Картины Домье
Наиболее знаменитыми картинами Домье стали: «Восстание», «Мельник, его сын и осел», «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу», «Прачка». Вы можете приобрести репродукции картин художника Домье Оноре маслом в интернет-магазине Твой Постер. Бальзак однажды заметил, что было что-то от Микеланджело в Домье из-за скульптурного моделирования некоторых его картин. «шахматисты» (фр. Les joueurs dchecs)— картина французского художника Оноре Домье, созданная в 1860-е годы.
Наследие, доставшееся нам от Домье – это около 4000 литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, более 700 картин и акварелей, а также более 60 скульптур. В серии картин, посвященных «Дон Кихоту», реализм Домье достигает особенной обобщающей силы.
Оноре Домье картины // Великие иностранные художники
Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Домье. Домье относился к графике скорее как к ремеслу, с помощью которого он зарабатывал на жизнь.
Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма. Без преувеличения скажу: титул мастера Домье заслужил и оправдал. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Его отдали в ученики к судебному исполнителю. Так, наиболее серьезная из его политических карикатур, сколько бы их ни превозносили поклонники, уступает его просто смешным бытовым сатирам и точно так же в его аллегорической картине Республика 1848 (в которой он явно подражает Милле) Домье далеко не представляется на том же уровне, нежели в других его живописных произведениях, – там, где он совсем самобытен иначе говоря, смеется или улыбается, где он шутит.
Он сполз с кровати и придавил собой малыша. При кажущейся простоте композиция строго продумана. И как современен старик Домье. В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур.
Действительно, во Франции 1830-1860-х гг. Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Его главным и единственным серьезным увлечением была живопись. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Одна из них, крепкая, сильная, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы (ок. В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Власть, понятно, не могла смолчать в ответ на подобную дерзкую выходку. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.
В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», — писал художник. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут.
«На концерте», Оноре Домье — описание картины
Домье не был (несмотря на большую распространенность его карикатур) по заслугам оценен своими современниками. Сгибаясь под тяжестью ноши, прачка заботливо поддерживает ребенка.
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Эта работа значится в каталоге работ художника под номером DR Number 8031. Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.
Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени.
одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель». «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н.
В картине «Шахматисты» также присутствует некоторая наигранная театральность образов. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж). Революционные события вызвали пристальное внимание передовых художников к явлениям повседневной действительности, к жизни народа, к поэтическому пейзажу родной страны, способствуя как изживанию романтических иллюзий, так и еще более решительному размежеванию прогрессивных и реакционных сил в искусстве. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер».
Оноре Домье ( ) картины великих художников
Крестьянин-труженик становится героем его произведений. Повседневности провинциальной жизни Курбе придает значительность, которой она не имела у его предшественников. В 1816 г. маленький Оноре оказался в столице. Он не переставал потешаться и тогда, когда он негодовал, а там, где он пытался всерьез рассердиться, там уже Домье терял себя и становился бесконечно менее пленительным.
В 1825 г. Оноре пришел в мастерскую литографа Ш. Рамле с просьбой взять его на работу. В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством. И вот откуда его общечеловеческое (а вовсе не только национальное) значение, вот откуда и глубина, – несмотря на всю шутливость формы, посредством которой он ее выражал. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Тема картины «У продавца эстампов» (ок.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Отчасти этот результат объясняется тем, что Домье долгое время использовал небольшие глиняные модели для своих картин. Уверенный в своей победе, он ждёт ответного хода партнёра, чтобы сделать собственный решающий ход, который принесёт ему победу.
В тени распласталась женщина. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни». В Бельгии и Германии художественная молодежь приветствовала его как учителя и вождя реалистического направления в живописи. Художник часто использовал театральные мотивы в своем творчестве. Там он издал несколько сборников стихов. Листы Домье трагично выразительны.
Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики.
Художник Оноре Домье картины и карикатуры
Это ли не доказывает, что Домье был острым и точным наблюдателем. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. С помощью друзей художнику удается бежать в Швейцарию, где проходят последние годы его жизни. На полу распростерты трупы убитых во время сна рабочего, его жены, старика и ребенка.
Домье не довольствуется первыми достижениями. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. «Этого можно освободить, он больше не опасен», — гласит подпись под листом, усиливая ноту боли, горечи и гнева.
Рисунки Домье навели его отца на мысль, что Оноре необходимо учиться. Домье прожил жизнь, постоянно находясь под угрозой нищеты, пробивал себе дорогу в живописи, доказывал, что и самоучка (а именно самоучкой он был) может выставляться в салонах наравне с художниками, получившими академическое образование. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению. 1848, Прага, Национальная галерея). Характерно, что в эпоху Барокко фасады романских церквей переделывались в барочные, поскольку казались недостаточно выразительными, а готические – оставались в неприкосновенности.
- Оноре Домье — великий французский художник-график
- Биография и творчество Оноре Домье
- Творчество Домье (живопись, скульптура)
- Все Картины Оноре Домье по алфавиту
- Картины Оноре Домье: от графики к живописи
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Обобщая формы, мощно моделированные светотенью, подмечая характерные движения, Домье добивается эмоциональности изображения, героизированного и в то же время лирического. Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Меня занимало и то, что в русских сатирических журналах, в Стрекозе и Будильнике, я находил рисунки, которые мне казались совсем похожими на рисунки Домье и которые принадлежали карандашу даровитого русского художника А. И. Лебедева, хоть и бывшего лишь подражателем великого (тогда еще вовсе не считавшегося великим) француза, но все же показавшего абсолютно исключительный дар сатирика и рисовальщика.
Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством. Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения.
Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия.
- Гротескная карикатура и бытовая сатира от художника Оноре Домье
- О знаменитости:Французский график, художник и скульптор
- Словари и энциклопедии на Академике
А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. В картине «Шахматисты» также присутствует некоторая наигранная театральность образов. Свободу печати. » (1834), полный боевой готовности, энергии, при виде которого приходят в смятение монархи и правители. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Таким образом достигается эффект скульптурности масс.
В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Эти смешные картинки я обожал наравне с потешными историями Доре, Буша и (что уже покажется менее лестным для моего тогдашнего вкуса) с Гошей долгие руки и с Машей разиней прелестного, как-никак, Берталя. Несомненно находясь под впечатлением от литографий Домье, Артюр Рембо (кстати, горячий поклонник творчества художника) написал свою знаменитую Парижскую военную песню (1871). Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей.
Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). При этом художник сознательно минимализирует отдельные черты лица. Современники (О. В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней».
На полотне зрители видят зверски убитую семью. Такая маска, ритуальная или театральная, строится по законам гротеска и гиперболы. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Он переехал в Барбизон, где начал вдохновенно писать крестьян, вся жизнь которых проходит в суровом труде на лоне природы.
Более сложны по построению композиции с несколькими фигурами, как, например, «Прививка дерева» (Нью-Йорк, частное собрание). Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Торжественности печального похоронного обряда соответствуют лишь черные траурные одежды и застылая чопорность многих присутствующих, которые только сохраняют присущую случаю скорбную мину. При этом сам уклад социального быта, социальные условия жизни народа служат тем непосредственным жизненным материалом, на котором и создаются типические обобщенные образы. Каждый из участников события написан с натуры. С 1848 года внимание Домье все больше поглощает живопись, героями которой остаются, как и в графике, трудящиеся Франции, мелкие служащие, ремесленники, прачки, рабочие, мужественные участники баррикадных боев. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат.
Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». В период революции 1848 года Домье вновь обращается к политической карикатуре. Это ли не чудо. Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. Художник часто использовал театральные мотивы в своем творчестве. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц.
Вместе с коммунарами в числе героических борцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877). Тематическая картина продолжает занимать видное место в творчестве Курбе в 1860-е гг. Домье.
Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены.
Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой, (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр). Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи.
Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (1849—1850, один из вариантов — Бостон, Музей изящных искусств другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд. Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы».
Карикатурист-Домье в XIX в. не знал себе равных. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Он сидел в тюрьме, видел собственными глазами и отразил в своем творчестве две революции (1830, 1848) и переворот 1851 года. Еще более лаконичен лист «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Я настаиваю на таком благодушном тоне в характеристике Домье.
Именно в живописи воплощал он чаще всего образы положительные. В картине «Возвращение с конференции» (1863, не сохранилась) художник сатирически показывает пьяных церковников, которые едва держатся на ногах, вызывая насмешки крестьянина — свидетеля этой сцены. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие). В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен.
В непосредственной близости к барбизонцам проходила деятельность одного из самых замечательных художников-реалистов Франции — Франсуа Милле (1814—1875). Винить при этом некого. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания.
То мое детское обожание Домье было именно детским. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Одно время она находилась в частном собрании Таннхаузера (в Мюнхене или Нью-Йорке, где располагались две составные части коллекции), высказывалось предположение, что этот вариант картины был закончен другим художником5. Разумеется, трибун ошибался ибо портретных шаржей Домье в этот период жизни не делал. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале). Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем.
Вдали в воздушной дымке растворяются очертания Парижа. Н. Н. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе).
Его наблюдения касались не отдельных личностей, а как бы всего рода человеческого. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Одно время она находилась в частном собрании Таннхаузера (в Мюнхене или Нью-Йорке, где располагались две составные части коллекции), высказывалось предположение, что этот вариант картины был закончен другим художником. В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом.
Но и в эти годы он не сдает своих позиций страстного борца за реализм. Лица персонажей близки к маскам. И хотя бы то, что Лебедев избрал своим прототипом именно Домье (тогда как его товарищи учились на Гаварни, на Каме и на Гревене), – одно это показывает своеобразность и отменность его вкуса, одно это требует, чтобы Лебедев был спасен от забвения. Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение.
