Картины Джорджоне

По свидетельству современников, Джорджоне не успел картину дописать по причине смерти. И то, что сюжетная канва была не очень существенна для Джорджоне, подчеркивает то обстоятельство, что сначала, как обнаружило рентгеновское исследование картины, вместо фигуры юноши была изображена слева еще одна обнаженная женщина. А другая, также из-за смерти неоконченная, картина Джорджоне, ныне находящаяся в Вене, кажется аллегорией его собственного творчества. В картине Гроза Джорджоне изображает человека как часть природы. Во всяком случае, эти картины не имеют никакого значения для дальнейшего творчества Джорджоне.

В процессе реставрации и исследований картины в физической лаборатории музея открылись интересные переделки, сделанные самим Джорджоне и даже отпечатки его пальцев, оставленные на некоторых участках картины (на небе, стене слева от фигуры, на одежде Юдифи). «юдифь» (итал. giuditta)— единственная находящаяся в России картина, единодушно атрибутируемая Джорджоне. В творчестве Джорджоне последних лет жизни, в таких картинах, как "Гроза" и "Сельский концерт", появляется особый тип пейзажа – пейзаж настроения. Художественно наследие Джорджоне оказало большое влияние на многих итальянских художников (Тициан, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Порденоне и многие другие), что, в частности, породило проблемы атрибуции его картин.

Уже в ранних работах видно, что Джорджоне большое внимание уделял пейзажу, который не просто являлся фоном для фигур на переднем плане, а играл важную роль в передаче глубины пространства и создании впечатления от картины. Юдифь пользуется всемирной известностью, то вторая картина Джорджоне – Мадонна с младенцем – далеко не так популярна.

Джорджоне — биография и картины

Франкетти, Венеция), а также создал монументальное полотно для Дворца дожей (1507, не сохранилось). Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»). Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи.

Лицо Юдифи с легкой улыбкой полно жизни. После реставрации 1971 г., когда был удалён верхний слой лака, густо покрывавшего поверхность картины, зрители могли убедиться в поразительном колористическом богатстве и утончённости живописи Джорджоне. Старец — олицетворение схоластической науки, метафизики, отрицающей доводы разума и знания (он стоит на нижней ступени, так как схоластика считалась в эпоху Возрождения нижней ступенью науки). Ощущение скрытого дыхания жизни, органичность воссоздания натуры соединяются в них с благородной идеализацией, утонченностью эмоциональной атмосферы, сложным, рассчитанным на непрямые ассоциации сюжетным замыслом. В Записках Маркантонио Микиеля она упомянута как Обнаженная Венера с Купидоном, спящая на фоне пейзажа, находившаяся в 1525 году в доме Джироламо Марчелло Микиель добавляет, что фигура Купидона и пейзаж были написаны Тицианом.

Остается спорным вопрос и о месте рождения известного мастера. Венецианцы отличались праздничным, радостным мировосприятием. Были обнаружены отпечатки пальцев художника на небе справа, на стене и платье.

Самые знаменитые 
картины Джорджоне

Самые знаменитые картины Джорджоне

Перед нами Венера и Адонис, Дафнис и Хлоя, Нарцисс, созерцающий свою красоту в зеркале пруда, нимфы, преследуемые фавнами, Аполлон, музицирующий с Марсием или охотящийся за Дафной. Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой.

В ранних работах Джорджоне заметны черты повествовательного стиля Карпаччо, пейзажные и иконографические мотивы произведений Дж. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила натурфилософские концепции времени, оказала преобразующее воздействие на живопись венецианской школы (в том числе на работы Себастьяно дель Пьомбо, Я. Пальмы Старшего и др. ), получила развитие у его ученика Тициана. Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини. Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин. ДЖОРДЖОНЕ (Giorgione Zorzi, Zorzon настоящее имя и фамилия Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (около 1477, Кастельфранко, Венето – октябрь или ноябрь 1510, Венеция) итальянский художник. Окружение Джорджоне составляла патрицианская утонченная культурная среда.

Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты. Он одним из первых стал писать небольшие работы маслом для частных заказчиков, в его картинах впервые для передачи настроения приобрел первостепенное значение пейзаж, как, например, в знаменитых Юдифи (1504, Государственный Эрмитаж), Грозе (1505 – 1508, Галереи Академии, Венеция) или Трех философах (1508, Музей истории искусств, Вена). Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. Почти во всех картинах Джорджоне много места уделено пейзажу иногда, как в знаменитой Грозе (Венеция, Академия), этот мотив становится ведущим, определяя настроение картины. Как в «Трех философах», так и в другой знаменитой картине — «Гроза» — Джорджоне не обращается ни к церковной легенде, ни к античному мифу — и в этом он пошел дальше самых смелых своих современников.

На третьих изображаются сады любви. Аверроизм — промежуточная стадия между схоластикой и гуманизмом, философией Возрождения, которую символизирует образ юноши, жадно всматривающегося в окружающий мир. «Так как красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его. »6 Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Сам Джорджоне обладал музыкальными способностями. И в «Сельском концерте», в этом истинно джорджоневском мире «счастливой Аркадии», мире, полном невыразимого очарования, начинают звучать новые ноты.

Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо».

К сожалению, сохранились лишь фрагменты фресок с едва заметными контурами фигур. В «Заметках о произведениях искусства» (Notizie dopere del disegno, 1520-1543) венецианского патриция и коллекционера Микиэля Маркантонио (Michiel Marcantonio), опубликованных в XIX в., содержится не только подробное описание произведений искусства, находившихся тогда в государственных и частных коллекциях Северной Италии, но и биографические сведения об авторах, подробное описание этих произведений и комментарии Маркантонио. Главным занятием венецианских гуманистов было ученое комментирование трудов античных авторов их любимым времяпровождением чтение стихов, слушание музыки, беседы об античных поэтах или об изяществе стиля Петрарки, о любви и красоте. Antoinette Larcher, род. Один из первых венецианских художников, связанный с этим этапом живописи Ренессанса, – Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко, около 1478-1510). Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Именно в этих «Записках» говорится о пяти работах Джорджоне: «Буря» (The Tempes, 1507-1508), «Три философа (The Three Philosophers, 1508-1509), «Спящая Венера» (Sleeping Venus, 1508), «Мальчик со стрелой» (Young Man with Arrow, 1506) и «Пастух с флейтой» (Shepherd with a Flute, 1508). Джорджоне умер 25 октября 1510 г. во время эпидемии чумы в Венеции. Искусствоведы считают, что Джорджоне был чрезвычайно влиятельным среди своих современников и вместе с Тицианом внесли значительный вклад в развитие венецианской школы живописи.

В картинах Джорджоне (Юдифь, Эрмитаж, Санкт-Петербург Три философа, Музей истории искусств, Вена Гроза, Галерея Академии, Венеция Спящая Венера, Дрезденская галерея) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства). Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477 – 1510) итальянский художник, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант. Об этом 15 лет назад говорил Чарльз Хоуп, тогдашний директор Института Варбурга в Лондоне, предлагая использовать для атрибуции работ Джорджоне гегельянский принцип «сравнения и противопоставления» произведений, созданных в Венеции в первые десятилетия XVI века. Умер в октябре-ноябре 1510 года от чумы.

Многие из этих патрициев являлись членами «Академии», группировавшейся вокруг Альда Мануция — знаменитого книгоиздателя и гуманиста. У Джорджоне она предстает в момент, когда никто еще не знает о ее подвиге, на фоне тихого утреннего пейзажа, задумчиво облокотившись о парапет, осторожно сжимая меч тонкими пальцами и попирая обнаженной ногой голову Олоферна. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент.

Библиотека шедевров 
 (картины с описанием 
и названиями)

Библиотека шедевров (картины с описанием и названиями)

Но и сравнительно немногочисленными своими картинами он успел войти в историю мировой живописи. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Богиня спит на цветущем лугу, на фоне пейзажа венецианской провинции. «Спящая Венера» Джорджоне до сих пор считается самым прекрасным идеальным женским образом среди произведений Высокого Возрождения.

Всего 50 произведений. Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое. Заставить улыбаться мертвеца – странная мысль для художника эпохи Возрождения. Он умер от чумы, не достигнув даже 35-летнего возраста. Смерть застигла Джорджоне в расцвете таланте.

Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. И в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести. Джорджоне умер в расцвете творческих сил, возможно, заболев чумой. Опираясь на колористическую и композиционную систему живописи Беллини, Джорджоне усилил звучание цвета (не без влияния нидерландской школы) и достиг совершенной гармонии между фигурами и их окружением, в частности используя и сфумато Леонардо. Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. В отличие от художников флорентийской и римской школ, Джорджоне, а затем Тициан, не используя подготовительные картоны, писали прямо на холсте или, как в данном случае, на деревянной доске (впоследствии также замененной холстом). Человек и природа – порождение единого гармонического начала и только в соприкосновении, а иногда и в слиянии с ней человек становится прекрасным.

Такой же частью ее, как деревья, вода, облачное небо предстают и руины, на фоне которых предстает пастух и деревянный мост и дома, башни, украшенный куполом храм маленького городка, удивительно напоминающего город Кастельфранко. Затем Джорджоне заново переписал картину и превратил волхвов в трех философов. Люди и природа сплетаются в единое, полное поэтического настроения гармоническое целое. Кто не знает этой картины. В этой чувственной радости и заключается истинная цель художника".

Описание картины 
Джорджоне «Поклонение 
пастухов»

Описание картины Джорджоне «Поклонение пастухов»

Франциском и Св. Джорджоне, вероятно, удалось видеть женские головки Леонардо.

Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. Подобно тому как в эпоху Лоренцо Великолепного более всего читалась пастушеская драма Полициано «Орфей», так теперь – пастушеский роман Санадзаро «Аркадия» изданный в Венеции Альдом Мануцием. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Джорджоне – крупнейший представитель венецианской школы (смотри также иллюстрации к этой статье) периода Высокого Возрождения, выполнял заказы гуманистически образованных представителей венецианского патрициата.

Справа поместил св. Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Вазари отнёс его и Леонардо да Винчи к основателям современной живописи. Что Леонардо сделал для всего света, то сделал Джорджоне для Венеции.

Описание картины 
Джорджоне «Сельский 
концерт»

Описание картины Джорджоне «Сельский концерт»

Впервые каталог коллекции Кроза5 был издан в Париже в 1729 году с текстом Марьетта. Ее прекрасное тело поражает необычайной красотой плавных линий. Согласно Вазари, в апреле 1500 встречался с Леонардо да Винчи. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья».

Или изображаются три возраста человека. Датский художник Ян де Бисхоп (Jan De Bisschop, 1628—1671) во время своего путешествия по Италии в 1650-е годы делал зарисовки с картин итальянских художников. Ясный покой и тишина разлиты в пейзаже в этот вечерний предзакатный час. Уже Чима да Конельяно перенес трон Марии из церковной ниши под открытое небо.

Описание картины 
Джорджоне «Спящая 
Венера»

Описание картины Джорджоне «Спящая Венера»

Слева с картины смотрит богато одетый юноша. Легендой или былью является утверждение Вазари о том, что Джорджоне являлся сыном главы древнего знатного клана Барбарелли, рожденным вне брака, достоверно установить так и не удалось. Сведения о Джорджоне очень скудны. Настроение поэтического единства мира природы и человека, характерное для искусства Джорджоне, созвучно поэтическим пасторалям П. Бембо, «Аркадии» Я. Саннадзаро и ренессансной натурфилософии. Однако уже видно, что Джорджоне станет со временем великим пейзажистом. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби.

Фигурки нарисованы в духе предшествующих итальянских художников. Её закончил Тициан, который позже, адаптировал образ к своей «Венере Урбино» (Флоренция, Уффици) 1538 года.

Между ними словно тянутся незримые духовные нити, создающие ощущение глубокого внутреннего единства персонажей. Картина наполнена контрастами, усиливающими её смысл. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. А им мог быть только Джорджоне.

Описание картины 
Джорджоне «Юдифь»

Описание картины Джорджоне «Юдифь»

Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. Она опирается рукой па меч, слишком тяжелое и грозное оружие для маленькой женской руки. В поздних произведениях Джорджоне («Спящая Венера» «Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника— гармоничное единство человека и природы.

