Картина З Е Серебряковой За Завтраком
Конспект занятия по внеурочной деятельности Музей в твоём классе по картине З. Серебряковой За завтраком.
Картина Серебряковой За обедом или «За завтраком»
Атмосфера теплоты и нежности передана с помощью композиции, «объединяющей трогательную группу детей в единое целое», а также выдержанного в спокойных тонах колорита24. Остальные ребятишки внимательно смотрят в сторону зрителя.
Атмосфера теплоты и нежности передана с помощью композиции, «объединяющей трогательную группу детей в единое целое», а также выдержанного в спокойных тонах колорита. То, как сервирован стол, говорит о размеренном, спокойном укладе жизни. Вся картина наполнена ощущением чистоты, мира и спокойствия, царивших в семье художницы. Старший мальчик не столько пьет воду, сколько задумчиво смотрит в направлении стакана. По словам Русаковой, в области детского портрета эта картина осталась «классическим образцом не только живописного, но и человеческого— материнского мироощущения» и она открыла «целое направление в последующем творчестве Серебряковой»9. Колористическое решение картины построено на контрастном соотношении синего цвета (часть стены и одежда детей), различных оттенков коричневого цвета (продолжение кухонной стены и стулья), а также белого цвета (скатерть и передник девочки)27.
Женщины-художницы России XV—XX веков» (Третьяковская галерея, Москва). Татьяна Серебрякова (1912—1989) окончила Ленинградское хореографическое училище, работала театральным художником. В картине «За завтраком» столько простой, родной и милой прелести, что трудно остаться равнодушным, глядя на нее. Стол покрыт белоснежной скатертью на нём стоит фарфоровая супница и показаны руки женщины, разливающей суп по тарелкам2 (согласно описанию самой Серебряковой, на картине изображены дети «с рукой бабушки, наливающей суп»25). Женщины-художницы России XV—XX веков» (Третьяковская галерея, Москва)116. Девочка уже не может себя сдерживать: она положила маленькие ручонки прямо в тарелку, будто намекает матери побыстрее покормить ее. Зимние месяцы Серебрякова, как правило, проводила в Санкт-Петербурге (в августе 1914 года в связи с началом Первой мировой войны город был переименован в Петроград).
По словам Князевой, выбор жанрового мотива позволил Серебряковой «показать детей в активном состоянии, выявить их разные психологические состояния избежать позирования», а тонкое понимание особенностей детской психологии дало художнице возможность передать индивидуальный характер каждого ребёнка. Одежда на детях по-домашнему скромная, но видно, что одеты они с любовью и вниманием. Женя стал архитектором, все остальные – художниками. Серебрякова ведёт рассказ о своих детях с теплотой искренностью и поэтичностью. Оно также было одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Зинаиды Серебряковой, проходившей в апреле— июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи18.
По словам Князевой, выбор жанрового мотива позволил Серебряковой «показать детей в активном состоянии, выявить их разные психологические состояния избежать позирования», а тонкое понимание особенностей детской психологии дало художнице возможность передать индивидуальный характер каждого ребёнка3. Один из этюдов, представляющих собой групповой портрет детей, — «В детской» (бумага, акварель, темпера, 46, 4 55, 8см, ныне в ГТГ)— был создан художницей в 1913 году. Искусствовед Елена-Флоренс Васютинская писала, что картину «За завтраком», созданную в 1914 году «художницей искромётного таланта» Зинаидой Серебряковой, можно считать «апофеозом изображения счастливого детства» того времени, которое было «началом конца не только двухвековой эпохи русского детства, но и великой страны».
Сочинение по картине Серебряковой За обедом (За завтраком) (описание)
На ней надет белый фартук. Характер каждого ребёнка показан с тонким пониманием детской психологии: мечтательность Жени, общительность Шуры, а также стремительность и непоседливость Таты, которая в ожидании еды положила свою ладонь в пустую тарелку24. Каждый ребёнок на картине по своему уникален, у каждого свой взгляд и выражение лица.
