Кузнецов Мираж В Степи

Полотно мастера Кузнецова, «Мираж в степи» входит в список произведений, которые были написаны на самой верхушке расцвета художественного таланта художника.

Забытые имена: Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878-1968)

Есть деньги на виолончелиста, но нет — на его виолончель (ей же тоже надо билет на самолет покупать, а путь неблизкий), пусть играет на местной. На этом пути живопись вплотную сближалась с поэзией и музыкой, как бы испытывая пределы изобразительных возможностей. Исключительно важным событием в его жизни стала встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым, оказавшим сильное и благотворное влияние на саратовскую художественную молодежь. А. В. Ни сдержанно величавой живописи Кузнецова («Мираж в степи», 1912, Москва, ГТГ), ни броским полотнам Сарьяна («Финиковая пальма», 1911, Москва, ГТГ) с их плоскими пятнами интенсивного цвета не свойственна экзотическая экстравагантность. Матвеева. Людская жизнь входит сюда естественно, все в ней течет по издавна установленным законам.

Был участником выставок «Мира искусства», «Ослиного хвоста», «Союза молодежи», «Маковца», «Общества московских художников», очень уж мне его "вывесочные натюрморты" нравятся, да и вообще его творчество. Первая скрипка — Сергей Фильченко из московского ансамбля Pratum Integrum. Когда художник впервые в 1911 году представил на выставке «Мира искусства» эти картины — публика единогласно признала их новым дыханием в творчестве живописца.

Искусство было для него формой существования. Оркестрантов собирали поштучно. Стоячая овация. Я думаю, что столкновение с этой инопланетной, простой и чистой материей будоражит ему кровь и социальную чувственность, как, например, Саймону Рэттлу и Ройстону Малдуму, лет десять назад поставившим с подростками из берлинских спальных районов танцы «Весны священной» под аккомпанемент Берлинского филармонического оркестра.

Художник Кузнецов 
Павел Варфоломеевич

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич

Однако это не было системой. Есть, правда, невероятно энергичный немецкий режиссер и продюсер Ханс-Йоахим Фрай, уже выпустивший пару лет назад в Улан-Удэ «Летучего голландца» (заграничные деятели культуры, полюбившие российскую провинцию, — тема отдельного исследования, у меня уже накапливается материал). Радищева и из частных коллекций. В этих картинах воплотилась детская мечта художника «утопать и изумительно растворяться в небе с необычайными формами миражного очертания».

Миновать рассказ о "Голубой розе" тоже не могла. Тем более впечатляющим было возрождение Кузнецова, обратившегося к Востоку. У него активно работает вся поверхность холста излучающая нежные цветовые волны.

Мы с ним вместе обошли выставку. Но предприняв поездки в Заволжские степи (1911—1912) и Среднюю Азию (1912—1913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» период. Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896гг. ) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его одноклассника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь. Предвоенные десятилетия в творчестве Павла Кузнецова почти неизвестны публике, знакомой с классическими «степными» и «голуборозовскими» произведениями живописца.

И позже рассказывал, что нет на свете ничего красивее беременной женщины. В экспозиции Третьяковской галереи следом за периодом «Голубой розы» показаны самые известные произведения Павла Кузнецова — это его работы степного цикла, с которыми мастер вошел в мировую историю искусства. Основная тенденция в ранний период творчества – от импрессионизма к символизму. Совершил поездки в Заволжские степи (1911 – 1912) и Среднюю Азию (1912 – 1913). Мираж – это видение, призрак. Он как будто намеревался разрушить границу между музыкой и живописью.

Кузнецов Павел Варфоломеевич 
 (1878-1968)

Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878-1968)

Когда-то они стояли на площади в родном городе художника. Художник был приглашен участвовать в росписи Казанского вокзала в Москве исполнил эскизы ("Сбор плодов", "Азиатский базар", 1913-14), но они остались неосуществленными. Художник стремился обрести язык, который мог бы отобразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души («Утро», «Голубой фонтан», обе 1905 «Рождение», 1906 и др. ). Здесь царят плавные и широкие ритмы, единое, текучее пространство, где почти прозрачные фигурки расстилают ковер, строят кошару, спят, поят или стригут овец, плывут «величественные лебеди степей – верблюды». Еще в 1910 году Кузнецов писал: «В искусстве живописи должна быть связь с чувством трудового человека. Именно цвет рождает в его полотнах свет.

Nikolay, я не приветствую, когда люди, решающие общечеловеческие и (или) космические проблемы (даже для ОБЩЕГО блага) в полемике скатываются до базарного уровня. Он горячо воспринял её и затем выступил на обсуждении. Я никогда не забуду, как мы вместе с ним работали в экспозиционной комиссии юбилейной выставки «Художники РСФСР за 15 лет» в Русском музее в Ленинграде в 1932 году.

Павла Кузнецова отвергли, наклеив ярлык формалиста. Художнику еще не было и тридцати, когда его работы вошли в знаменитую экспозицию русского искусства, устроенную С. П. Дягилевым в Париже (1906). Член общества «Мир искусства», председатель общества «Четыре искусства» (1924 – 1931). Заведовал секцией живописи в отделе изобразительного искусства Наркомпроса (1919 – 1924), преподавал в художественных школах и институтах Москвы (1918 – 1948, с перерывами). Алексей, по поводу "эпично". Сарьяна (он там раньше жил) и А. Т.

О них можно сказать – симфоническая живопись, а о нем самом – гармоничная душа, чистая, кристальная. В 1966 году на моей выставке в Доме художника на Кузнецком мосту мне было интересно поговорить с Павлом Варфоломеевичем о моих работах за 40 лет (в экспозиции было больше 200 работ). Оправдываюь. В конце 1900-х гг.

Эти опыты повлияли на станковую живопись, которая все больше тяготела к стилистике монументального искусства («Гадание», 1912 «Вечер в степи», 1915 «У источника», 1919 – 1920 «Узбечка», 1920 «Птичница», начало 1920-х и др. ). В годы революции принимал участие в оформлении революционных празднеств, в издании журнала «Путь освобождения», вел педагогическую работу. Вместилище пространства у него — не перспектива, а светоносный цвет. Так в чем же своеобразие и обаяние дарования именно Кузнецова. (в том числе "Портрет скульптора А. Т. Матвеева", 1928 "Мать", "Мост через реку Зан-гу", обе 1930 "Сортировка хлопка", "Пушбол", обе 1931), – последний высокий взлет творчества Кузнецова.

Саратовская школа – общность художников, сложившаяся на рубеже XIX – ХХ веков (Борисов-Мусатов, Кузнецов, Уткин, Матвеев и Петров-Водкин). Для самого Чижевского, много и успешно работающего с барочной и новой музыкой, это первая серьезная работа в оркестровой яме, прыжок в которую оказался, наверное, еще большим лихачеством, чем местное ритуальное окунание в Байкал. И хотя в них нет ничего вызывающего, они очень оригинальны, неординарны.

«Сны наяву»: символизм 
Павла Кузнецова 
в Третьяковке

«Сны наяву»: символизм Павла Кузнецова в Третьяковке

Главными мотивами живописи Кузнецова в тот момент были — фонтан и рождение. Чувство восторга перед жизнью не покидало художника до глубокой старости. Выставка открывается работами, которыми Кузнецов «дебютировал» в истории русского искусства: картинами и графикой периода «Голубой розы». В поздние годы преимущественно был занят пейзажем и натюрмортом. В те же годы Кузнецов пишет ряд натюрмортов, среди них – превосходный "Натюрморт с японской гравюрой" (1912).

Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в Студию живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891-96). В те же годы создал ряд натюрмортов. Альтисты свои неплохо справляются. Этот прием стежка останетсяи в более поздних произведенияхживописца. Не так-то просто удержать степной мираж. Тогда дом Павла Кузнецова ещё не был музеем. Спасибо за комментарий. Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом).

Насыщенное светом и энергичным движением, пространство его композиций обрело глубину таковы известные панно "Сбор винограда" и "Крымский колхоз" (оба 1928). Естественно, стремление к примитивизации у Кузнецова проявилось по-своему. Загадочный для цивилизованного человека мир привлекал его своей первородностью. Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание тысячелетней истории восточных народов. По утверждению искусствоведов источники «кузнецовского» стиля лежат в традиции символистской живописи В. Э. Борисова-Мусатова, с которым будущий художник познакомился в Саратовском обществе любителей изящных искусств еще в юности. Вертикали юрт, деревьев, фигуры верблюдов и людей как бы уравновешивают линию горизонта и плоскость земли.

Клавесинист, ясное дело, привозной. В конце 1900-х гг. Среди картин этой серии — «Весна в степи», «Вечер в степи», датирующиеся 1909-1912 годами и другие. Светозарная голубизна холмов – «из тела земного светящегося сияния» – здесь совершенно ирреальна. А. Н. Кузнецов понял в этом и заключена высшая красота состоящая из простых неделимых элементов. Мираж в степи. В начале 1910-х годов Кузнецов отправляется в Самарканд.

Ко времени окончания МУЖВЗ (1904) символистская ориентация Кузнецова вполне определилась.

Павел Кузнецов (1878), 
русский художник 
 (Мираж в степи,

Павел Кузнецов (1878), русский художник (Мираж в степи, Отдых пастухов)

Картины «Киргизской сюиты» знаменуют высший расцвет таланта художника («Спящая в кошаре», 1911 «Стрижка овец», «Дождь в степи», «Мираж», «Вечер в степи», все 1912). Спектакль дали всего два раза, которые радикально различались. Странность его работ подчас становилась болезненной казалось, он исчерпал себя и не способен оправдать возлагаемых на него надежд. Природа наделила П. В. Кузнецова блестящим живописным даром и неиссякаемой энергией души. Эфрос), длинные вертикальные мазки, размытые абрисы. Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925—1929гг. ).

(Русакова А. Павел Кузнецов). Выставку открывают произведения раннего этапа творчества художника периода «Голубой розы». Цвет очень условный. Да будьте Великим.

Получается это у них довольно мило. В 1923-м художник едет в Париж и его «Парижские комедианты» — результат впечатлений от той поездки. Как и живопись, графика Кузнецова отличается пространственностью, «проницаемостью» изобразительной поверхности, композиция — ритмической точностью, а колорит — сиянием цвета. Колорит строится на переливах тончайших, обогащающих друг друга оттенков. В этот период он создает новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи к числу его лучших произведений относятся великолепные портреты Е. М. Бебутовой (1921-22) тогда же им изданы литографские серии "Туркестан" и "Горная Бухара" (1922-23). Под впечатлением от поездки в Париж, где в 1923 г. была устроена его выставка (совместно с Бебутовой), Кузнецов написал "Парижских комедиантов" (1924-25) в этой работе присущий ему декоративный лаконизм стиля обернулся неожиданно острой экспрессией.

Вечер в степи, Павел 
Варфоломеевич Кузнецов, 
1912

Вечер в степи, Павел Варфоломеевич Кузнецов, 1912

Новые открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925-29). Растущая известность Кузнецова способствовала расширению его творческой деятельности. Символизм – это свидетельство перехода человечества на новый уровень сознания, предтеча искусства новой эпохи, которая не исчерпывается ни столетием, ни (возможно) даже тысячелетием. Картина В степи. Решающую роль сыграли странствия художника по заволжским степям, поездки в Бухару, Самарканд, Ташкент.

Издание прекрасно иллюстрировано — в нем опубликовано около 200 живописных и графических произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Саратовского государственного художественного музея им. В 1891 – 1896 занимался у В. В. Коновалова (Саратов). Их большие чаши подпирались сфинксами. Кузнецов рано приобрел известность. П. В. Кузнецов был создателем этого объединения (пусть кратковременного) и не изменял его художественным принципам.

Картины — Кузнецов, 
Павел Варфоломеевич

Картины — Кузнецов, Павел Варфоломеевич

Признаюсь, сам периодически срываюсь, реагируя на хамство -оправдываю тем, что защищаю достоинство Личностей от. невежд (это я литературно выразился – удержался). Особенное значение приобрели живописные открытия Борисова-Мусатова. Помню, Грабарь и Сергей Герасимов тогда сказали: «Вот это художник, дай Боже. » От соседства с ним многие картины противоположных ему художников показались черными и фотографичными на них просто невозможно было смотреть. Надежда-, кстати о натюрмортах, был такой художник Шевченко Александр Васильевич Начинал с импрессионизма (парижские пейзажи 1905–1906) и символистских фантазий в духе «Голубой розы». Творческая программа голуборозовцев перекликалась с символизмом поэтов серебряного века. Стрижка овец», «Мираж в степи», написанные в 1912 году.

Организатор выставок «Алая роза» (1904) и «Голубая роза» (1907). Кузнецов не просто любил писать, он жил и мыслил живописными образами. Далеко от поверхности мира до дна. Фигуры женщин, животных, предметов очень упрощены. Хождением по канату во второй вечер он уже не выглядел. Понимаю, что пост длинноват, но не могу избавиться от привычки "танцевать от печки".

17 ноября 1878 года родился удивительный русский художник Павел Варфоломеевич Кузнецов

Один извариантов ответа на этот вопрос кураторы экспозиции поместили в экспликации: «Благодаря постоянному присутствию невещественного, «горнего», благодаря «просквоженности» далеким, глубоким, «иным», живопись Павла Кузнецова оказалась маловосприимчивой к той порче, которой в большей или меньшей степени было поражено приверженное материи искусство многих его современников в 1930–1950-х годах». Им принадлежат лучшие высказывания о его творчестве. В 1920–1930-е годы он искренне увлекся трудовыми сюжетами «от садоводства до цветоводства, от процессов колхозного труда к праздникам урожая». Испытал большое влияние В. Э. Борисова-Мусатова. Не могли спасти ни ответственные темы, ни литературщина, которыми так часто перенасыщают свои работы художники ремесленного толка, вместо живого чувства окружающей нас жизни, они занимаются этим чисто спекулятивно.

Но не мира видимых предметов, а мира чувств, души, видений, грез и предчувствий. Исполнил эскизы росписи Казанского вокзала в Москве («Сбор плодов», «Азиатский базар», 1913 – 1914, остались неосуществленными). Насыщенное светом и энергичным движением, пространство его композиций обрело глубину, например, широко известно его панно «Сбор винограда» (1928).

Развивая богатые потенции Кузнецова-декоратора, эти опыты, несомненно, повлияли на его станковую живопись, которая все больше тяготела к стилистике монументального искусства ("Гадание", 1912 "Вечер в степи", 1915 "У источника", 1919- 20 "Узбечка", 1920 "Птичница", начало 1920-х и др. ). Главные мотивы символистской живописи Павла Кузнецова – «Фонтан» и «Рождение», связанные темами истоков жизни, пробуждения души. По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в которых «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд». Ну, если для Вас это авторитет: сравните высказывание о врагах (. ) ортодоксов от церкви и высказывания тех же православных святых (из Синодального издания даже) – почувствуйте разницу. Совершенствовал мастерство в парижских академиях Р. Жюльена и Э. Каррьера (1905–1906), а также в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908–1909), где в числе его наставников были А. Е. Архипов и К. А. Коровин. Далее следуют классические произведения степного цикла, которыми Кузнецов вошел уже в мировую историю искусства ХХ века: «Вечер в степи», «Мираж в степи», «Дождь в степи» (все — 1912, ГТГ) и другие.

В конце двадцатых годов он познакомил меня с третьим своим другом К. С.

Благодаря постоянному присутствию невещественного, «горнего», благодаря «просквоженности» далеким, глубоким, «иным», живопись Павла Кузнецова оказалась маловосприимчивой к той порче, которой в большей или меньшей степени было поражено приверженное материи искусство многих его современников в 1930–1950-х годах. Пребывание в Армении (1930) вызвало к жизни цикл картин, воплотивших, по словам самого живописца, "коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд". И Кузнецов глядел на них, пока от их изменений ему не становилось жутко. В этот период создал новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи к числу его лучших произведений относятся портреты Е. М. Бебутовой (1921 – 1922) тогда же им были изданы литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922 – 1923). На выставке «Сон наяву» можно познакомиться с ключевыми работами данного периода, такими как: «Спящая в кошаре», «Дождь с степи», «Мираж в степи», «В степи» и другими.

Работы, созданные в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Каждой фигурке художник дает свою тональность, облачая в различные цвета и оттенки. Его возрождение было граничит с обращением к Востоку. О П. В. Кузнецове много написано. Это такое же блаженное воспоминание детства, как и все остальное в его искусстве. Значимые источники кузнецовского стиля — традиция искусства В. Э. С ним очень интересно говорить о живописи, всё в искусство он близко принимает к сердцу. Павел Кузнецов — художник пространства и в самых декоративных, орнаментальных его вещах разлит тот «голубой раствор», в который «погружен земной простор».

И в поздних произведениях он обращался к символизму. Радостные, полные утренней свежести картины. Певцы — самая сложная часть моего повествования. Петровым-Водкиным. Совсем недавно мы встретились у Бехтеевых. Это большие друзья Павла Кузнецова.

Кажется, он с ним родился. С искусствоведами Д. Сарабьяновым и М. Алпатовым Павел Варфоломеевич был дружен. Но это – личное. Есть хорошая валторна, но нет хорошего валторниста — приглашаем из Красноярска. Студенты его очень любили.

Его энергии хватало на все. В эти годы обращался к темам труда и спорта. Павел Варфмоломеевич был там вместе со своей женой Еленой Михайловной Бебутовой. — автобиографичны.

Пример тому — степной цикл 1912 года: «Вечер в степи», «Мираж», «Дождь в степи» На рубеже 1920–1930-х годов Кузнецов активно пишет натюрморты, портреты и пейзажи. Вот. В качестве иллюстрации этого — графические циклы, сопровождающие живопись. В 1925 – 1929 совершил поездки художника в Крым и на Кавказ.

При всей искренности желания откликнуться на социальный заказ Кузнецов не мог вполне удовлетворить ортодоксов новой идеологии, часто подвергавших его жесткой критике за "эстетизм", "формализм" и т. п. Те же обвинения были адресованы другим мастерам объединения "Четыре искусства" (1924-31), членом-учредителем и председателем которого был Кузнецов. Свечение земли поэтически преображает видимый мир, дает ему ощущение безбрежности, планетарности, космизма. Отдельным блоком экспонируются листы из альбома литографий «Туркестан» (2-я серия).

Молодых художников – последователей Мусатова связывали взаимные симпатии земляков, друзей и соучеников (по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества (1897 – 1904), а также одинаковость среды, воспитания и самовоспитания, взглядов, устремлений, понимание задач искусства и увлечение французским символизмом и немецким модерном. А я в Саратове была очень давно (на теплоходе путешествовали). Публика аплодирует в финальном ансамбле в такт, как на поп-концерте. Откуда же такое название – В степи.

Мотив картины «Мираж в степи» чрезвычайно прост. Творческая программа голуборозовцев перекликалась с символизмом поэтов "серебряного века". Как писал литературный критик Виктор Иванов: «Восток Павла Кузнецова — задумчиво-грустный, нежный и бледный, весь как бы в весеннем утреннем тумане, в жемчужно-сероватой мгле, заволакивающей всё мистически призрачной дымкой». А в этой картине сразу узнается утонченная ценительница прекрасного.

И так далее. В нем очень сильны национальные корни. Борисова-Мусатова и эстетика гобелена. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета— его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича Кузнецова в ряд художников мирового уровня. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова и К. А. Коровина (1897 – 1904). Русские художники этого направления никогда не именовали себя символистами (критики и почитатели называли их эмоционалистами), не выпускали деклараций и манифестов, не объединялись в прочные группы (за одним исключением – Голубая роза). Мираж.

Павел Кузнецов «Мираж 
в степи» 1912

Павел Кузнецов «Мираж в степи» 1912

Посещал Строгановское художественно-промышленное училище (1898–1908). Родился в Саратове, в семье иконописца. Изображение строится параллельно плоскости холста, образуя своего рода «покров» над сквозящей за ним далью. В 1914 сотрудничал с А. Я. Таировым в первой постановке Камерного театра – спектакля «Сакунтала» Калидасы. Для речитативов нужен клавесин или хаммер-клавир. Форма отчасти «остается пеной»: «туман, зыбкость, полуясность, скраденность контуров и колорита» (А.

Декоративная живописная плоскость «Голубого фонтана» изнутри пронизана пространством, листья и струи воды наполнены светом, воздухом и глубиной. Наоборот: вот-вот — и полетит. составило решительную оппозицию запоздалому символизму, в живописи мастеров, вышедших из образовавшегося в России в 1907 году недолговечного объединения «Голубая роза». Так совершается художественное переключение бытового в бытийное.

Кузнецов Павел Варфоломеевич 
художник

Кузнецов Павел Варфоломеевич художник

Пожизненный член парижского «Осеннего салона». Позднее, в советский период, когда многие русские художники, чей подъем пришелся на первые три десятилетия века, переживали кризис, Кузнецов находил необходимый для его работы источник «формы и радости» в людях и в мире природы: в цветах и плодах, в море и соснах, в полях капусты. В его картинах есть поэзия и динамика, они полны воздуха и света. Во-первых, обратим внимание на очень условное решение образов.

Это «Вечер в степи», «В степи за работой. Полагай несущественным явное в мире, Ибо тайная сущность вещей — не видна.

Начались повторы, казалось, что мастер исчерпал себя. Недаром эта серия названа сюитой. Художник стремится расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и спорта.

А Вы Истину через себя утверждаете, но действуете неистинно. Все, что мы видим, — видимость только одна. Пример. И очень хотелось показать побольше его работ разных периодов.

художник пережил творческий кризис. Альбом-каталог, подготовленный к выставке, включает статью о творчестве Павла Кузнецова и обширную «Летопись жизни и творчества», куда вошли биографические сведения, записки и короткие статьи художника, его эпистолярное наследие, выдержки из статей критиков, стенограммы выступлений Кузнецова, воспоминания о нем, архивные фотографии.

рефераты конспекты 
курсовые дипломные 
лекции шпоры

рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Абрам Эфрос писал, что фонтаны Павла Кузнецова бьют водой, проведенной из «мусатовского» «Водоема». Другим очевидным источником творчества живописца стали гобелены, большая коллекция которых хранится в Саратове, на родине художника. Графическое наследие Кузнецова обширно и, хотя большую часть составляют натурные рисунки и наброски (тот постоянный труд художника, который редко находит место на выставках и который обычно считается черновым материалом), среди них есть прекрасные образцы графического искусства, когда двумя-тремя линиями или пятнами создается цельный выразительный образ. Один из самых плодотворных периодов Кузнецова-графика — начало 1920-х – 1930-е годы. Там были и Сарра Дмитриевна Лебедева и я с женой Леони.

художник пережил творческий кризис. Их построил заезжий англичанин потом их сломали. Вместе с ней на сцене возникла точка опоры и стало не так тревожно. На выставке представлена также уникальная, чудом сохранившаяся авторская вышивка «Смерть Тентажиля» (1904. ). Недавно я был у него в Карманицком переулке, там, где когда-то встречал М. С.

Коллекция Государственного 
Русского музея

Коллекция Государственного Русского музея

В конце 1900-х в творчестве художника наступил кризис. Он сразу же переключает изображение в план символико-иносказательный. Они почти постоянно присутствуют на сцене. В годы революции Кузнецов работал с огромным энтузиазмом. Однако будущее всей этой удивительной истории абсолютно неясно.