Куинджи Ночь Над Днепром
Архип Иванович Куинджи написал полотно «Ночь над Днепром» в 1880 году.
«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко.
Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Он стал знаменит после того как публика благосклонна приняла его полотна «После дождя» и «Берёзова роща». Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Куинджи пел о природе только великий Н. В.
Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. Куинджи подготовил картину для показа сам. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. 105 144 см. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин.
А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Обошлось это в сто тысяч рублей. Набивалось до 200 человек. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека.
После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Оставляю за собой». В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. Некоторые пытались уличить его в фокусах. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам.
– Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Когда посетитель повторил свой вопрос, художник назвал очень большую, фантастическую по тем временам цену — пять тысяч рублей — и с удивлением услышал в ответ: «Хорошо. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника.
11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. И было лишь началом. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Тургенев, узнав об этом, был в ужасе, он даже попытался великого князя остановить. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Аналогичные переходы применяются при использовании зелёного цвета, меняющегося в отблесках лунного сияния22.
Картина или действительность. Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало.
Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Выражаясь современным языком, она стала культовым полотном в конце 19 века. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Эффект от такого экспонирования получился необычайный.
Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Академия помогала в этом немногим избранным.
В 1880г художник устроил необыкновенную выставку в зале Общества поощрения художников. Жемчужиной собрания Астраханской государственной картинной галереи по праву считается работа Архипа Ивановича Куинджи «Ночь на Днепре». Греков – на другую сторону Азова. Гавриил Константинович писал: «Узнав об этом, Куинджи собирался возбудить процесс, считая, что его знаменитая картина в плавании испортится.
Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. Картина была выставлена на Большой Морской в Санкт-Петербурге, в зале Общества поощрения художников. И. С. О невероятном эффекте картины ходили легенды. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России.
Всё я сидел, смотрел и думал. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Это один из авторских вариантов самой прославленной картины мастера «Лунная ночь на Днепре», над которой он работал в 1880 году. О том, что произошло, говорили разное.
История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Но А. И. Куинджи умел побеждать. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный.
В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. Посетителей привлекала необычная реалистичность света на картине, многие высказывали предположения о необычных красках использованных художником, а некоторые даже заглядывали за картину, пытаясь выяснить, не написана ли она на стекле и нет ли с обратной стороны какого-нибудь источника света40. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Его успели удержать.
Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Задуманная картина – мерцающая, живая стояла у художника перед глазами. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения. Эта картина обрела поистине легендарную славу. В этом тестировании ему не было равных – по словам Репина «он побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей». У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками.
И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Эффект был ошеломительный. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Кроме как бы самосвечения картины поражали эффектом объемности изображения.
Картина обрела поистине легендарную славу. Но на восьмой такой выставке его работ не оказалось. Небесную сферу А. И. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки.
В стенах «Доминика» началась блестящая карьера Михаила Ивановича Чигорина – основоположника русской шахматной школы. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв.
Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом.
Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Мысль, как озарение: А если. Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. Дмитрий Иванович любил живопись, был ее тонким знатоком и ценителем.
Трагическая судьба "Лунной ночи на Днепре"
Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев.
С течением времени он начинает обдумывать темы, манеру письма, самостоятельно изучая краски, цвет, световые эффекты и к сорока годам становится знаменит. Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично.
Вместо фамилий у них были прозвища. Никто не мог понять, что происходит. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). Разумеется, никто ничего не подсвечивал. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи
Что это такое. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. И ждала. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами.
Ближний план, для которого не требуется создание иллюзии пространства, художник пишет эскизно избегая лессировок, нанося лишь тонкий красочный слой, а кое-где и вовсе оставляя подмалёвок незакрашенным. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14.
Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
Просто дьявольщина какая-то»15. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Эта картина обрела поистине легендарную славу. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. И художник упорно искал в науке средства добиться долговечной комбинации красок.
Художник выставлял только одну свою картину и это уже было тогда необычно. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Через год был возвращён обратно.
Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Это усиливало эффект лунного сияния. Первые две попытки оказались неудачными.
А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. И вот посетители входили в зал и останавливались у картины, смотря на неё завороженно. Картина или действительность. ». Ведь всё равно не купите: она дорогая».
Эти люди не выносили масок. Краска потрескалась и поблекла. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Но сделал это так, что свет падал на картину под определённым углом и делал тот эффект который был нужен. Гоголь. Куинджи захотел его сопровождать.
Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
«Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. И. С. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года.
«Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Но далее началось сплошное расстройство. В дальнейшем краски с таким эффектом яркости (правда не настолько эффектно, как у Куинджи) встречались достаточно часто, даже в цветах женской одежды.
Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. По вечерам начиналось веселье. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих.
Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Полонский, И. Н.
Казалось, что пейзаж живёт какой-то своей природной жизнью.
«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи
Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. – «Хорошо, я её оставляю за собой». Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ). Мощный и непоколебимый Днепр был тих и спокоен. Так продолжалось восемь лет.
Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Куинджи» посвящена тому потрясающему впечатлению, которое произвел на Менделеева пейзаж «Лунная ночь на Днепре». Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. И тут выяснилось, что художник покинул общество передвижников.
По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Все как в жизни, но красивее, возвышеннее. Работа захватила настолько, что даже обед, как затворнику, жена приносила ему наверх.
Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». 8. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.
Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Что это такое. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем (105 x 144). Но её не было. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись.
Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу.
Архип Куинджи – Ночь над Днепром
Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. С Куинджи поехали 12 человек. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22.
Вот картина «Осенняя распутица» : свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность».
Это стала первая в России выставка одной картины. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. Событие стало настоящей сенсацией.
Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая».
Менделеев ввел Куинджи (как и многих передвижников) в круг ученых, познакомил его с выдающимся физиком, профессором Петербургского университета Федором Фомичом Петрушевским. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44.
Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». В дальнейшем, переехав в Петербург, частенько наведывался в знаменитое кафе «Доминик», посетители которого, помимо всего прочего имели возможность сыграть партию в шахматы.
Картина или действительность. ». И Куинджи и Менделеев регулярно посещали «вторники» Лемоха, на которых собирались передвижники, профессора Академии художеств и люди из мира ученых. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44. Разумеется, за холстом лампы не было: таинственное сияние исходило от самой картины. Он так увлекся живописью, что стал покупать картины и собрал значительную коллекцию. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта.
Лунная ночь на Днепре: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Никто не обращал внимания на скромные размеры пейзажа: равнина казалась зрителям бесконечной, зеленоватая линия воды, почти что сливающаяся с темнотой неба, приглашала уйти за горизонт. Но Романов просил оставить картину за ним. Я видел перед собой изображение широкой реки полный месяц освещает её на далёкое расстояние, вёрст на тридцать. Но решение было принято. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Кроме, пожалуй, Айвазовского. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73.
О судьбе жены Куинджи известно не так много.
Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре
Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Там он подружился с В. М. Васнецовым и И. Е. Репиным, познакомился с И. Н. Крамским – идеологом передовых русских художников. Эдакий молодец-прелесть. Картина или действительность.
Создавался эффект того, что ты смотришь в окно. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.
Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача.
В своих воспоминаниях «Менделеев в жизни», отрывок из которых мы поместили в этом сборнике. Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Атмосферу зависти уловил П. П. Чистяков: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи -дело нехитрое, а сами сделать его не могут». художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг.
Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. И куда ни глянешь – не оторвать глаз.
Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть.
Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Серебристо-зеленый лунный диск по-прежнему охранял спящие берега. Среди подражателей, порожденных эффектом Лунной ночи на Днепре, это прежде всего Л. Ф. Однако на пике славы художник решается на неожиданный шаг – он перестает выставлять свои работы. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12.
Крамской, П. П. Чистяков. И с этими задачами он справился блестяще. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.
Описание Картины Куинджи Лунная ночь
Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Лагорио, написавшего Лунную ночь на Неве в 1882 году, затем Клодт, Ю. Ю. Клевер. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Гоголь. Оказалось, что природа одарила Куинджи уникальными глазами.
Но тот работал только с морскими пейзажами и старался преуспеть в этом жанре. С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. В истории русской культуры широко известны менделеевские «среды», на которых собиралась творческая интеллигенция столицы, цвет русской культуры. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея».
За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Куинджи умел побеждать. Общество поощрения художников, что на Большой Морской улице предоставило ему свой зал. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте.
Описание настроения картины Лунная ночь на Днепре
Это есть выражение моих личных мыслей». Не впадая в восторженное славословие (столь для него не характерное), ученый, в который уже раз, опережая время, выходит на глубокие обобщения и задается вопросом: в чем причина того, что картиной восхищаются даже те, кто остался бы равнодушным при созерцании самой лунной ночи. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. 2. На 8-й выставке передвижников, открывшейся в Санкт-Петербурге в марте 1880 года, а в мае переехавшей в Москву25, работ Куинджи представлено не было.
На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Идея пришла к нему во сне: чтобы достичь большего эффекта, художник попросил занавесить в зале все окна и осветить картину сфокусированным на ней лучом.
История создания картины «Лунная ночь на Днепре»
В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.
дальше просто не помню. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79.
Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Что касается Менделеева, то известно, что с шахматами он познакомился еще в детские годы. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной.
Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы.
В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Эти рассуждения и легли в основу упомянутой статьи «Перед картиною Куинджи», в которой великий химик отметил, в частности, существующую связь искусства с наукой. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12.
Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. – «Тысяч пять». Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков.
По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. Отсутствие его произведений было отмечено публикой.
В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. Нет, понимаю. Потом закрыл все окна и осветил пейзаж электричеством. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом.
Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена в Петербурге. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. 2. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России.
Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника.
Картина «Лунная ночь на днепре» в Третьяковской галерее
Армян отправили на Дон. Хозяевам нравилось.
Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Так до А. И.
Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Луна. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя».
По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. За это время гостями его мастерской стали многие великие люди того времени – И. С. Тургенев, Д. И. Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. И. Н. Крамской восклицал: Какую бурю восторгов поднял Куинджи.
На дочери Лемоха был женат старший сын Менделеева от первого брака Владимир, морской офицер, который в прошлом веке составил проект «азовской запруды», то есть перекрытия плотиной Керченского пролива, что, по мнению автора проекта изменило бы к лучшему судьбу Азовского моря вообще и Мариуполя в частности. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Длинные очереди выстраивались на улице и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. Одет он был совсем по-домашнему, в поношенный серый пиджак из которого будто вырос. Есть прибор-измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины».
И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Тургенев писал, что французов оно потрясло. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. 10. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.
Оставляю за собой». По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте.
После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный.
Лунную ночь на Днепре показывать в темной комнате. Прежде всего, он убрал все картины из данного зала, оставив только своё детище. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер».
Открыл входную дверь. Но офицер ответил: «Хорошо. Город погружён в сладкую дремоту. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16.
Он совсем не ожидал, что тот согласится. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку.
Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре
Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». Статья «Перед картиной А. И.
Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. А. И. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине» : «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Но вот появился Архип Куинджи. Но зрители хлынули бесконечным потоком.
А разве не так нас учит Господь. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли».
Лунная ночь на Днепре, Архип Куинджи
Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Куинджи не только отменно рисовал, но и серьезнейшим образом готовил экспонирование картины: действо происходило в затемненном зале, с подсветкой пейзажа лучом электрического фонаря. Вы, вероятно, уже слышали. Русской педагог не знал. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре».
«Да зачем вам. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. В 1865 году, когда Куинджи было 24 года, он решил поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Ездил на Днепр, быть может именно за этим сюжетом. Это была первая в России выставка одной картины.
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ Архип Куинджи
- Самое интересное в виде мозаики
- Коллекция Государственного Русского музея
- Первая экспозиция и всеобщее признание
- Необъяснимый эффект присутствия
Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. Имя Архипа Ивановича Куинджи сделалось известным сразу же, как только публика увидела его картины «После дождя» и «Березовая роща». По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. На картине изображена летняя ночь. Скромный по размеру пейзаж.
Интересны воспоминания жены Куинджи: Куинджи проснулся ночью. На этих уроках ученый знакомил живописцев с физическими свойствами красок. Редкая картина имела и имеет до сих пор, такой успех.
По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Днепр. Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам.
Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками.
Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. 4. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.
В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. В двадцать с небольшим он отправился в путь. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре».
По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Но А. И. Куинджи умел побеждать. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Что это такое. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В.
Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь.
Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море.
Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Весьма талантливый художник, с весьма талантливой кистью.
Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. Я не могу здесь рассказывать весь опыт, только замечу, что подобный эффект как бы самосвечения с особой красочной яркостью дает поляризованный свет.
Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Там зажег еще лампу, поставил их обе на пол по краям картины. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли.
От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Дни, недели Куинджи почти не выходил из мастерской. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре».
В значительной мере это было граничит с тем, что при создании полотна применялись краски, содержавшие битум, который темнел под воздействием яркого света и морского воздуха17. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм».
Куинджи работал над этой картиной. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. На этом заканчивается его юность.
Начиналось всё нехорошо. Картина или действительность. Менделеев, Я. П.
Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель.
вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». К этой картине он шел давно. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». И с этими задачами он справился блестяще. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Этакий молодец — прелесть»42.
Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. Однажды он продемонстрировал «ученикам» прибор для количественного измерения чувствительности глаза к тонким нюансам цветовых оттенков и предложил им «испытать себя». По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный.
Впечатление пространственности усилено сопоставлением холодного серебристо-зелёного цвета и более тёплых тёмно-бурых тонов. 15129). Свой поступок объяснял так: «. Впечатление от мерцающего лунного света было настолько невероятным, что некоторые зрители заглядывали за картину, не подсвечивается ли холст лампой, а другие заявляли, что в краски подмешан фосфор. Загадка «светящихся» картин была не в особом составе красок.
Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Больше всего пространства в пейзаже занимает небо.
По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы.
Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным».