Картина Завтрак На Траве Клод Моне
«завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe)— картина французского художника Клода Моне, написанная им в 1866 году. Полотно » Завтрак на траве» Клода Моне заслуживает внимания не только благодаря особенностям композиции, но главным образом потому, что картина выполнена в уникальной художественной технике. Картина Клода Моне Завтрак на траве: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«завтрак на траве» (фр. Le djeuner sur lherbe) — картина французского художника Клода Моне, написанная им в 1866 году.
Завтрак на траве (картина Моне)
На их первой выставке в Париже в 1874 году была показана среди других его полотен картина «Впечатление. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. Считается, что именно «Завтрак» Мане дал толчок к появлению импрессионизма. Впоследствии, по мотивам бесед с Моне, герцог Тревизо опубликовал обстоятельный очерк «Паломничество в Живерни», проиллюстрированный фотографом Пьером Шумоффом74. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонируется в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой29261730.
Они знали, как ценители относятся к их экспериментам искусстве, да и к ним самим. Выше: что вы искали. «Женщина в зелёном» была допущена к выставке и вместе с «Дорогой на Шайи» экспонировалась на Салоне, где была положительно оценена критикой5455. Организацию выставки взял на себя Клод Моне. Две дамы повернуты спиной к нам, оставляя любоваться складками своих платьев. Известна фотография, на которой художник и герцог запечатлены стоящими у «Завтрака» в мастерской.
Картина Завтрак на траве, Клод Моне, 1866
Моне и Курбе хотели передать состояние леса тогда, когда они в нём были и его писали, достигая в живописи практически фотографической точности. Там же хранится и зарисовка композиции картины (бумага, мел, 30, 5 46, 8 см), сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю. На переднем плане блестяще выполненный в виде натюрморта сам завтрак – бутылки вина, недопитые бокалы, тарелки с грушами и виноградом. Из них можно выделить несколько отдельных произведений пейзажного искусства, которые сам Моне считал значительными среди остальных своих работ: «Дорога на Шайи через лес Фонтенбло» (холст, масло, 97 130, 5 см Музей Ордрупгаард), «Дорога на Шайи» (холст, масло, 43 59 см Музей Орсе), «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло на дороге в Шайи» (холст, масло, 96, 2 129, 2 см Метрополитен-музей).
Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в упоминавшихся «Женщинах в саду». Примечательно, что само возникновение термина «импрессионизм» связывают с его художественным полотном «Впечатление. Они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают женщины.
Эдуарда Мане нельзя назвать импрессионистом. В тот год публика посмеялась над молодыми художниками. Такого раненого художника Базиль запечатлел в работе «Импровизированный госпиталь» (холст, масло, 48 65см Музей Орсе)342935.
Эдуард Мане и Клод Моне с "Завтраком на траве"
Несмотря на амбиции Моне, его полотно «Женщины в саду» было отвергнуто жюри Салона 1867 года во имя «спасения искусства» от «этого отвратительного направления». Примечательно, что само возникновение термина «импрессионизм» связывают с его художественным полотном «Впечатление. В следующем месяце Путин принял у себя в Кремле главу компании «Louis Vuitton» Бернара Арно, поблагодарив его «за выставку, которую вы организовали в Париже»113114115116. Главными героями полотна стали друзья Моне.
Зимой 1865—1866 годов Базиль вместе с Курбе посетил мастерскую Моне: Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном2648549. Сам того не желая, Эдуард Мане становится идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами или «бандой Мане».
Моделью женщины была Викторина Мёран (фр. Victorine Meurent), один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф (фр. Ferdinand Leenhoff). Публика возмущалась, тыкала в картины тростями, картина «Бульвар Капуцинок» даже пострадала на глазах автора, Клода Моне. После этого, чтобы хоть что-то выставить на Салон, Моне за четыре дня написал «Женщину в зелёном» (холст, масло, 231 151 см Бременская картинная галерея), для которой моделью снова послужила Камилла. Клод Моне задумал создать новое полотно, которое было бы и данью и вызовом Эдуарду Мане.
Завтрак на траве картина Клода Моне
Итогом этого стали «Женщины в саду» (холст, масло, 255 205см Музей Орсе)61, на которых Моне, также как и в «Завтраке» изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4. Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. Господа изображены в пиджаках и брюках, дамы же в кринолинах.
Моне задумал огромное полотно шириной более шести метров, для участия в Салоне 1866 года. Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника»2627. Здесь нет ничего предосудительного или скандального.
Впоследствии они стали друзьями18. «Непристойная», «нелепая», «неприличная», – эпитеты, которыми наградили картину. Истоки этого течения восходят к молодости художника, проведённой им в Гавре, где Моне восхищался тем, как маринист Эжен Буден пишет свои картины на открытом воздухе и впоследствии почерпнул у него эту художественную манеру. Впоследствии художник разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсе в Париже).
В настоящее время картина под номером Ж-3307 находится в галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков6. Однако к тому времени художника уже не было в живых. Начав в Шайи, а закончив в мастерской в сентябре 1865 года, Моне создал очень тщательно выписанный меньший вариант композиции (холст, масло, 130 181 см Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), по которому в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел всего большого полотна. До Мане голыми на картине могли быть только мифические боги и богини. Задав моду на живописание пикников, Мане не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Моне, «этим выскочкой из Гавра». От названия этой картины с легкой руки критика Луи Леруа, посетившего выставку и написавшего в сатирической газете «Шаривари» едкую статью о «впечатленцах», произошло название нового направления.
Тогда-то Моне и рассказал ему, что случилось с картиной46: «Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть»77. Свой знаменитый «Завтрак на траве» он подготовил в качестве своеобразного изобразительного манифеста специально для поддержки одноименной работы Эдуарда Мане. Зимой 1865 – 1866 годов Базиль вместе с Курбе посетил мастерскую Моне: Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям Гюстава Жеффруа именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном. Известна фотография, на которой художник и герцог запечатлены стоящими у «Завтрака» в мастерской7576. Из них можно выделить несколько отдельных произведений пейзажного искусства, которые сам Моне считал значительными среди остальных своих работ19: «Дорога на Шайи через лес Фонтенбло» (холст, масло, 97 130, 5см Музей Ордрупгаард)23, «Дорога на Шайи» (холст, масло, 43 59см Музей Орсе)24, «Дуб Бодмера, лес Фонтенбло на дороге в Шайи» (холст, масло, 96, 2 129, 2см Метрополитен-музей)25.
Критики оценивают данную картину как дебют Моне в импрессионизме. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Затем Моне начал картину для следующего Салона, обобщив в ней то, что он понял во время работы над «Завтраком» и одновременно отказавшись от огромных масштабов, резких контрастов, а также переноса пленэрных эскизов на холст в мастерской60.
15 мая 1863 года в Париже правителем Наполеоном III был открыт «Салон отверженных». В том же году художник вернул себе полотно и разрезал его на три части. Деревья в композиции играют роль классической театральной кулисы. В 1884 году Моне выкупил картину и разрезал её на три части. вы можете запросить все в системе с коробкой.
Примечательно, что импрессионизм был так назван по его же картине «Впечатление. Уже после смерти Мане вся Франция собирала деньги на приобретение «Олимпии» для Люксембургского музея по подписке, организованной Моне. Одним из тех, кто видел «Завтрак» у Щукина, был критик Яков Тугендхольд, посвятивший его собранию обстоятельную статью102. Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. В рамках года культурного туризма Россия – Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой.
Между тем картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, но также и именем. Однако, внимательно наблюдая природу, художник увидел, что и тени наполнены светом. Все фигуры вписаны в геометрические формы – эллипсы, треугольники, прямоугольники.
