Купчиха За Чаем Описание

Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. И это показательно. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Однако во многих его жанровых полотнах на тему купечества народный, русский идеал женской красоты при гиперболизированных формах обретал особую монументальность, одновременно сочетая в себе восхищение иронию и гротеск, современность и прошлое, реальность и вымысел123.

Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. То были сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни.

Полусонная атмосфера картины является олицетворением богатства и благополучия, однако богатство и беззаботность купчихи показаны иронично, беззлобно. На нём стоит заварочный чайник, расписанный портретами, а вокруг— дорогая посуда, серебрённая и фарфоровая, с выписанными узорами: сахарница, молочник, вазочка с вареньем и чашка с блюдцем. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9.

Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. Весной 1919 года в Зимнем дворце, переименованном в Дворец искусств, прошла Первая Государственная выставка с участием более 300 художников, в том числе и Кустодиева. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Чем же была для Кустодиева данная работа.

В этом он находил свое спасение. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, обладала хрупкой, неброской внешности. На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. Натюрморт, занимающий первый план, усиливает декоративное звучание всей работы. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29.

И пользовалась спросом публики. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Композиционным центром «Купчихи» является разрезанный красный арбуз, притягивающий внимание к натюрморту. Пейзаж городка отличается спокойствием и умиротворённостью непрекращающейся бытовой и повседневной, медленно текущей уличной жизни, будто сошедшей с полотен Шагала или воплощённой в пьесах Островского1130151331012272831. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516.

Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».

Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее.

Но тем живее работало воображение. Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой.

На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Это они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушившийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах.

Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»

Картина была написана в проблемный для России год. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Она является частью экспозиции Государственного Русского музея.

Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. Она молода, красива, хорошо одета.

С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии.

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

Конечно, основной темой выставки стала революционная. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.

Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).

Но тем живее работало воображение. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Ты знаешь, у меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха. »59. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42.

А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Нестерову, выходцу из купеческой семьи, это полотно особенно понравилось и при виде его у него невольно вырвалось: «Ведь это монументы. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа.

Одним из излюбленных персонажей произведений Кустодиева была дородная, пышущая здоровьем купчиха. Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века.

Описание картины 
«Купчиха за чаем»

Описание картины «Купчиха за чаем»

Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Свои самые известные полотна онписал попамяти: прикованный кпостели, оннемогвыезжать напленэры илиискать натуру погородам ивесям страны, которая, кстати сказать, была вреволюционном чаду. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. В этом он находил свое спасение. И такие молодцы проглядели революцию. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.

«Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас – баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды.

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

.