Кто Написал Чаепитие В Мытищах
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, Перов, 1862
Чай, в отличие от вина, успокаивает человека». За столом расположилась дружная и большая семья. Монахи, рядовые (иногда младший комсостав). Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах». Автор – Василий Григорьевич Перов – здесь отказался от богатой палитры.
Это способствовало быстрому развитию «сферы обслуживания». Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе». Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность. И там и здесь она непримирима.
Чаепитие в Мытищах Василий Григорьевич Перов
Предприимчивые сыновья мытищинского старосты, получив в наследство от отца медный самовар из царского обоза, развернули во дворе своего дома настоящее самоварное производство и скоро, почти в каждом мытищинском доме, сиял и пыхтел свой самовар, на котором не хватало лишь фирменного клейма: «Сделано в Мытищах». В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира. В то же время язык, образный строй картины, действительно, роднит её с притчевой, доходящей до прямолинейности, простотой метких, разящих высказываний на тему жадности, душевной чёрствости – «сытый голодного не разумеет». Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах.
Лучшей в Большом Мытище (так произносили в старину название села) считалась вода из отмеченного особой часовней Святого (Громового) ключа. Есть в композиции «Чаепития» и другие «подтекстовые» противопоставления: просящие руки (солдата и мальчика) и две – подносящие блюдце ко рту (иеромонаха и послушника) крест за воинские заслуги на рваной одежде нищего и трижды повторённый крест – у попа и прислужницы щегольской саквояж монаха и солдатская фуражка у мальчика рука, поигрывающая ложечкой и рука, сжимающая костыль сверкающий ботинок, выглядывающий из-под сутаны и пыльный кирзовый сапог, босые ноги, «деревяшка». В основном доставалось попам и эксплуататорам. Последняя работа до сих пор по-настоящему не оценена.
Использует Перов и чисто пластические, тонально-колористические «иносказания». Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах». На нем — потрепаннаяшинель, один стоптанный и запыленный солдатский сапог.
Посреди этого съестного изобилия царил кипящий самовар. Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе». Идея диалога рук, так полно реализовавшаяся в «Чаепитии», появилась у Перова в «Проповеди в селе» : хладнокровно, бесцеремонно слуга отталкивает глухую старуху. Во-вторых, многочисленные богомольцы, совершавшие ежегодные пешие паломничества в Троицу, по примеру своей государыни, тоже стали останавливаться в селе Большие Мытищи, чтобы освежиться знаменитою «громовою» водой и размочить в ней свои дорожные сухарики.
Но Перов был уязвлён и ответил однозначно сатирической картиной – «Чаепитие в Мытищах». И совсем не важно, где оно происходит – в Москве, Петербурге, Калуге или даже в отдаленной сибирской деревушке. В «Чаепитии в Мытищах» вырабатывается перовский язык повествования, сочетающий элементы прямого текста (обличения, назидания) с подтекстом, ассоциациями, лишь постепенно открывающимися зрителю. Если чаепитие, то непременно «в Мытищах». Водную славу города укрепил художник Перов, написавший известную картину «Чаепитие в Мытищах близ Москвы». Поиски позитивного начала, начавшиеся в «Приезде станового», «Сцене на могиле», «Проповеди в селе», впервые получают здесь убедительное воплощение.
Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе. В её облике тупое, мещански активное неприятие чужого «неисходного горя» («счастливые глухи к добру»). Чудо-то, какое: сам варит, да еще и блестящий, словно зеркало. Вокруг монаха, стремясь ему угодить, суетится девушка. Только барчуки в плюшевых штанах и девочки с персиками. При этом создавалась она по заказу городской управы. То ли он проходил мимо, то ли специально зашел сюда на чай —неизвестно. Здесь, сидя за накрытым узорчатой скатертью столом, чинно попивает из блюдца свежий чай важный раздобревший монах.
Но самое главное — нагруди мужчины приколот орден героя Крымской войны. Видя замешательство старосты, Екатерина решила подбодрить старика: «Чай не пьешь, откуда сила. » На что находчивый мытищинец, со смирением в голосе, ответил своей государыне: «А у нас, в народе, говорят так: «Чай попил – совсем ослаб. » Но долго отказываться от предложения императрицы было неудобно и старик, перекрестившись и зажмурившись, «залпом» выпил чашку остывшего уже чаю. А в отечестве. Там отталкивающая рука противостоит глухому, здесь – слепому. За столом расположилась дружная и большая семья. А протянутая в просящем жесте рука калеки так и не находит поддержки и опоры.
Едва ли не каждый мытищинский дом предлагал проезжающим отдых в тени раскидистых деревьев у самовара, возле которого хлопотала приветливая «самоварница» – так в Мытищах называли молодых прислужниц, разливавших и подававших гостям ароматный напиток. Фото обоих полотен приложены к данному материалу. В первоначальном «нищем» сильнее выражено его военное прошлое, силуэт с приподнятыми прямыми плечами более агрессивен, движение наступательно: он с силой опирается на плечо мальчика так, что у того подгибаются колени и получается невольный поклон. Легенда это или быль, сегодня уже трудно разобраться, но однажды российская императрица Екатерина Вторая собралась в Троице-Сергиевскую лавру, поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского. В протянутую им шапку никто не кинет даже самую мелкую монету.
От такого «прямого текста» – не вызывающая разночтений характеристика персонажей, общей ситуации. Через десять минут слуги заправили большой медный самовар «громовою водицей». На полотне изображен священник, который игнорирует просьбу нищего инвалида. Все они имеют антиклерикальную направленность.
Вот приходит человек, он нищ и слеп. Не спешат утешить нищего и двое других священников. Художник был очарован разнообразием сцен и типажей на Троицкой дороге и сам прошел пешком весь путь до монастыря (88, 7).
Картина «Чаепитие в Мытищах»: особенности
Среди богомольцев встречались люди со всех концов России. Так же грубо, беспардонно будет прерываться в репинском «Крестном ходе в Курской губернии» порыв калеки-горбуна. Перед зрителем открывается вид на тенистый уголок сада. Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. В солдате нет ничего назойливого, в его лице природная доброта и стойкость характера, способность безропотно выносить не только «ужас войны», но и ужасы теперешней его жизни.
Это — попрошайки: мужчина и мальчик. Мужчина — бывший солдат, с костылем и без одной ноги. Рубашка мальчика оборвана. В русской литературе мотив столкновения просящего и тех, кто «не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах» – один из важнейших.
Не менее реальную и более печальную. Так, слева – в «зоне монаха» – плотные, лоснящиеся, округлые предметы, начиная от медного самовара, круглого чайника и до круглого же живота, надутых щек, обтянутого атласом клобука, красного глиняного кувшина с блестящими боками из которого служанка доливает воду в самовар. И даже саквояжик с чем-то там ценным имеет. Это первое дошедшее до нас народное преданье о «чаепитии в Мытищах» имело весьма значительные последствия для села.
Справа же – в зоне «просящих» – более строгий, «бедный» пластический и фактурный модус. Но Перов «присочиняет» и, как показывает эскиз-набросок картины (из коллекции Государственной Третьяковской галереи), образ солдата-нищего удаётся найти не сразу. Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята.
Тем дело и кончилось. Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». В связи с выставкой 1861 года он пишет, что у Перова «всё правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту». Вмиг завертело, закружило и показалось даже, что «конец света» настал, а когда буря улеглась, то увидели крестьяне чудо: недалеко от дороги из земли на высоту трех метров бил самый настоящий фонтан.
Картина оказалась так хороша, что ее тотчас купил для своей галереи П. М. Третьяков. Оно волной накрывает и обучаемых ими людей. Императрица «благосклонно» выслушала рассказ старика и распорядилась принести воды из «Святого» ключа. Есть на полотне и масса других не менее интересных деталей.
Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки. Выталкиваемый на улицу отец, станционный смотритель – у Пушкина «и кто-то камень положил в его протянутую руку» – у Лермонтова вынесенный «почти без движения» от «значительного лица» Акакий Акакиевич – у Гоголя «кто-то крикнул швейцару: Гони. Его жест обращён в пустоту, становясь символом отчаяния всех бездомных, убогих, голодных, взывающих к сочувствию, взывающих понапрасну, безответно и безнадёжно, но тем самым, как это встречается у героев Достоевского, предъявляющих, правда, чаще в мечтах, свой социально-нравственный счёт сильным мира сего.
