Картины Репина
За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. Здесь же мы просто покажем вам избранные картины Репина с названиями и описанием.
В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Сначала покажем наиболее знаменитые картины Репина. Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску.
В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Многие картины Репина известны нам со школы. Появление каждой новой картины Репина становилось общественным событием.
Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Картины Репина – настоящие шедевры русского изобразительного искусства. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ).
Оценивать картины Репина не буду, так как я не специалист. Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Перед началом стоит сказать, что картины Репина обладали какой-то роковой силой. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте.
Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Репин создал глубочайшие социальные картины, типические образы российской действительности второй половины XIX века. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века.
Картины Репина отличаются удивительным сочетанием реальности и вымысла. Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. Эта картина Репина вторая по популярности после «Не ждали», где возвращается домой революционер. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо.
Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли». Картина Репина – Не ждали.
Картины Репина о бурлаках самые популярные, хотя эту тему затрагивали многие художники. К слову сказать, многие ошибочно считают, что Репин написал картину «Приплыли». Илья Ефимович Репин оставил нам великое наследие – неисчисляемое количество картин, поскольку каждому шедевру предшествовали сотни этюдов. В 1901—1903 годах в картине «Заседание Государственного совета» Репин еще раз показал себя как величайший мастер портрета.
Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ.
Илья Ефимович Репин – биография и картины
О чем эта история. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. К тому же и погода благоприятствовала работе.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
7 знаменитых картин Ильи Репина
Не доносчик ли. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Публике картина понравилась. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Берег Волги. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Америка—Франция—Россия. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. За окном летний день.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Вся центральная часть написана самим Репиным. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. О картине появилось много статей в периодической печати. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
«Отступничество» в картинах Ильи Репина
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Это вы сами. Репин был очень дружен с Мамонтовым. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»
При сальной тусклой свече лицо ее, рыжее от веснушек, освещалось хорошо только фитиль постоянно нагорал и делалось темнее. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
Л. Н. Толстого». Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Возвращается в Россию летом 1876 года. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В эту минуту в комнату вошел Христос. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Описание картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье.
Описание картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Казалось, она спит. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Описание картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии»
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Описание картины Ильи Репина «Не ждали»
Глаза ясные и добрые. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Много учился на написании портретов близких и друзей. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Описание картины Ильи Репина «Садко»
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
- Персоны и личности (интересное о известных)
- Картины Репина с названиями история создания, сюжет
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Загадочный Репин — 10 интересных фактов
- Все Картины Илья Репин по алфавиту
Репин считал сам эту картину красивой. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
В его глазах читается печаль, тоска. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. — сказал Крамской.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Путешествие по России: Самарская область
- Картины Репина (фото) с названиями
- «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
Вдохновлённый атмосферой, созданной музыкой, он непременно решил запечатлеть свои эмоции на холсте. В его взгляде осуждение и тревога. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Репин встречал их по средам.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
- «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
- «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
- Краткая характеристика творчества
- Биография художника Ильи Репина
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Все заняты.
- Увеличим поток клиентов на 40-300 всего за 1 месяц за счет внедрения эффективных маркетинговых решений
- Всё самое интересное: новости, рабочие моменты и жизнь участников команды можно посмотреть в нашем
- «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
- «Торжественное заседание Государственного совета»
- Портрет премьер-министра Столыпина
- «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»
- Самое интересное в виде мозаики
Рассмотрим "ближний круг". В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». художественный музей им.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Работал весь день, не замечая времени. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Этюд получился превосходный.
Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. -— И. Г. ), они много смеялись».
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ».
Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. А свеча становилась ниже и тени менялись.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Внимание художника тяготит их.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Репин никуда не делся. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Вегетарианцем стал и сам Репин.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Мне минутами становилось страшно». Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Первый факт. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Этот мужчина слыл в городе колдуном. Имя Репина стало широко известным. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Общение с прежними друзьями было только заочным.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. И вот уже перед нами не царь, а отец. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Пятый факт. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. я работал завороженный. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Написан портрет вдохновенно. Третьяков»109.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским.
Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. М. Бунакову. Убийство свершилось. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Рисунок уверенный, лепка твердая.
Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Она была закончена только в 1891 году. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Стасов присылает ему все, что он просит.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Он идет прямо к матери.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». — Да это превосходно.
Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре. Они словно противопоставлены друг другу. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». «Как. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Комната небогатой интеллигентной семьи. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Так ли это – судить зрителям. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Репин дважды подавал прошения об отставке.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Эти художники сродни таким гигантам литературы, как Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, таким музыкантам, как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Труд — вот что определяет и украшает человека. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Это лучше всех ваших академических работ. Каждый персонаж переживает что-то своё. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.