Домье — блестящий рисовальщик. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Домье стал национальным монументом (слава богу, еще не удостоившись рукотворного памятника на площади), он стал мировой ценностью. Но Домье не только рисует сцены расправы с рабочими.
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Но это быстро наскучило мальчику.
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845). Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны.
Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. С тех пор, как написаны эти строки, прошло более тридцати лет из молодого энтузиаста я успел превратиться в старого (все еще и несмотря ни на что энтузиаста), с тех пор столько по дороге растеряно, забыто, столько отцвело, устарело, а вот Домье держится, он держится, несмотря даже на злоупотребление его именем на то, что он превратился в своего рода жупел на то, что культ мастера, при жизни не знавшего признания толпы (зато получившего признание Делакруа, Коро, Бальзака, Бодлера и Мишле), грозит ныне перейти в какое-то изуверство (в результате чего чрезвычайно возросла подделка под него). Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». 1863, Париж, Музей Орсэ). Известность художника выходит далеко за пределы Франции. С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками.
Впервые возник класс, который по своему положению в обществе был заинтересован в ликвидации любой формы частной собственности на средства труда. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Лица персонажей близки к маскам. Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Краски положены сочным плотным слоем. Но все же до переезда в Париж я не сознавал всего величия Домье.
Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Такая маска, ритуальная или театральная, строится по законам гротеска и гиперболы. При этом художник сознательно минимализирует отдельные черты лица9.
Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Эта работа значится в каталоге работ художника под номером DR Number 8031. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). После 1835 года, с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари». Современное местонахождение её неизвестно, существуют только плохо сохранившиеся чёрно-белые фотографии6.
Для одних карикатура есть выверт, случайное отступление, случайная шутка на фоне какой-то жизненной серьезности. В тускло освещённой комнате два шахматиста разного возраста, возможно, отец и сын играют в шахматы оба полностью погружены в игру. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин», — скромно говорил он о себе. Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка.
Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел. И далее: Иные сравнивают Домье с Микеланджело и положительно это сравнение (оно принадлежало Бальзаку) не так утрировано, как оно сразу может показаться. Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. В тускло освещённой комнате два шахматиста разного возраста, возможно, отец и сын7 играют в шахматы оба полностью погружены в игру.
Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана.
Таков рабочий-печатник в литографии «Руки прочь. «Так начинают и так кончают», — написал Курбе в объяснении к этой картине. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Там Оноре нравилось больше, однако и такое времяпрепровождение не было для него идеальным.
Вас поразит, что все типы из Домье. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»).
Он начинает много, хотя и неумело, рисовать. С этого времени слагается творческий облик художника-демократа, поэта крестьянского труда. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). Тогда отец устроил его писцом в книжный магазин Делоне. Рыцарь печального образа по-прежнему крепко держит в руках свое боевое копье, но верный Росинант уже превратился почти в скелет, вызывая в воображении образ смерти. Лица почти не видны, но художнику удается в склоненной голове, в каждом жесте матери передать чувства любви и нежности, связывающие большого и маленького человека.
Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна. Даже по духу эти два мастера похожи. Они имели некоторый успех.
В годы запрета на политические карикатуры творчество Домье состояло из социально-бытовых карикатур и иллюстраций к различным книгам. Столь же материальны, как натюрморты и жанровые картины, пейзажи Курбе. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари».
1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам.
В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Домье родился в Марселе в семье ремесленника.
К этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е годы, Москва, ГМИИ). башнями на главном фасаде, по композиции поразительно напоминают готические. На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834). В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию.
Его работы характеризует бархатистость штриха, цветовая экспрессия, тонкость передачи психологических оттенков. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам.
Оноре Домье родился в Марселе, в семье реставратора и дочери жестянщика, 26 февраля 1808 г. Его отец был личностью незаурядной: дружил с людьми искусства, зачастую занимался реставрацией не только картинных рам (на этом специализировалась его мастерская), но и самих полотен старых художников, продававшихся за бесценок, особенно в эпоху Великой Революции. Он пишет в чаще леса животных—«Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни — море, то величественное, спокойное и торжественное — «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн — «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги. В меланхолической и красивой монотонности красок Домье есть что-то общее с благородной фресковой гризайлью Буонаротти.
Он начал брать уроки рисования, а затем литографии, получившей в это время распространение. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом. В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера. С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. Всю жизнь художник терпел лишения. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое.
Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Вместе с тем капиталистический способ производства вызвал к жизни неразрешимые в его рамках противоречия между общественным характером массового индустриального производства и частной формой присвоения его плодов, обнажил до предела все пороки и уродства, присущие Этой стадии общественного развития человечества.
Но только его наблюдения никогда не были мелочными, а созданные им типы (кроме его политических шаржей в начале его деятельности) не были персональными пасквилями. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье.