Кустодиев Картинки
Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
«Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. А шуба. В 2009 году на торгах Sothebys появилась картина «Деревенская ярмарка». В результате эстимейт был превышен более чем в два раза — холст купили за 4, 4 миллиона фунтов стерлингов (7, 1 млн долларов). Это позволяет нам не углубляться в биографические тонкости, а кратко обозначить канву жизненного пути художника все же необходимо. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930).
- Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
- Борис Кустодиев: картины с названиями, описание работ, фото
- Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
- Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Портреты супруги в творчестве Кустодиева – особая тема, поскольку эти работы согреты необычайно искренним чувством к Юлии Евстафьевне, находящейся всегда рядом с ним и в радости и в горе. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Красный цвет стен половые в белом, с подносами видна какая-то абсолютно неуместная пальма в кадке — все вместе сурово, зловеще, хмуро. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы.
- Художник Кустодиев – биография и описание картин
- Картины — Кустодиев, Борис Михайлович
- Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле
- Борис Кустодиев – биография, фото, картины, личная жизнь художника
- Репродукции картин Кустодиев Борис
Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Отца своего он почти совсем не помнил. На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Затащил мужика с базара — и писал при народе. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Он восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями: «Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. К этому времени у них уже родился сын. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Эта работа далека от графики, но мы упоминаем о ней потому, что она, по сути дела, представляет собой групповой портрет русских художников книги. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».
Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века».
- Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича
- Книжная графика Бориса Кустодиева
- Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева
- Фотобанк картин Кустодиева Бориса
- Русское искуство: Кустодиев Борис Михайлович
- Кустодиев Борис Михайлович (Россия, 1878-1927)
Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. В результате картину купили за 2, 8 млн фунтов стерлингов (4, 5 млн долларов), установив рекорд для работ Кустодиева. Будто впервые. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3.
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
- Все Картины Борис Кустодиев по алфавиту
- «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
- Астраханское детство Бориса Кустодиева
- Картины Бориса Михайловича Кустодиева
- Пионерская правда против суда Линча
- Он мечтал сыграть Суворова, но прославился ролью Бабы-Яги
Искусство требует всей жизни. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций.
Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. В первую очередь это картина «Извозчик», выставленная в 2012 году с эстимейтом 1, 5-2 млн фунтов. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Я. Билибин, 1901). Историю создания картины можно узнать из литературы, описывающей деятельность художника. Прикованный последнее десятилетие жизни к инвалидной коляске испытывающий постоянные мучительные боли, часто работающий лежа под установленным над ним холстом, художник именно в эти годы создал особенно много полных красочности и жизнелюбия полотен.
Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Какова шуба на нем.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену.
- Журнальные утки во французском меню
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен
- Книги, графика, плакат, календари, декорации
- Особенность творчества живописца
- Рекорды продаж, цены на картины Кустодиева
- Оценка, продажа и скупка картин Кустодиева
В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую сказку о провинциальной русской жизни. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным.
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. На портрете изображены А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов и другие мирискусники, активно и охотно работавшие с книгой. Работа была заказной. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Но и в таком, можно сказать, упрощенном виде Госиздат опубликовать сказки не смог: легкий штриховой рисунок хорошо смотрится лишь на более или менее приличной бумаге, а в распоряжении у Госиздата была лишь грубая газетная. Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных.
Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.
- Сайт о жизни и творчестве художника
- Самое интересное в виде мозаики
- Настоящий мастер – художник Борис Михайлович Кустодие
- Загадка самой известной картины Кустодиева
Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). А может быть именно вот таким образом и стоило. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические.
После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба».
Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Любовь к ней отражается в каждой работе. Зашел с мороза прямо в шубе. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши.
Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Картина эта, к сожалению, завершена не была. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Кустодиев твердо решает стать художником. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Только щеки да нос краснеют».
Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Скандал вокруг «Одалиски» не помешал успешным продажам других работ с хорошей историей. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни.
Вместе с семьей отправляется в Париж. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
Любопытно, что в 1995 году на торгах Sothebys холст предлагали всего за 41 тысячу фунтов, в то время как в 2009 году в этом же аукционном доме ее выставили с эстимейтом один-полтора миллиона фунтов. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины.
Чертовски трудно. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.
Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
Там же должна содержаться и информация об участии полотна в выставках, получении наград. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Бородатые, угрюмые худощавые люди сидят с гвардейской какой-то суровой выправкой, отвернулись от снеди, которой завален прилавок, — чай и баранки.
И тогда художник делал не только иллюстрации, но и всю книгу, рассматривая ее как единое целое. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой— 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской.
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Подлинность «Деревенской ярмарки» подтверждена тем, что полотно демонстрировалось в Бельгии еще при жизни художника. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Вот кого рисовать-то.
Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах».
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Сведения о движении произведения от одного владельца к другому часто приходится собирать самому, привлекая различные документы (сведения о продажах на аукционах, договора купли-продажи, документы о наследовании и пр. ). Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму.
Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И.
Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». И. Шаляпин». Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Эта работа является уменьшенной копией картины, находящейся в Русском музее. Великой русской реки, на берегах которой прошло детство Кустодиева, нет на его картинах 151 купеческая жизнь замкнута в нехитром интерьере лавок, трактиров, бань, кричаще убранных комнат.
Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. Таким образом, герои будущих картин художника вырастали из семейных традиций и детских впечатлений. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны.
В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз.