Клод Моне Собор

Цикл «Руанский собор» — это цикл из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х годах. Цикл «Руанский собор» — это цикл из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в период с 1892 по 1893 гг. Руанский ряд Собора был окрашен в 1890-х французским импрессионистом Клодом Моне.

«руанский собор»— цикл из тридцати картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х годах. По серии «Руанский собор» можно не только представить причуды погоды в городе, но и душевное состояние Клода Моне.

Клод Моне Руанский собор – венец импрессионизма

Он не любил теоретизировать («я всегда ненавидел эти ужасные теории») и выразил свои творческие устремления в трех словах: «Я ищу невозможного». Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1895 года была организована персональная выставка для цикла «соборов» и еще до окончания выставки было продано восемь картин. Во второй половине дня, ближе к вечеру, тени близлежащих домов окрашивали фасад в различные оттенки синего. Здание полностью преображается, становясь сценой для прекрасного светового спектакля. Величественный вид фасада, занимающего все пространство полотна, своей мощью производил на зрителя ошеломляющее впечатление.

Но нельзя в этом смысле недооценивать и «Соборы». Работа над «Соборами» заняла более двух лет. Впервые в истории живописи художнику удалось представить четвертое измерение.

«Соборы» вызвали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро приняли их с энтузиазмом, а Клемансо написал статью «Революция соборов». В своих циклах, начатых после 1876 года, Моне тот или иной приглянувшийся ему мотив фиксирует на холсте в различное время дня это циклы «Вокзал Сен-Лазар», «Стога» (1891), «Тополя» (1891) и др.

Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. Иные критики пытаются обосновать выбор художника интересом к готической архитектуре, который возник во Франции конца XIX-го столетия на волне национального возрождения, но вряд ли это объяснение можно принять. Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой. Это – ещё и название серии потрясающих работ французского художника Клода Моне. В разное время суток источник света – солнце – находится в разных точках небесного свода.

Он внес храм в историю современного импрессионистического искусства. У Моне тень становилась цветом, а цвет — игрой света. Будучи юношей, он познакомился с одним из основателей школы – Эженом Буденом. Просмотр открывала серая серия — темный массив, который постепенно становясь все легче и светлее, плавно превращаясь в белый.

Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой. В его живописной манере прослеживается влияние японской гравюры, получившей распространение во Франции в 1860-е гг. Атмосферные эффекты переносятся на холст, кажется, что время на миг застыло.

3 апреля Моне писал Алисе Ошеде: «Каждый день я открываю для себя что-то новое, то, чего не видел раньше». После пожара 1200 г. собор 30 лет реконструировался и в результате был восстановлен в стиле готики. Художник выбрал высокую точку зрения, позволяющую максимально охватить объект, отойти на большое расстояние от которого он не мог. Идеей было показать каждую вибрацию света, отражение дня на фасаде, влияние погодных условий на детали.

Играя с объектами маэстро сотворил массу новых образов. Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в картине. Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Не стану даже упаковывать свои полотна – не хочу их видеть, хоть некоторое время».

Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом – всеми его оттенками. Под кистью Моне все теряет свою определенность и вещественность. «Соборы» вызвали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро приняли их с энтузиазмом, а Клемансо написал статью «Революция соборов». Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался испортив то, что было хорошо.

Руанский собор, 
главный вход и Тур 
дАльбан на солнце

Руанский собор, главный вход и Тур дАльбан на солнце

Со словами Кандинского перекликаются рассуждения о «Соборах» Моне другого зачинателя беспредметного искусства – Казимира Малевича: «Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга». Окончательно серия была завершена лишь в 1894 году в Жаверни. Во всех своих предшествующих опытах со светом Моне изображал пейзажи. 3 апреля Моне писал Алисе Ошеде: «Каждый день я открываю для себя что-то новое, то, чего не видел раньше». Цикл «Руанский собор» – это серия картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, состоящая из 31 работы. Картины «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером», вероятно, были написаны из окна дома, расположенного напротив собора.

Даже названия отдельных работ серии приближают нас к беспредметному искусству: «Коричневая гармония», «Гармония голубого и золотистого», «Симфония серого и розового». Серия, посвященная Руанскому собору, состоит из 30 картин, выполненных в одном формате. Трудился Клод над циклом «Руанский собор» около двух лет. Все они выполнены в одном формате. Художник почти полностью отказывается от линии, рисунка, растворяя их в красочном пятне.

В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни – темно-серой. Световые эффекты стали для мастера не менее значимыми, чем изображаемый предмет. Для этого Моне собирался выставить все картины сразу. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году.

