Купчиха С Зеркалом Картина
«купчиха с зеркалом» — картина великого художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927). Купить картину или постер "Купчиха с зеркалом", художника Кустодиева Бориса Михайловича вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Чтобы разгадать ответ на вопрос кроссворда, необходимо внимательно рассмотреть работу мастера Кустодиева Бориса Михайловича – картину Купчиха с зеркалом (1920 год). Картина Бориса Кустодиева Купчиха с зеркалом: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Купчиха с зеркалом картина Кустодиева
В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Обе картины «Купчиха за чаем» и «Купчиха с зеркалом» являются приятным воспоминанием самого художника о навсегда ушедшей эпохе, красивой жизни русского народа и, в частности, купеческого сословия. Картина является ностальгией художника по временам спокойствия изобилия и достатка.
Женщина в мехах прихорашивается перед зеркалом. Трудно представить, что душевно и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9.
Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Занимался также скульптурой. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516.
В 1920 году, спустя всего несколько лет после восстания рабочего класса, от купцов и купчих остались лишь упоминания в виде прекрасных картин Кустодиева. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Интенсивность, сочность их достигнута виртуозным владением техникой лессировок в сочетании с гладкой и ровной фактурой письма, напоминающей эмаль или русские лаки301135122729. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество».
В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». На столике — шкатулка с драгоценностями.
Ты знаешь, у меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха. »59. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913).
Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». В дверях стоит её бородатый муж-купец и с восхищением смотрит на свою супругу, примеряющую дорогие обновки. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е.
Купчиха с зеркалом, Кустодиев, 1920
Картина написана красочно и с преобладанием декоративных эффектов. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Савинского, И. Е. Из-за нужды семье Кустодиева пришлось продавать личные вещи, сам художник из-за отсутствия заказов занялся оформлением улиц Петрограда к годовщине революции, а на жену его легло ведение всего хозяйства, включая колку дров1213. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324.
Стол же заставлен аппетитной и располагающей к чаепитию снедью и сладостями: здесь плетёная корзинка-хлебница с кренделями, булочками, печеньем, кексом с изюмом, да и всякие фрукты— гроздь винограда, яблоки, ну и спелый и сочный сахарный, яркий и красный разрезанный арбуз с чёрными косточками, который Кустодиев уподобляет роскошному розовому телу купчихи. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26.
«Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. Учился у П. А.
Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».
Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Борис Михайлович Кустодиев написал свою работу как раз в этом стиле: декоративное изображение различных элементов, обилие орнаментов, классические «ковровые фоны», скульптурная чёткость лиц и фигур, яркие и бросающиеся в глаза расцветки.
Большей частью это были купчихи. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. И такие молодцы проглядели революцию.
Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Весной 1919 года в Зимнем дворце, переименованном в Дворец искусств, прошла Первая Государственная выставка с участием более 300 художников, в том числе и Кустодиева. Их средой был мир русской провинции со свойственной ей смесью старого и нового в быту, одежде, с любовью к ярким и звучным краскам, безудержному веселью, шумным ярмаркам, гуляниям на масленице. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других.
Описание картины «Купчиха с зеркалом»
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». На ней красивое платье и шёлковая шаль.
Стоящая рядом молодая служанка рассматривает дорогие меха. Репина (1896-1903).
В это время в русском искусстве наблюдается расцвет модерна. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.