Картина Военный Совет В Филях Кившенко
Военный совет в Филях был описан Львом Толстым
При отступлении был отдан приказ об уничтожении складов боеприпасов и провианта. Художник прочёл об этом событии в романе Льва Толстого «Война и мир», что вдохновило его создать полотно и запечатлеть этот исторический момент.
Позицию выбирал генерал Леонтий Беннигсен. Исполнителям поставили условие: портретное сходство действующих лиц и натурное изображение местности. К тому же, Кутузов не мог знать заранее, как отнесется к его решению император. Сдача столицы врагу – такого еще не было в истории Российского государства.
С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман-Толстой и казался погруженным в свои мысли. Как впоследствии вспоминали участники совета, от этого решения все были в ужасе. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться. «Картина, разошедшаяся по России в тысячах репродукций, сразу выдвинула Алексея Даниловича среди исторических художников и сделала известным его имя в России, а затем и за границей».
Военный совет в Филях в 1812 году
В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Венигсеном, высказывавшихся за битву под Москвой. Купивший «Охоту на зайца» и «Охоту на лисицу», великий князь Владимир Александрович предложил художнику выполнить пять батальных полотен на сюжеты последней русско-турецкой войны для военной галереи Зимнего дворца. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь.
Кившенко словно переводит эту оценку на язык изобразительного искусства. В свете этих донесений перед Кутузовым встал вопрос о необходимости продолжения отступления и сдачи Москвы (либо дачи боя прямо на улицах города). Слова, так подействовавшие на Бенигсена, были спокойным и тихим голосом выраженное Кутузовым мнение о выгоде и невыгоде предложения Бенигсена: о переводе в ночи войск с правого на левый фланг для атаки правого крыла французов.
Художник создал глубоко психологическое произведение, подкупающее правдивостью и эмоциональностью выразительных средств, что делает картину одним из лучших полотен русской исторической живописи второй половины ХIХ века. На полотне художник изобразил момент спора между М. И. Кутузовым и рядом генералов во главе с начальником штаба Л. Л. За 20 дней пребывания в укрепленном Тарутинском лагере в 84 километрах к югу от Москвы российская армия пополнилась людьми, вооружением и снаряжением, в тыл неприятеля были направлены войсковые партизанские отряды и «летучие корпуса». Полотно стало дипломной работой Алексея Даниловича Кившенко.
Который также был на совете. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Сам французский император в своих мемуарах охарактеризовал результат Бородинского сражения так: «Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». 1880-1884 работал в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, создав ряд интересных картин. На картине изображены (слева направо): П. С. Кайсаров, М. И. Кутузов, П. П. Коновницын, Н. Н. Раевский, А. И. Остерман-Толстой, Л. Л. Беннигсен, М. Б. Барклай-де-Толли, Ф. П. Уваров, К. Ф. Толь, Д. С. Дохтуров, А. П. Ермолов. На картине изображены (слева направо): П. С. Кайсаров, М. И. Кутузов, П. П. Коновницын, Н. Н. Раевский, А. И. Остерман-Толстой, Л. Л. Беннигсен, М. Б. Барклай-де-Толли, Ф. П. Уваров, К. Ф. Толь, Д. С. Дохтуров, А. П. Ермолов.
По воле графа получил среднее образование и окончил курс ветеринарных наук в Медико-хирургической академии. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться. Вся тяжесть ответственности за принятие решения ложилась на плечи М. Кутузова.
Описание картины «Военный совет в Филях в 1812 году»
Результат поездки — картина «Третий день боя на Шипкинском перевале 11 августа 1877 года». Природа щедро одарила его различными талантами. Живопись, светотень также очень важны – погружены в тень не только детали интерьера, но и некоторые участники сцены: едва угадывается стоящий за М. И. Кутузовым его адъютант П. С. Кайсаров, дано почти намеком лицо П. П. Коновницына, чуть яснее читается облик сидящего на фоне окна Н. Н. Раевского. Летом 1884 г. он сделал поездку в Закавказский край с целью собрать материалы для заказанных ему императором Александром III картин изображающих некоторые достопамятные эпизоды турецкой войны 1877 – 78 годов. Совет в Филях не позволил прийти к общему мнению.
Алексей Данилович Кившенко был неутомимым путешественником. Прервав разгоревшийся спор, фельдмаршал сказал, «что с потерянием Москвы не потеряна еще Россия и что первою обязанностию поставляет он сберечь армию, сближаясь к тем войскам, которые идут к ней на подкрепление и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю».
