Картина За Чаем
Картина «Купчиха за чаем» была написана Борисом Кустодиевым в 1918 году. Картина «Купчиха за чаем» заключает в себе все своеобразие творческого метода художника Бориса Михайловича Кустодиева. Картина «За чаем»значится под 99 в списке произведений С. И. Пичугина, составленном наследниками художника. Картина Константина Маковского За чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Кустодиев Купчиха за чаем (1918) «Купчиха за чаем» одна из самых известных картин Кустодиева из серии «Купчихи». Один из примеров – картина «Купец-сундучник» (1923 год), на которой купец в богатом одеянии торгует чаем и чайной утварью. Картина «Купчиха за чаем» кажется поэмой о красоте русской природы и русской женщины. » Купчиха за чаем » — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 — 1927). «купчиха за чаем» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927).
История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева
Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Самовар на столе будто делит полотно на два «мира» : на одной стороне – толстый, сытый поп, а на другой – нищие мальчик и старик. 120 x 120 смРассматривая исполненные радости бытия полотна Кустодиева, трудно предположить, что с 1907 года он был поражен костным туберкулезом, постепенно теряя возможность двигаться. А кот. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032.
Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. В этом он находил свое спасение. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Философскую составляющую чайных посиделок не могли не заметить русские деятели искусства, а наиболее ярко и реалистично любовь России к чаю отражена в работах знаменитых художников.
Но тем живее работало воображение. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать.
Старинные русские костюмы изразцы, резная мебель, узоры и вышивка – его излюбленные спутники его художественных трудов. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Для характеристики творчества художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 – 1945 гг. ) критики и ценители искусства очень часто используют слово «крестьянский» : крестьянская жизнь, крестьянский быт и т. д. Действительно, его картины демонстрируют нам повседневную жизнь крестьян начала прошлого века, а отдельное внимание Богданов-Бельский уделял детям.
В своей работе художник продемонстрировал иное видение церемонии семейного чаепития. В работе «За чаем», выполненной уже на 75 году жизни, хорошо отражена техника автора. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Главной темой другой картины Кустодиева – «Извозчик в трактире» (1920 год) – служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века.
И пользовалась спросом публики. Социальную драму усиливают орден героя Крымской войны на груди у старика и темные коричневые тона, в которых написано полотно. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем».
Обстановка за столом у Бакшеева гнетущая и тревожная. При отсутствии постепенного перехода от переднего плана к дальнему, пространство передано неторопливо-спокойными и пластически-плавными ритмическими линиями, сливающимися от периферии в центр композиции, что заостряет внимание зрителя на купчихе как символе старой России и чаепитии как концентрации всего уклада её жизни, в то время как остальные окружающие детали, в том числе кот, купеческая чета, городская панорама и наконец притягивающий внимание зрителя красным пятном арбуз, кажутся лишь приложением к образу, дополнительным повествованием, не лишённым однако большой смысловой нагрузки. Этот прием художник очень любит и часто использует в своих портретных работах. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку.
Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар.
Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи.
«Купчиха за чаем» картина Кустодиева
Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123.
Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Бесспорно, одной из наиболее драматичных, цепляющих за душу картин XIX века, является работа Василия Григорьевича Перова (1833/1834 – 1882 гг. ) «Чаепитие в Мытищах» (1862 год), сюжетом которой послужили реальные события. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Ни одна чайная церемония не обходится только лишь вкушением напитка, она помогает обрести душевное равновесие, гармонию, достичь взаимопонимания между присутствующими.
На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. Чай можно назвать своеобразным «рогом изобилия», только в среде напитков. Наша красавица сидит за столом, смакует горячий чай и угощается сладостями.
Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Чаепитие в его работах – это важный элемент, посредством которого живописцу удалось раскрыть душевный мир простого русского человека. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни – в 75 лет. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай».
Картина За чаем Константина Маковского
Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1.
Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. Пар исходящий от самовара и блюдца, создают еще большую реалистичность картины, обеспечивает включенность зрителя в сюжет. Это всевозможные блюда с фруктами и овощами («Купчиха»), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки («Купчиха за чаем»), ожерелья, кольца и шелк («Купчиха с зеркалом»).
И такие молодцы проглядели революцию. Так как Кустодиев практически не выходил из своего дома в Петрограде, полотно он создавал по памяти, прибегая при этом к самым необычным и вроде бы невозможным колористическим сочетаниям, что, однако, не лишило полотно убедительности и правдивости, построенной на тщательном изучении художником натуры. Только на начало 19 века этот напиток стал доступен для «простого люда». Картина была написана в проблемный для России год.
Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины
Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова.
На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Она явно принадлежит к зажиточной семье: богато убранный сарафан, серебряные височные кольца, бусы, о том же говорит и стеклянная, возможно фарфоровая посуда. Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.
Описание картины «Купчиха за чаем»
Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот.
Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.
Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 годКонстантин Маковский был одним из самых ценимых и высокооплачиваемых художников своего времени. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, – говорит, – под яблонью глохнет».
Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Чайные традиции в России зародились сравнительно недавно. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Очень удачно вписан в сюжет кот, который ласкается к своей хозяйке и тоже подчеркивает атмосферу безмятежности. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Русское чаепитие за самоваром – частый сюжет его картин о провинциальной, купеческой, народной жизни россиян конца XIX, начала XX веков.
Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. Картины Маковского стилизованны под русскую самобытность. Конечно, основной темой выставки стала революционная.
С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Чем же была для Кустодиева данная работа. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9.
Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. Яркий образ, созданный Маковским, так и приглашает к столу, выпить чашечку крепкого чая. Купчиха необыкновенно хороша и воплощает в себе народный идеал: алые губки бантиком, прямой нос, чёрные соболиные брови дугой, небесно-голубые глаза263029.
«Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. 1918. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться.
Произведение написано в 1918 году Борисом Кустодиевым. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953.
Однако если посмотреть на картину, совершенно ничего здесь не говорит об этом. Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), на которой группа людей собралась за большим столом. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую купеческую Россию. Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Но тем живее работало воображение.
Описание картины Константина Маковского «За чаем»
Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. На первый взгляд картина кажется вдохновенной поэмой о красоте России и русской женщине, но на самом деле она полна тонкой иронии, которая сквозит в деталях: необъятной широте тела русской красавицы, ее большой груди, румянце на щеках, пухлых пальцах, трущемся о плечо ленивом коте, гастрономической роскоши на столе. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927 гг).
Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год). Послевоенный 1918 год запомнился народу разрухой, голодом и гражданской смутой. Одна из известнейших – «За чайным столом». К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.
Еще один весьма трагичный сюжет со сценой чаепития изображен на картине знаменитого русского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 – 1958 гг. ) «Житейская проза» (1892-1893 гг. ). Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» – он коллекционировал предметы русского быта.
В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. А сам портрет – образ сытой, ярмарочно-праздничной Руси, которая в 1918 году, когда создавалась картина, погибла в революционном водовороте. В этом он находил свое спасение. Ты знаешь, у меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха. »59. И это показательно.
Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»
Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок.
Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства – семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Холст, масло.
Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»
такой славный, серый, рослый да претолстющий-толстый. » Купчиха была одной из любимых героинь Кустодиева, он рисовал ее множество раз. На столе полно продуктов, а рядом умиротворенно потягивается кот. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. На нём стоит заварочный чайник, расписанный портретами, а вокруг— дорогая посуда, серебрённая и фарфоровая, с выписанными узорами: сахарница, молочник, вазочка с вареньем и чашка с блюдцем. Она молода, красива, хорошо одета.
Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков.