Картины Рериха Заморские Гости

«заморские гости», картинка Н. К. Рериха, приобретённая Государем Императором, вещь условная, стилизованная, а «Орда наступает» И. А. Дженеева — ученический эскиз. Картина Рериха «Заморские гости» похожа на картинку из сказки. Картина замечательного русского художника Николая Рериха Заморские гости переносит нас вглубь веков, открывая одну из страниц истории.

Картина Заморские гости была написана Н. Рерихом в 1901г. Картина «Заморские гости» была написана Н. Рерихом в 1901г. Картина Николая Рериха Заморские гости: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина «Заморские гости» была написана Н. Рерихом в 1901г. Давайте напишем картину по полотну Николая Рериха Заморские гости.

«Заморские гости», Николай Константинович Рерих — описание картины

Но Стасов сказал Рериху: «Что мне все ваши академические дипломы и отличия. Длинным рядом идут по синей глади реки расписные ладьи. На выставке в Императорской академии художеств «Заморских гостей» в 1902 году приобрел Николай II для Царскоселського дворца. Рябь бежит по воде, расступаясь перед могучими кораблями, бьется тревожно о корму. в рериховских картинах можно только предчувствовать наступление утра.

Они – безликие привидения столетий. Работа живописца переносит нас вглубь времён.

Сочинение по картине 
Рериха «Заморские 
гости»

Сочинение по картине Рериха «Заморские гости»

На персональной выставке Рериха в Петербурге (1903) эту картину увидел финский критик Венцель Хагельстам. Яркая раскраска горит на Солнце. Эти образы можно встретить в иконописи XVI-XVII веков. «.

Полосы красные, зелёные, жёлтые и синие наведены вдоль ладьи. В свое время ему удалось не только посетить многие страны мира, но и пожить в них. Борта украшены разноцветными щитами. Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах.

«Заморские гости» 
Николая Рериха

«Заморские гости» Николая Рериха

Плывут ладьи по Неве и Волхову, Днепру и Ильмень-озеру — в самый Царьград. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом-драконом. Около носа и кормы на ладье щиты привешены, горят под солнцем. Белоснежные чайки спустились на волны, закружились над водой.

Когда Н. Рерих уезжал из Франции, его душа уже была полна образами Древней Руси. Под впечатлением поездки по Великому водному пути Рерих пишет одну из самых известных своих картин – Заморские гости (1901). В российский период художник создал знаменитую серию картин «Начало Руси. Они выступают опознавательными знаками заморских гостей.

Эта характерная черта есть и во многих других работах Николая Рериха. (. ) Около носа и кормы на ладье щиты привешены, горят под солнцем.

3. Часть картин ему удалось вывезти. Глядя на полотно, возникают знакомые с детства легенды и сказания о древних славянах. Длинным рядом идут ладьи. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. В 1897 году Николай Константинович создаёт картину «Гонец.

Картина напоминает волшебную сказку: манящая синева воды, зелень холмов, корабли, груженные товаром, далекие возвышающиеся стены древнего града, прозрачные небеса. Он создал серию «Учителя Востока», серию об образах женщин «Матерь Мира», писал картины, освященные природе, горам. Когда художник изображает древность такою, какою она ему представляется, недостаточно, чтобы он обставил её атрибутами эпохи (такие опыты бывали не раз), нужно, чтобы он заставил нас поверить, что жизнь в те далёкие времена была именно такою и иною не могла быть. 4.

Это событие зародило идею для создания в дальнейшем живописного полотна «Заморские гости». За время поездки он создал около 90 этюдов и сделал фотографии, которые вошли в книгу художника Игоря Грабаря «История русского искусства». Это очень характерно для своего времени. Он движется и живет в своей пугающей красоте во многих видах, но сильнее всего запечатлевается на картинах «Славяне на Днепре», «Заморские гости», «Бой» и мн.

(. ) Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху для этого же художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь»3. Начинания художника спонсировал брокер Луис Хорш. Она сразу же получила всеобщее признание и художник сделал с нее несколько повторений. Какие сильные люди жили ею.

Везут они товар в чужие страны. Эти образы можно встретить в иконописи XVI-XVII веков. Прибытие каравана становилось радостным событием для всех. Рерих, на его взгляд, не очень любит дневной свет:.

Наверное, гости приплыли для переговоров или торговли. С первого взгляда на картину привлекают внимание паруса. Художник оперирует большими и обобщёнными тоновыми и цветовыми массами и добивается тем самым максимальной простоты, сочетая продуманность деталей с монументальностью и не допуская оттенения значимости образов.