Начались прения. Эти работы, в особенности же картина: "Псарный двор" (в Академии Художеств), доставили ему, по его возвращении в Санкт-Петербург, звание академика (в 1884 г. ). Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. В «Журнале военных действий», который велся в кутузовском штабе во время войны 1812 года, о военном совете приводятся следующие сведения: «Фельдмаршал, представя Военному совету положение армии, спросил мнения каждого из членов на следующие вопросы: ожидать ли неприятеля в позиции и дать ему сражение или сдать оному столицу без сражения. ».
Он говорил: «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем Москву и Россию». Он делает этюды в Карсе, Ардагане, Ардануче и Горгохотане, на Аладжинской позиции. А его работа «Художественные новости» на Академиечской выставке 1886 года названа «лучшей батальной картиной». Второй уже день он мучился лихорадкой и в это самое время его знобило и ломало.
В октябре 1812г. Отец его, Данила Васильевич, был человеком незаурядным. – Я, господа, – сказал Кутузов, – не могу одобрить плана графа. Беннигсен, Дохтуров, Ермолов, Коновницын, Уваров предлагали сразиться с неприятелем. Напротив, образ Л. Л. Беннигсена раскрыт писателем через его поступки: «Беннигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы».
Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Все одиннадцать человек изображены на картине. Был награжден золотой и несколькими серебряными медалями.
Вот таким образом, помимо Кившенко, к работе привлекли известнейших баталистов. Бейрут, Бальбек, Дамаск, Заиорданье, Иерихон, Иерусалим Все это время Кившенко писал акварели, заказанные ему Обществом и собирал материал к «Палестине» изданной Алексеем Сувориным. Сын крепостного, принадлежащего графу Д. В. Шереметьеву, с 9 лет был отправлен на обучение в Петербург, в рисовальную школу Общества Поощрения Художников (класс И. Н. Крамского), в 1867 продолжил овладение мастерством в Императорской Академии Художеств (ИАХ). Никто не мог предсказать, как это решение будет воспринято при дворе. В свете этих донесений перед Кутузовым встал вопрос о необходимости продолжения отступления и сдачи Москвы (либо дачи боя прямо на улицах города).
Голосования тоже не было. Его инициатором стал Михаил Илларионович Кутузов. Оставить Москву или принять сражение. Биограф Кившенко В. Г. Казанцев писал, что «Военный совет» заинтересовал художника «не своими блестящими мундирами, не эффектом освещения, а именно желанием воспроизвести в красках выражение лиц у участников этой великой драмы, разыгравшейся в такой скромной обстановке, величие и глубокий смысл переживаемого момента». Вследствие этого, в 1879 г., явился его "Военный совет в деревне Филях" – самое удачное произведение Кившенко, если не с технической стороны исполнения, то в отношении замысла, композиции и экспрессивности (находится в музее Академии Художеств повторение – в Третьяковской галерее, в Москве).
И вот-вот прозвучит знаменитое кутузовское: «С потерей Москвы Россия еще не потеряна». Все три разрозненные армии всеми силами спешили соединиться. Барклай де Толли выступил за необходимость отступления, обосновав это «опасностью позиции» и «превосходящими силами» противника, а также невозможностью «защищать столь обширного города, столь незначительными силами». Ни одно столетие не проходило мирно для России. Кившенко не скрывал, что написал картину под влиянием романа Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором дано описание этого знаменитого военного совета 1 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили, в крестьянской избе Андрея Фролова. На картине он сидит прямо под иконой.
Он сумел показать отношение каждого к происходящему. Многофигурность требовала особенно цельного решения. 26 августа (7 сентября) 1812 года состоялось одно из самых кровопролитных сражений XIX века. Главным противником сражения был Барклай-де-Толли. Он прекрасно рисовал и самоучкой выучился играть на рояле.
Генералы по-разному реагируют на слова Кутузова. Ермолов, Дохтуров и Раевский согласились с мнением Бенигсена. Без этой картины лет 70 не обходится ни один учебник по истории СССР (потом – России), десятки раз картину воспроизводили в виде открыток, причем славе этой картине почти не помешала революция: как только в 1930-х годах понятие патриотизма (пусть даже «советского) было восстановлено в своих правах, картина Кившенко оказалась весьма востребованной и советской пропагандой. Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между «дедушкой» и «длиннополым», как она называла Бенигсена.
