Картины Федора Рокотова
Фёдор Степанович Рокотов – биография и картины
Каждый из них замечателен по-своему. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца или И. Г. В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. Существует и другая версия, согласно которой Рокотов – незаконнорожденный сын князя Петра Репнина.
Загадки Рокотова // Возрожденные шедевры. Но главное в другом: художник привносит в свои творения особое утонченное и ускользающее восприятие изображенного лица, он наполняет холст некой «загадочностью». Известен еще один связанный с Рокотовым портрет Петра III (1762. Федор Рокотов учился в петербургской АХ (с 1760). И сама свежая и молодая государыня, как экзотический цветок, помещена на трон с алой обивкой. Цена эта картина тем, что относится к позднему периоду творчества художника.
Около сорока «эталонных» картин Фёдора Рокотова выставлены вТретьяковской галерее
ГРМ), парный к «Портрету неизвестной в белом чепце» (1790-e. Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г. Орлова (ГРМ), талантливого государственного деятеля и писателя И. Л. Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца (ГРМ). На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцовой, 1780, Третьяковская галерея супругов Суровцевых, 2-я половина 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785 все три – в Русском музее).
Многие годы существовала версия о дворянском происхождении Рокотова. Рокотов сумел воплотить идеал человека, сложившийся в передовой общественной среде и привлекающий своей духовной содержательностью. Это произведение – одно из самых значительных в искусстве XVIII века. ГРМ) и П. Н. Ланской (Начало 1790-х. Не секрет, что одним из внебрачных детей Репнина был поэт Иван Пнин.
Описание картины Федора Рокотова «Портрет неизвестного в треуголке»
Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. В ряде мужских портретах он тщательно прописывает мундир, воинские атрибуты и награды: «Портрет неизвестного в черном мундире» (1780. Цвета — белые, розовые, жемчужные, чувствуется легкость, воздушность ткани. Академия пока еще не открылась. Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один.
все – в Третьяковской галерее). Потом он жил в Ревеле. Остались лишь официальные документы, мало что проясняющие в биографии портретиста.
Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века, свидетельствует, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». При этом известно, что работал он не очень быстро. С. 10. ).
Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. художественный музей Белоруссии). В Академии художеств учителями Рокотова были иностранцы. Сумарокова.
Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей». Рокотова от его современников. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III».
Она мимолетна. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III.
Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии художеств. Живопись. В 60-е годы Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. Практически впервые в русской живописи пишется интерьер молодым художником, выполненный для И. Шувалова. Источниковые материалы о художнике чрезвычайно скупы и малочисленны.
С. 142. ). Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Он создавал возвышенно идеальные образы и отметал все частное и ненужное. Произведение осталось невостребованным и все последующие заказы были переданы Антропову. Ведь в клубе могли состоять только дворяне – лица других сословий не допускались.
Из-за плохой сохранности атрибуция портрета вызывает большие сомнения. Он появился на свет в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово» в семье крепостных. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. ГТГ). Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. В эти годы Рокотов пользуется огромной славой. ГТГ), князя С. В. Гагарина (Не позднее 1768.
Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. ГРМ) – в рост на фоне военного лагеря. Изысканное сочетание розовых и зеленых тонов подчеркивает аристократизм этого образа. Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. Земная судьба А. П.
Федор Рокотов: биография и картины
Каталог. Возможно, у художника слабело зрение. ГРМ), колорит которых строится на контрасте всего двух цветов – оттенков черного (или темно-коричневого до черноты) и белого. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. Федор Степанович Рокотов.
Струйский и его связи с Ф. С. Рокотов пишет «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761. ГИМ) и В. И. Майков (1775.
Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины. Художник брал за работы крайне низкую оплату – по сто или даже по пятьдесят рублей. Удивительно красивые лица.
В Москве ставятся пьесы драматурга А. П. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. В Москве Рокотова приняли как равного и он стал членом Английского клуба. Художнику также поручается писать царских фаворитов Ивана Орлова (Между 1762 – 1765 гг. В облике томного изнеженного жуира угадывается иронический ум поэта-сатирика.
Описание картины Федора Рокотова «Портрет Александры Струйской»
1954. В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. ГТГ), урожденной Озеровой. Чувственное лицо Майкова написано осязаемо материально, а колорит портрета, построенный на сочетании зеленого и красного, еще более подчеркивает полнокровность, жизненность образа. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители.
А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. Портрет А. П. Сумарокова предвещает переход живописца на овальные холсты. Женские портреты, как правило, овальной формы. Современники выдающегося живописца в своих мемуарах обошли его молчанием.
Они, как правило изображают верхнюю часть тела модели. На портретиста оказали несомненное влияние идеи просветительства с его проблемами морального облика привилегированного сословия и «истинного достоинства дворянина». Из московских произведений выделяется «Портрет В. И. Майкова» (1775. Даже незначительные, сдержанные движения модели должны указывать на ее внутреннее состояние.
Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) – «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. – М., 1959.
Описание картины Федора Рокотова «Портрет Варвары Суровцевой»
Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891 – 1968). Рокотов выписал журнал, «Утренний свет» имевший масонское направление, который издавал Новиков. Следующим званием будет академик. ГТГ) и его второй жены Александры Струйской (1772. ГТГ) в связи с ее коронацией в Москве (в Третьяковской галерее хранится этюд к этому портрету).
Поэтически обобщая черты моделей, он приподнимал человека, делал его лучше и чище. Люди на полотнах Рокотова, как кажется, таят в себе что-то сокровенное, значительное. Художник почти не обращает внимания на детали одежды.
В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, можно догадываться, дописывали ученики. Фактически цвет не играет в данных портретах почти никакой роли. Среди них можно выделить портрет И. Г. Но она была человеком своего времени. Творчество Рокотова 1790-х годов противоречиво.
Женские портреты, как правило, овальной формы. Его происхождение не совсем выяснено. (Сахарова И. Н. Е. Её образ – словно воздушный полунамек. У него было несколько учеников, но их имена (кроме Петра и Ивана Андреевых) неизвестны, также как и их произведения. ГТГ).
Описание картины Федора Рокотова «Портрет Петра »
Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Духовный мир ее богат и сложен. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета. Судьба Струйской была не очень удачной.
Орлов похож на переодетого античного бога. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. ГРМ) и «Портрет Петра III» (1762.
По другой гипотезе, Федор Рокотов являлся внебрачным ребенком князя П. И. Репнина. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. ГРМ). С этим событием связана так или иначе программная картина «Венера, Амур и Сатир» (Между 1763 и 1765 гг. В России такие социально-эстетические представления еще только зарождались. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их.
В Москве художнику предстоит проработать почти сорок лет, здесь он состоится как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. В последний период художник редко возвышался до восторженно-поэтического живописания своих женских моделей, он ограничивался их обобщенной характеристикой. В 1790-е годы спрос на заказные портреты Рокотова значительно упал.
Описание картины Федора Рокотова «Портрет Прасковьи Ланской»
С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». С. 68 – 71. ).
ГТГ), «Портрет А. П. Кутайсовой» (Начало 1780-х гг. Нижегородский художественный музей). Выделяется четкий контур, делающий формы выразительнее и четче. – М., 1963.
- Картины — Рокотов, Федор Степанович
- Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
- Федор Рокотов — Третьяковская галерея
- Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
- Федор Рокотов: биография и творчество
- Портреты женщин века художника Рокотова
- Русские художники: Рокотов Федор Степанович
Репнина. Изображение особенно интересно тем, что показывает энергичного, умного и проницательного человека. В портретах появляется лиризм и формируется многозначность образа. В овальном «Портрете А. П. Сумарокова» (1777. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760г. К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится Портрет Екатерины II в коронационном наряде (1763, ГТГ), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762-1763, ГТГ).
Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. Т. 1. Особое внимание художник уделяет глазам и мимике.
- Художник Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – портреты 18 века
- Рокотов Федор Степанович (1735—1808)
- Мастер психологического портрета – Фёдор Рокотов
- Федор Рокотов: самый таинственный портретист русского Просвещения
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
ГРМ), «Портрет А. С. Жукова» (1780-е. – Проще сказать, кто на них не появлялся.
Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. В 1765 году художник пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Псковский музей) и Александра Павловича (Начало 1780-х гг.
Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. С. 82 – 83 Государственный Русский музей. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно. Однако Академия запрещает свободную работу на стороне.
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Портретная галерея Фёдора Рокотова
- Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
- Парадные портреты петербургского периода
- Портреты последнего периода жизни
- Краткие сведения о жизни художника
6. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов. Так как Рокотов денег быстро заработать не мог.
Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Пленительность этих творений возникала за счет наработанного мастерства. По его протекции Ф. С. Он значительно усложняет свой изобразительный язык.
- Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
- Федор Степанович Рокотов (1735-1808)
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Придворный художник и академик
ГТГ, вариант в Русском музее) и Григория Орлова (1762 – 1763 гг. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Рокотова было много заказов от знатных особ. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. Лицо написано чуть ли не осязаемо. Молодой художник делает быстрые и заметные успехи.
В московский период художник вступает в новую фазу творческого развития. Особенно привлекали Федора Рокотова серьёзные юношеские лица. Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася. » – так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса.
- Мастер психологического портрета
Портрет очень понравился Екатерине II. Сразу после рождения получил вольную. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения.
Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). Последним официальным заказом, выполненным не позже 1768 года, была серия портретов опекунов Московского воспитательного дома – И. Н. Тютчева (ГТГ), С. В. Гагарина (ГРМ), П. И. Вырубова (ГТГ). Он создаст тот тип портрета, который отвечал представлениям дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, культуре, «душевном изяществе». В 1763 году его приглашают писать парадный портрет императрицы (1763. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк.
Не исключено, что Рокотов несколько раз приезжал в Санкт-Петербург, так как известны два портрета великого князя Павла Петровича, выполненные художником в 1770-х годах явно с натуры (оба в ГРМ). В эту эпоху именно дворянство было носителем культуры, просвещения и образования. Рокотов сосредоточивается теперь на технических средствах.
Обрезков, который был послом в Османской империи. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека. Таинственные полуулыбки его героинь их удивленные открытые глаза. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря.
Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. – М. : Художник РСФСР, 1962. Портрет А. П. Струйской (1772 г. ) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Художник стремился выявить свое восприятие своеобразия модели.
Вот таким образом в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. Федор Степанович Рокотов. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности.
Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Фёдор Рокотов одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины 18 в. (портрет Екатерины II, 1763, Третьяковская галерея и Русский музей, Ленинград). Его восхождению по лестнице признания способствуют дворцовые заказы. Ему этого и не дали сделать.
Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. ГРМ) и Писаревой (. ) (Первая половина 1790-х. Он становится адъюнктом, преподавателем. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице.
Успехи художника привлекли внимание и вскоре он становится известен Двору, а в 1762 году за большой парадный Портрет Петра III (ГРМ) получает звание адъюнкта. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. Т. 1.
Последние известные работы Фёдора Рокотова относятся к 1790-м гг. – СПб., С. 52. ). Их размеры обычно – около 73 х 56 или 65 х 53 см. На губах едва заметная полуулыбка.
При этом художник остается верен натуре. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Признание приходит к художнику на поприще парадных и так называемых полупарадных портретов – репрезентативных и представительных изображений. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. – Да, в XIX веке Рокотов оказался абсолютно забыт.
Рокотов, Федор Степанович, Портрет Прасковьи Николаевны Ланской Начало 1790-х 74 x 53 (овал) см Холст, масло Россия Москва. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие. Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок.
Вот те художественные черты, которые характерные для портретописи Рокотова в целом. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А. М. ГТГ), «Портрет неизвестной в белом платье» (Вторая половина 1770-х гг. В 1778 году умирает князь Репнин.
«Также у Ротари и Токе он многому научился, – продолжает Штелин, – и затем всецело посвятил себя портретной живописи». Рокотовым // Очерки по русскому и советскому искусству. в портретах Рокотова среда, атмосфера словно проясняются. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. Федор Степанович Рокотов. юность проходит быстро.
XVIII век. Его успехи были замечены. В 1772 году, видимо, в Москве Рокотов исполняет портреты своего близкого друга, пензенского помещика, поэта Николая Струйского (1772. ГТГ). В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. Но с другой стороны, доказательств родства Рокотова и Репнина нет. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись.
И. И. Шувалов, первый президент русской Академии художеств, всячески покровительствовал молодому художнику и по его словесному приказанию Рокотов в 1760 году был принят учеником в Академию. – Да, проводились, но это было очень давно. ГТГ), графиня Елизавета Васильевна Санти (1785. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма.
Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения. На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью. Предполагают, что на оставленное им наследство художник через три года купит имение на Басманной за две тысячи шестьсот рублей.
В портрете В. И. А поэт М. М. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Неслучайно это произведение называют Русская Джоконда. С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». Разумеется, такое понимание «духовного аристократизма» еще очень далеко от идеи внесословности личности – идеи, которая в ту эпоху уже полностью утвердилась в искусстве Франции. ГТГ).
Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. – М. : Искусство, 1945. Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». Каждый портрет — это прежде всего чувство, воплощенное гибким и богатым языком живописи. Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу.
Таковы портреты Струйских. Вероятно, в работе принимали участие ученики молодого мастера, выполняя в портретах менее ответственные детали. В своих лучших произведениях художник творил «живописный миф». В их числе были А. П. Сумароков (1777. – Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему.
В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м и в 1960 – 1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее). Портреты А. П. Струйской (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е), Е. В. Санти (1785), В. И. Суровцевой (1780-е). Но в середине 1950-х годов искусствовед А. И. Михайлов обнаружил челобитную Рокотова, датированную августом 1776 г., в которой тот просил об освобождении от крепостной зависимости своих племянников. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной.
Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Херасков образовал литературный кружок. Масон Н. И. В пору своего творческого расцвета художник создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской (1772, ГТГ), В. Е. Новосильцевой (1780, ГТГ), Е. В. Санти (1785, ГРМ), В. Н. Суровцевой (1780, ГРМ).
Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А. Н. Русский художник пишет подобно французским мастерам в стиле рококо, парадного портрета, уделяя большое внимания личностным качествам, характеру человека, в этом отличие портретов Ф. С. Именно Ф. С. Открывая новые грани человеческих переживаний, творчество Рокотова в какой-то степени предвосхищало поиски мастеров последующего поколения, художников романтического направления. С. 11. ).
Оставаясь документально точным, молодой художник сумел передать атмосферу духовных интересов и культурных запросов широко образованного человека середины XVIII столетия. ГРМ). ГТГ), С. Г. Домашнев, Б. Е. Ельчанинов, С. А. Порошин, А. И. Воронцов, Д. П. Бутурлин. К биографии Ф. С.
Применение абсолютно новых выразительных приемов, на которые раньше мастер не решался, придает особое изящество и красоту. Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». – Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. То же можно сказать о портретах великих князей Константина Павловича (Начало 1780-х гг.
Колористическое решение художника безупречно. В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. Это произведение отличается особым живописным своеобразием.
Больше он никогда не будет брать государственных подрядов. Потому так притягательны «загадочные» и вдохновенные лица на полотнах Ф. С. Рокотова. Пелевин Ю. А. Его заново открыли мирискусники. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П. И. Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно и образовался «круг Рокотова» из которого выходили произведения, схожие с рокотовскими, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ.
Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. В апреле 1762 года император дал Рокотову сеанс. ГРМ).
Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Сын крепостного. В этом духе свободы и просвещения формируются воззрения на мир и художественное творчество у мастера. Его незначительную роль в Академии можно объяснить тем, что он был портретистом, а в Академии приоритет отдавался «исторической живописи». Навряд ли наследник престола приезжал из столицы позировать Рокотову, скорее наоборот. Сборник материалов для истории Академии художеств за 100 лет.
Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. ГРМ), «Портрет В. Е. Новосильцовой» (1780. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. С. 94. ). Тверская картинная галерея), «Портрет П. С. Протасова» (Между 1785 и 1794 гг.
Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов. Палитра картины сочетает красные и зеленые тона, что еще больше подчеркивает полнокровность созданного художником образа. Мать 18 детей, она пережила многих из них. Вот таким образом у Ф. С.
Н. Лапшина, автор наиболее полной и обстоятельной монографии о художнике, утверждала, что «Рокотов являет собой типичный пример художника-реалиста XVIII века, который, стремится представить в своем творчестве идеал нравственного достоинства человеческой личности» (Лапшина Н. П. Эталонными стали два портрета. С приходом на трон Екатерины II Рокотов был приближен ко двору. или между 1768 и 1773 гг. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С.
Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь.
Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. – СПб., 1998. Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (около 1765), А. И. Воронцова (конец 1760-х гг. ), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг. ), неизвестного в треуголке (1-я половина 1770-х гг. Он в опале и выражение презрительной горечи отражает его ощущения.
Каждый из них глубоко индивидуален, прекрасен по-своему. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II.
Портрет императрицы очень декоративен. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Шувалов не только его заметил, но и вырастил. В чем причина. Сейчас его принято обозначать как «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х. Иначе трудно объяснить тот факт, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении (Лебедев А. В.
Таковы, например, портреты неизвестной в белом платье (Вторая половина 1780-х. Рокотова // Искусство. Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). На портретах появляется заученная мимика, напряженный взгляд, не пускающий внутрь образа.
В 1780-е гг. Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотова (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я половина 1760-х гг., Русский музей), характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета 1-й половины 18 в. В 1765 году Фёдор Рокотов переселился в Москву, где положил начало своеобразной "московской" ветви русского портретного искусства. ГРМ), «Портрет князя Г. С. Волконского» (Между 1780 и 1789 гг. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. – М., 1959.
Кроме того, он нигде не придавал своим образам полной ясности портретной характеристики. По одним источникам, Федор Степанович происходил из семьи крепостных, принадлежавших князю генерал-аншефу Петру Ивановичу Репнину, который дал вольную живописцу еще в юные годы. С. 76 – 78. ). Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Жил в Москве на Пречистенской улице. К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» – едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым).
На весь XIX век. За это творение он был милостиво награжден. Они выступают на свет словно из глубокого мрака исполненные поэтичности и проникнутые обаянием молодости, сквозящем в нежном цвете губ и румянце щёк, во влажном блеске глаз из-под тёмных полукружий бровей.
Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. Гос. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно.
исторический музей). Растрелли. Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й.
Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. Художник был знаком со многими видными деятелями науки и культуры: ученым-энциклопедистом М. В. Ломоносовым, гравером Е. П. Чемесовым, архитектором В. И. Баженовым, ему позировали «театра русского отец» А. П. Сумароков и поэт-сатирик В. И, Майков.
в Академию художеств. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Именно в это время складывается индивидуальный творческий почерк Рокотова. Способ нанесения мазков становится более концентрированным и плотным.
Колорит портрета подчеркивает полнокровность и жизнерадостность образа. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь.
Он был приглашен писать российского императора одновременно с А. П. Антроповым. Стилистику западно-европейского портрета в стиле рококо постиг, скорее всего, по произведениям работавших в России Л. Токке и П. Ротари. Орлова, умного изысканного вельможи. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета.
При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. Так И. И. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа.
Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы. Родился он в 1735 году, а первое упоминание о художнике встречается в 1757 году в связи с созданием Портрета неизвестного молодого человека в гвардейском мундире (1757, ГТГ). Очаровательная, молодая, с простым русским лицом, полным достоинства и затаенной нежности, предстает перед зрителем Варвара Николаевна Суровцева. В Портрете Майкова (1765г. ) художник становится более конкретным. С него были сделаны две копии.
Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства. С одной стороны, он пишет, например, «Портрет княгини Е. Д. Волконской» (Начало 1790-х ГРМ), «Портрет неизвестного» (1790-х. Практически нет у него и купеческих портретов. Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. ГРМ).
Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. О последних двадцати годах его жизни известно мало. Но ведь его портреты еще при жизни мастера получили всеобщее признание.
Судьба его очень необычна и до сих пор не все в биографии выяснено. В 1780-е годы Рокотов написал множество женских портретов.