У него есть и позитивные картины. Не будь этого и мы имели бы ранний вариант «Монастырской трапезы», легко встающий в один ряд с «Возвращением с приходского совещания» Г. Курбе, карикатурами О. Домье на отнюдь не духовных служителей духа, с такими картинами, как «В жаркий день» Г. Седова, «Дьякон, провозглашающий долголетие» Н. Неврева, «Именины дьячка» Л. Соломаткина и более поздними «Поминками у купца» Ф. Журавлёва, «В монастырской гостинице» А. Корзухина – этими то более, то менее острыми типами монахов-чревоугодников, забавными «мелочами архиерейской жизни». Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». Хорошо видны истощенность солдата и сытость монаха, ободранная рубашка и чистота невероятно дорогих сапог, начищенных до зеркального блеска. Нет, этого староста допустить никак не мог, а потому, на свой страх и риск, решил обратиться к «царице-матушке» с предложением отведать водицы из местного родника. Давшие обет нищеты. На что Академия резонно ответила, что «последние шесть лет картина здесь не выставлялась».
Что изображено на картине Перова «Чаепитие вМытищах»: маленькое исследование
Здесь можно было увидеть самые разные человеческие типы. Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата изрядно изношенной.
Как минимум игумен, а то ли вообще протоиерей или старший иеромонах. И предстают-то герои этой «притчи», как на сценическом помосте народного театра. По преданию, он возник чудесным образом — от удара молнии. Именно этот момент и тревожит живописца, вот таким образом он пишет такую яркую картину. Василий Григорьевич Перов подсмотрел здесь сюжет для известной картины «Чаепитие в Мытищах».
И в картине мы видим нищего с мальчиком, не «объясняющих» замысел, а вызывающих эту трудно завоевываемую симпатию. Её сняли с выставки и дели бы неизвестно куда, если б не Третьяков. Высокомерно отвернулся. С ним маленький босой мальчик, но и к нему нет сочувствия.
Картина Перова "Чаепитие в Мытищах"
В издании 19 века «Быт русского народа» написано так: «Кто бы ни пришёл в гости и в котором часу ни было, для него настаивают чай и сами пьют с ним». Местный староста, седовласый восьмидесятилетний старик, встречавший императрицу «у заставы» с традиционным русским «хлебом-солью» был удручен едва ли не больше всех. После того, как в Х1Х-м веке художник Василий Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», это словосочетание стало нарицательным и общеупотребительным. Здесь у самой дороги, на невысокой горке близ Владимирской церкви, царские слуги ставили шатры и ждали, когда «их величества» соизволят прибыть в Мытищи. Так вода из Мытищ стала популярной, а питье чая из этой воды превратилось в некийритуал. Он начищен до блеска. Мог бы, кстати, флюродросно малевать богатеев и аристократов ради большой денюжки.
Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок. Однако, старик, взяв чашку, не спешил отведать «ароматного напитка». А, уж, грохот раздался такой, как будто Царь-пушка в Московском Кремле выстрелила. Для понимания перовского замысла важно утверждение Собко, что всё было взято прямо с натуры, а солдат с поводырём – «присочинён». Те же Охотники на привале, Рыбалка или Проводы невесты с девичника в баню. Наш не любит оборванной черни» – у Некрасова.
Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки. Отсюда же – прямое столкновение руки просящей и руки отталкивающей, помещённых в оптическом центре холста, над пересечением диагоналей и являющихся композиционным «замком» изображения. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Дело в том, что русские крестьяне до начала Х1Х-го века почти не употребляли чай, а многие даже считали «за грех» хранить и готовить его в своем доме. Лоснящееся лицо служителя церкви, богатый стол и протянутая пустая рука вояки, он так и не дождется подаяния.
Чаепитие в Мытищах, Перов – обзоры картин
Один занят разговором с пожилой женщиной, второй — попивает чай. Отменную мытищинскую водицу из легендарных «громовых ключей», которые, по легенде, забили после удара молнии, оценили царственные особы. На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику. Герои пьют чай.
Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе. Там и жил Перов в период работы над картиной.
Пока вода нагревалась, старик ходил вокруг самовара, осматривая его со всех сторон. Дача Третьякова, кстати сказать, находилась неподалеку от Мытищ, близ станции Тарасовская. За спиной священника стоит и пьет чай тожесвященнослужитель, но, судя по более скромной одежде и потому, что он не сидит состаршим по сану рядом на скамье, — это может быть монах.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
И эту особенность дарования Перова почувствовал Достоевский. Ему не нужно ничего говорить, сама его поза свидетельствует об искренности его веры. Он начищен до блеска. К тому же какие пороки бедного народа обличались. В этом отношении Мытищи были прекрасной «натурой» для художников-реалистов. Центральное место на столе занимает самовар.
А что же сытый и довольный поп, который учит в своих проповедях любви. Родник этот не простой, а «Святой» – так его величают в народе за то, что появился он не по человеческому хотению, а по «божественному промыслу». Когда чай был готов, государыня подозвала находчивого старика и предложила ему «откушать» чаю с «царского стола».
И добавил: Прекрасный ум, но низкая душа. Наконец, грустный «взгляд» слепого и сытый, не желающий видеть – смотрящей на него служанки. Это стало называться гнилым либерализмом. Лучше всего об этом сказал Толстой:Наши либералы готовы на все ради народа, кроме одного- слезть с его шеи.
К тому же, по старинному обычаю, пройти его нужно было пешком. Он ищет образ, который западал бы в душу. цитата:Не виноват Перов, что в его время простой народ жил не так уж весело и беззаботно. Запугивать страданиями народа окружающих. И для истории иллюстрации хороши.
Герои пьют чай. Центральное место на столе занимает самовар. В конце-концов это стало делать западло. Фото обоих полотен приложены к данному материалу. Ну так как именно жировал художник. Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. Ан нет, ему другую натуру подавай.
А вот этому люди и не научены своими духовными наставниками. В этом отношении она близка фольклорному духу лубка, сатирическим картинкам И. Теребенева, едкой журнальной карикатуре – наиболее демократическим, свободолюбивым проявлениям «неофициальной» культуры. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 18 веке россиянам чай рекомендовалось пить как лекарство, но, не смотря на запреты лечебников, чаепитие стало обыденным явлением в России и получило повсеместное распространение во всех слоях общества. Знаменитая картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» была написана на рассвете его творческой карьеры, после окончания московского училища живописи и зодчества, в 1962 году.
Екатерина любила такие пешие «походы» и пока была молодой и не обремененной государственными заботами, частенько «прохаживалась» в Троицкий монастырь. В русском изобразительном искусстве, кроме «Нищих» и «Слепцов» И. Ерменёва и сатирической графики – у Перова нет предшественников. За время, остающееся до поездки, Перов заканчивает «Сельский крестный ход на Пасхе» и пишет «Чаепитие в Мытищах» (1862).
Ничего своего, окромя ряс, не имеют. Но вот к столу подходятдвое. Во-первых, через несколько лет началось строительство первого Московского Мытищинского водопровода, который начинался от ставшего отныне знаменитым на всю Россию «Громового» ключа. В XIX веке все, кто направлялся из Москвы в Троицу, обычно делали первую остановку в Мытищах.
Описание картины «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
Слева гамма, включающая красное, розовое, зелёное справа аскетическая, монохромная слева доминантой является чёрное (силуэт монаха усиливается, продолжается в фигуре послушника) справа – тональные отношения светлого, усиливающиеся пятном неба. Все его существование полностью зависит от милосердия окружающих. С тех пор источник этот и зовется в народе «Святым» или «Громовым». Отныне, практически, любое застолье, заканчивающееся чаепитием, «в народе», зовут не иначе, как «чаепитием в Мытищах». Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. Властям картина показалась возмутительной. Лицо монаха лоснящееся и красное.
Между селами Тайнинским и Пушкино такая «дорожная гостиница» находилась в Больших Мытищах. В рисунке он проще, одномернее, напоминая агинского «Капитана Копейкина» или калеку, просящего милостыню на фоне безучастной, равнодушной толпы в рисунке И. Бугаевского-Благодарного. Интересна также композиция картины. Местные жители предлагали паломникам свои услуги. Тот же поппрезрительно отворачивается от просящих.