В «Концерте» Джорджоне воспроизводит жанровую сцену, взятую из жизни, делая тем самым шаг к непосредственному — хотя и опоэтизированному — отражению действительности. Важную роль в эстетическом восприятии картины играет ее колорит, в частности изысканно нарядное сочетание оттенков голубого цвета (пейзаж вдали), винно-розового и связующего их сиреневого (платье и поясок героини).

Прозрачная красота этого светлого пейзажа, полного простора, окутанного голубоватой воздушной дымкой, вторит настроению тихой задумчивости, в которую погружены мадонна и святые. На других изображен концерт на вольном воздухе. Запрестольный образ Кастельфранко также вживую отображает основы итальянского искусства (Коста и Перуджино), при этом более экспериментальные взгляды Леонардо, который посетил Венецию в 1500 году, упомянуты Вазари как оказавшие большое влияние. Итальянский художник (настоящее имя Джорджо Барбарелли или Джорджо да Кастельфранко), который в силу своего авторитета и ума впоследствии стал известен под именем Джорджоне (Великий Джордж) (согласно Вазари). В 1507-1508 гг. Это и вызывает такой разнобой мнений в их истолковании. De Bisschop Fecit Na Raphael» (Я.

Идеалом эпохи была пастораль, блаженная жизнь первобытных пастухов. Все в этом предгрозовом пейзаже неустойчиво, подвижно изменчиво. Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) итальянский художник. Один из основоположников Высокого Возрождения. Джорджоне работал на государственной службе над большим полотном (с тех пор бесследно потеряно) для приёмного зала Совета десяти.

Работая в мастерской Дж. В произведениях Джорджоне (Юдифь, Эрмитаж, Санкт-Петербург Три философа, Музей истории искусств, Вена Гроза, Галерея Академии, Венеция Спящая Венера, картинная галерея, Дрезден) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Как мастер Высокого Возрождения, Джорджоне создает идеальный образ молодой женщины. Но преломленные в живописи Джорджоне, они получили удивительную многогранность и одухотворенность. Большой интерес вызывает не только личность художника, но и происхождение его псевдонима. Неожиданностью оказался подлинный колорит картины, скрытый под жёлтым лаком. Однако в XVIII веке имя гениального венецианского живописца было забыто, к тому же он не подписывал свои произведения, вот таким образом естественно, что неизвестные шедевры живописи приписывались тогда самому почитаемому из живописцев Возрождения — «божественному» Рафаэлю.

Натурфилософские исторические, естественнонаучные, художественные и музыкальные проблемы были в центре интересов светского общества – при огромном спросе на книги. Беллини (1506-07), Джорджоне обращается к малым живописным формам, став одним из крупнейших мастеров ренессансной станковой картины. Одетые в изящные костюмы или блещущие прекрасной наготой люди отдыхают в тихом уголке. Творчество Джорджоне неотделимо от венецианского гуманизма XVI века.

Немалую роль в картине играют композиция и цвет. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Вибрация света на плотной живописной поверхности предвосхищает более поздние работы Джорджоне. Так, картина «Сельский концерт» (Лувр), традиционно считавшаяся работой Джорджоне, ныне приписывается рядом исследователей молодому Тициану.

К началу XVI века Венеция вслед за Флоренцией встает на путь Высокого Возрождения. Наряду с композициями на религиозные темы (Поклонение пастухов, Национальная галерея искусства, Вашингтон) Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. Венеция – самый музыкальный из всех городов мира. Он получил распоряжение убрать надставки, однако в каталоге Ф. Лабенского (1838) размер «Юдифи» был указан снова с ними.

1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Но никогда нагие дамы на картинах не пребывали в состоянии сна. За свою короткую творческую жизнь Джорджоне создал чуть более тридцати работ, многие из которых находятся в самых знаменитых музеях мира: Галерее Старых мастеров в Дрездене, Старой Мюнхенской пинакотеке, Галерее Академии в Венеции, Галерее Уффици, Лувре, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Наиболее ярко гуманистические идеи проявились здесь в живописи. Наше знание его карьеры ограничено несколькими современными ссылками с 1506-10 годов и только горстка картин бесспорно приписана ему, включая Запрестольный образ Кастельфранко (в церкви Сан Либерате в городе его рождения), портрет Лоры и Трех Философов (Вена) и Буря (Accademia, Венеция). Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы.

Над миром царило тогда настроение, напоминающее эпоху Ватто. Оно оказалось удачным и существует по сей день. Именно к пещере устремлён пытливый взор юноши, находящегося к ней ближе остальных.

Все персонажи объединены нестроением лирического созерцания. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Картина была расчищена от жёлтого лака, нескольких слоёв поздних записей поэтапно.

Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. Подражатели Джорджоне «пересмотрели» творческие взгляды своего учителя и рисовали богинь «в чем мать родила», чтобы изобразить вакхическое опьянение, любование собственной физической красотой и ожидание любовных развлечений. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Рентгенограмма картины «Три философа» показала, что первоначально Джорджоне задумал ее как изображение трех евангельских волхвов, пришедших к младенцу Христу. Именно из патрицианской среды Венеции вышло немало выдающихся учёных и философов.

Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. Скрипачи, музыканты играющие на лютнях и певицы сидят рядом играют и поют. "Юдифь" (1504) долго считалась работой Рафаэля и лишь в начале XX в. была приписана Джорджоне.

Напишите отзыв о 
статье Юдифь (картина 
Джорджоне)

Напишите отзыв о статье Юдифь (картина Джорджоне)

Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. К числу лучших произведений венецианской школы относится «Юдифь» Джорджоне. Однако "Гроза" – не просто иллюстрация к литературному произведению. Собственно реставрация началась в 1969 году. "Волнение в спокойствии" – так можно определить настроение картины.

Беллини (выполненные Джорджоне для студиоло Изабеллы дЭсте парные картины «Испытание огнём Моисея» и «Суд Соломона», обе около 1498-1500, галерея Уффици, Флоренция «Святое семейство», около 1500, Национальная галерея искусств, Вашингтон). К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. 1676).

Отрывок, характеризующий 
Юдифь (картина Джорджоне)

Отрывок, характеризующий Юдифь (картина Джорджоне)

Видимо и сама гроза имела символическое значение. Для сохранения авторской живописи на ней оставлялся тонкий слой старого лака. Работу вела реставратор высшей квалификации А. М. Малова. «Концерт под открытым небом» (Париж, Лувр) – предмет спора между Джорджоне и Тицианом, «Суд Соломона» приписывается Себастьяно дель Пьомбо, в то время как «Спящая Венера» (Дрезден), как известно из не совсем современного источника оставлена частично незавершенной.

Георгия, в котором изобразил себя, а слева – св. На фоне пейзажа сидят рядом образы войны и мира. Юдифь, по-видимому, написана раньше Грозы (говорить о хронологии работ Джорджоне трудно, так как, по существу, он мог творчески трудиться одно десятилетие).

  1. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко ( )
  2. Картины Джорджоне – портреты и мифологическая живопись
  3. Итальянский художник Джорджоне, классическая живопись
  4. Картины Джорджоне разгадывают, сравнивая с другими венецианцами
  5. мои любимые книги «Сто великих художников»
  6. Все Картины Джорджоне по алфавиту

де Бисхоп рисовал по Рафаэлю). Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. Здесь музыка всегда играла определенную роль в церковных картинах. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии.

Эта мысль постоянна для всего творчества Джорджоне, в частности, для Юдифи. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты.

  • Таинственное творчество Джорджоне
  • Картины Джорджоне – загадочные шедевры эпохи Ренессанса
  • Нестандартные подходы и спокойное созерцание
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Большинство сохранившихся произведений Джорджоне было создано в период 1500-10 годов. Рядом со стадом сидят и мечтают пастухи, как в дни золотого века. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности («Буря», Галерея Академии, Венеция «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена).

Одна из них повествует о подвиге Юдифи. По распоряжению Сената республики в 1507—1508 привлекался к фресковым росписям Немецкого подворья (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры), работы были завершены, как об этом свидетельствует официальный документ, 14 декабря 1508. По словам биографов, за яркую внешность и величие духа в Италии молодого человека прозвали Джорджоне, что в переводе означает «большой Джорджо». Как можно прочитать в Британской энциклопедии, «Юдифь» воплощает тот же идеал безмятежной красоты, что и «Спящая Венера». Даже листва деревьев словно колышется от нежного томления.

  • Картины итальянского художника Джорджоне
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. Этой гравюре почти полностью соответствует современный облик картины. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения). Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале).

Джорджо Барбарелли 
да Кастельфранко 
 ( )

Вся жизнь и творчество Джорджоне были тесно связаны с гуманистической венецианской культурой середины 15 и начала 16 века. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Комментарий Марьетта— первое письменное упоминание «Юдифи». Здесь ее выражает равновесие, найденное между женской фигурой и пейзажем. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Представитель венецианской школы.

Великолепный колорит северо-итальянской живописи, яркость, насыщенность и праздничность цветов картин, гармоничность и мягкость большой палитры тонов превращали работы венецианских мастеров в усладу для глаз зрителей. Джорджоне – художник-загадка. Примечательно, что к началу XVI века образы богинь, которые зачастую были «не очень одеты» не пользовались популярностью искусство было преисполнено духом благочестия, вот таким образом изображения обнаженного женского тела хотя и встречались в европейской живописи, но очень редко. Его «Юдифь» напоминает библейскую воительницу, которая гордо держит свой острый меч.

Одним из известных венецианских художников был Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне. Наши знания о его карьере ограничивается несколькими современными источниками отображающие период с 1506-1510 год и лишь несколько картин, которые бесспорно приписываются ему, включая «Мадонну Кастельфранко» (в церкви Святого Либерате в его родном городе), портрет Лауры, «Три философа» (Вена) и «Бурю» (Венеция, Галерея Академии). Так как Бертен умер в 1711 году, вероятно, что «Юдифь» появилась в коллекции Кроза уже в начале восемнадцатого века. Даже хранящийся в Лувре «Концерт на вольном воздухе» приписывается то Тициану, то Доменико Кампаньоле.

Возможно, учился у В. Карпаччо и Дж. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (1477/1478-1510) известный как Джорджоне (Giorgione), родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето близ Венеции. О личной жизни живописца известно лишь из знаменитых «Жизнеописаний» (Lives of the Most Eminent Painters, Sculptors, and Architects) биографа и художника Джорджо Вазари. Тишиной и миром, очаровательной дымкой мечтательности окутаны все предметы. Он подписан: «J.

Дух музыки, упоение звуками едва ли когда-нибудь были изображены так красиво. Гравюра в зеркальном отображении с картины «Юдифь», выполненная Туанетт (Антуаннетт) Ларше (фр. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. Тёмное обобщённое пятно скалы уравновешивает сдвинутую в правый угол группу философов. Он писал камерные картины на аллегорические и мифологические темы, к лучшим из которых относятся «Три философа» (1507-08, Художественно-исторический музей, Вена), «Спящая Венера» (около 1508, КГ, Дрезден), «Гроза» (около 1506-07, Галерея Академии, Венеция).

Венецианская знать в ту пору находилась в самой гуще гуманистического движения. В науке остро стоит проблема датировок его произведений и отделения их от ряда близких им по стилю работ его последователей (так называемые джорджонески).

Судя по ней, картина была несколько шире. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Беллини (смотри Беллини).

В творчестве Джорджоне присутствует аллегорический портрет: так называемая «Лаура» (1506, Художественно-исторический музей, Вена), «Старуха» (1508-09, Галерея Академии, Венеция). Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия.

По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Алтарный образ «Мадонны Кастельфранко» проникнут особым настроением умиротворённого покоя, разлитого в далёком пейзаже, очертания которого тают в световоздушной дымке. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Об этом напоминают тяжелый меч в маленькой хрупкой руке женщины и голова поверженного врага, которую Юдифь попирает ногой. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена).

Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусств, Вена). Свидетельством этого являются техника, цвет и настроение картин Джорджоне, созданных в манере и стиле позднего Беллини. Из сохранившихся документов видно, что уже в 1500 г., в возрасте двадцати трех лет, талант художника был высоко оценен: ему стали поручать важные и ответственные работы. В 1504 г. кондотьер Туцио Костанцо (Tutsio Costanzo) в память о сыне поручил Джорджоне создание алтарной композиции в соборе Кастельфранко (Duomo, Castelfranco Veneto). Алтарная композиция «Мадонна с младенцем на троне между Св. Наряду с композициями на религиозные темы (Поклонение пастухов, Национальная галерея, Вашингтон), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение.

Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Юноша сидит на каменной террасе и как бы слит с землёй. Многие ученые предполагают, что он появился на свет в маленьком городке Кастельфранко. В 1807 году картину предполагалось перевести с дерева на холст. На картинах Джорджоне почти всегда можно увидеть юношей или девушек с музыкальными инструментами в руках, а позднее эти герои стали частыми «гостями» на картинах коллег художника, которые переняли манеру письма у своего вдохновителя.

В день открывалось от 2 до 6 квадратных сантиметров картины. Не твердыми очертаниями, а мягко и нежно выделяются на небосводе грациозные верхушки деревьев. Прическа первоначально была менее гладкой, пряди, спадающие вдоль щек, – более пушистыми. Первоначально, впрочем, в его творчестве есть только небольшие намеки на этот переворот. 1695), была размещена в первом томе каталога.

Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Герои картин Джорджоне погружены в мир собственных эмоций и переживаний. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо).

Вот уже поистине в ней все гармония, все диво. Часто в основу этих картин положена аллегорическая идея. Так например, картина «Сельский концерт» (Pastoral Concert, 1508-1509), считающаяся работой Джорджоне, специалисты Лувра теперь приписывают Тициану. Это слово в эпоху Возрождения было синонимом слова «ученый», «гуманист». «Гроза» — это, по существу, первый настоящий пейзаж в итальянской живописи, причем Джорджоне впервые в истории европейского искусства пытается передать состояние природы.

Был близок к кругу венецианских гуманистов. В старину «Юдифь» считалась работой Рафаэля4. Художников интересует теперь не только человек, но и окружающее его пространство, пейзаж.

В Эрмитаже хранятся две работы мастера камерная «Мадонна с младенцем» и «Юдифь», которая по праву принадлежит числу величайших шедевров эрмитажной коллекции. «Лаура» 1506 года (название картины пошло от ветви лавра позади натурщицы) аналогична в технике и красках, показывает новый идеализм начала 16-го века в постановке композиции и в психологической отдаленности изображения.

Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа3. Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Начало зрелого периода творчества Джорджоне ознаменовано созданием алтаря для капеллы венецианского кондотьера Т. Костанцио «Мадонна с младенцем и предстоящими святыми» («Мадонна Кастельфранко», 1504-05, собор Сан-Либерале, Кастельфранко), а также образа «Поклонение пастухов» (около 1504-05, Национальная галерея искусств, Вашингтон). Так, на очаровательной картине Джорджоне (в коллекции Фаррер в Лондоне) на заднем плане виден старик, задумчиво созерцающий череп, а на переднем плане на одной стороне дети спят или же взбираются на древо жизни, а на другой – влюбленная парочка занята музыкой: прижавшись к коленям нагого юноши, молодая женщина заглядывает ему восторженно в глаза.

П. Муратов)2. Прекрасное лицо девушки контрастирует с искаженными гримасой смерти чертами Олоферна. Пусть Леонардо ненаписал в Венеции ни одной картины, все же здесь возникли кое-какие его рисунки.

Либералисом» или «Алтарь Кастельфранко» (Madonna and Child Enthroned between St Francis and St Liberalis, 1505) является самой известной и знаменитой из работ живописца. Из архивных документов, датированных 1508 г., видно, что Джорджоне работал над созданием фресок на здании Немецкой биржи (Fondaco dei Tedeschi), причем фрески на другой стороне улицы выполнялись Тицианом. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена). Помещая его среди пейзажа, Джорджоне следовал уже установившемуся обычаю. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир.

Поэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера». Венецианская знать ценила его скорее как музыканта, нежели как художника. И в других деталях он остался верен установившейся схеме «святой беседы». Джорджоне был вновь «открыт» лишь в XIX столетии. Влияние Церкви на политическую и духовную жизнь сводилось к минимуму (закон запрещал лицам духовного звания занимать государственные должности).

Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. И еще он успел воспитать ученика — гениального Тициана. Учился, вероятно, у Джованни Беллини. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой.

Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера. Венецианец Карло Ридольфи, побывавший здесь в 1640 г., сообщал в своих "Записках": "Джорджоне написал для Туцио Костанцо, кондотьера наёмников, образ Мадонны с Младенцем Христом для приходской церкви в Кастельфранко. Человек в восточной одежде — это Аверроэс (так называли тогда в Европе арабского философа Ибн Рушда) — комментатор и последователь Аристотеля. Это наполняет картину особой лирически проникновенной атмосферой.

Кроме того известен рисунок из коллекции профессора Ван Регтерен Альтена (Амстердам) исполненный бистром и очень точно следующий оригиналу. Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Свидетельств о работе Джорджоне над «Юдифью» не сохранилось, свои произведения художник не подписывал, вот таким образом полотно атрибутируется ему исключительно по стилистическим соображениям, «имеющим в своей основе критерий качества» (П. Все, что окружает Юдифь, призвано оттенить ее красоту. Заново открыть путь к изучению творчества художника помогли «Заметки о произведениях искусства», написанные патрицием Маркантонио Микиэле.

В те годы венецианцы испытывали две острые потребности: иметь дома картину и слушать музыку. Подобный тип музицирующих персонажей даже получил персональное название – «джорджонески». В картинах Джорджоне герои редко смотрят на зрителя их глаза либо закрыты, как у Венеры (Спящая Венера, Дрезден, Картинная галерея), либо взор скользит поверх голов, куда-то вдаль, как у мадонны (Мадонна Кастельфранко, собор города Кастельфранко), либо веки опущены, как у Юдифи, - прием, повторяющийся слишком часто, чтобы быть случайным. Было ему тогда 33 года. Мария несколько отстраняет от себя младенца (жест, повторяющийся в ряде работ мастера, например, в Святом семействе – Вашингтон, Национальная галерея) и рождается абсолютно особенное чувство – задумчивости, мечтательности, сосредоточенности и тем самым – интимности образа. Не установлено его происхождение. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Обе они представляли Джорджоне как связующую фигуру между Беллини и Тицианом.

Реставрация картины закончилась в 1971 году. Итальянский художник (настоящее имя Джорджио Барбарелли или Джорджио да Кастельфранко), кто от его высоты и величия его ума был впоследствии известен как Джорджоне (по Vasari). 1510, Дрезден, Картинная галерея).

Имя Зорзи да Кастельфранко (Zorzi da Castelfranco), т. е. Используя градации цветовых переходов, смягчённых светотенью, Джорджоне достигает полноты звучания, построенного на гармонии тональных отношений колорита, что особенно проявилось в картине «Юдифь» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Иногда воспроизводится античная идиллия.

Войско неприятеля, лишившись предводителя, в страхе отступает. В связи с этим говорилось даже, что картины Джорджоне — лишь чистые живописные видения без определенного сюжета (и, кстати, в этой свободе фантазии усматривалось некоторыми исследователями величие Джорджоне и даже его близость современным художникам). Он умер, не успев осуществить многое из того, что задумывалось, мечталось, угадывалось. Картины производят скорее впечатление восточной романтики, чем ветхозаветных сцен.

Достоверные факты о его недолгой жизни (1477/78 – 1510), возможно, оборванной чумой и творчестве крайне скудны. Сюжет «Грозы» — или «Пейзажа с грозой, цыганкой и солдатом», как названа картина у Микиэля, — остался неразгаданным, несмотря на бесчисленные и самые остроумные попытки его расшифровки. Аллегорический смысл большинства картин, связанный с пожеланиями заказчиков, не поддаётся однозначному толкованию. Сейчас кажется странным, что в знаменитом собрании барона Кроза, откуда «Юдифь» вместе с другими шедеврами западноевропейской живописи поступила в 1772 году, она считалась произведением Рафаэля. Её перевод на холст произвёл в 1893 году реставратор Эрмитажа А. Сидоров9.

Однако духовным отцом этих произведений все же остается не кто иной, как Джорджоне. Немногие портреты Джорджоне («Портрет молодого человека», Государственные музеи, Берлин «Автопортрет с головой Голиафа», не сохранился известен в копиях) оказали влияние на развитие портретного искусства Венеции.

Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор.