Кондотьер Гаттамелата Донателло
В городе Падуе на соборной площади величественно возвышается конная статуя кондотьера Гаттамелаты, выполненная известным скульптором и живописцем Италии эпохи Ренессанса Донателло. Около бокового фасада падуанского собора— Базилики дель Санто, в том месте, где площадь пересекает улицу, лицом к городу, спиною к собору, стоит «Гаттамелата»— конный памятник кондотьеру Эразмо да Нарни— творение Донателло, поставившее его в один ряд с величайшими монументалистами всех времен. Около бокового фасада падуанского собора — Базилики дель Санто, в том месте, где площадь пересекает улицу, лицом к городу, спиною к собору, стоит «Гаттамелата» — конный памятник кондотьеру Эразмо да Нарни — творение Донателло, поставившее его в один ряд с величайшими монументалистами всех времен. Самой выдающейся работой Донателло является статуя, созданная им в 1443 – 1453 годах, это конная статуя кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата, что в переводе означает " Хитрая кошка ".
Скульптуру изображающую сидящего на коне Эразмо де Нарни, более известную как памятник кондотьеру Гаттамелаты, выполнил известный скульптор и живописец Донателло. Самой выдающейся работой Донателло является статуя, созданная им в 1443 – 1453 годах, это конная статуя кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата, что в переводе означает Хитрая кошка.
Донателло, Конный памятник кондотьеру Гаттамелате
Излюбленный художник семьи дЭсте, он запечатлел в прекрасном рисунке групповой портрет герцогов дЭсте, отличающийся выразительной реалистической характеристикой (Ленинград, Эрмитаж). Сильвио Пикколомини (будущего папы Пия II). Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Необычен прежде всего широчайший охват явлений, до того не бывших объектами скульптуры.
Евстафии» и «Мадонна со святыми Антонием и Георгием» (Лондон, Национальная галлерея) также отмечены чертами воздействия готического искусства.
Донателло (его полное имя — Донато ди Пикколо ди Бетто Барди) прожил долгую жизнь и его творчество, захватывающее также вторую половину 15 в., я большей мере, чем искусство какого-либо другого мастера, знаменовало собой магистральную линию кватроченто, вобрав в себя и высший взлет новой реалистической пластики и ее кризисные моменты. Пьеро делла Франческа родился в Борго Сансеполькро. Живописными средствами (в так называемой технике кьяроскуро) художник добился иллюзии скульптурного изображения. К концу 1470-х гг.
Произведение это кладет начало чрезвычайно распространенному в скульптуре 15 в. типу надгробий, в сложной композиции которых объединялись элементы архитектуры (пилястры, люнеты, саркофаги) и пластики (статуи и рельефы). Нарастание драматизма и пафоса, движения и выразительности характерно для его пределл — «Несение креста» и «Взятие Христа под стражу» (Дрезден, Галлерея). Медицейская диктатура принимала ясно выраженный тиранический характер. За и перед балюстрадой расположены пластически переданные фигуры. Она была закончена художником Бальдассаре д Эстенсе.
В качестве одного из блестящих мантеньевских рисунков пером следует назвать его «Юдифь», где облик Юдифи по тонкости и изяществу ее классического профиля напоминает женские изображения на античных резных камеях. Из них «Бой тритонов и морских кентавров» и «Вакханалия» обнаруживают уже полное овладение новой техникой.
Боттичелли исполнил цикл иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Стало что и кому отнимать. Из учеников фра Анджелико наиболее известным был Беноццо ди Лезе ди Сандро именуемый Беноццо Гоццоли (1420—1497), до того, подобно Учелло, работавший в мастерской Лоренцо Гиберти. Об этом свидетельствует одна из ранних работ Донателло — статуя св.
15 в. первенствующее значение в венецианской живописи приобретает Джованни Беллини (ок. Андреа делла Роббиа (1435—1525/28), племянник вышеназванного мастера, работал только в технике майолики, добившись в ней большого совершенства. В 1430 г. Донателло создал «Давида» — первую обнажённую статутов итальянской скульптуре Возрождения. Одним из практических приемов использования метода пропорций было применение в рисунках сетки (velo), очень распространенное в TV эпоху.
Конный памятник кондотьеру Гаттамелате
Автор многих лирических по своему характеру «Мадонн», он любил представлять их в обрамлении огромных гирлянд из цветов и плодов его картины отличались изысканным красочным строем и тонкой ли-неарностью. Фигуры Гиберти очень изящны, складки одежд образуют мягкие параболы. Постоянно работая над теоретическими вопросами, Пьеро делла Франческа в последние годы своей долгой жизни, когда, потеряв зрение, не мог заниматься живописью изложил результаты своих изысканий в двух трактатах — «О живописной перспективе» и «О правильных телах». В противном случае укороченные ноги всадника и лошади будут бросаться в глаза. Однако образ, созданный скульптором, глубже, чем только изображение светского государя. Для предварительных работ применялись глина и гипс.
15 век в Италии дает уже богато разработанную теорию искусства. Бернардо Росселлино (1409—1464), подобно Микелоццо, начал свою деятельность, будучи архитектором и помогая Альберти при постройке дворца Ручеллаи во Флоренции. Резкий качественный сдвиг в сторону ренессансных художественных принципов обнаруживается в главном произведении Гиберти — в третьих дверях баптистерия (1425—1452), которые он сам рассматривал как деяние, обеспечившее ему бессмертие в веках.
Таковы его «Св. Верроккьо не мог не знать «Давида» Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. В пизанском Кампо Санто Беноццо Гоццоли написал фрески на темы из жизни Ноя, где изобилие метко схваченных жанровых мотивов идет во вред целостности и единству композиции.
Строгие, уравновешенные пропорции архитектурной композиции придают спокойствие и ясность всему ансамблю. Иаков» (Модена, Пинакотека), «Оплакивание Христа», где диспропорциональность фигур доходит до уродливого гротеска и большой алтарный образ «Мадонна Роверелла» (ок. Его колористические приемы заставляют вспомнить памятники иконописи: ограничивая себя в красочной гамме определенными цветовыми сочетаниями используя выразительность цельных красочных силуэтов, он достигает блестящих результатов. Венеция, Академия), картины для церкви Сан Джорджо дельи Скьявони (1502—1507), написанные в тот же период «Сцены из жизни Марии» для скуолы дельи Альбанези и «Сцены из жизни св. Себастьян», 1473—1474 Берлин). Его немногочисленные живописные работы (в их числе «Крещение Христа», Уффици, мадонны в музеях Лондона и Нью-Йорка) отличаются рассудочностью и сухостью.
Вместе с известнейшими мастерами своего времени — Боттичелли и Перуджино — Гирландайо украшал росписями Сикстинскую капеллу в Риме, где ему принадлежит фреска «Призвание апостолов Петра и Андрея» (1481). 1439). Почему.
Тематика их — сцены из Нового завета, образы евангелистов и святых. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. Ему обычно приписывается прекрасная композиция «Аллегория осени». Впоследствии Микеланджело сказал об этих дверях: «Они так прекрасны, что достойны стать вратами рая».
Монументальная живопись Андреа дель Кастаньо (1423—1457), крупнейшего из флорентийских кватрочентистов следующего после Мазаччо поколения, мужественная и темпераментная иногда грубоватая и неровная, дает пример дальнейшего развития образных идей Донателло и Мазаччо, под влиянием которых сформировался его стиль. Более индивидуально-своеобразным было дарование Пьеро ди Козимо (1462— 1521). Леонардо Бруни изображен держащим в руках свое главное творение— книгу «История Флоренции».
В более позднем монументальном по своим размерам «Благовещении» (Лондон, Национальная галлерея) Кривелли сумел необычайно органично объединить присущую ему своеобразную романтизацию образов с реально-жизненными мотивами и новыми приемами композиционной организации картины с использованием пространственно-перспективных эффектов. Это один из первых ренессансных конных монументов.
Их судьба иногда была драматической. Одни кондотьеры благодаря твердости характера, таланту полководца и, конечно. Кроме статуи усопшего в этих гробницах имелись изображения ангелов и богоматери их различное композиционное расположение и взаимное сопоставление вносило в каждый памятник различные смысловые и эмоциональные оттенки.
К их числу принадлежат «Грехопадение», «Воскрешение Тавифы» и другие. В пределле алтаря «Иоанн Креститель в пустыне» (Нью-Йорк) при всей наивно-сказочной передаче темы обращает на себя внимание небывалое для флорентийской живописи сочетание жемчужно-серых и серебристых тонов. С неподражаемыми мастерством и тонкостью Дезидерио высекал из мрамора детские головки (в собраниях Эрмитажа, Вашингтона и других), в трактовке которых достигал глубокой жизненности и реализма, придавая детскому облику нежную прелесть.
Конный памятник кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (1447-1453)
Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галлерея). В 1472 г. Вероккьо закончил гробницу Джованни Пьеро Медичи в церкви Сан Лоренцо. В своей живописи он особенно четко сформулировал идеи ренессансного художественного мышления исходившего в своем развитии из рационалистического познания мира из веры в могущество точной науки из утверждения, что «пропорция есть мать и королева искусства» (Пачоли). В творчестве мастера наступил новый период.
Марку», помещена в старой готической нише. Характерно также, что заключавшиеся между ними контракты обычно тщательно предусматривали всякого рода юридические и технические вопросы (сроки выполнения, размеры произведения, характер материала). В начале 1490-х гг.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Фрески Мантеньи—«Мученичество св. К лучшим станковым работам Гирландайо относится «Поклонение волхвов» (1488) в Воспитательном доме во Флоренции с красивым пейзажным фоном, свидетельствующее о хорошем знании нидерландских живописцев.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Глубина изображенного на этом «рельефе-картине» пространства никоим образом не зависит от их присутствия. Вскоре Цезарь отравляет за трапезой своего двоюродного брата кардинала Джованни Борджиа.
В глубине слева, у озера изображен тот же апостол, по велению Христа достающий из пасти пойманной рыбы статир (монету). В 1457 году работает (опять во Флоренции) Св. Его образы величественны и монументальны, композиционное построение отличается целостностью и единством. В них включено много портретных изображений, среди которых выделяется портрет папы Александра VI изображенного в «Вознесении Христа». Свита царицы, состоящая из молодых женщин в свободно ниспадающих одеяниях со строгими складками, которые уподобляют их величественные фигуры стройным колоннам, образует пространственно построенную группу.
Петром — разгневанным могучим старцем — приобретает жизненную убедительность. Остия, например, получила свободно трактованный план с главной улицей (Декуманус максимус), проложенной па раллельно реке Тибр.
1435 г. ). Георгию. II вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли.
Памятник кондотьеру Гаттамелате
К лучшим и наиболее характерным его станковым работам относится алтарный образ «Коронование Марии» в Лувре. Крупнейшим из учеников и последователей Джентиле Беллини был Витторе Карпаччо (ок. Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. Из фресковых циклов наиболее крупный составляют росписи монастыря Сан Марко во Флоренции.
Марка на фасаде Ор-Сан-Микеле (1411—1412). Уходящая вдаль перспектива набережной и высокое облачное небо создают ощущение воздушности и глубины.
Эти фоны разработаны в очень низком, тончайшим образом нюансированном рельефе (так называемом relievo schiacciatto) в них использованы незадолго до того открытые Брунеллески приемы линейной перспективы. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Это не портрет (ведь к этому времени прославленный воин уже основательно постарел и одряхлел), но обобщенный образ отважного полководца, несомненно, вдохновленный римскими портретами. Едва намеченная пространственная глубина в «Жертвоприношении Авраама» превращается в «Историю Иакова и Исава», в сложную многоплановую композицию, уходящую далеко вглубь. Она стоит теперь перед церковью Св.
Донателло (памятник кондотьеру Гаттамелате)
Статуя эта -- портрет современника, с большой лысой головой. Холодные, прозрачные и светлые краски, даваемые в неярких изысканных сочетаниях (бледно-зеленые тона моря, голубые одежды зефиров, золотые волосы Венеры, темно-пунцовый плащ и белое платье встречающей ее нимфы), свидетельствуют о тонком и изощренном колоризме Боттичелли. Стефана» (1511 —1520).
Римские впечатления очень благотворно сказались в созданном им для флорентийской церкви Санта Кроче монументальном рельефе «Благовещение» (ок. Образы его поэтичны, но им подчас свойствен какой-то душевный надлом, острая печаль («Смерть Прокриды» Лондон, Национальная галлерея).
Образы Марии и ангела захватывают благородной одухотворенностью чувства. Гордое движение коня передано с большой выразительностью. Второй цикл фресок написан Пинтуриккьо для библиотеки при Сиенском соборе (1503—1508), в которых изображаются сцены из жизни Энеа. Донателло исполнил бронзовую группу изображающую Юдифь и Олоферна.
Мягкими нежно-розовыми и светло-зелеными тонами женских одежд она рельефно выделяется на фоне серо-зеленых холмов, осеняемых густой листвой деревьев. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Особенно же интересны рельефы, в которых Донателло выступил как смелый новатор.
Видео: Донателло, Конный памятник кондотьеру Гаттамелате
Знакомство с работами венецианских мастеров конца 14 в. (муранская школа) и особенно с произведениями Якопо и Джованни Беллини — крупнейших мастеров венецианского кватроченто, работавших одно время в Падуе, оказало благотворное влияние на стиль Мантеньи, придав ему большую мягкость и красочность. Это будет, пожалуй, первое, что вам покажут экскурсоводы. Его стиль менее «идеален», нежели стиль Боттичелли, более пристальное внимание он уделяет отдельным подробностям натуры.
Главная особенность его дарования — лирическая красота образов — раскрылась здесь во всей своей силе. Иакова на казнь» представлено в перспективном сокращении снизу. 1450—1496), преобладали реалистические тенденции изживающие готическую манерность.
Кое-где (на псевдоарабских буквах каймы колета) видны остатки позолоты.
- Конная статуя Гаттамелаты (Падуя, Италия)
- Конная статуя Гаттамелаты в Падуи
- Конная статуя Гаттамелаты на карте
- Словари и энциклопедии на Академике
- Путешественники, которые просмотрели, также просмотрели
- Это место относится к категории
Иаковом, — он повернут спиной к зрителю и изображен в сложном ракурсе. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». В такой же мере Мазаччо продвинулся вперед в показе окружающей человека среды. Даже если «приводить» произведение к «натуральной» величине всадника и лошади, то и этот вариант вряд ли подойдет для интерьера. Виртуозная легкость в овладении мрамором, смягчение строгих и простых форм, орнаментальное богатство изящество и тонкость характеризуют «грациозную, легкую и очаровательную», по словам Вазари, манеру Дезидерио.
1474 г. центральная часть — в Национальной галлерее в Лондоне). Более замедленно развивалось творчество художника-монаха фра Беато Анджелико (фра Джованни да Фьезоле, 1387—1455), чье поэтичное религиозносозерцательное искусство овеяно мягким лиризмом и сказочностью. Во фреске «Проповедь антихриста» Синьорелли поместил свой автопортрет изобразив себя и своего антипода — кроткого и набожного живописца-монаха фра Беато Анджелико у входа в ад.
В Падуе Донателло прожил 10 лет, украшая собор Сан Антонио. Но фрески Пьеро гораздо пространственнее, чем у его предшественников и движение в них гораздо более свободно и ритмично. Он был автором многих портретов из которых широко известен «Портрет старика с внуком» (Лувр). При отсутствии реального пространства «Рождение Венеры» тем не менее не производит плоскостного впечатления.
- Отзывы и лента путешественников
«Портрет Симонетты Веспуччи» (Шантильи) передает одухотворенно-чувственный облик рано умершей молодой девушки, чей тонкий профиль выделяется на фоне черной тучи, прорезанной молнией, которая символизирует ее близкую смерть. Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его двух монументальных «Оплакиваниях Христа»—миланском (музей Польди-Пеццоли) и мюнхенском (Старая пинакотека), где образы близких Христа, окружающих его бездыханное телоолны душераздирающей скорби. Большого совершенства в технике майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435—1525). Это создавало ей независимое положение морской державы с огромным по тому времени флотом. Кроме десяти сложнейших многофигурных композиций, выполненных с ювелирной тщательностью, они включают небольшие статуи пророков и портретные головы (в их числе автопортрет Гиберти), расположенные по сторонам от рельефов. Ведущая роль в нём принадлежала семье скульпторов делла Роббиа.
Напомним, что Гомбрих сказал, что «внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора, воплотившего своё индивидуальное видение рыцарственного святого» Так что же еще заслуживает внимания. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. В 1453 г. Донателло вернулся из Падуи во Флоренцию. Мы снова обратимся к цитатам из научного труда Сергея Анатольевича Мусского «100 великих скульпторов».
Статуя этого полководца работы Донателло стоит на Соборной площади в Падуе. Строительство палаццо Веккио продолжалось с 1284 по 1341 гг., автором проекта считается знаменитый архитектор Арнольдо да Камбио. Он изучал также творчество Джотто и его последователей. Выйдя из мастерской Гиберти, он работал между 1425 и 1431 гг. Антония. Зрелый стиль станковой живописи Пьеро представляет «Бичевание Христа» в музее Урбино.
1230), уловить близость с правдоискателями рыцарских романов того времени. Их мускулистые несколько скованные фигуры, крепкие босые ноги, широкие плечи, круглые лица переданы с большой жизненной убедительностью, с необычайной объемностью и строгостью пропорций. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.
И здесь мы наблюдаем образы повышенно экспрессивного характера. В ранних произведениях Доменико Венециано — «Поклонении царей» (тондо, 1434 Берлин) и в более позднем алтаре с пределлами («Жизнь св. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Марка в Александрии» (Милан, Брера), украшавшие в свое время стены государственных и общественных зданий, где они должны были, по словам венецианского хрониста, напоминать «дворянам, горожанам и народу» о богатстве и незыблемости их государства. 1406—1469). Такова фигура воина, выражающего глубокое изумление при виде чуда, совершаемого св. Донателло получил художественную подготовку в мастерской Гиберти. Три различных момента евангельской легенды объединены здесь в одной сцене.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Образ св.
Piazza della Signoria) — L-образная площадь перед дворцом Палаццо Веккьо во Флоренции. Ну и редкий – будущий представитель Высокого Возрождения – тоже.
Христофора», «Перенесение тела св. На протяжении 1440-х гг. В сквозную арку, отделяющую старую сакристию от основной части церкви, он поместил саркофаг изысканно украшенный мотивами растительного орнамента, а свободное пространство между саркофагом и архивольтом арки заполнил тонкой плетеного рисунка решеткой.
Год рождения его еще не определен с достаточной точностью (возможно, 1376), умер он в 1421 г. Нанни первый решительно отошел от готики и обратился к наследию античности, однако его смелость подчас превышала его возможности глубокого органического претворения античной традиции в духе нового, реалистического искусства. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Он «раскрепостил» краску, освободив ее от подчиненной роли по отношению к другим элементам композиции он показал, что объединение фигуры и пространства при помощи цвета и света является для художника одним из решающих факторов реального восприятия мира. Им недостает также внутренней динамики — образам Нанни часто свойственна какая-то душевная неподвижность. Петра (исполнены между 1426 и 1428 гг. ). Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига.
Площадь Синьории (итал. Таким методом пользовались ещё в античном искусстве. Большой многофигурный алтарь фра Анджелико «Страшный суд» (Берлин) привлекает внимание своей левой частью, где изображен по-детски радостный идиллический рай с цветущими лугами и хороводами разноцветных ангелов. В раннем периоде своего творчества Антонелло да Мессина был тесно связан с нидерландскими традициями, примером чего может служить его «Распятие» (Лондон, Национальная галлерея).
То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Портретируемый изображен здесь на фоне детально разработанного ландшафта. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. он со страстью увлекается перспективными построениями, примыкая к кругу Брунеллески. Но уж совсем абсолютным и каким–то сатанинским злодеем был сын папы Цезарь Борджиа.
Но, с другой стороны, образ Юдифи нес в себе символ тираноубийства. По-видимому, впечатления от античных памятников сказались в известной бронзовой статуе Давида (ныне в Национальном музее во Флоренции).
С именем Джентиле Беллини связано зарождение венецианской исторической живописи. Донателло со свойственной ему обостренной чуткостью откликнулся на веяния времени. Вот таким образом я думал, что этому случаю не будут придавать значения больше, чем предыдущим. Его картины «Легенда о св. Одна из них — огромный, великолепный по колориту алтарный образ «Мадонна на троне», написанный для монастыря Сан Барнаба (1484 Уффици).
Конь — очень сильный, мощный, но кондотьер управляет им абсолютно без усилий. Двери эти потребовали от него двадцати семи лет огромного труда. Зиновия» (Дрезден), похожем по своему изобразительному строю на старинные алтарные пределлы, Боттичелли избирает архаическую повествовательную форму многократного изображения одних и тех же персонажей в различных эпизодах. Георгия (ныне в Национальном музее во Флоренции), подобно «Св. Слова церковного псалма «Хвалим господа», написанные на архитраве кафедры иллюстрированы различными рельефами изображающими игру юных музыкантов на трубах, арфах, тимпанах, органе и хоровое пение. Обнаруживая живую наблюдательность и знание натуры, он в своих тонких по мастерству набросках животных (многие из которых хранятся в Лувре)—-«Мул», «Лань», «Волки» (карандаш), «Заяц», «Утки», «Ягуар» (акварель) предвосхищает рисунки Леонардо да Винчи.
Это может быть и статуэтка и небольшое произведение пластики, стоящее на постаменте. Масштабами водной магистрали определились и масштабы городской застройки — размеры громадных центральных площадей, широких набережных, длиннейших прямых проспектов. В 1420 гг. Всем, занимающимся рисунком, приходилось хотя бы раз рисовать голову Гаттамелаты. Зрелый стиль Гирландайо раскрывается в его росписях капеллы Сассетти во флорентийской церкви Санта Тринита изображающих эпизоды из жизни Франциска Ассизского (1483—1485).
Джентиле Беллини (1429—1507) — официальный художник Венецианской республики, в 1479—1480 гг. Он ближе созданиям поэтического гения рыцарской литературы того времени. 1410/20—1492).
Фигура, как и большинство средневековых статуй, была раскрашена. Но тем сильнее ощущается, что перед нами чисто ренессансный образ.
Эффект пространства в групповом портрете передан Мантеньей с огромным мастерством. Его статуи – как живые. Римские города получили ту или иную планировку в зависимости от назна чения, местоположения и занимаемой территории. Из них в первую очередь следует упомянуть две.
Теоретики 15 в. рассматривали и некоторые вопросы образного языка. Подобно Яну ван Эйку, работавшему в 1420—1430-х гг. Затем мастер жил в Болонье, где его главным произведением стали рельефы для портала церкви Сан-Петронио (1425—1438 гг. ). Надгробия эпохи Возрождения далеки от того прославления всесильной смерти, которое было характерно для средневековья, а потом, в 17 в., стало неотъемлемой особенностью искусства барокко. Фрагменты росписей церкви Санти Апостоли в Риме — великолепные фигуры ангелов из «Вознесения Христа» — характеризуются сильным движением, отходом от классического покоя, свойственного образам его учителя и мастерским использованием ракурсов для достижения иллюзионистических эффектов, предвосхищающих приемы плафонной живописи последующих столетий.
в Венеции. Бесспорными произведениями самого Мазаччо являются «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», а также сцены из жизни св. Наиболее яркое произведение Кастаньо — фрески в вилле Пандольфини (ок.
Лучшая ere фреска — «Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV» (Ватиканская пинакотека) — представляет превосходно исполненный групповой портрет иапы и окружающих его кардиналов, помещенных в величественном ренессансном интерьере. Антонио Росселлино (1427—1479), брат и ученик Бернардо, был также одним из видных скульпторов второй половины века. Фигура Всадника до сих пор не получила убедительного истолкования.
В чертах лица Гаттамелаты читается уверенность и сила. Грабёж был повальным. Обрамление дверного портала украшено орнаментальным рельефом из плодов, листьев и цветов.
В бюсте гуманиста Маттео Пальмьери (1468 Флоренция, Национальный музей) он показал себя незаурядным портретистом, с глубокой жизненной достоверностью передав его изборожденное глубокими морщинами лицо. Донателло изобразил самый драматичный момент: Юдифь отделяет голову от тела Олоферна. В первой четверти XIX в. началось градостроительное преобразование городского центра: достройкой «пробелов», урегулированием застройки, возведением новых крупных объектов, таким образом было обеспечено архитектурное единство и созданы великолепные классицистические ансамбли. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Мелоццо да Форли (1438—1494), который был одним из крупнейших живописцев-монументалистов второй половины 15 в., проявлял в своих фресках особый интерес к изображению залитых светом архитектурных интерьеров.
Чрезвычайно удачна созданная Андреа делла Роббиа майоликовая скульптурная группа «Встреча Марии с Елизаветой» (1491 Пистойя) исполненная в более строгом стиле. Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства. В линиях, в пластике их фигур много почти античной чистоты их ритмика отличается поразительным богатством и согласованностью, особенно в движении рук.
Статуя прекрасно отлита и прочеканена, причем голова Голиафа сделана отдельно. Лицо кондотьера в обрамлении бронзового шлема дышит неукротимой волей и воинственностью. Говорят о том, что Александр VI с Цезарем отравили трех кардиналов (Орсини, Феррари и Микаэля), чтобы завладеть их огромным состоянием. Дальнейшая деятельность Учелло протекала во Флоренции, где с 1430— 1440-х гг.
Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Прообразом памятника Гаттамелате послужила знаменитая бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н. э. ), которую Донателло видел во время поездки в Рим в юные годы. Она украшена рельефными изображениями пляшущих младенцев-ангелов (так называемых путти) — сплошной фриз с их фигурами проходит, не прерываясь, вдоль всей кантории и в их бурном движении есть оттенок вакхического веселья, который кажется неожиданным для произведения, украшающего церковь.
Изображение богоматери в люнете венчает всю композицию. В творчестве Эрколе Роберти или Эрколе да Феррара (ок. Ни один кардинал не был назначен при нем, не заплатив большую сумму.
Широкое применение перспективы в рельефах подобного рода позволило скульпторам 15 в. ставить перед собой задачи, сходные с задачами живописи. Фортуне достигали вершин славы и даже делались герцогами. Петру» (1481) — по композиционному мастерству, четкому ритму и ясности пространственного построения превосходит фрески Гирландайо и Боттичелли, одновременно с ним работавших в капелле.
А. К. ) живой модели в разных позах и поворотах. Одним из первых произведений Пьеро делла Франческа был алтарный образ «Крещение Христа» (1445 Лондон, Национальная галлерея), в котором уже полностью проявились черты, присущие его искусству. Живучесть консервативных традиций венецианской школы отразилась особенно ясно в произведениях одного из выдающихся живописцев 15 столетия — Карло Кри-велли (1430/35 —1495).
Якопо Беллини (ок. Конная статуя Гаттамелаты явилась учебником для большинства скульпторов последующих поколений живших в эпоху Возрождения – Верроккьо (Андреа ди Микеле Чони) до Фальконе. В «Короновании Марии» (1441 —1447) — трехчастнвй, наподобие триптиха, картине — в кругу святых и ангелов художник помещает на переднем плане свой портрет и портретные изображения членов своей семьи в «Мадонне под вуалью» (Уффици) изображает Лукрецию Бути, чье нежное полудетское лицо и молитвенно сложенные руки обращены к пухлому и неуклюжему младенцу Христу, которого поддерживает маленький Иоанн Креститель, с задорной детской улыбкой смотрящий на зрителя. Вдоль этой улицы сплошной шеренгой выросли обще ственные здания: театры, термы и др.
Основное воздействие в архитектурном окружении оказывают пейзажные перспективы. В «Поклонении волхвов» (ок. Сюжеты для рельефов — эпизоды из Библии — выбраны известным гуманистом Леонардо Бруни.
Самой ранней из его гравюр является «Мадонна с младенцем». Очень выразительна композиция (из фрески «Апрель») с изображением Борсо дЭсте и его приближенных исполненная с большим портретным мастерством. Ноги лошади слегка утолщены, чтобы снизу они не казались слишком тонкими. Начиная с 80-х гг. К лучшим статуарным работам Нанни принадлежит статуя евангелиста Луки, также созданная для Флорентийского собора.
В 1481 г. Боттичелли работал в Риме над росписями боковых стен Сикстинской капеллы, где ему принадлежит фреска «Жизнь Моисея» и ряд других. Прекрасным образцом манеры Перуджино может служить «Явление Марии св. Из портретов Перуджино заслуживает упоминания поясной портрет Франческо дель Опере (1494 Уффици) исполненный в реалистических традициях кватроченто. Урсулы» (девять огромных полотен, 1490-е гг. Эти качества его живописи сохраняются в зрелых фресковых работах, например во фресках виллы Лемми.
Прежде они считались принадлежащими умбрийскому живописцу Фьоренцо ди Лоренцо (работал с 1472 до 1525 г. ), в настоящее время эта атрибуция оспаривается и они приписываются различным умбрийским мастерам, а лучшие из композиций — крупнейшим живописцам этой школы — Перуджино и Пинтуриккьо. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Высота статуи более 3 м, постамента – 8 м. Чеканка памятника была завершена в 1450 году. В «Поклонении младенцу» (Берлин) фигуры Марии, младенца и святых представлены среди лесного еще несколько условно трактованного пейзажа, однако в деталях (цветы, деревья) переданного со всей возможной тогда реалистической непосредственностью. О его разврате и оргиях мы уже говорили.
Ни годы жизни Галасси, ни даты его произведений неизвестны. Созданная в 1416 г. статуя св.
Но вскоре он переходит на новые позиции. Уроженец города Сиены, Кверча работал в Лукке. Закрепилось значение реки как основной композиционной оси городского плана. В прошлый раз мы оборвали цитату этого ученого и сегодня продолжим ее.
Он великолепен, о нём надо рассказывать отдельно. А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость». Собор посетите обязательно. Он написал ряд картин из которых наибольшей известностью пользовались «Геркулес, убивающий льва, гидру и Антея» и «Св. Подход к городу как к ансамблю был декларирован указом об учреждении Комитета строений и гидравлических работ (1816), которому надлежало действовать, «взяв, с одной стороны, правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу, а с другой — выгодное расположение, прочность и безопасность, как собственно каждому строению принадлежащую, так и соседственную. » В первой трети XIX в. завершилось формирование системы ансамблей в центре классицистического Петербурга – Дворцовой площади, Сенатской площади, Адмиралтейской площади, Исаакиевской площади, ансамбля Михайловского дворца, Михайловского замка, Казанского собора, Марсова поля, стрелки Васильевского острова, Александрийского театра.
Антония, переданы в сильном движении. Но скульптурная часть носит уже во многом ренессансный характер. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.
Его герой в гораздо большей степени исполнен пафоса активного самоутверждения. К лучшим его работам принадлежит фреска с изображением распятия и святых на фоне пейзажа (Флоренция, церковь Санта Мария Маддалена деи Пацци), которая обрамлена тремя арками, превосходно организующими композицию. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346).
Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Петра. относятся четыре большие гравюры на мифологические темы. Скульптор почти повторил позу «Давида» Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой.
Лаврентия, во Флоренции. Похоронен Гаттамелата здесь же, в соборе Святого Антония. 1505). Влияние Пьеро делла Франческа — «монарха живописи», по отзыву современников, — было огромным не только в Средней Италии, где его искусство продолжило путь к дальнейшему развитию реализма и явилось связующим звеном между живописью Мазаччо, с одной стороны и Леонардо да Винчи — с другой, но сыграло не меньшую роль и в развитии североитальянских школ, особенно по отношению к таким их ведущим мастерам, как Антонелло да Мессина и Джованни Беллини.
Итальянские скульпторы отличались очень высокой технической подготовкой. Словоохотливый рассказчик, Филиппе Липпи, часто не умея отличать главного от второстепенного, вводит в композицию множество подробностей, как, например, в тондо «Мадонна с младенцем» (1452 галлерея Питти), где интерьер дробится на отдельные части, заполненные многочисленными фигурами. Христофора» и особенно «Крещение Гермогена», «Св. Такова роспись «Шествие волхвов» на стенах капеллы в палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции, где Беноццо изобразил длинную процессию всадников, едущих на великолепно разукрашенных лошадях к месту поклонения Христу среди ряда портретных изображений он поместил Козимо Медичи и его семью. Автор памятника — Андреа Верроккио был последним великим скульптором Раннего Возрождения.
Яркий пример его статуарной пластики этого времени — статуя Магдалины во флорентийском баптистерии (1455), где святая изображена в облике изможденной старухи. Главное монументальное произведение Гирландайо — фрески хора флорентийской церкви Санта Мария Новелла (1486—1490).
Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. относится большая бронзовая группа Верроккьо для одной из ниш на фасаде церкви Ор-Сан-Микеле — «Христос и апостол Фома». Суровая и строгая живопись Мантеньи была замечательным вкладом в искусство раннего Возрождения. И чтоб лучше цвёл, надо было, чтоб христианская нравственность не мешала.
Подробно разработанные фоны даны в характерной для того времени технике низкого рельефа.
Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Он по-новому использовал возможности светотени, моделирующей пластическую форму. Но именно в этот период происходило также зарождение основ нового искусства, величайший подъем которого относится к периоду Высокого Возрождения. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св.
В 1406 г. он исполнил надгробие Иларии дель Карретто в соборе в Лукке. Кроме того, ее по политическим и династическим расчетам четырежды выдавали замуж.
Под сводом ренессансной арки, на фоне ее пролета стройным силуэтом выделяется фигура мадонны, по сторонам которой стоят Иоанн Креститель и св. Первым из работавших в ней крупных мастеров нового стиля был Нанни ди Банко. Выразителем стиля позднего кватроченто является также Андреа Верроккьо (1435/36—1488), один из крупнейших мастеров своего времени, главный скульптор дома Медичи, для которого он выполнил множество заказов. Из его фресковых работ сохранились две композиции: «Благовещение» (1420-е гг. Характерным ее представителем был Козимо Тура (1430—1495), придворный художник герцога Борсо дЭсте.
попадает во Флоренцию, где остается до конца своей жизни. «Шествие св. Главное, чтобы произведение находилось не на уровне глаз, а выше.
Качество это особенно ценно для мастера монументальной стенописи. Развевающиеся одежды танцующих муз подчеркивают классические пропорции их фигур, стройную гармоничность движений. Фигура ангела, останавливающего Авраама, дана очень динамично. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.
Стефана» — в соборе в Прато (1452—1464) здесь заметно усиление линейных тенденций, предвосхищающих стиль Боттичелли. До 1453 г. Донателло был занят работой над конным памятником кондотьеру Гаттамелате в Падуе — первым произведением этого рода в искусстве Возрождения. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. За ним мчится плотная группа всадников в полном вооружении, с копьями. Одна из известных картин этого времени — так называемая «Покинутая» (Рим, собрание Паллавичини) изображающая плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами, проникнута тоскливым и щемящим настроением.
Георгия с драконом» Париж, собрание Жакмар-Андре). Крупнейшим мастером середины 15 в. в Средней Италии был Пьеро делла Франческа (ок. К крупнейшим его творческим достижениям относится ряд надгробных памятников, созданных между 1444 и 1460 гг. из которых гробница гуманиста Леонардо Бруни в церкви Санта Кроче во Флоренции (1444) явилась классическим образцом для всех дальнейших произведений этого же рода. В конце 1440—1450-х гг. Это исхудалая старуха с длинными волосами.
В 1479 —1488 гг. Пушкина, где был, к своему стыду, только в пионерском детстве.
Так, например, в композиции «Прибытие св.
Для флорентийской живописи 1420—1440 гг. Три года спустя статуя была установлена на постамент. В том же десятилетии им была создана (на основании сделанного Лукианом описания прославленного в древности одноименного живописного произведения Апеллеса) аллегорическая картина «Клевета» (Уффици). Мантенья оказал большое воздействие на этот род искусства и оставил много последователей.
Широта и обобщенность живописного языка дают возможность приписать Эрколе Роберти большой алтарный образ «Мадонна со святыми», находящийся в Берлинском музее. очень интересный постамент и памятник в целом. Ученый продолжает: «но и новый подход к решению пластических задач.
Индивидуализм процветал. Редкий какой-нибудь Савонарола подымал голос против всеобщего разврата. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). Будучи сам замечательным рисовальщиком и тонким аналитиком, Верроккьо. Сам Мазаччо отдал этой традиции неизбежную дань в своих ранних работах, например в «Распятии» (Неаполь, музей Каподимонте), где образы отличаются повышенной эмоциональной экспрессивностью и преобладают по-готически выразительные сильные цветовые звучания. Антонио Поллайоло (1429—1498) — скульптор, художник, гравер, золотых дел мастер — работал также в Риме по заказу папской курии.
Таким образом, росписи Мантеньи— это дальнейшее развитие монументально-декоративных принципов 15 в., заложенных Мазаччо, продолженных Кастаньо и Пьеро делла Франческа. В творчестве этого мастера обнаруживаются черты, внутренне близкие к феррарской школе.
Впоследствии, в середине и второй половине 15 в., эти же рационалистические методы в применении к искусству получили свое наивысшее развитие в творчестве Пьеро делла Франческа—«первого геометра своего времени», по выражению Вазари и особенно в мастерских Андреа Верроккьо, Андреа Мантеньи и широкого круга их учеников. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Паоло Учелло (1397—1475) был одним из наиболее характерных мастеров переходного периода.
Впоследствии учение о линейной перспективе обогатилось работами живописца Пьеро делла Франческа и математика Луки Пачоли. 1455—ок. Подчеркнутая Заостренность контура и отдельных мотивов движения в «Юдифи» есть результат использования — но уже на новой, ренессансной основе — некоторых элементов образного языка готической скульптуры. К 1476 г. относится его небольшая бронзовая статуя Давида, первоначально предназначавшаяся для фонтана медицейской виллы Кареджи, но установленная в Палаццо Веккьо (ныне в Национальном музее Флоренции).
В «Рождении Иоанна Крестителя» художник изобразил служанку, вбегающую в комнату с корзиной плодов на голове, — мотив Этот заимствован из известного тондо Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем» (Питти). Техника глазури (майолики) известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, почему и получила своё название, а затем широко распространилась в Италии. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Основными произведениями Карпаччо являются четыре больших картинных цикла: «Жизнь св. Это воплощение крайней формы аскетизма, способное вызвать содрогание и ужас. Себастьян.
Ему принадлежит также ряд фресок— «Пир Продан и «Погребение св. Алтарь этот, состоявший из многих статуй и рельефов, дошел до нас в разрозненном виде и пока что не имеется его убедительной реконструкции. Это равно относится как к живописи и скульптуре, так и к зодчеству.
В конце 1470-х гг. Вот таким образом у него можно выделить два стиля: реалистический и классический. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 года, находится во флорентийской Крестильнице). Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Гробница Иоанна ХХШ установлена между двух колонн баптистерия.
Своеобразный контраст к теме страдания составляет прекрасный мир, окружающий героя. В цитате говорится: «Надо подчеркнуть ещё одну особенность падуанского памятника. Обстановка в столице Тосканы в последние годы жизни мастера отличалась от условий первых десятилетий 15 в. Перемены в общественном настроении, связанные с ослаблением Экономических позиций Италии, с натиском турок (в 1453 г. под их ударами пала Византийская империя и был взят Константинополь), породили волну религиозных исканий, способствуя проповеди аскетизма и отказа от жизнерадостного эпикуреистического отношения к действительности. и в начале 15 в. успехи скульптуры более значительны, нежели достижения живописи. Лицо как бы освещается изнутри радостью.
И хотя Венера изображена обнаженной, ее образ далек от чувственного полнокровия. Иакова на казнь», «Казнь св. Этот памятник стал, подобно донателловскому «Гаттамелате», классическим примером конного монумента эпохи Возрождения. В 1408— 1419 гг.
Недостатком рельефа Брунеллески была некоторая разбросанность фигур и слишком сложная композиционная координация — некоторые фигуры выходят за границы обрамления, выполненного в форме квадрифолия (четырехлистника). Его падуанский рельеф «Положение во гроб» — поразительное по силе трагических чувств изображение близких Христа, охваченных беспредельным отчаянием. По объемной лепке формы, монументальности и реалистической выразительности эта фреска является лучшей из работ Мантеньи в капелле Оветари. Статуя великолепна. Он свободно сидит в седле — как человек, привыкший командовать.
Свои лучшие качества Доменико Венециано сумел сохранить и в монументальной композиции — в алтарном образе «Мадонна с четырьмя святыми» (ок.
Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Самые замечательные из них -- бронз. Фрески «Март», «Апрель», «Май» — собственноручные работы Косса, закончившего их в 1470 г. Во фреске «Март» в верхнем ряду с необычайным для феррарской живописи реализмом изображена справа группа рукодельниц, слева — гуманистов, профессоров и слушателей Феррарекого университета. Именно этими чертами она привлекла к себе внимание Микеланджело, который внимательно изучал его творчество.
Георгий». "На все века прославилось своими преступлениями семейство Борджиа, глава которого, папа Александр VI Борджиа (1492—1503), соединял честолюбие, корыстолюбие и развращенность с блестящими дарованиями и энергией. В барельефах он почти отделяет фигуру от фона, придавая ей самостоятельное пластическое существование, повышающее ее жизненную убедительность. Отнесение памятника в сторону от храмового фасада (на фоне которого он бы затерялся) позволяет видеть его все время либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными, чуть вытянутыми полусферами церковных куполов.
С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Человек все время находится внутри обширной панорамы, раскрывающейся то одним отдаленным планом (вид на стрелку Васильевского острова с набережной и мостов), то несколькими планами с чрезвычайно сильными задними «кулисами» (вид на Сенатскую площадь и собор св. Он торговал должностями, милостями и отпущением грехов. Иаков перед Агриппиной», «Шествие св. Написанная Мазаччо во флорентийской церкви Санта Мария Новелла фреска «Троица» дает первый образец типично ренессансного композиционного построения.
Эта их особенность необычайно органически сочетается с героической мощью образов Кверча. Тема ее навеяна одним из стихотворений Полициано. В «Изгнании из рая» прекрасна по своей выразительности фигура ангела — носителя возмездия.
Однако лошадь со всадником изображены без ракурсов, строго в профиль. На фоне широкого обобщенно трактованного пейзажа развертывается действие другой знаменитой фрески Мазаччо — «Чудо со статиром».
Андреа дель Кастаньо был в этом отношении своеобразным исключением. Площадь была центром политической жизни во времена Флорентийской республики.
Ее хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы «Давид» мог возвышаться над созерцающими его». В противоположность «колеблющейся» готической постановке фигуры, донателловский Георгий твердо стоит на широко расставленных ногах. Среди них наиболее выразительна статуя Иова, прозванная современниками Цукконе (что означает тыква) из-за вытянутой формы лысой головы пророка.
Дальнейшее распространение реалистических принципов и их переработка в сторону большего смягчения и утонченности форм принадлежат в первую очередь семье художников делла Роббиа. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны.
Так, в сцене «Рождество Марии» дочь богатого патриция Лодовика Торнабуони изображена во главе группы флорентийских дам в модных костюмах того времени, пришедших посетить роженицу. Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г. ) — юноша-воин с щитом в руке. Себастьян». В готическом рельефе почти округлые фигуры словно приставлены к глухой поверхности фона.
Георгий освобождает дочь трапезундского царя» (1430-е гг. ). Пьетро Перуджино (1445—1523), в молодости работавший в мастерской Верроккьо, создал впоследствии красивый, но несколько однообразный тип мадонны и святых, предвосхищающий в ряде отношений типы ранних мадонн своего ученика Рафаэля. Застройка города к началу XIX в. была еще сильно разрежена. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Донателло родился во Флоренции или близ неё, между 1382 и 1387 гг. В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент).
О царском достоинстве Всадника говорят корона и плащ. Вручение монеты сборщику изображено в правой части фрески. Построение петербургского центра носит ярко выраженный пространственно-пейзажный характер. Себастьяна был очень популярен у мастеров Возрождения, так как он открывал перед художником возможность дать в культовой композиции изображение обнаженного тела.
Первую научную разработку линейной перспективы дал Брунеллески она известна нам в изложении Альберти. Я его полюбила всем сердцем где-то в 8 классе, когда заканчивала художественную школу. По каким – то причинам Донателло не приступил к работе над ней. Он представляет собой мощную крепость, высота его сторожевой башни достигает 94 м (самая высокая башня в городе). Основоположник ренессансной живописи флорентиец Мазаччо (1401—1428/29) умер очень рано и в дальнейшем его ученики и последователи более детально разрабатывали отдельные художественные проблемы, у самого Мазаччо выступавшие в слитной форме.
Связующая роль между первым и вторым поколениями мастеров тосканской скульптуры выпала па долю Лука делла Роббиа (1399/1400—1482). Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Бернарду» (Мюнхен, Пинакотека).
Ему принадлежат многочисленные и разнообразные рисунки, собранные впоследствии в два альбома (один в Британском музее, другой в Лувре). Возвращение во Флоренцию (в 1482 г. ) открывает время расцвета его дарования и создания его известнейших работ, к которым в первую очередь принадлежит «Рождение Венеры» (Уффици). У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры.
Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Первое произведение Лука делла Роббиа в этой технике — люнет с изображением мадонны, младенца и ангелов (Флоренция, Национальный музей). В использовании этого приема Донателло идет гораздо дальше, чем Гиберти. Этот самый Цезарь Борджиа был для Макиавелли образцом идеального государя.
В отличие от простого и поэтического облика «Давида» Донателло статуя Верроккьо отмечена стремлением к своеобразной утонченности и внешней эффектности образа и чем выразился новый и характерный для конца 15 в. идеал красоты. Донателло увлекается проблемой рельефа. Антония. был в Константинополе, где исполнил портрет турецкого султана Магомета П (Лондон, Национальная галлерея).
Особенности его дарования выступают в сопоставлении с конкурсным рельефом Брунеллески. Но Адам и Ева лишены покорности — в их протесте есть оттенок смелого богоборчества. В «Создании Евы» мужественной фигуре Адама противопоставлен нежный лирический облик Евы. Она овеяна воздухом и светом, свободные складки одежды обрисовывают ее сильное тело. в соревновании с Донателло.
Среди крупнейших скульпторов первой половины XV в. нельзя обойти вниманием Якопо делла Кверча (1374—1438) — старшего современника Гиберти и Донателло. Чуть позже мы скажем об этом.
Идея этого произведения двойственна. Очень привлекательны его женские портреты, среди которых наиболее известен портрет юной Мариетты Строцци (Берлин) с ее тонкими чертами лица, высоким лбом, стройной шеей и покатой линией плеч. Средневековую легенду о жизни св.
Сюжет их один и тот же — «Жертвоприношение Авраама». Пьеро делла Франческа принадлежит замечательный парный портрет герцогов Урбинских — Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца (1465). Таковы четыре большие картины: «Процессия святого креста на площади Сан Марко» (1496), «Чудо святого креста» (1500), «Чудесное исцеление Пьетро де Людовичи» (1501 все в Венецианской Академии) и «Проповедь св. На рубеже 14 и 15 вв.
Но главная заслуга этого мастера и его школы состояла в создании нового типа скульптуры Возрождения благодаря использованию глазурной техники, применявшейся раньше только для изготовления аптечных сосудов, кружек, тарелок, горшков, ваз и т. п. Техника глазури известная с древних времен ассирийцам и персам, в средние века была завезена в Испанию и на Балеарские острова, в частности на остров Майорку (отчего она получила название майолики), где достигла высокого расцвета. В небольших замкнутых герцогствах Северной Италии — Ферраре, Модене, Павии, где существовала крепкая связь с феодальными традициями, пережитки готического стиля чувствовались гораздо сильнее и отражались в своеобразном, нередко еще далеком от реальной действительности искусстве. И попам она тоже мешала.
Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Большая фреска, написанная на стенах одного из залов дворца — так называемой Камера дельи Спози (брачного покоя), — изображает семейный портрет Лодовико Гонзага, полуфеодального властелина Мантуи, в кругу его семьи и придворных — надменных и гордых представителей итальянской знати в маленьких североитальянских центрах 15 столетия. Глава семьи Лукка делла Роббиа (1399 или 1400— 1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой. Не удивительно, что его картина наряду с «Геркулесом» привлекала многочисленных копиистов и подражателей среди современных ему мастеров, а гравюра на меди с изображением «Битвы десяти обнаженных» остановила на себе внимание Микеланджело своей экспрессией в передаче движений с детальным анатомическим анализом в воспроизведении обнаженного человеческого тела.
1445 г. Уффици). Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Всё замечательно: пропорции, материал, постамент. Кверча создал скульптуры для монументального фонтана Фонте Гайя на площади Кампо в Сиене.
Среди них следует выделить исключительный по тонкой светотеневой лепке эскиз мужского лица к невыполненному портрету (Лувр). Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Другой крупный умбрийский мастер, Бернардино Пинтуриккьо (1454—1513), был одним из представителей монументально-декоративной живописи кватроченто.
Другая прославленная картина — «Мадонна во славе» (Уффици) известная под названием «Магнификат» (наименование церковного песнопения), где богоматерь с младенцем представлена в окружении венчающих ее ангелов. Тема рельефов — эпизоды страстей Христа, сошествие во ад, воскресение и вознесение Христа. Среди художников Феррары самый значительный — Франческо дель Косса (1435—1478). Вся фигура излучает довольство собой и уверенность.
В «Мадонне со святыми» (1496 Уффици) гибкие и плавные певучие линии служат одним из главных средств художественного выражения. В этом прекрасном произведении он отошел от традиционного типа ранне-ренессансных надгробий, абсолютно отказавшись от фигурных изображений. Этим монументом Донателло открыл страницу в истории скульптуры.
В период завершения пространственной композиции основных частей Петербурга, в течение первых десятилетий XIX века, синтезируются архитектурные искания всего XVIII века (от регулярного плана к пространственной композиции). Исаакия с противоположного берега Невы), то как прямая перспектива, ориентированная на определенный архитектурный массив (вид на Петропавловскую крепость с набережных, вид на Адмиралтейскую башню с центральных проспектов). Эта откровенность — главное, что отличает его от самоуглубленного, размышляющего «Давида» Донателло.
Его манере свойственны жесткие металлические линии, колючие контуры, необычные, но по-своему очень выразительные красочные сочетания. При Цезаре Борджиа некоторое время находился и Леонардо в качестве военного инженера. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, — один из излюбленных образов Ренессанса. Он участвовал также в декоративном оформлении капеллы Пацци. Отношения скульпторов (так же как и живописцев) с заказчиками мало отличались от отношений с заказчиками обыкновенных ремесленников.
В «Женском портрете» (Берлин) карнация цвета слоновой кости, белокурые волосы, скрепленные на затылке тюрбаном, коричневатая затканная золотом одежда рельефно выделяются на фоне ярко-лазурного неба. В противоположность обобщенной передаче женских типов мужские лица мастер трактует более индивидуально. 1526). Именно красивый силуэт делает «Давида» превосходной садово-декоративной статуей. на тему легенды о животворящем кресте. В ней каждый из них находил нечто полезное и применял в своих работах. В 1450-х гг.
1450), перенесенные впоследствии в церковь Санта Аполлония во Флоренции (в этой церкви, превращенной в музей Кастаньо, сосредоточены и другие фресковые работы мастера). Большой интерес вызывает вот таким образом также один из наиболее тонких и поэтических живописцев флорентийского кватроченто Доменико Венециано (1410—1461), выплотивший в своих картинах то «содружество красок», о котором говорил Леон Баттиста Альберти. Помимо ряда станковых картин (в числе лучших из них — дрезденское «Благовещение», ) его кисти принадлежат некоторые фрески в палаццо Скифанойя — увеселительном дворце герцога Борсо дэ Эсте.
Много работая в Риме, он пользовался покровительством папы Александра VI и его сына Чезаре Борджа, по заказу которых он расписывал фресками апартаменты Борджа в Ватикане (1492—1494). была создана одна из самых прославленных картин Боттичелли «Весна» (Уффици). К ней сохранился собственноручный подготовительный рисунок автора.
Фигура бога-отца полна большой внутренней силы. Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) – важнейшее общественное здание Флоренции и уникальный образец светской архитектуры средневековья. С этими противоречивыми художественными воздействиями в значительной мере был связан готизирующий наивно реалистический стиль веронских мастеров первой половины 15 в. из которых широкой известностью пользовался Антонио Низано (1395/98—1450/55), прозванный Пизанелло.
Жизнерадостное, нарядное, доброе искусство этого мастера получило заслуженное признание современников. К 1480-м — началу 1490-х гг. Значительное воздействие на него, по-видимому, оказала скульптура, ранее живописи начавшая отходить от готики. Мантенья выполнил росписи капеллы Оветари при церкви Эремитани. Одно из последних произведений художника — «Парнас» (Лувр), оконченный в 1497 г., написан по заказу Изабеллы дЭсте для украшения ее кабинета с античными коллекциями.
В «Мадонне милосердия» (1445—1448 Борго Сансеполькро, ратуша) — также одном из ранних произведений художника — пейзажный или архитектурный фон Заменен по желанию заказчиков плоским золотым фоном. Гробница кардинала Марсуппини (1455), также находящаяся в церкви Санта Кроче и изваянная Дезидерио да Сеттиньяно (1428 —1464), значительно отличается от надгробия Бернардо Росселлино. В искусстве Доменико Гирландайо (1449—1494) сильнее, чем у других его современников, выразилось бюргерское начало. Ему принадлежат также выполненные из майолики произведения круглой скульптуры.
Красивый, чёрт, дяденька. Из учеников художника наиболее значительными являются Мелоццо да Форли и Лука Синьорелли. Однако в более поздних произведениях, особенно в «Битве при Сан Романо» — одной из первых батальных сцен Возрождения, протяженной, наподобие фриза, картине, написанной в нескольких вариантах (1457) для украшения дворцового зала Козимо Медичи, — эти приемы превращаются скорее в перспективную игру.