Работа выглядит потрясающе как с точки зрения обычного зрителя, так и сточки зрения профессиональной живописи. В начале 60-х гг. После приезда Базиля Моне активно взялся за написание групповых этюдов22. Его картина оказалась более сдержанной. В момент нужды Моне заложил картину, чтобы заплатить за квартиру.
Тем не менее, в следующем году картина «Женщины в саду», написанная по мотивам «Завтрака», не была одобрена к показу жюри выставки для «спасения искусства» от этого «отвратительного» импрессионизма. Художники не ждали от посетителей ничего хорошего. Однако к открытию Салона 1866 г. закончить картину он не успел. Один из них – другхудожника, Фредерик Базиль (он погиб очень молодым, в 29 лет, когда его призвали на войну, где он был убит шальной пулей) изображён дважды – стоит слева и лежит под деревом в правом нижнем углу. Художник Ля Грон – сидит у скатерти и Камилл Донсье, он тоже сидит у скатерти.
Зимой 1865-1866 годов Курбе с Базилем посетили мастерскую Моне. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. В следующем месяце Путин принял у себя в Кремле главу компании «Louis Vuitton» Бернара Арно, поблагодарив его «за выставку, которую вы организовали в Париже». Спустя несколько лет упрёк Бенуа был опровергнут95. Эскиз надлежало превратить в законченную картину.
Свет в природе соединяет буквально всё. Известен также один предварительный набросок женских фигур, находящийся в альбоме Моне (бумага, мел, 26 34см музей Мармоттан-Моне)39404142. Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 130 181см. А к сожалению – знаменитого кафе теперь не существует. Необычайная композиция, наполненная живой ритмичностью наклона женских головок, признательными взглядами и вытянутыми руками, стала своего рода данью почтения элегантной картине Ватто «Высадка на остров Киферу», которая, по словам Моне, была его любимой в Лувре. Не успев с «Завтраком» к Салону, в апреле 1866 года Моне уехал с Камиллой в небольшой домик близ Виль-дАвре, написав Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, которые только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности». 3.
Задав моду на живописание пикников, Мане не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Моне, «этим выскочкой из Гавра»16. Курбе уже успел покрыть холст грунтом и сделать набросок, а Моне всё ещё не начинал. Для пейзажа Моне выбрал лес Фонтенбло. Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве». Между тем тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину (холст, масло, 208 264, 5 см Музей Орсе), отвергнутую Салоном 1863 года из-за своей «непристойности». Фигура обнаженной дамы выглядит слишком яркой.
Клод Моне, Завтрак на траве – обзор картины
В настоящее время один эскиз к картине размерами 93 68, 9см под названием «Базиль и Камилла» находится в коллекции в Национальной галерее искусства (США). Как и брат самого художника Густав. Композиционно картина схожа с другой работой Моне того же периода под названием «Женщины в саду» (музей Орсе), на которой он также изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света, а помимо этого и такие же женские платья. Моне стал признанным мастером импрессионизма, несмотря на творческую неудачу с «Завтраком на траве»69, картиной-символом своей эпохи, которой была уготована трагическая судьба71.
«Недоучки» – это был один из самых безобидных эпитетов, которым называли импрессионистов, ведь полный курс Академии закончил только Эдгар Дега. В 1920-х годах, вероятно, после смерти Моне, от середины справа была отрезана полоса с плечами и головой женщины в полосатом платье. Интересно, что в этой картине Клод Моне ещё использует чёрный цвет. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына.
В 1865-- Моне работал над картиной «Завтрак на траве», вдохновленный одноименным скандальным полотном Эдуара Мане. Критика обрушилась со всех сторон. В «банде Мане» среди прочей богемы оказались писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей и другие. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Тогда-то Моне и рассказал ему, что случилось с картиной: «Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть». Несмотря на амбиции Моне, его полотно «Женщины в саду» было отвергнуто жюри Салона 1867 года во имя «спасения искусства» от «этого отвратительного направления»62.