Выслушав всех присутствующих, главнокомандующий принял решение отступать. Около Смоленска в начале августа 1-я и 2-я армии успешно выполнили этот маневр. Так было и в начале XIX века. И то сказать: решается судьба России. Бенигсен не считал еще игру проигранною. 1884 г. – поездка в Закавказский край для сбора материала к картине о турецкой войне (1877-1878), заказанной императором Александром III. Никто не мог предсказать, как это решение будет воспринято при дворе.
Между Михаилом Илларионовичем и генералами, в частности, Венигсеном, происходит спор. Но сберегши армию, еще не уничтожаются надежды Отечества». Акварельные эскизы будущих больших батальных картин на темы «Взятие штурмом укрепленных Горгохотанских высот 1 января 1878 года», «Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года» «Штурм крепости Ардаган» сразу были выделены современниками. После недавнего сражения известное как Бородинское, русская армия понесла большие потери. Следуя утвержденному плану, русские войска начали организованное отступление. Позицию выбирал генерал Леонтий Беннигсен. Его мнение совпадало с мнением большинства: Москву необходимо оставить.
Он говорил: «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем Москву и Россию». Но так как эта картина была не вполне окончена, то художнику было предложено, для приобретения права на поездку в чужие края на казенный счет, написать другую картину, на тему по его собственному выбору.
литография картины Кившенко Военный совет на Филях в 1812 году издание Кнебель, царская Россия
Окончательное и нелегкое решение принял Кутузов. Через его плечо перекинута лента ордена Андрея Первозванного, полученная им за битву при Пресиш-Элау (ныне город Багратионовск, Калининградской области). Законченные эскизы должны были утверждать царь и великие князья. Многие были готовы продолжить сражение на следующий день Но общая ситуация складывалась так, что М. И. Кутузов не был уверен в успехе в случае возобновления генерального сражения ввиду того, что наличествующие под его командованием войска понесли серьезные потери, нуждались в отдыхе и частично в реорганизации – нужно было заменить многих погибших и выбывших по ранению командиров, а из рескрипта Александра I от 24 августа (5 сентября) ему было известно, что в самое ближайшее время рассчитывать на получение столь нужных в тот момент пополнений нельзя. В 1892 году художник получает очередной заказ. 1880-1884 работал в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, создав ряд интересных картин.
Воспроизводя на своем полотне историческое событие, Алексей Кившенко (1851–1895) точно следовал за писателем. Автор этого произведения А. Д. Кившенко не был участником известных событий, но мастерское описание, данное Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», послужило для него поводом использовать сюжет из военных событий 1812 года для своей дипломной работы.
Соседство с прочно сидящим Кутузовым выявляет еще большую напыщенность позы Беннигсена. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров, Толь. Преподавал в ИАХ, в училище барона Штиглица. Сюжет картины отражает важное событие в русской истории начала ХIХ века – совещание военачальников, созванное Михаилом Илларионовичем Кутузовым 1 (13) сентября 1812 г. Великий русский полководец, учитывая тяжелые потери в Бородинском сражении, на военном совете в деревне Фили поддержал высказанное Барклаем де Толли предложение оставить Москву без боя ради сохранения армии. 1884 г. – поездка в Закавказский край для сбора материала к картине о турецкой войне (1877-1878), заказанной императором Александром III. Н. Кондаков) в Палестину и Сирию. Был способен к наукам.
Опираясь на мнение меньшинства присутствующих, Кутузов принял решение, не давая сражения на неудачной позиции, оставить Москву (ибо, по его словам, повторявшим Барклая-де-Толли, «с потерей Москвы не потеряна ещё Россия»), чтобы сохранить армию для продолжения войны, а заодно сблизиться с подходящими резервами. Это решение требовало определённого мужества, так как мера ответственности за сдачу исторической столицы неприятелю была очень велика и могла обернуться для главнокомандующего отставкой. Чтобы пойти на это, нужно было немалое мужество. Написанная к ноябрю 1879 года, она принесла автору право на пенсионерскую поездку, была повторена для галереи П. М. Третьякова (1882) и произвела фурор на Берлинской выставке (1886). Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что-то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю.
2 (14)сентября Наполеон вошёл в Москву. Преподавал в ИАХ, в училище барона Штиглица. Речь идёт о том, чтобы сдать Москву без боя и тем самым, сохранить оставшуюся армию. Кившенко Алексей Данилович (1851, Тульская область – 1895, Гейдельберг, Германия)Сын крепостного, принадлежащего графу Д. В. Шереметьеву, с 9 лет был отправлен на обучение в Петербург, в рисовальную школу Общества Поощрения Художников (класс И. Н. Крамского), в 1867 продолжил овладение мастерством в Императорской Академии Художеств (ИАХ).
Приглашаем принять участие. Кившенко Алексей Данилович – художник бытовых, охотничьих и баталических сцен. Ежегодно организуются военно-исторические лагеря «Бородино», где собираются молодые люди со всей страны готовятся специальные выставки, программы, организуются выступления реконструкторских клубов.
В то же время очевидно, что Кутузов принял решение, взяв на себя огромную ответственность за судьбу страны. Н. Кондаков) в Палестину и Сирию. Это решение требовало определённого мужества, так как мера ответственности за сдачу исторической столицы неприятелю была очень велика и могла обернуться для главнокомандующего отставкой. В 1891 – участник археологической экспедиции (рук. «С потерею Москвы не потеряна еще Россия», — заявил он. Он считал, что главная задача – это сохранить армию.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Последнего слова ждали от М. И. Кутузова. На картине изображены такие личности, как Кайсаров, Уваров, Кутузов, Толь и другие.
Профессор Академии художеств Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) не принадлежит к числу выдающихся живописцев своего времени. Современники считали, что рисунки и иллюстрации художника для «Нивы», «Палестины», «Посредника» «стоят в ряду с произведениями первоклассных иллюстраторов».
Именно вот таким образом искусствоведы отнесли Алексея Даниловича Кившенко к новой школе «баталистов-эпиков». В 1891 – участник археологической экспедиции (рук. Венигсеном, высказывавшихся за битву под Москвой. Опираясь на мнение меньшинства присутствующих, Кутузов принял решение, не давая сражения на неудачной позиции, оставить Москву (ибо, по его словам, повторявшим Барклая-де-Толли, «с потерей Москвы не потеряна ещё Россия»), чтобы сохранить армию для продолжения войны, а заодно сблизиться с подходящими резервами.
французская армия покинула Москву и начала отступление по Калужской дороге. Сюжет отражает собрание полководцев, происходившее в начале девятнадцатого века. Карл Толь, генерал-квартирмейстер армии, стоит прямо за спиной Кутузова с блокнотом в руках.
Таким образом войска Наполеона рано или поздно будут разгромлены, так как подобная стратегия была единственным выходом в сложившейся ситуации. Был награжден золотой и несколькими серебряными медалями. За 20 дней пребывания в укрепленном Тарутинском лагере в 84 километрах к югу от Москвы российская армия пополнилась людьми, вооружением и снаряжением, в тыл неприятеля были направлены войсковые партизанские отряды и «летучие корпуса». Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что-то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Каждое несло в себе угрозу тяжелой войны. В ней, писали критики, «пропасть движения, массы расположены превосходно, военная драма развивается ярко».
Второй уже день он мучился лихорадкой и в это самое время его знобило и ломало. Многие из этих этюдов были потом изданы в политипажах. Автор этого произведения А. Д. Кившенко не был участником известных событий, но мастерское описание, данное Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», послужило для него поводом использовать сюжет из военных событий 1812 года для своей дипломной работы. Барклай де Толли первым аргументированно обосновал точку зрения о необходимости в создавшейся ситуации оставления города для спасения армии и победного исхода кампании. Оторванные от своих тылов французы оказались фактически заперты в разорённом городе.
Кутузов приказал оставить столицу и отступать к Тарутино. Здесь Наполеон попытался навязать генеральное сражение командующему русскими войсками Барклаю де Толли. Композиция картины естественна, продуманна. Мнение Кутузова было однозначным: необходимо оставление Москвы французским войскам. Сюжет картины отражает важное событие в русской истории начала ХIХ века – совещание военачальников, созванное Михаилом Илларионовичем Кутузовым 1 (13) сентября 1812 г. Великий русский полководец, учитывая тяжелые потери в Бородинском сражении, на военном совете в деревне Фили поддержал высказанное Барклаем де Толли предложение оставить Москву без боя ради сохранения армии.
Состоялся Военный совет в Филях
Ряды солдат существенно поредели и это вынудило полководцев принять важное решение. В них отсутствуют нарочитые эффекты, типичность образов, удачные пейзажные мотивы.