Александр Серебряков (1907—1995) стал художником, работал во Франции, писал акварельные и темперные пейзажи иллюстрировал книги. Можно разглядеть красивый рисунок на супнице. Самой матери не видно, только руки как символ материнской ласки и заботы.
Искусствовед Гульназ Амирова отмечала, что в детских портретах Серебряковой, к которым относится и картина «За обедом» («За завтраком»), отчётливо видны отзвуки традиций живописи Алексея Венецианова и его последователей, в которой «уютный домашний интерьер и натюрморт являются неотъемлемыми элементами образа». Без нее не вкусен никакой обед. Перед Шуриком стоит тарелка, наполненная супом.
Маленькие дети любят так сидеть за столом. В это время бабушка (на картине изображёны только её руки) наливает в его тарелку половником суп. Все ребята ведут себя естественно, не позируя, а просто наблюдая за происходящим. Не обходится обед и без соли. Правда, Таня сначала собиралась быть балериной и даже училась в балетной школе в Петрограде. Дети показаны в активном состоянии, они не позируют.
Как и многие другие работы Серебряковой, это не просто портрет, а портрет-картина. Возвратившись в семейное имение Нескучное, с июля по сентябрь Серебрякова работала над этюдами к картине «Жатва», а также над первым вариантом этого полотна, который она впоследствии уничтожила, оставив лишь ряд фрагментов. На столе стоит желтый кувшин, а возле него находится тарелка с шоколадным печеньем. Искусствовед Елена-Флоренс Васютинская писала, что картину «За завтраком», созданную в 1914 году «художницей искромётного таланта» Зинаидой Серебряковой, можно считать «апофеозом изображения счастливого детства» того времени, которое было «началом конца не только двухвековой эпохи русского детства, но и великой страны»31. На нём изображена естественная сценка в детской комнате: няня занята маленькой Татьяной (Татой), а мальчики— Евгений (Женя) и Александр (Шура)— увлечены игрой. Отвлекли ребёнка от еды. На картине изображены дети художницы:восьмилетний Женя, в задумчивости сидящий у дальнего края стола со стаканом воды, семилетний Шура, повернувшийся к зрителю и Таня (Тата), которой скоро исполнится три года23.
Судя по всему, девочка только пошла в первый класс. Искусствовед Валентина Князева писала, что картина «За завтраком» («За обедом») несёт в себе «поэзию повседневного, земного», отмечая, что тонкое понимание особенностей детской психологии дало Серебряковой возможность передать индивидуальный характер каждого ребёнка. А затем, в 1953 году, те же «органы» вдруг сообщили о реабилитации Руслановой и сказали, что «всё конфискованное должно быть немедленно возвращено семье» и вычеркнуто из каталогов. Все дети художницы связали свои жизни с искусством. Женя задумчиво пьёт воду. Мальчики изображённые на полотне, погодки, сестрёнка младше их на несколько лет.
Описание картины Зинаиды Серебряковой «За завтраком»
Искусствовед Гульназ Амирова отмечала, что в детских портретах Серебряковой, к которым относится и картина «За обедом» («За завтраком»), отчётливо видны отзвуки традиций живописи Алексея Венецианова и его последователей, в которой «уютный домашний интерьер и натюрморт являются неотъемлемыми элементами образа»33. На полотне мы видим трех ребят: два мальчика и маленькая девочка. Оно также было одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Зинаиды Серебряковой, проходившей в апреле— июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.