В ноябре 1920 года в Живерни к художнику на его 80-летие приехал герцог Тревизо, во время бесед с которым Моне продемонстрировал многие свои работы, в том числе «Кувшинки»72, а также среднюю часть «Завтрака на траве», впервые спустя 50 лет со времени создания картины73. В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб.
Мастер изобразил эффект игры света, который сквозь листву начинает падать на скатерть, на платье играть на земле и объединять все предметы. В 1863 г. случился скандал: до выставки не допустили около трех тысяч работ. Какибрат самого художника Густав. Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Клод Моне (1840 – 1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце XIX века. Базиль приехал в Шайи в августе 1865 года и жил там до сентября, поразившись большим и красивым лесным пространствам и написав несколько этюдов, которые форматом и палитрой были подобны работам Моне: сверкающее голубое небо, темно-зелёная листва, красновато-коричневый подлесок с оранжевыми бликами29 среди них выделяется «Пейзаж Шайи» (холст, масло, 81 100, 3см Чикагский институт искусств)30.
Впоследствии, по мотивам бесед с Моне, герцог Тревизо опубликовал обстоятельный очерк «Паломничество в Живерни», проиллюстрированный фотографом Пьером Шумоффом. Итогом этого стали «Женщины в саду» (холст, масло, 255 205 см Музей Орсе), на которых Моне, также как и в «Завтраке» изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света, а помимо этого и такие же женские платья.
Описание картины «Завтрак на траве»
Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника». Такого раненого художника Базиль запечатлел в работе «Импровизированный госпиталь» (холст, масло, 48 65 см Музей Орсе). Это – толпа. Неподалеку располагалось кафе «Гербуа», куда он частенько наведывался. Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 130 181см6. На одном из них видно вырезанное сердце, символизирующее любовь Камиллы и Моне, которую ему приходилось скрывать от осуждения родственников, доказательством чего может служить сидящий за деревом мужчина, в котором художник, вероятно, вывел своего собственного отца, шпионящего за возлюбленными4.
Из групповых этюдов Моне того времени сохранился лишь один2622: «Базиль и Камилла» (холст, масло, 93 68, 9см Коллекция Алисы Меллон Брюс, Национальная галерея искусства), который хранился у Мишеля Моне, сына художника, а затем у Эдварда Молино37. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего. Коллекция Щукина — ещё до его эмиграции в Германию в августе 1918 года — была национализирована в соответствии с декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 11 мая 1918 года «О национализации Художественной Галлереи Щукина» за подписью Ленина103 и целиком передана в новосозданный Государственный музей нового западного искусства. Там же хранится и зарисовка композиции картины, сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю.
После приезда Базиля Моне активно взялся за написание групповых этюдов. Восход солнца». В числе других полотен в студии была представлена и его работа «Впечатление. Спустя несколько лет упрёк Бенуа был опровергнут.
Реакция была ожидаемой. Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце 1800-х годов. Коллекция Щукина – ещё до его эмиграции в Германию в августе 1918 года – была национализирована в соответствии с декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 11 мая 1918 года «О национализации Художественной Галлереи Щукина» за подписью Ленина и целиком передана в новосозданный Государственный музей нового западного искусства. Моне словно остается незамеченным наблюдателем, дамы и кавалеры не позируют ему.
Завтрак на траве – 1866 Клод Моне
Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней надежды. Как и ранее Жерико, Моне в тот момент было только 25 лет, когда он решился на создание работы, которая была бы в три раза больше, чем «Завтрак» Мане и в два раза шире, чем «. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoЗавтрак на охоте» Курбе14 (холст, масло, 207 325см Музей Вальрафа-Рихарца)15. Реалистичное изображение световых эффектов основывалось на знании Моне законов оптики, а также его собственных наблюдениях.
В том же году художник вернул себе полотно и разрезал его на три части5644. Узнав, что автора скандальных «Завтрака на траве» и «Олимпии» можно застать в «Гербуа», туда постепенно начинают подтягиваться старые знакомые и прогрессивно настроенная молодежь. Женщина вызывающе смотрит прямо на зрителя.
Что скрывает за собой картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
Символом Салона Отверженных 1963 г. стала работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Восход солнца». Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались. Вот и весь завтрак. Находясь в тяжёлом материальном положении, в 1878 году художник в качестве залога просроченной задолженности оставил неоконченный «Завтрак на траве» арендодателю дома, который он снимал вместе с семьёй в Аржантёе.
Картина «Завтрак на траве» считается одной из самых известных картин Моне.
Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в работе Моне «Женщины в саду». Там же хранится и зарисовка композиции картины (бумага, мел, 30, 5 46, 8см), сделанная Моне в 1865 году и подаренная Базилю38. Картина вызвала скандал в обществе. Моне даже НЕ ПЫТАЕТСЯ показать, что это разные люди. По-французски впечатление — impression критик Л. Леруа в своей статье назвал всех участников выставки импрессионистами. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в упоминавшихся «Женщинах в саду»4.
«Завтрак натраве» Мане: история создания картины
Появление данной работы на салоне Отверженных эпатировало публику и ознаменовалось скандалом из-за изображения обнажённых женщин в группе одетых людей, среди которых было можно узнать достаточно известных личностей. Не успев с «Завтраком» к Салону, в апреле 1866 года Моне уехал с Камиллой в небольшой домик близ Виль-дАвре, написав Арману Готье о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, которые только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности»56575. Из групповых этюдов Моне того времени сохранился лишь один: «Базиль и Камилла» (холст, масло, 93 68, 9 см Коллекция Алисы Меллон Брюс, Национальная галерея искусства), который хранился у Мишеля Моне, сына художника, а затем у Эдварда Молино. Сюжет взят, думается изжизни. Парижский Салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции. Они концентрировались не на «понимании деревьев», а на том, как свет падает на них и раскрывает их формы, цвета и текстуру.
Когда он писал этюды к этой картине, его увидел за работой художник Гюстав Курбе. Вслед за Эдуаром Мане, автором одноименного произведения (1863, Музей Орсэ, Париж), художник делает героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник. И на вопрос, чего же тот ждёт, Моне ответил, что ждёт нужного ему света.
Правый фрагмент был утерян, а две единственные сохранившиеся левая (4, 18 1, 5м) и средняя (2, 487 2, 18м) части находятся в коллекции музея Орсе. Целью этого мероприятия – защита творчества. Он хотел перейти от малых форм к большим7 и написание такого большого полотна рассматривалось художником как вызов самому себе и вместе с тем представителям общественности, которые с сарказмом раскритиковали его картины на Салоне отверженных ещё в 1863 году5. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой. «Женщина в зелёном» была допущена к выставке и вместе с «Дорогой на Шайи» экспонировалась на Салоне, где была положительно оценена критикой.
15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане Завтрак на траве
После выставки в прессе появился ядовитый фельетон (topical satire) критика Луи Леруа, озаглавленный «Выставка художников-впечатленцев». Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем412. Обе версии, если судить по оставшимся фрагментам большого полотна, схожи, за исключением некоторых цветовых решений, в том числе касательно вида платьев. Он заметил, что Моне очень долго не приступает к работе. Здесь Камилла позировала уже для трёх женских фигур, в связи с чем их лица не могут сравниться с настоящими портретами. Фигура Базиля же послужила основой сразу для нескольких мужчин, по крайней мере, четырёх26.
В мае 1865 года Моне писал Базилю: «Я думаю только о моей картине и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума». Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.
Завтрак на траве картина клода моне
Восход солнца». Фигура Базиля же послужила основой сразу для нескольких мужчин, по крайней мере, четырёх. Он сохранил акцент на ярких контрастах светотени, а также – свежие и свободные мазки, стремясь к спонтанности сюжета и сцены на природе, самого трудного элемента картины. Сюжет картины создаёт впечатление встречи знакомых людей на поляне в летний день.
и передал ее в дар Лувру. Вместо просиживания в Лувре за копированием полотен старых мастеров, что было традиционной практикой для молодых художников, Моне обратился к работам старших современников, в частности Эдуарда Мане, Камиля Коро и Гюстава Курбе. После Моне обе работы находились у его сына Мишеля8384. Та изображала нагую даму, окруженную одетыми мужчинами из-за чего в 1863 году стала поводом для огромного скандала в светском обществе.
Завтрак на траве (центральная часть) — Клод Моне
Моне и Ренуар поняли, что нужно довести до совершенства то, что считалось вспомогательной стадией и не сохранялось, чему не придавалось значения (эскиз, набросок). Между тем картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, но также и именем417. Тем не менее, в следующем году картина «Женщины в саду», написанная по мотивам «Завтрака», не была одобрена к показу жюри выставки для «спасения искусства» от этого «отвратительного» импрессионизма.
Осенью 1865 г. художник переносил сделанные с натуры эскизы на полотно в мастерской. Снискать славу и получить признание можно было только пройдя через Салон.
Картина Завтрак на траве Клода Моне
В то же время, в 1866 году, Моне встретил свою будущую жену— Камиллу Донсье, вскоре ставшую одной из его моделей. В январе 1878 года «Завтрак» был оставлен Фламену в качестве залога просроченной задолженности Моне и в течение следующих шести лет холст лежал свернутым в подвале8081. Невыраженность объема на картинах Мане – результат его увлечения японским искусством.
Весной 1865 года, под впечатлением от одной из своих поездок на этюды в Фонтенбло, Моне задумал написать монументальную картину размерами 4 6м для заявки на Парижский салон 1866 года56. И тогда он решил полностью работать на пленэре. После Моне обе работы находились у его сына Мишеля.
Они концентрировались не на «понимании деревьев», а на том, как свет падает на них и раскрывает их формы, цвета и текстуру. Начав в Шайи, а закончив в мастерской в сентябре 1865 года, Моне создал очень тщательно выписанный меньший вариант композиции (холст, масло, 130 181см Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), по которому в настоящее время можно с большой точностью восстановить изначальный замысел всего большого полотна22564445. В «Завтраке на траве» он следует некоторым академическим традициям.
В 1920-х годах, вероятно, после смерти Моне, от середины справа была отрезана полоса с плечами и головой женщины в полосатом платье46. В мае 1865 года Моне писал Базилю: «Я думаю только о моей картине и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума»4043. Между тем тремя годами ранее, в 1862 году, Мане создал одноимённую картину (холст, масло, 208 264, 5см Музей Орсе)8, отвергнутую Салоном 1863 года из-за своей «непристойности»9.
Даже лица написаны схематично. Клод Моне, один из основателей и последовательный сторонник движения импрессионистов, написал «Завтрак на траве» для заявки на Парижский салон 1866 года, а также в качестве вызова Эдуарду Мане с его одноимённой картиной довольно фривольного содержания. На полотне в полный рост изображены 12 фигур полностью одетых людей, которые наслаждаются солнечным днём на освещённой солнцем лесной опушке в довольно театральной мизансцене, фоном которой выступает природный пейзаж1011345. После этого, чтобы хоть что-то выставить на Салон, Моне за четыре дня написал «Женщину в зелёном»5051 (холст, масло, 231 151см Бременская картинная галерея)52, для которой моделью снова послужила Камилла53. Будучи наследниками представителей «барбизонской школы» Руссо и Милле, Моне и Курбе в отличие от них не наделяли деревья антропоморфными чертами и не проецировали свои чувства на неодушевлённые объекты природы.
Как устроена картина Клода Моне
Между ними на траве разложена скатерть с разнообразными яствами. Я не вижу никакого восхода, одно только впечатление – писал он в этой заметке. И как мы сейчас знаем импрессионисты не только приняли эту кличку, (nickname) но и сделали её официальным названием (title) своей группы.
В картине чувствуется гигантская работа. XIX в. Эдуард Мане переехал в район Батиньоль на Монмартре. Однако и в этом случае картина наверняка превратилась бы в мишень для большинства критиков, хотя и стала бы «манифестом пленэризма»: объединяя в себе все амбиции Курбе и Мане, но без сексуального подтекста или политических и социальных нотаций59. Базиль приехал в Шайи в августе 1865 года и жил там до сентября, поразившись большим и красивым лесным пространствам и написав несколько этюдов, которые форматом и палитрой были подобны работам Моне: сверкающее голубое небо, темно-зелёная листва, красновато-коричневый подлесок с оранжевыми бликами среди них выделяется «Пейзаж Шайи» (холст, масло, 81 100, 3 см Чикагский институт искусств).
История одного шедевра: «Завтрак на траве» Мане
Творческая неудача с картиной не помешала Моне стать признанным мастером импрессионизма. Как и ранее Жерико, Моне в тот момент было только 25 лет, когда он решился на создание работы, которая была бы в три раза больше, чем «Завтрак» Мане и в два раза шире, чем «. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoЗавтрак на охоте» Курбе (холст, масло, 207 325 см Музей Вальрафа-Рихарца). Между ними на траве разложена скатерть с разнообразными яствами. Однако и в этом случае картина наверняка превратилась бы в мишень для большинства критиков, хотя и стала бы «манифестом пленэризма» : объединяя в себе все амбиции Курбе и Мане, но без сексуального подтекста или политических и социальных нотаций. Это определение, данное в насмешку, укрепилось.
Спустя два года Эдуард Мане представит на суд зрителя еще более скандальную работу «Олимпия», где будет изображена обнаженная современница, больше смахивающая на проститутку, ожидающую клиента, после чего художника обвинят в аморальности и порнографии. В рамках года культурного туризма Россия—Франция с 22 октября 2016 года по 20 февраля 2017 года картина Моне среди работ Гогена, Пикассо и Матисса из коллекции Щукина экспонировалась в «Фонде Луи Виттона» в Париже на выставке «Шедевры современного искусства» под кураторством Анны Балдассари при сотрудничестве с министром культуры России Владимиром Мединским, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Мариной Лошак, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой6997108109. Необычайная композиция, наполненная живой ритмичностью наклона женских головок, признательными взглядами и вытянутыми руками, стала своего рода данью почтения элегантной картине Ватто «Высадка на остров Киферу», которая, по словам Моне, была его любимой в Лувре22. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына. Однако он не собирался эпатировать публику изображением обнаженных реальных персонажей, подобно Мане. Затем Моне начал картину для следующего Салона, обобщив в ней то, что он понял во время работы над «Завтраком» и одновременно отказавшись от огромных масштабов, резких контрастов, а также переноса пленэрных эскизов на холст в мастерской. Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем.
Поскольку площадка кафе располагала к беседам, заведение очень быстро превратилось в место споров о современном искусстве. Об этом говорит активное использование художником на данной картине чёрного цвета, от которого импрессионисты впоследствии отказались, считая, что он не существует в чистом виде в природе и может быть более натурально передан рефлексами других цветов, как в работе Моне «Женщины в саду»4. К счастью рана оказалась несерьезной и художники в итоге остались в хороших отношениях.
Завтрак на траве (картина Мане)
Впоследствии, в 1920 году сам художник рассказал, что случилось с картиной: «я должен был заплатить за квартиру, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале и, когда я наконец-то смог забрать её, увидел, что она успела подгнить». Впоследствии они стали друзьями.
Критик присутствовал на выставке, бегал по залу и переписывал название картин в блокнот. Считается, что основы импрессионизма были заложены именно Моне и Ренуаром, которые в конце 1860-х годов вместе начали писать свои картины на темы природы лишь на открытом воздухе. Кстати, брат егожены Фердинанд изображен спортретной точностью наэтой картине.
