Картины Анри Матисса
Биография Анри Матисса, список картин
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов.
Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Одной из самых запоминающихся стала книга «Джаз», написанная и проиллюстрированная Матиссом в 1947 году. Наконец, воображение художника не могли не поразить уникальные во всем мировом искусстве древнерусские иконостасы, заключавшие внутри чисто живописного ансамбля идею храма, строго конструктивной и пронизанной философским смыслом архитектуры причем все это создано только с помощью линий, цвета и света.
Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. Амели посчитала оскорблением попытку Матисса впервые обойтись без нее.
В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. 1905 год стал поворотным в творчестве живописца. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Анри Матисс: жизнь и творчество художника известные картины с названиями
Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Сергей Иванович Щукин называл Матисса «современным Микеланджело» — то ли ирония это была, то ли правда известно только ему самому.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
И тех и других Матисс позже изобразит на полотнах. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Матисс участвовал в выставках под названием «Салон независимых», которые регулярно проводились в Обществе. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару.
Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Родители были счастливы — отец уже представлял сына работником министерства.
Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Исчезают стул и обои. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе.
При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. В 1943 году он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. Амели погрузилась в заботу о муже и была готова пожертвовать многим ради Анри. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха8. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году.
Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. В 19 лет Анри перенес операцию по удалению аппендикса.
Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Каждый из них имел своих последователей. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке.
Как устроена картина Анри Матисса
В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Холст, масло. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды.
Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. Зачем. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Поначалу Матисс изобразил мужские фигуры с гениталиями, но в финале работы над картиной убрал последние — вероятно, по желанию заказчика.
25 картин, зная которые, сойдешь за умного
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Отец Анри посчитал поступок сына позором для всей семьи. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога.
- Анри Матисс: Картины ножницами (9 фото)
- ницца, франция,, лазурный берег, ница
- Кстати, о счастье в жизни французского художника
- Все Картины Анри Матисс по алфавиту
- Анри Матисс «Женщина, сидящая в кресле»
- Анри Матисс «Женщина на диване»
- Анри Матисс «Женщина за фортепиано»
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Для названия картины Матисс выбрал строчку из произведения горячо любимого Бодлера. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Такой, какой был у Матисса в его доме.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. В 1887 году в Париже начал изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Он знакомился с художниками разных стран. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.
- Анри Матисс «Интерьер со скрипкой»
- Анри Матисс «Одалиска в красном» (Одалиска в красных шароварах)
- Анри Матисс «Молодая женщина в розовом»
- Анри Матисс «Женщина перед аквариумом»
- Анри Матисс «Открытое окно, Этрет»
Очень скоро Анри заболел бронхитом и его уволили. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. «Мне просто это подходило», — признется она позже. Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым.
В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь».
Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства. В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Почти весь 1889 год он провел в больничной палате в борьбе с грыжей.
Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Да и здоровье не позволяло таскать мешки с зерном, как отец.
Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину».
В 1908 году Щукин заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Матисса вдохновляли народные пляски, греческие вазы и постановки русских сезонов Сергея Дягилева. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работуклерком у присяжного поверенного. На протяжении 22 лет они были неразлучны.
Так образовалось движение, получившее название «фовизм», произошедшее от французского слова fauve, то есть «дикий». По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Общество, в котором он вырос, резко осуждало художников и считало их бездельниками. С 1903 года в произведениях Анри Матисса появляется много изображений обнаженных и ярко костюмированных моделей, которых Анри предпочитает изображать в полный рост, но пробует себя также и в портретном жанре.
- Анри Матисс «Анемоны и зеркало»
- Анри Матисс «Кровать в зеркале»
- Анри Матисс «Лоретт в красном платье»
- Анри Матисс «Яблоки на столе, зеленый фон»
- Анри Матисс «Корзина с апельсинами»
В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Все остальное здесь придумал сам Матисс. 10 января 1898 года 28-летний Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Но через полгода слухи о новой методике преподавания Круазе дошли до директора школы.
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Donatello parmi les fauves. ), опубликованной 17 октября 1905 года в газете Жиль Блаз, дал художникам ироничное прозвище «фовистов», то есть «дикарей» (фр. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях.
- Анри Матисс «Натюрморт с апельсинами»
- Творчество между двумя мировыми войнами
- Произведения, выставленные в музеях нашей страны
- Коллекция Художники Анри Матисс
- Дизайн проект интерьера квартиры с мебелью
Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
- Мебель из массива от производителя в традициях изделий
- Эмоциональная выразительность снимка
- Как покупать дешевые авиабилеты
- Анри Матисс: из биографии (1869-1954)
- Один комментарий к Анри Матисс: Картины ножницами
- Картина Очертания Нотр-Дам ночью Анри Матисса 1902 года
- Картина Роскошь, спокойствие и наслаждение Анри Матисса 1904-1905 года
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Эта работа тронула Щукина. fauves). Анри Матисс рос послушным сыном, но заниматься семейным делом не хотел.
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Мать увлекалась росписью керамики. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе.
- Картина Маргаритка Анри Матисса 1906 года
- Картина Обнаженная в лесу Анри Матисса 1906 года
- Картина Молодой моряк Анри Матисса 1906 года
- Картина Голубая обнаженная Анри Матисса 1907 года
- Картина Танец Анри Матисса 1910 года
fauves). О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. Ж. Помпиду).
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Синьяк был вице-президентом Общества независимых художников. Разумеется, это иллюзия. Тем не менее, за последнее десятилетие своей жизни ему удалось создать некоторые из его самых известных и популярных произведений.
- Картина Музыка Анри Матисса 1910 года
- Картина Купальщицы у реки Анри Матисса 1909 года
- Картина Марокканцы Анри Матисса 1915 года
Танец была создана в 1910 г. Это полотно было создано Анри Матиссом для Московского особняка С. И. Щукина. У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике.
Углы комнаты даёт другим цветом. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
Речь идет о фовизме. К рисованию он приобщился абсолютно неожиданным образом. В процессе работы над эскизами для этого монументального произведения он нередко использует технику декупаж. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше.
260 х 389 см. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Созданный в загородном доме Матисса, этот холст изображает художника и его жену, разговаривающими в комнате с видом на сад.
Изначально получивший адвокатское образование, Матисс занимался живописью, работая в качестве клерка и, в конечном счете, стал полноценным художником. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. Он был недоволен собой — худой, непривлекательный, застенчивый юноша не нравился девушкам.
В 1941 году Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике, у него был рак. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin.
А. Матисс «Музыка» (1910). Амели отдала всю себя заботе о муже, была ему верной помощницей и другом. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение».
Его называли грубым, нахальным недоучкой, но все же именно Матисс привлек внимание Щукина. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Amlie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899 — 1976) и Пьера (1900 — 1989).
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Критики современного искусства прозвали Матисса и его единомышленников Андре Дерена и Морриса де Вламинка «фовистами» («дикими зверьми»). Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Эта дружба в его судьбе значила многое. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемыеPapiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. 1901 год можно назвать годом становления художника. Анри Матисс.
Все они (кроме Кееса ван Донгена) были учениками Гюстава Моро, подтолкнувшего учеников думать вне формальных рамок и следовать своему видению. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном).
У создания картины «Танец» своя необычная история. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Холст, масло. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).
Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Матисс был признан лидером фовистов, наряду с Андре Дереном. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина.
Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Анри уехал в Париж осенью 1891 года.
Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Стайны подружились с художником. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. В трех школах, в которых Анри довелось учиться, он в основном бездельничал.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Он также мог сидеть на стуле, но его потеря подвижности означала, что он больше не мог рисовать.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. ДетствоМатисса было счастливым. То лето было переломным моментов для творчества Анри Матисса. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
В 1891 году Анри снова приехал в Париж. В Париже Анри становится студентом Академии Жюлиана. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Это особенно заметно в пейзажах «Аркуэль», «Нотр Дам», «Мост Сен-Мишель» и серии автопортретов 1900 года, натюрмортах.
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Весной 1906 года он увидел холст «Радость жизни» и захотел познакомиться с художником. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного. В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж).
Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. В 1887 году во время экзаменов Анри внезапно бросил школу. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Летом 1905 года в рыбацкой деревне Коллиур Матисс написал одни из самых значимых работ «Открытое окно, Коллиур» и «Портрет Мадам Матисс» («Зеленая полоса»). Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. По замыслуМатисса, современный человек рядом с этой гармонией, созданной средствами искусства, мог отрешиться от стремительного бега машинной цивилизации и приобщиться вечным началам жизни.
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Ж. Помпиду, Париж). Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.
Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж». Его поздние работы были столь же экспериментальными и яркими, как и ранние. В 1872 году родился младший брат Анри, Эмиль Огюст. Там он был принят в мастерскую художника-символиста Гюстава Моро. В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Он помещен между двумя работами его отца изображающих женщин, солидную – на высоком стуле и маленькую скульптуру чувственной, лежащей обнаженной. Жил Матисс в это время трудно. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию.
Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Здесь же он знакомится с австралийцем художникомДжоном Питером Расселом. Не все работы Матисса удовлетворяют этому идеалу, но в лучших из них он приближается к решению поставленной самому себе задачи. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки. Так и случилось. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
На Осеннем салоне того же года, где художники показали себя более широкой публике, зрители и критики пришли в полное негодование. Девочка приняла заботу Амели и полюбила ее всей душой. Щукин выкупил 37 работ Матисса и отправил художнику столько же посланий. Ковёр на этой картине – реальный. Он расположен чуть выше напольных часов без стрелок, как будто намекая, что время останавливается, когда художник работает.
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Это видно и по его картинам. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции.
В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин.
Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Еще одно изменение в сознании художника случилось, когда он услышал музыку Рихарда Вагнера и Александра Скрябина. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
В то время, как объекты в комнате богаты на детали, мебель представлена призрачными очертаниями. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Его звали Теодор Паллади, румынский художник, с которым Матисс поддерживал многолетнюю переписку. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником.
Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Знаменитые панно Музыка и Танец – последняя работа находится в Зрмитаже – также были выполнены позаказу Щукина для его московского особняка.
Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Выходные мальчик проводил у бабушки Жерар, в доме по улице Шен-Арно. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
Все люди на картине находятся в неподвижности. У Матиссов была конюшня: Анри любил лошадей и даже мечтал стать жокеем. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года.
Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Вот откуда этот потрясающий эффект симфонического звучания интенсивных цветов, музыкальность линейных ритмов, завидная композиционная гармония. Удар для семьи. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19.
Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Мать помогала отцу в лавке и занималась росписьюкерамики.
Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.
Анри с Амели поженились быстро, спустя всего три месяца после знакомства. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. В настоящее время существует в двух версиях.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса.
Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета.
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Тема панно — танец. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Цвет стал главным фактором его произведений, вечным источником вдохновения и поисков. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Преподавание велось на некоммерческой основе. В 1889 году у него случился приступ аппендицита.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Amlie Noellie Parayre). Камиль Моклер сравнил выставку с горшком краски, брошенным в лицо общественности. Другой критик, Луи Воксель, в рецензии Донателло среди дикарей. Их союз долгое время был идеальным.
Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи.
Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Матисс также копировал их манеру письма. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. На третьей стадии меняется форма локтя и сложенных ладоней девушки, опять же упрощаясь и как бы устремляясь к форме круга. Жена и дочь были любимыми моделями художника. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Внешне все шло хорошо, но на душе у Матисса была тоска.
Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Он работал юристом, пока не увидел картину «Стога сена» Клода Моне. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал.
В 1904 году состоялась его первая персональная выставка в галерее дилера Амбруаза Воллара. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Существуют лишь предположения искусствоведов. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель.
Этот период был насыщен важными событиями и большими переменами. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982).
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Доминика и Девы Марии.
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. Он надеялся, что военная служба исправит положение, но получил отказ по состоянию здоровья. Лидия ухаживала за ним, помогала бороться с бессонницей, астмой и моральным истощением. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой.
Девушка стала незаменимой для художника: она была его секретарем, сиделкой и моделью. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Однако «Женщину в зеленой шляпе», одну из двух, выставленных Матиссом картин, приобрел Лео Стайн, американский коллекционер.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней.
Матисс вспоминает, что стал первым художником, вышедшим из Боэн-ан-Вермандуа. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. И хотя во Франции художники и скульпторы в начале XX века вовсю экспериментировали в своем творчестве, картина Матисса все равно вызвала у публики бурю негодования: небрежные мазки, примитивные формы, всего лишь три главных цвета. В те времена картины Матисса мало кому нравились. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии).
краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. (фр. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. Он презентовал эти работы в Осеннем салоне в Париже. Частично загороженный декоративной ковкой вид на задний двор находится между ними, как повешенная картина. Другое название этой работы – «Десерт».
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Сам Матисс считал болезнь неким мистическим знаком: вся его сущность бунтовала против мира, в котором ему приходилось жить.
Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. Так начался долгий и яркий путь художника Анри Матисса.
Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Семейный поверенный взял Матисса писарем, а спустя несколько месяцев к большой радости родителей мальчик отправился изучать право в Париж.