Колористическое решение картины построено на контрастном соотношении синего цвета (часть стены и одежда детей), различных оттенков коричневого цвета (продолжение кухонной стены и стулья), а также белого цвета (скатерть и передник девочки). Его волосы немного взъерошены, что также выдает его активный характер. А кем стали все эти дети (и Катя, которая была слишком мала в момент написания картины и вот таким образом не сидит за столом). Темы такого рода не открытие Серебяковой. Стол покрыт белоснежной скатертью на нём стоит фарфоровая супница и показаны руки женщины, разливающей суп по тарелкам (согласно описанию самой Серебряковой, на картине изображены дети «с рукой бабушки, наливающей суп»). Дети очень похожи друг на друга и цветом волос и выразительными карими глазами. По воспоминаниям Ромашковой, «сама Русланова согласилась официально передать нам часть своей коллекции», в которую входили такие картины, как «Ратник XVII века» Ильи Репина, «Портрет неизвестной в белом платье» Фёдора Рокотова, «Портрет неизвестного офицера» Павла Федотова и «За завтраком» Зинаиды Серебряковой14.
По словам Русаковой, в области детского портрета эта картина осталась «классическим образцом не только живописного, но и человеческого— материнского мироощущения» и она открыла «целое направление в последующем творчестве Серебряковой». По словам Васютинской, это полотно представляет собой «действительно полнокровный и полноценный образ счастливого детства, согретого родительской любовью»32, а «преображению столь бесхитростного уголка жизни в подлинную драгоценность» в значительной мере способствовало «ярко выраженное женское начало» творчества Серебряковой. Это не милая сердцу клеенка, а белоснежная скатерть.
Дети изображенные на картине, – эти школьники, которые вернулись домой голодные и немного уставшие после напряженной учебы. Путаница в названии связана с изменением привычек и распорядка дня. Стулья полированные, темные. С того момента, как у Серебряковой появились собственные дети, они стали её «постоянными моделями». Подано первое блюдо – суп. Обстановка на столе показана со всем реализмом. Искусствовед Алла Русакова называла картину «одним из самых интимных, душевных и обаятельных произведений» художницы и писала, что в области детского портрета эта картина осталась «классическим образцом не только живописного, но и человеческого — материнского мироощущения».
Одним из лучших произведений в жанре детского портрета стала картина За завтраком. Тарелка малышки Танечки пустая и она терпеливо ждёт, пока бабушка нальёт ей суп. Видно, что его не столько мучает жажда, сколько просто интересует содержимое стакана. Как и многие другие произведения Серебряковой, это не просто портрет, а портрет-картина.
Сочинение по картине Серебряковой «За завтраком»
Некоторые подробности этой истории были описаны в статье главного хранителя Третьяковской галереи Лидии Ромашковой, опубликованной в 1998 году в «Комсомольской правде». Видно, что семья живёт в достатке. И, наконец, не изображённая на картине Екатерина Серебрякова (1913—2014) тоже стала художницей, жила во Франции, была основателем и почётным президентом Фонда Зинаиды Серебряковой2223.
Возвратившись в семейное имение Нескучное, с июля по сентябрь Серебрякова работала над этюдами к картине «Жатва», а также над первым вариантом этого полотна, который она впоследствии уничтожила, оставив лишь ряд фрагментов5. В монографии о Серебряковой изданной в 1979 году искусствовед Валентина Князева писала, что групповой портрет детей изначально известный под названием «За обедом», — «это не просто портрет, а портрет-картина».
А ведь ее присутствие более красиво, чем кастрюля, поставленная прямо на стол. Детские портреты занимали значительное место в творчестве Зинаиды Серебряковой (урождённой Лансере). На картине художница изобразила, как проходит обед в её собственной семье. По словам Васютинской, это полотно представляет собой «действительно полнокровный и полноценный образ счастливого детства, согретого родительской любовью», а «преображению столь бесхитростного уголка жизни в подлинную драгоценность» в значительной мере способствовало «ярко выраженное женское начало» творчества Серебряковой. Мы видим, как аккуратно сервирован стол, значит женщины с любовью заботятся о детях.
Пожалуй, самой известной картиной замечательной русско-французской художницы Зинаиды Серебряковой является «За завтраком» или, как ещё её называют «За обедом». Что он там видит, о чем задумался. Отмечая тщательную проработку натюрмортных деталей— ещё в большей мере, чем в автопортрете «За туалетом» (1909) и «Портрете О. К. Лансере» (1910), Князева писала, что в полотне «За обедом» Серебрякова «стремится к лепке формы светом и тенью, к передаче тончайших оттенков света, к чёткому рисунку» картина несёт в себе «поэзию повседневного, земного». Здесь та же кристальная чистота внутренних отношений, душевность. На нём изображена естественная сценка в детской комнате: няня занята маленькой Татьяной (Татой), а мальчики— Евгений (Женя) и Александр (Шура)— увлечены игрой13.
Описание картины Серебряковой «За завтраком»
По воспоминаниям Ромашковой, «сама Русланова согласилась официально передать нам часть своей коллекции», в которую входили такие картины, как «Ратник XVII века» Ильи Репина, «Портрет неизвестной в белом платье» Фёдора Рокотова, «Портрет неизвестного офицера» Павла Федотова и «За завтраком» Зинаиды Серебряковой. В книге о жизни и творчестве Серебряковой изданной в 2008 году в серии «Жизнь замечательных людей» искусствовед Алла Русакова называла картину «За обедом» («За завтраком») «одним из самых интимных, душевных и обаятельных произведений» художницы8. Кроме того, Зинаида Евгеньевна была многодетной мамой, но это не мешало ей активно заниматься творчеством: в одной из известнейших картин За завтраком (другое название За обедом) художница изобразила своих детей. В 1940-х годах картина «За завтраком» была частью коллекции певицы Лидии Руслановой.
Необычность полотну придают низко срезанные стены28 композиция «импрессионистски обрезана и будто спонтанна», но «эта спонтанность— кажущаяся, подчёркивающая лишь временность действия, моментальность поворотов и взглядов персонажей»9. У каждого только ему присущие выражение лица, взгляд, поза, жест. Главной задачей картины Зинаиды Евгеньевны была передача характеров детей из нравов. Заботливые мамины руки разливают суп по тарелкам. В монографии о Серебряковой изданной в 1979 году искусствовед Валентина Князева писала, что групповой портрет детей изначально известный под названием «За обедом», — «это не просто портрет, а портрет-картина».
Полотно отличается великолепной техникой, наполнена добротой, радостным возбуждением, ощущением красоты и гармонии всего окружающего. Написанная почти 100 лет назад, картина «За завтраком» и сегодня остается такой же свежей и подкупающей. Русакова писала, что это полотно является не только хорошо исполненным групповым портретом, но и «подлинной картиной»— как с точки зрения композиции и колористического решения, так и «по удивительно искреннему и безусловному образному воплощению Детства». По её словам, сначала «в галерею пришли люди из НКВД и передали несколько десятков полотен», не сказав, кто был владельцем этих картин и как те попали к ним в руки, — о том, что это были произведения из коллекции Руслановой, сотрудники галереи догадались гораздо позже по слухам. Одежда на тетях очень красивая. И, наконец, не изображённая на картине Екатерина Серебрякова (1913—2014) тоже стала художницей, жила во Франции, была основателем и почётным президентом Фонда Зинаиды Серебряковой. Жила она на рубеже 19-20 веков, на начало 20 века пришелся основной пик её творческой активности.
Стоит отметить, что завтрак на картине напоминает современному зрителю о времени обеда. Это самое начало обеда. Создать детский портрет – трудная для художника задача.
Сочинение-описание картины Серебряковой «За завтраком»
С того момента, как у Серебряковой появились собственные дети, они стали её «постоянными моделями»3. По её словам, сначала «в галерею пришли люди из НКВД и передали несколько десятков полотен», не сказав, кто был владельцем этих картин и как те попали к ним в руки, — о том, что это были произведения из коллекции Руслановой, сотрудники галереи догадались гораздо позже по слухам. Значительную часть полотна занимает натюрморт. Заметим, как сервирован стол. Мы видим троих ребятишек, сидящих за накрытым столом в ожидании еды.
Девочка внимательно устремила взгляд в ту же точку, что и её брат. К обеду поданы свежие булочки. Дети завтракают. Все очень чисто и аккуратно, сразу видно что в этой семье порядок и достаток. Заботливые руки, наливающие суп в тарелки – это руки бабушки детей, мамы художницы.
Внимание зрителей привлекает также красота убранства обеденного стола. В начале XX века она особенно часто изображала своих детей: Женю, Шурика, Тату и Катю. В конце 1914 года она написала групповой портрет своих детей «За обедом», который позднее получил известность под названием «За завтраком»5. Евгений Серебряков (1906—1990) окончил ВХУТЕИН, работал архитектором и реставратором. Но Серебрякова сумела рассказать о семье удивительно искренне и поэтично. Мальчик, сидящий спиной, в правой руке держит ложку и собирается отправить её в рот. С 1953 года, после реабилитации и освобождения Руслановой, картина опять находилась в её собственности, пока в 1955 году не была приобретена у владелицы Третьяковской галереей6.
Необычность полотну придают низко срезанные стены композиция «импрессионистски обрезана и будто спонтанна», но «эта спонтанность— кажущаяся, подчёркивающая лишь временность действия, моментальность поворотов и взглядов персонажей». Один из этюдов, представляющих собой групповой портрет детей, — «В детской» (бумага, акварель, темпера, 46, 4 55, 8см, ныне в ГТГ)— был создан художницей в 1913 году. Стол накрыт очень просто, на нем нет каких-то особых блюд. Картина За завтраком (1914) как бы продолжает линию, начатую в Автопортрете. На столе стоит столовый сервиз. Суповые тарелки стоят на десертных тарелках. По словам искусствоведа Павла Павлинова, групповой портрет детей «За завтраком», «восхищающий посетителей Третьяковской галереи», является самым необычным из портретов исполненных Серебряковой в 1914—1917 годах34.
сочинение по картине Серебряковой "За завтраком"
Вся картина наполнена ощущением чистоты, мира и спокойствия, царивших в семье художницы26. Александр Серебряков (1907—1995) стал художником, работал во Франции, писал акварельные и темперные пейзажи иллюстрировал книги20. Наверное и фарфоровая супница – не ежедневный гость на сегодняшних обедах. В 1940-х годах картина «За завтраком» была частью коллекции певицы Лидии Руслановой. В больших и выразительных глазах детей читается любопытство. Русакова писала, что это полотно является не только хорошо исполненным групповым портретом, но и «подлинной картиной»— как с точки зрения композиции и колористического решения, так и «по удивительно искреннему и безусловному образному воплощению Детства»2.
Какая же трапеза без хлеба. На картине художница изобразила троих своих детей в ожидании второго завтрака. Зимние месяцы Серебрякова, как правило, проводила в Санкт-Петербурге8 (в августе 1914 года в связи с началом Первой мировой войны город был переименован в Петроград). Все дети художницы связали свои жизни с искусством.
Описание картины «За завтраком»
Все очень чисто и аккуратно, сразу видно что в этой семье порядок и достаток. Отмечая тщательную проработку натюрмортных деталей— ещё в большей мере, чем в автопортрете «За туалетом» (1909) и «Портрете О. К. Лансере» (1910), Князева писала, что в полотне «За обедом» Серебрякова «стремится к лепке формы светом и тенью, к передаче тончайших оттенков света, к чёткому рисунку» картина несёт в себе «поэзию повседневного, земного»7. Это сделано для того, чтобы не испортить горячим супом полировку стола под скатертью.
