Куинджи Лунная Ночь Над Днепром
Куинджи был греком, но он рисовал лунную ночь над Днепром.
«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 1882, поступил из коллекции Гучкова) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е). Хозяевам нравилось. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь.
Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море». Но на восьмой такой выставке его работ не оказалось. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг». Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен.
Размер — 105 146см (по другим данным, 105 144см). По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. На 100 был уверен что" Ночь" только в Третьяковке, за что и получил по сусалам, оказывается оригиналы есть в Киеве, Симферополе.
Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. Он совсем не ожидал, что тот согласится. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было». На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России.
Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Тургенев, узнав об этом, был в ужасе, он даже попытался великого князя остановить.
После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза.
Длинные очереди выстраивались на Большой Морской улице и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79.
художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади».
Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице.
Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих. – «Тысяч пять». Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи.
11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Это стала первая в России выставка одной картины.
Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха». В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922.
История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке.
Картина или действительность. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55.
Картина или действительность. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Но вот появился Архип Куинджи.
Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Это усиливало эффект лунного сияния. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Оценить чувства и эмоции людей, впервые увидевших этот пейзаж, можно только приблизительно, ведь некоторым действительно не верилось, что перед ними рукотворная картина, а не реальная действительность.
По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои». Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
По рассказам самого Куинджи, после возвращения из плавания картина была во многих местах попорчена, на ней появились царапины. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача.
По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Куинджи не только отменно рисовал, но и серьезнейшим образом готовил экспонирование картины: действо происходило в затемненном зале, с подсветкой пейзажа лучом электрического фонаря. Всё я сидел, смотрел и думал.
«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Серебристо-зеленый лунный диск по-прежнему охранял спящие берега. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Русской педагог не знал. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади».
Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Краска потрескалась и поблекла. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Гавриил Константинович писал: «Узнав об этом, Куинджи собирался возбудить процесс, считая, что его знаменитая картина в плавании испортится. О том, что произошло, говорили разное. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. На картине изображена летняя ночь.
Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность».
«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением».
Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом». Константин Константинович попросил Куинджи отреставрировать полотно и художник взялся за эту работу. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического.
Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина». Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им». Оставляю за собой». Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы».
Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). И. С. Казалось, что пейзаж живёт какой-то своей природной жизнью.
105 144 см. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением».
Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Что это такое. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи.
Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Армян отправили на Дон. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Академия помогала в этом немногим избранным.
Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь.
Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Потом закрыл все окна и осветил пейзаж электричеством. Картина или действительность. Длинные очереди выстраивались на улице и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. Но тот работал только с морскими пейзажами и старался преуспеть в этом жанре.
На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Слухи о тайне художественного метода А. И. Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.
Но далее началось сплошное расстройство. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. По вечерам начиналось веселье. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре».
И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом».
Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре
Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Мощный и непоколебимый Днепр был тих и спокоен. По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности». Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.
Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью. Ведь всё равно не купите: она дорогая». Оставляю за собой». Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. Конечно, сырость, ветер и воздух, пропитанный солью, негативно сказались на состоянии холста.
Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное». Картина или действительность. ». Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной.
Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби».
В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу». Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв.
Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Так продолжалось восемь лет. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения.
Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. Единственный, кому художник проиграл все партии, был будущий чемпион мира Александр Алёхин.
Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски.
Он даже пытался уговорить князя оставить картину на время в Париже, но тот был непреклонен. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё».
дальше просто не помню. Он любил его и не знал, как будет обходиться без своей крыши, найдут ли его птицы в новом жилище. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом».
В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39.
Лунная ночь на Днепре: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре».
Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Нет, понимаю. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор.
Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов». Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует».
Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». И с этими задачами он справился блестяще. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи.
За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России.
Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Но А. И. Куинджи умел побеждать. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины».
Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным». Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли.
«Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. В двадцать с небольшим он отправился в путь. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце.
По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9.
Описание настроения картины Лунная ночь на Днепре
По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. 4. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно.
Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский». Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной.
Описание Картины Куинджи Лунная ночь
Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое».
Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Эти люди не выносили масок. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Вы, вероятно, уже слышали.
Открыл входную дверь. Весьма талантливый художник, с весьма талантливой кистью. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Ж-4191). Луна.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Это есть выражение моих личных мыслей». Создавался эффект того, что ты смотришь в окно.
Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Первые две попытки оказались неудачными. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Крамской, П. П. Чистяков.
Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22.
История создания картины «Лунная ночь на Днепре»
За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы. Причина ужаса была в том, что князь собирался путешествовать по морю, а солёный воздух мог сильно навредить полотну. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен.
Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. Куинджи умел побеждать. 10. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031.
Картина «Лунная ночь на днепре» в Третьяковской галерее
Ж-191) — он поступил туда из собрания общественного деятеля и коллекционера Фёдора Терещенко. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи.
Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Что это такое.
Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта.
На этот раз все картины были показаны при дневном освещении. Что это такое. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Через год был возвращён обратно.
Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. Но зрители хлынули бесконечным потоком.
Лунная ночь на Днепре, Архип Куинджи
От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев.
По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом.
По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи.
- ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ Архип Куинджи
- Самое интересное в виде мозаики
- Коллекция Государственного Русского музея
- Первая экспозиция и всеобщее признание
- Необъяснимый эффект присутствия
Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Тургенев писал, что французов оно потрясло. Ведь всё равно не купите: она дорогая». В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол».
Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. Совсем затворником Архип Куинджи не стал, он основал Общество независимых художников, преподавал в Высшем художественном училище при Академии.
А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Вместо фамилий у них были прозвища. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях.
Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Событие стало настоящей сенсацией. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Он стал знаменит после того как публика благосклонна приняла его полотна «После дождя» и «Берёзова роща».
Просто дьявольщина какая-то». Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. С Куинджи поехали 12 человек. Общество поощрения художников, что на Большой Морской улице предоставило ему свой зал. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит.
Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. 2. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. И было лишь началом. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей.
По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы.
– Смотрю – и точно: весь город как на ладони. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам». По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие.
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины». Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». «Да зачем вам. Этакий молодец — прелесть». Разумеется, никто ничего не подсвечивал.
Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. Эффект был ошеломительный. Вот картина «Осенняя распутица» : свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. И. С. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Но А. И. Куинджи умел побеждать. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции».
В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ). А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Полонский, И. Н. Просто дьявольщина какая-то»15. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
Но А. И. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам. Никто не обращал внимания на скромные размеры пейзажа: равнина казалась зрителям бесконечной, зеленоватая линия воды, почти что сливающаяся с темнотой неба, приглашала уйти за горизонт. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России.
На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад.
О невероятном эффекте картины ходили легенды. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. Оставляю за собой».
Эта картина обрела поистине легендарную славу. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. На картине изображена летняя ночь. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам.
Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года).
Прежде всего, с точки зрения этики трудно поверить, что картина, уже обещанная такому известному коллекционеру, как Третьяков, могла быть продана не ему. Набивалось до 200 человек. И тут выяснилось, что художник покинул общество передвижников.
Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Но её не было. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
На этом заканчивается его юность. Этакий молодец — прелесть»42. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины».
Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Но офицер ответил: «Хорошо. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Гоголь. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке.
Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. 8. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие». Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115.
В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Линия горизонта сильно опущена вниз, за счёт чего большую площадь картины занимает небо.
Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. – «Хорошо, я её оставляю за собой». Но решение было принято. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Вы, вероятно, уже слышали. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами.
Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Греков – на другую сторону Азова. Впечатление пространственности усилено сопоставлением холодного серебристо-зелёного цвета и более тёплых тёмно-бурых тонов. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного». Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками.
Кроме, пожалуй, Айвазовского. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади».
Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoинв. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков.
Но Романов просил оставить картину за ним. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года).
Слухи о тайне художественного метода А. И. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей.
В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Григоровичу: Нет никакого сомнения, что картина.
А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север».
По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг». Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза.
Обошлось это в сто тысяч рублей. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85.
Эти полотна демонстрировались вместе с другими полотнами знаменитых передвижников, в состав которых входил и Куинджи. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Что это такое. Куинджи подготовил картину для показа сам. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте.
И вот посетители входили в зал и останавливались у картины, смотря на неё завороженно. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см234).
В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Картина или действительность. ». Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. 15129).
Никто не мог понять, что происходит. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи, крупнейшим творческим достижением художника и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р.
Скромный по размеру пейзаж. А. И. О судьбе жены Куинджи известно не так много. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. В этот раз Лунная ночь на Днепре висела на стене одна.
Архип Иванович продаёт дом ради того, чтобы отвезти учеников в Европу, познакомить с новейшими достижениями мировой живописи. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. В октябре — ноябре того же года «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина. 15129). В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг.
По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Поэт Я. Полонский, друг А. И. Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались Что это такое. Свой поступок объяснял так: «.
Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Разумеется, за холстом лампы не было: таинственное сияние исходило от самой картины. «Лунная ночь на Днепре» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), написанный в 1880 году.
Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь.
Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Зеленоватая лента реки пересекает равнину, которая у горизонта сливается с тёмным небом, покрытым рядами лёгких облаков. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве».
И. С. Картина или действительность. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит.
Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу. Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную».
Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Днепр.
После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм».
Художник выставлял только одну свою картину и это уже было тогда необычно. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ). Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61.
Прежде всего, он убрал все картины из данного зала, оставив только своё детище. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать». Начиналось всё нехорошо. Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща».
Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. Его успели удержать. И. С.
Куинджи умел побеждать. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров». Менделеев, Я. П. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11.
– Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре». Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44.
Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине» : «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».
вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы.
Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Город погружён в сладкую дремоту.
И ждала. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Поэт Я. Полонский, друг А. И. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас.
По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. А разве не так нас учит Господь. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться.
Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Для создания ощущения вибрации и загадочного мерцания художник использовал очень мелкие, почти штриховые тёмные мазки, нанося их на серебристые тона лунного сияния в небе и его отражения на поверхности реки. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке.
В октябре — ноябре 1880 года в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина. Куинджи захотел его сопровождать. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых.
Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща». Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.
Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. В этот момент, на пороге и наступила смерть.
Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. В 1865 году, когда Куинджи было 24 года, он решил поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало.