Кульджинский хан, как и другие, установил военно-деспотическую власть. Общий план «поэмы» нам не известен.
Верещагинская выставка открылась в Петербурге 7 марта 1874 года. Местность изобиловала дикими животными. Тем временем прибыли и остальные кули. По знакомству или за ничтожный селяу (подарок) одному из смотрителей любой старой мечети или от чего ему угодно, можно и унести или увезти его, куда ему угодно отпавшее же, поломавшееся само собой от землетрясений и проч.
Это сказала потом сама Европа». Покупатель в раздумье перебирает четки.
Художник, еще не имевший понятия об этом напитке, отведал его. Последовали, разумеется, вопросы о здоровье британской королевы, ее министров, о дороге. Это напоминало игру. Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Вскоре вдали показались заснеженные вершины гор.
расхищается без зазрения совести. Командующий приказал выжечь городские кварталы, примыкавшие к крепости. Многоликий, пестрый Коканд заинтересовал художника.
В Стасове художник узрел единомышленника и жадно потянулся к нему. Художники не всегда объективны к своим сотоварищам. Сидели или бродили нищие, выпрашивавшие милостыню.
Окончив один комментарий, принимаются за другой, продолжая таким образом без конца. (В то время они еще не были знакомы. ) В своей статье, посвященной художественному отделу Всемирной выставки, русский критик-демократ уделил внимание верещагинским работам, хотя они и были представлены преимущественно фотографиями, уловив в них гуманистическую направленность, гневный протест против феодальной деспотии и варварства. Он послал в газету «Санкт-Петербургские ведомости» корреспонденцию, в которой обратил внимание общественности на тревожное состояние самаркандских древностей. Однако, живопись искусство (его литературные работы, созданные в период работы над циклом, посвященным Отечественной войне 1812 года, зарубежные публикации написаны великолепным русским языком и очень образно). » (1871) по своему сюжету служит логическим продолжением предыдущего полотна. Подданные короля шли с грузами соли, чая, других продуктов.
Долгое время о ней ничего не сообщали и его биографы, пока в майском номере за 1955 год ташкентского журнала «Звезда Востока» не появилась статья Г. Чаброва «Художник Верещагин в Туркестанском крае». Однако эти надежды не оправдались. Картина «Представляют трофеи» (1872) переносит зрителя ко двору бухарского эмира, кровавого деспота и тирана. На нее с любопытством ходили толпы народа.
Но какая боль и осуждение скрыты в сдержанных, казалось бы, строках. Во время Самаркандской обороны Верещагин проявил высокое личное мужество, воинскую отвагу, чем завоевал в гарнизоне высочайший авторитет и уважение. Особенно трудным оказался спуск с перевала. Если ходжаджендцам не грозило быть запечатленными в альбоме художника, они неизменно были любезны с русским, всякий раз приветствуя его словами «аман» или «салам алейкум», пожимали ему руку и дружески хлопали по плечу. Демократические силы приветствовали смелый поступок художника.
Также, наравне с туркестанской серией, необходимо выделить балканскую серию картин. В своей небольшой книге «Листки из записной книжки» изданной в 1898 году, Верещагин описывал погребальные обряды индуистов и парсов. Изображен двор самаркандской крепости.
Художник работал над этюдами и пополнял свою этнографическую коллекцию. Когда же художник попросил пикетного казака унять неугомонных псов, тот объяснил, что это сделать никак невозможно, так как собаки чуют «тигру». На венской выставке побывал В. В. Стасов, где впервые увидел произведения Верещагина. Вооружились чем попало. Активизация бухарцев вызвала реакцию и в самом Самарканде.
Перед нами разнообразные величественные виды природы. Одна из лучших картин этой серии — «Всадник-воин в Джайпуре» (1881).