Девочку зовут Тата, мальчик с водой – Женя и, по-видимому, самый голодный – Шурик. Посуда очень красивая: синяя с замысловатым узором. На картине нарисованы трое детей за столом в ожидании трапезы. По словам искусствоведа Павла Павлинова, групповой портрет детей «За завтраком», «восхищающий посетителей Третьяковской галереи», является самым необычным из портретов исполненных Серебряковой в 1914—1917 годах. На ней надето красивое школьноt платье с белым фартуком.
О школе или товарищах, которые ждут его на улице. Каждый ребёнок не похож на другого и имеет свои особенности поведения. У каждого ребенка иное выражение лица. Художница написала своих детей, сидящих за столом в ожидании еды. Евгений Серебряков (1906—1990) окончил ВХУТЕИН, работал архитектором и реставратором19.
Картина Зинаиды Серебряковой За обедом (За завтраком)
В первых же работах Серебряковой проявились самостоятельный почерк и стиль. Кроме того, Зинаида Евгеньевна была многодетной мамой, но это не мешало ей активно заниматься творчеством: в одной из известнейших картин "За завтраком" (другое название "За обедом") художница изобразила своих детей. Девочка – всеобщая любимица, ведь она сидит во главе стола, где должно быть место отца. На дальнем плане изображен первый сын – Женя. На картине изображены дети художницы:восьмилетний Женя, в задумчивости сидящий у дальнего края стола со стаканом воды, семилетний Шура, повернувшийся к зрителю и Таня (Тата), которой скоро исполнится три года.
Прибор ждет кого-то, кто ещё не подошел, желтый, ярко блестящий кувшин, возможно, полон молока, рядом лежит выпечка, графин с водою и центральное место на столе занимает супница из которой наливается суп. Видно, что это не званный завтрак, дети занимают только часть стола, у них планы на день и, возможно мама подгоняет их : Ешьте скорее, надо в школу. Вот таким образом никого не удивила одарённость девочки и её желание стать художником. В книге о жизни и творчестве Серебряковой изданной в 2008 году в серии «Жизнь замечательных людей» искусствовед Алла Русакова называла картину «За обедом» («За завтраком») «одним из самых интимных, душевных и обаятельных произведений» художницы. В конце 1914 года она написала групповой портрет своих детей «За обедом», который позднее получил известность под названием «За завтраком».
Но случилась неприятность: она сломала ногу и после выздоровления танцевать уже не могла. Татьяна Серебрякова (1912—1989) окончила Ленинградское хореографическое училище, работала театральным художником21. А затем, в 1953 году, те же «органы» вдруг сообщили о реабилитации Руслановой и сказали, что «всё конфискованное должно быть немедленно возвращено семье» и вычеркнуто из каталогов. На переднем плане мы видим любопытного и любознательного Сашу.
Сочинение по картине Серебряковой За завтраком
Это, наверное, был любимый мир Серебряковой: её дом, её дети. Впоследствии картина «За завтраком» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на выставке 1975 года «Портрет в русской живописи конца XIX— начала XX века» (Государственный Русский музей, Ленинград), выставке русской живописи 1890—1917 годов, проходившей в 1976—1977 годах во Франкфурте-на-Майне, выставке произведений художников объединения «Мир искусства», состоявшейся в 1981—1982 годах в Неаполе и Турине, выставке 1992 года «Дети в мифах и жизни» (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), а также на выставке 2002 года «Искусство женского рода.
Впоследствии картина «За завтраком» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на выставке 1975 года «Портрет в русской живописи конца XIX— начала XX века» (Государственный Русский музей, Ленинград), выставке русской живописи 1890—1917 годов, проходившей в 1976—1977 годах во Франкфурте-на-Майне, выставке произведений художников объединения «Мир искусства», состоявшейся в 1981—1982 годах в Неаполе и Турине115, выставке 1992 года «Дети в мифах и жизни» (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), а также на выставке 2002 года «Искусство женского рода. Некоторые подробности этой истории были описаны в статье главного хранителя Третьяковской галереи Лидии Ромашковой, опубликованной в 1998 году в «Комсомольской правде».