Затем появлялись нотки ярких переливов. Этот человек ходил с Моне на прогулки и помогал учиться рисовать с натуры. Вот таким образом для Моне было столь важно расположить работы в строгой последовательности: лишь при такой подаче из мгновений, запечатленных на каждом из полотен, складывалась временнАя протяженность. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен.

Благодаря такой технике создавалось впечатление, что в картине живет свет. И там возобновляв в памяти образы храма продолжал трудится над рисунками. Об этом свидетельствует ракурс захвата картин. В последующем художник наносил на полотно новые слои, которые соединялись и сливались. Если посмотреть внимательно – здания на «солнечных» картинах состоят из сплошных пятен света разных цветов и оттенков.

И здесь он проявил выдержку показав сено под летним солнцем, в зимнюю пору и весной, на восходе и заходе солнца. Многие задаются вопросом: «Почему именно этот сюжет. ». Вот как описывал свои впечатления от серии «соборов» Жорж Клемансо, художественный критик и близкий друг Моне, часто бывавший в его доме в Живерни и истинный почитатель его таланта: «Сначала серая серия — огромная серая масса, которая постепенно все больше и больше светлеет затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в сполохах радужной серии и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение». Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в картине. Моне арендовал апартаменты возле собора, где для работы оборудовал временную студию.

Освещая композицию собора по-разному, светило меняет расположение теней на здании, создавая причудливые формы. Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. Ведь именно в «Соборах» художник наиболее последовательно продекларировал вторичность объекта по отношению к собственно живописным эффектам. В ветреную погоду поверхность камня кажется рябой, а в солнечные дни — темно-серой.

Моне был очарован им. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). В картинах Руанский собор, реальный объект больше не является архитектурной моделью. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Однако, если присмотреться внимательнее, можно найти множество отличий.

Художник показал наглядно разные впечатления (impression) от видов Руанского собора при различном освещении, погоде и времени суток. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен. В этом поиске невозможного, в мучительной погоне за мгновением Моне провел годы, отданные серии «Руанский собор», ставшей, по мнению критиков, квинтэссенцией импрессионизма. Моне арендовал жилье через дорогу от собора и сделал там временную студию.

Импрессионисты освежили пейзажную живопись и сделали её более реалистичной, пусть взамен детализации и «прилизывания» композиции. «Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что должен работать, чтобы воспроизвести то, что я ищу: мгновенное влияние атмосферы на вещи и свет, рассеянный во всем», – писал Клод Моне в 1891 году.

У Моне тень становилась цветом, а цвет— игрой света. Картины занимали целый зал и Монэ сам утверждал порядок их расположения. Руанский собор – это не только произведение искусства архитектуры.

Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Мазок художника становится рельефным, будто передавая фактуру камня. Клод Моне примкнул к импрессионистам не сразу, в силу своего возраста.

Описание картины «Руанский собор, главный вход и Тур дАльбан на солнце»

Однако отсутствие контраста здесь – специально. Цикл «Соборы» не был для Моне первым циклом полотен одной темы, но он был самым исчерпывающим. Моне выбрал в общей сложности пять различных точек, с которых изобразил собор. Клод Моне писал живо, напористо и его эмоции передаются зрителям.

Картины, где собор – светлый, написаны днём. Одна картина дополняет другую, при сравнении двух полотен чувство подвижности, текучести предметных форм усиливается. Он сознательно выбрал тот же период, что и в прошлом году, желая работать при таком же освещении, но тем не мене был вынужден несколько изменить угол зрения, переместившись в здание завода «Эдуард Моки» на улице Большого моста. Меняется только свет и цвет. В предыдущих своих экспериментах со светом художник изображал пейзажи. Моне был буквально одержим новым замыслом: «Я сломлен, я не могу больше.

Цикл картин Клода 
Моне «Руанский собор»

Цикл картин Клода Моне «Руанский собор»

15 февраля следующего года Моне вновь приехал в Руан, остановившись в той же гостинице и пробыв там до 15 марта. Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам и сегодня они хранятся в музеях Франции, Соединенных Штатов и России. Чего уж говорить о живописце, глаз которого куда более совершенен.

Клод Моне писал свои полотна с 1892 по 1894 годы. Первая выставка была в 1895 году, на ней были представлены 20 лучших полотен серии. Впервые Моне посетил Руан в 1892 году и был восхищен помпезностью и убранством собора.

Доклад: Руанский 
собор Клода Моне

Доклад: Руанский собор Клода Моне

Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам и сегодня они хранятся в музеях Франции, Соединенных Штатов и России. В цикле, посвященном Руанскому собору, Моне фиксирует мгновенные изменения, происходящие на поверхности вещей, однако точная регистрация оборачивается своей противоположностью: предмет перестает существовать, он растворяется в свете и цвете. В циклах «Вокзал Сен-Лазар» (1877), «Стога» (1890 – 1891), «Тополя» (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, всё более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии.

Он работал одновременно с несколькими полотнами. Он был то голубой, то красный, то желтый». Он сознательно выбрал тот же период, что и в прошлом году, желая работать при таком же освещении, но тем не мене был вынужден несколько изменить угол зрения, переместившись в здание завода «Эдуард Моки» на улице Большого моста. В связи с различными условиями освещенности и температуры, у всех картин имеются существенные отличия. Я не могу думать ни о чем, кроме собора.

Вся суть в освещении. Однако если в своих первых сериях Моне еще отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, то в серии «Руанский собор» он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями, одно и то же – фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане.

Клод Моне и его 
серия «Руанский 
собор»

Клод Моне и его серия «Руанский собор»

Почему Моне остановился на этом сюжете. Руанский собор художник изобразил загадочным, потерянным в утреннем тумане.

Точное наблюдение Моне за малейшими изменениями свето-цветовых отношений достигло своей кульминации в серии полотен «Руанский собор». Символично, что в том же 1895 году, когда «Соборы» экспонировались у Дюран-Рюэля, в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой тридцатилетний Василий Кандинский увидел картину Моне «Стога», ставшую первым шагом на его пути к абстракционизму. Тогда он и начал писать первые картины из цикла, а всего их насчитывается около 30. Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне. Не видно ни башен, ни колокольни. Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в «Соборах» Клод Моне ввел в живопись имевшую дело обычно лишь с тремя измерениями пространства, четвертое измерение – время. На всех полотнах изображен западный фасад собора, только центральный вход.

Так в статье «Революция соборов» будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо описывал выставку, на которой Клод Моне представил серию картин «Руанский собор». На каждой работе собор изображён иначе, чем на предыдущей. Для Моне эффекты света стали столь же важными как и изображаемый предмет.

Вот как описывал свои впечатления от серии «соборов» Жорж Клемансо, художественный критик и близкий друг Моне, часто бывавший в его доме в Живерни и истинный почитатель его таланта: «Сначала серая серия – огромная серая масса, которая постепенно все больше и больше светлеет затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в сполохах радужной серии и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение». Тени написаны яркими красками. Я работаю так, что от усталости близок к удару. Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне.

Серия "Руанский 
собор": двадцать 
открытий Клода Моне

Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне – Французская провинция

Он понял, что изображение ускользающего света из-за его изменяющейся природы и чрезвычайной тонкости, почти невозможная вещь. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. Только Моне мог превратить огромную массу известняка в чистую вибрацию света.

Эта светлая, полупрозрачная дымка придаёт сооружению романтичность. Главный фасад отстраивался в течение нескольких веков. В ней художник создал большинство картин.

Руанский собор, 
портал и башня Сен-Ромен: 
пасмурная погода

Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен: пасмурная погода

Серия картин "Руанский собор" Клода Моне (это около 30 картин) стала наглядным примером (символом), демонстрирующим саму идею импрессионизма. В результате картины были распроданы поодиночке и разошлись по разным странам. Серединой и квинтэссенцией были работы с радужными переливами и особо яркими мазками.

Светлый камень игра света и тени, резное кружево – всё это стало для художника идеальным «экраном», на котором отражались изменения, происходящие в природе день за днем, от рассвета до заката. Работа представляла сложность даже для Моне, вот таким образом он создавал эскиз с основными (определяющими суть) мазками. С абстракционизмом обычно связывают позднее творчество Моне и прежде всего – работы из грандиозной серии «Кувшинки» : отдельные фрагменты этих произведений мог бы, кажется, написать представитель абстрактного экспрессионизма Джексон Поллак.

В этой серии мы видим один и тот же объект, но не один и тот же образ. В зависимости от солнца и настроения, Моне кладёт мазки жёлтых, голубоватых, ультрамариновых «рефлексов» на стены собора. Невооруженным глазом видно, что облик собора постоянно преображается в лучах света. Кульминация импрессионизма – так можно назвать серию картин «Руанский собор» великого французского импрессиониста Клода Моне.

Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1895 года была организована персональная выставка для цикла «соборов» и еще до окончания выставки было продано восемь картин. Взгляды на собор Клода Моне- это не только произведения, заветные любым музеем или серьезным коллекционером искусства, но также лучшим живописным свидетельством несравненной смелости импрессионизма. Выставка имела большой успех, но была единственной для этой серии картин. Несмотря на старания друга художника Жоржа Клемансо, впоследствииставшего премьер-министром Франции, государство отказалось от покупки всей серии. «Глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины», – передавал Кандинский свое впечатление от «Стогов».