Ещё одна попытка попасть на Парижский салон
В 1884 году Моне выкупил картину и разрезал её на три части. Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре. Моне вернул полотно себе в 1884 году и разрезал его на три части.
В мае 1865 года Моне писал Базилю: «я думаю только о моей картине» и «думаю, что я схожу с ума». Картина Чашка чая. Работа над картиной началась весной 1865 года5: с апреля по октябрь Моне с одной целью— написать сцену пикника с множеством фигур— пробыл в Шайи19, на окраине леса Фонтенбло20, своеобразной студии импрессионистов21.
Однако неудовлетворенный почти законченной работой, художник отказался показывать ее публике, а впоследствии разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсэ в Париже). Для того, чтобы хоть что-то показать на Салоне 1866 года, Моне в короткие сроки написал «Женщину в зелёном», которая была положительно оценена критикой. Базиль «был в восторге» от картины, однако, по сведениям именно комментарии Курбе стали причиной отказа Моне от дальнейшей работы над полотном.
Моне стал признанным мастером импрессионизма, несмотря на творческую неудачу с «Завтраком на траве», картиной-символом своей эпохи, которой была уготована трагическая судьба. Находясь в тяжёлом материальном положении, в 1878 году художник в качестве залога просроченной задолженности оставил неоконченный «Завтрак на траве» арендодателю дома, который он снимал вместе с семьёй в Аржантёе.
История спасения Завтрака на траве
В то же время, в 1866 году Моне встретил свою будущую жену — Камиллу Донсье, вскоре ставшую одной из его моделей. Одним из тех, кто видел «Завтрак» у Щукина, был критик Яков Тугендхольд, посвятивший его собранию обстоятельную статью. Женские фигуры – невеста Камилла Донсье – у скатерти.
Не успевая закончить полотно для салона, в апреле 1866 года Моне сказал о своём решении «оставить на некоторое время в стороне все крупные вещи, который только съедали бы все мои деньги и ставили меня в трудности». Есть свидетельства, что Викторина Мёран была нетрадиционной ориентации.
Будучи наследниками представителей «барбизонской школы» Руссо и Милле, Моне и Курбе в отличие от них не наделяли деревья антропоморфными чертами и не проецировали свои чувства на неодушевлённые объекты природы. Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными.
Картина «Завтрак на траве» Клод Моне
Для того, чтобы хоть что-то показать на Салоне 1866 года, Моне в короткие сроки написал «Женщину в зелёном», которая была положительно оценена критикой. В январе 1878 года «Завтрак» был оставлен Фламену в качестве залога просроченной задолженности Моне и в течение следующих шести лет холст лежал свернутым в подвале. Известен также один предварительный набросок женских фигур, находящийся в альбоме Моне (бумага, мел, 26 34 см музей Мармоттан-Моне). Клод Моне (1840—1926) является одним из основателей и представителей движения импрессионистов, зародившегося во Франции в конце XIX века. Моне намеренно изображает только трёх человек, которые ему позировали. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. И хотя Моне ещё пытался писать большие полотна, но ему пришлось отказаться от этого.
В ноябре 1920 года в Живерни к художнику на его 80-летие приехал герцог Тревизо, во время бесед с которым Моне продемонстрировал многие свои работы, в том числе «Кувшинки», а также среднюю часть «Завтрака на траве», впервые спустя 50 лет со времени создания картины. Композиционно картина схожа с другой работой Моне того же периода под названием «Женщины в саду» (музей Орсе)22, на которой он также изобразил так ему полюбившиеся меняющиеся эффекты естественного света3, а помимо этого и такие же женские платья4. В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во внутреннюю эмиграцию. Господа изображены в пиджаках и брюках, дамы же в кринолинах.
В картине «Дама в саду» это ему еще не вполне удается. Одеты мужчины — как денди. Не будучи замужем за художником, она забеременела и родила от него своего первого сына.
Картина » Завтрак на траве»: 1 комментарий
Сюжет взят, думается из жизни.