Кустодиев Картина В Бане

Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). Полотно «Масленица» показывает зрителям отличный праздник дореволюционной России. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии (Блоха Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Незадолго до смерти успел закончить свое последнее большое полотно «Русская Венера».

Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна. Несмотря на то что новая постреволюционная Россия не нуждалась в старых божествах, есть личная своевременность и закономерность появления этой работы в творчестве Кустодиева.

Кустодиев Борис 
МихайловичКартины 
и биография

Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография

Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Словно само солнце вошло вместе с героиней картины в темноватую обычно баню – и все здесь озарилось. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).

В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленица»), в которых видны черты модерна. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи абсолютно здоровым. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Русская Венера»

Описание картины Бориса Кустодиева «Русская Венера»

Ведь она достойна этого. Вот таким образом утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны.

Мыльные пузыри на лавке, клубы пара оправдывают название картины. Федор Иванович Шаляпин задумал поставить на сцене Мариинского театра оперу А. Серова «Вражья сила». Не найдя в послевоенном Петрограде холста нужного размера, Кустодиев решил пожертвовать ранним семейным портретом «На террасе «, созданным в молодые годы под Кинешмой, в специально построенном доме-мастерской «Терем». Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.

Женщины в картинах 
знаменитых отечественных 
художников (120

Женщины в картинах знаменитых отечественных художников (120 картин)

Древние понятия о небожителях тут резко меняются. Картина представляет собой обобщающий образ. В создании полотна участвовала семья. Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу – Кустодиев выбрал Париж.

В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье. Оно предполагало ориентацию на великие образцы классического искусства, на традиции академической живописи. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе.

Народный идеал красоты: 
пышнотелые русские 
красавицы на картинах

Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева

Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Отца своего он почти совсем не помнил. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия.

Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Репин художника привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. В 1950-е – 60-е годы соцреализм оставался главным направлением в советском искусстве. За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку.

Кустодиев Борис 
Михайлович (1878 
– 1927)

Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)

В этом он находил свое спасение. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь.

Искусство требует всей жизни. Отца своего он почти совсем не помнил. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.

Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.

Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Это идеал женской красоты, созданный воображением народа. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Я. Билибин, 1901).

В бане – Кустодиев 
Борис Михайлович

В бане – Кустодиев Борис Михайлович

Портрет получился огромный — более двух метров в высоту. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.

Портрет получился огромный — более двух метров в высоту. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.

Картины — Кустодиев, 
Борис Михайлович

Картины — Кустодиев, Борис Михайлович

Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Я. Билибин, 1901). Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.

Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Это последняя большая картина великого русского художника. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». А шуба.

В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Вот, например, тема утро.

— Здесь он встретил свою любовь, свою жену. Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Ведь она родилась из пены. Он твердо решил стать художником.

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.

Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.

Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу – Кустодиев выбрал Париж. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

В создании полотна участвовала семья. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Но тем живее работало воображение. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2.

Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.

Костромские сюжеты 
и мотивы в творчестве 
Бориса Кустодиева

Костромские сюжеты и мотивы в творчестве Бориса Кустодиева

Только щеки да нос краснеют». «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Я. Билибин, 1901).

Будто впервые. Он писал портрет участками, не видя целого. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. К этому времени у них уже родился сын.

Советская откровенная 
живопись (1918-1969)

Советская откровенная живопись (1918-1969)

Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленица»), в которых видны черты модерна. Большинство жанровых картин показывают церковные праздники, народные гуляния.

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Увидел художника в тесной мастерской, одновременно служившей и спальней, в кресле-каталке, полулежавшего под нависшим над ним мольбертом и «жалостливая грусть» пронзила сердце великого певца.

Кустодиев: самые 
яркие картины написал 
в инвалидном кресле

Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Перечитывая хорошо знакомый ему текст монографии, Борис Михайлович усомнился, надо ли было Воинову обращать внимание читателя на очевидную параллель композиции «Большевика» — гигант шагает по московским улицам между копошащихся у его ног людишек, — с подобной же композицией его раннего рисунка для «Жупела». Художник изображает свою Венеру в русской, утопающей в клубах пара, бане.

Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878 – 1927), русский художник. Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. Они просто иные. Жизненная веселость и телесная конкретность образа не должны ввести зрителя в заблуждение. Картина «Русская Венера», созданная 1926-го, поразила искусствоведов. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы.

Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать. К этому времени у них уже родился сын. Портрет так понравился Шаляпину, что он взял и эскизы к нему. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.

Открытка (плейкаст) «Картины Бориса Кустодиева»

Интересна история создания одной из последних работ Кустодиева Русская Венера. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»). Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь». Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы – 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Портрет так понравился Шаляпину, что он взял и эскизы к нему. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург). Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.

Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. А в чем состояло понятие красоты у русского народа. Дача у Бориса Кустодиева была под Кинешмой и он часто ездил в Кострому.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Пришлось использовать обратную сторону группового семейного портрета «На террасе», написанного в «Тереме» в 1906 году. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Вместе с семьей отправляется в Париж. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Примерка будет продолжаться. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.

История одного шедевра: 
«Купчиха за чаем» 
Кустодиева

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Затащил мужика с базара — и писал при народе. За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. С удовольствием он согласился делать декорации и костюмы.

От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Весной, в мае, Борис Михайлович возобновил работу над задуманным большим полотном «Русская Венера».

Кустодиев Борис 
Михайлович (1878-1927)

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И.

Затащил мужика с базара — и писал при народе. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Чертовски трудно. Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести. Я. Билибин, 1901). Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.

Зашел с мороза прямо в шубе. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.

Пластиковые рамки 
для фотографий

Пластиковые рамки для фотографий

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»). Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Помимо коллекции Догадина в галерею поступило около ста работ из числа собранных представителем австрийской торговой фирмы О. Виблингером, среди них и когда-то написанное Кустодиевым панно «Поэзия» и его натюрморт «Омар и фазан».

Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Федор Иванович Шаляпин задумал поставить на сцене Мариинского театра оперу А. Серова «Вражья сила». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Впрочем, с этим городом у художника связано не только творчество. Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна.

После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Интересна история создания одной из последних работ Кустодиева Русская Венера. Там такого же примерно размера, как гигант-«большевик», по тем же заполненным людьми улицам двигался устрашающий скелет — символ смерти. Такие ярмарки, гулянья – основной элемент народного творчества, проявляющегося в работах мастера.

Заказ рамок для 
дипломов в багетной 
мастерской

Заказ рамок для дипломов в багетной мастерской

В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Он писал портрет участками, не видя целого. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Не случайно художник изображает героиню картины «Русская Венера» в бане: здесь столь естественна ее красота и неприхотливая деревенская обстановка подчеркивает значимость самого образа. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». А расчет на деле оказался изумительным.

Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. Блестяще горели его веселые глаза — в них была радость жизни. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Одна из главных тем — шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина.

Багетные рамки для 
вышивки икон

Багетные рамки для вышивки икон

Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3.

Художественное направление, к которому Кустодиев тяготел в 1910-е гг., называют неоклассицизмом. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Картину представили на выставке общества «Мир искусства». В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — знаменитый портрет Федора Шаляпина. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Например, всем известная «Масленица» из Русского музея в Петербурге.

Самое интересное 
в виде мозаики

Самое интересное в виде мозаики

Он твердо решил стать художником. Позировала, как и для многих других полотен, дочь. Пасха, церковь и вера в творчестве Бориса Кустодиева занимает основное место. Все, о чем упомянул Кустодиев в этом письме, все, что составляло основу его видения жизни и специфику его таланта, с замечательной силой и красочностью выразилось в законченном весной полотне «веская Венера».

Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Кустодиев писал этюды с видами парка имения, натюрморт «Яблоки». Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.

Шаляпин вспоминал: «Он поразил меня своей духовной бодростью. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать.

«Вот уж кто чудит, 
так это Кустодиев»

«Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»

Картина «Русская Венера» была написана Борисом Кустодиевым в 1926 году, за год до смерти, в его ленинградской квартире, которая служила ему и мастерской. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Я. Билибин, 1901). А расчет на деле оказался изумительным. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.

В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Видимо, считалось, что советской девушке или женщине вполне с руки, проснувшись с утречка, покрасоваться топлесс или даже вообще в чем мать родила. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Какова шуба на нем.

Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Увидел художника в тесной мастерской, одновременно служившей и спальней, в кресле-каталке, полулежавшего под нависшим над ним мольбертом и «жалостливая грусть» пронзила сердце великого певца. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.

Но только в первые несколько минут. Он и реален и идеален в одно и то же время. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева

Загадка самой известной картины Кустодиева

На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920).

Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь». Вместе с семьей отправляется в Париж. И многие искусствоведы считают, что Кострома для художника стала любимым городом». Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.

Ленинград летом опустел. Она полна спокойной уверенности в своей красоте. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Полнотелая, здоровая женщина с золотистыми волосами держит в руке березовый веник.

Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Вот кого рисовать-то. Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом». В самом деле имел же художник право пожелать своей героине счастья. На ее простецком курносом лице – задорная улыбка.

Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.