Картина Жемчужина Врубеля
Купить картину или постер "Жемчужина", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют). Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.
Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. В частности, Врубель пишет картину «Царевна Лебедь». Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Представители рода Врубелей (от польск.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. «Декоративно все и только декоративно».
Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Стремясь к реализации в самых различных начинаниях, Врубель помимо написания картин создал целый ряд монументальных росписей, выполнял театральные декорации, занимался графикой, скульптурой, пробовал себя в качестве архитектора. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»
Кирилле», «Св. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Прошение было удовлетворено157.
Самые гипнотизирующие картины русских художников
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В кружевной пене на поверхности волн игре преломленных лучей в прозрачных льдинах, переплете ветвей, бесконечных конфигурациях в мире цветов и в узорах морозного стекла природа кристаллизует орнаментальные фигуры, в одной из которых предзнаменуется облик человеческого существа, подобно тому, как в неорганических кристаллизация инея на зимнем окне возникают образы органической природы, пышные леса и оранжереи растительного царства -- такова философия врубелевской «Жемчужины» 1904 года, но еще раньше -- киевских цветочных этюдов (1886--1887) и, например, таких работ, как панно «Богатырь» 1898 года и «Раковины».
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Нет, не стоит писать. Чуть намечена фигура Нептуна.
Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Художник стремился к прекрасному и доказывал, что в основе всякой красоты форма, созданная природой. А свет также дает о себе знать. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Сочинение по картине Врубеля Жемчужная раковина
Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. Такая ракушка навеяла живописцу морской пейзаж, где тихая гладь моря переплетается со звуками природы. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
- Врубель Михаил Александрович "Жемчужина" 1904
- Картины — Врубель, Михаил Александрович
- «Адам и Ева» Баранова-Россине (1912)
- «Формула весны и действующие силы» Филонова (1927–1928)
- Картина Жемчужина – Врубель Михаил
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Да. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. видеть мир как «мир бесконечно гар-монирующих чудных деталей».
Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел и его заказ переходил Врубелю. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Кушает хорошо— и в своё время. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Фигуры волшебных дев усиливают идею слияния одушевленного и неодушевлённого, переплетения формы того и другого.
Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Да. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения.
В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Итогом стало поразившее Михаила Александровича тяжелое душевное заболевание, словно он разбудил в себе того Демона, который служил сюжетом для целого ряда его картин. В периоды отступления болезни художник возвращался к активному творчеству, но подорванное здоровье не выдержало и в 1906 году, за четыре года до смерти, Михаил Врубель ослеп. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.
Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Вся она с переливающейся поверхностью связывалась в воображении Врубеля со сказочными существами, которые воспел в своих операх Римский-Корсаков, что придавало ей колдовской характер. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. Даже те полотна, на которых изображались образы томно грустящих красавиц, несли в себе неизбежный конфликт ломкости линий и тревожной вибрации цветовых оттенков. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. В 1876 году Врубель остался на втором курсе ещё на один год, аргументируя это в письме отцу необходимостью упрочить познания и повысить оценки. Тонкость, подробность, деталь -- ключевые слова и понятия во врубелевских характеристиках собственного способа «вести беседу с натурой». К десятилетнему возрасту у Михаила проявлялись артистические способности, в том числе к рисованию, но театр и музыка занимали в его жизни не меньше места.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Это уже восхищает и поражает. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. На рубеже столетий путем последовательной и энергичной эволюции он пришел от импрессионистического этюда к картине-панно нового стиля, найдя в этом стиле органическое средство для выражения символического образа. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. Здесь изобразительная тема тождественна самому методу наблюдения природы и способу организации творческого процесса у Врубеля: «утопать в созерцании тонкостей». Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза».
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.
В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку166167. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Выходом стала командировка художника в Италию— в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства.
Здесь кстати заметить, что изображение морской раковины в картине 1904 года, если поставить ее вертикально, абсолютно точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины -- метафора столь же гениально-простая, сколь и восхитительно-смелая, как знаменитое «ухо мира» в стихотворении Баратынского «Осень». Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Стремительная стилевая эволюция Врубеля объясняется тем, что он не был связан ни с академизмом, ни с передвижниками и, следовательно, ему не требовалось усилий для преодоления доктрины. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст.
Керамика позволяла Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии78. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. Работа не привела к улучшению. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Подобно тому, как, согласно известной метафоре, в капле воды отражается весь мир, так во врубелевской «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Многие его полотна словно состоят из отдельных фрагментов, каждый из которых, доведенный до крайнего совершенства, подсвеченный изнутри индивидуальным оттенком, складывается в единую гармоническую мозаику сюжета, напоминающую порой удивительное кристаллическое панно или витраж, каким-то чудом перенесенные на холст. Вместе с тем исключительно отточенная цветовая гамма, резкий, дробящийся контур, расколотое на многочисленные взаимосвязанные грани пространство картины были лишь инструментами в реализации самих сюжетов, наполненных высоким напряжением внутреннего драматизма, переплетением несовместимых порывов и течений в душе художника.
Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Сон как будто бы стал продолжительнее. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана.
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
«Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Из чего следует, что природа для Врубеля – учитель и наставник в деле мастерства, а искусство – сотворчество наравне с природой. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Да и название выбрано не случайно. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Савву похоронили на Байковой горе.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II.
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Врубелю оставалось ждать почитателей, заказчиков и покровителей, которые появились только в середине 1890-х годов174.
Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой.