Купчиха Пьет Чай Картина
История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева
В залах, где еще два года назад жила царская семья, развесили картины трех сотен художников всех возможных направлений. То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29.
На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас – баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».
«Купчиха за чаем» картина Кустодиева
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. Но тем живее работало воображение.
Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. И пользовалась спросом публики.
Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины
Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Моделью для неё Кустодиеву послужила реальная женщина, но не купчиха, а баронесса Галина Адеркас, наследница дворянского рода из Астрахани, родины Кустодиева. Вот таким образом не стоит удивляться тому, что на эту тему создавали полотна такие мастера живописи, как Коровин, Куликов и Маковский. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Полную, дородную женщину, которая сидит за богатым столом и демонстрирует свою обеспеченность, вовсе не хочется осудить.
А кот. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Картина была написана в проблемный для России год. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.
Конечно, основной темой выставки стала революционная.
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом.
При отсутствии постепенного перехода от переднего плана к дальнему, пространство передано неторопливо-спокойными и пластически-плавными ритмическими линиями, сливающимися от периферии в центр композиции, что заостряет внимание зрителя на купчихе как символе старой России и чаепитии как концентрации всего уклада её жизни, в то время как остальные окружающие детали, в том числе кот, купеческая чета, городская панорама и наконец притягивающий внимание зрителя красным пятном арбуз, кажутся лишь приложением к образу, дополнительным повествованием, не лишённым однако большой смысловой нагрузки. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай».
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем
Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена.
Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»
Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы».
Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. В 1918 году, когда на Россию обрушилась революция, голод и разруха, многие мечтали о той жизни, которая осталась в прошлом и эта картина является красочным воспоминанием, последним лучиком света бывшего уклада жизни. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.
Одна из известнейших — «За чайным столом». Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. Художник уделяет большое внимание фактуре изображаемых предметов.
Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
Описание картины «Купчиха за чаем»
Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.
Она была наслышана о своём соседе-художнике, охотно согласилась позировать для картины и даже гордилась этим2022. В этом он находил свое спасение. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет.
Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»
На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Но тем живее работало воображение.
Вместе с тем, творчество Кустодиева более оптимистично, жизнерадостно и национально, что роднит его с искусством таких московских мастеров, как К. Ф. Юои и И. Э. Грабарь. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718.
Как супружеская чета, они степенно соучаствуют в священном ритуале. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. И такие молодцы проглядели революцию. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.
Купчиха за чаем — Борис Кустодиев
Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.
Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта.
Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927)
Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Монолитный силуэт купчихи уравновешен самоваром.
И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.
КУСТОДИЕВ Борис – Купчиха за чаем
Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Вот таким образом утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания. И это показательно. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города.
Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными – отец рано умер и заботы о четверых детях легли на плечи матери – все же в доме царила атмосфера любви и счастья.
Картина Купчиха, пьющая чай Бориса Кустодиева
Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков.
Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). При создании картины Кустодиев изучал различные виды народного искусства, включая лубок, творчески переосмысливая его и создавая таким образом свой неповторимый своеобразный стиль.
В этом он находил свое спасение. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Занимался живописью в мастерской Ильи Репина.
Чем же была для Кустодиева данная работа. Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство.