Коровин Портрет Шаляпина Описание

Сочинение-описание картины Коровина «Портрет Шаляпина»

Их кистью, карандашом и резцом сохранён в веках облик артиста и образы им созданные. Сравнительный анализ портретов Шаляпина работы Константина Коровина «Портрет в светлом костюме» (1911г. ) и Бориса Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина « (1922года) основная задача работы. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.

Влияние Коровина сказалось и при работе над сценическим рисунком роли. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры. что-то я уж и не понравился, а вдруг взаймы попрошу.

Константин Коровин: 
портреты Фёдора 
Шаляпина

Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина

В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Однако этот город и знаком ему – по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Он непринужденно закинул ногу на ногу. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14.

«Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный.

Неоднократно они вместе пели дуэтом, вспоминая песнями родную Волгу, рядом с которой оба выросли, благо, что у Кустодиева был неплохой тенор261428. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Композиция – личное дело художника. Недаром Федор Шаляпин говорил:.

Два портрета шаляпина 
коровин кустодиев 
сочинение

Два портрета шаляпина коровин кустодиев сочинение

В одну из таких встреч Коровин и написал картину Портрет Шаляпина. Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.

Шаляпин был признанным артистом с мировым именем. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251.

Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Таков в его изображении Федор Шаляпин. Подвижная, стройная фигура Шаляпина, сидящего в кресле у окна и освещенного вечерними огнями Москвы, свободная поза, движение рук, волевой поворот головы и полное воодушевления и мысли лицо говорят о неиссякаемой молодости души артиста.

Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы. Но не бойся, не попрошу. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. На руках у Марины обезьянка. А были и те, кто называл его работы мазней.

Константин Коровин обычно в портрете не вскрывал классовое различие портретируемых. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. На лице артиста счастливая улыбка. «Портрет удивительно передает ощущение силы, свежести и здоровья, которыми дышала в то утро вся фигура Шаляпина», писала Н. Комаровская. Весь его облик, ышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дня.

Краткое описание 
Портрет Шаляпина

Краткое описание Портрет Шаляпина

Коровин не пользовался таким признанием, работы его покупались мало. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Константин Коровин обычно в портрете не вскрывал классовое различие портретируемых. М. В. Коровин знал и любил Кавказ.

Подготавливая холст для портрета Шаляпина, Коровин покрыл его тоном – светлой охрой. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Свет падает слева из открытой двери. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Готовый портрет Коровин продал коллекционеру М. И. Терещенко. Коровин маслом писал на холсте, загрунтованном фабрично или вручную.

  1. Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина
  2. Описание картины «Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина»
  3. Описание картины Константина Коровина «Портрет Шаляпина»
  4. Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
  5. Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс

Правил для построения композиции нет и художники обычно говорят: композиции научить нельзя, она «является сама собой» (Крамской). Свет падает слева из открытой двери. Асафьев, много раз видевший Шаляпина в спектаклях, оформленных Коровиным, отмечал: «Очень характерно, что такие яркие артистические индивидуальности, как И. Ершов и Ф. Шаляпин, в условиях коровинских сценических живописных пространств и коровинской красочной иллюзорности не казались «выскакивающими» из декоративного оформления или же скованными декоративным узором». Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Костя-то сер. Основная густота красочного слоя приходится на верхний левый угол картины, он же самый светоносный, разнообразный в колористическом отношении. Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит.

Таким образом, давая свет, он не привлекает на себя дополнительное внимание. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Обратимся теперь к другому портрету.

  1. Сочинение по картине Коровина Портрет Шаляпина
  2. Сочинения по картинам 5-9 класс
  3. О жизни и творчестве выдающихся художников
  4. Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
  5. Импрессионизм в творчестве Коровина
  6. Описание настроения картины Портрет Шаляпина

Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Ясные глаза открыты навстречу заоконному миру. А потом глядит. Мамонтова. Художник не спросил на это разрешения самого Шаляпина, что того огорчило.

Поза его свободна изящна, вместе с тем спокойна. Коровин умеет выхватить из потока жизни мгновение счастливой духовной наполненности, когда раскрываются жизненные и творческие силы человека. Ему казалось, что весь город знает о его позоре.

Замечательной чертой дружбы Шаляпина и Коровина была чуткость и деликатность. Шаляпиным. Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии.

Портрет артиста 
Федора Ивановича 
Шаляпина

Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.

Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.

Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.

Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Это был незабываемый вечер содружества, совместной работы двух больших художников».

Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. Лучезарная улыбка озаряет лик музыканта. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749.

В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. И даже ученик Коровина – Б. В. Таков в его изображении Федор Шаляпин. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Долгое время Коровина считали художником неглубоким, поверхностным и удивлялись его замечательно удававшимся портретам. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию.

Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Источник света исходит из окна, но проем окна по тону темен и написан в холодной гамме. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Пастернак, К. А.

Поза его свободна изящна, вместе с тем спокойна. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял».

Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Коровин, И. Е. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов.

Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское.

Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор.

М. В. Точнее, дебют этот не состоялся. И даже ученик Коровина – Б. В. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Декорации Коровина будили воображение артиста, давали необходимую «эмоциональную настройку», создавали нужную исполнителю среду. И в портрете Шаляпина (1911) Коровин не отошел от своего принципа. Коровин ценился далеко не всегда.

Он наслаждается бодрящей свежестью погожего дня, струящимся светом и теплом солнца. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Он купил портрет и не расставался с ним до конца жизни. Вдохновенно, с потрясающей силой пел он в этот вечер Досифея.

Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Коровин и Шаляпин в жизни были друзьями. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Образ этого волжанина, начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных городов, выглядит у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры.

Многие художники писали Шаляпина. Первым, кто дал самую высокую оценку портрету, был сам Шаляпин. Можно высчитать ее почти математически, а можно – по вдохновению. его балаганы, купцы и купчихи, его сдобные красавицы, ухари и молодцы — вообще все эти типично русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Чем нарушил этикет.

Тонкий колорист, «Моцарт живописи», как назвал Коровина Б. В. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Главная ценность картины – ее живописность.

А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Он непринужденно закинул ногу на ногу. Он жил открыто, на широкую ногу.

Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Постоянное общение помогало им в работе, побуждало к новым художественным поискам. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Шаляпин изображен сидящим возле стола.

Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749.

Я, действительно, был огорчён, но ни о каком третейском суде я не помышлял». С 1922 жил за границей. Шампанского.

Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дна. Шаляпин загорелся. Дворищина.

Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.

Коровин был превосходным театральным декоратором, театр принес ему славу и доход, но он оставался верен станковой живописи. Коровин всегда и везде писал с натуры. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии.

Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Так было со всеми портретами Федора Шаляпина, которые, как правило, удавались художнику.

Его «Портрет художника И. Я. Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. Насколько это правильно и к какому течению вообще отнести художника – спорный вопрос. К нему туда приехал его друг музыкант и они ежедневно встречались.

Долгие годы Коровин общался и дружил с Ф. И. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Ходили слухи, что певец намерен даже привлечь художника к суду. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.

Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Даже слепил собственный бюст. Друзья должны существовать и проявлять себя в тяжелые минуты жизни — вот я здеськ твоим услугам». Но в театре приняли условия русского баса.

Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58.

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. В выписывании ярмарки Кустодиев со всей щедростью разбросал запасы своей неистощимой наблюдательности, заполнив живописное пространство множеством фигур, предметов, движущихся линий переливающихся красок.

Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Как бы то ни было, его работы ценятся и находятся во многих частных коллекциях. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги».

Сравнительный анализ портретов Шаляпина работы Константина Коровина «Портрет в светлом костюме» (1911г. ) и Бориса Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина « (1922года) основная задача работы. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.

Федя, Федя, а ведь я его люблю, ведь гений, а странный такой стал, грустный, что я его не узнал». Живопись дело не одного вдохновения. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Саму картину художник написал во Франции, куда поехал лечиться.

Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо.

Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина».

Например, рецензент журнала «Московский листок», пишет: «Оба они словно сговорились, придумали такой нехитрый фокус для писания портретов: дурно ли, хорошо ли, как удастся, они выпишут эскиз, но прежде всего лицо, особенно подчеркнув иногда в явное противоречие с натурой глаза затем, зажмурясь, мажут волосы на голове, на счастье кладут широкие пятна для изображения покрытых той или иной материей плеч рук и стана, причем, для выражения кисти рук считается обыкновенно достаточным два или три пальца, сделанных приблизительными мазками, остальные пальцы предполагаются запутавшимися в складках платья – и портреты готовы. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины. Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Но чаще К. Коровина называли импрессионистом.

Лучезарная улыбка озаряет лик музыканта. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало.

Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Иогансон. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место.

Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.

Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Хвалебные отзывы слышны крайне редко.

Не ограничившись одним лишь построением одежды, он отразил в своих зарисовках личность персонажей их темпераменты, типажи и ужимки29. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Только серебро седины в мягких волосах напоминает о пройденном долгом и трудном пути. Обычно этот возраст воспринимается как более чем зрелый. Шаляпин был популярен как камерный певец исполнитель русских народных песен и романсов.

Он наделяет свою модель свойствами собственной личности: жизнелюбием и праздничностью мироощущения, яркостью темперамента. Едва ли художник стремился «омолодить» Шаляпина — вероятно, тот действительно выглядел молодо, это не такая уж редкость, тем более среди людей искусства, тем более успешных в своём творчестве. В портрете Шаляпина (1911) Коровин не отошел от своего принципа.

Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. В этом вопросе критики на редкость единодушны вплоть до сегодняшнего дня. Первым, кто дал самую высокую оценку портрету, был сам Шаляпин. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Хвалебные отзывы слышны крайне редко.

И он сумел в своих Эскизах к «Демону» передать лермонтовское ощущение «вечной красоты» этого горного края: высоко в темно-синее небо уходят зубчатые хребты, мерцая ледяными вершинами крутые обрывы и глубокие ущелья окутаны лиловато-сизой мглой как бы вросшие в громаду гор высятся темные стены и башни монастыря и над ними сверкают огромные всевидящие звезды. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. Коровин всегда и везде писал с натуры. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Коровин ценился далеко не всегда.

Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Это действительно так. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В искусстве — соратниками. Таким он и изобразил почти пятидесятилетнего артиста. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Но и до встречи с французской живописью, Коровин уже был своеобразным импрессионистом. Анна Яковлевна уже не делает пирожки с вязигой. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16.

Константин Алексеевич Коровин блестящий художник – станковист и декоратор.

Достаточно посмотреть, например, его «Хористку» (1883 г. ), написанную независимо от какого бы то ни было влияния. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Его Портрет художника И. Я. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416.

В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина. Серов, Л. О. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324.

Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Много внимания уделил художник бытовой живописи. Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне. Сотрудничал с журналом «Мир искусства», создал панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, писал декорации для Большого театра и Частной оперы С. И. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.

Вера в «правильность» того, что и как он пишет, возросла. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.

Шаляпин изображен сидящим возле стола. друг мой, Костя.

Их кистью, карандашом и резцом сохранён в веках облик артиста и образы им созданные. «Федор, ты стань здесь», «Федя, приподними руку», «Федя, не забудь поворот», «Федор, сделай несколько шагов», — заботливо командовал Коровин и Шаляпин послушно повиновался словам художника». Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим.

Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Он купил портрет и не расставался с ним до конца жизни. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Он не поднимается до яркой психологической заостренности отличающей Серова.

Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Но итальянская балерина Иола Торнаги, с которой он оказался в одной труппе, всерьез вскружила ему голову. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.

В композиции картины Б. Кустодиев использовал прием, похожий на тот, что был в его Купчихе: высокий первый план, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361.

Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.

Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры. Шаляпин ясно понимал, что он и Коровин делают общее дело. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало.

«Вместе они намечали внешний облик Досифея. Перед ним расположен стол, о который Шаляпин облокотился правой частью тела. В 1902 году писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам-«властителям слова и формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, создать из произведений Федора Ивановича Шаляпина «прекрасную долговечную статую». В 1900- годы появляются лучшие портреты Коровина.