Яркие паруса ладей, раздуваемые попутным ветром, словно пылают на фоне лазурного неба. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. Историческая правда в деталях картины.

История становится для художника живой частью народной жизни истоком национального начала в русском искусстве является для него народ русский, создавший изумительно красивые поэтические сказания, песни, художественные изделия. Да и «Гонца» вашего никто не оценит, как Толстой. Плывут полуночные гости.

В своем творчестве художник старался проиллюстрировать героическое прошлое, древние предания, трудную, незатейливую жизнь простого народа. На полотне в условных тонах красивой старинной заставки бирюзово-синее устье реки и в нём на парусах ярко изукрашенные ладьи, увешанные щитами и «заморские гости» в пёстром наряде на ладьях. — Б. С. ). С 1920-х по 1940-е основной темой в творчестве Николая Рериха был Восток. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива.

Один из самых загадочных художников Николай Рерих родился 9 октября. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

Сочинение по картине 
Рериха Заморские 
гости 4 класс

Сочинение по картине Рериха Заморские гости 4 класс

Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж самой природы. Для понимания красоты этой Руси нужно, писал он, «постичь дух современной этим предметам искусства эпохи, полюбить ее, славную, полную дикого простора и воли».

В молчаливых его строениях, в сонной неторопливости долин и гор ощущается дремлющая сила страны. Русский художник С. Маковский отмечал: «У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Стоит тёплый весенний день. Яркая раскраска горит на Солнце. (. ) Как-то особенно звучат для нас отзвуки минувшего. Другой историк пишет: «Племена славян.

Ну, а уж в России каждый уважающий себя музей имеет в своей коллекции картины художника.

Но оружия нигде не видно, значит, они пришли с миром. Картина совершенно не статична, она наполнена движением ладей, птиц и весел. Вот, например, большой эскиз «Заморские гости».

Рериха называют одной из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Идут варяги на торг или на службу. Именно вот таким образом он стал широко известен еще при жизни. Они легко переносят жар и холод и наготу тела и всевозможные неудобства и недостатки»2. С миром ли пришли гости. Раскрепощенные позы воинов, радостная окраска их кораблей намекает нам, что это так. Возник замысел во время водного путешествия художника к новгородским землям. Длинным рядом идут ладьи.

корма по-туриному, бока взведены по-звериному».

Описание картины 
Николая Рериха «Заморские 
гости»

Описание картины Николая Рериха «Заморские гости»

Авторский подзаголовок «Народная живопись» подтверждает использование Рерихом мотивов и красок народной живописи. Варяжские щиты прикреплены на бортах ладей для украшения и защиты. И действительно, созданный на картине «Заморские гости» образ не отвлеченный. (. ) У рулевого весла стоят кто посановитей, поважней, сам конунг там стоит. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь». В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.

Заметка Рериха «По пути из Варяг в Греки» появилась ещё до написания картины «Заморские гости». Лица едва различимы, а иногда и вовсе не видны, так как картины Рериха несут груз общей думы, общего чувства, являются обобщенным образом старины и древности. Он успел объездить практически весь мир. — На картине мой гонец спешил в ладье к древнему славянскому поселению с важной вестью о том, что «восстал род на род». Полосы красные, зеленые, жёлтые и синие наведены вдоль ладьи.

Сочинение: описание 
картины Николая 
Рериха «Заморские

Сочинение: описание картины Николая Рериха «Заморские гости»

Но полузримый, невидимый — он везде». На мореходной ладье народу довольно — человек 70 по борту сидит до 30 гребцов. На другом – укрепленный славянский городок.

На берегу никого не видно. Но он посвятил свое творчество событиям Московского царства XVI—XVII веков. При содействии Хорша в 1929 году в Нью-Йорке был открыт музей Рериха. Во Франции художник и создал картину «Заморские гости» (холст, масло 85х112, 5).

Описание картины 
Рериха Заморские 
гости

Описание картины Рериха Заморские гости

Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Выступая в 1898—1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций «Художественная техника в применении к археологии», он говорил: «Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Так и в области нравственных требований: надо рулить всегда выше — жизнь всё равно снесёт. Стасов оказался абсолютно прав, полагая, что «Гонец» не только будет одобрен, но и вызовет необычные замечания, — вспоминал Рерих. Самобытны нарядные варяжские суда, есть свое «лицо» и у зеленых прибрежных холмов, у домов и стен далекого города. Выступая в 1898-1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций «Художественная техника в применении к археологии», он говорил: «Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Картина «Заморские гости» сразу получила всеобщее признание, художник сделал с нее несколько повторений.

Яркая зелень, почти ясное небо, спокойная гладь воды – все это говорит о мире и дружбе. Двое варяг стоят на борту и о чём-то ведут беседу, всматриваясь вдаль. Анализируя художественные приемы, – головы драконов, алые паруса, синяя вода в реке, – приходим к выводу, что мастеру удалось блистательно переложить характерные черты прикладного искусства и иконописи древности на современный лад. С любопытством вглядываются столпившиеся на корме викинги в открывающиеся перед ними дали.

В декоративности цвета и композиционной завершённости видно влияние Куинджи. Горит на солнце яркая раскраска кораблей. Древняя земля, старый путь «Из варяг в греки» – все эти впечатления возвращали мысли художника и историка в прошлое. Как жизненно и близко всем было искусство».

Может быть, послы отправились в путь с мирными намерениями. Думаю, что гости изображенные на картине прибыли с мирными целями, не для вражды. У рулевого весла стоят: кто посановитей, поважней, сам конунг там стоит.

любят свободу и не выносят рабства. В картине «Заморские гости» есть символы и элементы, которые можно увидеть в иконах или в работах мастеров прикладного искусства – ладьи, сочетание красного, синего, белого. Идея учения в том, что смыслом эволюции человечества является духовное совершенствование. У рулевого весла стоят кто посановитей, поважней, сам конунгтам стоит. «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Новгородская рать на роковую Шелонскую битву. », – писал о своих впечатлениях художник.

Можно самым точным образом воспроизвести древний корабль во всех его подробностях, но никогда он не получит такого жуткого и живого вида, как корабль в былине о Соловье Будимировиче: «У того было сокола, у корабля, вместо очей было вставлено по дорогу каменю, по яхонту, вместо бровей было прибивано по черному соболю якуцкому. Ветер раздувает алые паруса. (. ) На фоне Любши Рерих и изобразил своих «Заморских гостей»». Только в начале 20 века мастер смог осуществить задуманное. Пусть Ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт»»9. И в то же время в работе есть некая декоративность, которая отражает стиль модерн. Художник изучал корни русской культуры, памятники истории. «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: «Какая красивая жизнь была.

Вот это будет признание. Вместе с женой Еленой Рерих художник продвигал духовное учение Агни-Йога или «Живая Этика». Однако из-за финансовых трудностей поездку пришлось отложить.

Сочинение по картине Рериха Заморские гости

Длинным рядом идут ладьи яркая раскраска горит на солнце. Славяне». Надо всегда править выше того места, куда вам нужно иначе снесёт.

У дракона пасть красная, горло синее, а грива и перья зелёные. Лишь вдали мы видим небольшое поселение. Для чего был построен 29-этажный небоскреб Мастер-Билдинг в стиле ар-деко. Поселение, которое мы видим на холме, тоже выглядит довольно гостеприимно. Теперь перейду к г. Рериху. Третьяковым. В лекции «Искусство и археология» Рерих отмечает: «Если для поэзии необходима тайна, то где же искать художнику большей поэзии, как не в минувшем, полном очарования тайны.

др. Поездка 1899 г. для Рериха-живописца была необыкновенно плодотворна. Ничто на картине не предвещает беды.

Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом. В картине Н. К. Рериха оживает глубокая старина. Он ищет в своих картинах каких-то особых наполовину сказочных настроений и нельзя не признать, что кое-что в этом смысле ему удаётся. В 1899 году Николай Константинович Рерих совершил путешествие по «великому водному пути» к Новгороду. Вдалеке на одном из холмов видны стены града.

Это тоже столп и утверждение дягилевской истины. Он почерпнул свои сюжеты оттуда, где кончается область истории и начинается миф из седой, могучей скандинавской старины. Сильные, мускулистые люди его картин кажутся сказочными богатырями, а сильные, примитивные краски и тяжёлый мускулистый рисунок как нельзя более гармонируют с примитивностью их быта. Быть может, такою и была эта таинственная Русь, какою мы видим её на картинах Рериха «Очаг», «Старцы», «Заморские гости», «Идолы», «Поход» и «Город строят». С любопытством вглядываются столпившиеся на корме викинги в открывающиеся перед ними дали. Они прибыли издалека, не мало времени потратили на это путешествие. Это наложило отпечаток на все его творчество. Под каменной Любшанской крепостью оказалась деревянная последней трети седьмого столетия. В Финляндии Рерих создает картины, посвященные Карелии, пишет часть будущего поэтического сборника «Цветы Мории».

Сочинение по картине 
«Заморские гости»

Сочинение по картине «Заморские гости»

Они глядя на зеленый берег и восхищаются очарованием русской земли. Открытые, напряженные тона создают ощущение радостного перезвона ярких цветов. Если считать, что всякое произведение живописи тогда будет истинно художественно, когда оно заставит зрителя при посредстве формы и красок воспринять замысел художника, т. е. почувствовать и понять творческие переживания самого художника, его души, то всякий самый обыкновенный посетитель выставки из публики не может не понять творчества Рериха, остановившись перед его 214 «Заморские гости» — эта вещь, кроме мощной силы красок, заставляющей ваш глаз невольно передать вашему мозгу всю художественную красоту воды, движения по ней судна, красоты окружающего пейзажа, гармоничного сочетания сочных густых красочных пятен, — кроме всего этого она обладает особой таинственной силой заставить вас уйти из действительности и почувствовать себя перенесённым в изображаемую на картине эпоху отдалённой седой старины.

Путешествие продолжалось с 1924 по 1928 годы. Живописность этой картины открывает перед зрителем (как и перед варягами) новую, дотоле неведомую страну. Они — без имени. У них появляется возможность немного отдохнуть.

По впечатлениям от этой поездки Николай Рерих создал цикл «Начало Руси. Они — безликие привидения столетий. Привлекает картина и своей красочной праздничностью. Это масштабное трёхлетнее турне организовалЧикагский институт искусств.

Они тоже не выглядят враждебно. Эта картина, написанная в 1901 году, сразу же получила всеобщее признание. Картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Н. Рерихом в 1900 году.

Яркая личность творца магнитом притягивала к себе людей. Кругом зелёные холмы, поля. Полосы красные, зелёные, жёлтые и синие наведены вдоль ладьи. Вспомним, как увлекаются в это время только что открываемой древнерусской иконописью именно за эти ее качества цветовой гаммы, ритма линий и масс».

Сочинение по картине 
Рериха «Заморские 
гости», 4 класс

Сочинение по картине Рериха «Заморские гости», 4 класс

Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж самой природы. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Лихо завернулись носовые бортa, завершившись высоким, стройным носом-драконом. В ладьях плывут варяги.

Полотно «Заморские гости» настолько пришлось по душе императору России, что он решил приобрести его для своей коллекции.

(. ) История неотразимо привлекает к себе художника словно безжалостная водяница, завлекает она его в свои глуби, но чуть отзовись он, поддайся этому течению и, без помощи младшей сестры истории — археологии, наверно, погибнет в прекрасных омутах. Его жители явно не ждут беды. В США Рерих находит и новых учеников и финансовую поддержку. Так в 1917 году Николай Рерих с женой Еленой и двумя сыновьями оказался отрезан от родины. На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к русской земле.

Художник, художник, в глубь времён изобразил. Расписные ладьи, раскраска, паруса, борта, украшены, разноцветные, узорчатые, варяги, товар. Синева небес, сияет, отражаются, вдалеке, холмы, курганы, град. Глубокая старина, приоткрыла, Древняя Русь, настроение, чувства. Примерный текст. Перед нами картина художника Н. К. Рериха «Заморские гости». «Заморские гости» — одна из картин этого цикла, написанная в 1901 году. Гордо смотрят вперёд узорчатые головы драконов. Именно тогда у молодого Рериха выкристаллизовался сюжет «Заморских гостей». Однако нельзя сказать, что Рерих слепо копировал образцы, взятые за основу. Его произведениям присущи богатая фантазия и поэзия. Искусство Рериха, – писал Хагельстам, – лучше всего себя чувствует в сумрачном мире саги.

Стоит солнечный день. Прекрасны, напр., картины талантливейшего современного художника Н. Рериха.

Картина вызвала у меня радостные, светлые чувства. Попутный ветер помогает им продолжить остальную часть путешествия без вёсел. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вот пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники.

Толстой говорил: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку. Ладья ярким пятном выделяется на фоне воды изумрудного цвета и приковывает к себе внимание, заставляя любоваться. Лица викингов едва различимы, а жителей русских городов не видно вообще.

Картина Заморские 
гости Николая Рериха

Картина Заморские гости Николая Рериха

Вскоре он создает цикл картин под названием «Начало Руси. В его искусстве главенствовали философские поиски. Новые товары, заморские диковины, специи – все это доставлялось на Русь по воде. Правда, в 1938 году Хорш после скандалов с художником полностью завладел зданием. Передается он необычными праздничными красками.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. А для этого нужно, чтобы он сам жил тою жизнью, чтобы он проникся настроением эпохи, переселился в неё своей творческой мыслью и показал нам её на полотне из того далека, куда может перенестись только живая деятельная фантазия истинного художника. Будучи, по существу, динамическим и изменчивым, он приобретает определенность и постоянство локального цвета. После «Гонца», по совету И. Репина, Н. Рерих уезжает в Париж в мастерскую известного исторического живописца Ф. Кормана.

Сами ладьи кажутся тяжелыми, а люди находящиеся в них воинственными. Восстал род на род», за которую получает звание художника. Обогнув холмы с первыми городищами, к Новгороду приближаются ладьи купцов. В картине невозможно увидеть ярких и живых лиц, выразительных характеров и образов. Какие сильные люди жили ею.

Сочинение-описание 
картины Заморские 
гости Николая Рериха

Сочинение-описание картины Заморские гости Николая Рериха

Картина относится к циклу о Руси изначальной и несет яркий отпечаток народной живописи. Все вёсла заморских гостей сложены. Полотно имеет авторский подзаголовок: «Народная живопись».

Паруса своей пестротою наводят страх на врагов. Привлекает картина и своей красочной праздничностью. Плывут полунощные гости. На год он уехал в Париж учиться живописи в мастерской художника Ф. Кормона.

В «Заморских гостях» ярко проявился композиционный талант Рериха. За свою жизнь он создал около семи тысяч картин.

Описание картины 
Рериха «Заморские 
гости»

Описание картины Рериха «Заморские гости»

Радостно и приветливо сияет солнце. Он тайно вывез картины, часть из которых оставил себе. На картине мы видим излучину полноводной реки. Академию художеств он окончил дипломной картиной «Гонец. На вершине одного холма видны три кургана – это захоронения вождей.

И вот мы уже узнаем узорочье народных орнаментов и праздничность древнерусского искусства. Если же гости пришли с миром, то они встретят радушный прием. Насыщенные радостные цвета повторяются и на щитах, украшающих борта ладьи. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом-драконом.

На вершине одного холма видны три кургана — это захоронения вождей. Возможно, они везут товар в чужие страны. Плывут полуночные гости. Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж.

Длинные тяжелые весла сложены, время ветру потрудиться, витязи отдыхают. У картины есть авторский заголовок «Народная живопись», который напоминает мотивы и краски народной живописи. В этой сюите, пока она целиком, много смысла и содержания. Картина написана в переломную для русского искусства эпоху – распространялось новое направление – модернизм. Такими реками прибывали на Русь караваны гостей – купцов из-за моря. И опять-таки только у Рериха находим настоящий «живой» корабль. В «Заморских гостях» ярко проявился композиционный талант Рериха.

2. Картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Н. Рерихом в 1900 году. Одна из самых ярких работ серии — картина «Заморские гости». Красива и богата русская земля. Позже, находясь в Париже, постоянно мысленно возвращаясь на Родину, у Рериха созрела и оформилась идея написания произведения.

Картины Рериха, которых насчитывается более 5000, можно найти в ведущих музеях и художественных коллекциях всего мира. В основе картин лежит не только исторический факт, знание материальной культуры, но и очень тонкая искусная интерпретация образа синего моря с яркими расписными ладьями известного нам по различным памятникам народного творчества. Вот таким образом я очень удивился, когда услыхал, что Третьяковская галерея хочет её разрознить, приобретая только «Город строят». Паруса своей пестротою наводят страх на врагов. Помимо музея в здании находились Институт объединенных искусств Мастера и аппарат-отель.

Художник переносит нас в глубь веков и заставляет стать очевидцами событий языческой Руси. И через два дня в Москве состоялась встреча с Львом Николаевичем Толстым. Славяне». Славяне».

Экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. Он-то сразу поймёт, с какою такою вестью спешит ваш «Гонец»»8. Как жизненно и близко всем было искусство. » — восклицал Н. Рерих.

Художественная галерея 
8 – Рерих Заморские 
гости

Художественная галерея 8 – Рерих Заморские гости

Даже краткая биография художника похожа на удивительный роман. В русское искусство Н. Рерих вошел сразу как зрелый мастер. Золото и серебро они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его»1.

Выступая в 1898—1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций «Художественная техника в применении к археологии», он говорил: «Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Природа тесно связывается с историческим прошлым Руси. Волнистые линии зеленых холмов с оставшимися кое-где округлыми валунами — след движения ледников, сгладивших, смягчивших рельеф северного ландшафта. Чистая синева небес.