Купчиха С Зеркалом Кустодиев
Картина Бориса Кустодиева Купчиха с зеркалом: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «купчиха с зеркалом» — картина великого художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927).
Купчиха с зеркалом, Кустодиев, 1920
Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно.
Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». В это время в русском искусстве наблюдается расцвет модерна. Борис Михайлович Кустодиев написал свою работу как раз в этом стиле: декоративное изображение различных элементов, обилие орнаментов, классические «ковровые фоны», скульптурная чёткость лиц и фигур, яркие и бросающиеся в глаза расцветки. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима.
Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Обе картины «Купчиха за чаем» и «Купчиха с зеркалом» являются приятным воспоминанием самого художника о навсегда ушедшей эпохе, красивой жизни русского народа и, в частности, купеческого сословия. И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска. То есть, вся картина наполнена красивыми вещами.
Почему уговаривает. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В девятилетнем возрасте он впервые на выставке передвижников познакомился с картинами настоящих художников, был потрясен настолько, что впечатления от увиденного определили его будущее: он решил стать художником. Интенсивность, сочность их достигнута виртуозным владением техникой лессировок в сочетании с гладкой и ровной фактурой письма, напоминающей эмаль или русские лаки301135122729.
Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам.
Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1.
В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела. 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля.
Ему нужна была обнаженная натура. И такие молодцы проглядели революцию.
Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9.
Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923). Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций.
На столике — шкатулка с драгоценностями.
Возможно также, что образ этого русского захолустья навеяли Кустодиеву его детские воспоминания, ведь вырос он в Астрахани, такой же обычной провинции2611. Картина написана красочно и с преобладанием декоративных эффектов.
Дородные, румяные, плавные в движении, горделивые, они воплотили народный идеал красоты и здоровья. Большей частью это были купчихи. Савинского, И. Е.
В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.
Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920). Учился у П. А. Стоящая рядом молодая служанка рассматривает дорогие меха. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. На ней красивое платье и шёлковая шаль.
Купчиха с зеркалом картина Кустодиева
– Так как это обнаженная натура. На заднем плане за её спиной видна панорама зелёных просторов, выступающих из-за деревьев крыш домов и позолоченных маковок дальних и ближних церквей подальше— гостиный двор и церковная колокольня, справа же— пустынная и покрытая булыжной мостовой площадь, торговые ряды с вывесками. Однако во многих его жанровых полотнах на тему купечества народный, русский идеал женской красоты при гиперболизированных формах обретал особую монументальность, одновременно сочетая в себе восхищение иронию и гротеск, современность и прошлое, реальность и вымысел123.
Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. И еще: мы видим самый краешек туалетного столика. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза».
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Он увидел в Фаине Шевченко именно тот образ русской красавицы, которая подошла бы для такого символического русского ню, так как, если вы вспомните идеал эпохи модерн идеал начала века, – это все-таки женщины хрупкие, томные, такие вот анемичные, – другой идеал. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина.
Картина является ностальгией художника по временам спокойствия изобилия и достатка. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Дело в том, что он любил свою Родину во всех проявлениях, принимая исторические события как данность. Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки.
Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».
Вот насколько мы уголок можем видеть. Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства».
Репина (1896-1903). Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913).
Описание картины «Купчиха с зеркалом»
«Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Центром сюжета стал так называемый домашний рай – обильная трапеза, пышная и богато одетая женщина в центре, ласковый кот и великолепный пейзаж за спиной.
Ты знаешь, у меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха. »59. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике.